Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 54. С. 125-134. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 125-134.
Научная статья
УДК 78.071.01; 791.63
doi: 10.17223/22220836/54/11
ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА В МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ
Андрей Олегович Козырев
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского,
Красноярск, Россия; Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия, akozyrev. 1992@yandex. ru
Аннотация. В настоящей статье анализируется проблематика философии постмодернизма, оказавшая влияние на музыкальную культуру XX в. Постмодернизм рассматривается как мироощущение - своеобразный протест против действительности и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление. Развитие музыкального искусства определяет актуальность изучения постмодернизма в современном культурном пространстве. На данном этапе развития музыкознания постмодернизм является объектом изучения теоретиков искусства.
Ключевые слова: постмодернизм, минимализм, симулякр, философия, модернизм
Для цитирования: Козырев А.О. Философия постмодернизма в музыкальной культуре // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 125-134. doi: 10.17223/22220836/54/11
Original article
PHILOSOPHY OF POSTMODERNISM IN MUSICAL CULTURE
Andrey O. Kozyrev
Dmitry Hvorostovsky Siberian State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russian Federation; Vaganova Academy of Russian Ballet, Saint-Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Abstract. This article analyzes the problems of the philosophy of postmodernism, which influenced the musical culture of the XX century. Postmodernism is seen as a modern worldview - a kind of protest against reality and at the same time a kind of summing up and rethinking.
The musical culture of the last third of the XX century is a complex phenomenon, characterized by diversity, infinite variability, eclecticism. The emergence of new forms, genres, styles, trends in music indicates new turns in musical thinking, generating other semantic layers in the art of this period, designated by researchers as postmodernism. The relevance of the study of musical postmodernism is determined by the current position of musical art in the modern cultural space, influenced by postmodernism in science and art. It is important to note that at this stage of the development of musicology, postmodernism is in the phase of study, whereas in philosophical and aesthetic teachings, a number of different studies are devoted to the direction of postmodernism.
Keywords: postmodernism, minimalism, simulacrum, philosophy, modernism
For citation: Kozyrev, A.O. (2024) Philosophy of postmodernism in musical culture. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 125-134. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/11
© А.О. Козырев, 2024
В пособии «Теория современной композиции» сказано, что «минимализм» - это музыка, основанная на материале, редуцированном до простейших ячеек. Ими часто служат абстрактные первоэлементы музыки, такие как отдельный звук, интервал, аккорд, мелодическая попевка или сонор, не соотносимые с каким-либо историческим стилем. Таким образом, минимализм в узком смысле - понятие, характеризующее материал. [1. С. 128].
В энциклопедии «Культурология XX века» описан термин «минимализм» (minimalart - с английского - минимальное искусство). Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохром-ности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Минимализм возник в США в первой половине 60-х гг. XX в. Его истоки - в конструктивизме, супрематизме, дадаизме.
Постмодернизм - мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Данное направление определяет новые социокультурные реалии вместо господствовавших ранее представлений о мире и человеке. В искусстве течение постмодернизма использует готовые формы, цитаты, заимствования, чтобы получить новые смыслы. При этом, в отличие от авангарда, используются классические методы.
Симулякр (от лат. Simulacrum, Idola, Phantasma) - понятие философского дискурса, введенное в античной мысли для характеристики наряду с образами-копиями вещей таких образов, которые далеки от подобия вещам и выражают душевное состояние, фантазмы, химеры, фантомы, призраки, галлюцинации, репрезентации снов, страхов, бреда. Античная философия исходила из поиска соответствия образа сущности (эйдосу) вещи или ее образцу (парадигме). Поэтому акцент делался на эйдетическом подобии, а фантасмы как далекие от подобия вели к заблуждениям и были присущи софистическим рассуждениям. Уже Платон в «Софисте», связывая искусство с подражанием, говорит о двух видах подражания: творящем образы и создающем призраки -«фантасмические» образы, которые только кажутся сходными с предметами. Софисты создают мнимое знание и призрачные подобия, а не образы, соответствующие предметам. Аристотель подчеркивает, что «мыслящее мыслит формы в образах (phantasmata)», которые могут быть двоякого рода - возникающие при наличии предметов, данных в ощущениях (aisthemata) и без них, проясняя то, «к чему следует стремиться и чего следует избегать». Стоики проводили различие между представлением (phantasia) и призраком (phantasma). Если представление - отпечаток, след предмета в душе, то фан-тасмы - это «то, что кажется нашим мыслям, как это бывает во сне». Мышление рассматривается ими как деятельность, формирующая призраки: «предмет мышления есть мысленный призрак, это не существо и не свойство, но как бы существо и как бы свойство» [2. С. 134].
