Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОДНОЙ КАФЕДРЫ: ЛЕВ ГЕРАСИМОВИЧ ФИЛАТОВ И АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОДНОЙ КАФЕДРЫ: ЛЕВ ГЕРАСИМОВИЧ ФИЛАТОВ И АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / КАФЕДРА / ИСТОРИЯ КПСС / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кистанов Сергей Васильевич, Кошина Ольга Владимировна

Введение. Актуальность темы связана с сохранением значимой роли личности в развитии образования. Заведующий кафедрой как одним из ключевых структурных подразделений высшего учебного заведения играл и играет важную роль в реализации научно-педагогических задач университета и воспроизводстве преподавательских кадров. Материалы и методы. Методологической основой исследования стал социокультурный ракурс изучения жизнедеятельности акторов образования, который предполагает учет социальных, культурных и духовно-нравственных факторов становления личности педагога высшей школы и изучение воздействия этой личности на развитие образования. Исследование носит историко-биографический характер, содержит элементы направления социальной истории. Результаты исследования. Научно-педагогический путь двух заведующих кафедрой истории Отечества Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (до 1991 г. - истории КПСС) показан в контексте развития кафедры как структурного подразделения вуза. Выявлены социокультурные условия формирования личностных и профессиональных качеств двух педагогов, ученых, заведующих кафедрой, их роль в развитии одного из важнейших структурных подразделений вуза. Обсуждение и заключение. Для всех сфер жизни общества, а в особенности для сферы науки и образования, важны преемственность кадров, сохранение традиций, передача опыта. На примере деятельности личностей двух заведующих кафедрой проиллюстрирована реализация преемственности управленческих, методических, педагогических принципов преподавания и руководства структурным подразделением вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кистанов Сергей Васильевич, Кошина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF TRADITIONS IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF ONE DEPARTMENT: LEV GERASIMOVICH FILATOV AND ALEXANDER PETROVICH LEBEDEV

Introduction. The relevance of the topic is related to the preservation of the significant role of the individual in the development of education. The head of the department, as one of the key structural divisions of the higher educational institution, has played an important role in the implementation of the scientific and pedagogical tasks of the university and the reproduction of teaching staff. Materials and Methods. The methodological basis of the research is the socio-cultural perspective of the study of the life activity of educational actors, which involves taking into account the social, cultural, spiritual and moral factors of the formation of the personality of a higher school teacher and studying the impact of this personality on the development of education. The study is historical and biographical in nature, contains elements of the direction of social history. Results. The scientific and pedagogical path of the two heads of the Department of the History of the Motherland (until 1991 - the history of the Communist Party of the Soviet Union) is also shown in the context of the development of the department as a structural unit of the university, the higher school in the republic. The socio-cultural conditions for the formation of personal and professional qualities of two teachers, scientists, heads of the department, their role in the development of one of the most important structural divisions of the university are revealed. Discussion and Conclusions. Continuity of personnel, preservation of traditions, and transfer of experience are important for all spheres of society, and especially for the sphere of science and education. On the example of the activity of the personalities of the two heads of the department, the implementation of the continuity of managerial, methodological, pedagogical principles of teaching and management of the structural unit of the university is illustrated.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ОДНОЙ КАФЕДРЫ: ЛЕВ ГЕРАСИМОВИЧ ФИЛАТОВ И АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.146-161

УДК 94:378-057.4

С. В. Кистанов1, О. В. Кошина2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: kistanov-viz@yandex.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: koshinaolga@rambler.ru

Преемственность традиций в контексте истории одной кафедры: Лев Герасимович Филатов и Александр Петрович Лебедев

Введение. Актуальность темы связана с сохранением значимой роли личности в развитии образования. Заведующий кафедрой как одним из ключевых структурных подразделений высшего учебного заведения играл и играет важную роль в реализации научно-педагогических задач университета и воспроизводстве преподавательских кадров. Материалы и методы. Методологической основой исследования стал социокультурный ракурс изучения жизнедеятельности акторов образования, который предполагает учет социальных, культурных и духовно-нравственных факторов становления личности педагога высшей школы и изучение воздействия этой личности на развитие образования. Исследование носит историко-биографический характер, содержит элементы направления социальной истории. Результаты исследования. Научно-педагогический путь двух заведующих кафедрой истории Отечества Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (до 1991 г. -истории КПСС) показан в контексте развития кафедры как структурного подразделения вуза. Выявлены социокультурные условия формирования личностных и профессиональных качеств двух педагогов, ученых, заведующих кафедрой, их роль в развитии одного из важнейших структурных подразделений вуза. Обсуждение и заключение. Для всех сфер жизни общества, а в особенности для сферы науки и образования, важны преемственность кадров, сохранение традиций, передача опыта. На примере деятельности личностей двух заведующих кафедрой проиллюстрирована реализация преемственности управленческих, методических, педагогических принципов преподавания и руководства структурным подразделением вуза.

Ключевые слова: высшая школа, кафедра, история КПСС, история Отечества, научно-педагогическая деятельность, заведующий кафедрой, социокультурный подход.

Для цитирования: Кистанов С. В., Кошина О. В. Преемственность традиций в контексте истории одной кафедры: Лев Герасимович Филатов и Александр Петрович Лебедев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - N° 2. - С. 146-161. DOI: 10.15507/20789823.54.021.202102.146-161.

