Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ'

ФИЛОСОФИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИОГРАФИЯ / Я. Д. БЕТЯЕВ / М. М. БАХТИН / А. Л. КИСЕЛЕВ / С. П. СПИРИДОНОВ / Р. И. АЛЕКСАНДРОВА / А. И. СУХАРЕВ / В. И. КЕМКИН / А. А. ГАГАЕВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сычев Андрей Анатольевич, Фофанова Катерина Владиславовна

Введение. Дается краткий обзор основных направлений работы кафедры философии университета, трудов преподавателей, мероприятий, посвященных ученым университета. При этом внимание акцентируется на неразрывности традиции философствования, преемственности передачи знаний, которая отражается как в выборе тем исследований, так и в сохранении памяти о предшественниках. Цель статьи заключается в анализе развития философского образования в Мордовском государственном университете, начиная от его образования в 1931 г. и завершая современным периодом. Материалы и методы. Базовыми методами являются биографический анализ в его философской интерпретации и сравнительно-исторический метод. Результаты исследования. Первая часть статьи посвящена истории преподавания философии в Мордовском государственном университете, которая рассматривается через призму биографий наиболее известных философов, работавших в вузе: Я. Д. Бетяева, М. М. Бахтина, А. Л. Киселева, С. П. Спиридонова, Р. И. Александровой, А. И. Сухарева, В. И. Кемкина, А. А. Гагаева и др. Во второй части обсуждается новейший период развития философии в университете. Обсуждение и заключение. Показано, что к концу 1980-х гг. в республике в целом сложились собственные традиции философствования и оригинальные философские школы. Освобождение от идеологического давления позволило ученым университета свободно развивать различные инициативные направления исследования - социальную философию, этику, философию науки, философию религии - в оригинальных ракурсах, сохраняя в то же время преемственность с наследием прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сычев Андрей Анатольевич, Фофанова Катерина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY IN MORDOVIA STATE UNIVERSITY: PAGES OF HISTORY

Introduction. The article gives a brief overview of the main areas of work of the Department of Philosophy of the Mordovia State University, the works of teachers, events dedicated to scholars of the University. Attention is focused on the continuity of the tradition of philosophizing, the continuity of the transfer of knowledge, which is reflected both in the choice of research topics and in the preservation of the memory of predecessors. The purpose of the article is to trace the history of the development of philosophical ideas and education at the Mordovia State University, starting from its formation in 1931 and ending with the contemporary period. Materials and Methods. The main methods are biographical analysis in its philosophical interpretation and comparative historical method. Results. The first part of the article is devoted to the history of philosophy education at the Mordovia State University, which is viewed through the prism of the biographies of the most famous philosophers who worked at the university - Y. D. Betyaev, M. M. Bakhtin, A. L. Kiselev, S. P. Spiridonov, R I. Alexandrova, A. I. Sukharev, V. I. Kemkin, A. A. Gagaev and others. The second part discusses the latest period in the development of philosophy at the university. Discussion and Conclusions. It is shown that by the end of the 1980s in the republic, original traditions of philosophizing developed and new philosophical schools were organized. Liberation from ideological pressure allowed university scholars to freely develop various initiative areas of research in original perspectives (social philosophy, ethics, philosophy of science, philosophy of religion) while maintaining continuity with the heritage of the past.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

История

History

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) УДК 101.9 DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.241-259

А. А. Сычев1, К. В. Фофанова2

12 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия) 1 e-mail: sychevaa@mail.ru 2e-mail: kateri02@yandex.ru

Философия в Мордовском государственном университете:

страницы истории

Аннотация

Введение. Дается краткий обзор основных направлений работы кафедры философии университета, трудов преподавателей, мероприятий, посвященных ученым университета. При этом внимание акцентируется на неразрывности традиции философствования, преемственности передачи знаний, которая отражается как в выборе тем исследований, так и в сохранении памяти о предшественниках. Цель статьи заключается в анализе развития философского образования в Мордовском государственном университете, начиная от его образования в 1931 г и завершая современным периодом.

Материалы и методы. Базовыми методами являются биографический анализ в его философской интерпретации и сравнительно-исторический метод.

Результаты исследования. Первая часть статьи посвящена истории преподавания философии в Мордовском государственном университете, которая рассматривается через призму биографий наиболее известных философов, работавших в вузе: Я. Д. Бетяева, М. М. Бахтина, А. Л. Киселева, С. П. Спиридонова, Р. И. Александровой, А. И. Сухарева, В. И. Кемкина, А. А. Гагаева и др. Во второй части обсуждается новейший период развития философии в университете.

Обсуждение и заключение. Показано, что к концу 1980-х гг. в республике в целом сложились собственные традиции философствования и оригинальные философские школы. Освобождение от идеологического давления позволило ученым университета свободно развивать различные инициативные направления исследования - социальную философию, этику, философию науки, философию религии - в оригинальных ракурсах, сохраняя в то же время преемственность с наследием прошлого.

Ключевые слова: Мордовский государственный университет, философское образование, биография, Я. Д. Бетяев, М. М. Бахтин, А. Л. Киселев, С. П. Спиридонов, Р. И. Александрова, А. И. Сухарев, В. И. Кемкин, А. А. Гагаев.

© Сычев А. А., Фофанова К. В., 2022

Для цитирования: Сычев А. А., Фофанова К. В. Философия в Мордовском государственном университете: страницы истории // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - Т. 22, № 3. - С. 241-259. - DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.241-259.

Andrey А. Sychev1, Katerina V Fofanova2

12 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: sychevaa@mail.ru 2 e-mail: kateri02@yandex.ru

Philosophy in Mordovia State university: Pages of History

Abstract

Introduction. The article gives a brief overview of the main areas of work of the Department of Philosophy of the Mordovia State University, the works of teachers, events dedicated to scholars of the University. Attention is focused on the continuity of the tradition of philosophizing, the continuity of the transfer of knowledge, which is reflected both in the choice of research topics and in the preservation of the memory of predecessors. The purpose of the article is to trace the history of the development of philosophical ideas and education at the Mordovia State University, starting from its formation in 1931 and ending with the contemporary period. Materials and Methods. The main methods are biographical analysis in its philosophical interpretation and comparative historical method.

