Научная статья на тему 'Спор о патриотизме в Британии второй половины XVIII В. : у истоков дихотомии подлинного и ложного патриотизма'

Спор о патриотизме в Британии второй половины XVIII В. : у истоков дихотомии подлинного и ложного патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТ / ОТЕЧЕСТВО / GREAT BRITAIN / NATIONAL IDENTITY / PATRIOT / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнова Галина Евгеньевна

На современном постсоветском пространстве наблюдается процесс формирования новых национальных идентичностей. Опыт Британии, страны с богатыми демократическими традициями, может быть полезен и интересен для цивилизованного нациестроительства, одной из основных составляющих которого является патриотизм. Рассуждения о патриотизме второй половины XVIII в. заложили основу британской национальной патриотической традиции и послужили началом практики оппозиции официальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dispute about Patriotism in Britain in the Second Half of the 18th Century: the Origins of the Dichotomy of True and False Patriotism

The period of new national identities formation is now taking place on the post soviet territory. British experience in this sphere could be useful and interesting for civilized forging the nation as it introduces the example of the country with extensive democratic tradition. Patriotism is one of the basic components of the process. Discourse of Patriotism taking place in the second part of the XVIII century created the foundation of British national patriotic tradition and started the practice of opposition.

Текст научной работы на тему «Спор о патриотизме в Британии второй половины XVIII В. : у истоков дихотомии подлинного и ложного патриотизма»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ

Г.Е. Смирнова

СПОР О ПАТРИОТИЗМЕ В БРИТАНИИ ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XVIII в.: У ИСТОКОВ ДИХОТОМИИ

"ПОДЛИННОГО" И "ЛОЖНОГО" ПАТРИОТИЗМА

На современном постсоветском пространстве наблюдается процесс формирования новых национальных идентичностей. Опыт Британии, страны с богатыми демократическими традициями, может быть полезен и интересен для цивилизованного нациестроительства, одной из основных составляющих которого является патриотизм. "Рассуждения о патриотизме" второй половины XVIII в. заложили основу британской национальной патриотической традиции и послужили началом практики оппозиции официальной власти.

Ключевые слова: Великобритания, национальная идентичность, патриот, отечество.

The period of new national identities formation is now taking place on the post soviet territory. British experience in this sphere could be useful and interesting for civilized forging the nation as it introduces the example of the country with extensive democratic tradition. Patriotism is one of the basic components of the process. "Discourse of Patriotism" taking place in the second part of the XVIII century created the foundation of British national patriotic tradition and started the practice of opposition.

Key words: Great Britain, national identity, patriot, fatherland.

Процесс формирования национальной идентичности, который активно совершается в наши дни на постсоветской территории, подразумевает пересмотр отношения к базовым сопричастным понятиям. Одним из них является, без сомнения, патриотизм. Что есть подлинный патриотизм? Кто вправе называть себя патриотом? Как патриотизм соотносится с идеей служения обществу и государству, с государственной властью? Эти вопросы волнуют как передовую общественность, так и рядовых граждан.

В данном исследовании попытаемся проанализировать опыт Британии, страны с богатой демократической традицией, в ведении политической дискуссии на эти темы; выявить, что понималось под понятиями "ложный" и "подлинный" патриотизм; проследить пути зарождения практики дискуссии на государственном

Смирнова Галина Евгеньевна — канд. культурологии, доц. кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-726-26-20, e-mail: sge@sns.ru

уровне; осознать, каким образом подобного рода дискуссии отразились на формировании национального самосознания.

Впервые в Британии на государственном уровне обсуждение вопросов, связанных с патриотизмом, развернулось во второй половине XVIII в. В этот исторический период в стране уже завершен процесс формирования государства, в недрах многонациональной империи идет процесс складывания национального самосознания, только в результате которого огромная, разбросанная по карте территория Великобритании способна стать единым Отечеством, родным домом для подданных. Британцам уже не хватает одного символа — короля. Они создают дополнительные. Составляются первый толковый словарь английского языка, энциклопедия, утверждается единый национальный гимн, под пером Дж. Арбет-нота рождается национальный герой, типичный англичанин — Дж. Булл.