© Кистанов С. В., Кошина О. В., 2021

Sergey V. Kistanov1, Olga V. Koshina2

1 National Research Ogarev Mordovia State University

(Saransk, Russia), e-mail: kistanov-viz@yandex.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University

(Saransk, Russia), e-mail: koshinaolga@rambler.ru

Continuity of Traditions in the Context of the History of One Department: Lev Gerasimovich Filatov and Alexander Petrovich Lebedev

Introduction. The relevance of the topic is related to the preservation of the significant role of the individual in the development of education. The head of the department, as one of the key structural divisions of the higher educational institution, has played an important role in the implementation of the scientific and pedagogical tasks of the university and the reproduction of teaching staff. Materials and Methods. The methodological basis of the research is the socio-cultural perspective of the study of the life activity of educational actors, which involves taking into account the social, cultural, spiritual and moral factors of the formation of the personality of a higher school teacher and studying the impact of this personality on the development of education. The study is historical and biographical in nature, contains elements of the direction of social history. Results. The scientific and pedagogical path of the two heads of the Department of the History of the Motherland (until 1991 - the history of the Communist Party of the Soviet Union) is also shown in the context of the development of the department as a structural unit of the university, the higher school in the republic. The socio-cultural conditions for the formation of personal and professional qualities of two teachers, scientists, heads of the department, their role in the development of one of the most important structural divisions of the university are revealed. Discussion and Conclusions. Continuity of personnel, preservation of traditions, and transfer of experience are important for all spheres of society, and especially for the sphere of science and education. On the example of the activity of the personalities of the two heads of the department, the implementation of the continuity of managerial, methodological, pedagogical principles of teaching and management of the structural unit of the university is illustrated. Keywords: higher school, department, history of the CPSU, history of the Motherland, scientific and pedagogical activity, head of the department, socio-cultural approach.

For citation: Kistanov S. V., Koshina O. V. Continuity of Traditions in the Context of the History of One Department: Lev Gerasimovich Filatov and Alexander Petrovich Lebedev. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(2): 146-161 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.054.021.202102.146-161.

Введение

В условиях предстоящего 90-летия Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва внимание исследователей обращено на анализ прошлого самого крупного вуза республики. Во избежание обезличивания истории важно исследование биографий, научно-педагогического пути ученых и педагогов Мордовского государственного университета, их роли в развитии образования в республике. Заведующий кафедрой, одним из ключевых подразделений

высшего учебного заведения, играл и играет важную роль в реализации научно-педагогических задач университета и воспроизводстве преподавательских кадров.

Источниками исследования стали архивные документы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), списки научных и учебно-методических трудов Л. Г. Филатова и А. П. Лебедева, их воспоминания и интервью, материалы периодической печати (газета «Мордовский университет»).

Л. Г. Филатов. Август 1949 г. / L. G. Filatov. August, 1949

Историографической опорой статьи послужили книги по истории Мордовского государственного университета [4], юбилейные издания вуза [3], которые позволили проанализировать исторический контекст научной и педагогической деятельности Л. Г. Филатова и А. П. Лебедева. Фундаментальный коллективный труд ученых Историко-социологического института под редакцией члена-корреспондента РАН Н. М. Арсентьева, изданный к 20-летнему юбилею ИСИ и к 80-летию исторического образования в Мордовии, выступил отправной точкой реконструкции важных моментов в истории вышеупомянутой кафедры во взаимосвязи с научно-педагогической деятельностью Л. Г. Филатова и А. П. Лебедева [1]. Для уточнения биографических данных были полезны статьи о Л. Г. Филатове и А. П. Лебедеве в энциклопедиях1 и юбилейных справочных изданиях МГУ им. Н. П. Огарёва2.

Методологической основой исследования стал социокультурный ракурс изучения жизнедеятельности работников системы образования, который предполагает учет социальных и культурно-образовательных факторов становления личности педагога высшей школы и изучение воздействия этой личности на развитие образования и социокультурную среду. Исследование носит историко-биографический характер, содержит элементы социальной истории. Историко-биографический подход предполагает анализ преломления через судьбы двух заведующих кафедрой исторических реалий конкретной эпохи. Антропоцен-тричность социокультурного подхода создает предпосылки для всестороннего изучения проявлений личности в рамках социума и культуры.

Результаты

С историей высшего образования Мордовии неразрывно связаны судьбы двух заведующих кафедрой истории Отечества (до 1991 г. - истории КПСС), каждый из которых занимал эту должность на протяжении почти двух десятков лет, - Льва Герасимовича Филатова (заведующий кафедрой истории КПСС с 1974 по 1991 г.) и Александра Петровича Лебедева (заведующий кафедрой истории Отечества с 1991 по 2009 г.).

Л. Г. Филатов родился 8 октября 1930 г. в Саранске в семье учителя Герасима Лукича и его жены Анны Васильевны. Отец Льва Герасимовича, бывший крестьянин-середняк из Старошайговского района, в 1929 г. после демобилизации из Красной армии стал учителем математики. Всю жизнь до глубокой старости он проработал учителем в средней школе. Герасим Лукич - участник

1 Лебедев А. П. Филатов Лев Герасимович // Мордовия : энциклопедия : в 2 т. Т. 2 : М-Я / А. И. Сухарев (гл. ред.) ; НИИГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2004. - С. 461.

2 Ученые национального исследовательского Мордовского государственного университета : биографический справочник : 2016 / под общ. ред. С. М. Вдовина. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2016. - 796 с.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „т.,^

Л. Г. Филатов (4-й ряд, крайний справа), 8 класс, школа № 9. Саранск, 1947 г. / L. G. Filatov (4th row, the furthest to right), the 8th form, school number 9. Saransk, 1947

Великой Отечественной войны, был ранен в Сталинградской битве3.