Results. The first part of the article is devoted to the history of philosophy education at the Mordovia State University, which is viewed through the prism of the biographies of the most famous philosophers who worked at the university - Y. D. Betyaev, M. M. Bakhtin, A. L. Kiselev, S. P. Spiridonov, R I. Alexandrova, A. I. Sukharev, V. I. Kemkin, A. A. Gagaev and others. The second part discusses the latest period in the development of philosophy at the university. Discussion and Conclusions. It is shown that by the end of the 1980s in the republic, original traditions of philosophizing developed and new philosophical schools were organized. Liberation from ideological pressure allowed university scholars to freely develop various initiative areas of research in original perspectives (social philosophy, ethics, philosophy of science, philosophy of religion) while maintaining continuity with the heritage of the past.

Keywords: Mordovia State University, philosophical education, biography, Y. D. Betyaev, M. M. Bakhtin, A. L. Kiselev, S. P. Spiridonov, R. I. Aleksandrova, A. I. Sukharev, V. I. Kemkin, A. A. Gagaev.

For citation: Sychev A. A., Fofanova K. V. Philosophy in Mordovia State University: Pages of History. Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(3): 241-259. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.241-259.

Введение организованы учебные заведения, осущест-

В 1930-е гг. советские власти проводили влявшие подготовку педагогов. В Мордовии

крупномасштабную кампанию по повыше- (которая к этому времени стала автономной

нию грамотности населения, которая была областью) в октябре 1931 г. было открыто

одним из условий модернизации и инду- первое учреждение высшего образования -

стриализации все еще традиционно аграр- Мордовский агропединститут. Через год он

ной России. Начальное школьное обучение был преобразован в Мордовский государ-

впервые стало всеобщим и обязательным, ственный педагогический институт, вскоре

количество школ увеличилось, возникла получивший имя А. И. Полежаева. потребность в квалифицированных педа- Одним из условий качественного об-

гогах, способных не просто вычитать про- разования в новых учебных заведениях

грамму, но и сформировать самостоятель- являлось преподавание философии, кото-

ную личность. Для этого в регионах были рая формировала системное мышление,

1Л1 гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„

history

важное для специалиста-педагога, а также закладывала фундаментальные мировоззренческие и идеологические ориентиры развития личности «нового типа». Предполагалось, что выпускник советской высшей школы должен быть не узким специалистом, а разносторонне развитым, обладающим фундаментальными знаниями и высоконравственным человеком. Сложность, однако, представляло то, что в провинции было чрезвычайно мало преподавателей, способных вести цикл философских предметов на высоком профессиональном уровне. Кроме того, в первые десятилетия после установления советской власти занятие философией было предприятием весьма непредсказуемым и опасным.

Период интеллектуальной свободы, последовавший за событиями 1917 г., закончился довольно быстро. Власть последовательно устанавливала и укрепляла идеологический контроль во всех сферах жизни, и одной из первых ее жертв оказалась идеалистическая философия. В 1922 г. ведущие русские гуманитарии (прежде всего религиозные философы) были высланы в бессрочное изгнание рейсами специально организованного «философского парохода», а оставшиеся подверглись различного рода гонениям: отправлены в ссылку, лагеря, тюрьмы или расстреляны.

Прежних «властителей умов» предполагалось заменить новыми кадрами, вооруженными знанием «единственно верной» и «научной» философии марксизма, для чего были организованы учебные и научные заведения нового типа, такие как Институт красной профессуры с философским отделением, Институт научной философии при МГУ, философская секция в Коммунистической академии и др. Необходимо признать, что учеба в этих заведениях позволяла получить хотя и одностороннее, но весьма качественное образование. В 1920-е гг. уровень философских дискуссий

в столицах все еще оставался высоким, и они были относительно свободными (если не считать того, что велись они уже исключительно на платформе материализма). Однако к началу 1930-х гг. были свернуты и они. Единственной допустимой формой философствования был объявлен марксизм в сталинской интерпретации, который фактически представлял собой совокупность идеологических положений, выраженных посредством философской терминологии. Любые отступления от этого канона расценивались как нелояльность и ревизионизм.

В этих - очень далеких от благоприятных - условиях закладывались традиции преподавания философии в Мордовии. Несмотря на все сложности, в Мордовском государственном педагогическом институте (с 1957 г. - Мордовском государственном университете) сложились научные школы, оказавшие влияние на развитие культуры региона, а также были написаны труды, многие идеи которых можно расценивать как важный вклад в отечественную и мировую философию. Все это стало результатом научной, просветительской, организаторской деятельности многих ярких личностей, работавших в вузе: Я. Д. Бетяева, М. М. Бахтина, А. Л. Киселева, С. П. Спиридонова, Р. И. Александровой, А. И. Сухарева, В. И. Кемкина, А. А. Гагаева и др.

Обзор литературы

Отдельные очерки, статьи и книги были посвящены жизни и творчеству Я. Д. Бетяева [6], М. М. Бахтина [1; 8; 10; 27], А. Л. Киселева [18], С. П. Спиридонова [13], Р. И. Александровой [14; 16], А. И. Сухарева [5; 12; 24; 25], В. И. Кемки-на [7], А. А. Гагаева [22; 26] и др. Имеются также статьи, описывающие развитие кафедры философии в разные периоды [15; 17], и краткая словарная статья о философских науках в энциклопедии «Мордовия» [19].

Помимо биографических и исторических работ по теме исследования, в статье

использованы данные из архива Мордовского государственного университета, материалы, собранные сотрудниками Музейного комплекса университета.

Статья систематизирует эти и другие данные, но не претендует на исчерпывающую полноту сведений о развитии философии в Мордовском университете; для более объемного представления проблемы рекомендуется обратиться к работам современных авторов, описывающих развитие философских идей в Мордовии: Е. В. Глазковой, Г. Г. Зейналова, В. И. Лаптуна, Е. В. Моча-лова, Н. С. Савкина, А. А. Сомкина и др., -а также непосредственно к теоретическим работам философов, упоминаемых в статье.

Методы

Базовым методом является биографический анализ в его философской интерпретации, важная задача которого - попытка «распознать наши собственные вопросы в чужеродных способах рассуждения, заставить интеллектуалов прошлых веков отвечать на эти вопросы, вовлечь их в нынешние дискуссии в качестве живых собеседников и даже проницательных наставников» [21, с. 52]. Кроме того, использован сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить особенности различных периодов развития философского знания в регионе и в то же время показать внутреннее единство этого процесса.

