Научная статья на тему 'Философия языка и текста во второй половине XX - начале XXI веков'

Философия языка и текста во второй половине XX - начале XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / ТЕКСТ / ЛИНГВИСТИКА / КУЛЬТУРА / СЕМИОТИКА / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC PHILOSOPHY / TEXT / LINGUISTICS / CULTURE / SEMIOTICS / LINGUISTIC WORLD IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Юлия Николаевна

В статье рассматривается место и роль концептов языка и текста в современном гуманитарном знании (в рамках формирования новых взглядов на функционирование мира культуры). Основное содержание исследования составляет феномен языка, как многоаспектный и сложный объект, а также то, как он выступает в качестве предмета изучения широкого спектра гуманитарных наук. В статье речь идёт о философии языка, которая включает в себя историю познания языковых явлений, начиная с эпохи античности. Не ставя цели историко-философского рассмотрения имплицитного и эксплицитного этапов развития философских воззрений на язык, тем не менее, автор пытается раскрыть два фундаментальных этапа в развитии философии. Значительное внимание уделяется формированию лингвистики, её последующему осознанию в качестве науки и тому, какое значение она имела для формирования современной философии языка. Автор стремится проследить процесс, в какой степени представление о философии языка и текста является фундированным, а также рассматривает проблему отношения языка к миру. Достижение поставленной цели требует вдумчивого и последовательного анализа и рассмотрения места того или иного философского учения о языке и тексте (в современном гуманитарном знании), а кроме того, герменевтического постижения этого учения. Необходимо раскрыть содержание ключевых философских подходов к языку и тексту, возникших во II половине XX в. Все эти процессы и обуславливают структуру данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF LANGUAGE AND TEXT IN THE SECOND HALF OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

The article examines the place and role of language and text concepts in contemporary humanitarian knowledge (through the formation of new views on the functioning of culture). The research is dedicated to the phenomenon of language, being a multidimensional and complex object, and the way it acts as the subject of research for a wide range of humanities. The article deals with the philosophy of language, and includes the history of the study of linguistic phenomena, starting from antiquity. Historical and philosophical research of implicit and explicit stages of the development of philosophical views on the language was not a part of this study, nevertheless the author attempts to reveal two fundamental stages in the development of philosophy. Considerable attention has been paid to the formation of linguistics (and its eventual self-realization as a science) and the importance it had for the development of contemporary philosophy of language. The author goes along with the process, as today the idea of philosophy of language and text is absolutely well-founded as a discipline considering the relationship of the language and the world. Achievement of the set goal requires thoughtful and consistent analysis and consideration of the position of a particular philosophical doctrine of language and text (in contemporary humanitarian knowledge), and hermeneutic comprehension of the contents of this doctrine. It is necessary to reveal the key philosophical concepts to language and text that appeared in the latter half of the 20th century. The abovementioned observations determine the structure of this work.

Текст научной работы на тему «Философия языка и текста во второй половине XX - начале XXI веков»

УДК 81.1

Попова Юлия Николаевна

Преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7 (342) 2396477 E-mail: shelestyu@icloud.com

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА И ТЕКСТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

В статье рассматривается место и роль концептов языка и текста в современном гуманитарном знании (в рамках формирования новых взглядов на функционирование мира культуры). Основное содержание исследования составляет феномен языка, как многоаспектный и сложный объект, а также то, как он выступает в качестве предмета изучения широкого спектра гуманитарных наук. В статье речь идёт о философии языка, которая включает в себя историю познания языковых явлений, начиная с эпохи античности. Не ставя цели историко-философского рассмотрения имплицитного и эксплицитного этапов развития философских воззрений на язык, тем не менее, автор пытается раскрыть два фундаментальных этапа в развитии философии. Значительное внимание уделяется формированию лингвистики, её последующему осознанию в качестве науки и тому, какое значение она имела для формирования современной философии языка. Автор стремится проследить процесс, в какой степени представление о философии языка и текста является фундированным, а также рассматривает проблему отношения языка к миру. Достижение поставленной цели требует вдумчивого и последовательного анализа и рассмотрения места того или иного философского учения о языке и тексте (в современном гуманитарном знании), а кроме того, герменевтического постижения этого учения. Необходимо раскрыть содержание ключевых философских подходов к языку и тексту, возникших во II половине XX в. Все эти процессы и обуславливают структуру данной работы.