Однако в условиях расширения территории империи и роста национального самосознания возникает реальная опасность сближения понятий "патриотизм" и "национализм", в результате чего резко негативную коннотацию получает употребление как самого термина "патриот", так и всего, что связано с понятиями "государство", "страна", "отечество", "общее благо".

Внешняя экономическая и политическая стабильность английского общества второй половины XVIII в. — состояние весьма хрупкое. И это хорошо сознавали современники. Реальность таила в себе огромное количество противоречий, и это привело к возникновению того, что английский историк Д. Гриффин назвал "A Discourse of Patriotism" ("дискуссии о патриотизме"). Их участники боролись за право носить имя "патриот", а также обсуждали подлинную природу патриотизма.

Возможность для данного процесса была создана благодаря тому, что в английском парламенте и обществе была реальная легальная оппозиция, существовавшая в правительстве в рамках палаты общин. В английской публицистической и художественной литературе данная традиция зародилась еще со времен существования "Общества Марка Писаки", в которое входили Д. Дефо, Л. Стерн, Дж. Аддисон, А. Поуп и многие другие видные деятели Просвещения начала века. Круг вопросов, обсуждаемых на страницах многочисленных газет и журналов, был разнообразный — от вопроса, поднятого Дефо, "кто есть истинный англичанин" ("как результат смешенья всякой рвани, и мы возникли, то бишь — Англичане"1) до деятельности правительства и критики в его адрес. В Британии изучаемого периода цензура существовала.

1 Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987. С. 37.

Вольнодумство на театральных подмостках было запрещено, но не было ограничений на свободу слова в средствах массовой информации, разрешались публикации любого рода литературы, лишь бы ее читали. Существовала свобода публичного выступления в палате общин парламента — наиболее "свободомыслящего" органа государственной власти.

В последние годы правления премьер-министра Р. Уолпола (1721—1742) часть его политических оппонентов, в основном из партии вигов, объединяется под лозунгом "Патриотизм", выдвигая обвинения в адрес коррумпированного правительства Уолпола, в защиту традиционных британских "свобод". Одним из главных действующих лиц, принявших участие в данных дебатах, был Г. Сент-Джон, первый виконт Болингброк, представитель парламентской оппозиции. Сторонники Болингброка ратовали за усиление влияния палаты общин в парламенте. Во внешней политике они придерживались националистической позиции, обращаясь к памяти Эдварда III и Генриха V с их блистательными военными победами над Францией, а также Елизаветы, отразившей нашествие испанцев. Их недовольство вызывала внешняя политика Ганноверской династии. Они считали, что участие в континентальных войнах преследует не национальный интерес, а интересы правящей династии, а основным источником территориального развития страны видели так называемую "blue water policy", т.е. политику, направленную на развитие международной морской торговли. Сторонниками Болингброка были видные политические деятели того времени — лорд Честерфилд, Дж. Литтелтон, В. Питт и др. Взгляды этой группы политиков были изложены Болингброком в таких философских работах, как "Трактат о партиях" ("A Dissertation on Parties", 1733), "К вопросу о духе патриотизма" ("On the Spirit of Patriotism", 1736), "Идеи о короле-патриоте" ("The Idea of a Patriot King", 1738), "Национальная религия" ("A National Religion", 1754).

В этих работах автор представляет картину идеального государства. Самая главная ценность этого государства — свобода, базирующаяся на конституционных правах граждан. "Если рассматривать свободу в качестве сочных спелых плодов, которыми так долго кормилась британская нация, которые принесли нам богатство и силу и все те преимущества, которыми мы привыкли хвастать, то Британская конституция — это дерево, которое порождает эти плоды"2. Для каждого гражданина служение стране становится моральным долгом, проистекающим из естественного стремления человеческой натуры к добродетели. "Служение своей стране не

2 Modern History Sourcebook. Henry St. Viscount Bolingbroke: On Patriotism. (The text has been modernized by Prof. Arkenberg). URL: http://www.fordham.edu/halsall/ mod/bolingbroke-patriotism.html (здесь и далее пер. мой. — Г.С.).

