Научная статья на тему 'Участник XXV международного конгресса востоковедов М. Г. Сафаргалиев (1906-1970) и его научное наследие'

Участник XXV международного конгресса востоковедов М. Г. Сафаргалиев (1906-1970) и его научное наследие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Г. САФАРГАЛИЕВ / ХХV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ВОСТОКОВЕДОВ / КОНГРЕСС ДВУХСОТЛЕТИЯ ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН / РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ МОРДОВСКОГО КРАЯ / M. G. SAFARGALIYEV / THE XXV INTERNATIONAL CONGRESS OF ORIENTALISTS / CONGRESS OF THE BICENTENNIAL OF THE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES / DISINTEGRATION OF THE GOLDEN HORDE / KAZAN KHANATE / MEDIEVAL HISTORY OF THE MORDOVIA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович

Прошедший в Москве 29-30 октября 2018 г. Конгресс двухсотлетия Института востоковедения Российской академии наук вновь актуализировал востоковедение как направление научной деятельности и социальную практику, стал поводом к изучению научного наследия, в том числе региональных центров и отдельных ученых, работающих в этой сфере. М. Г. Сафаргалиев (1906-1970), известный ориенталист, участник ХХV Международного конгресса востоковедов. С 1997 г. в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва проведено 15 Сафаргалиевских научных чтений, посвященных его памяти. Его биография, научное наследие позволяют продолжить положительную динамику в развитии востоковедения, преемственности поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPANT OF THE XXV INTERNATIONAL EAST CONGRESS MAGOMET G. SAFARGALIEV (1906-1970) AND HIS SCIENTIFIC HERITAGE

The congress of the Bicentennial of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences held in Moscow on October 29-30, 2018 revisited Orientalism as a direction of scientific activity and social practice. It became an occasion to study the scientific heritage including regional centers and individual scientists working in this field. M. G. Safargaliev (1906-1970), the well-known orientalist, the participant of the XXV International Congress of Orientalists. Since 1997, fifteen Safargaliyev’s Scientific Readings devoted to his memory have been held at Ogarev Mordovia State University. His biography and scientific heritage allow us to continue the positive dynamics in the development of Oriental studies, the continuity of generations.

Текст научной работы на тему «Участник XXV международного конгресса востоковедов М. Г. Сафаргалиев (1906-1970) и его научное наследие»

Научное наследие

The Scientific Heritage

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.102-114

УДК 008:94

Н. M. Арсентьев

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), е-mail: director_isi@bk.ru

УЧАСТНИК XXV МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ВОСТОКОВЕДОВ М. Г. САФАРГАЛИЕВ (1906-1970) И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Прошедший в Москве 29-30 октября 2018 г. Конгресс двухсотлетия Института востоковедения Российской академии наук вновь актуализировал востоковедение как направление научной деятельности и социальную практику, стал поводом к изучению научного наследия, в том числе региональных центров и отдельных ученых, работающих в этой сфере. М. Г. Сафаргалиев (1906-1970), известный ориенталист, участник XXVМеждународного конгресса востоковедов. С 1997 г в Мордовском государственном университете им. Н П. Огарёва проведено 15 Сафаргалиевских научных чтений, посвященных его памяти Его биография, научное наследие позволяют продолжить положительную динамику в развитии востоковедения, преемственности поколений

Ключевые слова: М. Г. Сафаргалиев, XXV Международный конгресс востоковедов, Конгресс двухсотлетия Института востоковедения РАН, Распад Золотой Орды, Казанское ханство, средневековая история мордовского края.

Для цитирования: АрсентьевН. М. Участник XXV Международного конгресса востоковедов М. Г. Сафаргалиев (1906-1970) и его научное наследие // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 102-114. DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.102-114

Nikolay M. Arsentyev

National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), е-mail: director_isi@bk.ru

THE PARTICIPANT OF THE XXV INTERNATIONAL EAST CONGRESS MAGOMET G. SAFARGALIEV (1906-1970) AND HIS SCIENTIFIC HERITAGE

The congress of the Bicentennial of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences held in Moscow on October29-30, 2018revisited Orientalism as a direction of scientific activity and social practice. It became an occasion to study the scientific heritage including

© Арсентьев Н. М., 2019

ЛСХ'У гуманитарии : актуальные проблемы № 12пю

гуманитарной науки и образования ' " '

regional centers and individual scientists working in this field. M. G. Safargaliev (1906-1970), the well-known orientalist, the participant of the XXV International Congress of Orientalists. Since 1997, fifteen Safargaliyev's Scientific Readings devoted to his memory have been held at Ogarev Mordovia State University. His biography and scientific heritage allow us to continue the positive dynamics in the development of Oriental studies, the continuity of generations.

Keywords: M. G. Safargaliyev, the XXV International Congress of Orientalists, Congress of the Bicentennial of the Institute of Oriental Studies, Disintegration of the Golden Horde, Kazan Khanate, medieval history of the Mordovia region.

