РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. КРИТИКА
ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 2011: МЕДИАРАКУРС
С 17 по 19 ноября в городе на Неве прошел X Международный научно-культурный фестиваль «Дни философии в Санкт-Петербурге 2011» на тему «Ценностные миры современного человечества». С точки зрения масштаба это действительно фестиваль, поскольку он объединяет значительное количество локальных конференций, симпозиумов, круглых столов и других научных мероприятий, более привычных по формату для отечественных ученых.
Основными организаторами форума являются Санкт-Петербургское Философское общество, созданное в 1897 году и воссозданное в 1998-ом, и философский факультет СПбГУ; поддержку ему оказывают Правительство Санкт-Петербурга, Российский гуманитарный научный фонд, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, Балтийский инвестиционный банк и другие солидные структуры.
«Дни философии в Санкт-Петербурге 2011» ежегодно проводятся с 2001 года. Традиционно они начинаются в третий четверг ноября и длятся три дня. Знаменательно, что независимо от Санкт-Петербургского Философского общества ЮНЕСКО с 2002 года отмечает Международный день философии, который назначен на третий четверг ноября и, таким образом, всегда совпадает с открытием Дней Петербургской философии.
Анонсируя десятый фестиваль, председатель Санкт-Петербургского Философского общества профессор Ю. Н. Солонин писал: «Тема настоящих «Дней» предлагает рассмотреть, обсудить и осмыслить те ценности, которые наполняют жизнь современного человечества. Каковы они? Насколько они <...> наполняют смыслом дела, мысли, мечты и ожидания людей? Именно здесь можно ожидать интересных пересечений национального и общечеловеческого, исторического и современного, возвышенного и повседневного, и в этом пересечении увидеть ту стрелку, которая укажет направление в наше будущее».
Пленарное заседание Дней состоялось на одной из самых знаменитых конференц-площадок Петербурга - в Думском зале Таврического дворца. Центральным событием этого
заседания стало вручение ежегодной философской премии «Вторая навигация», учрежденной в 2002 году по инициативе профессора В. В. Савчука. Редко кто, слыша название премии, не интересуется его смыслом и происхождением. Термин «Вторая навигация» принадлежит Платону. По терминологии древнегреческих мореплавателей, когда утихает ветер и под парусами идти невозможно, корабль переходит на управление веслами, и это называлось второй навигацией. В образной системе Платона первая навигация символизировала постижение мира на основе чувств, а вторая - связывалась Платоном с умозрением и метафизикой, благодаря которым ум движет сам себя и успешно решает те задачи, перед которыми неизбежно пасует чувственное сознание. Очень удачное название! В 2011 году премия вручалась по двум номинациям: «За лучшее исследование по философии 2010-2011 гг.» и «За философскую инвестицию в культурную жизнь Санкт-Петербурга». Любопытно, что не все лауреаты премии смогли подняться на трибуну для ее получения и произнесения речей: некоторых, по-видимому не имевших с собой паспортов, на входе задержала Федеральная служба охраны. Что поделаешь? Таврический дворец, являющийся резиденцией Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, относится к числу режимных объектов!
По замыслу оргкомитета фестиваля, в ходе пленарного заседания слово было предоставлено не профессиональным философам, а политикам, журналистам и представителям частных наук, пожелавшим высказаться по аксиологическим проблемам. Так, открыл дискуссию докладом «Ценности жизни в современном ракурсе» сенатор А. А. Починок, сетовавший на «неправильное, нелогичное отношение государства к ценности человеческой жизни».
Еще одна медийная фигура среди докладчиков - депутат Государственной Думы С. А. Марков («Экономический кризис требует революции ценностей»). Он говорил о том, что, поставив во главу угла не экономику, а хрема-тистику (по Аристотелю, поклонение прибыли, страсть к наживе), современная цивилизация зашла в тупик, ибо «рынок украл у культуры
ее душу». Зал с одобрением принял основной вывод докладчика, сводившийся к тому, что на место маркетологов, которым отдана в современном обществе сфера социальной инженерии, должны бы прийти философы. Поскольку большинство присутствовавших в зале так или иначе связано с практической педагогикой, аудитория оценила и другую мысль оратора: «Только образование делает человека свободным, только чтение книг может противостоять ТВ-зомбированию».
