Научная статья на тему 'Философия поступка в образовательном пространстве'

Философия поступка в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУПОК / СОБЫТИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / САМОПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЕДИНИЦЫ СМЫСЛА / КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EVENT / IS EXISTENTIAL-ONTOLOGICAL EXPERIENCE / SELF-PRODUCT / SENSE UNITS / THE CULTURAL FORM / REPRESENTATIONS / ABILITIES / AN INTERDISCIPLINARY COURSE / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Ольга Игоревна

Данная статья посвящена пониманию поступка как события самоосуществления человека, утверждающего экзистенциально-онтологический смысл в форме культурно-нравственной ценности и социального бытия личности. В статье представлен теоретический результат исследования и анализ опыта осуществления междисциплинарного курса занятий для студентов гуманитарных специальностей по развитию представлений о поступке и способностей к поступку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article is devoted understanding of an act as events of self-realization of the person confirming is existential-ontological sense in the form of cultural-moral value and social life of the person. In article the theoretical result of research and the analysis of experience of realization of an interdisciplinary course of employment for students of humanitarian specialities on development of representations about an act and abilities to an act is presented.

Текст научной работы на тему «Философия поступка в образовательном пространстве»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 84-90.

О. И. Ильина

ФИЛОСОФИЯ ПОСТУПКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Данная статья посвящена пониманию поступка как события самоосуществления человека, утверждающего экзистенциально-онтологический смысл в форме культурно-нравственной ценности и социального бытия личности. В статье представлен теоретический результат исследования и анализ опыта осуществления междисциплинарного курса занятий для студентов гуманитарных специальностей по развитию представлений о поступке и способностей к поступку.

Ключевые слова: поступок, событие, экзистенциально-онтологические переживание, са-мо-произведение, единицы смысла, культурная форма, представления, способности, междисциплинарный курс, образовательное пространство.

Исполнительный комитет ЮНЕСКО по развитию стратегии философии (декабрь 2004 года) выдвинул на рассмотрение три ключевых вопроса в области философии: философия перед лицом мировых проблем, философия и образование, содействие философии в развитии философского мышления современного человека и научного исследования. Очевидно, что поставленные вопросы междисциплинарны и требуют для своего разрешения союза философии и соответствующих областей знания.

Рассмотрим опыт, отвечающий проблеме, поставленной ЮНЕСКО перед философами и указывающий на необходимость объединения усилий философской мысли, культуры и психологии. Этот опыт касается возможности введения проблемного курса осмысления многоуровневого и многопланового феномена поступка для будущих педагогов и психологов.

Для того, чтобы представить целесообразность введения в образовательное пространство тематики поступка, необходимо очертить границы понимания поступка.

Тема поступка в той или иной форме присутствовала еще со времен античности у многих философов, развивающих представление о свободе и воле, выборе и ответственности, разуме и ценностях: все многоголосье человеческих проблем указывало на необходимость поступков человека как актов становления его бытия. Но интерес к раскрытию содержания понятия ‘поступок’ начал оживляться в ХХ веке: оно освещается в рамках феноменологического подхода М. М. Бахтиным, рассматривается как феномено-герме-невтическая проблема С. Л. Рубинштейном,

присутствует в экзистенциальной философии как равнодействующая основных экзи-стенциалов (Ж.-П. Сартр, В. Франкл). В этой ситуации становится естественным прояснение онтологических корней человеческого поступка и проведение анализа содержания понятия ‘поступок’ с позиций различных направлений философского знания.

Так как «человек есть не что иное, как ряд его поступков»1, то сам поступок может рассматриваться как акт самодетерминации, самоидентификации и самоактуализации личности, что в свою очередь указывает на перспективы исследования поступка как события становления личности в современных условиях.

