Научная статья на тему 'Этноменталитет в условиях социокультурных изменений в современном мире'

Этноменталитет в условиях социокультурных изменений в современном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менталитет / этнический менталитет / менталітет / етнічний менталітет

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кемалова Л. И.

В статье раскрывается значимость изучения этноменталитета в условиях траснформационных процессов, происходящих в современном обществе. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур,важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Етноменталітет в умовах соціокультурних змін у сучасному світі

У цій статті розкривається значущість вивчення етноменталітету в умовах траснформаційних процесів, що відбуваються в сучасному суспільстві. Розуміння етнічних особливостей свого народу, інтерес до культури й цінностей інших народів допомагають усвідомити рівноправ'я різних культур, важливість місця й ролі кожного народу в історичному розвитку, виробити важливі принципи міжкультурного й міжнаціонального спілкування та взаємин.

Текст научной работы на тему «Этноменталитет в условиях социокультурных изменений в современном мире»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 2. С. 225-233.

УДК 316.2

ЭТНОМЕНТАЛИТЕТ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Кемалоеа Л. И.

В статье раскрывается значимость изучения этноменталитета в условиях траснформационных процессов, происходящих в современном обществе. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур,важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений. Ключевые слова: менталитет, этнический менталитет.

Предметом исследования является этноменталитет. Цель исследования -показать, что менталитет народов Крыма является целостной системой, подверженной изменениям в условиях социокультурной трансформации. В связи с этим ставятся следующие задачи: рассмотреть сущность понятий «менталитет», «ментальность», «этнический менталитет»; показать значимость изучения этноменталитета в современном обществе для выработки принципов межкультурного и межнационального диалога.

Знание природы менталитета общества, умение ее учитывать в процессе прогнозирования социально-экономического развития социума, умение нейтрализовать негативные моменты в этнонациональных отношениях в условиях трансформаионных процессов, происходящих в современном обществе - это насущная потребность и непременное условие адаптации этносов к новым социокультурным процессам.

Особо актуальной является проблема выявления особенностей менталитета этносов в таком полиэтничном регионе, как Украина, в частности - Крым. Ментальные особенности проявляются в индивидуальной психике и поведении людей как некие «константы», определяя базу идентичности того или иного человека определенному этносу, социуму и времени. Поэтому при коренных преобразованиях в социокультурной сфере современного общества необходимо учитывать ментальные особенности людей, в первую очередь их аксиологическую структуру, так как кардинальные реформы приводят к изменениям основ жизни народа, которые связаны с его ценностными ориентациями, представлениями, нормами, убеждениями и стереотипами конкретного человека. Также взаимодействие и общение этносов на основе естественно-исторически сложившихся традиций характерно для народов Украины и, в частности, Крыма,

которые в ходе социокультурного взаимодействия активно влияют на ментальные установки друг друга. Здесь сформировался особый этнокультурный фундамент, который способствует традиционному культивированию взаимных симпатий, уважения и предпочтения друг друга в контексте трансрегиональных этнических контактов.

Практическая значимость исследования проблемы природы, сущности менталитета проявляется в том, что адекватное понимание современной сложной и противоречивой динамики социальных процессов, невозможно без учета влияния фундаментальных и относительно устойчивых структур душевно-духовного склада общностей на их поведение и действия. Потребность в глубоком познании духовных феноменов, побуждает искать новые подходы к их осмыслению.

Отметим, что специфика менталитета народа развивается в филогенезе в процессе приспособления к природной и социальной среде и закрепляется в психике каждого индивида в виде биологических предпосылок к развитию особенной манеры мышления. Но реализоваться эти генетически закрепленные потенциальные возможности могут только в процессе онтогенетического развития человека благодаря социокультурному взаимодействию.

Менталитет, и тем более этноменталитет, - слабо изученное явление, которое до сих пор еще точно не определено в науке. В самом общем смысле, менталитет -(от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Данное понятие было введено в научный оборот в 1867 г. американским философом Р. Эмерсоном. Хотя есть точка зрения, что термин «менталитет» впервые был использован не в философском, а в этнологическом труде «La mentalite primitive» Jl. Леви-Брюлем и впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы "Анналов" (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией "ментальности", обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные менталитеты ввиду принадлежности к различным социальным слоям.