Среднее образование Лев Герасимович получил в первой мужской школе г. Саранска (ныне школа № 9). Среди его одноклассников - А. И. Сухарев, будущий ректор Мордовского государственного университета. Из воспоминаний Л. Г. Филатова: «Родители прочили мне карьеру военного медика, но еще в 8 классе я решил, что буду заниматься историей. Интерес к ней пробудил мой учитель Николай Иванович Писклигин»4.

Н. И. Писклигин был уникальной личностью: сирота, воспитанный в Саранском детском доме, один из организаторов школы-коммуны и первых пионерских отрядов в Мордовии, первый директор школы № 12.

Он был прекрасным учителем истории, блестящим лектором, но из-за проблем со здоровьем ослеп. На его уроках никто не списывал, учеников он узнавал по голосу. Дежурные провожали его до дома и помогали по хозяйству. Дети слушали его затаив дыхание: рассказчик был великолепный. О Н. И. Писклигине знали в Министерстве просвещения РСФСР, о нем писали в «Учительской газете», ему приходили письма со всех концов страны, в том числе от сестры Н. А. Островского [2]. Такой яркий учитель увлек юного Льва Филатова историей.

Время учебы Льва Герасимовича в школе выпало на тяжелое военное время, когда вся страна превратилась в единый военный лагерь. Он вспоминал, как они с одноклассниками участвовали в патрулировании

3 Мордовский историк Лев Филатов - о революции, дочери Сталина и науке [Электронный ресурс]. -URL: http://www.113rus.ru. - Загл. с экрана.

4 Там же. _

Л. Г. Филатов с однокурсниками работает над стенгазетой. Москва, 1949—1954 гг. / L. G. Filatov with fellow students is working on a wall newspaper. Moscow, 1949—1954

вдоль полотна железной дороги (дом родителей находился рядом), а однажды чуть не задержали «немецкого шпиона», которым оказался обходчик путей с красным фонарем. Тяжелое военное время не помешало талантливому ученику впитывать азы наук. В 1949 г. Л. Филатов окончил школу с золотой медалью.

Получение высшего образования для Л. Г. Филатова было связано с главным вузом страны. По окончании школы он одним из первых в республике поступил на исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. По словам Льва Герасимовича, на курсе он был одним из двух «простых» детей из провинции. На престижном историческом факультете учились дети писателей, маршалов, секретарей ЦК союзных республик. «И все были равны, - говорил ученый. - Студентов моего поколения отличали демократичность и искренняя за-

5 Мордовский историк Лев Филатов - о революции, дочери Сталина и науке.

6 Там же.

интересованность в развитии науки». Интересно, что в 1949 г. исторический факультет МГУ окончила дочь И. В. Сталина Светлана Аллилуева. Несколько раз ее видел и Лев Герасимович. Ему запомнилось, как скромно, сдержанно, ничем не выделяясь из общей массы студентов, но с достоинством держалась дочь вождя5.

Еще одна зарисовка из воспоминаний Л. Г. Филатова: «В то время на историческом факультете МГУ училось много студентов-поляков из дружественной социалистической Польши. Польские студенты всегда в слове "писать" делали ударение именно на первый слог... Тогдашние студенты-историки, говоря современным языком, очень любили "подкалывать" поляков этим словом»6.

«Учиться на истфаке МГУ было большой честью, - рассказывал Л. Г. Филатов. -Историческую науку нам преподавали

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы _ ,.„_

такие светила, как Аркадий Лаврович Сидоров, Михаил Яковлевич Гефтер, академик Милица Васильевна Нечкина, написавшая несколько книг о декабристах. Качество образования было чрезвычайно высоким. Нас развивали духовно, нравственно и физически»7.

Учеба в МГУ свела Льва Герасимовича с однокурсниками, дружбу с которыми он сохранил на всю жизнь. Одним из них стал В. З. Дробижев, будущий доктор исторических наук, специалист по истории СССР, источниковедению, исторической демографии, экономической и социальной истории, истории учреждений, профессор исторического факультета Московского государственного университета (1968-1985), заведующий кафедрой отечественной истории Московского государственного историко-архивного института (1986-1989). Жизнь в Москве протекала не только над книгами, студенты ходили в театры, играли в футбол и хоккей с мячом. К сожалению, впоследствии Л. Г. Филатов получил травму на хоккейной площадке, после чего хромал и ходил с тростью.

По окончании исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Лев Герасимович вернулся в Саранск. Первым его местом работы стала средняя школа № 17, где он преподавал историю в 1954 г. Затем Л. Г. Филатов стал работать старшим лаборантом кафедры истории СССР Мордовского государственного педагогического института им. А. И. Полежаева.

Научная деятельность Льва Герасимовича началась, когда он в 1955 г. стал научным сотрудником сектора истории Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете министров МАССР (НИИЯЛИЭ). В этот период он стал реализовывать научные ин-

тересы, сложившиеся еще в годы учебы в МГУ им. М. В. Ломоносова. Ими стали вопросы революционного и освободительного движения народов России, чему ученый посвятил дальнейшие научные изыскания. Из воспоминаний Л. Г. Филатова: «Я видел очарование освободительного движения народа. Больше всего меня интересовало, как в ходе революции менялась жизнь простых людей, как сбрасывался многовековой гнет...»8.