Экзистенциально-онтологические условия возможности поступка

На наличие онтологических корней в поступке человека указывают утверждения С. Л. Рубинштейна: первое, что поступок -это выражение отношения человека к другим людям и миру, и его анализ должен идти сначала не в плане психологическом и субъективно-этическом, а в онтологическом, что предполагает раскрытие способа существования человека в мире; второе, что онтологически существование человека есть способ его бытия, и процесс его изменения, становления, взаимодействия2. Понимая существование как единство, с одной стороны, изменения и, с другой, сохранения своего существования, можно конкретизировать способы существования до логики поступка, творящего изменения в соответствии с индивидуальностью и самостью, превращающего потенции в акт и факт. Иначе говоря, поступок есть исходящее из индивидуальности, сущности (существо-

вание как бытие) и раскрытие и утверждение этой индивидуальности (существование как акт и процесс), а человеческое существо онтологически как бы предопределено к поступку, и нет такого, которое был бы к нему не способным, если мы говорим о человеке.

Другая идея С. Л. Рубинштейна - о двойном детерминизме (внутреннем и внешнем) - позволяет заключить, что у человека в его поступках имеется «соавтор» - само бытие, ожидающее от человека поступков и через различные ситуации призывающее его к совместному творчеству, к возможному совместному становлению.

Поиск места поступку в бытие человека через онтологию М. Хайдеггера3 предполагает раскрытие способностей Dasein быть поступающим. Такая способность истекает из озабоченности Dasein своим бытием и устремленности в направлении своего проекта. Как сущее Dasein не может избавиться от своей заброшенности, но как бытие может проектировать свои возможности, в которые оно заброшено. Переживания человека в его заброшенности задают направление его поступку и экстатику его осуществления. Dasein конституирует возможности поступать в соответствии со смысловым контекстом заботы. В этом смысле ко всем многочисленным синонимам Dasein, таким как существование, «здесь-бытие», «вот-бытие», человеческое бытие, присутствие, можно добавить еще один - поступающее бытие.

Сущность поступка раскрывается как «преодоление» того, что уже есть, как устремленность за свои пределы и внешние ограничения. То есть сущность поступка обнаруживается как трансцендентальность - некое изъятие, ограничение, в котором приобретается «власть» над «несобственным бытием».

Придерживаясь логики М. Хайдеггера, посылки к поступку нужно искать не столько в самом человеке или в бытие, сколько в их совместном присутствии - в событии. Событие, призывающее человека, чтобы дать ему возможность ответственно сбыться, привязано к времени и пространству, то есть имеет культурно-историческое содержание, что может влиять на стиль и конкретный результат поступка, но не на его сущность.

Экзистенциальное содержание поступка, как оно может быть выражено в логики Ж.-П. Сартра, стягивает все основные экзистен-циалы (свободу, выбор, тревогу, проект, от-

ветственность) в одну точку - осознание и осуществление сущностных возможностей. Экзистенциальные условия поступка - это напряжение трех измерений человеческой реальности: бытие-в-себе, бытие-для-себя,

бытие-для-другого; где каждое выступает условием выбора только возможного. Если убрать одно из условий, то поступка не будет. С точки зрения экзистенциализма, поступок прорастает в человеческой реальности как акт становления бытия человека.

Феноменология природы поступка

Природа поступка такова, что она, кроме своей экзистенциально-онтологической за-предельности, всегда предполагает конкретного исполнителя. Любой уровень трансцен-денции осуществляется силами конкретного человека, с его конкретного места и в его конкретном времени. Объединить эти два плана, не ущемляя полноты содержания каждого, для понимания природы поступка возможно на основе феноменологического подхода.

Согласно феноменологии Г. Гегеля, поступок прорастает всеми уровнями превращения сознания индивида. Он исходит из сущности в-себе-бытия (уровень сознания) к действованию для-себя (уровень самосознания), и далее - для всех других (уровень самосознания всеобщей нравственности или Духа)4. То есть поступки совершаются тогда, когда имеет место расширение сознания до уровня нравственного самосознания.

Феноменология поступка у М. М. Бахтина позволяет выделить ряд характеристик этого феномена: 1) единство персонального и смыслового моментов поступка; 2) целостность и единство его модусов: аксиологич-ность, ответственность, событийность, единственность; 3) единство порождающих сил поступка: сознания конкретного индивида и эмоционально-волевого тона; 4) возможность переживания события поступка в разнообразных формах активности (мысль, дело, переживание); 5) возможность подхода к пониманию поступка через его архитектонику: я-для-себя, другой-для-меня, я-для-другого5.