Ключевые слова: философия языка, текст, лингвистика, культура, семиотика, языковая картина мира.

Введение

Проблема постижения сущности языка, возникшая в пространстве философского осмысления человеком мира и самого себя, имеет долгую историю. Исследование природы языка мы встречаем уже в диалогах Платона, трактатах Аристотеля. Следующие за античностью эпохи - Средние века, Возрождение и Новое время - также внесли свой существенный вклад в исследование этого явления, по фундаментальности сопоставимого с

выяснением сущности человеческой жизни. Современная мысль продолжает путь постижения природы языка и текста.

Исследование сущности языка связано с тем обстоятельством, что сам этот феномен, исключительно сложен для изучения, рассматривается как условие человеческого существования - язык пронизывает все сферы индивидуальной и общественной жизни, является связующим звеном между мышлением и миром. В языке, объективировавшемся в текстах культуры, находит своё выражение душа и история народа.

В целом, определяя связь философии и языка как предметов исследования, отметим, что важнейшей проблемой является отношение языка и реальности, так как базовые знания о себе и о мире человек получает на основе дискурсивного мышления. Возможность языкового мышления отображать реальность становится важной проблемой онтологии и гносеологии [Береснева, 2004]. Более того, современная философская рефлексия, характеризующаяся движением к философии языка и текста, имеет практическую значимость, а именно - рассматривается как новая парадигма мышления, целью которой является расшатывание застывших концептуальных схем и бинарных оппозиций в мышлении [Деррида, 2000].

Колоссальные изменения в жизни и знании, связанные с процессом безудержной постиндустриализации - с одной стороны, и «спецификацией» наук и их методологии - с другой, оказали определяющее влияние на переосмысление самого способа бытия человека и культуры. Не случайно в XX в. возникают философские учения, ставящие проблематику языка в центр своих систем, поскольку становится очевидным, что познание мира опосредовано языком, он осознается как матрица и набор правил, дающих формы видения и доступа к реальности. Понять себя таким образом означает - понять природу дискурса и языкового мышления.

Основная часть

Феномен языка, будучи многоаспектным и сложным объектом, выступает в качестве предмета изучения широкого спектра наук. Философия языка включает в себя (в качестве основания теории, поскольку без истории не может существовать теория истории познания языковых явлений, начиная с эпохи античности. Не ставя в данной статье цели историко-философского рассмотрения этапов развития языка, тем не менее, обозначим два фундаментальных этапа в развитии философии языка: 1) философии языка до выделения лингвистики в самостоятельную науку; 2) философии языка после выделения лингвистики в самостоятельную науку.

Обозначив в качестве предмета настоящего исследования философию текста во второй половине XX в., необходимо определить исходные постулаты данных этапов. И если для первого этапа была характерна «прозрачность» феномена языка, отсутствие его специфической роли в постижении реальности (язык служил орудием отражения мира), то второй этап характеризует язык в качестве «медиума» между человеком и миром, более того, «языковым каркасом» мира.

В целом, говоря об исторических основаниях философии языка, мы можем выделить ряд исследователей, чьи труды внесли значительный вклад в становление и развитие обозначенной проблематики. Так, В. фон Гумбольдт (1767-1835) начинает движение антиномичного постижения языка, вскрывая его внутреннюю противоречивость, указывая, в частности, на то, что язык есть деятельность (energeja), а не продукт этой деятельности (ergon). В. фон Гумбольдт указывает также на то, что язык каждого народа имеет организацию, а также уникальный способ выражения мысли - внутреннюю форму языка [Гумбольдт, 1984]. Мир познается сквозь призму внутренней формы языка и, в этом смысле, язык есть способ репрезентации и видения мира, связанного с культурно-историческими практиками.

Формирование лингвистики и её последующее самоосознание в качестве строгой науки имели решающее значение для формирования современной философии языка. Сегодня фундированным является представление о философии языка и текста как дисциплине, рассматривающей проблему отношения языка к миру.

Эти представления возникли на первом этапе «лингвистического поворота», произошедшем в первой трети XX в. Строго говоря, «лингвистический поворот» - это явление фундаментального переосмысления языка и его философского анализа как такового.

