Научная статья на тему 'Философия структуры «Слишком человеческого»'

Философия структуры «Слишком человеческого» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. ПИВОЕВ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДУША ТЕЛА / ДУХОВНАЯ ДУША / V.M. PIVOEV / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / BODILY SOUL / SPIRITUAL SOUL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саенко Наталья Ряфиковна

В статье рецензируются книги В.М. Пивоева «Душа и сознание», «Тело и душа» и «Философия самоидентификации человека». Рассматривается концепция различения четырех классов наук (естественных, технических, социальных и гуманитарных). Анализируются гипотезы о взаимосвязи энергии и времени и о существовании у человека двух видов души «души тела» и «духовной души». Высказываются замечания к авторским концепциям В.М. Пивоева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF THE “ALL TOO HUMAN” STRUCTURE

This article reviews V.M. Pivoev’s books dealing with the concept of distinguishing four classes of sciences (natural, technical, social sciences and the humanities). The books also analyse the hypotheses about the relationship between energy and time and about the existence of two types of human soul: the bodily soul and the spiritual soul. The author of the review makes some observations on Pivoev’s concepts.

Текст научной работы на тему «Философия структуры «Слишком человеческого»»

УДК 111:002.2 DOI: 10.37482/2227-6564-V012

САЕНКО Наталья Ряфиковна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Московского политехнического университета. Автор 147 научных публикаций* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9422-064X

ФИЛОСОФИЯ СТРУКТУРЫ «СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО»

Рецензия на книги: Пивоев В.М. Душа и сознание. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. 110 с.; Пивоев В.М. Тело и душа. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2017. 112 с.; Пивоев В.М. Философия самоидентификации человека. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2018. 328 с.

В статье рецензируются книги В.М. Пивоева «Душа и сознание», «Тело и душа» и «Философия самоидентификации человека». Рассматривается концепция различения четырех классов наук (естественных, технических, социальных и гуманитарных). Анализируются гипотезы о взаимосвязи энергии и времени и о существовании у человека двух видов души - «души тела» и «духовной души». Высказываются замечания к авторским концепциям В.М. Пивоева.

Ключевые слова: В.М. Пивоев, философская антропология, душа тела, духовная душа.

Монографии известного российского философа Василия Михайловича Пивоева являются единой большой работой по изучению субъективной реальности и духовной субстанции.

Я знаю мир - он стар и полон дряни.

Я знаю птиц, летящих на манок, Я знаю, как звенит экю в кармане, И как звенит отточенный клинок.

Я знаю, как поют на эшафоте, Я знаю, как целуют, не любя, Я знаю тех, кто «за», и тех, кто «против», Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Книги В.М. Пивоева возвращают внимание читателя к сложнейшим вопросам философии сознания и антропологии, в последние десятилетия вытесненным постмодернизмом с одной

*'Адрес: 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38; e-mail: rilke@list.ru

Для цитирования: Саенко Н.Р. Философия структуры «слишком человеческого» // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 2. С. 114-118. DOI: 10.37482/2227-6564-V012

стороны и социальной философией с другой на периферию философского мировоззрения.

Актуальность этих понятий обусловлена кризисом философской антропологии. Животрепещущая проблема самоидентификации человека в ответ на вопрос «Кто Я?» может иметь много «внешних» измерений: социальное, психологическое, гендерное, культурное, расовое, национальное, этническое и т. д. В.М. Пивоев сосредоточился на «внутреннем», интроверт-ном, самоосмыслении.

Нужно отметить, что автор сформулировал в опубликованных в последние годы книгах («Философия и методология науки», «Методология гуманитарного знания») свою концепцию различения четырех классов наук (естественных, технических, социальных и гуманитарных), предлагая различать объект, предмет, методологию, критерии истинности и достоверности у каждого класса. Так, историю нередко считают гуманитарной наукой на том основании, что она изучает прошлое человечества. Однако отдельный человек историку не очень интересен, разве что это выдающаяся личность, способная оказывать большое влияние на судьбы других людей. Историю интересуют массы, народ, государства, отношения человека и общества. А вот гуманитарные науки как раз интересуются духовным миром человека, его уникальной неповторимостью и ценностью, отношением человека к самому себе и другим, таким же неповторимым индивидам.

Опираясь на концепцию В.В. Налимова о вероятностном характере языка и сознания, автор рецензируемых книг выстраивает свой взгляд на проблему достоверности в гуманитарных науках. Если в естественных и технических науках достоверность должна быть полной (истинной), в гуманитарных науках допустимо более широкое использование гипотетических концепций на правах рабочих гипотез. Отсюда возникают дискуссионность и не всегда достаточная убедительность, что автора не очень смущает, поскольку он рассчитывает на дискуссии и провоцирование дальнейших исследований коллег.

«Душа и сознание»

Труд философа виден уже на уровне огромного иллюстративного пласта семиотики души (данное выражение не употребляется автором монографии, но выбрано нами), даже в оформлении обложки использовано изображение скульптуры Антонио Кановы «Амур и Психея». Тщательно анализируются способы выражения душевных состояний с помощью музыки. В тексте немало элегантных поэтических цитат (Р.М. Рильке, Ф. Тютчев и другая философская лирика). Автор рецензируемой монографии предельно честен с читателями: он уже во введении ясно раскрывает позиции, явившиеся фундаментом его концепции: «Особенности нашего подхода заключаются в следующем. Во-первых, мы исходим в нашем исследовании из концепции разделения человека на три взаимосвязанные сферы: дух, душа и физическое тело <...> Во-вторых, мы рассматриваем душу в свете методологии иррациональности, для которой характерны: субъективная достоверность, непроверяемость, алогичность, ак-сиологика, континуальность, динамичность, вариативность, плюрализм и многомерность, интедетерминизм. В-третьих, мы рассматриваем только душу индивида, душа народа или нации - заслуживает отдельного обсуждения. В-четвертых, следуя античной традиции, автор, конечно, стремится познать себя» [1, с. 6-7]. Цель написания монографии профессор В.М. Пивоев определяет как сопоставительную характеристику души и сознания. Эта цель подчиняет себе структуру книги, что уверенно можно считать залогом целостности и последовательности концепции и монографии. Профессору В.М. Пивоеву удается сохранить баланс между трансляцией своих идей и анализом истории философии сознания и духа от древних учений до современных российских и зарубежных авторских концепций. Научная новизна изложения позиций В.М. Пивоева несомненна. Отбор же концепций, выполненный автором монографии, сам по себе служит обучающей иллюстрацией методологии работы с конкретным концептом и историей его изучения.

Достойным результатом написания монографии являются два набора характеристик (души и сознания), которые могут быть включены в словари и учебные пособия по философии. Именно в этом аспекте можно усматривать и практическую ценность монографии. На с. 98 рецензируемой монографии В.М. Пи-воева приводится весьма удачная для решения учебных и аналитических задач таблица.

«Тело и душа» Во второй книге трилогии В.М. Пивоев излагает весьма оригинальную концепцию взаимодействия тела и души в бытии человека. Душа управляет телом через эпифиз. Эпифиз является посредником, связывающим тело, душу и дух с космической духовной субстанцией, Мировым разумом. Душа зависит от тела, поскольку оно обеспечивает ее энергией, но в то же время обладает относительной самостоятельностью и альтернативными источниками энергии. Душа находится не в теле, а рядом с ним (вероятно, в другом измерении). Человек включает в себя двух субъектов (действия и сознания): тело выступает субъектом действия, скрытно манипулируя поведением, перекладывает ответственность на субъект сознания. Время тела дискретно и течет быстрее, чем время души. Душа управляет социальным статусом человека, тормозя

эгоистические наклонности тела моральными ограничениями и рекомендациями, заботится о его престиже и стимулирует духовное развитие и совершенствование.

Особенно интересна гипотеза о взаимосвязи энергии и времени. Автор считает, что время есть трата, расходование энергии; чем энергии больше, тем быстрее темп времени, когда энергия минимальная - время течет медленнее. Тело человека тратит много энергии, поэтому время его течет быстрее, душа расходует энергии гораздо меньше, поэтому ее время идет медленнее. Психологам хорошо известен феномен отставания возрастной самоидентичности по сравнению с физическим (календарным) возрастом, человеку кажется, что он моложе, чем сообщает дата рождения в паспорте.

Другая неожиданная гипотеза о наличии у человека двух видов души - «души тела» и «духовной души». Между ними далеко не всегда существует согласие, а нередко интересы совершенно противоположны. По мнению автора, источником зла в поведении человека является именно эгоизм тела («души тела»), связанный с приоритетом телесных потребностей перед всеми иными.

Раздвоение телесности на тело и плоть [2, с. 26-29] представляется в книге уже в узнаваемой авторской манере (см. таблицу).

Тело Плоть

Материально, состоит из плоти и телесных органов Материальна, это биомасса, обладающая жизненной силой

Изменяется с возрастом, растет, затем стареет Изменяется с возрастом, обновляется со временем

Феноменально, физически оформленная целостность Функциональна

Зрительно воспринимаемо Проявляется психофизиологически, воспринимается самим человеком через внутреннее чувство, плоть другого посредством тактильности

Управляемо душой Стремится к бесконтрольности, руководствуется внутренними вожделениями, страстями, инстинктами

Поддерживает потенциал физической энергии и здоровья Растрачивает силы и здоровье

Самообладание Импульсивность, прихоть, азарт, произвольность

«Философия самоидентификации человека»

Третья книга является содержательным синтезом первых двух и включает размышления автора над понятием духа. «Духовное включает в себя интеллектуальное; нравственное; художественное; эстетическое, религиозное, - но не сводится к ним. Основные формы духовной реальности: сон; мистический опыт; религиозный экстаз; галлюцинации и болезненно-бредовые состояния; клиническая смерть и околосмертные переживания; художественная реальность; виртуальность компьютеров» [3, с. 218]. Такая феноменология духа обусловливает включение в монографию параграфов, посвященных совести, воле, сновидению [3, с. 242-263], с нашей точки зрения, являющихся самыми ценными и перспективными в области философской антропологии.