В большинстве западноевропейских языков смысл менталитета примерно одинаков: mentalité (фр.) — направление мыслей, умонастроение, склад ума; mentality (англ.) — склад ума, ум, умонастроение.

Менталитет представляет собой не только самоидентификацию, то есть отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры.

Исследование проблемы менталитета как специфического и значимого феномена получило развитие в научной литературе стран СНГ сравнительно недавно - в 90-е гг. XX века, хотя отечественные мыслители уже давно пытались изучать данный феномен. В дискуссиях о путях развития страны Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, П. А. Флоренский, С.Л. Франк и др. поднимали проблему национального характера, вбирающей в себя ментальность. Русский

философ Л.П. Карсавин писал, что исследование духовной культуры покоится на предположении о существовании чего-то общего более или менее значительного для группы личностей. Л.П. Карсавиным вводится понятие «средний человек эпохи». Средний человек как бы заключен в каждом реальном представителе своей группы, считает философ. Глубокое исследование истории менталитета и самого явления мы наблюдаем в трудах А.Я. Гуревича, A.B. Маркова и др.

Можно отметить работы, посвященные ментальной специфике исторически развивающихся ценностных отношений в различных общественных системах (A.C. Ахиезер, А.Г. Здравомыслов, A.A. Гусейнов); рассмотрению действия ценностно-нормативного механизма регуляции социальных отношений в трансформирующемся обществе (В.П. Тугаринов, A.A. Ручка, B.C. Барулин); проблемам трансформации нормативно-ценностной системы общества (Н.И. Лапин, Т.Н. Заславская, Ю.Г. Волков и др.). Наиболее близко к проблемам менталитета и его социокультурных проявлений подошла группа современных исследователей, которые в своих работах анализировали сущность духовных оснований социума (М.Ю. Шевяков, Л.М. Смирнов), развитие технической цивилизации и ее влияние на менталитет (А.Г. Пудов, М.А. Дедюлина, И.А. Абсалямова и др.), проблемы трансформации ценностных структур в менталитетах различных культур (В.В. Корнев, З.Н. Рахматулина, Н.Л. Бударина). Особого внимания в данной сфере заслуживают работы западных исследователей, а именно труды Э. Дюркгейма, Г. Лебона, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга, 3. Фрейда, Э. Фромма, Л. Февра и др. Специальные исследования в изучении ментальности осуществлены Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, Ж. Дюби, Ф. Арьесом, Ж. Ле Гоффом.

Однако, все эти изыскания не дали пока концептуального подхода в решении проблемы менталитета. Одни рассматривают менталитет как систему способов оценивания, другие определяют понятие менталитета как комплекс устойчивых свойств индивида. Многие исследователи указывают на его связь с ценностными ориентациями общностей.

Таким образом, проблема менталитета вообще и менталитета народов Украины, в частности, до настоящего времени относится к одной из самых интересных научных проблем общественной мысли. Высоко оценивая исследования по указанной проблематике, следует подчеркнуть, что в них рассматриваются различные аспекты ценностного ориентирования менталитета, обосновывается целесообразность использования данного понятия. Но вместе с тем, многие важные теоретические проблемы, касающиеся сущности менталитета и его ценностных оснований все еще являются предметом научных дискуссий и требуют принципиально новых подходов и последовательного изучения. В частности, содержательный аспект понятия «менталитет» и особенности строения его структуры все еще остаются до конца не разработанными; исследователями не используется сочетание системного и аксиологического подходов для анализа менталитета в трансформирующемся обществе. Недостаточная разработанность данной проблемы требует использования междисциплинарного подхода с привлечением культурологической мысли, историко-философских,

социологических, психологических и других источников.

Менталитет выступает интегративным свойством человека, поскольку объединяет в себе различные стороны бытия человека - религиозную, этническую,

социальную, культурную, историческую. А самое главное выступает результатом коллективного со-бытия людей. Интегративность менталитета определяет его как систему.