Необходимо отметить, что в основании такого направления как структурализм, во многом определившем развитие всего гуманитарного знания в середине XX в., лежит учение Ф. де Соссюра (1857-1913). Язык рассматривается учёным как особая знаковая система. Ф. де Соссюр рассматривал языковой знак как двустороннее (билатеральное) психическое образование, соединяющее означаемое (понятие, план содержания) и означающее (акустический образ, план выражения). Их комплекс и вызывает представление об объекте. Связь означающего с означаемым, как отмечал Соссюр, произвольна. Графические или фонетические свойства знака не зависят от природы обозначаемого объекта [Соссюр, 1977]. Впоследствии идеи Ф. де Соссюра были доведены до логического завершения представителем школы датского структурализма Л. Ельмслевым. Со структурализмом связан семиотический этап, внесший существенный вклад в формирование как философии текста, так и философии культуры XX в.

Язык, ставший в XX в. фундирующей точкой междисциплинарного анализа реальности, раскрывается как сложный феномен, соединяющий в себе проблематику широкого спектра дисциплин (философии, семиотики, лингвистики, герменевтики, антропологии и др.). Во взаимодействии человека с языком, его укоренённости в языковом ареале культурной традиции, человеку открывается многомерность мира, языком задается система координат, обуславливающая возможность понимания мира.

В. П. Руднев, говоря о современной ситуации, отмечает, что фундаментальная коллизия конца XX в. заключается в мучительном поиске границ между реальностью и текстом [Руднев]. Отметим, что исследования, появляющиеся в рамках метанаправления «литературной теории», обращаются к нарративам и методам чтения текстов уже не столько

для интерпретации самих текстов, сколько для постановки и анализа на их материале философских, антропологических, социальных проблем.

Переход к философии текста связан со вторым этапом «лингвистического поворота», окончательно констатированным одноимённым сборником Ричарда Рорти, вышедшем ещё в 1967 г. [КоЛу, 1967]. Дж. Пассмор так подытоживает методологический принцип философского исследования текста: «Пока мы не поймем, что представляет собой наш язык, с помощью которого мы постигаем мир и без которого поэтому для нас не существует мира, до тех пор наше понимание всего остального будет неполным...» [Пассмор, 2002, с. 84].

Стоит отметить, что одним из ключевых понятий философии XX в. становится дискурс, рассматриваемый М. Фуко (1926-1984). «Там, где возможно обнаружить в группе высказываний некую регулярность, закономерность объектов, типов высказывания, концепций или тематических выборов, мы имеем дело с дискурсом. Дискурсивность . не подчиняется законам естественных наук, она предполагает возможность противоположных интерпретаций открытий, содержащихся в трудах основоположников, постоянное возвращение к ним» [Фуко, эл. р.]. М. Фуко понимает дискурс как группу высказываний, связанную с порождающей их системой практик. Подчеркнём, что философ делает акцент на политическом бессознательном, отразившемся в текстах культуры. Постструктуралисты открыли новые перспективы в исследовании динамичности явлений, особенно в аспекте значения смысла и его воплощений в языковых формах текста культуры.

Развитие постструктуралистской философии языка показывает, что тексты способны вступать в особые отношения, все это, в сущности, варианты игр, обусловленных базовым принципом - пространство культуры есть пространство знаков-текстов, организованное по принципу семиозиса или семиосферы [Лотман, 2010].

Сущность игры в меж- интертекстовые пересечения заключается, согласно Е. Е. Бразговской, в следующем. Во-первых, каждый отдельный текст играет с культурой и другими текстами, создавая подвижное пространство собственных значений и смыслов. В этой игре один текст занимает позицию означающего, другой текст - позицию означаемого и отображаемого референта. Означающий текст в следующей игре может становиться означаемым для последующего текста. Понятие семиозиса, таким образом, полностью приложимо к текстовому пространству культуры. Во-вторых, сходные в каком-либо семантическом или стилистическом аспектах тексты образуют классы (парадигмы) текстов, которые могут функционировать в культуре как «самостоятельный» текст, такова, например, парадигма фаустовских текстов в европейской культуре [Бразговская, 2008, с. 111-112]. Говоря о текстуальной природе культуры (гипертексте), в качестве визуализации можно использовать образ Х. Л. Борхеса, а именно, всеобъемлющую всемирную библиотеку, или же Энциклопедию У. Эко [Эко], содержащую в себе: а) все написанные и существующие тексты; б) тексты, когда-либо утерянные; в) никогда не писавшиеся тексты (например, не написанные Ч. Диккенсом главы его последнего романа «Тайна Эдвина Друда»); г) еще не написанные тексты (доказательство теоремы Ферма. Сюда же можно отнести и жанр, который любил Ст. Лем -предисловия к еще не написанным книгам или планы/проекты книг Ф. Ницше); д) «тексты» как