Модернизм (от фр. moderne - новейший, современный) - общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца XIX в.; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, родоначальники модернизма тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. Мане, Ш. Бодлер, Э. Золя и др.)
даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения - как живописного, так и литературно-поэтического - становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»). Настоящего пика модернизм, понимаемый указанным образом, достигает в авангардных опытах начала ХХ в. (кубизм, футуризм, позднее абстракционизм, сюрреализм), в которых фигуративность подвергается наиболее полному и последовательному преодолению. Подобный взрыв беспредметности соответствовал изменению окружающего социального пространства, мощный технологизм которого не мог не сказаться на навыках коллективного восприятия (новую картину мира брутально утвердила реальность Первой мировой войны). Носителем изменившегося восприятия отныне становятся массы - явление, типичное для ХХ в. (см. X. Ортега-и-Гассет). Беспредметность имеет и свои литературные аналоги: она выражается во внутренней исчерпанности, а следовательно, перерождении традиционных жанровых форм (романа, автобиографии, рассказа, стихотворения). Модернизм М. Пруста, к примеру, состоит в такой «литературности», которая является избыточной и дополнительной по отношению к «литературе» (фактически речь идет о литературе, рефлексивно обращенной на саму себя). В поэзии беспредметность проявляется, в частности, в смещении акцента на звуковую и графическую оболочку приобретающих отдельное существование слов.
Далее рассмотрим философию постмодернизма в музыкальной культуре.
За последнюю четверть века постмодернизму не раз предрекали скорую смерть, но до сих пор он остается в центре острых научных дискуссий и жарких дебатов философов, политологов, литературоведов, лингвистов и т.д. Спектр оценок, отражающих отношение к этому сложному явлению, чрезвычайно широк, от отрицательных до хвалебных; однако никто уже не отрицает, что данный феномен заслуживает пристального внимания исследователей. И хотя постмодернизм действительно во многих отношениях уже клише, немногие теоретики могут сказать уверенно, что же обозначает этот термин. Тем не менее ученые единогласны в том, что постмодернизм должен рассматриваться как отказ от многих (если не всех) культурных фактов, которые казались неопровержимыми в течение последних 200 лет, поскольку он заставил сомневаться в западных ценностях культурного прогресса и политической системы, поддерживающей его.
Модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX в., зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндустриальных странах.
С позиций широкого видения модернизма постмодернизм является его продолжением, исторической формой кризиса мировоззрения. Общее осознание мощного перелома в европейской культуре в конце ХХ - начале ХХ! в. является основанием сопоставления модернизма и постмодернизма.
Опираясь на исследования Н.Б. Маньковской, можно определить, что модернизм - классика XX в. Что же касается постмодернистской тенденции,
то она неканонична хотя бы в силу своей принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата классической эстетики, ее норм и критериев. Ее каноном становится отсутствие канона.
Постмодернизм представляет собой отрицательную критическую реакцию на модернизм. Он критикует все, что составляет основу новоевропейской рациональной культурной традиции. Современная культура оказалась несостоятельной, ее претензии на открытие объективных законов мироздания, на универсальность, прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Постмодернизм ищет выход из этой ситуации, подвергая модернистские культурные ценности последовательной критике. Особенно критично постмодернизм относится к любым проявлениям тоталитаризма, диктата, пренебрежению человеческой индивидуальностью.
Понятие постмодерна содержит в себе момент освобождения, так как оно в состоянии увести от идей, навязываемых современностью, от всемирного противостояния Запада и Востока.
Термин «постмодернизм» подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может - в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, «модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он - антиинтеллектуален по сути» [3. С. 58].
Ж.-Ф. Лиотар убежден, что постмодернизм уже имплицитно присутствует в модерне, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Приставка пост- обозначает, по его мнению, нечто вроде конверсии: новое направление, сменяющее предыдущее. Поэтому постмодернизм - это «не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном» [4. С. 192].