Так получилось, что Л. Г. Филатов выбрал тему диссертационного исследования и писал кандидатскую диссертацию «Железнодорожники Московско-Казанской дороги в Первой русской революции» без научного руководителя. Диссертация была успешно защищена в Москве в 1962 г., и Лев Герасимович стал преподавать историю КПСС в МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Лектор обладал столь широким кругозором, что послушать его приходили студенты других специальностей. Этот талант он пронес через всю педагогическую карьеру: даже будучи в годах, привлекал лекциями молодых преподавателей, которые посещали их для развития собственного педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство Л. Г. Филатова было соответствующим образом оценено: с 1974 по 1991 г. он был заведующим кафедрой истории КПСС (истории Отечества) Мордовского государственного университета. В те годы он стал крупной фигурой советской исторической науки. В период руководства кафедрой Л. Г. Филатов поддерживал научные контакты с видными историками страны: В. З. Дробиже-вым, Ю. С. Кукушкиным, Е. И. Пивоваром, В. П. Михеенковым, А. К. Соколовым и др.

На кафедре истории КПСС, возглавляемой Л. Г. Филатовым, в 1970-1980-е гг.

7 Мордовский историк Лев Филатов - о революции, дочери Сталина и науке.

8 Там же.

работал большой коллектив - более 20 преподавателей. Эта структура была, наряду с кафедрой научного коммунизма, возглавляемой А. И. Сухаревым, не только транслятором истории руководящей партии страны, но и проводником официальной идеологии. Как ни парадоксально, многие современники вспоминают, что на кафедре истории КПСС царил необычайный дух свободомыслия. При этом Лев Герасимович до конца дней оставался убежденным коммунистом и говорил, что «только коммунистическая партия позволила ему, провинциалу, поступить в престижный столичный вуз». На кафедре не рассказывали скабрезных анекдотов о генсеках, а серьезно обсуждали сложные вопросы истории и философии. Многие преподаватели первого корпуса (не только историки) приходили сюда «поговорить по душам».

В 1984 г. Л. Г. Филатов успешно защитил докторскую диссертацию «Борьба большевистской партии за развитие революционного движения железнодорожников России. 1895-1914 гг.», а в 1985 г. стал профессором. На рубеже 1970-1980-х гг. вокруг Льва Герасимовича сложилась группа молодых исследователей, стремившихся продолжить научные изыскания учителя, оформилась его научная школа. Около 30 аспирантов стали учеными и общественно-

Л. Г. Филатов с родителями Герасимом Лукичом и Анной Васильевной. 1952 г. / L. G. Filatov with his parents Gerasim Lukich and Anna Vasilievna. 1952

политическими деятелями Мордовии. Среди них экс-министр по национальной политике Республики Мордовия А. С. Лузгин (к сожалению, умерший в 2020 г.), первый заместитель Руководителя Администрации Главы Республики Мордовия В. В. Маресьев, главный редактор газеты «Известия Мордовии» О. А. Каштанов, председатель Общественной палаты Республики Мордовия И. В. Капитонов, бывший заместитель директора НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

B. А. Ломшин и др.

Под руководством Л. Г. Филатова были защищены кандидатские диссертации О. А. Каштанова «Промышленность и рабочий класс Мордовии в период осуществления политики индустриализации страны. 1926-1941 гг.» (199б); С. Ю. Фирсова «Железнодорожники Среднего Поволжья в 1907-1917 гг.: основные тенденции и некоторые особенности развития» (1996);

C. Б. Бирюковой «Проблемы эвакуации в годы Великой Отечественной войны» (1996); И. В. Капитонова «Возникновение и деятельность организаций партии социалистов-революционеров на территории Мордовии в первой четверти XX в.» (1997); Л. В. Ивлиева «Рабочее движение в Мордовии и новая роль профсоюзов в условиях перехода к рыночной экономике» (1998);

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „т.,^

history

Л. Г. Филатов. Вторая половина 1950-х гг. / L. G. Filatov. Second half of the 1950s

И. А. Фирсовой «Становление и основные тенденции развития системы школьного образования в Мордовии (1917-1941 гг.)» (1998); О. В. Лазаревой «Провинциальная полиция в конце XVIII - начале XX в.: по материалам Пензенской губернии» (2000); Л. В. Булкиной «Социальная история крестьянства в период коллективизации сельского хозяйства» (2000); Л. А. Конновой «Деятельность земств на территории Мордовии в 1890-1918 гг.» (2001); В. А. Лом-шина «Крестьянство и власть Мордовии в послевоенный период (1946 - середина 1950-х гг.)» (2003); С. В. Кистанова «Политические организации на территории мордовского края в условиях формирования многопартийности в России (начало ХХ в.)» (2004); О. В. Дулкина «Власть и общество Мордовии в годы первой российской революции (1905-1907 гг.)» (2006).

За долгий период научно-педагогической деятельности Л. Г. Филатовым опубликовано более 200 научных, учебно-методических и справочных работ. Главным предметом его научных интересов стало исследование революционного движения в стране, прежде всего в мордовском крае, в

начале XX в. Данной теме была посвящена монография «Железнодорожники Мордовии в огне первой русской революции», вышедшая в 1972 г. Развитием этого направления научных исследований стали цикл публикаций, посвященных революции 1905-1907 гг. на территории современной Республики Мордовия, публикации по персоналиям революционного движения, о центральном событии революции 19051907 гг. на территории мордовского края -Рузаевской республике9.

