Научная статья на тему 'Философские и культурологические аспекты здоровья'

Философские и культурологические аспекты здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
867
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / HEALTH / HEALTH CULTURE / HUMAN HEALTH CULTURE / SOCIETY HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мавропуло Ольга Савельевна

В контексте современной социокультурной, ноосферной и экологической ситуации проблема здоровья человека и общества приобретает более широкий контекст: здоровье становится не просто медицинской категорией, но и входит в понятийный аппарат социально-гуманитарных наук, в частности обретает философский и культурологический аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and cultural aspects of health

In the context of the modern socio-cultural, noospheric and environmental situation, the health problem of man and society acquires a broader context: health becomes not just a medical category, but also enters into the conceptual apparatus of The Humanities and Social Sciences. In particular, it acquires a philosophical and culturological aspect.

Текст научной работы на тему «Философские и культурологические аспекты здоровья»

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA 2017 № 2 (6)_2017 Vol. 6 (2)

УДК 1; 008

ФИЛОСОФСКИЕ PHILOSOPHICAL

И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ AND CULTURAL ASPECTS

АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ OF HEALTH

Мавропуло Ольга Савельевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и спортивно-оздоровительных технологий Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: mosras2010@yandex.ru

В контексте современной социокультурной, ноосферной и экологической ситуации проблема здоровья человека и общества приобретает более широкий контекст: здоровье становится не просто медицинской категорией, но и входит в понятийный аппарат социально-гуманитарных наук, в частности обретает философский и культурологический аспекты.

Olga S. Mavropulo

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture and Sports Technologies, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: mosras2010@yandex.ru

In the context of the modern socio-cultural, noospheric and environmental situation, the health problem of man and society acquires a broader context: health becomes not just a medical category, but also enters into the conceptual apparatus of The Humanities and Social Sciences. In particular, it acquires a philosophical and culturological aspect.

Ключевые слова: здоровье, культура Keywords: health, health culture, human здоровья, культура здоровья человека и health culture, society health culture. общества.

Введение

Проблема здоровья человека является одной из самых сложных и актуальных, с полным правом её относят к тем современным проблемам, которые принято называть глобальными. Одной из важнейших задач, которые призваны решать науки о человеке, является разработка проблемы здоровья как фундаментального права и особой ценности современной цивилизации.

Культура здоровья активно начала культивироваться еще в Античности. Античные философы (Демокрит, Геродот, Акмелон, Гиппократ, Аристотель, Асклепиад и др.) рассматривали здоровье в аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и обязательное условие существования человека, и каждый из них пытался найти первоначало и ответить на вопрос: что есть здоровье, что есть болезнь?

Многие античные мыслители говорили о великой ценности здоровья и ужасах болезни. «Нет никого, - отмечает Платон, - кто не предпочел бы остаться здоровым, не имея при этом много денег, вместо того, чтобы болеть, обладая состоянием великого царя». Ведь здоровье -друг, а болезнь - враг, и присутствие здоровья позволяет лучше управлять нашим телом и обеспечивать его сохранность. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум», - пишет Геродот [2, с. 132].

В средневековой философии проблема здоровья занимает не только эскулапов, но и отцов церкви, патристов. Так, святой Августин в «Исповеди» рассуждает о телесном здоровье. Он пишет: «Я говорю о телесном здоровье, будучи здоров телом; качеством этим я обладаю, но если бы образ его не находился в моей памяти, я никак не мог бы припомнить, что значит это слово. И больные не понимали бы значения слова "здоровье", если бы образ его не был удержан памятью, хотя самого здоровья у них и нет». Августин считает, что каждый человек владеет знанием о том, что такое здоровье. «Наслаждения этой земли суть только целебные средства, - пишет Августин. - Истинное здоровье существует только в бессмертной жизни» [2, с. 138-139].

Аксиома здоровья, принимавшаяся ранее в античной культуре, актуализировалась с новой силой в современном обществе. Именно здоровье определяет социальное благополучие общества и отдельного человека. Единство жизни, организма, здоровья в контексте взаимодействия индивидуального и общественного в человеке, по мнению О.М. Ивановой, обосновывает положение, что единство свойств жизни воплощается в организме, конкретно - целостным состоянием которого является здоровье [1].

Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека. Формирование различных концепций здоровья происходит на основе трансформации мировоззрения в истории философской позиции по отношению к здоровью. Эти концепции создаются на разных этапах исторического сознания человека, но, поднимаясь на более высокую

духовно-мировоззренческую ступень, действуют как оценочные суждения о жизни, критерии выбора образа жизни.

Стратегические направления социальной политики государства по отношению к здоровью содержат в себе стремление переломить неблагоприятные тенденции снижения уровня здоровья, пока они не стали необратимыми и не пострадал жизненный потенциал нации, что, в свою очередь, обусловливает необходимость углубленного изучения отношения к здоровью на уровне индивида и общества [3].

Для успешной адаптации человечества к процессам, происходящим под влиянием глобализации и цивилизационных сдвигов, необходимы критический анализ и переоценка ценностей, понимание того, что рождение новой аксиосистемы возможно только в процессе напряженного поиска новых ориентиров человеческого существования.

Специалисты по вопросам физического развития человека однозначно рассматривают сферу культуры физической как необходимую, равноправную с другими областями культуры, однако в теоретическом плане культура телесности как объект не обрела пока достаточного научного признания, познавательного статуса и степени разработанности. По мнению И.М. Быховской, исследования в этой области ведутся, однако, по преимуществу, представленность этого аспекта человеческого бытия в исследованиях такого рода сводится к более или менее узким зонам его проявления: пространственное поведение, состояние здоровья. Как правило, ощущается недостаток в специальном, углубленном анализе социокультурной природы данного феномена [4].

Человеческую действительность, связанную непосредственно или косвенно с креативными возможностями тела, возможно представить многообразно, а всю сферу ценностей тела можно свести к категории «прочных достижений человеческого наследия» в области культивирования физической стороны личности человека [5].

В современном обществе происходят коренные изменения во всех сферах жизни. Эти изменения, а также их воздействие на образ жизни людей и на ценностные установки социума весьма сложны и противоречивы. Они - источник богатства и социальной нищеты, стабильности и социального хаоса. Приобщение к культурным ценностям происходит на фоне культурной деградации отдельных индивидов и принимающей глобальный характер вандализации культуры. Все большее сплочение людей в единое человеческое общество осуществляется за счет подавления национальных культур и традиций, национального порабощения и превращения отсталых стран в сырьевой придаток так называемого первого мира.

Работы в области антропологии и истории культуры исходят из тезиса, подтвержденного множеством данных, о том, что в процессе социального развития - от архаических обществ через высококультурные общества и вплоть до современных - шаг за шагом происходит процесс «отчуждения тела». Насколько велика «дистанция между физической и социальной сторонами тела, зависит от соответствующего общества и давления, которое оно оказывает на отдельного индивидуума. Чем сложнее социальная система, тем в большей степени действующие в ней правила физического поведения ориентированы на то, чтобы пробудить впечатление о том, что общение между людьми - в противоположность отношениям между животными - должно быть общением между бестелесными духами» [6].

Чтобы добиться адекватного анализа тела, должно рассматривать его как материальный, физический и биологический феномен, с которым связаны социальные процессы. Социальные отношения могут глубоко воздействовать на развитие нашего тела почти в любом аспекте - и в отношении размера, формы, как мы видим, слышим, думаем. Человеческие тела используются и преобразуются в результате жизни в обществе, но остаются материальными, физическими и биологическими сущностями [7].

Обращает внимание социальный ракурс здоровья русского философа А. Белого, который в работе «Символизм как миропонимание» при анализе культуры и ее прогресса пишет, что «еще менее определима культура прогрессом; в понятии прогресса лежит понятие о механическом развитии; прогрессирует и здоровье; но прогрессирует и болезнь» [8, с. 20].

Здоровье в системе мировоззренческих ценностей является важнейшим ориентиром личной жизни человека, так как выступает условием реализации его творческого потенциала. Существуют различные определения того, что такое здоровье. В связи с этим привлекает работа П.И. Калью «Сущностная характеристика понятия "здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация», в которой автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира [9].

