ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.197-204
УДК 101.3
Н. С. Савкин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. п. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
ФИЛОСОФИЯ ПАТРИОТИЗМА: ПАТРИОТИЗМ МНИМЫЙ, ПОКАЗНОЙ И ПОДЛИННЫЙ
Введение. Актуальность становления и развития идеологии патриотизма обострилась в связи с усложнением международных отношений между Россией и Западом, Россией и США. Злободневность проблемы привела к формированию в обществе разновидностей патриотизма, некоторые из которых носят мнимый, ложный, показной характер. Их опасность заключается в том, что они мешают формированию в менталитете России подлинного, цивилизованного патриотизма. В статье анализируется формирование патриотизма в условиях социально-экономического кризиса. Материалы и методы. Теоретико-методологической стратегией исследования является интегративный подход, с помощью которого (в единстве и взаимосвязи с системным, деятельностным, компонентностным, синергети-ческим подходами) обеспечивается объединение различных структур, элементов, звеньев патриотизма и объясняется его интегративный характер. Выводы, вытекающие из содержания статьи, основаны на изучении специальной научной литературы по теме, а также на визуальных наблюдениях и опросах местного населения. С этой целью были посещены некоторые штаты США и регионы России Результаты исследования. Разработана идеализированная модель подлинного цивилизованного патриотизма в виде сбалансированной взаимосвязи интересов государства и народонаселения, развития технической цивилизации и социальной сферы жизни, собственной национальной духовной культуры в сочетании с уважением достижений культуры и величия другого народа. Одновременно выводы исследования свидетельствуют, что для формирования истинного патриотизма необходимо отказываться от преклонения перед Западом и США. Истинный патриотизм не отрицает достижений другой страны, а относится с уважением и желанием изучить и перенять все ценное и положительное из другой культуры. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом реализации разработанной модели цивилизованного патриотизма может стать повышение социальной активности населения, оптимизма, что создает ментальные условия, при которых талант, желание двигаться дальше, трудолюбие гарантируют профессиональный рост молодых людей на Родине. Результаты исследования свидетельствуют, что усиление напряженности между странами и социальными группами внутри страны приводит к возникновению в обществе опасных разновидностей патриотизма - мнимого, показного, и задача философии - способствовать формированию и развитию подлинно цивилизованного, современного патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, экономика, колонизация, национальный вопрос, цивилизация, технология, менталитет, оптимизм, идеология, сенат, конгресс, геополитка, правящая верхушка.
Для цитирования: Савкин Н. С. Философия патриотизма: патриотизм мнимый, показной и подлинный // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 197-204. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.197-204
© Савкин Н. С., 2018
Russian Journal of the у. Nq 2 201g лцгч HUMANITIES Vo1. 18' No 2' 2018 197
Nikolay S. Savkin
National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),
e-mail: [email protected]
THE PHILOSOPHY OF PATRIOTISM: IMAGINARY, PINCHBACK AND TRuE PATRIOTISM
Introduction. The urgency of the formation and development of the ideology of patriotism has been exacerbated by the growing complexity of international relations between Russia and the West, Russia and the United States. In connection with these events, its interpretations became more active. The topicality of the problem led to the formation in society of varieties of patriotism, some of which are imaginary, false, ostentatious. Their danger lies in the fact that they hinder and damage the formation of a genuine, civilized patriotism in the mentality of Russia. The Purpose of the article is to analyze the formation of patriotism in the conditions of the socio-economic cri-sis, based on the protection of Russia's national-state interests in combination with the interests of the mainstream masses of the population, on constant care for preserving and preserving the environment, respecting the achievements of the culture of another people, while preserving the highly developed feelings of one's own worth. Materials and Methods. The theoretical and methodological research strategy is an integrative approach that (in unity and interrelation with the systemic, activity, component, synergetic approach) provides the unification of various structures, elements, links of patriotism and the explanation of its integrative character The Conclusions stemming from the content of the article are based on the study of special scientific literature on the subject of the article, as well as on the