Научная статья на тему 'Философия сознания М. К. Мамардашвили как духовное упражнение: пайдейя и протрептика'

Философия сознания М. К. Мамардашвили как духовное упражнение: пайдейя и протрептика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
877
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ / ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (ПРОТРЕПТИКА) / ПАЙДЕЙЯ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Инюшина И. А.

В статье рассматривается подход к философии как к искусству ведения правильного (мудрого) образа жизни. Противоречия эпохи затрудняют выбор мировоззренческой позиции, в связи с чем необходим поиск системы знаний, способной выступить мировоззренческим образцом. В связи с этим рассматривается философия сознания, разработанная российско-грузинским философом XX века М.К. Мамардашвили. Обосновывается интерпретация философии сознания М.К. Мамардашвили как модернизированного варианта античной пайдейи и духовного упражнения (протрептики). Статья продолжает тенденцию современных отечественных и зарубежных исследований XX-XXI вв. о человеке и философии, возвращающихся к античным образцам в условиях современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия сознания М. К. Мамардашвили как духовное упражнение: пайдейя и протрептика»

УДК 130.1

Инюшина И.А. Философия сознания

М.К. Мамардашвили как духовное упражнение: пайдейя и протрептика

В статье рассматривается подход к философии как к искусству ведения правильного (мудрого) образа жизни. Противоречия эпохи затрудняют выбор мировоззренческой позиции, в связи с чем необходим поиск системы знаний, способной выступить мировоззренческим образцом. В связи с этим рассматривается философия сознания, разработанная российско-грузинским философом XX века М.К. Мамардашвили. Обосновывается интерпретация философии сознания М.К. Мамардашвили как модернизированного варианта античной пайдейи и духовного упражнения (протрептики). Статья продолжает тенденцию современных отечественных и зарубежных исследований ХХ-ХХ1 вв. о человеке и философии, возвращающихся к античным образцам в условиях современного мира.

Ключевые слова: философия сознания, духовное упражнение (протрептика), пайдейя, культура, воспитание, современность.

Возвращение философии к ее античным образцам, включение той или иной философской системы в традицию понимания философствования как искусства ведения мудрого образа жизни и самосовершенствования свойственно некоторым современным исследованиям. Эти исследования направлены на поиск человеческого в человеке, живущего в сложном меняющемся мире, события которого все чаще приводят к социально-политическим катастрофам и духовному кризису. Философия сознания российско-грузинского мыслителя XX века М.К. Мамардашвили по своей форме и содержанию не без основания может быть вписана в традицию понимания философии как духовного упражнения (протрептики), а также рассматриваться как модернизированный вариант античной пай-дейи. Концептуальной основой представленной в данной статье точки зрения являются исследования философии не в качестве истории идей или совокупности научных знаний, но как системы духовных упражнений. Исследования такого рода наибольшую разработку получили во второй

половине XX - начале XXI в. в трудах французских мыслителей П. Адо, И. Адо, П. Раб-бов, Л. Жерне, Ж.-П. Вернана. Данная тематика рассматривается и отечественными философами, в числе которых могут быть названы сторонники синергийной антропологии - С.С. Хоружий, С.А. Смирнов, А.В. Ахутин и др., а также современным грузинским философом З. Шатиришвили, обратившимся к проблеме соотнесения философии М.К. Мамардашвили и античных традиций созерцательной жизни. Характеризуя жизнь современного человека, М. К. Мамардашвили основывался на идеалах греко-римского мира и Евангелия, возрожденных европейской культурой. Общеизвестно, что Ренессанс наполнил особым смыслом человеческое существование: сформировалось гуманистическое мировоззрение, ставящее в центр мира человека культурного и ответственного. Евангелическая тема ответственности была преобразована деистическим мировоззрением таким образом, что личная ответственность человека за творимую его действиями историю была противопоставлена Бытию, не заинте-