Знаменательно, что принявший участие в дискуссии ведущий Первого канала М. Л. Шевченко отвечать на выпад Маркова в адрес телевизионщиков не стал, хоть и был заявлен с темой сопротивления («Сопротивление в современном мире»). Смысл его выступления по сути сводился к констатации того, что основной тренд современной политики и жизни вообще - это «сопротивление человеческого существа всему нечеловеческому»: «человек сопротивляется собственной дегуманизации, превращению его в функцию от человечества», и это сопротивление, объединение всех не желающих мириться с существующим порядком вещей в некий Единый Фронт - это «важнейшее, что будет в XXI веке».
Надо сказать, что сфера практической журналистики была представлена на пленарном заседании еще одним известным автором - столичным публицистом Ю. Ю. Болдыревым. Заявившись с докладом «Мораль и развитие: есть ли противоречие?», Юрий Юрьевич обрушился на западную цивилизацию, положившую в основание своего могущества такой экономический инструмент, как частный банковский процент. Действенный, но аморальный! «Спросите экономистов, они вам подтвердят, что исламский мир потому и отстал от Запада, что не использует этого инструмента». Нет, докладчик не оправдывал активного исламского противостояния с Западом, он даже не призывал Россию свернуть с того пути, который был избран ею в 1990-е годы, он всего лишь сетовал на то, что, идя по этому пути и останавливаясь у той или иной исторической развилки, Россия из двух вариантов решения вопроса: менее аморального и более аморального - всякий раз почему-то выбирала более аморальный. Примеров таких развилок он привел немало, важнейшие среди них - выбор механизма приватизации, принятие Налогового кодекса, решение кавказской дилеммы.
Среди многочисленных пленарных докладов особо хотелось бы отметить доклад про-
фессора кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ В. В. Васильковой «Коммуникативные измерения «текучей современности»: манипуляция, конвенция, смыслопорож-дение». В нем прослежена смена господствующих социокоммуникативистских представлений о явлении коммуникации. Хронологически первой, как известно, была идея о коммуникации как передаче сигнала, сводящаяся к однонаправленному воздействию коммуникатора на реципиента. Ее докладчица назвала манипуляционной и отметила, что, несмотря на ожесточенную критику, данная теория по-прежнему жива и дает основание все новым концептам, например модной идее «общества знания» или маркетинговой практике в Интернете. Вторая традиция, диалоговая, определяла коммуникацию как взаимодействие между индивидами, в результате которого могут возникать новые смыслы. Она появилась еще в начале XX века, но господствующей стала в 1960-1970-е годы, на волне активной эмиграции неевропейцев в Европу и Америку. Она породила лозунги толерантности и социального партнерства, возведенных ЮНЕСКО в ранг первостепенных, привела к активному развитию герменевтики. И, наконец, с возникновением и активным распространением Интернета и постмодернизма силу набирает представление о коммуникации как смыслопорождении. Под эгидой данной традиции нашли свое развитие многочисленные сетевые теории и подходы, дискурсивный и нарративный анализ. В очень упрощенном виде эта традиция трактует процесс коммуникации не как процесс взаимодействия людей, а как взаимодействие «нефиксируемых нами реальностей», «миссий», «смысловых сгущений», которыми неизбежно обрастают все явления, в том числе социальные структуры. Именно эта традиция оказалась особенно созвучна современности, метафорически названной социологом Зигмунтом Бауманом «текучей».
Пленарное заседание продолжалось весь первый день, а в последующие два состоялись частные научные мероприятия и другие события фестиваля, например традиционная мемориальная акция «Вспоминая «Философский пароход» 1922 г.», проходившая, как всегда, у мемориального камня на Набережной лейтенанта Шмидта.
