Научная статья на тему 'Медиафилософия: принципы и способы анализа медиареальности'

Медиафилософия: принципы и способы анализа медиареальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
406
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиафилософия: принципы и способы анализа медиареальности»

НОВОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ жизни

МЕДИАФИЛОСОФИЯ:

ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ АНАЛИЗА МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ

20—21 ноября 2009 г. Исследовательский центр «Медиафилософия» под руководством профессора В. В. Савчука провел Всероссийскую научную конференцию «Медиафилософия III: Принципы и способы анализа медиареальности». Конференция состоялась в рамках Дней Петербургской Философии 2009. Идея и вопросы для обсуждения были логическим продолжением двух предыдущих конференций по медиафилософии: «Медиа как предмет философии» (2007 г.) и «Медиафилософия. Границы дисциплины» (2008 г.), посвященных выявлению предметной области и основным понятиям новой дисциплины. Конференции по медиафилософии, проведенные в 2007—2009 гг., и выпущенные при поддержке РФФИ три сборника по результатам конференций зафиксировали растущий интерес рос-сий-ских и зарубежных коллег к тематике медиа, неразработанность понятийного аппарата, дефицит концептов и методологических схем.

Значительно расширилась география и круг участников: Санкт-Петербург, Москва, Волгоград, Самара, Йошкар-Ола, Казань, Таганрог, Киев (Украина), София (Болгария). Характерным для конференции остается то, что большинство ее участников — молодые люди: аспиранты, докторанты, студенты, медиа-художники, медиа-активисты.

На пленарном заседании руководитель конференции профессор В. В. Савчук в докладе «Философская аналитика медиареальности» обратил внимание на то, что происходит истончение реальности до медиареальности, а виртуальная реальность уже стала нормой нашего обыденного существования. Привычные философские понятия получают приставку медиа: медиасубъект, медиареальность, медиасфера и т. д. Философская рефлексия медиа должна быть направлена, главным образом, на осмысление существования медиа внутри нас, то есть того, как они определяют наши желания и стратегии поведения, чувственность, как они задают конструкцию взгляда. Он подчеркнул необходимость суммировать существующие и выработать новые методы и подходы к пониманию структуры медиареальности и процессов, происходящих с человеком в мире медиатехнологий, а также проверить, насколько эффективны эти методы для познания быстроменяющегося мира медиа. Было предложено переосмыслить эвристический потенциал феноменологии как возможного метода позна-

ния медиареальности. Одной из актуальных проблем профессор В. В. Савчук назвал неэффективную коммуникацию между центрами, занимающимися вопросами медиафилософии в России. Так, во время его модерирования секции на философском конгрессе в Новосибирске в 2009 выяснялось, что коллеги из Екатеринбурга, тоже занимающиеся проблемами медиа, были весьма удивлены, узнав о существовании центра медиаисследований в СПбГУ.

В выступлении волгоградского философа Д. Ю. Сивкова внимание было сосредоточено на ускользающей реальности медиа. Материальность медиа ускользает, а исследователи обращают внимание только на образы. Они захвачены образами и текстами, хотя это всего лишь часть. Однако ускользание-сопротивление медиа может рассматриваться как условие обнаружения медийной материальности.

А. Г. Кузнецов (Волгоград) предлагает обращение к теории французского социолога Бруно Латура для исследования различных режимов существования (науки, морали, технологии, религии, искусства и др.) как условий, медиаций и медиа, посредством которых нечто может сбыться. В методологическом плане Латур рассматривает принцип нередуцируе-мости, согласно которому: «Ничто само по себе не является редуцируемым или нередуцируемым к чему-либо еще».

Н. Н. Сосна (Москва) предложила обращение к медиальному как терминологической альтернативе «пост-», «интер-» и «синтетическим» исследованиям современности.

Отдельная тема конференции была посвящена вопросам о роли визуального образа и, в частности, фотографии как медиума.

Историк и критик современного искусства Фоменко А. Н. (Санкт-Петербург) через историю эстетической адаптации фотографии рассказал о периоде сложных отношений этого медиума с миром искусства. Первые попытки интегрировать фотографию в систему искусства базировались на требованиях преодоления «частного» характер фотоснимка и попытках сделать его средством реализации эстетического идеала. Можно выделить две модели эстетической адаптации, на которые ориентировалась «художественная» фотография в период между 1850 и 1900 годами, — «реалистическую» и «модернистскую».

