Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В XVII–XVIII ВВ. В ЕВРОПЕ'

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В XVII–XVIII ВВ. В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эпоха Просвещения / философско-правовая мысль / французские просветители / эмпиризм / рационализм / свобода.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Булгакова Наталия Алексеевна

В данной работе мы проанализируем философско-правовые учения XVII– XVIII вв, в Европпе, а также процесс их формирования и дальнейшего развития. Цель данной работы – кратко охарактеризовать и проанализировать философско-правовой опыт анализируемого периода, который можно разделить на два самостоятельных течения. Актуальность выражается в необходимости более детального изучения философско-правовых основ формирующихся в данный временной период. В ходе изучения материалов применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (группировки, сравнения, обобщения). В качестве теоретической основы при написании исследовательской работы послужили, научная и учебная литература отечественных и зарубежных авторов и исследователей, аналитические сборники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В XVII–XVIII ВВ. В ЕВРОПЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-454-457 NIION: 2018-0076-5/23-379 MOSURED: 77/27-023-2023-5-379

БУЛГАКОВА Наталия Алексеевна,

студентка Юридического факультета Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва,

e-mail: Natali.bulgakova.02@mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В XVII-XVIII ВВ. В ЕВРОПЕ

Аннотация. В данной работе мы проанализируем философско-правовые учения XVII-XVIII вв, в Европпе, а также процесс их формирования и дальнейшего развития. Цель данной работы - кратко охарактеризовать и проанализировать философско-правовой опыт анализируемого периода, который можно разделить на два самостоятельных течения. Актуальность выражается в необходимости более детального изучения философско-право-вых основ формирующихся в данный временной период. В ходе изучения материалов применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (группировки, сравнения, обобщения). В качестве теоретической основы при написании исследовательской работы послужили, научная и учебная литература отечественных и зарубежных авторов и исследователей, аналитические сборники.

Ключевые слова: Эпоха Просвещения, философско-правовая мысль, французские просветители, эмпиризм, рационализм, свобода.

BULGAKOVA Natalia Alekseevna,

student of the Faculty of Law of the Kutafin Moscow State Law University (MGUA),

Moscow

PHILOSOPHY OF LAW IN THE XVII-XVIII CENTURIES. IN EUROPE

Annotation. In this paper we will analyze the philosophical and legal teachings of the XVII-XVI-II centuries, in Europe, as well as the process of their formation and further development. The purpose of this work is to briefly characterize and analyze the philosophical and legal experience of the analyzed period, which can be divided into two independent currents. The relevance is expressed in the need for a more detailed study of the philosophical and legal foundations that are being formed in this time period. In the course of studying the materials, methods of systematic analysis of theoretical and practical material, general scientific methods and techniques (grouping, comparison, generalization) were used. Scientific and educational literature of domestic and foreign authors and researchers, analytical collections served as a theoretical basis for writing a research paper.

Key words: The Age of Enlightenment, philosophical and legal thought, French enlighteners, empiricism, rationalism, freedom.

Европейская философско-правовая мысль периода XVN-XVШ вв. является наиболее ярким этапом развития философии. Период перехода философской мысли от средневековья до просвещения является наиболее значимым не только в контексте стран Европы, но и всего мира. В целом философию Европы периода XVN-XVШ веков можно разделить на два самостоятельных:

1. Период XVII века - уход от средневековой схоластики, начало формирование предпосылок для Эпохи Просвещения (Некоторые исследова-

тели и вовсе говорят о том, что XVII век - это ранний этап просветительской философии);

2. Период XVIII века - непосредственно Эпоха Просвещения.

XVII век стал веком обособления рационализма, начиная с работ великого философа Р. Декарта, которые впоследствии стали основой для трудов большинства философов и ученых. Этот период развития философской мысли в Европе связан с такими понятиями как метафизика, логика, этика, а также одновременное развитие политики и иных областей знаний.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Обобщая философско-правовой опыт анализируемого периода, можно разделить всех представителей на два самостоятельных течения [1]:

• Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационализм предполагал, что человек познает мир с помощью своего разума;

• Эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли) предполагал, что познание возможно из ощущений, чувств, то есть опыта.

Характеризуя философию периода XVII века, можно однозначно сказать, что идеи философов были наполнены разрозненными представлениями о мире, отдавая предпочтение при этом глубинам человеческой души, сознания. Отдельно остановимся на рассмотрении работ и позиций Гоббса и Локка, которые внесли существенный вклад как для последующих поколений философской мысли, так и для развития представлений о праве и государстве.