basis of visual observations and surveys of the local population. For this purpose, some states of the USA, the regions of Russia, the cities of New York and Washington were specially visited. The Results of the Research. An idealized model of genuine civilized patriotism was developed in the form of a balanced interrelation between the in-terests of the state and the population, the development of technical civilization and the social sphere of life, own national spiritual culture combined with respect for the achievements of culture and the greatness of another people. At the same time, the findings of the study show that for the formation of a true, civilized patriotism, connected with the protection of the interests of the people of their country, the preservation and development of one's own dignity, it is necessary to give up blind worship to someone, mainly the West and the USA. Blind worship and imitation lowers the dignity of the people and does not contribute to the formation and development of patriotism. True patriotism does not deny the achievements of another country, but treats with respect and the desire to learn and adopt all the valuable and positive from another culture. Discussion and Conclusions. The expected effect of the implementation of the developed model of civilized patriotism can be an increase in social activity of the population, enthusiasm, optimism, increased faith and hope for a bright future, which creates mental conditions in which talent, the desire to move forward, hard work is guaranteed. professional growth of young people in their homeland. The results of the research show that the growing tension between countries and social groups within the country leads to the emergence of negative, dangerous varieties of patriotism in the society -imaginary, ostentatious (false), and the task of philosophy, patriotic forces, is to contribute to the formation and development of a viciously civilized, modern patriotism.
Keywords: patriotism, economics, colonization, national question, civilization, technology, mentality, optimism, ideology, senate, congress, geopolitics, ruling elite.
For citation: Nikolay S. Savkin. The Philosophy of Patriotism: Imaginary, Pinchback and True Patriotism. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(2): 197-204. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.197-204
Л ПО Гуманитарии : актуальные проблемы i«AP'>'>niQ
* ^ " гуманитарной науки и образования ' " '
Введение
Обозначенное явление в последнее время стало предельно актуальным не столько в теоретическом, сколько в политико-психологическом плане. В теоретическом смысле строго определено, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность Отечеству, своему народу, уважение соотечественника.
Однако в реализации этого очевидного, большинством людей признанного феномена существуют разные направления.
Существует так называемый показной патриотизм, который его носители (субъекты) стараются демонстрировать, показать. У него есть, разумеется, подвиды, своеобразные варианты. Более простой, очевидный, когда, например, в Омске местные казачки, объявившие себя патриотами, устроили аттракцион со стрельбой из лука в стенды с изображениями Обамы и Порошенко. Есть более скрытый, завуалированный, усложненный вариант, который преподносится как борьба за единство России против внешнего врага - Запада и США. Отечество как данная политическая, экономическая, культурная и социальная среда, устройство государственной власти, определяющее отношения между классами и нациями, отношения собственности и т. д. представляется как общенациональное единство без архибогатых и бедных, капиталистов и наемных рабочих, как будто в обществе нет таких, которые получают по миллиону рублей в день, и таких, которые живут на 15 тыс. рублей в месяц и меньше.
Эти интеллигентствующие, философствующие политологи, историки, социологи, идеологи, популярные деятели культуры, перебивая друг друга, доказывают, что если ты патриот и гражданин, должен претерпеть все тяготы и лишения кризиса для защиты единого для всех Отечества. А чтобы никто не сомневался, что у нас единая Россия, одна страна, одно Отечество, нас убеждают: все будет хорошо. Ибо и пред-
сказания прорицательницы Ванги говорят, что год грядущий и последующий - это время возвышения России.
К сожалению, проповеди священнослужителей Русской православной церкви о единстве народа и власти мало чем отличаются от идеологии названных «теоретиков». А чтобы выглядеть чуть оригинальнее остальных, радио «Слово» пытается объединить несовместимое - религию и социализм: «Наша сила - иконы и красные флаги»; «Мы обязаны как христиане противопоставить Западу веру в Христа и социализм»; «Духовное служение и социализм -это можно противопоставить затхлому миру Запада и идеологии ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ. - прим. ред.)» [1, с. 3].