For citation: Arsentyev N. M The Participant of the XXV International East Congress Magomet G. Safargaliev (1906-1970) and his Scientific Heritage. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(1): 102-114. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.045.010.201901.102-114

29-30 октября 2018 г. в научной жизни России произошло знаменательное событие - Конгресс двухсотлетия Института востоковедения Российской академии наук. Юбилейный конгресс собрал ведущих мировых и отечественных востоковедов.

Открыл конгресс научный руководитель Института востоковедения РАН академик В. В. Наумкин. Во время официальной части были зачитаны приветствия Президента РФ В. В. Путина и председателя Совета Федерации ФС РФ В. И. Матвиенко. С приветствиями и докладами также выступили заместитель руководителя Администрации Президента РФ пресс-секретарь Президента РФ Д. С. Песков, заместитель министра иностранных дел М. Л. Богданов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Л. Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы РФ В. А. Никонов, президент Академии наук России академик А. М. Сергеев, член политического совета партии «Свободное патриотическое движение» и ливанского отделения Международной торговой палаты почетный доктор ИВ РАН Амаль Абу Зейд.

В ходе работы международного конгресса участники обсудили следующие темы: «Россия и Восток, современное востоковедение: пути в грядущее», «Восток в мировой поли-

тике», «Экономика Востока», «Восток и Запад: к единству человеческой цивилизации». В преддверии и во время конгресса в форме отдельных подсекций, семинаров и круглых столов обсуждались вопросы ислама в современном мире, монгольской цивилизации, языков и фольклора юга Аравии, тибетологии и буддологии, современного состояния конфликта в Южно-Китайском море, ядерных проблем и Ближнего Востока, классического востоковедения, России и Индии, прошлого и настоящего российской синологии1.

Обмен мнениями по актуальным проблемам Востока имел важное не только научное, но и политическое значение. Сегодня центр мирового развития все более смещается в Азию и Россия все активнее обращается к Востоку. Сотрудничество с экспертами в программах конфликтного урегулирования, общественной и научной дипломатии оказывает позитивное влияние в решении конфликтных ситуаций.

Прошедший конгресс стал поводом к изучению вопросов объективизации российского востоковедения, истории его становления и развития, изучению региональных научных центров и роли ученых, работающих в этой нише.

В данной статье обратимся к анализу научного наследия одного из участников

Международный научный конгресс востоковедов [Электронный ресурс]. - URL: https://mgimo.ru/about/ news/departments/mezhdunarodnyy-nauchnyy-kongress-vostokovedov-2018/. - Загл. с экрана.

Выступление академика РАН В. В. Наумкина на Международном научном конгрессе востоковедов, посвященном двухсотлетию Института востоковедения РАН. Москва, 29 октября 2018 г.2

XXV Международного конгресса востоковедов Магомету Гарифовичу Сафаргалиеву (1906-1970), талантливому ученому-ориенталисту, доктору исторических наук, профессору Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, заведующему кафедрой истории СССР, декану историко-филологического факультета, кавалеру ордена «Знак Почета».

XXV Международный конгресс востоковедов (Москва, 9-16 августа 1960 г.) был важной вехой в истории отечественного востоковедения, научной жизни СССР, мировой научной общественности3. Ма-

териалы его работы опубликовали в пяти томах, общий объем текста составил 2 845 страниц. Чтобы лучше понять историографическую ситуацию тех лет, обратимся к материалам печати. В публикациях, предваряющих его работу, оценивая ситуацию после Мюнхенского конгресса востоковедов, подчеркивалось, что прошедшие годы были наиболее плодотворными. Советское востоковедение развивалась как комплексная наука, охватывающая проблемы древней, средневековой, новой и новейшей истории, экономику, идеологию, а также философию и языкознание. Как важное достижение в области ориенталистики подчеркивалось существование ряда научно-исследовательских учреждений и многочисленных кадров специалистов. Отбросив ярко выраженную для того времени идеологическую заостренность материалов, нельзя не согласиться с выводами о позитивном развитии советской ориенталистики; о преодолении в этой области «научной периферии». Участником этого конгресса был доктор исторических наук, профессор М. Г. Сафаргалиев (г. Саранск). Его биография показательна для народов полиэтничного Поволжья, где перемешались этносы, культуры, цивилизации. Его научное наследие стало предметом изучения многих исследователей [1-4; 10-12; 19].

Тезисно остановимся на основных вехах его жизни.

Родился будущий ученый 5 апреля 1906 г. в Самарской губернии в д. Мукмин Каратай Бугульминского уезда, что сегодня находится в Республике Татарстан. По его словам, это не только село, но и название немногочисленного народа. Каратаи - переселенная мордва-мокша, принявшая ислам, но долго сохранявшая свой язык, свою

Международный научный конгресс востоковедов [Электронный ресурс]. - URL: https://mgimo.ru/about/ news/departments/mezhdunarodnyy-nauchnyy-kongress-vostokovedov-2018/. - Загл. с экрана. К итогам XXV Международного конгресса востоковедов [Электронный ресурс]. - URL: ras.ru>FStorage/ download.aspx?...edc343be-9964-48dc... - Загл. с экрана.