Первая часть статьи посвящена истории преподавания философии в Мордовском государственном университете, которая рассматривается через призму биографий наиболее известных философов, работавших в вузе. Во второй части дается краткий обзор новейшего периода развития философии в университете; при этом внимание акцентируется на неразрывности традиции философствования, преемственности передачи знаний, которая отражается как в выборе тем исследований, так и в сохранении памяти о предшественниках.

244

Результаты

Философская мысль была важной частью истории культуры Мордовии по меньшей мере с XIX в. С регионом связана жизнь поэта и философа Н. П. Огарёва (1813-1877), в честь которого назван Мордовский университет. На территории нынешней Мордовии родился философ Д. Н. Цертелев (1852-1911), соратник Вл. С. Соловьева и последователь Ф. Шопенгауэра и Н. Гартмана. Однако история преподавания философии в Мордовии начинается только в советский период, с образованием в 1931 г. первого в автономной области высшего учебного заведения. Для идеологического обеспечения образования в институте была создана кафедра основ марксизма-ленинизма, на сотрудников которой и была возложена эта обязанность [17].

Характерной для своего времени была судьба преподавателя пединститута Якова Деменьтьевича Бетяева (1900-1953). Он родился в с. Болдасево (сейчас это Ичал-ковский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. В 1930 г. был направлен на учебу в Москву, где учился в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, а затем - на факультете философии Коммунистического университета преподавателей общественных наук. В 1933 г. вернулся в Мордовию и возглавил кафедру диалектического материализма пединститута. В 1935 г. стал слушателем Института красной профессуры, по окончании которого заведовал кафедрой марксизма-ленинизма Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана, а затем работал доцентом кафедры истории русской философии МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1940 г. получил степень кандидата философских наук. В 1948 г. вновь вернулся в Мордовский пединститут, директором которого был следующие два года.

Исследовательские интересы Я. Д. Бетяе-ва были сосредоточены на истории философ-

ГумАнитАРиЙ : актуальные проблемы „ „

history

Д. Н. Цертелев Я. Д. Бетяев

ской и общественно-политической мысли в России. По-видимому, немаловажной причиной этого было то, что история философии (в отличие от диалектического материализма) давала больше свободы для споров и оценок. В числе его научных трудов - статьи о А. Н. Радищеве, В. Г. Белинском, Н. Г. Чернышевском, А. И. Герцене и др. Основная работа Якова Дементьевича «Общественно-политическая и философская мысль в России в первой половине XVIII века» вышла в Мордовском книжном издательстве в 1959 г. уже после смерти и реабилитации автора. Я. Д. Бетяев высоко оценивает реформы Петра I и подробно описывает их идейные основания, заложенные философами русского Просвещения. Он пишет: «Такие выдающиеся люди, как Прокопович, Кантемир, Татищев и Посошков, будучи наиболее образованными и передовыми людьми своего времени, достойно заняли выдающееся место в кругу сподвижников Петра. Они вполне справедливо указывали в своих устных и печатных выступлениях на экономическую и культурную отсталость России, приветствовали реформы Петра, требуя их углубления» [3, с. 39].

Период, рассмотренный Я. Д. Бетяевым, был таким же переломным для отечественной истории, как и послереволюционные преобразования, а судьба многих героев его трудов - столь же трагичной, как и судьба самого автора. Особо сочувственно он пишет об И. Т. Посошкове - выходце из крестьянского сословия, талантливом экономисте, изобретателе и мыслителе. «Неустанный искатель и мученик правды» [3, с. 427], который мог составить славу и гордость для любой страны мира, был репрессирован и умер в Петропавловской крепости.

Яков Дементьевич в 1950 г. был освобожден от должности как «не обеспечивший руководство института», а затем арестован по ложному обвинению за «участие в антисоветской националистической организации». Он был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и через три года умер в исправительно-трудовом лагере г. Тайшет Иркутской области [6, с. 26].

Нужно сказать, что судьба Я. Д. Бетяева не была чем-то из ряда вон выходящим для своего времени. Выпускник философско-

го факультета Института красной профессуры А. Ф. Антонов, бывший директором Мордовского пединститута в 1936-1937 гг., был арестован по анонимному доносу и приговорен к расстрелу за «притупление политической бдительности» и участие в «мордовском право-троцкистском буржуаз-но-националистиче ском террористиче ском блоке». Одним из пунктов обвинения было то, что он принял на работу бывшего ссыльного и «врага народа» М. М. Бахтина [10, с. 31].

Выдающийся русский философ и филолог Михаил Михайлович Бахтин (18951975) родился в Орле. В 1929 г. в Ленинграде опубликовал первую книгу - «Проблемы творчества Достоевского», которая со временем приобрела статус классической литературоведческой и философской работы. В Саранск он приехал в октябре 1936 г. из Кустаная, где отбывал ссылку, и получил место преподавателя кафедры литературы в Мордовском педагогическом институте. Это был очередной период массовых репрессий, и М. М. Бахтину приходилось работать в условиях многочисленных проверок, предупреждений и доносов. На одном из собраний было вынесено постановление

о его увольнении как бывшего контрреволюционера, однако ректор А. Ф. Антонов делать это поначалу отказался, тем самым вызвав огонь на себя. Впрочем, оставаться объективным в условиях тотальной «чистки» было все сложнее, и уже накануне собственного ареста он подписал приказ об увольнении М. М. Бахтина «за буржуазный объективизм». На следствии он также вскоре дал требуемые показания, характеризуя М. М. Бахтина как члена своей контрреволюционной группы: «Бахтин недавно вернулся из тюрьмы, был осужден на пять лет за антисоветскую деятельность, человек для нас подходящий» [Цит. по: 11, с. 26]. Впрочем, следующий директор института счел за лучшее не подтверждать приказы «врага народа» А. Ф. Антонова и подписал увольнение М. М. Бахтина «по собственному желанию». Такая формулировка позволила Бахтину покинуть Саранск. Вернуться в институт он смог только в 1945 г. Здесь он проработал до 1961 г. в должности заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы.