Менталитет как духовная субстанция не существует в безвоздушном пространстве, он локализуется, функционирует в рамках конкретного отдельного этноса. Влияние этнического фактора (этнической самоидентификации) на весь спектр мотивов, установок, ценностных ориентаций, на социальное поведение как отдельного индивида, так и группы настолько велико, что можно говорить об этноменталитете. Этноменталитет проявляется в образе той или иной страны и населяющего его народа (народов), в национальном характере, национальной идее и т.д.. Поскольку каждый человек неповторим и имеет свои особенности (свои отпечатки пальцев, склад ума, психики ), то тем более каждый народ имеет «свою особенность» (склад души, чувств), то есть свой менталитет. Менталитет как совокупность устойчивых, общераспространенных представлений является важной составной частью такого интегрального понятия, как национальный характер.

В сравнении с понятием менталитет, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира. Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.

Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял "ментальность" как "психический инструментарий", "специфическую структуру сознания", "осознание людьми самих себя, природного и социального окружения". Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая "психологическая оснастка" (М. Блок), "символические парадигмы" (М. Элиаде), "господствующие метафоры" (П. Рикер), наконец, "архаические остатки" (3. Фрейд) или "архетипы" (К. Юнг). В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за "порог сознания", но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии.

Употребление терминов «менталитет» или «ментальность» еще не устоялось. Некоторые исследователи применяют их как равнозначные. Другие отмечают, что отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам. Менталитет выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения. Система ценностей лишь закрепляет временным образом относительную устойчивость спонтанно сложившегося типа менталитета (или структуру ментальности). Менталитет человека как способ когнитивной и поведенческой ориентации не содержит в себе ценностей как таковых, но вбирает их в совокупность схем собственного восприятия, оценивания и освоения реальности. Более того, всякого рода ценностные ориентации, предпочтения служат одновременно защитной оболочкой и средством вмешательства в традиционные структуры коллективного мышления, а также методом закрепления соответствующего стиля мышления, традиций, форм так называемого правильного поведения и т.п. По мнению автора, менталитет — определенная направленность сознания, самосознания и деятельности, отражающая как мировоззренческое, так и социально-психологическое состояние этноса.

Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни. Сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса - историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, религию, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым, приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.

Этнический менталитет - полиструктурная динамическая система коллективных установок и ценностей, сформировавшихся в различных социальных условиях. В менталитете любого народа можно выявить как установки гуманистические, так и установки и ценности, ориентированные на воспроизводство ксенофобии и различных форм насилия.

Несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие, население Украины было объединено близостью происхождения, общностью исторических судеб, этнотерриториальными контактами, хозяйственно-экономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции. Национальные особенности народов Крыма складывались на протяжении многих веков, поэтому специфические черты национального характера находили отражение в самосознании этносов и в их этике задолго до возникновения самой нации. Система воспитания всегда была подчинена социальным условиям, при которых она осуществлялась, она трансформировалась с изменением социально-экономических

и политических условий народа, приспосабливались к новым историческим условиям.

В процессе многовекового общения народы Украины выработали на генетическом, культурном и историческом опыте своего развития специфические механизмы саморегулирования. Одним из таких механизмов являются этнокультурные связи. Они, как один из факторов процесса формирования менталитета, имеют большое значение в условиях обновления нашего общества. Именно в этих изменившихся коренным образом условиях менталитет стал побудительной силой, основой самоуправления, самоорганизованности. У народов Украины такие универсальные принципы и нормы нравственности, как гуманизм, справедливость, коллективизм, ответственность перед будущими поколениями являются высшими формами регуляции поведения. В повседневной жизни эти нравственные принципы выглядят как «неписаные» правила поведения. Приоритетность нравственных принципов заключается в том, что они распространяются на все человеческие взаимоотношения. Основой сохранения, возрождения и развития национальной культуры служат, с одной стороны, органическое единство традиций и инноваций, а с другой - процесс взаимодействия, постижения ценностей и традиций других культур.