Гуманитарий : актуальные проблемы т 19№ 1 2019 гуманитарной науки и образования ' " '

2

На Международном научном конгрессе востоковедов, посвященном двухсотлетию Института востоковедения РАН.

Москва, 29 октября 2018 г.

Приветствие члена-корреспондента РАН Н. М. Арсентьева

культуру и воспоминания о своем происхождении. Сейчас их насчитывается около двух сотен. Позже в автобиографии Сафаргалиев будет подчеркивать, что родился в бедной крестьянской семье, был первым ребенком, позже появились еще двое - Гали и Лутфи. История жизни М. Г. Сафаргали-ева вскрывает немало любопытных материалов. Как оказалось, он принял фамилию родного брата матери Нургата Сафаргали-ева, который вывез его в Ташкент к своим родственникам, чтобы скрыть в биографии его репрессированного отца - Гарифуллу Шарифуллина. Воспользовавшись ситуацией голода и советской кампанией 1921 г. по массовому вывозу детей Поволжья, ему сменили фамилию и он начал жизнь уже как Сафаргалиев. Тогда ему было уже 15 лет.

К этому времени у него было приличное домашнее образование. Еще до начала обучения в школе он познакомился с татарскими легендами и сказками. Как свидетельствует семейная история, долгими зимними вечерами их мать читала детям книги на арабском языке. По воспоминаниям детей, они стояли на двух пятиметровых полках, которые мать привезла в дом мужа вместе с приданым. Она была из знатного рода, впрочем, как и ее муж Шарифуллин, к которым в селе относилось несколько крепких хозяйств.

В школе с. Зай-Каратай, когда там учился М. Г. Сафаргалиев (Шарифуллин), преподавали ученики и сподвижники видного татарского ученого-историка и политика Хади Атласи. Имя Хади Атласи стало широко известно после публикации его трудов о Казанском и Сибирском ханствах и ца-

XXV Международный конгрес востоковедов. В третьем ряду третий слева М. Г. Сафаргалиев. 1960 г.

рице Сююмбеки. Он избирался депутатом думы, имел тесные контакты с видными татарскими учеными и промышленниками [9, с. 246-257]. Авторитет его в народе был столь высок, что даже в первые годы советской власти официальные органы Бугуль-минского и ряда других районов согласовывали с ним свои действия. Исследователи биографии М. Г. Сафаргалиева отмечают, что во время голода, начавшегося в 1920 г., Хади Атласи принял участие в организации детского дома в с. Зай-Каратай. М. Г. Сафаргалиев вместе с братом Лутфуллой был зачислен воспитанником этого дома, несмотря на его возраст (14 лет) и наличие живых родителей. Там он впервые вступил в комсомол и вместе с другими воспитанниками переехал в Среднюю Азию. Позже судьбы Хади Атласи и отца М. Г. Сафаргалиева Га-рифуллы Шарифуллина пересеклись в списках заключенных Бугульминского «рабдо-ма» (лето-осень 1920 г.).

Дальнейшие удивительные превратности судьбы Магомет Гарифович следу-

ющим образом описал в автобиографии: «...во время голода 1921 г. был взят в интернат, но вскоре убежал, беспризорничал до 1922 г., пока не заболел тифом. В 1923 г. снова попал в интернат в городе Туркестан Сыр-Дарьинской области Туркестана, там вторично в 1923 г. вступил в комсомол. Летом 1924 г. по разверстке комсомола был направлен на учебу в г. Ташкент, в педагогический техникум. В 1931 г. был мобилизован и принимал участие в подавлении басмачества в Таджикистане»4. Следует воздать должное его способности адаптироваться к местным условиям. Как отмечено в личном деле, находясь в Средней Азии, он научился говорить по-узбекски, по-казахски, по-туркменски, по-таджикски, а также по-арабски. После демобилизации, возвратившись в Ташкент, он продолжил учебу. Одновременно по вечерам преподавал историю в рабочем университете. В 1932 г. после окончания исторического отделения пединститута остался работать на кафедре истории СССР. В течение трех лет вел занятия со студентами по

4 Личное дело М. Г. Сафаргалиева // Архив музея Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

106 ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы т 19№ 1 2019

^^ гуманитарной науки и образования ' " '

истории народов СССР. Также начал заниматься исследовательской работой. Знание восточных языков определило его интерес к древним рукописям и книгам. В 1934 г. на узбекском языке появилась его первая научная публикация. Уникальные способности не могли остаться незамеченными. В 1935 г. его направили в Москву, в аспирантуру исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по кафедре истории СССР. Университетская творческая атмосфера способствовала формированию научных взглядов Магомета Гарифовича. Благодаря профессору С. В. Бахрушину и академику Б. Д. Грекову, выдающимся и авторитетным историкам того времени, аспирант Сафарга-лиев выбрал своим научным направлением монголоведение, историю татарских ханств ХУ-ХУ1 вв. Диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Ногайская Орда в середине XVI века» в совет истфака МГУ Сафарга-лиев единогласно защитил 15 января 1939 г. В этот же год Народным комиссариатом просвещения Магомет Гарифович был направлен в Саранск на работу в Мордовский педагогический институт преподавателем

