Научная статья на тему 'Философия современного образования'

Философия современного образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозов В. В.

Понятие «образ жизни» в сфере образования многогранно и включает следующие элементы: мировоззрение как «образ мыслей», мироотношение в виде практической деятельности, направленной на приспособление или изменение окружающей реальности, целеполагание. В единстве эти компоненты образуют ментальность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия современного образования»

ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Морозов В.В.*

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

г. Москва

Понятие «образ жизни» в сфере образования многогранно и включает следующие элементы: мировоззрение как «образ мыслей», мироотноше-ние в виде практической деятельности, направленной на приспособление или изменение окружающей реальности, целеполагание. В единстве эти компоненты образуют ментальность человека.

В рамках комплексного понятия «образа жизни» происходит взаимодействие мировоззрения, мироотношения, целеполагания, которое носит сложный характер. Особенно это касается процесса обучения. Учащийся вуза, видит, как правило, главной целью образования получение диплома об образовании, овладение навыками «престижной» профессии и т.д. Она диктуется мировоззрением студента (как собственным, так и сформированным усилиями родителей, социального окружения), затраченными на получение образования усилиями и т.д. Действия, способствующие решению подобной задачи на практике, преимущественно и осуществляются учащимся в вузе.

На наш взгляд, формирование подобной ментальности недостаточно для выпускника Университета, причем - будь то: технического, гуманитарного или же педагогического. Здесь его жизнь должна быть ориентирована на иные цели:

- внутреннее самосовершенствование путем исправления отрицательных черт характера, особенностей поведения, полученных на стадиях начального и среднего образования;

- развитие самостоятельного мышления посредством углубленного изучения не только специальных, но и гуманитарных дисциплин;

- планирование собственного профессионального будущего с учетом не сиюминутных ценностей - престижности, зарплаты и т.д., а долгосрочных перспектив.

Итогом подобной работы преподавателей и самих учащихся должно стать формирование всесторонней, познающей, творческой личности.

В качестве решения данных задач выступает углубленный анализ содержания категории «образа жизни», предпринимаемый в рамках социальной философии и других гуманитарных дисциплин. Образ жизни людей является важнейшей характеристикой обществ, их цивилизации, а также образ жизни классов, наций и общества в целом. Весьма не случайно тип общест-

* Инженер кафедры Философии.

венной формации часто относят к условиям образа жизни. Образ жизни конкретизирует формационный подход к пониманию общества, в котором люди как биосоциальные существа выступают со своими потребительскими и практическими целями. Образ жизни людей является предметом социально-философского анализа уже давно. В результате многочисленных дискуссий по проблеме образа жизни людей, начавшихся еще в начале 60-х г. XX в., стало ясно, что внимание к ней обусловлено не только антагонизмом политических систем - например, капиталистической и социалистической. Оказалось, что проблема образа жизни и его качества ставится в повестку дискуссий в силу негативных последствий научно-технического прогресса в странах с различной системой управления, обострения экологического кризиса и глобализации.

Потребности выступают критериями качества образа жизни. Далее, в образ жизни входят побуждаемые соответствующими потребностями виды жизнедеятельности: бытовая, экономическая, политическая, духовная и т.п. Эти виды жизнедеятельности включают в себя предметы, орудия, условия, способности, действия и операции субъекта. И, наконец, в образ жизни социального субъекта включаются материальные, экономические, духовные и т.п. блага и отношения с другими социальными субъектами, которые вызывают состояния его удовлетворения или неудовлетворения (психическое, интеллектуальное, мировоззренческое). Степень удовлетворения потребностей, а не только их реализация играет важную роль в образе жизни человека.

Состав основных видов жизнедеятельности зависит от типа социального субъекта. Например, для индивида это семейная, бытовая, трудовая, политическая, спортивная, эстетическая и другая деятельность. Для общества, по мнению Л.А. Зеленова, «... характерно восемь видов деятельности: экономическая, экологическая, управленческая, педагогическая, научная, художественная, медицинская, физкультурная.». Очевидно, что эта классификация может быть и иной. В образе жизни данного субъекта потребности, формы жизнедеятельности, способности образуют определенную иерархию. Она различна у разных субъектов, в разные периоды времени, в разных обществах и меняется с развитием человечества, его формаций и культуры.