Первичным структурным отображением системообразующего фактора менталитета выступает ценностно-нормативное ядро - это интегративная характеристика культурной системы, отражающая ее глубинные и устойчивые черты, определяющая специфику политического устройства, хозяйственно-экономическую деятельность и другие формы общественного бытия. Ментальность как система поведенческих форм представляет собой: стереотипы поведения; поведенческие установки, оценки поведенческих форм личности, группы, сообщества; набор характерных установок, выражающих тип ментальности: по отношению к себе, другому индивиду, к изменениям в ближнем кругу и в обществе в целом ит. д.; предпочтения, ожидания и оценки в индивидуальном поведении как выражение направленности близкой индивиду группы, признанности. Все эти формы обязательно имеют национальную или конфессиональную составляющую.

Ментальность - социально-психологическое явление, отображающее духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений, в конкретных формах самоорганизации этноса. Анализ мифологии, фольклора, архетипов и установок коллективного подсознательного позволяет изучить ценностно-смысловые образования этнических субъектов, так как именно они являются определяющими в структуре этнической ментальности. Ментальность представляет собой целостное выражение духовных направлений, которые не сводятся к сумме форм общественного сознания (религии, искусства), а есть специфическое отображение действительности, обусловленное процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом, культурном пространстве. Этническая же ментальность является по своей сути системой образов, представлений, стимулирующих и регулирующих поведение в данных культурных и социальных условиях. Этническая ментальность на современном этапе

приобретает самостоятельность и нередко становится определяющим социально-психологическим фактором, обусловливающим общественно-политические процессы и процессы этногенеза в большинстве стран бывшего СССР. Роль этнической ментальности состоит в ориентации представителей этноса на определенное поведение, ценности, мировоззрение и носит мировоззренческо-практический характер.

Немаловажную роль в формировании этнической идентичности и ментальности играет религия. Зародившись первоначально в одной определенной национальной (этнической, культурной) среде, каждая из этих трех мировых религий в дальнейшем как бы оттолкнулась от этой материнской среды, вышла за ее пределы и растеклась очень широко по разным странам, попадая в весьма различные социально-экономические, политические, этнокультурные условия, гибко приспосабливаясь к ним, но в то же время и воздействуя на них в сторону некоторой их идентификации.. Содержавшиеся в каждой из таких религий философско-этические установки детально разрабатывались и обосновывались применительно к различным аспектам жизнедеятельности общества. Конфессиональные различия в объеме и направлении действия религиозной идеи в жизни разных народов, обусловленные различием всего духовного строя, глубоко характеризующего тот или другой народ, объясняют то, как новое религиозное начало, усвоенное одним народом от другого, на своей новой почве получает и новую, своеобразную окраску, оставаясь само тем же, как и раньше.

В то же время религия проникала в народный быт как путем предписанной духовной обрядности, так и через культуру. Так, письменная традиция священных текстов была могучей силой в сохранении чувства идентичности в каждом последующем поколении. Обращаясь к народным верованиям и обрядам, мы ясно видим, как религия используется для поддержания этнической идентичности. Этнос, восприняв ту или иную религию, обретает синкретический этноконфессиональный облик, который со временем становится культурной доминантой его существования и в качестве таковой наследуется в процессе формирования нации.

Так, например, ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями. Мистифицируя естественные формы жизни нации, ислам объявлял все без исключения сферы жизнедеятельности человека божественными от бога данными, что фиксировалось в обыденном сознании верующих масс, в их фольклоре, морали, общественной мысли и т.д. Влияние мусульманской религии сказывалось также и на семейную жизнь, и на национальные традиции. Естественная потребность людей в общении, особенно членов семьи и их родственников, оформлялась в особом мусульманском церемониале. Религиозные нормы наряду с нравственными стали выполнять аналогичные функции, что позволило им впоследствии приспособить последние к своим целям. Объединение религиозных и нравственных регуляторов произошло в силу того, что они дублировали друг друга, причем религия с самого начала претендовала на идеологическое обоснование и освящение всех норм и обычаев. А длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию крымских татар. Особенно это относится к

организации похорон и поминок, проведению обрядов имянаречения, суннета (обряда обрезания), которые порой не только верующими, но и неверующими воспринимаются как национальные обряды. Таким образом, религиозные факторы способствуют воспроизводству тех национальных традиций, обычаев и обрядов, которые функционируют в интересах господствующей религии.