истории, а уже в феврале 1939 г. назначен заведующим кафедрой. Таким образом, сын репрессированного стал советским ученым и возвратился жить на родину много веков назад переселившихся предков. По крови он был из мордвы-мокши, а по происхождению из татар. В Саранске он прожил 31 год. Здесь он получил признание и ему воздали все почести. Будущую жену и верную спутницу жизни, соратника и помощника, Лидию Шерстникову, он встретил в Мордовии, а родом она была, как и Сафаргалиев, из Самарской губернии, так же как и он, жила в Средней Азии, в Туркестане. В декабре 1939 г. у Сафаргалиевых родилась двойня - сыновья Юра и Володя (первый ненадолго пережил отца, умер в 1975 г.). Семейную жизнь молодые начинали в выделенной институтом комнате в деревянном доме, переделанном из конюховки. Там же вместе с ними ютилось еще несколько семей преподавателей. Позже бытовые условия улучшились, жизнь наладилась, Магомета Гарифовича ждала плодотворная научная и административная деятельность.

Атмосфера, в которой пришлось работать начинающему востоковеду, была чрез-

вычайно политизированной. Еще до приезда Сафаргалиева волна репрессий, прокатившихся по Мордовскому педагогическому институту, полностью уничтожила кадры преподавателей-историков [7, с. 38-43].

Историческое знание быстро унифицировалось в рамках марксистско-ленинской методологии. В связи с принятым 9 августа 1944 г. Постановлением ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», в котором отмечалось наличие в работах историков ошибок, связанных с «идеализацией Золотой Орды», монголоведческая проблематика превратилась в фактически закрытую тему. Аналогичные постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» февраля 1945 г. и августа 1945 г. Бюро ЦК КП (б) Казахстана «об ошибках», допущенных в «Истории Казахской ССР», усилили идеологическое давление на ученых, существенно повлияли на тематику и парадигму интерпретаций ори-енталистических исследований в отечественной историографии [5, с. 66-67]. В сложившихся условиях нужно было иметь научную смелость, чтобы обратиться к исследованию истории Золотой Орды.

Целый ряд содержательных публикаций М. Г. Сафаргалиева в 1940-1950-х гг. в центральных и местных изданиях свидетельствовал о его неугасимом интересе к прошлому монгольской державы5. Предметом его исследований стала история золотоор-дынского феодализма, взаимоотношения ханств, многовековая борьба против монголо-татарского господства и вхождение в состав Российского централизованного

государства. Даже в трудные годы Великой отечественной войны Сафаргалиев не прекращал научно-исследовательскую деятельность. В 1941 г., в связи с введением военного положения в стране, институт был эвакуирован на северо-запад Мордовии, в г. Темников. Магомет Гарифович всю войну возглавлял исторический факультет и кафедру истории СССР. В тяжелейшие военные годы институт функционировал как научный и образовательный центр, выпускал учителей для школ страны [7, с. 49-67].

Закономерным итогом более чем 20-летней исследовательской работы над одной из актуальных проблем истории России явилась монография ученого «Распад Золотой Орды» (Саранск, 1960). В конце XX в. она была переиздана [15]. Для написания книги были использованы, по существу, все известные в то время по данной проблематике русские и иностранные источники, научная литература.

В материалах личного архива М. Г. Сафаргалиева, отложившегося в музее Мордовского государственного университета, сохранились отзывы на книгу6. Крупный специалист в области древней и средневековой истории народов Поволжья доктор исторических наук, профессор А. П. Смирнов подчеркивал, что книга М. Г. Сафаргалиева представляет серьезный труд, созданный на основе часто противоречивых и отрывочных данных. Автор проанализировал процесс и причины падения Золотой Орды, борьбу за власть в ней феодальных группировок, историю возникновения и существования на ее обломках новых ханств, формирование на ее бывшей территории некоторых народностей - узбеков, казахов, татар, ногайцев и каракалпаков. Заслуга автора, по мнению

Библиография научных трудов М. Г. Сафаргалиева // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы : материалы I Сафаргалиев. науч. чтений : сб. статей / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1997. - С. 15-18. Личное дело М. Г. Сафаргалиева // Архив музея Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

А. П. Смирнова, состоит в том, что он успешно в целом осветил такой широкий круг вопросов. Венчает работу впервые составленная подробная родословная таблица золотоордынских ханов. Такого же мнения придерживался известный специалист в этой области доктор исторических наук, профессор В. Т. Пашуто. Он также считал, что труд М. Г. Сафаргалиева представляет собой удачный опыт комплексного изучения распада одной из крупнейших частей Монгольской империи - Золотой Орды.