Разные виды жизнедеятельности занимают у разных индивидов разное место по значимости: у одних на первом месте семья, а у других - работа. Однако, исторические (этнос, нация, цивилизация), социальные (экономические, политические, духовные и т.п.), возрастные и другие общности имеют схожие черты в образе жизни. Общность образа жизни у социальных общностей является важным критерием их интеграции в эту общность и важным признаком этой интеграции. Образ жизни социальной общности (класса, страты, этноса, нации, группы этносов) включает в себя: 1) общие потребности, интересы, цели образующих эту общность индивидов,

выраженные в ее идеологии; 2) совокупность форм жизнедеятельности и соответствующих им институтов, характерных для данной социальной общности; 3) типичный индивидуальный образ жизни (потребности, интересы, способы жизнедеятельности, удовлетворения). Для образа жизни социальной общности важны не только потребности, интересы, цели индивидов, но и их осмысление как общественных, т.е. характеризующих общность как нечто социально целое.

Образ жизни социальной общности зависит от ее места в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, способов и размеров получаемого дохода и т.п. Но эти причины не входят в структуру образа жизни социальной общности. Набор и характер этих видов жизнедеятельности различен, а также отличался в разные исторические периоды времени. Также различен и образ жизни в промышленности у разных профессиональных групп. Нужно также иметь в виду, что общества, как правило, имеют многонациональный состав, что тоже складывается на его образе жизни. Вся совокупность свойств того или иного этноса, нации, цивилизации, - численность, плотность расселения, особенности характера, ментальности, мировоззрения, традиции и обряды -накладывает отпечаток на образ жизни, добавляя его к тем социальным свойствам, которые обусловлены формацией общества.

Каждая эпоха имеет свое лицо. Эпоху современности часто называют «технической», но с не меньшим основанием ее можно назвать эпохой образования. Система образования обеспечивает человека знаниями, позволяющими ему вписываться в создаваемый им мир, в его образ жизни, прогнозировать дальнейшее их развитие и свое место в мире. Могущество любой страны, по сути дела, может прирастать, прежде всего, системой образования, ибо ее будущее куется, прежде всего, именно в этой системе.

Современное состояние цивилизации еще более высветило значимость системы образования. Мир стал сложным, целостным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, непредсказуемым в своем развитии и поэтому опасным. Прежде, чем изменять такой мир, его надобно и необходимо понять. Этому миру противопоказаны экстремизм, международный терроризм и радикализм в любых формах своего проявления. Современная наука позволяет человеку совершать колоссальные по масштабу действия, но во многих случаях не позволяет предвидеть не только отдаленные, но и ближайшие последствия запускаемых процессов. Человек изменяет окружающий мир значительно быстрее, чем себя, свое собственное сознание, а потому не всегда успевает вписываться в этот мир. Сейчас человек живет в сложной технизированной среде. Создаваемые им технические системы требуют не только повышенной осторожности в обращении с ними, но и радикально меняют стиль его мышления и поведения. Последствия халатности или недостаточного уровня профессиональной подготовки чреваты уже не ло-

кальными, как прежде это было, а глобальными катастрофическими последствиями. Стихийное развитие цивилизации завершилось, и это резко увеличивает ответственность каждого человека за принимаемые решения, а общества - за подготовку кадров. Исчерпали себя возможности экстенсивного развития - будущее за высокими технологиями и инновационными проектами. Завершилась эпоха иллюзий, безудержного оптимизма. Нас стало слишком много, а природные ресурсы, к сожалению, ограничены. Установка на комфорт как высшую жизненную ценность обеспечивается за счет резкого ухудшения состояния окружающей среды и за счет потомков. Человечеству для своего выживания и устойчивого развития предстоит научиться жить по возможностям, а не по прихоти. А это - весьма трудная, в том числе - в социально-философском плане, проблема.