механические комбинации букв, слов любого языка, «порожденные случаем и не имеющие отношения к разуму»; е) а также текст, в котором содержатся все вышеперечисленные тексты, или книгу книг, каталог всей библиотеки. Книга книг является знаком самой Библиотеки, или гипертекста.

Заключение

Сегодня философию языка можно определить, как «бурное, не укладывающееся в чёткие определения, разнообразное по вдохновляющим идеям и методам» философское постижение многоаспектного феномена; целью такового постижения выступает вопрос о том, каким образом человек существует мир [Пассмор, 2002, с. 9]. В дискурсе этого «междисциплинарного движения», стирающего границы между логикой, лингвистикой, семиотикой, теорией текста, исследователи наблюдают взаимодействие между философией и лингвистикой. На философский вопрос о том, что такое мир, даётся лингвистический ответ: будучи названным, так как язык всегда стоит между человеком и миром.

В заключение подчеркнём, что, уходя от вопроса о природе и сущности языка и текста, мы лишаем себя возможности поставить и решить ключевые философские вопросы бытия и познания, а также - понять природу человека, общества и культуры, в которой мы существуем. Весьма перспективным интеллектуальным пространством, в рамках которого, на наш взгляд, может реализовать междисциплинарный проект философского постижения сущности языка и текста, выступает сегодня когнитивная семиотика [Бразговская, 2018], обращенная к исследованию текстуального пространства культуры.

Список литературы

1. Береснева Н. И. Язык и реальность. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2004. 179 с.

2. Бразговская Е. Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры: учебное пособие. Пермь: Изд-во «Пермский государственный университет», 2008. 201 с.

3. Бразговская Е. Е. В лабиринтах семиотики. Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Москва: Кабинетный ученый, 2018. 224 с.

4. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 1984. 397 с.

5. Деррида Ж. О грамматологии. Москва: Ad Marginem, 2000. 512 с.

6. Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.

7. Пассмор Дж. Современные философы. Москва: Идея-Пресс, 2002. 192 с.

8. Руднев В. Словарь культуры XX века. URL: http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt (дата обращения: 14.09.2019).

9. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Москва: Прогресс, 1977. 696 с.

10. Фуко М. Археология знания. URL: http://www.gumer.info/bogoslov _Buks/Philos/fuko_arh/ (дата обращения: 12.09.2018).

11. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 11.10. 2019).

12. Rorty Richard M. The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Ed. and introduction of R. Rorty. N.Y., 1967. 393 p.

Popova Yu. N.

Lecturer, Department of English Language and Intercultural Communication, Perm State University

PHILOSOPHY OF LANGUAGE AND TEXT IN THE SECOND HALF OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

The article examines the place and role of language and text concepts in contemporary humanitarian knowledge (through the formation of new views on the functioning of culture). The research is dedicated to the phenomenon of language, being a multidimensional and complex object, and the way it acts as the subject of research for a wide range of humanities. The article deals with the philosophy of language, and includes the history of the study of linguistic phenomena, starting from antiquity. Historical and philosophical research of implicit and explicit stages of the development of philosophical views on the language was not a part of this study, nevertheless the author attempts to reveal two fundamental stages in the development of philosophy. Considerable attention has been paid to the formation of linguistics (and its eventual self-realization as a science) and the importance it had for the development of contemporary philosophy of language. The author goes along with the process, as today the idea of philosophy of language and text is absolutely well-founded as a discipline considering the relationship of the language and the world. Achievement of the set goal requires thoughtful and consistent analysis and consideration of the position of a particular philosophical doctrine of language and text (in contemporary humanitarian knowledge), and hermeneutic comprehension of the contents of this doctrine. It is necessary to reveal the key philosophical concepts to language and text that appeared in the latter half of the 20th century. The abovementioned observations determine the structure of this work.

Keywords: linguistic philosophy, text, linguistics, culture, semiotics, linguistic world image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.