Областью исследований М. М. Бахтина была прежде всего теория литературы, однако себя он однозначно идентифицировал в качестве философа. В беседе на вопрос В. Д. Дувакина: «Вы были больше философ, чем филолог?» - Михаил Михайлович однозначно ответил: «Философ, чем филолог. Философ. И таким и остался по сегодняшний день. Я философ. Я мыслитель» [2, с. 42]. Собственно, и начинал он с нравственной философии («К философии поступка») и эстетики («Автор и герой в эстетической деятельности»), а его литературоведческие работы всегда отличались философской широтой обобщений. При этом его мышление было настолько свободным, что М. М. Бахтина (несомненно, неплохо знавшего философию К. Маркса) в принципе невозможно представить преподающим диалектический материализм в соответ-

ГУМАНиТАРиЙ : актуальные проблемы „т^,,.

history

ствии с тезисами «Краткого курса истории ВКП (б)». М. М. Бахтину была узка вся официальная философия. Лишь в теории и истории литературы он нашел пространство, где можно было оставаться относительно свободным для научного поиска.

Работа в Саранске давала М. М. Бахтину возможность быть относительно независимым материально и много писать [2, с. 216], но с публикацией работ у него, как и у многих других самостоятельно мыслящих ученых, возникали сложности. Возможность издаваться появилась только в 1960-х гг., когда с дополнениями была переиздана книга о Ф. М. Достоевском, а затем (на основе материалов кандидатской диссертации) опубликована монография о Ф. Рабле. Публикация этих и других текстов (многие из которых были задуманы и написаны в «саранский» период), а также последовавшие за этим переводы на основные языки мира сделали идеи М. М. Бахтина широко известными. На сегодняшний день он - самый известный и цитируемый русский философ в мире.

В послевоенные годы преподаватели университета продолжали исследовать проблемы философии. Один из близких знакомых М. М. Бахтина, заведующий кафедрой иностранных языков Л. М. Кессель, подготовил кандидатскую диссертацию об «Опытах» М. Монтеня на стыке филологии и философии [1, с. 169]. Над докторской диссертацией по истории английского материализма работал В. Ф. Голосов - позднее заведующий кафедрой философии Хабаровского и Красноярского педагогических институтов [9, с. 334].

2 октября 1957 г., с получением Мордовским государственным педагогическим институтом статуса университета, в его структуре появилась самостоятельная кафедра философии. Ее первым заведующим стал М. И. Романов, в дальнейшем ректор Марийского педагогического института.

А. Л. Киселев

М. И. Романова сменила И. М. Мельникова, затем - В. Д. Скворцов [17].

С середины 1960-х до начала 1980-х гг. кафедрой заведовал кандидат философских наук Александр Леонтьевич Киселев (1911-1992). Если М. М. Бахтин был человеком, чьи идеи не вписывались в официальное русло понимания философии в Советском Союзе, то судьба А. Л. Киселева была достаточно показательна для человека, который эту систему принимал и в которую безоговорочно верил. Он родился в крестьянской семье в с. Дракино Торбеев-ского района. С 1920-х гг. находился преимущественно на комсомольской работе: посещал все районы республики, много общался с людьми, поэтому хорошо знал их реальные проблемы и потребности. Свою миссию, сначала на комсомольской работе, а затем в науке и преподавании, он видел в улучшении жизни народа и основным средством для достижения этого считал культурное просвещение. Важнейшие мировоззренческие и методологические ориентиры для национального просвещения, по его глубокому убеждению, задавала философия диалектического материализма.

Александр Леонтьевич заочно окончил Мордовский педагогический институт, затем Высшую партийную школу. В 1952 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на тему «Строительство социализма и развитие социалистической по содержанию, национальной по форме культуры народов СССР (На примере Мордовской АССР)». В 1972 г. стал профессором. А. Л. Киселев опубликовал две монографии, посвященные проблемам развития национальной культуры республики: «Социалистическая культура Мордовии» (1959) и «Духовная культура Мордовии» (1979).

Работа А. Л. Киселева на кафедре философии приходилась на период «оттепели», которая дала толчок к развитию самостоятельной мысли. Хотя философствование проходило все в тех же рамках диалектического материализма, советский марксизм стал восприниматься не только как идеология, но и как наука, нацеленная на решение фундаментальных теоретических проблем. Формировались новые школы по этике, социальной философии, логике, гно-

сеологии, философии науки и т. д. В этот период провели исследования и защитили кандидатские и докторские диссертации (некоторые - под руководством А. Л. Киселева) Р. И. Александрова, А. И. Сухарев, Н. С. Сав-кин, В. И. Кемкин и многие другие [18].

Другой яркий университетский преподаватель философии Слава Петрович Спиридонов (1924-1998) родился в Инсаре в крестьянской семье. В 1942 г. был призван Инсарским райвоенкоматом, служил командиром танка Т-34 в звании лейтенанта. Награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. Был тяжело ранен. После войны работал журналистом в разных районных и республиканских изданиях. В 1960 г. окончил Горьковскую высшую партийную школу. В 1970 г. в Горьковском государственном университете им. Н. И. Лобачевского защитил диссертацию по этике «Общественное мнение и некоторые проблемы нравственного формирования личности». С 1972 г. начал работать в Мордовском университете на кафедре марксизма-ленинизма, затем - философии и политэкономии, затем - этики и эстетики. В 19831987 гг. был заведующим кафедрой этики и эстетики. Написал несколько книг по нравственному воспитанию: «Путь к человеку» (1975), «Твои высшие ценности» (1980), «Главная должность на земле» (1983) и др. Слава Петрович был одним из лучших лекторов общества «Знание» в республике и Мордовском университете. Он умел доходчиво, на жизненных примерах объяснять самые сложные философские проблемы, вовлекать слушателей в активный диалог. Слушать его лекции приходили студенты со всего университета. Будучи преподавателем, он не оставлял журналистской деятельности - писал материалы на тему нравственного воспитания в республиканские газеты и вел передачи о морали на местном телевидении.

ГУМАНиТАРиЙ : актуальные проблемы ... _

history

Всю жизнь он «был коммунистом до мозга костей. Теперь мы знаем, что коммунисты бывали разные. Слава Петрович, к примеру, не был функционером, не преследовал никаких корыстных целей, как некоторые. Грамотный, умный, культурный, честный, порядочный, каких мало... Люди, подобные Славе Петровичу Спиридонову принадлежали к особой касте людей, которые родились и воспитывались при советской власти. Таких сейчас нет» [13].

Рудина Ивановна Александрова (1931-2003) родилась в пос. Темиртау Кемеровской области. В 1955 г. окончила философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 1966 г. - аспирантуру. В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию «Превращение науки в производительную силу», в 1979 г. - докторскую диссертацию «Критика эволюционной этики: историко-методологическая, идеологическая направленность».