Гоббс в своих трудах говорил о том, что каждый человек, рождаясь, становится обладателем естественных прав, а именно право на жизнь, свободу, собственность. Эти идеи можно встретить во всех существующих демократических государствах. Гоббс также настаивал на том, что само государство появилось благодаря определенному договору, в котором человек добровольно отказывается от части своих прав и передает их государству с целью «спасения себя от уничтожения» [2]. Именно так Гоббс видит условия возникновения государства. В целом с такой позицией можно согласиться, ведь действительно, часть прав человек выступает в качестве ограниченных, а само государство обеспечивает их соблюдение. Гоббс также рассматривал и наиболее «удачные» формы правления, под которыми он понимал монархию, аристократию, демократию. Такое мнение, конечно, вряд ли оценил Платон с его теорией идеального государства, в которой та же демократия являлась одной из худших форм политической организации общества, но в рамках той исторической реальности, вероятно, эти формы были наиболее верными для европейского общества.

В свою очередь, Локк внес свой существенный вклад в философию путем создания концепции естественных прав человека, а также естественного равенства людей. Локк предполагал, что, рождаясь, все люди обладают равными правами, имеют равные возможности, а следовательно общество является равным. Именно это умозаключение стало основой для формирования концепции о том, что даже государство не имеет никаких прав на ограничение или лишение чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

века естественных прав, а его обязанность, наоборот, заключается в том, чтобы эти права защищать и поддерживать.

Таким образом, можно сказать о том, что исследуемый исторических период стал основой для формирования либеральной мысли, теории договорного возникновения государства, которая представляется наиболее обоснованной и доказанной (по сравнению с теологической теорией). И именно идеи Локка и Гоббса нашли свое отражения и в последующие исторические периоды.

XVIII в именуется как «Эпоха Просвещения». Именно просвещение стало наименованием для достаточно противоречивой эпохи. Поэтому некоторые философы оправданно именуют этот период в качестве «века критики» [3]. В этот исторических период были разработаны основные концепции, которые впоследствии легли в основу социальной философии, философии религии, политики и культуры.

Особое значение имеет и тот факт, что в этот период произошла популяризации науки. Теперь мыслями, исследованиями и идеями делились по всему миру. Можно вспомнить достаточно яркий тому пример - Екатерина II общалась с великими французскими просветителями, пытаясь инкорпорировать их идеи в русскую самобытность. Это также говорит о важности Эпохи Просвещения для развития права, государства и философии по всему миру.

Принято считать, что наибольший вклад в развитие философии Эпохи Просвещения внесли и философы Англии и Франции. И это действительно так, при этом, важно отметить, что философия английского и французского Просвещения все же имеют достаточные различия. Данную позицию можно обосновать тем, что с исторической точки зрения Великобритания перешла к индустриальному обществу и капиталистическим укладам экономики раньше и интенсивнее, чем во Франции, что стало впоследствии причиной определенной специфики социальных проблем в этих странах, что и повлияло на становление английской и французской общественной мысли. Английское Просвещение развивалось уже после буржуазной революции, а французское - перед буржуазной революцией. Французское Просвещение традиционно рассматривается как идеологическая подготовка к Великой французской революции. Для традиционно консервативной Англии XVIII века стал закономерным процесс развития утилитаризма, основоположником и наиболее ярким представителем которого был Бинтам. Бинтам в своих трудах осуществляет отождествление пользы и добра, а также говорит о том, что наи-

большее число людей должны стремиться к большему счастью, видя в этом основу благополучия и процветания общества. Также бинтам стал автором этики и политической философии, которые впоследствии сыграли существенную роль для такого философского течения как прагматизм.

В целом хочется сказать о том, что английские философы были сторонниками королевского абсолютизма и конституционной монархии и достаточно часто в науке встречаются позиции о том, что данные представители являются идеологами аристократии. Если же рассматривать Францию, то именно во Франции больше развития получили демократические и социалистические аспекты. Французские философы прежде всего придерживались материализма и были ориентированы на средние слои общества.

Философия как Англии, так и Франции подчеркивала связь просвещения и прогресса [4]. Это означало, что никакое развитие невозможно без прогресса, никакое познание не будет действенным без прогресса. Стремление к прогрессу стало краеугольным камнем и для философских и политических наук.