Конечно, недостатки в работе были, но они все были объяснимы и понятны специалистам. В. М. Соколов, один из первых историографов научного наследия М. Г. Сафаргалиева, особо обращал внимание на сложности источниковедческой базы исследования. «Несмотря на "бедность" и "скудость", по выражению автора, документального материала, ему удалось значительно расширить круг источников и в результате тщательного анализа почерпнуть в них много новой и ценной информации. В итоге М. Г. Сафаргалиеву полнее и глубже, чем его предшественникам, крупным в этой области советским специалистам А. Н. Насонову, Б. Д. Грекову, А. Ю. Якубовскому, удалось осветить полную драматизма и сложностей историю ослабления и распада некогда могущественного и сильного осколка империи Чингисхана Золото-ордынского ханства» [19, с. 58-60].

Еще один крупный специалист в этой области, Г. А. Федоров-Давыдов, вслед за Сафаргалиевым анализируя этническую историю узбеков, казахов, татар, ногайцев и каракалпаков, отмечал по этому поводу следующее: «Эта книга («Распад Золотой Орды». -Авт.) выгодно отличается от некоторых других работ, посвященных истории народов и государств, образовавшихся после распада

Золотой Орды. Население Дешт-и-Кыпчак в XV в. трансформировалось в новые кочевые образования: узбеков, ногайцев, казахов и др. Историки этих народов начинают исследование с середины XV в., и важнейший этап в истории кочевников - XIV в. - остается в кратком предисловии. В книге М. Г. Сафаргали-ева в соответствии с теми задачами, которые ставил перед собой исследователь, основной упор делается на политическую историю Золотой Орды» [20, с. 22].

Как видим, выход в свет книги Магомета Гарифовича не остался незамеченным. В Саранск, в 1960-1970-е гг. привлекающий внимание трудами выдающихся ученых-гуманитариев - М. М. Бахтина, Л. С. Гордона, П. Д. Степанова и др., полетели из разных мест и стран письма с просьбой выслать книгу. К сожалению, не все из них представилась возможность удовлетворить, потому что во время случившегося пожара погибла часть тиража.

Монография «Распад Золотой Орды» послужила основой для успешной защиты автором докторской диссертации и присуждения ему в 1963 г. ученой степени доктора исторических наук, а в 1964 г. - звания профессора.

Скупой на похвалы академик Лев Владимирович Черепнин отзывался об ученом из Мордовского университета как о самом крупном советском ученом-монголоведе. В целом, по его мнению, можно говорить об удаче автора. В монографии можно найти не просто отдельные поправки к выводам его предшественников и уточнения некоторых уже известных положений, а попытку нового освещения этой проблемы7.

Весьма важно определение места М. Г. Сафаргалиева в развитие ориента-листических исследований. Без сомнения, он оказал существенное воздействие на творчество Г. А. Федорова-Давыдова,

7 Личное дело М. Г. Сафаргалиева // Архив музея Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

В. JI. Егорова, А. Х. Халикова, А. Н. Поляка, А. Каппелера и др. Фактически он выступил в качестве связывающего звена между классикой отечественного востоковедения и современной ориенталистикой [4, с. 7-24].

Существенный вклад был внесен М. Г. Сафаргалиевым и в разработку проблем истории мордовского народа и края. Еще в 1940-1950-е гг. он обратился к анализу спорных моментов домонгольского периода истории мордвы. Надо отметить, что в литературе довольно широко было распространено мнение о господстве первобытно-общинных отношений у мордвы вплоть до ее вхождения в состав Русского централизованного государства. Оно исходило из факта отсутствия в письменных источниках до XV-XVI вв. прямых указаний на существование у мордвы феодальной собственности на землю [6]. М. Г. Сафар-галиев одним из первых подверг сомнению этот тезис. По его мнению, разложение первобытных отношений у мордвы начинается с VI в., а в XI-XVI вв. шел ускоренный процесс становления феодальных отношений [14]. Кстати, значение позиции М. Г. Сафар-галиева по данному вопросу неоднократно отмечалось исследователями [8; 19].

В литературе существовали и существуют попытки отождествлять мордву-мокшу с бур-тасами. М. Г. Сафаргалиев фактически первым в региональной историографии выступил с критикой этой точки зрения. По его убеждению, источники не дают оснований для подобного отождествления. Он считал, что буртасы жили по соседству с мордвой и были тюрками-язычниками, они занимались скотоводством, разводили верблюдов и т. п. [18, с. 92].

При рассмотрении истории мордовского народа М. Г. Сафаргалиева интересовали в первую очередь его взаимоотношения с монголами, Золотой Ордой, а позднее Ка-

занским ханством. Им был сделан принципиально важный вывод, что «мордва вышла из-под власти татар культурно и экономически ослабленной и разделенной на несколько групп» [13, с. 147]. Он считал, что монголо-татарское иго «явилось главной причиной будущей вековой отсталости мордвы» [13, с. 147].

