Научная статья на тему 'Философия современности в ситуации диалога'

Философия современности в ситуации диалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия современности в ситуации диалога»

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ И ЖУРНАЛЫ

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОСТИ

РГПУ имени А.И. Г ерцена

А. А. Грякалов, С. А. Мартынова Философия современности в ситуации диалога

На факультете философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена под руководством доктора философских наук, профессора кафедры философской антропологии и истории философии Алексея Алексеевича Г рякалова уже несколько лет функционирует Центр исследований философии современности.

Цель работы Центра - исследование возможностей новых ориентаций философской проблематики, при которых переосмысление концепций и понятий современной мысли служит выражению собственной культурнофилософской самобытности современной России.

Суть философии современности можно выразить в том, что все существовавшие в истории человечества философские традиции, культуры и школы, несмотря на их различия, имеют много общих доступных научному анализу основных структур и черт. Все философские традиции и культуры допускают возможность корректного сопоставления и сравнения. Каждой отдельной философской традиции и культуре свойственна специфическая полиморфность составных элементов: в ней можно выделить определяющие понятия и множество существующих рядом менее значительных периферийных, что связано с особенностями отечественной философской традиции и актуализированным евразийским контекстом.

Как следствие этого приобретает признание существование внутренней логики региональных и национальных способов философствования (различие, инаковое, специфическое), обусловленных конкретными историко-культурными обстоятельствами и несводимых к «моделям» и «нормам» мышления, которые приходят извне в виде универсалистских позиции Запада или Востока. Особенностью деятельности Центра является постоянное внимание к проблемам диалога современной философии и антропологии образования, что соответствует инновационным поискам, осуществляемым в РГПУ им. А.И. Герцена. Интегративные процессы в со-

временной культуре и философии, с одной стороны, и проблема самоидентификации национальной философской культуры, с другой, как взаимоисключающие, на первый взгляд, тенденции оказались совместимы именно на основе исследования диалога философских идей. Реализуемый в деятельности Центра исследовательский опыт претендует не столько на выстраивание «окончательной парадигмы» понимания неоднозначных путей развития философии в современную эпоху, сколько на поиск актуальных стратегий философствования, отвечающих ситуации диалога и философии события.

Центр наследует и призван творчески развивать отечественную философию диалога и герменевтическую методологию. Это проблематизирует наличный опыт интерпретации конкретной философской культуры, подчеркивает его открытость. Межкультурность ориентаций является результатом интериоризации разнохарактерных ценностей, норм, стандартов, заимствованных из разных цивилизационно-культурных систем, что предопределяет сложности процесса самоидентификации на всех уровнях - от личностного до социокультурного. Формируется постнеклассический тип дискурса, который включает равноправие, открытость, отстраненность, автономность онто-гносеологического акта коммуникации, реабилитированный здравый смысл и обыденное мировосприятие.

Исследования философии современности важны не только в силу становления глобализации и интеграции, культурного обмена и диалога, но и потому, что мультипарадигмальность и непереводимость теорий России, Востока и Запада требуют разработки философской методологии диалогических исследований. В качестве основного ориентира определена философия события как специфический способ изучения философских культур и форм существования, который способен широко варьироваться в зависимости от методологии, лежащей в его основе. Он может быть сравнительно-историческим, аналитико-феноменологическим, структурнофункциональным. Исследуя рецепции, необходимо раскрыть историкогенетические связи между традициями, школами, направлениями, концепциями; на основе анализа систематических, типологических параллелей начать поиск и обоснование метаисторических архетипов и смыслообразов философии, нахождения интеркультурных стратегий философствования. Введение современного многообразия мысли в содержание мировой и отечественной философии позволяет раскрыть глубокое понимание сути человеческой природы и вечных вопросов философии.

Исследование стратегий философии современности происходит через активное сотрудничество с китайскими, финскими, сербскими коллегами, знакомство с их переводами отечественной литературы и особенностями формирования образовательного опыта. В частности, на семинаре «Экстремальный/нечеловеческий/запредельный опыт жизни, философии и ли-

тературы» с сербскими философами и филологами - Петаром Бояничем, Корнелией Ичин, Сани Боянич - обсуждались темы взаимных вызовов и «провокаций» философии и литературы, соотношения гендерных проблем, субъективности и творчества. Результатом совместного творчества стала подготовка сборника материалов семинара, в том числе и переводов на сербский язык выступлений таких участников заседаний, как А.А. Грякалов, В.В. Савчук, С.Л. Фокин.