Следовательно, отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность неодновременного. Причем постмодернизм имеет свои античные, средневековые, нововременные и другие прафор-мы. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности. Недаром Ж.-Ф. Лиотар отмечает: «Определяющим для постмодернизма является не только то, что нет больше мифов единства, но и то, что их потеря не вызывает огорчения».
Культура эпохи и общества образует единую парадигму, в которой различные вариации и спонтанные образования объединяются в одну основную мелодию. Переход к постмодерной культуре обнаруживает признаки смены парадигмы, так как повсеместно становятся заметны постмодерные черты во всей целостности культуры. В самом общем виде указанную смену парадигмы можно обозначить следующим образом: господство в обществе технико-экономических теорий и решений сменяется преобладанием решений, ориентированных на контекст. Культура и принцип бережного отношения сменяют ориентацию на чисто техническое изготовление.
Постмодернизм во многом обязан своим возникновением развитию новейших технических средств массовых коммуникаций - телевидению, видеотехнике, информатике, компьютерной технике.
Постмодернизм - сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX в. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х гг. и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле постмодернизм - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х гг. термин «постмодернизм» укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции. Исследование того, что сделано, и иллюзий, с этим связанных, поставило в центр постмодернистской проблематики осмысление того, как это сделано, что выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
Постмодернизм не располагает собственным материалом, он лишен собственной субстанции и может предъявлять только то, что есть или что было в наличии, - вот почему постмодернизм всегда вторичен. В искусстве постмодерна вторичность превращается в необходимое условие существования, в некий «модус существования», ибо постмодернизм - это не какой-то определенный материал, стиль или язык, но это некие симулякры языка, стиля или символики, имитирующие ранее существовавшие смысло-ценности [5. С. 161].
Современный этап в истории музыкальной культуры, который принято называть эпохой постмодернизма, характеризуется прежде всего разрушением идеи автора и произведения, а отсюда и кардинальными изменениями в системе музыкального языка. Художественный процесс XX в. принципиально отличается от всего существовавшего ранее. Постмодернизм расценивается как реакции на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм переосмысливает в «великой деконструкции» все структурные элементы музыкального языка, превращая их в симулякры. Музыкальная символика теряет свои онтологические основы, символ «уходит» из музыки, а его место полноправно занимает знак. В исторической эволюции музыкальные интонации, ритмы, тембры и другие элементы языка рафинируются, видоизменяются и все больше теряют свою генетическую связь с праисторической сущностью, становясь просто знаками.
Принцип и тенденции музыки XX в., а также влияние культуры постмодерна заставляют «автора - исполнителя - слушателя» сливаться в едином порыве музыкального потока. Между ними нет границ: историческая эпоха, сцена, концертный зал. Они единое целое, они равноправные участники представления. Автор свободен от мнения слушателей - первый смысл. Исполнитель трактует произведение как свое собственное сочинение («Смерть автора», Р. Барт), привнося второй смысл, возможно, диаметрально противо-
положный авторскому замыслу. А слушатель свободен и от автора, и от исполнителя, тем более от критиков. Он понимает музыку так, как ему это необходимо, в силу разных обстоятельств. Это и есть яркое проявление постмодернизма - разрушение традиционных канонов восприятия музыки.
Музыке, как и другим видам искусства, не удалось устоять перед очарованием культуры постмодерна. XX в. является переломным для всей культуры в целом. Музыкальная культура не избежала радикальных перемен в прошлом столетии: произошла смена эстетических парадигм. Эпоха постмодернизма давала о себе знать за несколько десятилетий до своего официального признания. Особенно чутко к переменам отнеслась музыка. Она стала своего рода зеркалом, показывающим нам эволюцию человеческого мировоззрения, эстетического сознания на своем невербальном, звуковом, чувственном языке. Через различные состояния, переживания в музыке слушатель может почувствовать, а затем понять содержание XX в., т.е. выразить категориально свое восприятие.
Многие композиторы ссылаются на достижения науки XX в. - теорию относительности, квантовую теорию, на математические и религиозно-философские концепции, на теорию хаоса. В музыке также изменяется и статус формы. Это свидетельствует о сходстве между постмодернистской литературой, поэзией и музыкой XX в. Теперь композитор для каждого произведения сочиняет свои собственные каноны.