Планета сейчас не имеет «общего дела» в своем совершенствовании, обеспечивающего преодоление личностного, группового, этнического, религиозного и т.д. эгоизма и обеспечивающего единение всех людей во имя выживания. Россия на сегодняшний день также находится в поисках объединяющей идеи. Есть ли возможность сохранить себя как этнос без повторения судьбы Византии - в конечном итоге зависит от результатов этого поиска. Обретя свободу, мы не научились, к большому сожалению, ею пользоваться. Перечень всех подобных явлений, не имеющих аналогов в истории, можно продолжать и дальше, но и приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод: в развитии цивилизации наступил момент переоценки ценностей, заложенных в ее основание. Настало время оглянуться на пройденный цивилизацией путь и принять решение - туда ли шли, те ли цели были выбраны, те ли средства использовались, и так далее. Ассимилировала ли система образования произошедшие в мире изменения? Есть все основания для отрицательного ответа на этот вопрос. Поэтому, в настоящее время ведутся напряженные поиски выхода из создавшегося положения. Таким образом, задача реформирования современной системы образования и воспитания обусловлена современными глобальными изменениями в жизни общества. Многие проблемы, связанные с реформированием системы образования, не укладываются в рамки определенных предметных областей, носят междисциплинарный характер. Область поисков путей реформирования образования и получила название «философия образования». Поскольку статус данной области еще недостаточно отрефлексирован, целесообразно, прежде всего, остановиться на его выявлении, как такового.

Философия образования, которая обрела свой статус в качестве исследовательского направления в начале 40-х гг. XX в. в США, предшествовал философский анализ проблем образования крупными западными философами того периода времени, входивший в их философские системы в качестве составной части. Исходные мировоззренческие установки создателей философских систем задавали место человека и его образа жизни в

мире, принципы его бытия и подготовки к жизни. При этом установки восточной и западной философии, определявшие отношение человека к внешнему миру, были принципиально различными. И, хотя восточная и западная философские традиции ориентировали человека и его образ жизни на достижение гармонии с миром, понимание сути гармонии было разным. Восточная философия изначально исходила из совершенства мира - поскольку миру присуща внутренняя гармония, его не надо переделывать и совершенствовать, а потому человек в своей деятельности не должен нарушать естественный ход событий, его задача - встроиться в него, не вызывая увеличения энтропии - это предполагало установку на сохранение традиций, а не на введение новаций. Западная философия, наоборот, всегда исходила из признания несовершенства и хаотичности мира, отсюда задача человека - вмешательство в ход естественных процессов с целью переделки мира в соответствии со своими целями, что предполагало установку на творчество, инновационную деятельность - подобная установка ориентировала на разрушение любых систем, мешающих высвобождению творческой энергии человека.

Таким образом, если западная философия ориентировала на подготовку человека к реализации всех его возможностей, то восточная философия усматривала в этом опасность для человека и общества. Так, воспитательная доктрина конфуцианства ориентировала на гармонию и устойчивость, на уважение к традициям и на неприемлемость действий, ведущих к увеличению энтропии. Даосизм и буддизм также ориентировали воспитание человека на образ жизни, соответствующий естественным ритмам космоса. Конфуцианская образовательная практика подходила изначально к ребенку, как к дикарю, который должен быть окультурен любыми возможными средствами, но предпочтение при этом отдавалось гуманным средствам, а не насилию. Окультуриванию ребенка в значительной мере способствовал определенный ритуал, который выступал как квинтэссенция культуры и побуждал постоянно транслировать гуманные нормы, - доминировала в данном случае установка на овладение всеобщим знанием и культурой. В частности, у Лао Цзы акцент в образовательной практике делался на воспитание личности, способной противостоять внешнему, социальному, подавляющему личностное начало в человеке. Целью образования здесь являлась разработка gao -пути воспитания самоценной индивидуальности, способной сохранить себя под внешним давлением со стороны общества. В том и другом случаях речь идет, по сути, о философской рефлексии над основаниями бытия и образовательной деятельности. Поскольку в развитии последующих концепций образования и воспитания борьба двух начал - личностного (индивидуального) и общественного (всеобщего) - представлена в качестве основного момента, в последующем анализе этапов развития философской рефлексии над образованием есть необходимость придерживаться при выявлении сути образовательных концепций данной оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.