Углубленное внимание к значимой для факультета философии человека антропологической проблематике продемонстрировано на теоретическом семинаре, посвященном творчеству М. Шелера. С большим докладом «Как Макс Шелер написал “Положение человека в космосе”: архив против историографических стереотипов» выступил гость Центра профессор М.Л. Хорьков (РУДН, Москва; Томас-Институт, Кёльн).

На заседании по теме «Демократия в свете идей Платона» в докладах профессоров А.А. Королькова и Р.В.Светлова была актуализирована проблема сущности демократии. Продолжением начатой дискуссии стало обсуждение доклада «Философский факультет перед лицом агрессивного академического менеджмента», с которым выступил заведующий кафедрой социальной философии РГГУ (Москва) профессор Е.Н. Ивахненко. Совместный семинар российских ученых и представителей Пекинского педагогического университета показал сходство проблем, рассматривающихся в рамках философии образования в разных национальных и культурных контекстах. Активное и весьма заинтересованное участие в их обсуждении приняли не только представители Герценовского университета (А.П. Валицкая, А.Е. Зимбули, Л.Н. Летягин), но и философы из других вузов Санкт-Петербурга (И.Н. Мочалова, А.В. Малинов, Д.И. Кузнецов), а также студенты и аспиранты-гуманитарии.

Повышенный интерес как со стороны философов, так и со стороны психологов и специалистов в области социальной педагогики вызвал семинар, посвящённый осмыслению феномена аутизма «Аутизм: феномен -существование - рефлексия (Медицина - Психология - Философия»). Доцент философского факультета СПбГУ А. К. Секацкий предложил рассмотреть аутизм как психологическую мутацию субъекта - сверхзадачу для общества по обновлению «экзистенциального проекта». Результаты коллективного исследования группой психиатров клинической семантики аутизма представил ассистент кафедры психиатрии и наркологии СПбГПМА кандидат медицинских наук П. Ю. Завитаев, сосредоточив внимание слушателей на эффекте изменения речи в опыте аутиста, что свидетельствует о появлении в структуре аутистического «Я» иных - «идеальных» ценностей. Профессор А. А. Грякалов предложил рассматривать аутизм как особого рода событие, где складывается субъективность, кото-

рая, оказываясь отстранённой от символического порядка, вынуждает искать соответствующие ей стратегии представления.

Продолжением темы семинара стал опыт осмысления аутизма в контексте исследования феномена телесность. Участниками семинара «Телесность - субъективность - аутизм» были предложены исторический экскурс, раскрывающий формирование концепта «сома» в античной традиции мысли (А. С. Степанова), оптика рассмотрения тела как психической константы (А. К. Секацкий), актуальное видение «практик телесности», в которых формируется субъективность (А. А. Грякалов), осмысление трансформаций телесности в эпоху «иконического поворота» (В. В. Савчук).

Центр активно сотрудничает с творческими организациями Санкт-Петербурга. В рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге» на базе Центра проходят встречи с литераторами с целью изучения формирования ценностей в пространства города и текста. Совместно с Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России и «Центром современной литературы и книги Санкт-Петербурга» (руководитель Д.Н. Каралис) обсуждена тема «Смыслы философии и ценности литературы: различия и общность». Особый интерес вызывают такие темы, как «Философия как литература», «Петербургский текст», «Философ как литератор». Участие в заседаниях известных писателей - Вячеслава Шорикова, Дмитрия Каралиса, Виктора Кречетова, Вячеслава Овсянникова, Дмитрия Кузнецова, Владимира Рекшана - позволяет выйти за пределы философского дискурса, придает семинару статус общекультурного события.

Подводя некоторый итог работе Центра исследований философии современности, можно сказать, что на философской карте города появилось еще одно место, где не только изучаются философские учения прошлого, но и формируются новые стратегии философии, культуры и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.