Из-за определенных исторических факторов сложилась ситуация, при которой вся философия западных стран развивалась в сторону логоцен-тризма, который предполагает верховенство разума в существовании и познания мира. Философы, которые придерживались логоцентризма, определяют, что мир разумно устроен, разумно функционирует, его создал бог и мир - это проявление силы мирового разума (логоса, мирового духа), сам мир подвержен порядку, логике и эту логику, и идеи нужно постичь, чтобы понять смысл происходящих процессов и событий.

Просветительский тип философствования характеризуют следующие основные черты:

1. рационализм - позиция, согласно которой разум человека является главным инструментом познания и преобразования мира: именно на основе разума человек способен стать властелином над природой, перестроить общество на разумных началах;

2. сциентизм - апологетика (защита и активная пропаганда) науки, точка зрения, позиционирующая науку как наивысшую социокультурную ценность;

3. деизм - воззрение, согласно которому, бог, сотворив мир, потом уже не вмешивается в его развитие и мир развивается по своим собственным, естественным и разумным законам [5].

Итак, философы Просвещения оказали значительный вклад в развитие политики и филосо-

фии. Основные идеи французских просветителей заключались в следующем:

1. Идеальная форма устройства общества -просвещенная монархия во главе с королем;

2. Королевская власть - основа для пути общества к царству разума, свободы, равенства и собственности;

3. Свобода - это возможность человека делать то, что не запрещено законом;

4. Народ - это истинный и верный источник власти;

5. Защита прав человека и собственности.

Конечно, среди всех философов Просвещения встречаются разночтения относительно тех или иных процессов и явлений. Например, Вольтер, Монтескье основывались на том, что общество должно быть устроено в рамках монархии, тогда как Руссо говорил о том, что идеальным обществом станет демократическая республика.

Приведенные в данной работе идеи французских просветителей достаточно условны в контексте их обобщения, так как каждый философ настаивал на своем собственном понимании мира и государства.

Но хочется отметить тот факт, что эти идеи встречаются и в современных представлениях о государстве и праве - и это определяет их ценность и глубину разработки, так как даже спустя такое количество веков эти идеи остаются актуальными для современного общества.

Список литературы:

[1] Стрелецкий Яков Ильич Европейская философия права (XIII-XIX вв. ) // Общество и право. 2005. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/evropeyskaya-filosofiya-prava-xiii-xix-vv (дата обращения: 24.10.2022).

[2] Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах URL: https://studopedia. ru/12_41773_tgobbs-i-dlokk-o-gosudarstve-i-estestvennih-pravah. html?ysclid=l9my1akys5702021833

[3] Кассирер Э. Философия Просвещения // Вестник культурологии. 2003. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-prosvescheniya (дата обращения: 24.10.2022).

[4] Философия эпохи просвещения URL: https://yagu.s-vfu.ru/pluginfile.php/746539/mod_ resource/content/2/Лекция%207.%20Филосо-фия%20эпохи%20Просвещения. pdf?ysclid=l9ms5k8vvk13769281

[5] Пристенский В. Н. Проблемы права и государства в философии Просвещения / В. Н. Пристенский // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. 2017. С. 146-149.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Spisok literatury:

[1] Streleckij YAkov Il'ich Evropejskaya filosofiya prava (XIII-XIX vv. ) // Obshchestvo i pravo. 2005. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ evropeyskaya-filosofiya-prava-xii i-xix-vv (data obrashcheniya: 24.10.2022).

[2] T.Gobbs i D.Lokk o gosudarstve i estestven-nyh pravah URL: https://studopedia.ru/12_41773_ tgobbs-i-dlokk-o-gosudarstve-i-estestvennih-pravah. html?ysclid=l9my1akys5702021833

[3] Kassirer E. Filosofiya Prosveshcheniya // Vestnik kul'turologii. 2003. №1. URL: https://cyber-

leninka.ru/article/n/filosofiya-prosvescheniya (data obrashcheniya: 24.10.2022).

[4] Filosofiya epohi prosveshcheniya URL: https://yagu.s-vfu.ru/pluginfile.php/746539/mod_ resource/content/2/Lekciya%207.%20Filosofiya%20 epohi%20Prosveshcheniya.pdf?ysclid=l9m-s5k8vvk13769281

[5] Pristenskij V. N. Problemy prava i gosu-darstva v filosofii Prosveshcheniya / V. N. Pristenskij // Pravo i gosudarstvo: problemy metodologii, teorii i istorii. 2017. S. 146-149.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.