Положение, утверждающее единство истины, значения и факта поступка, можно выразить языком Э. Гуссерля6 через союз двоих - очевидной истины и субъекта, который осуществляется при переходе из человеческой апперцептивной жизни к трансцендентальной установке сознания и обратно. Поступающее сознание - это сознание, совер-

шающее процедуру «эпохе» относительно каких-либо значимостей, поэтому поступок -это акт, имеющий своим основанием идентификацию с единицами смысла или очевидными истинами на основе трансценденции. На основе процедуры «эпохе» возможен трансцендентально-феноменологический анализ поступка со стороны структуры интенцио-нальности сознания: его ноэмы (что - делаю, творю, мыслю, переживаю и т. д.) и его ноэ-зиса (как - делаю, творю, мыслю, переживаю и т. д.); при котором ноэзис и ноэма подвергаются процедуре редукции - очищению от влияния обыденных и других значимостей.

С точки зрения социальной феноменологии А. Шуца7, поступок состоит из момента действия и момента проектирования. Проект как интенциональный акт, представленный в воображении, соотносится с «мотивом-для-того-чтобы», а определяется «мотивом-потому-что». Смысловые комплексы этих мотивов отличаются: первый - неотъемлемая часть самого действия; второй - требует особого акта рефлексии после совершения поступка. Но никакая рефлексия, как утверждает А. Шуц, не может превратить поступок в объект. Поступок никогда не бывает дан внешнему и внутреннему опыту, он может быть только участно пережит.

В целом, феноменологический подход позволяет описать феномен поступка как событие ответственного признания и утверждения смысла, действительно значимого для поступающего, но отрицает возможности исследований его как объект.

Поступок как культурная форма самовыражения

Поступок как культурную форму самовыражения можно представить как произведение или текст, выраженные языком поступка, а значит, и поддающиеся герменевтическому анализу. Поступок как текст, имеющий значение относительно контекста жизни конкретной личности, есть семантическая единица поведения. С позиции семантики содержание поступка можно рассматривать относительно содержания жизни поступающего и содержания культурной эпохи. С позиции прагматики значение поступка рассматривается в зависимости от понимания его другим.

Поступок как культурный феномен, возникающий на основе диалога сознания (между феноменами различных культур, между сознающем «Я» и «Я» самосознания) и про-

являющийся как акт самодетерминации, представлен В. С. Библером8. Поступок как самопроизведение современного человека и как феномен культуры истекает из диалога между различными культурными образцами разрешения нравственных перипетий и человеком - автором своей судьбы, его выбором способа порождения «мира впервые». Отсюда, чистое вживание в культурный текст не может считаться поступком. Поступок вживания в культуру имеет место только тогда, когда индивид признает утвержденные культурные ценности как индивидуальные (М. М. Бахтин).

Формы поступка как отражение условий его возможности

Так как человек существо многоуровневое (С. Л. Рубинштейн), а в поступке человек раскрывается целостно (М. М. Бахтин, В. П. Зинченко), то и все уровни его бытия, так или иначе, проявятся в этом акте. Мера включенности каждого уровня будет зависеть от того, какие возможности актуализирует конкретный поступок, а мера явленности того или иного уровня порождает могообразие форм поступка. М. М. Бахтин считает, что поступок может иметь формы: переживания, виденья, мысли, дела и пр., вся жизнь может являться поступком. У Л. С. Рубинштейна эти уровни представлены уровнями отношений сознания и действия к миру: чувственным, эстетическим, этическим, на каждом из которых может развернуться поступок-чувство, поступок - эстетическое видение, поступок -утверждения этического бытия.