химерический, а подлинный долг каждого гражданина. Всякий, кто признает существование любого другого вида долга, проистекающего из конституции или морального долга или его отсутствия, должен признавать подобное существование только во имя служения своей стране"3.

Обществом управляют законы двух видов. Первый вид законов дан Богом, и потому они непреложны для всех. Это законы разума. Второй вид законов — законы, которыми управляется государство, принимаемые сообществом для того, чтобы им управляли. Этот вид законов человек создает сам для своего же блага. "Под первыми я подразумеваю всеобщие законы разума, под вторыми — собственно конституционные законы, которые общество устанавливает для управления собой"4.

Во главе государства стоит король, не принадлежащий ни к какой партии, а потому лоббирующий интересы каждого отдельного гражданина Отечества. Идея короля-патриота, правящего свободными людьми, — это идея патриархальной семьи, все члены которой объединены общим интересом, охвачены единым порывом, находятся в полном подчинении королевской власти и правительству, образуют партии, представители которых становятся членами правительства. "Подлинная суть союза свободных людей под управлением короля-патриота подобна сути патриархальной семьи, в которой глава семьи и все ее члены объединены общей идеей и воодушевлены единым духом"5.

Король должен рассматривать единство своих подданных как величайшее достояние, которое он призван сохранять. И это должно стать главным идеалом его служения Отечеству и делом его жизни. "Разобщенность людей не может служить на благо общества, король, как нам представляется, должен рассматривать единение всех своих подданных своим большим преимуществом, сохранение оного должно стать делом его жизни"6.

Сам характер жителей Британии и система ее управления призваны способствовать развитию торговли и предпринимательства. Они — основа богатства нации, залог стабильности государства. Правительство и король-патриот должны заботиться об этом, уделяя в связи с этим особое внимание развитию колоний, ибо они — источник благосостояния страны. "Правление короля-патриота и его правительства должно быть направлено на то, чтобы все преимущества страны, данные ей природой, или достижения ее мастеров

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Ibidem.

6 Ibidem.

были направлены на расширение торговли"7. А богатство нации должно рассматриваться им как его собственное богатство, могущество нации — как его собственное могущество, безопасность и честь Отечества — как его безопасность и честь. "Богатство нации он, на совершенно законных основаниях, должен рассматривать как свое богатство, могущество государства — как свое могущество, безопасность и честь — как свои безопасность и честь"8.

Что касается религии, она призвана быть общенациональной благодаря своей репутации и доверию к ней граждан. Все остальные религии и религиозные течения должны рассматриваться только в соотнесении с величием основной религии — это будет способствовать процветанию государства и стабильности политического управления. "Чтобы правительство имело возможность осуществлять все свои благие намерения, нужна религия. И религия должна быть общенациональной. Репутацию и поклонение этой религии надо культивировать. Все остальные религии и религиозные секты не должны получать возможность соперничать с ней"9.

Философские размышления Болингброка настолько соответствовали официальной позиции правительства, что после их опубликования принимались всеми — и его сторонниками, и противниками. Единственная позиция, которая не устраивала представителей кабинета министров, — это отсутствие патриотических настроений, направленных на наращивание военных действий. Однако сторонники подлинного патриотизма, в том числе Филдинг и Джонсон, отмечали всю двуличность литературных воззваний Болингброка. В "Записках о патриотизме" 1768 г. они писали: "Он только выдает себя за патриота, пишет и выкрикивает слова в защиту свободы и независимости, но все это распутство, все эти манипуляции, да что там, даже замашки на добродетельность будут приняты во внимание и канут в Лету"10.