М. Г. Сафаргалиев первым специально исследовал историю монгольского нашествия в мордовский край. Он показал героическую борьбу мордовского народа с завоевателями, описал, насколько это позволяли источники, события 1236, 1239 и 1242 гг. Фактически он опроверг тезис евразийцев и западных русистов об относительно мирном характере завоевания [21, с. 54-55]. Для управления включенных в состав Золотой Орды мордовских земель монголами были созданы улусные центры. М. Г. Сафаргалиев писал по этому поводу: «Вначале таким центром был город Увек на Волге, позднее, в XIV в., стал город На-ровчат на р. Мокше, а в конце XIV в., после разрушения Тимуром Наровчата, улусный центр был перенесен в город Темников»8.

Он охарактеризовал повинности мордвы в золотоордынском государстве. Фактически им был поставлен вопрос о систематических набегах как форме эксплуатации мордовских земель. Интересна постановка им проблемы об отношении золотоордынской государственной системы к мордовской религии: «О вмешательстве татар в мордовскую религию письменных источников не сохранилось. Но намеки на это есть» [13, с. 155]. Среди них он привел факты ориентировки мордовских захоронений покойников по мусульманским традициям, ряд письменных свидетельств. М. Г. Сафаргалиев фактически первым попытался обобщить данные о мордовской феодальной верхушке. Им было высказано предположение относительно событий

Очерки истории Мордовской АССР. - Саранск, 1955. - Т. 1. - С. 43.

11П ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № i2niQ

И" гуманитарной науки и образования ' " '

1227-1229 гг. в мордовском крае. Он писал: «Есть все основания видеть в лице Пуреша и Пургаса мокшанского и эрзянского князей, а летописец отразил борьбу за объединение мордвы в одно государственное объединение» [13, с. 149].

Мордовские князья, по его мнению, возглавили борьбу с монголами, но потерпели поражение. Часть мордовской феодальной верхушки приняла ислам и интегрировалась в золотоордынскую феодальную систему. Примером, по утверждению исследователя, могут служить феодалы Мокшазаровы (в переводе - «хозяева мокши»), которые стали вассалами ханов и, получив княжеский титул, называли себя Мокшубеевыми [14, с. 82].

С именем М. Г. Сафаргалиева связана постановка проблемы татарского населения мордовского края и мордовско-татарских отношений [16]. По сути дела, он писал о финно-угорском компоненте в этнической истории татар-мишарей. При осмыслении истории мордовского края большое внимание М. Г. Сафаргалиев уделил проблеме присоединения мордвы к Русскому централизованному государству [17].

Он писал о сложности и длительности этого процесса, считал, что определяющую роль в нем сыграли взаимоотношения и перипетии борьбы между Москвой и Казанью.

М. Г. Сафаргалиева можно по праву считать историком, внесшим существенный вклад в разработку проблем истории мордовского края эпохи раннего Средневековья. Он попытался увязать местные региональные особенности с закономерностями развития таких крупных социально-экономических и политико-идеологических реалий, как Русское централизованное государство и Золотая Орда, и, надо сказать, что эта попытка была достаточно удачной.

Для сохранения исследовательских традиций, заложенных Сафаргалиевым, в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва с 1996 г. проводятся научные чтения, посвященные его памяти9 [3].

Сафаргалиевские научные чтения были ориентированы на изучение региональных и национальных аспектов развития Российской Федерации, вопросам государственного федерализма и местного самоуправления.

Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы : материалы I Сафаргалиев. науч. чтений. сб. статей / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1997. - 376 с. ; Российская провинция: история, культура, наука : материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. -Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1998. - 672 с. ; Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции : материалы IV Сафаргалиев. науч. чтений / [отв. ред. Н. М. Арсентьев]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1999. - 638 с. ; История в культуре, культура в истории : материалы V Сафаргалиев. науч. чтений / [отв. ред. Н. М. Арсентьев]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. - 480 с. ; Нации и регионы в истории и культуре России : материалы VI-VII Сафаргалиев. науч. чтений / [отв. ред. Н. М. Арсентьев]. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 348 с. ; Гражданское общество и государственные институты в России: взгляд из провинции : материалы VIII-IX Сафаргалиев. науч. чтений / под ред. Н. М. Арсентьева. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2004 г. - 328 с. ; Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России : материалы X Сафаргалиев. науч. чтений / [отв. ред. Н. М. Арсентьев]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 577 с.; Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении : материалы Всерос. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева ; отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск, 2007. -368 с. ; Глобализация и этнокультурное развитие регионов России : материалы Всерос. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева / отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск, 2008. - 496 с.; Экономические реформы в России: история, современная практика, перспективы : материалы Всерос. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева ; отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск, 2009. - 460 с. ; Политические механизмы управления национальной переферией: отечественный и зарубежный опыт : материалы Всерос. науч. чтений / отв. ред. И. В. Бах-лов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 408 с.