Приведенный перечень, конечно, является далеко не полным, но даже он поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия.

В рамках философии осознается необходимость исследования субъективных и объективных факторов, детерминирующих здоровье

человека с целью определить наиболее общие закономерности формирования и сохранения здоровья. Соотношение субъективного и объективного, духовного и телесного, физического и метафизического в жизни и смерти человека составляет «нерв» всех философских размышлений, включая размышления о здоровье.

Имплицитно определенная концепция здоровья присутствует в народной мудрости: в здоровом теле - здоровый дух. Однако все еще встречается убеждение, что здоровье - предмет, малоподходящий для философского и аксиологического исследования. Объясняется такая позиция тем, что мы склонны считать болезнь явлением более реальным, чем здоровье. В повседневной жизни больше придается значение различным патологиям, а сам феномен здоровья рассматривается как отсутствие болезни. Понятие здоровья все еще лишено того глубокого экзистенциального смысла, который ищет человек в своей реальной жизни. В этом плане никто еще не высказывался точнее, чем Сократ: «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто».

Для понимания здоровья недостаточно обыденного здравого смысла. Здоровье - это естественная, абсолютная и непереходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей [10].

Так, Платон в диалоге «Государство» считает, что пестрота порождает разнузданность, болезнь. А простота в мусическом искусстве дает уравновешенность души, в области же гимнастики - здоровье тела. Далее в том же диалоге Платон, размышляя над тем, как возможна справедливость в государстве или что есть само справедливое государство, касается вопроса здоровья. Саму проблему здоровья он расширяет от здоровья человека до здоровья всего общества. Он пишет: «Здоровое начало вызывает здоровье, а болезнетворное - болезнь... Придать здоровья означает создать естественные отношения господства и подчинения между телесными началами, между тем как болезнь означает их господство или подчинение вопреки природе» [11].

Возвращаясь к органическому аспекту проблемы здоровья, следует указать позицию Н. Добролюбова, который в своей работе «Органическое развитие человека» рассматривает возможность анализа здоровья как высшей ценности и цели развития человека. Только гармоничность в развитии духовного и телесного здоровья может стать мерилом нормы общего здоровья человека. Добролюбов пишет: «Если всякая душевная деятельность непременно проявляется во внешних знаках и если орудием ее проявления служат непременно органы нашего тела, то ясно, что для правильного проявления душевной дея-

тельности мы должны иметь правильно развитые, здоровые органы» [12, с. 60].

Актуальными и в настоящее время являются также замечания Булгакова относительно здоровья нации. «Сама по себе задача создания или поддержания государственного могущества и экономической мощи хотя и бесконечно важна, но не есть все-таки первая. Не ради того, чтобы жиреть и собирать жир, угрожая бронированным кулаком всякому сопернику, существует национальность в истории. Если здоровье есть благо и забота о нем необходима, то нельзя ведь заботу о сохранении здоровья сделать высшей или единственной нормой поведения. И если подобные цели становятся господствующими, происходит нравственное, а затем и государственное вырождение» [13, с. 340].

Интерес к проблемам здоровья и поведения, его обусловливающего, стал расти во второй половине XX в., когда на первые места в структуре смертности и заболеваемости вышли болезни, вызванные не экзогенными (внешними), а эндогенными (внутренними) поведенческими причинами. Становилось все более очевидным, что только медицина не в состоянии обеспечить необходимый уровень здоровья населения, которое стало рассматриваться в контексте гуманистических традиций, как феномен экономической и духовной жизни общества, от которого зависит в значительной мере благополучие страны.

Проблема социального здоровья человека и общества существенно актуализируется в связи с требованиями, предъявляемыми к человеку системой рыночных социально-экономических отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренции, напряженность труда, повышенная профессиональная ответственность. Вместе с тем нужно учитывать, что отвечает современным требованиям человек со всеми своими физиологическими, психологическими, эмоциональными и другими резервами организма.