ресованному в судьбе человека и не несущему перед человеком ответственности. Ренессансное же понимание культуры было основано в большей степени не на греческом, а на позднем латинизированном варианте трактовки воспитания/пайдейи (Иитапйаэ - вселенская образованность как существо человека). Необходимо обратить внимание на то, что М.К. Мамардашвили понимал феномен культуры, напротив, именно в смысле греческой пайдейи (формирование ребенка, образование, воспитанность, культура). Если латинизированный вариант пайдейи акцентирован на всеобъемлющей образованности, то греческий вариант близок российско-грузинскому мыслителю своим вниманием к становлению личности. М.К. Мамардашвили определяет культуру не как знание и совершенную технику реализации этого знания, но как усилие индивида формулировать свои мысли и жить в соответствии с этим, практиковать осмысленный образ жизни: «Я подчеркиваю слово «практиковать», ибо культура - это не знания. Человек культурен, если он способен практиковать сложность и разнообразие жизни...» Понимание культуры через совершение практики указывает на видение культуры в качестве особого состояния, достижение которого является целью жизни человека. Взаимосвязь культуры и ответственности в философии сознания М.К. Мамардашвили выражается в его трактовке кризисов современной действительности как «современного варварства». Человек должен осмыслять действительность и жить сообразно с этим так, чтобы не допустить опасности современного варварства. Таким образом, личность достигает блага для себя и, одновременно, вносит свою лепту в достижение блага обществом. Иными словами, благом для общества является сохранение культуры как отдельным индивидом, так и реализация культурности в социальной форме - гражданском обществе. Воспитание себя, самоосуществление посредством стремления к сохранению культуры мышления в философии сознания М.К. Мамардашвили по сути повторяет греческий идеал пайдейи, тесно связанный с идеей блага (арете). Представляется интересным то, что российско-грузинский философ мыслит

воспитание личности в качестве онтологической задачи, практически так же, как Платон. По мнению современной исследовательницы Д.Э. Гаспарян, М.К. Мамардашвили берет платонистскую посылку о том, что истины существуют независимо от нашего знания о них: «. мысля что-то правильное, мы почти случайно встречаемся с истинами, мы обнаруживаем их в мире.». Следовательно, задачей культурного человека становится правильная мысль о бытии, в том числе об идее блага. Как и у Платона, у М.К. Мамардашвили способом приобщения к истинному бытию является философия, то есть пайдейя и философия фактически становятся синонимами. В этой связи не следует оставлять без внимания разделение российско-грузинским мыслителем философии на «философию учений и систем» и «реальную философию», которое позволяет увидеть еще одну важную характеристику пайдейи М.К. Мамардашвили. Подлинная философия - «реальная философия» - учит тому, как мыслить, через вопрос приводит к правильному мышлению. «Вообще вопрос «как это возможно?» и есть метод и одновременно способ существования живой мысли. Но если это так, то, следовательно, порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт. То есть те вопросы, которые вырастают из этого опыта и являются вопросами, на которые можно искать ответ, обращаясь к философским понятиям». Таким образом, в философии сознания М.К. Мамардашвили, понимаемой как пайдейя, главную роль играет самовоспитание, внутреннее усилие личности, тогда как Платон, возрождая древнюю греческую пайдейю в вопросе воспитания души и тела, имел в виду организацию общественного воспитания правильной личности государством, во главе которого стояли философы. Интерпретация философии сознания М.К. Мамардашвили в качестве модернизированного варианта греческой пай-дейи подразумевает наличие в структуре его идей особых техник и практик совершенствования человеческой личности, иначе говоря, - наличие духовных упражнений, или протрептик (гр. ^ере1п - «проводящие» к философии). Формирование определенного состояния сознания, которое М.К. Мамар-

№ 5 (35) 2014 г.

дашвили называет усилием во времени («жизнь ... есть усилие во времени»), является целью его философских рассуждений, в связи с чем, его философия с необходимостью носит дидактический характер. Это свойство философии сознания М.К. Мамар-дашвили подчеркивают М.К. Рыклин и В.А. Подорога, особо акцентируя внимание на доминировании устного над написанным в творчестве российско-грузинского философа. «.Он нашел, - указывают они, - способ выражения такого рода философии с ее высокой дидактичностью при большой скрытой эзотерике в устной речи. Эта философия ориентирована на научение, но в то же время научение не может осуществляться через текст, потому что текст относится к тем объективациям культур, к тем случайным сгущениям сознания в язык, которые, строго говоря, не дают представления об истине». Несомненную важность устного философствования М.К. Мамардашвили нельзя отрицать, так как именно при помощи философской речи совершается преобразование личности. Философская речь М.К. Мамардашвили не просто определяет отношение «учитель-ученик», являясь, прежде всего, свойством речи учителя (этим, отчасти, можно обосновать доминирование устных форм в творчестве российско-грузинского мыслителя - лекция, выступление, интервью), но, рассмотренная как духовное упражнение, представляет собой результат становления личности самого философа. П. Адо, детально занимавшийся вопросом представления философии в качестве духовного упражнения, выделял в философской речи речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь и есть «речь преподавания», речь диалогов Платона и писем Эпикура и др. Позднее творчество М.К. Мамардашви-ли полностью представляет собой особую практику самого философа, результат упражнения во внутренней речи, практику особой внутренней формулы. Об этом российско-грузинский философ в одном из выступлений 1988 г сказал следующим образом: «. я психически не способен читать заранее написанный текст: для меня необходимо, чтобы работа производилась во время самой речи». Упражнение во внутренней речи дает возможность существования

