Научная статья на тему 'Контуры медиафилософской рефлексии (размышления участника конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлексии» (11-12 июня 2010, г. Базель))'

Контуры медиафилософской рефлексии (размышления участника конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлексии» (11-12 июня 2010, г. Базель)) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контуры медиафилософской рефлексии (размышления участника конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлексии» (11-12 июня 2010, г. Базель))»

УДК 1

Д.А. Колесникова

Контуры медиафилософской рефлексии

(Размышления участника конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлексии» (11-12 июня 2010, г. Базель))

«Медиафилософия» - понятие столь спорное и проблемное, сколь и необходимое. В то время как одни пытаются поместить медиафилософию в строгие рамки фундаментальной дисциплины, другие пропагандируют отказ от академичности и уход в медиаискусство. Скептики видят в медиафилософии проект небольших обновлений с ограниченной миссией, чтобы разрешить насущные проблемы философии, в то время как медиаоптимисты готовы с головой нырнуть в практику медиа. Пара-лелельно в рамках различных научных школ и сообществ предпринимаются попытки внести ясность в контуры медиафилософской рефлексии, проводятся конференции, семинары, фестивали и выставки.

Одним из важных событий этого года в рамках международного сообщества медиаисследователей стало основание научноисследовательской группы «медиафилософия» (AG Medienphilоsophie), офицальная работа которой началась 11 июня 2010 г. в университе г. Базель на конференции «Генезис и значимость медиафилософской рефлек-сии»1. На конференции были обозначены темы медиальности мышления, метафорики медиа и анализа эффектов новых медиа. Серию пленарных докладов открыл профессор Эрих Хёрль (Бохум), эксперт в области кибернетики и теории машин, с тезисом о новой эстетической парадигме, которая выражается через технологическое смещение смыслов (Sinnverschiebung). Гиперэстетика или «посткинематографический чувственный опыт» (Марк Б. Хансен) являются результатами этого смещения. Мария-Луиза Ангерер, профессор, занимающаяся гендерными и медиаислледованиями в художественной академии г. Кёльна, своим докладом «Медиаистория и теория субъекта. Идентификация - иммерсия -морфизмы» продолжила тему смещения смыслов, но уже в контексте субъект-объектных отношений. Обращая свой научный интерес к изучению антигуманного и постгуманного, а также к науке о жизни (Lebesnwissenschaft) с позиций гендерных исследований, исследовательница указала на новые формы сращивания человека с техникой и стирание различий между человеческим и нечеловеческим (Humans & NonHumans).

1 Einschnitte - Zur Genese und Geltung medienphilosophischer Reflexionen. Tagung der AG Medienphilosophie. Konturen medienphilosophischer Forschung. mewi.unibas.ch/institut/kooperationen/gfm-tagung-ag-medienphilosophie/

В заключение пленарного заседания профессор философии Ханс-Иоахим Ленгер поставил провокационный вопрос о правомерности понятия «медиафилософия». Однако, несмотря на трудности дефиниции медиафилософии и споры вокруг ее институциональной определенности, участники конференции выразили уверенность в том, что медиафилософия продолжит отстаивать свое право на существование.

Обсуждение было продолжено на семинаре «Контуры исследований медиафилософии». Кристиан Филк, профессор медиа и коммуникаций высшей школы техники и экономики в Куре, озвучил тезис о рассмотрении медиафилософии как «интерпарадигмы, или интердискурса, где исследовательские компоненты медианауки (Medienwissenschaft) и философии привели бы к образованию нового синтеза». Кристиан Эрнст, докторант университета Нюрнберга, обозначил в своем докладе взаимосвязи между диаграмматикой и медиафилософией, взяв за основу знаковую теорию Чарльза С. Пирса, уже послужившую толчком для медиафилософского проекта Александра Рёслера1. Согласно К. Эрнсту, исследования диаграмматики, которые изначально были связаны прежде всего с анализом различных «диаграмм, карт, эскизов, планов и схем», при перемещении в «интермедиальный контекст», исходящий из концепции семиограмматики Пирса, обретают новый импульс. Медиахудожница из Гамбурга Клаудиа Райхе в докладе «Медиальная эпистемология Дзиги Вертова. Дигитальные и психоаналитические конструкции фильма» продемонстрировала возможности медиакритики и «интерактивной визуализации», ориентированной на «интервал - концепт» советского кинорежиссера. Идея заключалась в ответе дигиталь-ному формализму «топологическим формализмом субъекта и медиа». Исходя из анализа тактильного восприятия Мориса Мерло-Понти в «Видимом и невидимом», философ и писатель Михаэль Майер говорил о «восприимчивости (Passibilitat) как об «оборотной стороне» активности в значении «не-бинарной пассивности» в среде специфических визуальных стратегий медиаэстетики. Углубившись в историю философии, защитник метафизики как медиатеории, Франк Хаазэ причислил понятие «медиафилософия» к плеоназмам. Однако Райнер Лешке, профессор университета г. Зиген, вернул слушателей в настоящее, задавшись вопросом медиальности формы в аргументации теории Никласа Лумана о различии медиа и формы.

Повышенным вниманием был встречен доклад об особенностях российской медиафилософии. Информация о существовании и активной исследовательской деятельности центра «Медиафилософия» под руково-

1 См.: Alexander Roesler, Medienphilosophie und Zeichentheorie // Stefan Munker, Alexander Roesler, Mike Sandbothe (Hg.), Medienphilosophie. Beitrage zur Klarung eines Begriffs. Frankfurt/Main (Fischer Verlag), 2003. S. 34-52.

дством профессора В.В. Савчука в Санкт-Петербурге1 спровоцировала целый ряд вопросов: действительно ли центр занимается медиафилософ-ской проблематикой, а не теорией коммуникации или медиажурналистикой? Как влияет политическая ситуация в стране на работу центра? Как российские медиафилософы открывали для себя имена таких медиатеоретиков, как Вилем Флюссер, Дитмар Кампер и.т. д.? Нетривиальность и своеобразие анонсированных в докладе тем предстоящей в ноябре 2010 г. конференции «Медиафилософия IV. Необратимость медиатрансформаций» (например, «Булемия и анорексия медиасубъекта»; «Пол как медиаконструкт»; «Дигитальный вуайеризм»; «Медиаинспирирование экстаза, боли, скуки»; «Медиареальность: перверсии непосредственности») вызвали неподдельный интерес и восторг участников. Последовавшие предложения о сотрудничестве были закреплены включением российского центра «Медиафилософия» в сообщество немецкоязычных медиаисследователей (Gesellschaft fur Medienwissenschaft) рабочей группы AG Medienphilosophie .

1 Подробнее о центре «Медиафилософия» см.: Степанов М.А. Исследовательский центр «Медиафилософия» // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Философия. - 2010. - №2 (Т. 2). - С. 248-249.

2 http://www.gfmedienwissenschaft.de/gfm/arbeitsgmppen/mdex.html?TГО=302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.