Работая над проблемами российской истории рубежа XIX-ХХ вв., ученый рассматривал социально-экономические аспекты назревания революционного кризиса в России в начале ХХ в. В 1972 г. вышла его статья «Борьба большевистской партии за развитие рабочего движения железнодорожников в 1910-1912 гг.»; в 1973 -публикация «Значение железнодорожного строительства в развитии экономики и революционного движения в Мордовии; в 1978 г. - «Некоторые вопросы развития дореволюционной промышленности в национальных районах Волго-Вятского региона». Из-под его пера вышли главы в труде

Филатов Л. Г. Рузаевская республика // Историческая энциклопедия АН СССР. - М., 1969. - Т. 12 ; Его же. Рузаевская республика // Мордовия : энциклопедия : в 2 т. - Саранск, 2004. - Т. 2 : М-Я / А. И. Сухарев (гл. ред.) ; НИИГН при Правительстве РМ. - С. 254.

Л. Г. Филатов — заведующий кафедрой / L. G. Filatov — the Head of the Department

«Очерки истории мордовской организации КПСС» (Саранск, 1967, 1979), а также в учебнике для исторических факультетов вузов «История МАССР с древнейших времен до наших дней» (Саранск, 1979).

Л. Г. Филатов стал первооткрывателем деятельности на территории мордовского края других политических партий и организаций, кроме большевиков: социалистов-революционеров и кадетов (статьи: «Кадетская партия: прошлое и настоящее», «Кадетская партия и крестьянство» и др.). Он первый из историков Мордовии опубликовал статьи в центральных научных журналах. Например, в журнале «История СССР» в 1975 г. вышла работа «Деятельность "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" среди железнодорожников России»10.

10 Филатов Л. Г. Деятельность «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» среди железнодорожников России // История СССР. - 1975. - № 4. - С. 138-144.

Занимая должность руководителя партийной организации Мордовского государственного университета и проводя большую общественно-просветительскую работу, Л. Г. Филатов часто публиковал статьи в журналах «Блокнот агитатора», «Политический вестник», газетах «Советская Мордовия», «Молодой ленинец».

Из его статьи «Повышать уровень преподавания общественных наук» в газете «Мордовский университет» можно узнать об основных принципах работы кафедры, которую в 1974 г. возглавил молодой доцент Лев Герасимович Филатов. В ней идет речь и об «идейно-теоретическом и методическом уровне лекций и семинарских занятий», и о работе ежемесячного «теоретического семинара кафедры под руководством доцента Т. В. Попкова», и о «действующем

ГумАНИТАРИЙ : актуальные проблемы

кафедральном лектории по лекторскому мастерству и методической работе в вузе»11.

В 1980-е гг. Львом Герасимовичем было подготовлено несколько совместных публикаций с единомышленником, а в дальнейшем и преемником Александром Петровичем Лебедевым. Их сотрудничество проявилось в жанре рецензий. В 1985 г. в газете «Советская Мордовия» вышла публикация «Ценные исследования (о книге Житаева В. Л. «Развитие культуры Мордовии»)», в 1992 г. в журнале «Вестник Мордовского университета» была опубликована рецензия на книгу В. А. Юрченкова «Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории» под названием «Повествование о времени». Нельзя не отметить их совместное исследование на стыке научных интересов ученых «Рост политической и трудовой активности крестьянства в период строительства социализма», опубликованное в 1985 г. в «Трудах» НИИЯЛИЭ. В 1990-е гг. их совместное творчество продолжилось в учебно-методических разработках кафедры истории Отечества.

Научная и общественная работа, проводимая Л. Г. Филатовым, была оценена по достоинству. В 1986 г. он был награжден орденом «Знак Почета», в 1990 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки МССР. Лев Герасимович награжден юбилейными медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1991 г. Л. Г. Филатов передал пост заведующего кафедрой, ставшей к этому моменту кафедрой истории Отечества, ученику и единомышленнику А. П. Лебедеву и остался на должности профессора кафедры. В 1990-2000-е гг. он продолжал чи-

А. П. Лебедев / A. P. Lebedev

тать курс «История Отечества» у студентов исторического факультета (с 1995 г. - Исто-рико-социологического института). Студентам-историкам он читал и специальные курсы, такие как «История общественных движений и политических партий России», «Реформы и реформаторы».

До 2004 г. Л. Г. Филатов являлся членом диссертационного совета по специальности 07.00.02 Отечественная история при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва. Не прекращалась и его научно-исследовательская работа. Так, в вышедшей в 2005 г. двухтомной монографии «Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»12 им в соавторстве были написаны шесть разде-

11 Филатов Л. Г. Повышать уровень преподавания общественных наук // Мордовский университет. -1975. - № 22 (681).

12 Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : в 2 т. / под общ. ред. В. А. Юрченкова ; НИИГН при Правительстве РМ. - Саранск, 2005. - Т. 1. - 384 с. ; Т. 2. - 424 с.

А. П. Лебедев, Н. В. Заварюхин, В. А. Юрченков, Л. Г. Филатов, Н. Г. Юрченкова, В. В. Филатова, В. Д. Мозеров, В. А. Ломшин. В актовом зале НИИ ГН, 2010 г. / A. P Lebedev, N. V. Zavaryukhin, V. A. Yurchenkov, L. G. Filatov, N. G. Yurchenkova, V. V. Filatova, V. D. Mozerov, V. A. Lomshin. In the assembly hall of the Research Institute

of the Humanities, 2010

лов, в том числе «Мордовская организация ВКП (б)», «Профсоюзные организации» и «Экономическое положение».