Чтобы дать представление о диапазоне научных мероприятий, перечислим хотя бы некоторые из них: IV пленарный симпозиум по проблемам политики и права «Аксиология россий-
ского конституционализма: единство в многообразии»; пленарные симпозиумы «Духовные поиски и телесные практики современного человека» (кафедра философской антропологии СПбГУ) и «Власть и ценности» в русле Ивановской школы руководства; чтения, посвященные 40-летию Философского общества России, на тему «Философия и общество»; студенческая научная конференция «Философия и жизнь: молодежь и будущее России»; XIII ежегодная межвузовская научная конференция «Культура и ценности: новые подходы»; IV международная конференция «Карл Маркс, постмарксизм и диалектика, синергетика, глобалистика в эру новых ценностей»; V международная конференция Лаборатории постклассических гендерных исследований «Смысл жизни: обретение и утрата»; международные конференции «Образование и коммуникация: ценность Другого», «Метафизика искусства-VIII: ценности классического в искусстве и философии», «Онтологические исследования в современном мире: теория, аксиология, практика»; секция самодеятельной философии «Философия как ценность человечества»; семинар «Аксиология личности в философской антропологии Макса Шелера»; круглые столы «Научное познание как историко-культурная ценность», «В. В. Розанов в пространстве ценностных ориентаций: «словечки и разговорчики»»; конференция-коллоквиум «Образование человека»; XXVII Ницше-семинар «Ценность, истина, бытие» и др. Всего в программе фестиваля заявлено 48 научных мероприятий.
Остановимся поподробнее на двух конференциях фестиваля, прямо связанных с медиатематикой: это V международная конференция Центра медиафилософии при философском факультете СПбГУ «Медиафилософия-^ Социальные проблемы медиареальности: медианеравенство, медианасилие, медиасвобода» и круглый стол «Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие» под руководством профессоров кафедры теории журналистики С. Г. Корконосенко и И. Н. Блохина.
Исследовательский центр медиафилософии образован в 2007 году усилиями творческого коллектива участников научного семинара «Визуальные практики» под руководством профессора д.ф.н. В. В. Савчука, сплотившего вокруг себя исследователей феномена медиа, медиареальности, медиакультуры. История центра началась с международных конференций «Фотографический образ - актуальный язык
сообщения» (2003), «Философия фотографии» (2005), «Эпистемология фотографического образа» (2006) и с организации научно-практического семинара «Визуальные практики», на заседаниях которого поднимались проблемы средств коммуникации, языка визуального образа, судьбы телесности в медиареальности и др. Ядро исследовательского центра медиафилософии в настоящий момент составляют кандидаты философских наук Г. Хайдарова,
А. Иваненко, Д. Сивков, К. Шевцов, А. Тараба-нов, Е. Наумова, М. Степанов, Д. Колесникова, аспирант Е. Павлович, студенты А. Шалаева, Т. Шутова, Е. Костина, выпускник философского факультета СПбГУ К. Очертяный.
Своей целью центр видит разработку актуальных теоретических проблем, новых методологических подходов и исследовательских направлений в области теории и философии медиа. Тематическое поле исследований Центра составляют методологические проблемы изучения медиареальности; эпистемология новых медиа; топология медийных пространств; онтологический характер медиареальности; телесность и медиальность; роль медиа в формировании актуальной картины мира; постинформационное общество: ценность полноты переживания; медиа как условие глобализации; проблема потребителя медиапродукции; медиаэкология социального пространства; позиция интеллектуала в медиапространстве; соотношение языка визуального представления и вербального языка; цифровой образ и медиареальность; визуальный образ как основа медиареальности; аналоговая и цифровая фотография; эстетика новых медиа; теория искусства в эпоху массмедиа; икониче-ский, перформативный, телесный поворот.
Центр ставит перед собой следующие цели: комплексные исследования медиареальности; разработка и прояснение понятийного аппарата медиафилософии; организация и участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах и других формах обмена научными достижениями; продвижение общественного диалога по актуальным проблемам медиа через публикацию и обсуждение результатов научных исследований; формирование междисциплинарной интеллектуальной среды для осуществления анализа и синтеза медиареальности; укрепление научных связей и взаимодействия с другими научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные исследования в области филосо-
фии, теории и практики медиа; формирование образовательных программ по медиафилософии.
Надо признаться, что многие из заявленных задач успешно решаются, например в 2011 году на философском факультете СПбГУ впервые в России открыта магистерская программа «Культура медиа», предполагающая в том числе освоение студентами интеллектуальных достижений Центра в рамках направления «культурология» и готовящая профессиональных культурологов- медиакритиков.
По мнению основателей Центра, медиафилософия являет собой междисциплинарное поле исследований, поскольку медиареальность и ее производные - медиакультура, медиаискусство, медиасубъект - неустранимая часть современности. У коллектива Центра есть зарекомендовавшие себя разработки в области анализа медиареальности, подходы к пониманию ее структуры и процессов, происходящих с человеком в мире медиатехнологий, концепты и методы, эффективно применяемые к различным социальным последствиям процессов медиатизации и дигитализации.