внешней речи, с помощью которой и происходит научение философии. «Речь преподавания» строится особым образом. Во-первых, она основана на повторении, то есть совершении «апофатического философского жеста», сущность которого заключается в постоянно возобновляемом усилии мыслителя все время возвращать себя в интуицию начала философствования, где работают первичные условия возможности события мысли. Примером этого принципа может служить курс лекций о М. Прусте, прочитанный М.К. Мамардашвили в 1982 г в Тбилиси, в котором он неоднократно возвращается к темам ранее прочитанных лекций, иллюстрируя их различными метафорами и литературными аллюзиями с целью достижения понимания слушателями исследуемого предмета. Во-вторых, внешняя философская речь М. К. Мамардашвили представляет собой язык, в котором общепринятые академические термины заменяются особыми языковыми конструкциями - метафорами, или топосами. Отказ от терминологии российско-грузинский философ объяснял взаимосвязью жизни сознания и действительности. Сознание должно использовать только тот язык, в котором схватывается специфика текущего момента. Язык с необходимостью отражает в себе работу мысли и личный опыт мыслителя. С помощью метафор учитель улавливает внимание слушателя, пытаясь вовлечь его в пространство мысли и научить философии. З. Шати-ришвили, сравнивая лекции М.К. Мамардашвили с античным диалогом/беседой, приводит далеко не полный перечень мыслительных топосов М.К. Мамардашвили, с помощью которых формируется правильное философское восприятие: «собирание» и «рассеивание», «сознание» и его «симу-лякр»/«имитация», «мысль» и её «тень», «воспоминание» и «забывание», «история» и «дурная бесконечность». Философская речь как духовное упражнение представляет собой технику реализации пайдейи, и в этом смысле она не имеет давности. Она может быть использована как способ совершенствования личности в любую историческую эпоху, так как отражает в себе изменения действительности благодаря сознающему эту действительность человеку. Философия

сознания М.К. Мамардашвили, как и античная пайдейя, воспитывает мыслителя, вырабатывая с помощью духовных упражнений особые жизненные ориентиры, ценности и идеалы, которые объединяются в мудрый образ жизни. Значение подобного философствования в том, что, с одной стороны, вопрошающему человеку предоставляются ответы на фундаментальные вопросы о бытии, с другой стороны, он научается тому, как правильно задавать эти вопросы, чтобы понять смысл бытия. Возрождая в современную для него эпоху античные образцы философствования, М.К. Мамардашвили показывает будущим поколениям то, как возможно возобновлять опыт прошлых культур в ситуации настоящего времени.

References

1. Ado P. Filosofija kak sposob zhit': Besedy s Zhanni Karlie i Arnol'dom I. Djevidsonom [Philosophy as a Way to Live: Conversations with Janni Charlie and Arnold I. Davidson]/ Per. s franc. V. A. Vorob'evaб M.; SPb.: «Stepnoj Vet-er»; «Kolo», 2005, 288 p. (In Russ.)

2. Gasparjan D.Je. Filosofija soznanija Mer-aba Mamardashvili [The Philosophy of Consciousness of Merab Mamardashvili], - M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitacija» , 2013, 288 p. (In Russ.)

3. Mamardashvili M.K. Evropejskaja otvet-stvennost'/Soznanie i civilizacija [European Responsibility/Consciousness and Civilization], SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus , 2011, p.p. 27 -32. (In Russ.)

4. Jeger V. Pajdejja. Vospitanie antichno-go greka [Paideia. Education of the Ancient Greeks], V 2-h t. T.1 - M.: Greko-latinskij cabinet, 2001, 593 p. (In Russ.)

5. Jeger V. Pajdejja. Vospitanie antichnogo greka (jepoha velikih vospitatelej i vospitatel'nyh sistem) [Paideia. Education of the Ancient Greeks (Era of Great Educators and Educational Systems)], V 2-h t. T.2, - M.: Greko-latinskij cabinet, 1997, 334 p. (In Russ.)