Постмодернистская музыка связана с фундаментальной сменой представлений о том, о чем должна быть музыка. С утверждением постмодернизма утверждалась идея, что музыка «сама по себе». Стилевые аллюзии и цитаты стали не только техническим приемом, но сущностной стороной музыки, переросшей из возможности в потребность. В этом также виден отход от модерновой парадигмы, когда основными элементами музыкального искусства считались интонация, ритм и мотивы; постмодернизм считает основным предметом искусства медиапотоки, промышленные объекты и отдельные жанры. Иными словами, постмодерн сводит роль искусства к комментированию общества потребления и его продуктов, отказываясь от модерного стремления постичь «реальность» вселенной в ее фундаментальных формах [6. С. 160].
Например, Пьер Булез считал, что авангард открыл «новый звук», поэтому современным композиторам приходится радикально перестраивать свое мышление. Музыка в XX в. расширила свои границы, не стала ограничиваться европейскими рамками - появилась глобальная широта эстетического материала, все континенты участвуют в музыкальной жизни нашей планеты. Кроме того, невозможность передать словами содержание музыкального текста, поскольку специфичность глубинной сущности музыки в постмодернистской парадигме заключается в красоте ее звуковых форм [7. С. 160].
В постмодернизме можно определить ряд параметров, по которым музыкальное произведение идентифицируется в рамках культурно-исторической ситуации постмодернизма. Однако следует отметить, что воплощение постмодерных черт всегда сугубо специфично не только для каждого автора, но и для каждого отдельного произведения.
Традиционность мышления является одним из ключевых параметров, она связана с выбором традиционных жанров, отказом от принципиального
новаторства и отражается в произведении в осмыслении и компилировании уже известного.
Эклектичность наиболее часто выражается в принципе коллажа - культурологическом творческом методе, основанном на соединении различных техник, идей, стилей. Эклектичность не является принципиально новым методом постмодернизма, это скорее композиторский возврат в эклектике, новая эклектика.
Пространственно-временной параметр - исторический метод, связанный с ретроспективным взглядом на предыдущие стили, эпохи, метод, который через иронию обеспечивает постмодернистскую «игру со смыслом».
Эти параметры являются базой произведения, они стабильны и проявляются в любом случае, отражая сущность постмодернистского мировоззрения.
Важным для музыкальной эстетики постмодерна является и отношение к тексту. Ж. Деррида отмечает, что реальность в постмодернизме мыслится как текст: «Ничто не существует вне текста» [8. С. 79].
В любой исторический период культура предстает как сумма текстов. Любое произведение постмодернизма есть текст, если принимать во внимание текстологические принципы, а под ними мы имеем в виду мобильные элементы, которые возникают именно в тексте конкретного автора и постмодернистского образца. В.В. Балабин в своей работе «Метатекстуальность и интертекстуальность в исследовании дискурса» приводит систему межтекстуальных взаимоотношений:
1) интертекстуальность (соприсутствие в одном тексте двух или более различных текстов);
2. паратекстуальность (в виде отношения текста с его частями);
3) метатекстуальность (выражается в присутствии комментирующей ссылки одного текста на другой);
4) гипертекстуальность (связь одного текста с другим при помощи трансформации, пародии, имитации, адаптации и т.д.);
5) архитекстуальность (в виде жанровых связей текстов).
К ярким представителям постмодернизма в музыкальной культуре XX в. стоит отнести американского композитора Джона Кейджа, чье творчество вызвало немало споров и при этом повлияло на музыкальное искусство XX в., который прославился своей знаменитой пьесой «4 33». Ее содержанием являются 4 минуты и 33 секунды тишины. Своей задумкой композитор привлекает внимание слушателя к звукам той среды, которые слышатся на протяжении всей пьесы, где представлен коммуникативный признак постмодернистского искусства.
Еще одним ярким представителем постмодернизма в США является Джордж Крам. Американский музыковед Киль Гэнн называет Крама «композитором, соединившим в своем творчестве различные тенденции национальной музыки, от Э. Макдоуэлла до Р. Харриса, вместе с европейскими стилями начала ХХ века» [9. С. 129]. В этом высказывании критик подчеркивает плюрализм стилей в музыке Дж. Крама. Другой критик, Е. Стрикленд, отмечает, что в музыке Крама представлен широкий диапазон стилей: композитор обращается к рождественским кэрол и средневековым органумам, модальности и атональности, приемам баховского контрапункта и тембровым находкам музыки ХХ в. Крам развивает принципы цитирования, полистилистики и
коллажа, характерные в целом для музыки США. Благодаря этим техникам Крам находит новые смысловые связи между музыкой прошлого и настоящего. Вместе с тем Крам использует весь арсенал современной музыки, включая додекафонию, сонорику, стереофонию и другие композиционные средства, получившие развитие в музыке ХХ в. Он продолжает неоклассическую традицию жанра «музыка для...», представленную в творчестве Б. Бартока, П. Хиндемита, Э. Вареза, Дж. Кейджа.