Другую точку зрения на патриотизм высказал Г. Филдинг. В начале своей публицистической деятельности, во времена издания журнала "The Champion" (1739—1741), он всесторонне поддерживал официальную оппозицию. Позже, основав новый журнал "The True Patriot" ("Истинный патриот"), Филдинг высказывает точку зрения на понятия "подлинный" и "ложный" патриот. Подлинный патриот, считает он, отличается от ложного тем, что он не только излагает свои мысли, но и предпринимает конкретные действия. "Ложный патриот прикрывается патриотизмом, чтобы утолить свои

7 Ibidem.

8 Ibidem.

9 Ibidem.

10 Griffin D. Patriotism and Poetry in Eighteenth-century Britain. Cambridge University Press, 2002. P. 1.

амбиции, утолить алчность, излить желчь и зависть или любое другое мелкое чувство, сокрытое в человеческой душе"11. В противовес этому Филдинг ставит "любовь к своей стране, воплощенную в действие"12 (он имеет в виду, конечно, Болингброка). Правда, далее он продолжает, что истинный патриот "приложит все возможные усилия к тому, чтобы не допустить возможности восстания, которое может грозить существованию нынешней королевской семьи, самой нации"13.

Какого рода действия в понимании современников могли быть расценены как патриотичные? Критика, прежде всего привлечение внимания к уродливым проявлениям коррупции и меркантилизма на всех уровнях. Не случайно словарь С. Джонсона дает такое определение слову "патриот": "a factious disturber of a Government"14 ("раскольнический нарушитель спокойствия правительства") — нарушитель спокойствия, но не разрушитель столпов национального единства — законодательной системы, свободы личности, королевской власти. Обращая внимание на пороки общества, истинный патриот всеми доступными законными методами должен бороться с их преодолением. Но в то же самое время заботиться о стабильности государства и его процветании. Думать об общественном благе, но не забывать о ценности отдельно взятой личности, об интересах каждого конкретного человека — не только духовных, но и материальных. Ибо только общество свободных, разумных и обеспеченных людей может быть основой столь милого сердцу каждого англичанина государства.

Одним из реальных проявлений подлинного патриотизма стало дело Дж. Уилкса — члена парламента, который в своей газете "The North Brighton" (1763) начал кампанию против политики Георга III в отношении Пруссии (король обвинялся в ущемлении прав и законных привилегий парламента). Уилкс был посажен за это в тюрьму по распоряжению парламента "оп state necessity". Был объявлен судебный процесс, арест был опротестован в суде как нарушающий принцип парламентской неприкосновенности. Хотя послушный королевской воле состав парламента исключил Уилкса из своих рядов, впоследствии он, несмотря на явное противодействие властей, четырежды избирался представителем от графства Мидлсекс (Middlesex): этим избиратели демонстрировали власти независимость своей политической воли, а знаменитый тезис Уилкса "Public policy is not an argument in the court of law"15 ("публичная политика

11 Fielding H. The True Patriot. The True Patriot Related Writings. Middletown, 1987. Р. 116—117.

12 Ibid. Р. 117.

13 Ibid. Р. 120.

14 Johnson's Dictionary of the English Language. Vol. 2. L., 1755.

15 McDowall D. An Illustrated History of Britain. Longman, 1989. P. 111.

не может быть аргументом в зале суда") стал лозунгом борцов за свободу слова.

Другим ярким событием в английской журналистике стали так называемые "Письма Юниуса", которые приписывались секретарю Питта-старшего, Филиппу Френсису. В них содержались скандальные разоблачения английских политиков, причем журналист не удерживался от колкостей даже в адрес короля, но никоим образом не призывал к подрыву его власти. К королю у англичан вообще особое отношение. Даже если в государстве что-то происходит не так, всегда можно сказать: "Правитель может сделать много, но все еще многое останется несделанным. Он никогда не может знать всех преступлений и редко может наказать за все то, что ему известно"16. Однако власть государя ограничена законом, и с этим придется считаться даже монарху.

К середине XVIII в. политические традиции свободы слова, священных прав оппозиции и преимущественного парламентского влияния уже обладали такой инерцией, что, когда Георг III — первый представитель Ганноверской династии, рожденный и воспитанный в Англии, — попытался изменить стиль политического правления, вернувшись к практике "личной власти" (что, кстати, вовсе не противоречило системе английского законодательства, в которой монарх считался главой исполнительной власти), подобный политический эксперимент окончился неудачей.