С 1966 г. работала на историко-филологическом факультете Мордовского государственного университета вначале на кафедре философии, а в 1976 г. стала заведующей новой кафедрой - атеизма, этики и эстетики (с 1981 г. - этики и эстетики, с 1991 г. - этики, эстетики и истории культуры). С 1982 по 1987 г. - заведующий кафедрой философии, с 1996 по 2003 г. - кафедрой философии для гуманитарных факультетов [19].

Рудина Ивановна была специалистом по этике, вице-президентом Ассоциации этиков СССР. В фокусе ее интересов находились проблемы нравственного воспитания, этологии, экологической этики, методологии гуманитарного знания; традиций и особенностей русской философии; творческого наследия М. М. Бахтина; истории нравственной философии. В числе ее работ - монографии «Критика эволюционной этики» (1975), «Этология и мораль» (1978), «Экология и мораль» (1984), «Нрав-

Р. И. Александрова

ственная философия и творческое наследие М. М. Бахтина» (1995), «Россия: духовность, философия любви» (1999).

На лекциях Рудины Ивановны всегда было много слушателей - она так умела заинтересовать и увлечь студентов проблемами этики и философии, что некоторые из них потом шли в аспирантуру на философские специальности.

Р. И. Александрова была не только ученым и блестящим лектором, но и «своеобразным магнетическим центром широкой этико-философской проблематики и методологии гуманитарного знания в Мордовском госуниверситете и оставила школу своих учеников и богатое интеллектуальное наследие» [16, с. 11]. Многие нынешние преподаватели кафедры философии (Е. В. Мочалов, М. Ю. Грыжанкова, М. А. Елдин, М. Д. Мартынова, В. А. Пи-сачкин, Ж. В. Чашина, А. В. Ширшов, И. Н. Школкина и др.) - ее ученики [4, с. 5].

Эстетическая проблематика далее разрабатывалась прежде всего в работах профессора Н. И. Ворониной, которая возглавляла кафедру эстетики, затем - культурологии, фактически выступив организатором культурологического образования в регионе [20].

Историей и теорией религии занимался С. М. Иткин, руководивший кафедрой атеизма.

Александр Иванович Сухарев (19312010) родился в с. Белогорское Лямбирского района. В 1955 г. окончил философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 1963 г. -аспирантуру Академии общественных наук СССР с защитой диссертации «Сельская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма». В 1974 г. стал доктором философских наук (тема диссертации «Закономерности развития и проблемы регулирования социальной структуры социалистического общества»). С 1967 г. работал в Мордовском государственном университете, в 1969-1991 гг. был его ректором [25].

В фокусе исследовательских интересов А. И. Сухарева находился поиск путей гармонизации социальных отношений, интересов различных личностей, групп, этносов, социальных институтов. При этом процесс гармонизации, по его мнению, следовало изучать не в абстрактном социальном пространстве, а в конкретном регионе - «относительно самостоятельном целостном, территориально очерченном, при-родно-социальном явлении, обладающем

способностью к самовоспроизводству» [23]. А. И. Сухарев - организатор социологического образования в Мордовии, основатель нового научного направления - регионологии.

В период ректорства А. И. Сухарева университет активно налаживал научные связи с другими научными и образовательными центрами страны. В частности, был подписан договор с Московским государственным университетом, в рамках которого на философском факультете (в аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации) готовились кадры для Мордовского университета [25]. Под руководством А. И. Сухарева защищено больше 40 кандидатских и докторских диссертаций, а в числе его учеников -философ А. А. Гагаев [24, с. 25-26].

А. А. Гагаев писал: «Философия Сухарева - специфический, глубокий вариант марксистско-ленинской социологической мысли, имеющий, в отличие от типичных социологов России... философское и конкретно-научное содержание... Александр Иванович Сухарев был и есть на своем месте. Только на своем месте можно быть творческим человеком, можно быть честным, творить жизнь, быть уважаемым жизнью» [5, с. 4, 34].

ГУМАНиТАРиЙ : актуальные проблемы „т^,,.

В 1970-е гг. на кафедре философии проводились исследования ряда теоретических проблем философии. Одним из наиболее значимых направлений исследований того времени стала категория состояния, которая вначале разрабатывалась В. И. Демидовым и В. И. Кемкиным, а затем - Б. Ф. Кевбриным, Ф. А. Айзятовым и др. В рамках этой темы кафедра философии провела ряд мероприятий, в том числе стала организатором крупной всероссийской конференции [17].

Одним из представителей нового поколения советских философов был Виктор Иванович Кемкин (1947-1997). После окончания в 1969 г. физико-математического факультета Мордовского государственного университета он был принят на работу на кафедру философии. Через два года был направлен в аспирантуру в Институт философии Академии наук, где под руководством Л. Б. Баженова защитил кандидатскую диссертацию на тему «Категория "состояние" в квантовой физике и ее гносеологическая функция» по специальности «Философия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

науки и техники». Вернувшись в 1973 г. в Саранск, он продолжал работу в Мордовском педагогическом институте, где вскоре стал заведующим кафедрой философии. В 1986 г. (вновь в Институте философии) он защитил докторскую диссертацию на тему «Логико-методологические функции категории "состояние" в философии и конкретно-научном познании»; на момент защиты он был самым молодым доктором наук в республике. В 1983 г. в московском издательстве «Высшая школа» вышла его монография «Категория "состояние" в научном познании», а статья «Состояние» была включена в «Философский энциклопедический словарь» [7].

В. И. Кемкин был в числе первых профессиональных философов Мордовии, чьи идеи развивались в рамках, относительно свободных от идеологического диктата. Во многом благодаря этому результаты его работы представляются значимыми на уровне отечественной философии науки своего времени, а в определенных аспектах не потеряли значимости и сегодня.

Кафедра этики и эстетики. Середина 1980-х гг.

Одним из наиболее ярких и оригинальных философов, работавших в университете на рубеже ХХ-ХХ1 вв., был Андрей Александрович Гагаев (1952-2021). Он родился в г. Сердобске Пензенской области, в 1976 г. окончил историко-географический факультет Мордовского государственного университета, затем - аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1985 г. стал кандидатом философских наук, защитив диссертацию о категории «основа», а в 1994 г. - доктором философских наук с диссертацией «Теория и методология субстратного подхода в научном познании». Под его руководством защитились 1 доктор и 10 кандидатов наук. С 1979 г. был заведующим кафедрой общественных наук (затем - гуманитарных дисциплин) Рузаевского института машиностроения. Был избран почетным гражданином г. Рузаевка.