В музыке первым постмодерновым стилем считается минимализм. Минимализм в музыке - метод композиции на основе простейших звуковысот-ных и ритмических ячеек - «паттернов» (моделей). Среди первых минималистов - ученик А. Шёнберга Ла Монти Янг, который использовал элементы «сериализма» в своих ранних минималистических произведениях, и Терри Райли, в произведениях которого ощущается влияние индийской музыки традиций рок-музыки. «Сериализм» - это техника композиции, объемлющая и 12-тоновую систему Шенберга, и ряд параметров звука (ритм, динамика, артикуляция, тембр). В широком толковании сериализм - концепт, означающий целостность структурного процесса, разделяемого по признакам охвата параметров звука.
Для минимализма характерна так называемая «философия звука». Она выражена в словах Кейджа: «Звуки становятся „абстрактными", если вместо того, чтобы слушать их ради них самих, довольствоваться слушанием их взаимосвязей. Я же отлично знаю, что вещи взаимопроникаемы. Думаю, что взаимопроникновение звуков обильнее и сложнее, когда мной не вводится никакой связи. Вот тут-то они объединяются и собираются в нечто единое, в единицу. Они сами по себе, они существуют. И поскольку каждый сам по себе, в единице есть множественность» [10. С. 169].
Минимализм доводит звук до первоэлемента, свободного от системных связей. В свою очередь, звук как первоэлемент помещен в систему пространственно-временных координат, далеких от европейской музыкальной традиции. Время для минималистов - объективный, бесконечно длящийся процесс. Подобно вечному двигателю: динамика движения и статика бесконечности.
Спустя полвека после своего возникновения минимализм продолжает возбуждать интерес музыкантов разных поколений и стран и, принимая различные формы, интенсивно участвовать в процессе развития современного музыкального искусства.
Философия постмодернизма сознательно уходит от классического картезианского субъекта. Человек никак не может достроить картину мира по фрагментам, которые ему предлагают постмодернисты в литературной критике, философии, музыке, возвещая о «смерти субъекта», тем самым традиционное «Я» опустошается. Человек уже не центр всех явлений и событий, а скорее зритель, наблюдающий за жизненным спектаклем, он опосредован действительностью, сам является производным от тех событий, в которые попал совершенно случайно. Поэтому не он определяет картину мира, свое мировоззрение, а нечто другое - неведомое. Особенность философии постмодернизма и музыки ХХ в. - в изысканности смысла, рафинированности, недоступности простому обывателю. Философия постмодернизма и музыка XX в. - это прежде всего утонченные интеллектуальные игры, как правило,
для узкого круга. Неудивительно, что философия постмодернизма и музыка XX в. - явления, которые не претендуют на понятность [11. С. 288].
Музыкальная культура последней трети XX столетия отличается разнообразием художественных тенденций, жанров, форм, что позволяет рассматривать этот этап исторического развития музыкального искусства в контексте философского направления постмодернизма с его характерными чертами: незавершенностью, отрывочностью, случайностью, ассоциативностью, афористичностью высказывания, умением соединять несоединимое, способностью воплощать и отображать происходящую контекстуальную ситуацию в ее множественности существования культурных форм, отказом от установления какого-либо правила, мобильностью, многовариативностью смыслового центра.
Проанализировав работы целого ряда музыковедов и философов, можно сказать, что музыкальный постмодернизм - это вызов, некий бунт против устоявшихся канонов в музыке. Постмодернизм - это реальность нашего века, которая до конца не изучена и потому представляет собой широкое поле для дальнейших научных исследований.
Список источников
1. СидороваМ.Б. Теория современной композиции. М., 2015. 207 с.
2. Лаврова С.В. Логика смысла Новой музыки. Опыт структурно-семантического анализа на примере творчества Х. Лахенманна и С. Шаррино. СПб. : СПбГУ, 2013. С. 128-140.
3. Лиотар Ж.-Ф. После времени: французские философы постсовременности / пер. с фр. А.В. Гараджи // Иностр. лит. 1994. № 1. С. 54-66.