Существует еще одна форма патриотизма: мнимый, фальшивый, кажущийся, воображаемый, ложный, притворный патриотизм. Это как в математике «мнимые числа» - числа, представляющие собой корень четной степени из отрицательной величины: вроде бы числа есть, а фактически их нет. То же с мнимым патриотизмом, который проявляется в превознесении всего своего и в отрицании или оплевывании чужого. Это дикий, экстравагантный вариант ложного патриотизма, когда человек или социальная группа, не имея достаточных знаний, осведомленности о реальных достижениях чужой, иной страны, хулят, поносят ее. Это присуще части населения нашей страны со стороны так называемых архипатриотов, чаще всего по отношению к США.
В США, как и везде, имеются правительство, правящая верхушка, сенат, конгресс, президент и народ. У правительства есть внешняя политика и внутренняя, как в любой стране. Перед угрозой геополитического вызова в нашей стране со стороны русо-фобствующего Запада во главе с США наши идеологи ведут споры преимущественно о
Кшяап ^ш-^1 the ^|18 Пп 2 2018 1 00
нимАшття У0Ь 18' 2' 2018 199
внешней политике, задвинув на задворки общественной жизни политику внутреннюю. А она-то - важнее всего, ведь совершенно очевидно и бесспорно, что без мощной экономики, современной науки, качественного образования и здравоохранения невозможно быть сильными, успешными, влиятельными и авторитетными. То есть получается, что внешняя политика полностью зависит от внутренней, что именно внутреннее положение в стране определяет направление и возможности внешней.
Методы
Визуальные наблюдения, многочисленные опросы реальных лиц разных городов России и США свидетельствуют о наличии нескольких вариантов патриотизма: фальшивого (показного), ложного (мнимого), истинного.
Результаты
Полученные в ходе проведенных исследований фактические результаты, в особенности многочисленные фотографии, подтверждают сделанные автором выводы: на формирование патриотизма оказывают влияние как политические, экономические факторы, так и существующие обычаи и традиции, сформировавшиеся в стране.
В США существуют правящая верхушка и народ, и, естественно, санкции устанавливает не народ, а правительство. И наше отношение к США и взгляд на эту страну не должны быть с точки зрения патриотизма как на некое единство. Ведь и в США отношение к России и российскому народу у массы населения в основном доброжелательное, положительное, как и к президенту В. В. Путину. Не случайно в последние два года многие на Западе считают его едва ли не самым эффективным из мировых политиков.
Однако в современном мире уважаемой и почитаемой считается страна, у которой не только сильная современная армия, ядерное вооружение, но и сильная, развитая эконо-
200
мика, такая, например, как у США, Китая, Индии, Германии. А страна, где есть все ресурсы, рабочая сила, но вот уже больше двадцати лет ее почти безнаказанно грабят бывшие генералы КГБ, партработники, силовики, бандиты, которые становятся олигархами, покупают на отмытые в западных банках деньги спортивные клубы, лондонские дворцы, океанские яхты, вызывает у людей сожаление, граничащее с презрением.
Величие страны определяется прежде всего по тому, в какой мере интересы правящей элиты (правительства, парламента, политических партий) совпадают с интересами проживающих здесь людей, в какой степени население защищено законами и правоохранительными органами, а также от внешних недругов. В какой мере руководящая элита заинтересована в росте экономики и уровня жизни населения, постоянной трудовой занятости и обеспечении безопасности государства. Без собственной технологии, собственного производства, развитой науки невозможно сохранить суверенитет, оставаться независимым государством. Без всего этого страна подвергается колонизации. Собственно развитие цивилизации и происходит благодаря выработке новых технологий, научно-технических разработок на основе научных исследований. И страна сохраняет независимость, внося что-то новое, свое в сокровищницу мировой цивилизации. Недостаточное финансирование научно-технических исследований может привести к невостребованности научных результатов экономикой и обществом, поэтому наука, особенно естественная и техническая, не может развиваться без мощной промышленной высокотехнологичной базы, что в свою очередь приводит к сокращению, убыванию высококачественных рабочих мест в структуре производства.