Объединив многочисленные позиции ученых, представляется возможным определить здоровье как синтез гармоничного сочетания физических и духовных качеств человека, как меру внутреннего и внешнего равновесия. Это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. В современной трактовке здоровье -это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

Культура здоровья есть индикатор выхода проблемы здоровья человека и общества за традиционные узкие рамки медицины, показатель все увеличивающейся значимости интеграции культуры и здоровья человека и общества. Актуальным является развертывание научных исследований не только на медико-биологическом или психологическом, но и на философском уровне. В то же время эффективное решение проблемы здоровья возможно только на основе междисциплинарного подхода, разрабатываемого в рамках философии.

Литература

1. Иванова О.М. Взаимодействие факторов индивидуального и общественного здоровья в условиях современной цивилизации : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2007.

2. Хрестоматия по античной философии / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофееева (сост.). М. : Просвещение, 1965.

3. Мавропуло О.С. Здоровье в системе ценностей физической культуры личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 4.

4. Быховская И.М. Физическая (соматическая) культура // Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А. Аванесов, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др. М. : Наука, 1994.

5. Мавропуло О.С. Телесность человека как культурная ценность // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1.

6. Douglas M. Ritual, Tabu und Korper-symdylik - Sozialanthropologische Studien // Industriegesellschaft und Stammerskultur. Frankfurt, 1974.

7. Shilling C. The Body and Social Theory. London : Sage Publications, 1998.

8. Белый А. Символизм как миропонимание. М. : Республика, 1994.

9. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988.

10.Мавропуло О.С. Физическая культура и спорт в системе ценностей культуры здоровья // Когнитивные исследования на современном этапе : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (КИСЭ-2013). Ростов н/Д., 2013.

References

1. O.M. Ivanova. Vzaimodeystvie faktorov individual'nogo i obshchestvennogo zdorov'ya v usloviyakh sovremennoy tsivilizatsii : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. Ufa, 2007.

2. Khrestomatiya po antichnoy filosofii / N.F. Deratani, N.A. Timofeeeva (sost.). M. : Prosveshhenie, 1965.

3. O.S. Mavropulo. Zdorov'e v sisteme tsennostey fizicheskoy kul'tury lichnosti // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2012. № 4.

4. I.M. Bykhovskaya. Fizicheskaya (so-maticheskaya) kul'tura // Morfologiya kul'tury. Struktura i dinamika / G.A. Avanesov, V.G. Babakov, Ye.V. Bykova i dr. M. : Nauka, 1994.

5. O.S. Mavropulo. Telesnost' cheloveka kak kul'turnaya tsennost' // Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2013. № 1.

6. M. Douglas. Ritual, Tabu und Korper-symdylik -Sozialanthropologische Studien // Industriegesellschaft und Stammerskultur. Frankfurt, 1974.

7. C. Shilling. The Body and Social Theory. London : Sage Publications, 1998.

8. A. Belyy. Simvolizm kak miroponima-nie. M. : Respublika, 1994.

9. P.I. Kal'yu. Sushchnostnaya kharakte-ristika ponyatiya «zdorov'e» i nekotorye voprosy perestroyki zdravookhraneniya: obzornaya informatsiya. M., 1988.

10. O.S. Mavropulo. Fizicheskaya kul'tu-ra i sport v sisteme tsennostey kul'tury zdorov'ya // Kognitivnye issledovaniya na sovremennom etape : materialy IV Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (KISE-2013). Rostov n/D., 2013.

11. Мавропуло О.С. Генезис культуры здоровья в античной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 4.

12. Добролюбов Н. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью. М., 1948.

13. БулгаковМ. Два Града. СПб., 1997.

11. O.S. Mavropulo. Genezis kul'tury zdorov'ya v antichnoy filosofii // Guma-nitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2009. № 4.

12. N. Dobrolyubov. Organicheskoe razvi-tie cheloveka v svyazi s ego umstvennoy i nravstvennoy deyatel'nost'yu. M., 1948.

13. M. Bulgakov. Dva Grada. SPb., 1997.

Поступила в редакцию

26 января 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.