В своих работах А. А. Гагаев пытался выявить, как возникают и транслируются глубинные структуры, смыслы, коды, определяющие нашу жизнь. Отсюда его интерес

к языку, задающему особую картину мира; к мифам, сказкам и литературным текстам, демонстрирующим разные образцы поведения; к здравому смыслу, определяющему повседневные практические действия; к образованию и воспитанию, формирующим личность, и многим другим столь же фундаментальным феноменам культуры.

Круг научных интересов А. А. Гагаева был очень обширным, в полном смысле слова энциклопедическим - он интересовался техническими открытиями, русской литературой, индийской философией, татарским фольклором и т. д. При этом он умел так сопоставлять и синтезировать идеи из различных областей, что полученный результат был совершенно неожиданным и оригинальным.

В любом самостоятельном тексте А. А. Гагаев был способен выделить перспективные идеи (даже если для автора текста они были периферийными) и наметить возможности их разворачивания. Он не просто хорошо знал всех крупных ученых

Гуманитарий : актуальные проблемы „т^,,.

университета - физиков, математиков, медиков, - но и мог подробно рассказать, чем они сейчас занимаются и какое влияние их идеи оказали на развитие науки. Во всем этом многообразии он старался увидеть какие-то универсальные законы научного творчества или же, наоборот, выявить региональную, локальную, этнокультурную специфику образов науки.

Одним из наиболее запоминающихся курсов А. А. Гагаева был курс «Философия открытий и изобретений» для аспирантов. Каждая лекция была поводом для того, чтобы предложить какую-то новую идею и рассмотреть ее с разных сторон. При этом он не просто доносил какую-то информацию, а действительно учил, как быть творческим, открывать, изобретать, самостоятельно мыслить. Философия для него была прежде всего способом разрушения шаблонов и провоцирования творческого мышления. А. А. Гагаев был уверен, что философское мышление - это ключ к формированию специалиста, который не просто умеет пользоваться имеющимися технологиями или приборами, но способен создавать их и, наконец, понимать, зачем их нужно создавать [26].

А. А. Сомкин пишет: «Студенты обожали профессора А. А. Гагаева за умение просто и доходчиво объяснить учебный материал, за открытость и искреннее желание вести с ними равный диалог, за смелость и оригинальность суждений. В нем сочетались твердость характера и спокойное неприятие догматического официоза с одновременным умением бескомпромиссно отстаивать свою позицию, убедительно ее обосновывая, но при этом никому не навязывая» [22, с. 217-218].

Обсуждение

К концу 1980-х гг. в республике в целом сложились собственные традиции философствования и оригинальные философские школы. Освобождение от идео-

А. А. Гагаев

логического давления позволило ученым университета свободно развивать различные инициативные направления исследования - социальную философию, этику, философию науки - в оригинальных ракурсах.

С 1987 по 1996 г. кафедру философии возглавлял профессор Н. С. Савкин. Затем кафедра разделилась на кафедру для естественно-научных и инженерных специальностей (которой продолжал заведовать Н. С. Савкин) и на кафедру философии для гуманитарных факультетов (которой вначале руководила Р. И. Александрова, а с 2003 г. - Е. В. Мочалов). Кроме того, была образована кафедра методологии науки и прикладной социологии, которая вела курс истории и философии науки для аспирантов университета (заведующий В. А. Пи-сачкин).

Под руководством профессора Р. И. Александровой продолжала активно работать научная школа нравственной философии. Одним из важных направлений исследований была (и продолжает оставаться) экологическая этика, которая впервые в стране начала изучаться системно: еще в 1984 г. вышла совместная книга «Экология и мораль», написанная Р. И. Александровой и А. В. Смо-льяновым, за которой последовали книги В. А. Писачкина «Мораль и экологическое

воспитание» (1989), «Природа: разум, милосердие» (1990); по экологической этике были защищены диссертации А. В. Смольянова,

B. А. Писачкина, М. Д. Мартыновой и др. Событием в отечественной этике стал выход книги А. П. Скрипника «Моральное зло в истории этики и культуры» (1992). Вкладом в историю этики стали также монографии О. В. Брейкина «Мораль древнего Рима» (1992) и «Становление нравственного идеала в культурах древнего мира» (1996). Коллективом кафедры были выпущены учебные пособия «Этика» и «Русская религиозно-нравственная философия».

Под руководством профессора Н. С. Сав-кина развивалось социально-философское направление исследований, сконцентрированных вокруг теории социального воспроизводства (П. Н. Ворохов, Л. П. Тропина,

C. И. Янин и др.). Были выпущены монографии, в том числе изданная совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом книга «Социология раз-

вития: современные теории и проблемы» (1999); книги Д. Е. Фролова «Активность личности студента: (аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании» (2002); Н. С. Савкина «Прикладная философия» (2011); А. А. Сомкина «Целостная личность и современный социум: единство и оппозиционность» (2010), Е. Н. Песоцкой «Эволюция методологии социального анализа проблемы человека в истории науки» (2015) и многие другие. В 2002 г. вышло пособие «История европейской философии» В. М. Борискина. Кроме того, для студентов университета были опубликованы учебные пособия «Философия» и «Социальная философия», выдержавшие несколько изданий.

Под руководством профессора В. А. Писачкина велись исследования в области истории и философии науки, чему были посвящены монографии и учебные пособия, авторами которых были профессора В. А. Писачкин, Ф. А. Айзятов,

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „т^,,.

A. А. Гагаев, К. В. Фофанова и др. Осуществляли руководство аспирантами и вели лекции по философии науки в университете также специально приглашенные специалисты: профессора А. С. Ахиезер,

B. В. Ильин, Б. Г. Юдин, член-корреспондент РАН А. В. Дмитриев.

В настоящее время кафедра философии для гуманитарных факультетов, кафедра философии для естественно-научных и инженерных специальностей, а также философский сектор кафедры методологии науки и прикладной социологии объединены в кафедру философии, которой руководит доктор философских наук, профессор Е. В. Мочалов. На кафедре продолжаются исследования в области этики, социальной философии, философии науки.