На основе многоуровневой модели события человеческого присутствия можно провести реструкцию рефлексивного представления о поступке согласно логике формообразования человеческого бытия, когда одна форма накладывается на другую. Гипотетическая модель события поступка в виде смыслового «пакета» форм (С. Е. Ячин9), будет следующей: человеческий поступок имеет своим истоком некое переживание конкретного бытия, за которым следует символическое выражение возникшего переживания, а затем и производство выражения переживаний бытия-события. Все эти формы отражают условия возможности человеческого поступка, выступают в качестве его смысловых матриц и даются наблюдателю как явленные (внешние), не явленные (внутренние) и чистые формы конкретного поступка, но так

или иначе присутствующие в нем все.

На соприсутствие и единство различных форм в поступке указывает анализ места поступка через призму феноменологии телесности В. Подороги10. Невозможность развернуть аналитику поступка через проявление одной отдельно взятой телесности подводит к пониманию «транс-телесной» природы поступка. Он везде и нигде в отдельности, и в этом целостность поступления. Он есть то, что стягивает в одну точку все тела: «мое тело», «тело мыслимое», «тело - аффект». В зависимости от сути поступка, то одно, то другое тело могут быть проявлены более ярко, что и позволяет выделять формы поступков: поступок-мысль, поступок - вживание в культуру, поступок - освобождение (катарсис).

Обзор условий возможности поступка через комплекс философских подходов позволяет дать определение поступку как философской категории. Поступок - это само-произведение человека, утверждающее через культурную форму выражения экзистенциально-онтологические переживания очевидных истин или единиц смысла.

Если, как было указано выше, поступок - это творчество двух сущих: человека, изменяющего бытие, и бытия, призывающего человека; а также, что поступок акт самоде-терминации и самоидентификации человека, то встает вопрос: каковы возможности в современной культуре по созданию условий, актуализирующих способности поступать?

Анализ возможностей основных подходов психологии указывает на устремленность к редукции предметности и, как следствие, неспособность охватить целостно природу поступка. Бихевиоризм позволяет исследовать только внешнюю сторону поступка и условия, влияющие на выбор формы поступка. Психоанализ - работу сознания, как силу, порождающую поступки. Гештальтпсихоло-гия позволяет схватить феноменологическую сторону поступка, но совершенно игнорирует каузальный подход в понимании поступка, необходимость его анализа. Гуманистический подход, являясь феноменологически и экзистенциально ориентированным, оставляет за пределами рассмотрения инстинкты, процессы научения, которые являются частью бытия человека. Становится очевидным, что к проблеме способностей к поступку можно приблизиться только на стыке различных подходов.

Теоретический анализ содержания поступка позволяет констатировать, что поиск путей актуализации поступающей личности может происходить на стыке трех областей знаний: философии, культуры и психологии. Философский аппарат может представить основания к проблеме развития личности через осмысление самого феномена поступка и через опыт сознания в поступке (рефлексию, эпохе, представления, способы быть). Культура является хранилищем образцов для подражания. Психология имеет опыт организации и реализации развивающих программ на личностном и субъектном уровне.

Актуализация представлений о поступке в образовательном пространстве Философско-психологическое осмысление проблемы поступка указывает на условия возможности актуализации представлений о поступке в образовательном пространстве вуза. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает реальную образовательную протяженность, а, значит, взаимодействие любых возможных образовательных систем и ее элементов (включая опыт, знания, события собственной жизни, полученные за пределами вуза). Образовательное пространство предполагает идею присутствия и само удерживается напряжением событий образования. Какие же условия возможности в образовательном пространстве вуза существуют относительно данной темы? К внешним возможностям отнесём коммуникативную ситуацию, межличностное пространство, которые являются частью нашей жизни и которые можно создать на семинарских и практических занятиях, организованных с использованием методов психологического тренинга. К внутриличностным возможностям отнесем способности к поступку.