Фотограф и социолог Чернавский А. (Москва) в своем выступлении анализировал кризис документального жанра фотографии. Современная экономическая ситуация явилась одним из факторов кризиса традиционных СМИ и спровоцировала различные трансформации репрезентации в жанрах фотодокументалистики. Фотобанки современного типа и социальные сети стали базой для формирования цифрового фотографического пространства нового типа.

Во второй день тематика конференции перешла в русло актуальных вопросов медиаискусства. Весьма нетривиальным показался доклад Андрея Логутова из Москвы, рассказавшего об удивительом архиве американской поэтессы XIX века Эмили Дикинсон, который руками добровольцев был превращен в интернет-архив и стал качественным рессурсом репрезентации поэтического творчества.

Украинская коллега Г. С. Медникова (Киев) представила анализ онтологических оснований медиакультуры, предложив концепцию трансви-зуальности как субъективного опыта видения повседневности. Я. Д. Пру-денко (Киев) охарактеризовала особенности истории украинского медиаискусства, сделав акцент на сетевом искусстве — net art. На многочисленных примерах сайтов и демонстрировались возможности самовыражения в Интернете. Отмечалось, что произведения сетевого искусства — это уже не искусство как таковое, а пространство коммуникации. Художник и зритель здесь сотворители. Существуют даже специальные люди, которые занимаются интеллектуализацией нет-арта. Они собирают нет-мусор и концептуализируют его.

Среди участников конференции были не только философы, но и журналисты, фотографы, рекламисты, социологи. Доклад «Формирование ме-диарельности СМИ: конструкционистский подход» журналистки Э. Ф. Ки-вель (Казань) был основан на аналитике российских печатных изданий «Эксперт», «Российская газета».

Философски обоснованным был доклад гостьи из Болгарии Рачевой Цветины «Скорость как сверхценность». На основе диалектического метода она рассмотрела понятие сети. Все субъекты сети, по ее мнению, опосредствуют себя в содействии со всеми остальными. «Скорость — есть определенность движения и, тем самым, определенность самого бытия. Сверхценность представляет собой не сама скорость, а одновременность процессов. В пределе эта одновременность есть возможность всеобъемлющего влияния».

А. В. Корчинский (Москва) предложил проанализировать творчество чинарей с точки зрения медиафилософии. В. Хлебников, Л. Липавский и Я. Друскин еще в начале ХХ-го века обсуждали некоторые вопросы, связанные с медиафилософией: что есть звук, знак, информация, восприятие, рассматривали медиа как тотальность и онтологическую основу любой эстетической коммуникации.

Доклад С. А. Лишаева из Самары «Экранное слово: тело и признание» обосновывал то, что книга и вообще печатная публикация являются по-прежнему значимым инструментом медиа и выступают не только источником информации, но и необходимым фильтром для выбора литературы читателем.

Игорь Чубаров (Москва) в докладе «Насилие как медиа. Пост-револю-ционные медиастратегии 20-х годов. Третьяков, Беньямин, Платонов» подчеркнул, что в современном обществе насилие теряет онтологический смысл, превращаясь в обмен спектакулярными образами насилия. В текстах Платонова он находит прообразы медиа-машин, которые существуют независимо от человека и не управляемы им.

Доклад Тарабанова А. Э. (С.-Петербург) «Децентрированный субъект и пространства медиаландшафта» продолжил идею невозможности управления медиаресурсами, обозначив децентрированного субъекта через понятие «дивид», характеризующегося высокой степенью информационной аддикции. Завершающее выступление Д. И. Мамычевой (Таганрог) «Инвер-

сии невинности в медиасущем» было посвящено детоцентризму современной культуры и изменению концепта ребенка. Доклад вызвал как возражения, так и одобрения.

Подводя итог, можно подчеркнуть отличительное разнообразие исследовательских перспектив, что подтверждает необходимость наличия трансдисциплинарности в исследовании медиа. Активные дискуссии о подлинности медиареальности и проблеме трансформации субъекта современной медиакультуры фиксируют актуальность последующих научных встреч и работы в направлении выработки методов и принципов медиафилософии.

Дарья Колесникова

(аспирант кафедры социальной философии и философии истории,

философского факультета СПбГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.