Лев Герасимович оставался во многом цементирующей фигурой для кафедры истории Отечества, где подрастало новое поколение историков - выпускников вузов 1990-х гг. На кафедре его уважительно называли шефом, во время официальных и неофициальных мероприятий он был центральной фигурой коллектива, главным носителем традиций советских историков, передавал их историкам постсоветского времени. Он рассказывал много забавных и поучительных историй из жизни и из истории высших учебных заведений. Лев Герасимович был прост в общении, никогда не апеллировал к авторитету. Часто употреблял слово «старик», что означало комплимент для собеседника. До последних дней работы в Историко-социологиче-

ском институте ходил на работу пешком - с ул. Серова до ул. Пролетарской, лишь после занятий позволял себе вызвать такси. Он всегда был одет с иголочки, чисто выбрит и выглядел подтянутым.

В 2008 г. Л. Г. Филатов завершил преподавательскую деятельность и перешел на научную работу в отдел истории Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, где 50 лет назад начинал научную деятельность. В последние годы он являлся одним из постоянных посетителей читального зала Центрального государственного архива Республики Мордовия, куда по-прежнему ходил пешком. В эти годы он с головой окунулся в научный проект, реализуемый Научно-исследовательским институтом, - создание монографии «Мордовия в послевоенный период. 1945-1953 гг.», для которого в соавторстве подготовил раз-

делы «Мордовская областная организация ВКП (б): состояние и трансформации», «Последствия войны и противоречия социально-политического развития» и «Развитие транспорта и инфраструктуры».

3 декабря 2013 г. Льва Герасимовича Филатова не стало. Память об ученом сохраняют его ученики, бывшие студенты и коллеги. В 2020 г. в честь 90-летия со дня рождения Л. Г. Филатова в стенах Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И. Д. Воронина состоялся вечер его памяти. В музее была развернута выставка «Служитель музы Клио», включившая богатый фотографический материал, вещи, книги, личные записи ученого.

Преемником традиций, заложенных Львом Герасимовичем Филатовым, стал Александр Петрович Лебедев, возглавивший кафедру истории Отечества в 1991 г. А. П. Лебедев родился 20 октября 1946 г. в г. Дзержинске Горьковской области. Его отец был участником Великой Отечественной войны, танкистом, умер от ран в 1953 г. Корни рода по линии мамы А. П. Лебедева тянутся в с. Шокша Республики Мордовия. Оттуда вышла семья его деда, которая позже перебралась в Дзержинск.

Александр Петрович рассказывал, что увлекался историей еще в школе, перечитал все книги в домашней и школьной библиотеке. Гуманитарные наклонности привели его на историко-географический факультет Мордовского университета. А. П. Лебедев с благодарностью вспоминает педагогов тех лет: М. В. Дорожкина, И. И. Лягущенко, Е. П. Иванову, К. А. Коткова, С. Г. Бар-гину, М. А. Носкова, В. Ф. Кутергина, Н. Ф. Мокшина и др., которые оказали большое влияние на формирование его личности и научного мышления. Он был

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

успешным студентом. Приведем отрывок из протокола заседания ученого совета исто-рико-географического факультета за 1972 г.: «.. .особенно выделялись такие студенты как

A. Лебедев (4 курс), М. Свиридова (3 курс),

B. Фролов (5 курс) исторического отделения, которые стабильно из года в год занимались только на "отлично"»13.

Руководителем дипломной работы А. П. Лебедева по истории совхозного движения Мордовии был И. А. Ефимов, который в то время был деканом историко-географи-ческого факультета. Он учил дипломников принципам работы с архивными документами и сопровождал их в Пензенский архив для написания выпускной работы. На защите диплома Л. Г. Филатов впервые обратил внимание на вдумчивого выпускника, удивившись, что студент привлек исторические документы архива не только МАССР, но и Пензы.

В 1973 г. А. П. Лебедев окончил университет с красным дипломом. С 1973 по 1975 г. он по распределению работал учителем в с. Лада Ичалковского района, где получил первый педагогический опыт. Параллельно учился в заочной аспирантуре при НИИЯЛИЭ, работал в архивах Саранска, Пензы, Москвы. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совхозы Мордовии в 1918-1940 гг.» в МГУ им. М. В. Ломоносова, на историческом факультете, на кафедре истории СССР периода социализма, которую тогда возглавлял Ю. С. Кукушкин, декан исторического факультета МГУ.

Руководителем диссертации А. П. Лебедева была А. Ф. Чмыга, участница войны, специалист по истории колхозного движения на Украине. Александр Петрович вспоминает академическую атмосферу МГУ, уважительное отношение к аспирантам из

13 Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. 2. - Оп. 24. - Д. 731. -Л. 8.

провинции, высокий уровень культуры и профессионализм московских историков.

После защиты он стал младшим научным, затем старшим научным сотрудником НИИЛЯИЭ, далее - заведующим сектором истории, сменив на этой должности Н. В. Заварюхина, перешедшего на работу в Мордовский государственный университет. Написал несколько глав в коллективной монографии «История Мордовской АССР» (1981)14: «Мордовская АССР в годы девятой и десятой пятилеток (1971-1980 гг.)»; «Мордовия в годы семилетки»; «XXVI съезд КПСС. Перспективы экономического и социального развития на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г.»; предисловие к монографии «П. И. Мельников (Андрей Печер-ский). Очерки мордвы» (1981); главу «В единой семье к победе социализма» в коллективной монографии «Навеки вместе» (1985); главу «Саранск в годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток» в монографии «Саранск: исто-рико-экономический очерк» (1985).