4. Козловски П. Культура постмодерна / пер. с нем. Л.В. Федоровой, Ф.Н. Фельдмана, М.Н. Грецкого, Л.В. Сувойчик. М. : Республика, 1997. С. 240.
5. Деррида Ж. Философия и литература: Беседа с Жаком Деррида // Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М. : Ad Marginem, 1993. С. 151-186.
6. Капичина Е.А. Философия музыки: от языка - к восприятию. Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2018. 360 с.
7. МаньковскаяН.Б. Эстетика постмодернизма. СПб. : Алетейя, 2000. 347 с.
8. Балабин В.В. Метатекстуальность и интертекстуальность в исследовании дискурса // Вестник МГИМО-Университета. Серия: Филология. 2008. № 2. С. 77-82.
9. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию : курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб. : Anthropology, 2003. C. 125-130.
10. Гуляницка Н.С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм. История, теория, практика. М. : Языки славян. культуры, 2014. С. 367.
11. Делез, Ж. Различие и повторение. СПб. : Петрополис, 1998. С. 384.
References
1. Sidorova, M.B. (2015) Teoriya sovremennoy kompozitsii [Theory of Modern Composition]. Moscow: [s.n.].
2. Lavrova, S.V. (2013) Logika smysla Novoy muzyki. Opyt strukturno-semanticheskogo analiza na primere tvorchestva Kh. Lakhenmanna i S. Sharrino [The logic of the meaning of New Music. The structural-semantic analysis: a case study of H. Lachenmann and S. Sciarrino]. St. Petersburg: St. Petersburg State University. pp. 128-140.
3. Lyotard, J.-F. (1994) Posle vremeni: frantsuzskie filosofy postsovremennosti [After time: French Philosophers of Postmodernity]. Translated from French by A.V. Garadzhi. Inostrannaya literatura. 1. pp. 54-66.
4. Kozlovsky, P. (1997) Kul'tura postmoderna [Postmodern Culture]. Translated from German by L.V. Fedorova, F.N. Feldman, M.N. Gretsky, L.V. Suvoychik. Moscow: Republic.
5. Derrida, J. (1993) Filosofiya i literatura: Beseda s Zhakom Derrida [Philosophy and literature: A conversation with Jacques Derrida]. In: Zhak Derrida v Moskve: dekonstruktsiya puteshestviya [Jacques Derrida in Moscow: Deconstruction of Travel]. Moscow: Ad Marginem. pp. 151-186.
6. Kapichina, E.A. (2018) Filosofiya muzyki: ot yazyka - k vospriyatiyu [Philosophy of Music: From language to Perception]. Lugansk: LSACA.
7. Mankovskaya, N.B. (2000) Estetikapostmodernizma [Aesthetics of Postmodernism]. St. Petersburg: Aleteyya.
8. Balabin, V.V. (2008) Metatekstual'nost' i intertekstual'nost' v issledovanii diskursa [Metatex-tuality and intertextuality in the study of discourse]. VestnikMGIMO-Universiteta. Seriya: Filologiya. 2. pp. 77-82.
9. Dianova, V.M. (2003) Postmodernizm kak fenomen kul'tury [Postmodernism as a phenomenon of culture]. In: Solonin, Yu.N. & Sokolov, E.G. (eds) Vvedenie v kul'turologiyu [Introduction to Culture Studies]. St. Petersburg: Anthropology. pp. 125-130.
10. Gulyanitskaya, N.S. (2014) Muzykal'naya kompozitsiya: modernizm, postmodernizm Istoriya, teoriya, praktika [Musical composition: modernism, postmodernism. History, theory, practice]. Moscow: Yazyki slavyan. kul'tury.
11. Deleuze, G. (1998) Razlichie i povtorenie [Distinction and Repetition]. Translated from French. St. Petersburg: Petropolis.
Сведения об авторе:
Козырев А.О. - начальник управления молодежной политики Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, старший преподаватель кафедры мастерства актера, аспирант Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (Красноярск, Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Kozyrev A.O. - Dmitry Hvorostovsky Siberian State Institute of Arts; Vaganova Academy of Russian Ballet (Krasnoyarsk, Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: akozyrev. [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.03.2022; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 15.05.2024.
Thearticlewassubmitted 26.03.2022; approved after reviewing 06.03.2023; accepted for publication 15.05.2024.