Целью проведения конференции 2011 года являлось применение и распространение понятийного и методологического аппарата медиафилософии на сферу анализа социальных процессов и решения этико-правовых вопросов медиареальности. На сегодняшний день налицо произвол, господствующий в медиареальности и ведущий к эскалации агрессии через медиаагрессию, распространение медианесвободы посредством рекламных и пропагандистских акций, в том числе провокаций к политическим действиям через социальные сети, и в конечном итоге, рост медианеравенства. Настоятельность конференции, по мнению ее организаторов, связана с последними разработками Центра медиафилософии, с обсуждением результатов проведенной в августе 2011 года Летней школы Центра, а также с актуальными политическими событиями, наглядно демонстрирующими вспышки действий и активности по всему миру, инспирированные в медиасреде.
В рамках конференции «Медиафи-лософия^», работавшей два дня, состоялось пленарное заседание, а также несколько секций: «Констелляция самопрезентации, интерактивности и медианасилия», «Медико-пси-хо-социальный план реальности», «Парадоксы медиа(не)свободы», «Про/образ», «Иллюзии
медиаполитики», круглый стол «Медиаигра: театр активных действий». Перечислим доклады пленарного заседания: «По обе стороны медиального покрова: апология (непрозрачности» (Л. В. Стародубцева, Харьков, Украина), «Конструкция медиаочевидности» (В. В. Савчук, СПбГУ), «Образ, изображение и жест» (В. Л. Круткин, Ижевск), «Философия, живопись, свобода в пространстве: о книге Ж. Делеза “Логика ощущения”» (С. Л. Фокин, СПб), «Смерть автора и авторское право: парадоксы креативности в медиапространстве» (М. А. Корецкая, Самара), «Медиавзрывы бомбистов: массме-диальные стратегии русских террористов второй половины XIX века» (А. А. Курбановский, СПб), «Капитализм и зомбо(френия): биополитическая история зомби» (Д. Ю. Голынко, СПб), «Лаокоон: новый, исправленный» (А. Н. Фоменко, СПб). Согласитесь, звучит для уха традиционного медиаисследователя очень экзотично, как и такие свободно обсуждаемые конференсантами концепты, как «дигитальный вуайеризм», «медиабулимия», «медиафундаментализм», «нарциссизм в Сети», «морфология медиа», «реабилитационные центры для ветеранов компьютерных войн» и т.д. Впрочем, нельзя не признать, что само по себе направление медиафилософии представляется в высшей степени перспективным и продуктивным.
На фоне этой научной экзотики круглый стол «Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие» выглядел вполне традиционным и даже консервативным. Основная проблематика обсуждения заключалась в осмыслении роли современной журналистики в духовно-нравственной жизни общества и человека и определении перспективных тенденций развития самой журналистики.
В качестве основных вопросов для обсуждения были заявлены следующие: журналистика как пространство ценностей; причины и факторы ценностного раскола в современной журналистике; пути к ценностному согласию в журналистике; ценности личности, общества и журналистики: раскол или гармония? Следует отметить, что дискуссия под общим названием «Журналистика в мире политики» организуется ежегодно в рамках Дней философии в Петербурге. Слово «политика» обозначает не ограничение дискуссии одной сферой общественной жизни, а, наоборот, стремление выйти за узкопрофессиональные пределы. Организаторы конференции стремились поднять уровень обсуждения до методологического ос-
мысления роли прессы, ее значения для будущего социума, культуры, человека. Специальным сюжетом в программе конференции было обсуждение-экспертиза новых проектов в системе СМИ России и Санкт-Петербурга. В работе круглого стола приняли участие С. Г. Кор-коносенко, И. Н. Блохин, Б. Я. Мисонжников,
В. А. Сидоров, С. И. Сметанина, А. М. Столяров, П. А. Королев, Г. В. Зозулин, В. М. Березин, А. И. Сошников, И. А. Фатеева и др.
Знакомство с атмосферой и результатами двух конференций по медиатематике, работав-
ших в рамках Дней философии в Петербурге в ноябре 2011 года, убедительно свидетельствует о вписанности массмедиа и массмедиальных исследований в философский дискурс современности, позволяющей надеяться если не на успешное преодоление ценностного раскола в медиареальности, то хотя бы на адекватную рефлексию по поводу этого раскола.
И. А. Фатеева