Работая в научно-исследовательском институте, А. П. Лебедев активно сотрудничал с Л. Г. Филатовым. Они писали совместные статьи, рецензии, вели научные исследования; например, в составе авторского коллектива работали над научным трудом «История советского крестьянства Мордовии» (1987)15.

В 1986 г. Л. Г. Филатов пригласил А. П. Лебедева на преподавательскую должность в университет, на кафедру истории КПСС. В те годы А. П. Лебедев продолжал заниматься аграрной историей Поволжья (статья «Развитие производства совхозов Средней Волги в 1928-1932 гг.», 1986); экономическими аспектами быта мордов-

ского села (глава в монографии «Социалистический быт мордовского села», 1986). В 1990 г. он получил должность доцента.

В 1990-1991 гг. в связи с кризисом коммунистической идеологии и распадом СССР кафедра истории КПСС пережила трансформацию. Шел сложный процесс формирования содержания читаемого на ней курса, ее образовательной функции. 6 ноября 1990 г. приказом ректора МГУ им. Н. П. Огарёва кафедра была переименована в кафедру политической истории и введена в структуру исторического факультета [1, с. 288]. На кафедре под руководством Л. Г. Филатова была разработана программа курса «Политическая история XX века».

30 ноября 1991 г. кафедра политической истории приказом по университету была переименована в кафедру истории Отечества. Заведующим был назначен

A. П. Лебедев. Здесь работали 18 преподавателей: кандидат исторических наук, доцент

B. Д. Александров; кандидат исторических наук (впоследствии доктор исторических наук), профессор Н. Е. Адушкин; кандидат исторических наук, доцент С. М. Букин; кандидат исторических наук, доцент А. И. Дудко; кандидат исторических наук, доцент А. И. Журавлева; кандидат исторических наук, доцент С. К. Котков; кандидат исторических наук, доцент Л. М. Ки-чев; кандидат исторических наук, доцент Е. С. Ледяева; кандидат исторических наук, доцент И. И. Мотыка; доктор исторических наук, профессор Л. Г. Филатов; кандидат исторических наук, доцент В. М. Чугуно-ва; кандидат исторических наук, доцент Р. В. Шестакова; кандидат исторических наук, доцент И. А. Юрин; кандидат исторических наук старший преподаватель

История Мордовской АССР : в 2 т. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1981. - Т. 2. - 430 с. История советского крестьянства Мордовии. Ч. 1 : 1917-1937 годы / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордов. АССР ; [редкол.: Ю. С. Кукушкин (отв. ред.) и др.]. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1987. - 263 с.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ _ „„„„

14

15

И. Б. Ниманов; ассистент В. А. Ломшин; лаборант В. С. Богомолова [1, с. 288].

В 1990-е гг. начался самый продуктивный период деятельности А. П. Лебедева. На протяжении 19 лет, с 1991 по 2009 г., он занимал должность заведующего кафедрой истории Отечества. Интеллигентный, с чувством юмора, необычайно начитанный, он следил за всеми новинками литературы, новыми учебниками, монографиями, взглядами в исторической литературе, которых в 1990-е гг. появлялось немало. Шло переосмысление исторического прошлого страны. Все это обсуждалось на кафедре, ненавязчиво подсказывалось молодым педагогам в ходе кафедральных семинаров, на научных чтениях, при обсуждении открытых занятий.

А. П. Лебедев продолжил изыскания в рамках научных интересов. В 1997 г. в материалах I Сафаргалиевских научных чтений вышла его статья «Тенденции и противоречия в социальном развитии рабочих аграрного сектора экономик республик Поволжья в 60-80-е годы XX века». В 2001 г. он завершил работу над монографией «Аграрные рабочие республик Поволжья (60-е -первая половина 80-х гг. XX века)16.

Научный кругозор А. П. Лебедева не ограничивался проблемами региональной аграрной истории советского периода. Возглавляя кафедру истории Отечества, задачей которой стало преподавание полного курса отечественной истории на всех факультетах университета, Александр Петрович погружался во все периоды и аспекты российской истории. Позже он занимался проблемами истории государства и права, поскольку много лет преподавал историю на юридическом факультете. В 2007 г. им был создан электронный учебно-методический комплекс «История отечественного государства и права». В 2011 г. вышли в

соавторстве его статьи: «История развития уголовного права СССР», «Становление и развитие советского семейного права», «Сопротивление несвободе в СССР (исто-рико-правовой анализ)».

В Историко-социологическом институте он продолжил чтение спецкурса «Реформы и реформаторы в России», разработку и чтение которого начинал Л. Г. Филатов. В 2004 г. по этому курсу вышло учебное пособие «Реформы и реформаторы».

Большое внимание А. П. Лебедев всегда обращал на методическое обеспечение преподавания отечественной истории на всех факультетах вуза. Каждые несколько лет силами кафедры создавалось и выпускалось новое учебно-методическое пособие, поскольку курс отечественной истории на «межфаке» с середины 1990-х гг. неоднократно претерпевал изменения концепции и содержания: он назывался «Отечественная история», позже - «История России в мировой цивилизации», «История России». В настоящее время курс называется «История (история России, всеобщая история)».