Помимо этого, проводятся историко-философские исследования. Выпущены монографии «Религиозно-этические воззрения протопопа Аввакума» Е. В. Моча-лова (2005), «Антропология всеединства

в русской философии» (2006), «Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков: культурно-исторический аспект» А. А. Гагаева (2002, 2008) и др. Организован ряд конференций (Саранские философские чтения), посвященных образу России в философии, «Вехам», Н. П. Огарёву, истории философии русской провинции и др. Кафедра активно сотрудничает с историками русской философии Л. Е. Шапошниковым, В. В. Сербиненко и др.

Одним из важных направлений работы кафедры философии стала история и философия религии, традиции научного изучения которой были заложены С. М. Итки-ным. В рамках этой тематики вышли книги М. Ю. Грыжанковой «Ранний византинизм как феномен средневековой культуры» (2002), М. А. Елдина «Диалог духовных традиций и конфессий в России» (2012), А. В. Ширшова «Роль Русской православной церкви в современной России» (2016), А. И. Белкина «Русская православная цер-

ковь в Мордовии в 20-х - середине 60-х годов XX века» (2017), Д. А. Сысуева «История Русской православной церкви» (2018). Сотрудниками кафедры выпущена коллективная монография «Византия и Россия: идеи, богословие, философия» (2017). Кроме того, кафедра получила право обучения студентов бакалавриата и магистратуры по направлению «Теология».

Хотя научные приоритеты изменяются, в работе кафедры сохраняются преемственность, связь с исследованиями прошлого, которые проявляются прежде всего в изучении философского наследия преподавателей Мордовского университета.

В конце 1988 г. на базе университета было организовано Общество им. М. М. Бахтина, в числе сопредседателей которого были Р. И. Александрова, А. И. Сухарев и В. М. Борискин. Год спустя в Саранске прошли первые международные чтения, посвященные творчеству М. М. Бахтина. В 1995 г. состоялась крупная международная конфе-

ренция (Ш Бахтинские чтения), посвященная 100-летию со дня рождения М. М. Бахтина, основным организатором которой был Д. Е. Фролов. Всего было проведено шесть таких конференций. Философии М. М. Бахтина были посвящены и Вторые Саранские философские чтения, организатором которых был Е. В. Мочалов. В настоящее время в университете работает Бахтинский центр (директор доктор философских наук Н. И. Воронина), при поддержке которого университетом в 2021 г. была организована и проведена XVII Международная Бахтинская конференция -одна из серии представительных конференций мирового уровня с участием ведущих бахтиноведов.

В 2004 г. состоялись Первые Саранские философские чтения памяти профессора Р. И. Александровой. В 2011 г. прошли мероприятия, посвященные наследию А. Л. Киселева в честь 90-летия со дня его рождения (организатор Н. С. Савкин). С 2011 г. проводятся конференции, посвященные памяти

Кафедра философии для гуманитарных специальностей. 2001 г.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „т^,,.

А. И. Сухарева (в 2021 г. проходили Восьмые республике сохраняется память о тех пре-

Сухаревские чтения, посвященные 90-летию подавателях университета, которые внесли

ученого). Благодаря таким мероприятиям в свой вклад в развитие философии.

Список источников

1. Алпатов В. М. Двое из Саранска // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 2001. - № 2. - С. 154-171.

2. Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным. - М.: Прогресс, 1996. - 342 с.

3. Бетяев Я. Д. Общественно-политическая и философская мысль в России в первой половине XVIII века / под ред. проф. Г. С. Васецкого и доц. А. Л. Киселева. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - 428 с.

4. Ведущие научно-педагогические школы Мордовского университета им. Н. П. Огарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 240 с.

5. Гагаев А. А. Жизнь как долг: Космо-психо-логос Александра Ивановича Сухарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 44 с.

6. Глазкова Е. В. Бетяев Яков Дементьевич // Центр гуманитарных наук: история и современность. - Саранск, 2008. - С. 26.

7. Зейналов Г. Г. Кемкин Виктор Иванович: Философия жизни: К 65-летию со дня рождения. -Саранск, 2012. - 53 с.

8. Карпунов Г. В., Борискин В. М., Естифеева В. Б. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: очерк жизни и деятельности. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 32 с.

9. Культура Мордовии. ХХ век: моногр.: в 2 т. - Саранск: НИИГН, 2018. - Т. 1. - 484 с.

10. Лаптун В. И. «Менялись директора - менялось отношение...» (К вопросу взаимоотношений М. М. Бахтина с руководителями мордовских вузов). Ч. 1: 1936-1937 гг. // Центр и периферия. - 2019. - № 2. - С. 24-32.

11. Лаптун В. И., Сычев А. А. Михаил Бахтин: известный и неизвестный. - Саранск: Изд. Константин Шапкарин, 2011. - 48 с.

12. Макаркин Н. П. Слово о Сухареве Александре Ивановиче. Краткий характеристический очерк. - Саранск: Изд. Константин Шапкарин, 2012. - 24 с.

13. Михайлевич С. Слово о педагоге, журналисте, философе. - ЦНБ: https://www.mfo-rm. com/2020/05/29/slovo-o-pedagoge-zhumaliste-filosofe-istoriyu-s-novykh-pozitsiy-on-ne-vosprinimal-/.

14. Мочалов Е. В. Рудина Ивановна Александрова // Первые Саранские философские чтения, посвященные памяти профессора Р. И. Александровой. - Саранск, 2005. - С. 4-6.

15. Мочалов Е. В. Становление и развитие этики на кафедре философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета // Регионология. - 2012. - № 4. - С. 191-195.

16. Писачкин В. А. Экология в этике и творчество Р. И. Александровой // Первые Саранские философские чтения, посвященные памяти профессора Р. И. Александровой. - Саранск, 2005. - С. 7-11.

17. Савкин Н. С. История кафедры философии Мордовского университета им. Н. П. Огарева // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 4. -С. 18-22.

18. Савкин Н. С. Первый ваковский профессор философии в Мордовии // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. - № 4. - С. 73-78.

19. Савкин Н. С., Мочалов Е. В. Философские науки // Мордовия: энцикл. - ЦНБ: http://www. mordovia.info/wiki/Философские_науки.

20. Сиротина И. Л., Агеева Г. М., Инюшкин Н. М. Человек многогранного таланта и большой ученый: ученики и коллеги о Наталье Ворониной // Центр и периферия. - 2021. - № 4. -С. 91-120.