В качестве примера хотелось бы привести несколько впечатлений, связанных с недавним посещением Нью-Йорка и Ва-
ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^ „„ _ „„„„
~ я том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования ' '
шингтона. Это прежде всего рациональная организация социальной сферы жизни. Не случайно наш гид-экскурсовод, как только тронулся автобус Нью-Йорк - Вашингтон, сказал: в Америке на первом месте стоят дети, старики, инвалиды и дороги. Особое исследование - внимание к детям, старикам и инвалидам. Но то, что я увидел своими глазами - дороги - это чудо инженерных расчетов, инженерной мысли: четырех-, шестиполосные дороги в одну сторону, столько же в противоположную, посередине - барьер, или металлический, или бетонный. Там, где вдоль дороги стоят жилые дома (одно-двух-трехэтажные), имеются двух-трехметровые заграждения для поглощения шума. Дороги не пересекаются, ибо на месте пересечений - мосты для переезда на другую сторону. США - большая страна, и вся она пересечена сетью отличных автомобильных дорог.
Второе сильное впечатление - это Ман-хэттен (Manhattan) - центр Нью-Йорка: это сплошные небоскребы, офисы, банки, здания ООН, Рокфеллер центр (Rockefeller Ctr), статуя Свободы. Манхэттен стоит на камнях, толщина которых - 40-50 метров.
На такой платформе могут стоять небоскребы 120-200 метров высотой. Интересная деталь - продажа воздуха над зданием. Построил дом в 60 этажей, а фундамент позволяет еще 40-50 этажей. Этот отрезок пространства продается.
Обсуждение
Полученные результаты исследования предупреждают о необходимости диалектического учета в анализе функционирования феномена патриотизма, ибо неумение учета при анализе этого сложного процесса приводит к крайностям - в виде дикого, экстравагантного патриотизма, связанного с поношением чужой культуры, и показного, ура-патриотизма - без выявления недостатков, отставаний.
Конечно, у США достаточно внутренних проблем: например, довольно дорого
стоит медицинское и юридическое обслуживание. Живущие уже несколько лет в Нью-Йорке не могут приобрести медицинскую страховку, ибо она очень дорогая. А без нее - если вызвать врача на дом к больному - еще дороже, предъявляют счет весьма ощутимых размеров.
Своеобразно решается в США национальный вопрос. Национальных образований, типа автономных республик, нет. Многочисленные национальности живут анклавами. Например, в Нью-Йорке есть район, где живут преимущественно китайцы. У них свои магазины, рестораны, издания. Есть и русский район - это Брайтон-Бич (Brighton Beach), где живут, кроме русских, евреи, узбеки, украинцы, негры. Есть свои аптеки, экскурсионное бюро, рестораны, магазины. Все говорят на русском языке, но, разумеется, все владеют английским. Очень много негров и китайцев - и в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Все выводы и впечатления основаны на чисто визуальных наблюдениях и опросах местного населения. Специальных научных исследований не проводилось. Надо отметить, что отношения между людьми доброжелательные, спокойные, вежливые. На обращения с просьбами отвечают внимательно, терпеливо.
США особенная страна и по климату, и по истории создания. Холодов, снега, морозов - почти не бывает. В январе температура - около нуля градусов но Цельсию, т. е. ночью бывает минус четыре, а днем - плюс четыре. В таком температурном режиме жить легче: земля не промерзает на глубину метр двадцать сантиметров. Поэтому здесь и зимой свободно торгуют фруктами и овощами на улице. Строить дома, дороги, тротуары - тоже легче.