6. Mamardashvili M.K. Vvedenie v filo-sofiju [The Introduction to Philosophy], URL: http://philosophy.ru/library/mmk/vved.html (18.11.2014 g.) (In Russ.)

7. Mamardashvili M.K. Lekcii o Pruste (psi-hologicheskaja topologija puti) [Lectures about

Proust (Psychological Topology of Way)], - M.: Ad Marginem, 1995, 547 p. (In Russ.)

8. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaja topologija puti. Lekcii o Pruste [Psychological Topology of Way. Lectures about Proust], URL: http://www.philosophy.ru/library/mmk/topolo-gy.html (20.11.2014 g.) (In Russ.)

9. Novaja filosofskaja jenciklopedija Inter-net-versija izdanija: Novaja filosofskaja jenciklopedija [New Encyclopedia of Philosophy], v 4 t. -In-t filosofii RAN; Nac. Obshhestv, nauch. Fond; Preds. Nauchno-red. Soveta V.S. Stepin. - M.: Mysl', 2000-2001, URL: http://iph.ras.ru/ elib/2245.html (19.11.2014 g.) (In Russ.)

10. Oznobkina E.V. Zametki o filosofii Mera-ba Mamardashvili [Notes about the Philosophy of Merab Mamardashvili/Merab Mamardashvili], [pod red. N.V.Motroshilovoj]. Ser. Filosofija Rossii vtoroj poloviny XX veka, - M.: ROSSPJeN, 2009, p.p. 33-42. (In Russ.)

11. Ryklin M.K., Podoroga V.A. Tret'ja voz-mozhnost' metafiziki (beseda ob odnom filosof-skom opyte) [A Third Possibility of Metaphysics (The Talk about the One Philosophical Experience], URL: http://ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_ philosophy/ (18.11.2014 g.) (In Russ.)

12. Shatirishvili Z. Merab Mamardashvili i tradicii sozercatel'noj zhizni [Merab Mamardashvili and Traditions of Contemplative Life], URL: http://www.intelros.ru/merab-mamardash-vili-vklad-v-razvitie-filosofii-i-k/11016-mer-ab-mamardashvili-i-tradicii-sozercatel-noj-zhizni.html (24.11.2014 g.) (In Russ.)

1 Адо П. (2005). Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И. Дэвидсоном/ Пер. с франц. В. А. Воробьева. - М.; СПб.: «Степной Ветер»; «Коло». - 288 с.

2 Гаспарян Д.Э. (2013) Философия сознания Мераба Мамардашвили. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». - 288 с.

3 Мамардашвили М.К. (2011) Европейская ответственность/Сознание и цивилизация. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. - C. 27-32.

4Йегер В. (2001) Пайдейя. Воспитание античного грека. В 2-х т. Т1. - М.: Греко-латинский кабинет. - 593 с.

5 Йегер В. (1997) Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). В 2-х т. Т. 2. - М.: Греко-латинский кабинет. - 334 с.

6 Мамардашвили М.К. Введение в филосо-фию/ZURL: http://philosophy.ru/library/mmk/vved. html (18.11.2014)

№ 5 (35) 2014 г.

7 Мамардашвили М.К. (1995) Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Marginem. - 547 с.

8 Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Лекции о Прусте //URL: http:// www.philosophy.ru/library/mmk/topology.html (20.11.2014 г)

9 Новая философская энциклопедия (20002001) Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. -Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. Научно-ред. Совета В.С. Степин. - М.: Мысль //URL: http://iph.ras. ru/elib/2245.html (19.11.2014 г)

10Ознобкина, Е.В. (2009) Заметки о философии Мераба Мамардашвили// Мераб Константинович Мамардашвили; [под ред. Н.В. Мотроши-ловой]. Сер. Философия России второй половины XX века. - М.: РОССПЭН. - С. 33-42.

11 Рыклин М.К., Подорога В.А. Третья возможность метафизики (беседа об одном философском опытеу/URL: http://ihtik.lib.ru/2013.05_ihtik_ philosophy/ (18.11.2014 г)

12 Шатиришвили З. Мераб Мамардашвили и традиции созерцательной жизни/^RL: http:// www.intelros.ru/merab-mamardashvili-vklad-v-razvitie-filosofii-i-k/11016-merab-mamardashvili-i-tradicii-sozercatelnoj-zhizni.html (24.11.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.