Под способностями в психологии понимают индивидуальные особенности, не сводимые к наличным навыкам, умениям и знаниям, но обуславливающие легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплов). Психологическое знание позволяет судить об уровне развития способностей и сензитивных периодах их развития. Положение, что поступок - это личностная форма поведения, возникающая в подростковом возрасте (Л. С. Выготский), указывает на возможность анализа новообразований подросткового возраста, стимулиру-

ющих потребность поступать. На их основе были определены способности к поступку: рефлексия, ответственность, устремленность к пониманию смыслов и ценностей, проявление воли быть собой, поведенческое творчество. Выделенные способности к поступку в своей онтологической сущности есть производные от способов быть: бытия и процесса изменения человека: страдать, действовать, взаимодействовать, подвергаться воздействию (С. Л. Рубинштейн,); верить, мыслить, чувствовать, решать (С. Е. Ячин). Сам поступок есть целостность и единство модусов ответственность, аксиологичность, событийность, единственность (М. М. Бахтин), единство способа и процесса существования (С. Л. Рубинштейн), стояние в центре матрицы присутствия (С. Е. Ячин), единство и целостность проявления способностей к поступку (психология).

Для реализации внутренних и внешних условий актуализации представлений о поступке нами был разработан цикл занятий, адресованный студентам гуманитарных спе-циальностей11. Данный цикл состоял из трех этапов, согласованных с тремя типами событий, актуальных для юношеского возраста и требующих поступков: 1) осознание своей индивидуальности, своего «Я»; 2) проявление своей позиции, индивидуальности, своего «Я»; 3) осмысление своей позиции относительно ситуации. Первый этап занятий был ориентирован на приобретение и переживание психологических знаний. На втором этапе студентам предлагалось познакомиться с работами М. М. Бахтина, В. Франкла, Ж-П. Сартра, посвященными проблематике поступка. Третий этап был направлен на обобщение полученного опыта и поиск своего места в ситуациях «нравственных перипетий».

Критерии, позволяющие судить о проявлении способностей к поступку или проживании микропоступка, выделены на основе понимания поступка в феноменологическом подходе М. М. Бахтина. Первый критерий -фиксация факта поступка, который устанавливался относительно форм поступка. Второй - фиксация переживаний акта поступка. Третий - фиксация переживания ответственности поступка через архитектонику: я-для-себя, другой-для-меня, я-для-другого. Так, фактом микропоступка является участие в конкретном упражнении и получение нового опыта. То, что акт микропоступка состо-

ялся, свидетельствуют переживания участников, которыми они делятся после каждого задания. Обретая навык «Я-высказывания» в процессе занятий, участники высказывают, насколько состоялось переживание акта ответственности, событийности, единственности и аксиологичности. Феноменологическое описание событий-переживаний через архитектонику поступка участникам предлагается на третьем этапе после участия в психодраме, в которой проигрываются проблемные ситуации, требующие поступка (события участники предлагают сами). На всех этапах программы при выполнении заданий архитектоника события-поступка удерживается во время обсуждения: участники делятся осмысленными переживаниями акта своего поступка, выраженного в определенной символической форме («я-для-себя»); получают обратную связь по поводу факта своего поступка («другой-для-меня») и дают обратную связь другим об обогащении смыслового контекста поступка после обратной связи от других («я-для-другого»). Позиция вненаходимости, обеспеченная эстетическим созерцанием символической формы своего поступка, позволяет удерживать чуждость чуждого (набрасывание чужих смыслов), не принимая его как свое.

Движущей силой поступка являются сознание и эмоционально-волевой порыв, а его завершающей точкой - объективизация переживания (М. М. Бахтин). Поступок может быть явлен в любой форме (в единстве акта и факта), символически опосредованной речью - переживания, мысли, телесным жестом, осознанным действием. Все упражнения и задания программы создают культурное поле возможных поступков и организуют самопонимание участников посредством трехуровневого проживания события поступка:

1) экзистенциально-онтологический уровень - осознание экзистенциальных переживаний: ощущений, чувств, желаний, мыслей, своей позиции, отношений с другими, выбора ценностей; 2) семантический - опосредование своих переживаний символической формой поведения как культурного произведения; 3) рефлексивный уровень - осознание смысла наблюдаемого у других и собственного поведения с точки зрения авторства и социальной обусловленности.

Анализ эффективности программы исходил из оценки развития представления о по-

ступке. Согласно Ф. Брентано, именно представления конституируют первичные феномены: обеспечивают необходимую основу для других феноменов или же входят в них.