21. Соловьев Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Прошлое толкует нас. - М., 1991. - С. 19-52.

22. Сомкин А. А. Жизнь, отданная служению науке (памяти профессора А. А. Гагаева) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21, № 2. -С. 217-218. _

23. Сухарев А. И. Основы регионологии. - Саранск: НИИ регионологии, 1996. - 120 с.

24. Сухарев Александр Иванович: библиогр. справ. - Саранск: НИИ регионологии, 2002. - 28 с.

25. Сухарев Александр Иванович: Ученый и организатор образования. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 112 с.

26. Сычев А. А. А. А. Гагаев: философия как творческое мышление // Миф в истории, политике, культуре. - Севастополь, 2021. - С. 529-532.

27. Сычев А. А. М. М. Бахтин: жизнь на фоне эпохи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 38-48.

References

1. Alpatov V. M. The two from Saransk. Dialog. Karnaval. Khronotop = Dialogue. Carnival. Chronotop. 2001; 2: 154-171. (In Russ.)

2. Conversations by V. D. Duvakin with M. M. Bakhtin. Moscow, 1996, 342 p. (In Russ.)

3. Betyaev Ya.D. Socio-political and philosophical thought in Russia in the first half of the 18th century. Saransk, 1959, 428 p. (In Russ.)

4. Leading scientific and pedagogical schools of the Mordovia University. Saransk, 2006, 240 p. (In Russ.)

5. Gagaev A. A. Life as a duty: Cosmo-psycho-logos of Alexander Ivanovich Sukharev. Saransk, 2006, 44 p. (In Russ.)

6. Glazkova E. V. Betyaev Yakov Dementievich. Center for the Humanities: History and Modernity. Saransk, 2008, P. 26. (In Russ.)

7. Zeynalov G. G. Kemkin Viktor Ivanovich: Philosophy of life: On the occasion of the 65th birthday. Mordov. State ped. in-t. Saransk, 2012, 53 p. (In Russ.)

8. Karpunov G. V., Boriskin V. M., Estifeeva V. B. Mikhail Mikhailovich Bakhtin in Saransk: an essay on life and work. Saransk, 1995, 32 p. (In Russ.)

9. Culture of Mordovia. XX century: monograph: in 2 volumes. Saransk, 2018, Vol. 1. 484 p. (In Russ.)

10. Laptun V. I. "Directors have changed - attitudes have changed..." (On the issue of the relationship between M. M. Bakhtin and the leaders of Mordovian universities). Part I: 1936-1937. Tsentr I periferiya = Center and Periphery, 2019; 2: 24-32. (In Russ.)

11. Laptun V. I., Sychev A. A. Mikhail Bakhtin: known and unknown. Saransk, 2011, 48 p. (In Russ.)

12. Makarkin N. P. A word about Sukharev Alexander Ivanovich. Brief characteristic essay. Saransk, 2012, 24 p. (In Russ.)

13. Mikhailevich S. A word about a teacher, journalist, philosopher... Available at: https://www.info-rm.com/2020/05/29/slovo-o-pedagoge-zhurnaliste-filosofe-istoriyu-s-novykh-pozitsiy -on-ne-vosprinimal-/ (In Russ.)

14. Mochalov E. V. Rudina Ivanovna Alexandrova. First Saransk philosophical readings dedicated to the memory of Professor R. I. Alexandrova. Saransk, 2005, P. 4-6. (In Russ.)

15. Mochalov E. V. Formation and development of ethics at the Department of Philosophy for the Humanities of the National Research Mordovian State University. Regionologia = Russian Journal of Regional Studies. 2012; 4(81): 191-195. (In Russ.)

16. Pisachkin V. A. Ecology in ethics and R. I. Alexandrova. The first Saransk philosophical readings dedicated to the memory of Professor R. I. Alexandrova. Saransk, 2005, P. 7-11. (In Russ.)

17. Savkin N. S. History of the Department of Philosophy of Ogarev Mordovia State University. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya = Russian Journal of the Humanities. 2012; 4 (20): 18-22. (In Russ.)

18. Savkin N. S. The first VAK's professor of philosophy in Mordovia. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya = Russian Journal of the Humanities. 2011; 4(16): 73-78. (In Russ.)

19. Savkin N. S., Mochalov E. V. Philosophical Sciences. Mordovia: Encyclopedia. Available at: http:// www.mordovia.info/wiki/Philosophical_nauki (accessed 25 May 2022). (In Russ.)

ICQ ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы ^ „„

history

20. Sirotina I. L., Ageeva G. M., Inyushkin N. M. A man of many-sided talent and a great scientist: students and colleagues about Natalya Voronina. Tsentr I periferiya = Center and Periphery. 2021; 4: 91-120. (In Russ.)

21. Soloviev E. Yu. Biographical analysis as a type of historical and philosophical research. The past interprets us. Moscow, 1991. P. 19-52. (In Russ.)

22. Somkin A. A. Life devoted to the service of science (in memory of Professor A. A. Gagaev). Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(2): 217-218. (In Russ.)

23. SukharevA. I. Fundamentals of regionolology. Saransk, 1996, 120 p. (In Russ.)

24. Sukharev Alexander Ivanovich: Bibliographic reference book. Saransk, 2002, 28 p. (In Russ.)

25. Sukharev Alexander Ivanovich: Scientist and organizer of education. Saransk, 2006, 112 p. (In Russ.)

26. Sychev A. A. A. A. Gagaev: philosophy as creative thinking. Myth in history, politics, culture. Sevastopol, 2021, P. 529-532. (In Russ.)

27. Sychev A. A. M. M. Bakhtin: life against the background of the era. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya = Russian Journal of the Humanities. 2016; 1(33): 38-48. (In Russ.)

Поступила 28.05.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Сычев Андрей Анатольевич - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: философия культуры, прикладная этика. Автор более 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0003-3757-4457.

E-mail: sychevaa@mail.ru

Фофанова Катерина Владиславовна - доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и социальной работы, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - методология социологических исследований. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2344-8986.

E-mail: kateri02@yandex.ru

Submitted 28.05.2022.

About the authors

Andrey A. Sychev - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: philosophy of culture, applied ethics. The author has more than 200 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3757-4457.

E-mail: sychevaa@mail.ru

Katerina V. Fofanova - Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Social Work, Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: methodology of social studies. The author has more than 80 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-2344-8986.

E-mail: kateri02@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.