У

Традиционное внимание в них уделяется вопросам востоковедения, истории татар и фин-но-угров, национальному просветительству и археологии Волго-Окского междуречья. Историки, политологи, юристы, социологи, участвуя в чтениях, представили научной общественности свой взгляд на взаимосвязи и развитие институтов государства и общества. Сафаргалиевские научные чтения сыграли большую роль в том числе в становлении начинающих исследователей. Молодой ученый на страницах сборника получил возможность познать структуру научного знания, вынести на суд научной общественности свои наработки, завоевать признание специалистов, обменяться мнениями с коллегами, узнать о перспективных направлениях в науке, новых подходах в методологии истории.

С 1997 г. в Мордовском государственном университете проведено 15 Сафарга-лиевских научных чтений. Все материалы конференций были опубликованы. Осо-

бенно крупным событием стали Х Сафар-галиевские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения ученого, «Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России». Наряду с исследователями, в них приняли участие руководство Приволжского федерального округа и Республики Мордовия, руководители и депутаты госсобраний республик и областей Поволжья и др.

Сафаргалиевские научные чтения позволяют продолжать преемственность поколений исследователей, что придает науке положительную динамику. Чтения стали площадкой формирования нового гуманистического мышления, основанного на интеграционных процессах в фундаментальной науке. И, конечно же, Магомет Гарифович Сафаргалиев и сегодня помогает нам сохранять наше межнациональное единство, учит нас оставаться единым и неделимым российским народом.

Библиографический список

1. Абрамов В. К. М. Г. Сафаргалиев о становлении мордовской государственности // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России : материалы Х Сафаргалиев. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева ; отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - С. 81-88.

2. Арсентьев Н. М. Магомет Гарифович Сафаргалиев - ученый, педагог, организатор науки // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы : материалы I Сафаргалиев. науч. чтений. сб. ст. / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1997. - С. 11.

3. Арсентьев Н. М. Магомет Гарифович Сафаргалиев и традиции Сафаргалиевских научных чтений // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России : материалы Х Сафаргалиев. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева ; отв. ред. Н. М. Арсентьев. -Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - С. 93-96.

4. Арсентьев Н. М., Юрченков В. А. Магомет Гарифович Сафаргалиев и ориенталистика // Российская провинция: история, культура, наука : материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1998. - С. 7-24.

5. Балашов В. А., Юрченков В. А. Историография отечественной истории. 1917 - начало 90-х гг. - Саранск, 1994. - С. 66-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гольмстен В. В., Горюнова Е. И. О мордовском феодализме // КСИИМК. - М., 1940. -Вып. VIII.

7. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва / Н. М. Арсентьев [и др.] ; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2014. -С. 38-43.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

гуманитарной науки и образования ' " '

8. Меркушкин Г. Я. Развитие науки в Мордовии. - Саранск, 1967. - С. 121.

9. Миннулин Р. Хади Атласи // Эхо веков. - 1997. - С. 246-257.

10. Мочалов Е. В. «Евразийство» в творческом наследии М. Г. Сафаргалиева // Нации и регионы в истории и культуре России : материалы VI-VII Сафаргалиев. науч. чтений / отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - С. 7-11.

11. Набиев Р. Ф. О месте рождения Магомета Гарифовича Сафаргалиева // Российская провинция: история, культура, наука : материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений / редкол.: Н. М. Арсентьев (отв. ред.), Р. И. Александрова, В. П. Андронов [и др.]. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1998. - С. 25-26.

12. Набиев Р. Ф., Хайрутдинов Р. Р., Фархетдинова А. Р. М. Г. Сафаргалиев как представитель советской исторической школы востоковедения // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России : материалы Х Сафаргалиев. науч. чтений / МГУ им. Н. П. Огарева ; отв. ред. Н. М. Арсентьев. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - С. 89-93.

13. СафаргалиевМ. Г. Борьба мордовского народа с татарским игом // Записки НИИ при Совете Министров МАССР. - Саранск, 1946. - Вып. 6. - С. 147.

14. Сафаргалиев М. Г. К вопросу об общественном строе древней мордвы // Записки МНИИЯЛИ. - Саранск, 1951. - Вып. 13.

15. СафаргалиевМ. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. - М. : Ин-сан, 1996. - С. 501.

16. Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения Мордовской АССР // Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1963. - Вып. 24.

17. Сафаргалиев М. Г. Присоединение мордвы к Русскому централизованному государству // Труды МНИИЯЛИЭ. - Саранск, 1964. - Вып. 27.

18. СафаргалиевМ. Г. Заметка о буртасах // Записки МНИИЯЛИ. - Саранск, 1950. - Вып. 13. - С. 92.

19. Соколов В. М. Слово об ученом. К 30-летию выхода в свет книги М. Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды» // Вестник Мордовского университета. - 1990. - № 2. - С. 58-60.

20. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. - М. : Изд-во МГУ, 1973. - С. 22.

21. Филатов Л. Г., Юрченков В. А. Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. Саранск, 1989. - С. 54-55.

References

1 Abramov V. K. M. G. Safargaliyev on the Formation of Mordovia Statehood. Historical and Cultural Aspects of the Development of Polyethnic Regions of Russia: Materials of X Safargaliev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 2006: 81-88. (In Russ.).