Как независимое самостоятельное государство США образовались сравнительно недавно, в 1776 г., в результате провозглашения независимости, а о существовании
RussiaHUom;aaNIioTfiEhse ^ n°- 2, 2018 201
Америки европейцам стало известно в 1492 г. после того, как Христофор Колумб побывал на островах Вест-Индии и Пуэрто-Рико. После того, как у берегов Америки побывали британский исследователь Джон Кабот (1498 г.) и испанский мореплаватель Хуан Понсе де Леон (1513 г.), началась колонизация Америки [2, с. 15].
На заре независимости США состояли из тринадцати штатов, в настоящее время из пятидесяти. Территория США окончательно сложилась к 1912 г., когда в их континентальной части образовался последний штат, Аризона. К этому времени территория Аляски и Гавайи тоже принадлежали США, но в статусе штатов они были приняты в Союз в 1959 г. 17 сентября 1787 г. приняли Конституцию США, окончательный текст которой был утвержден в 1788 г., в него вошла Декларация независимости США. Высшим органом власти, поддерживающим конституционное право в США, является Верховный суд [6].
Сильное впечатление производит Вашингтон - столица США - своей исключительной рациональностью, продуманностью строительства государственных зданий, начиная с Капитолия, Белого дома, Пентагона, всевозможных посольств, музеев и т. д., заканчивая жилыми домами. Здесь уже нет небоскребов, более того, запрещено строительство сооружений выше Капитолия.
Заметно, что в США практически невозможен культ личности: политиков не прославляют, памятников выдающимся личностям мало, очень мало. Даже Джону Кеннеди, популярному политику - президенту США, нет памятника. Есть только бюст. А на его могиле плита. Горит небольшой факел, установленный женой. Рядом могильная плита брата Роберта.
Существует третий тип патриотизма: настоящий, цивилизованный, истинный, связанный с защитой интересов людей прежде всего своей страны, с вниманием к гражда-
202
нам прежде всего своего Отечества, выводимый из взаимного уважения и самоуважения, с сохранением и развитием собственного достоинства. Это тот самый простой естественный патриотизм, понятный массам населения, вытекающий не из «национальной гордости великороссов», «а когда люди из своего окна видят, как улучшается их жизнь, жизнь их улицы, как крепнет страна, как открываются новые заводы, строятся хорошие дороги и дома. Когда растет численность населения, а в детских садах и школах появляются новые места» [3, с. 5]. Такой патриотизм не отрицает достижений и величия другой страны, другого народа, другой культуры, а относится с уважением, желанием изучить и перенять все ценное, положительное, одновременно предполагает высоко развитое чувство собственного достоинства. Именно такой патриотизм, на наш взгляд, президент В. В. Путин назвал нашей национальной идеей.
Заключение
Подлинному патриотизму мешают недостатки, имеющие место в нашем менталитете: преклонение перед кем-то, преимущественно перед Западом и США, неуважение отечественного даже в случаях, когда отечественное не уступает иностранному. Обыкновенно хороший, качественный ремонт называют не иначе, как «евроремонт», хотя делают его таджики; на телевидении сплошь и рядом рекламируют иностранные товары - машины, парфюмерию и т. д. Слепое преклонение и подражание в любом случае Западу, Востоку - унижает достоинство народа и не способствует формированию и развитию патриотизма.
Подлинный цивилизованный патриотизм связан с обычной, постоянной заботой об окружающих людях, сохранностью и сбережением окружающей природы, защите планеты от варварской эксплуатации, со строительством отличных удобных дорог, мостов, зданий, жилища, военной
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования ' '
и бытовой техники - всего того, что необходимо народонаселению для жизни в цивилизованных условиях. При этом отнюдь не вредны пропаганда подлинного российского патриотизма, народного энтузиазма, пропаганда уважения ко всему достигнутому своей страной (без бахвальства и показного пафоса). Патриотизм естественный вытекает из социально-психологического состояния народа, живущего с надеждой на светлое будущее, когда он видит развитие промышленности, высоких технологий, науки и образования, здравоохранения и сельского хозяйства, когда в обществе превалируют солидарность и единство, уважение традиций, в том числе революционных и дореволюционных.