В роли субъекта программы на разных стадиях эксперимента выступали разные возрастные группы. Приведем результаты последнего (2005 год) - юноши 17-18 лет -студенты 1 курса педагогического факультета ДВГУ. Объем выборок - по 30 человек в экспериментальной и контрольной группах. Для исследования динамики развития представлений о поступке и способностей к поступку были отобраны психологические средства исследования (развивающий эксперимент, ассоциативный эксперимент, тест, анкета). Для обработки результатов развивающего эксперимента отобраны качественные и количественные методы (контент-анализ, ранжирование).

Для интерпретации результатов развивающего эксперимента использовались философские методы (феноменологическое описание, герменевтическую интерпретацию), исходя из выявленной сущности феномена поступка, в котором происходит развитие личности через:

1) осознание экзистенциально-онтологические переживания смысла в поступке;

2) освоение культурной формы выражения смысла переживания в поступке;

3) (само) произведение культурной формы личностного смысла в поступке.

После обобщения и интерпретации результатов исследования по актуализации представлений о поступке были выделены наиболее значимые.

1. Изменение представлений участников программы о поступке связано с появлением экзистенциально-онтологической составляющей в его описании. Результаты ассоциативного эксперимента со студентами показали, что у участников программы представления

о поступке как феномене, характеризующемся модусом ‘ответственный’ эпизодически, сменились на устойчивое представление о поступке как феномене с модусами ‘ответственный’, ‘осознанный’, ‘свободный’. Появляется ракурс понимания феномена поступка как «события, имеющего смысл», у 40 % студентов.

2. Изменение семантического значения поступка: с «поступок как активное действие» на «поступок - ответственность за свои действия “перед другими”» и «по-

ступок - ответственность за результат “перед другими”». Ассоциации поступка со значениями ответственности за акт и результат предполагает «другого», который хоть и определен как внеположенный, тем не менее, присутствует в сознании поступающего интерсубъективно. Ответственность перед другим - ситуация понимания и оценки значения поступка другими, то есть ситуация узнавания культурной формы поступка как знака, несущего значения.

3. Расширение представлений о возможности поступка в бытие юношества и его месте в мире. На основе анализа результатов вербальных ассоциаций («Интерпретация пословиц») обнаружено, что участники программы стали значительно чаще других студентов отмечать ситуации, ожидающие поступка.

4. Изменилась «поступательная активность» участников программы. Результаты анкетирования показали, что частота совершенных микропоступков и поступков за время эксперимента у участников программы значительно выше, чем у студентов из контрольной группы.

Теоретический результат исследования позволяет утверждать: поступок рождается как экзистенциальное переживание, развивается по законам культурного произведения и умирает, превращаясь в поведенческое клише. Практический результат нашего исследования показывает эффективность философско-психологического курса занятий по актуализации представлений о поступке в жизни человека и указывает на перспективы разработки подобных программ, посвященных неоднозначным феноменам бытия на стыке различных направлений гуманитарных знаний: философии, психологии, культуры.

Обобщенным результатом исследования является определение поступка как возможности становления бытия современного человека.

Примечания

1 Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сартр, Ж.-П. Тошнота. М. : Республика, 1994. С. 488.

2 Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 512 с.

3 Хайдеггер, М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. 447 с.

4 Гегель, Г. Феноменология духа. СПб. : Наука, 1994. 443 с.

5 Бахтин, М. М. К философии поступка // Бахтин, М. М. Собр. соч. Т. I. М., 2003. С. 7-68.

6 Гуссерль, Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1. С. 12-21.

7 Шуц, А. Избранное : мир, светящийся смыслом. М. : Рос. полит. энцикл., 2004. 1056 с.

8 Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М. : Политиздат, 1992. 413 с.

9 Ячин, С. Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток : Дальнаука, 2001. 279 с.

10 Подорога, В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М. : Ad Ма^іпет, 1995. 339 с.

11 Ильина, О. И. Развитие способностей к поступку в процессе самопонимания : методология, методика и программа : учеб. пособие / О. И. Ильина, В. П. Пузько. Владивосток : Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2008. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.