Исходя из троичного состава человека (тело, душа и дух), В.М. Пивоев раскрывает в первых двух книгах соотношение этих трех частей, чтобы уяснить их существо и взаимодействие. Эти книги могут рассматриваться как относительно самостоятельные работы, но их материал, будучи дополненным размышлениями о составе и функциях духа, вошел в переработанном виде в третью книгу. С этим связаны погрешности в тексте - повторы некоторых идей и мыслей в разных главах.

Книги написаны достаточно простым языком, для наглядности автор часто использует таблицы, где в сопоставлении даются сравнительные характеристики таких близких явлений, как мифология и религия, молитва и медитация, ум и хитрость, благополучие и счастье и т. п.

В качестве замечания можно указать, что в отличие от относительно убедительного представления существа тела и души автором недостаточно внятно раскрыто существо духа.

Еще одно замечание касается степени достоверности выдвигаемых автором идей. Со-

гласно его позиции, в естественных науках необходима объективная и проверяемая истинность и достоверность. Для гуманитарных наук термин «истинность» годится в меньшей степени, разумнее говорить о достоверности. При этом автор применяет «вероятностную достоверность», т. е. достоверность, чья обоснованность менее ста процентов. Однако такие идеи могут существовать на правах гипотез, а не объективно и полностью доказанных научных теорий. Такой подход позволяет автору использовать в своих размышлениях дискуссионные и даже спорные высказывания ученых из других областей гуманитарного знания.

Трилогия профессора В.М. Пивоева представляет собой, во-первых, труд энциклопедического характера: читатель в ярких подробностях узнает рассмотрение человеческих ипостасей в мифологическом, религиозном, философском и научном мировоззренческих ракурсах. Во-вторых, структурирование истории философского рассмотрения тела, души и духа в виде итоговых таблиц открывает прикладной аспект монографий, они, безусловно, могут служить, да и служат уже учебными хрестоматиями, приложением к пособиям по философии. В-третьих, несомненная научная ценность работ В.М. Пивоева: новые смелые идеи, порой небесспорные, побуждают и читателя к диалогу и поиску, и автора к продолжению работы. Наконец, в-четвертых, монографии профессора В.М. Пивоева обучают активному и глубокому самопознанию, что и позволяет нам говорить о монографиях как о настоящих философских трудах. Вспомним Эпикура, требовавшего от философии служить самым насущным нуждам человека: избавлению человеческой души от страдания. Как лекарь стремится избавить от боли и болезни тело, так философ врачует душу. Кто этого не делает, не есть философ.

Список литературы

1. Пивоев В.М. Душа и сознание. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. 110 с.

2. Пивоев В.М. Тело и душа. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2017. 112 с.

3. Пивоев В.М. Философия самоидентификации человека. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2018. 328 с. References

1. Pivoev VM. Dusha i soznanie [Soul and Consciousness]. Petrozavodsk, 2016. 110 p.

2. Pivoev VM. Telo i dusha [Body and Soul]. Petrozavodsk, 2017. 112 p.

3. Pivoev VM. Filosofiya samoidentifikatsii cheloveka [Philosophy of Self-Identification]. Petrozavodsk, 2018. 328 p.

DOI: 10.37482/2227-6564-V012

Natal'ya R. Saenko

Moscow Polytechnic University; ul. Bol'shaya Semenovskaya 38, Moscow, 107023, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9422-064X e-mail: rilke@list.ru

THE PHILOSOPHY OF THE "ALL TOO HUMAN" STRUCTURE

Review of the books: Pivoev V.M. Soul and Consciousness. Petrozavodsk, 2016. 110 p. (in Russ.); Pivoev V.M. Body and Soul. Petrozavodsk, 2017. 112 p. (in Russ.); Pivoev V.M. Philosophy of Self-Identification. Petrozavodsk, 2018. 328 p. (in Russ.).

This article reviews V.M. Pivoev's books dealing with the concept of distinguishing four classes of sciences (natural, technical, social sciences and the humanities). The books also analyse the hypotheses about the relationship between energy and time and about the existence of two types of human soul: the bodily soul and the spiritual soul. The author of the review makes some observations on Pivoev's concepts.

Keywords: V.M. Pivoev, philosophical anthropology, bodily soul, spiritual soul.

Поступила: 04.04.2019 Принята: 09.09.2019

Received: 4 April 2019 Accepted: 9 September 2019

Fоr citation: Saenko N.R. The Philosophy of the "All Too Human" Structure. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2020, no. 2, pp. 114-118. DOI: 10.37482/2227-6564-V012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.