Эти изменения структуры и объема курса требовали подготовки методических пособий, справочников для студентов, что и делалось на кафедре под руководством А. П. Лебедева. Пособия содержали много полезного материала: темы лекций и планы семинарских занятий, вопросы к экзамену и новая литература по каждому периоду, темы рефератов и глоссарий, отрывки из источников и вопросы для самостоятельной работы, развернутые конспекты каждой темы, чтобы облегчить студентам освоение сложных вопросов и ответы на семинарах и экзамене. Это была творческая коллективная работа, когда на кафедре обменивались мнениями, совместно формулировали текст учебного пособия, выстраивали логику ма-

16 Лебедев А. П. Аграрные рабочие республик Поволжья (60-е - первая половина 80-х гг. XX века). -Саранск : Издательство Мордовского университета, 2001. - 182 с.

териала, подбирали методический материал и новую литературу по разным периодам истории России.

В 2009 г. А. П. Лебедев стал профессором. За весь период научно-педагогической деятельности им издано около 80 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографии, 7 учебников, 5 учебных пособий. Он награжден почетной грамотой Министерства образования РФ в 2002 г., почетной грамотой Правительства Республики Мордовия - в 2004 г.

Таким образом, в научно-педагогической деятельности А. П. Лебедева, его методах руководства кафедрой прослеживается сохранение и развитие традиций, заложенных Л. Г. Филатовым. Традиции кафедры истории КПСС (с 1991 г. - кафедры истории Отечества) заключались в постоянном коллективном научном творчестве, обсуждении исторических, мировоззренческих, педагогических проблем, новинок литературы и проблем вузовского образования.

Заключение

Историко-биографическое исследование научно-педагогической деятельности двух заведующих кафедрой истории Отечества показывает, что личностная детерминанта развития образования сохраняет значимость в любой исторический период. Трансформация кафедры истории КПСС в кафедру истории Отечества совершилась в связи со сменой государственной идеологической парадигмы. Происходили эти преобразования не только на уровне университетских структур, но и на уровне профессионального мышления конкретных историков.

Будучи одним из главных (наряду с кафедрой научного коммунизма) проводников официальной идеологии в 19701980-е гг., кафедра истории Отечества с на-

чала 1990-х гг. постепенно превращалась в центр исторического просвещения студентов неисторических факультетов. Ее задачей стало научное, но доступное донесение до студентов всех специальностей вуза (гуманитарных и негуманитарных) основных закономерностей истории России. Преподавание отечественной истории в контексте общемирового развития позволяло выявить и донести до студентов особенности исторического пути своей страны, его уникальности.

Для реализации этой задачи педагогам необходимо было не только владение литературой по всем периодам российской истории, но и умение представить студентам огромные пласты истории России в обобщенном, «концентрированном», но не упрощенном виде. Понимание сложности этой задачи способствовало тому, что заведующий кафедрой А. П. Лебедев продолжил традицию, заложенную Л. Г. Филатовым: проведение кафедральных методологических семинаров для обсуждения проблем в изучении и преподавании истории России, поиска и анализа новинок исторической литературы; создание учебно-методических пособий.

Антропоцентричность социокультурного подхода позволила авторам изучить проявления личности двух ученых, педагогов, заведующих кафедрой в контексте развития системы высшего образования и динамичного социума. Исследование научно-педагогической деятельности двух заведующих кафедрой истории Отечества - Л. Г. Филатова и А. П. Лебедева - наглядно свидетельствует о преемственности научно-педагогических, методических традиций в рамках одной кафедры в условиях изменения идеологии и концепции основного преподаваемого курса.

л / А ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № 22021

гуманитарной науки и образования , " ,

Библиографический список

1. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Н. М. Арсентьев [и др.] ; Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2014. - 480 с.

2. Кошина О. В. Саранские учителя // Город и горожане : материалы I—II Воронинских чтений. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2001. — С. 160—165.

3. Мордовский государственный университет: 75 лет. — Саранск : Издательство Мордовского университета, 2006. — 365 с.

4. 2001 факт из жизни Мордовского университета / сост.: Н. М. Арсентьев [и др.]. — Саранск : Издательство Мордовского университета, 2001. — 224 с.

References

1. Truth in the word: the past and the present of the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University. Ed. N. M. Arsentyev [and al.]. Saransk, 2014, 480 p. (In Russ.).

2. Koshina O. V. Saransk teachers. City and citizens: materials of the I—II Voronin's readings. Saransk, 2001, P. 160—165. (In Russ.).

3. Mordovia State University: 75 years. Saransk, 2006, 365 p. (In Russ.).

4. 2001 fact from the life of the Mordovian University / Comp. by N. M. Arsentiev [and al.]. Saransk, 2001, 224 p. (In Russ.).

Поступила 29.01.2021.

Сведения об авторах

Кистанов Сергей Васильевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов — политическая история России конца XIX — первой четверти XX в. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-1341.

E-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Кошина Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: история образования во второй половине XIX — начале ХХ в., социальная история России. Автор 77 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографий (2 — в соавторстве) и 1 учебного пособия (в соавторстве). ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-9558-4173.

E-mail: koshinaolga@rambler.ru

Submitted 29.01.2021.

About the authors

Sergey V. Kistanov — Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian history, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: political history of Russia in the late 19th — the first quarter of the 20th century. The author of more than 80 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org 0000-0003-2214-1341

E-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Olga V. Koshina - Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian history, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: history of school in the second half of XIX — early XX century, social history of Russia. The author of 77 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9558-4173

E-mail: koshinaolga@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.