Менталитет, будучи составной частью национального сознания, впитывает в себя и элементы той идеологии, которая господствует в обществе. Оказавшись в тяжелой ситуации, депортированные народы могли вообще исчезнуть с лица земли, но вновь и вновь срабатывали их гигантский внутренний духовный иммунитет и величайшая сила воли. Ценой огромных физических и нравственных потерь они который раз в истории сохранили свое достоинство и этническую культуру. Эта великая биогенетическая и этногенетическая сила народа, заложенная в них самой природой и космосом, позволила им выжить, сохранить свои национальные особенности и войти в общечеловеческую современную культуру. Депортированные народы, оказавшись в иных условиях проживания, изменяли свои привычки, навыки, обычаи и традиции, приспосабливались к другой социальной среде, они как бы «достраивали» свою традиционную психологию, но не изменяли ее. И до сих пор они восстанавливают утраченное в национальном самосознании и духовно-нравственном развитии.

В XX веке сложилась система правил социального партнерства в процессе социокультурной деятельности, которая явилась основой устойчивого развития гражданского общества. Конечная цель устойчивого развития - переориентация интересов человека с обыденных проблем на проблемы освоения духовной культуры. Коммуникативные явления выступают важным элементом различных сфер жизни человека и социума. Человек не просто усваивает культурное наследие, но через осуществляемую творческую деятельность двигает вперед общественные отношения. Менталитет выступает здесь мерой, определяющей приемлемость для человека амплитуды колебаний культурно-исторических циклов. Выводы. Сегодняшняя Украина стоит на историческом распутье и нуждается в современной концепции экономического, социально-политического, духовно-нравственного развития. Строительство государства должно вестись с учетом интересов этносов, населяющих Украину. Менталитет обеспечивает связь времен и преемственность поколений, он является залогом того, что народы Украины в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис. Исследование менталитета обязывает политиков и политологов принимать во внимание в своей деятельности такие аспекты, как внутренний мир человека, социальных и этнических объединений, влияние на поведение людей окружающих условий, быта, климата, традиций, религии, социальных институтов и других обстоятельств.

Список литературы

1. До донов P.A. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования /P.A. Додонов. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998.

2. Иванова Т. В. Ментальность, культура, искусство / Т.В. Иванова // ОНС. 2002. - № 6. - С. 168-177.

3. Муравьева О.И. Особенности ментальности в базовых психологических пространствах существования человека / О.И. Муравьева // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. - Томск: Томский государственный университет, 2004.

Кемалова JI.I. Етномсш алпст в умовах соцшкультурних змш у сучасному cisi ri // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. - 2011. - Т.24 (63). - № 2. - С. 225-233. У цш статп розкриваеться значунцсть вивчення етноменталггету в умовах траснформащйних процеав, гцо вщбуваються в сучасному суспшьстш. Розум1ння етшчних особливостей свого народу, штерес до культури й цшностей шших народ1в допомагають усввдомити р1вноправ'я р1зних культур, важливють м1сця й poni кожного народу в ¿сторичному розвитку, виробити важлив1 принципи м1жкультурного й м1жнацюнального спшкування та взаемин. Ключов! слова: ментал1тет, етшчний менталиет.

Kemalova L.I Ethnomentality under the conditions of sociocultural changes in the modern world

// Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2011. - Vol.24 (63). - № 2. - P. 225-233.

In this article the importance of ethnomentality under the conditions of transformational processes taking place in modern society is analysed. Understanding of ethnic peculiarities of the folk, interest to culture and values of other folks help to realize the equality of different cultures, the importance of the place and role of each folk in the historical development. It helps to work out interrespectable principles of intercultural and international communication and relationships. Keywords: mentality, ethnic mentality.

Статья поступила в редакцию 10.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.