2. Arsentyev N. M. Magomet Garifovich Safargaliyev - Scientist, Teacher, Organizer of Science. The Humanities and Education: Problems and Prospects: Materials of I Safargaliev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 1997: 11. (In Russ.).

3. Arsentyev N. M. Magomet Garifovich Safargaliyev and the Traditions of Safargaliyev Scientific Readings. Historical and Cultural Aspects of the Development of Polyethnic Regions of Russia: Materials of X Safargaliyev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 2006: 93-96. (In Russ.).

4. Arsentiev N. M., Yurchenkov V. A. Magomet Garifovich Safargaliyev and Orientalism. Russian Province: History, Culture, Science: Materials of II-III Safargaliyev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 1998: 7-24. (In Russ.).

5. Balashov V. A., Yurchenkov V. A. Historiography of National History. 1917 - early 90s. Saransk, 1994, P. 66-67. (In Russ.)

6. Golmsten V. V., Goryunova E. I. On Mordovian Feudalism. KIASMK. Moscow, 1940, Issue VIII. (In Russ.).

7. Truth in the Word: the Past and the Present of the Historical and Sociological Institute of Ogarev Mordovia State University. Saransk, 2014. P. 38-43. (In Russ.).

8. Merkushkin G. Ya. The Development of Science in Mordovia. Saransk, 1967. P. 121 (In Russ.).

9. Minnulin R. Hadi Atlasi. Echo of the Ages. 1997. P. 246-257. (In Russ.).

10. Mochalov E. V. "Eurasianism" in the Creative Heritage of M. G. Safargaliyev. Nations and Regions

in the History and Culture of Russia: Materials of VI-VII Safargaliev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 2003: 7-11. (In Russ.).

11. Nabiev R. F. On the Place of Birth of Magomet Garifovich Safargaliyev. Russian Province: History, Culture, Science: Materials of II-III Safargaliev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 1998: 25-26. (In Russ.).

12. NabievR. F., KhairutdinovR. R., FarhetdinovaA. R. M. G. Safargaliyev as a Representative of the Soviet Historical School of Oriental Studies. Historical and Cultural Aspects of the Development of Polyethnic Regions of Russia: Materials of X Safargaliev Scientific Readings. Ogarev Mordovia State University. Saransk, 2006: 89-93. (In Russ.).

13. SafargaliyevM. G. The Struggle of the Mordovia People with the Tatar Yoke. Notes of the Research Institute under the Council of Ministers of the MASSR. Saransk, 1946. Vol. 6. P. 147. (In Russ.).

14. Safargaliev M. G. To the Question about the Social Structure of the Ancient Mordovians. Notes of the MNIIYALI. Saransk, 1951. Issue 13. (In Russ.).

15. Safargaliev M. G. The Disintegration of the Golden Horde. At the Junction of Continents and Civilizations. Moscow, 1996: 501. (In Russ.).

16. Safargaliev M. G. To the History of the Tatar Population of the Mordovia Autonomous Soviet Socialist Republic. Works of MNIIYALIE. Saransk, 1963. Vol. 24. (In Russ.).

17. SafargalievM. G. The Mordovians' Joining of the Russian Centralized State. Works of MNIIYALIE. Saransk, 1964. Issue 27. (In Russ.).

18. Safargalisv M. G. A Note on Burtases. Notes of MNIIYALI. Saransk, 1950. Vol. 13, P. 92. (In Russ.).

19. Sokolov V. M. Word about the Scientist. On the 30th Anniversary of the Publication of M. G. Safargaliyev's book "The Disintegration of the Golden Horde". The Herald of the University of Mordovia. Saransk, 1990. No. 2: 58-60. (In Russ.).

20. Fedorov-Davydov G. A. The Social Structure of the Golden Horde. Moscow, 1973. P. 22. (In Russ.).

21. Filatov L. G., Yurchenkov V. A. Myths and Reality. Criticism of non-Marxist Concepts of the History of the Mordovian People. Saransk, 1989. P. 54-55. (In Russ.).

Поступила 15.12.2018.

Сведения об авторае

Арсентьев Николай Михайлович - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, директор Историко-со-циологического института ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: социально-экономическая история России конца XVIII - начала XX в., информационные технологии в исторической науке. Автор более 200 научных публикаций, в том числе 19 монографий, 30 учебников и учебных пособий. ORCID: http://orcid/org/0000-0003-4565-1360.

Е-mail: direktor_isi@bk.ru

Submitted 15.12.2018.

About the author

Nikolay M arsentyev - Corresponding Member, the Russian Academy of Sciences, Doctor of History, Professor, Honored Scientist of the Republic of Mordovia, Director of the Historical and Sociological Institute, Ogarev Mordovia State University. Research interests: socio-economic history of Russia at the end of the XVIII - early XX century, information technology in historical science. The author of more than 200 scientific publications, including 19 monographs, 30 textbooks and manuals. ORCID: http://orcid/org/0000-0003-4565-1360.

Е-mail: direktor_isi@bk.ru

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы to v

гуманитарной науки и образования ' " '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.