Трудно рассчитывать на солидарность и единство в обществе, в котором 10 % самых богатых владеют почти 90 % национальных богатств страны, когда в стране разрушено 80 тыс. производств, а значительная часть детей не может отдохнуть в общественных
оздоровительных лагерях, когда не хватает высококачественных рабочих мест, запроса на таланты, и это вынуждает инженеров, конструкторов, ученых уезжать туда, где этот запрос есть (это и есть экспорт российских мозгов, или их «утечка»). Без мощной промышленной высокотехнологичной базы, без высококачественных рабочих мест невозможно развитие науки. Нарушение этой обязательной сбалансированной взаимосвязи приводит к невостребованности наших научных результатов экономикой и обществом. Соблюдение сбалансированности создает условия, при которых талант, желание двигаться дальше, трудолюбие гарантируют профессиональный рост молодых людей на Родине.
Патриотизм подлинный - это защита прежде всего национально-государственных интересов России в сочетании и единстве с интересами основных масс населения - созидателей, трудящихся, людей труда, ученых, учителей, врачей.
Библиографический список
1. Белов Ю. Одна страна и два отечества // Правда. - 2016. - № 6. - С. 3.
2. Ильф И. А., Петров Е. П. Одноэтажная Америка; Письма из Америки. - М. : Текст, 2007. -511 с.
3. Костиков В. Ложка дегтя в бочках меда // Аргументы и факты. - 2016. - № 3. - С. 3.
4. Смеляков Н. Н. Деловая Америка (Записки инженера). - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1970. - 415 с.
5. Смеляков Н. Н. С чего начинается Родина (Воспоминания и раздумья). - М. : Политиздат, 1975. - 607 с.
6. Смеляков Н. Н. Уроки жизни. - М. : Политиздат, 1988. - 349 с.
7. Рогов И. М. Встречи и размышления: мысли о культуре и патриотизме. - СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2011. - 148 с.
References
1. Belov Yu. One Country and Two Homelands. Pravda = True. 2016; 6: 3.(In Russ.).
2. Ilf I. A., Petrov E. P. One-story America; Letters from America. Moscow, 2004, 511 p. (In Russ.).
3. Kostikov V. A Fly in the ointment in the Barrels of Honey. Argumenty i fakty = Arguments and facts. 2016, 3: 3. (In Russ.).
4. Smelyakov N. N. Business America (Engineer's Notes), Moscow, 1970, 415 p. (In Russ.).
5. Smelyakov N. N. Where does the Motherland Begin? (Memories and meditations). Moscow, 1975, 607 p. (In Russ.).
6. Smelyakov N. N. Life Lessons. Moscow, 1988, 349 p. (In Russ.).
7. Rogov I. M. Meetings and Reflections: Thoughts about Culture and Patriotism. Sаint Petersburg, 2011, 148 p. (In Russ.).
Russian Journal of the HuMANITIEs
Vol. 18, No. 2, 2018 203
Поступила 4 мая 2017г
Сведения об авторе
Савкин Николай Степанович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Сфера научных интересов: социальное воспроизводство в системе культуры и цивилизации, социальное познание, прикладная философия. Автор 180 научных и учебно-методических работ. ORCID: http://orcid/org/0000-0002-1881-1691.
Тел.: 8-927-177-14-89
E-mail: [email protected]
Submitted 4.05.2017.
About the author
Nikolay S. Savkin - Doctor of Philosophy, Professor, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: social reproduction in the system of culture and civilization; social cognition, applied philosophy. The author has 180 scientific publications. ORCID: http:// orcid/org/0000-0002-1881-1691.
Tel: 8-927-177-14-89
E-mail: [email protected]
ГумАнитАрий : актуальные проблемы 204 - я том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования