Научная статья на тему 'Философия русского космизма — основа будущего мировоззрения (обзор выступлений участников межвузовской конференции)'

Философия русского космизма — основа будущего мировоззрения (обзор выступлений участников межвузовской конференции) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия русского космизма — основа будущего мировоззрения (обзор выступлений участников межвузовской конференции)»

Научная жизнь

Л ]

И.А. Бирич

Философия русского космизма — основа будущего мировоззрения (обзор выступлений участников межвузовской конференции)

В апреле 2013 года в рамках Дней науки в МГПУ проходила межвузовская конференция «Философия русского космизма — основа будущего мировоззрения», инициированная общеуниверситетской кафедрой философии Института гуманитарных наук МГПУ На конференции присутствовало 50 человек, из них 14 студентов, выступили 15 докладчиков. В конце заседания состоялся обмен мнениями. Открыл конференцию заведующий кафедрой философии, профессор Борис Николаевич Бессонов. Он сказал о том, что тема конференции весьма актуальна для развития самой философии как мировоззренческой дисциплины. Тема космизма обзначилась в истории русской философии еще в последней трети ХЕХ в. К ней обращались Владимир Соловьев, Николай Федоров, Николай Бердяев, но тогда она оказалась на обочине активно обсуждаемых в русском обществе мировоззренческих проблем. Споры и дискуссии между собой различных философских школ закончились победой марксизма в России. Проходит сто лет, и в Советском Союзе в 80-е годы ХХ в. среди философов и ученых неожиданно возникает совершенно новое мировоззренческое направление — философия русского космизма, своими корнями уходящая как раз в эпоху духовных исканий конца ХГХ в. Новую жизнь этому направлению, безусловно, придали наши успехи в освоении космоса, обращение к гению Константина Эдуардовича Циолковского. С 80-х гг. ХХ в. в Калуге регулярно стали проводиться Чтения Циолковского, где наряду с научными обсуждениями идей русского физика — провинциального учителя из глубинки России — стали подниматься его философские идеи, высказанные им в ряде уникальных по своему масштабу мышления книг. И выяснилось, что у Циолковского были непосредственные

130

вестник мгпу ■ серия «философские науки»

учителя в этом направлении, а главное, последователи в мире советской науки и философии, протянувшие через весь ХХ век цепочку преемственности в исследовании человека и планеты Земля как космических явлений. Вот об этом мы и будем говорить на нашей конференции.

Первая часть конференции была посвящена персоналиям философии русского космизма. Профессор общеуниверситетской кафедры философии Инна Алексеевна Бирич познакомила аудиторию с плеядой русских космистов — философов, поэтов, ученых — естественников и гуманитариев, осуществлявших эту цепочку мировоззренческой преемственности от конца XIX в. до конца XX в. К ним относятся Н. Федоров, П. Флоренский, русские поэты-символисты, композиторы и художники начала XX в., семья Рерихов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский, Л. Гумилев, Н. Моисеев, Вл. Казначеев и др. Говоря о плеяде этих замечательных мыслителей, И.А. Бирич сказала и о той важной роли, что сыграла в деле пропаганды философии русского космизма наша современница, ученый-филолог и философ Светлана Григорьевна Семенова, исследователь трудов Николая Федорова. И.А. Бирич также обозначила критерии, по которым мы сегодня можем точно определить принадлежность того или иного мыслителя к традиции русского космизма. Во-первых, это масштаб личностей. Всем им присущи универсальность мышления, чуткость к новым проблемам, разносторонность талантов, особый дар синтеза идей и их организационного воплощения, бесстрашие этической позиции, великие целеустремленность и работоспособность, трагичность судьбы и красота нравственного подвига. Будучи реальными людьми уходящей эпохи, они были одновременно и людьми из будущего, приоткрывая нам завесу над тайной грядущего образа Человека. Во-вторых, это масштабность научного и культурного вклада русских космистов в науку и искусство XX века, проверенного на практике и определившего основные фундаментальные направления в их развитии. И в-третьих, — и это самое главное — жизнь и труды русских космистов явили нам основные черты будущего миросозерцания: космичность мировоззрения, нравственный максимализм и оптимизм, гармония и красота как принцип творчества и жизни.

Доктор филологических наук, ведущий сотрудник Института мировой литературы РАН Анастасия Георгиевна Гачева, выступила с докладом «"Философия общего дела" Н. Федорова в контексте русского космизма». Николай Федорович Федоров (1829-1903) продвигал идеал «всесословной» христианской общины, братского воссоединения человечества в борьбе со смертью, решительно отвергал националистические предрассудки, любую национальную исключительность, потому что на человека он смотрел как на союзника Творца в преображении Вселенной, вместе с Ним сознательно участвующего в общем плане эволюции мироздания — новой Земли и нового Неба. Философия Федорова была реализацией идеи «активного христианства». Такой взгляд на Бытие и на человека резко отличался от современного

Федорову официального православия, разделявшего Творца и его творение, Дух и Материю. В «Философии общего дела» Н. Федоровым были предвосхищены многие научно-технические проекты, которые уже сегодня могут быть реализованы: выход человечества в Космос, регуляция природных стихий, освоение околосолнечного пространства и новых видов энергии, новый взгляд на генетику в контексте медицинской науки, открытия К. Циолковского в том числе.

Кандидат философских наук, представитель философской секции Чтений К.Э. Циолковского, автор книг об ученом Валентина Ефимовна Ермолаева рассказала о главной идее Циолковского (1857-1935), которую она связывает с его открытиями не столько в области физики, сколько в области философии. Он сам называл ее космической философией, выделяя в ней необходимое этическое направление. Он — автор трактата «Космическая этика», в котором утверждалось, что во Вселенной действует космический разум, жизнь имеет разнообразные формы, органические в том числе, например человек, но все эти формы должны соблюдать законы Вселенной, и главный из них — закон самосовершенствования материи.

Профессор общеуниверситетской кафедры философии МГПУ, доктор философских наук Александр Яковлевич Иванюшкин продолжил развивать эту тему, проведя сравнительный анализ идей К. Циолковского и его ученика А. Чижевского. По мнению докладчика, А.Л. Чижевский (1897-1964) — этот русский Леонардо, как его называли современники, вероятно, последний великий представитель (конгениальный Циолковскому и Вернадскому) русского космизма. «Я воспринимаю Чижевского, — сказал докладчик, — как символ своеобразного моста между Серебряным веком русской культуры и взлетом советской науки после Великой Отечественной войны. В высочайшей оценке Чижевского как ученого наше внимание привлекает слово «натуралист». Оно подчеркивает синкретизм его мировоззрения, в котором художественные интуиции и образы, а также философская свобода мысли были органически связаны с собственно научными гипотезами, которые поражали окружающих новизной, оригинальностью. В то же время, как и Циолковский, Чижевский не был сосредоточен на проблеме демаркации научных и ненаучных знаний, относящихся к собственно области методологии науки, за что и был репрессирован в 40-е годы. Осмысление данной проблемы в науке в конце ХХ в., в частности кризиса классической науки, стало обязательным условием ее дальнейшего развития».

Серьезный доклад «Идеи космоса у Владимира Ивановича Вернадского», посвященный 150-летию со дня рождения ученого, сделал кандидат естественных наук, ведущий сотрудник Института истории естествознания РАН, биограф ученого Геннадий Петрович Аксенов. Он особо обратил внимание на цельность и универсальность личности В.И. Вернадского (1863-1945), который все делал с азартом и нравственным максимализмом, работал на стыках наук, выдвинул концепцию ноосферного развития планеты вместе со своим актив-

132

вестник мгпу ■ серия «философские науки»

ным агентом — человеком, заявлял о необходимости синтеза науки, философии и религии в качестве нового мировоззрения. Религиозное чувство («ноосферная религия») Вернадский воспринимал как источник вдохновения для творчества, научного в том числе. Умел любить и дружить, ценил своих учеников. Претерпел эволюцию своего сознания от создателя кадетской партии, активного деятеля земского самоуправления в Тамбовской губернии, благотворителя, ученого и организатора советской науки, мастера эпистолярного жанра (5 томов писем к жене, 7 томов дневников) до учителя жизни для окружающих.

С идеями Валериана Николаевича Муравьева (1885-1932), советского философа, публициста, автора теории времени и организации управления, участников конференции познакомил соискатель кафедры философии Государственного университета управления Вячеслав Евгеньевич Егоров. Представителем русского космизма его сделали разработки времени и пространства в русле идей В.И. Вернадского о биосфере, у которого время относится не столько к человеку, сколько ко всему живому веществу планеты в смене поколений: это универсальное время всей Вселенной. Муравьев, напротив, утверждал, что время порождается творческим сознанием человека. У Муравьева время не просто обратимо, а возобновимо, управляемо в любом желательном направлении, реализуемо в деятельности людей. По мнению Муравьева, успех означает продвижение эволюции вперед, а неуспех — ее остановку и попятное движение.

Об антропокосмических философских идеях советского академика, ученого-биолога Николая Григорьевича Xолодного (1882-1953) рассказала преподаватель кафедры философии МИИТ ольга Георгиевна Садикова. Ученый оставил удивительное философское завещание, посвятив четыре труднейших военных года своей жизни написанию рукописи «Мысли натуралиста о природе и человеке». Вслед за В.И. Вернадским он стал представителем активно-эволюционной мысли, утверждающей эволюционную задачу человечества, направленную на творчество ноосферы, преображение лика Земли, а в перспективе и всего космоса.

Во второй части конференции прошли обсуждения заявленных идей. Если доцент общеуниверситетской кафедры философии МГПУ, кандидат философских наук Дмитрий Петрович Подкосов обратился к древним архетипам русского сознания, утверждающим первичность жизни как таковой и отраженным в философии русского космизма, то кандидат биологических наук, директор Института ноосферных исследований Борис Георгиевич Режабек заглянул в завтрашний день, посвятив свое выступление философии русского космизма как основе ноосферного мировоззрения, предложив свой вариант синтеза науки, философии и религии.

Доцент общеуниверситетской кафедры социологии, политологии и экономики МГПУ Игорь Аркадьевич Васильев предложил рассматривать явление русского космизма в контексте астрологических и астрономических прогно-

зов прошлого. Профессор общеуниверситетской кафедры философии МГПУ, доктор философских наук Александр Евгеньевич Черезов проанализировал идеи жизни и бессмертия в работах русских космистов в русле новых исследований в генетике и синергетике. Его выступление вызвало много вопросов, ответы на которые перешли в научную дискуссию. Так, директор музея 1-й Атомной электростанции в Обнинске Михаил Михайлович Гайдин рассказал собравшимся о большом проекте «Планета Земля — Институт человека», инициированном философско-научным обществом им. Николая Федорова, и предложил принять в нем участие.

В стенах педагогического вуза нельзя было не обратиться к проблемам образования. Профессор кафедры педагогики и психологии российской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук ольга Григорьевна Панченко проанализировала идеи В.И. Вернадского о задачах образования в свете современных образовательных проблем. В.И. Вернадский видел перспективы высшего образования в его независимости, автономности. В центре единого культурного образованного общества, в соответствии с его идеями, должна находиться свободная, самостоятельная независимая личность, способная познавать мир, руководить обществом, вести научную деятельность. Таким образом, интеллигенция, будучи творцом культуры, должна оценить свободу личности и свободу творчества.

В конце конференции было решено издать сборник научных статей по материалам выступлений ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.