Кроме того, упрямое нежелание Георга III считаться с объективным положением дел в Америке и учитывать интересы колонистов, затянуло Англию в долговременный политический конфликт, закончившийся крахом имперских претензий англичан в отношении североамериканских колоний. Ну чем не основание убедиться в неэффективности системы "личного правления" монарха в сравнении со сбалансированной наличием различных точек зрения системой парламентского правления! Система английского парламентаризма, выдержавшая в течение XVIII в. целую серию политических кризисов, доказала свою исключительную жизнеспособность. Ведь даже подавляющее большинство английских радикалов рассматривало английскую форму правления как наилучшую и настаивало только на ее внутреннем реформировании, но никак не на смене принципа политической власти. Британцы по праву гордились традициями своей политической жизни. "В Англии, дорогой сэр, мы все сидим так, чтобы каждому было удобно"17. И менять ничего не следует.

16 Доктор Джонсон. Принц Абиссинский: Восточная повесть. М., 1795. С. 43—44.

17 Стерн Л. Сентиментальное путешествие: Воспоминания, письма, дневник. М., 1940. С. 15.

Еще не пришло время для серьезных политических выступлений. Интересен пример, приведенный историком Э. Томсоном (членом Коммунистической партии Великобритании, убежденным марксистом). Хлебные бунты в Англии XVIII в. (1740, 1756, 1766 гг.) проходили по следующему сценарию: толпа не грабила амбары, не занималась кражей или дележкой зерна или муки, а приводила мирового судью, который устанавливал твердые цены на хлеб и затем инспектировал продажу хлеба по доступной установленной цене. Как правило, акция заканчивалась тем, что толпа, прокричав "God Save the King", спокойно расходилась по домам. И так продолжалось вплоть до 1795 г., когда в народных выступлениях под влиянием событий во Франции стала появляться якобинская направленность18.

Серьезным мерилом "подлинного" и "мнимого" патриотизма стало отношение современников к освободительной войне в Америке. С одной стороны, процесс этот ознаменовал начало крушения империи, а вместе с ним и начало крушения имперских националистических амбиций англичан. С другой — колонисты Америки были выходцами из Британии, полноправными гражданами этой самой империи, подданными короны — с их умонастроениями теоретически необходимо было считаться. Очень важно не перешагнуть грань, которая отделяет подлинный патриотизм от агрессивного экспансионистского национализма. Например, как оценивать действия В. Питта-старшего, графа Чатама, который до 80-х гг. своими политическими аферами вряд ли мог заслужить себе имя "подлинного" патриота, а во время войны за независимость выступал за осуществление колониального господства более гибкими методами? Конечно, он не был сторонником развала империи, но необходимость реформ осознавал. Или как оценивать рассуждения Ч.К. Ньюмена, высказанные в поэме "The Love of Our Country" (1783), в которой он, с одной стороны, выступает сторонником американских борцов за независимость, называя их подлинными патриотами, а с другой — отдает дань смелости английским солдатам, выступавшим на стороне короля и исполнившим свой долг, называя их "добровольными жертвами борьбы за процветание страны, отдавшими за нее свою кровь"19.

Дать объективную оценку отношению к Войне за независимость в Америке возможно, только придерживаясь определенной идеологической платформы. Для британцев второй половины XVIII в. их было две. Это платформа тех, кто был лично заинтересован в происходившем на Американском материке, т.е. английских колони-

18 См.: Томсон Э. Плебейская культура и моральная экономия: Статьи из английской социальной истории XVIII и XIX веков // История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996. С. 184—185.

19 Newman C.C. Love of the Country // Griffin D. Op. cit. Р. 25.

стов, проживающих там. Для них независимость Америки — национальная борьба за новое национальное объединение, новое Отечество, унаследовавшее от британского общества любовь к свободе и жажду самостоятельности; борьба против колониальной зависимости и экономического притеснения. Для жителей материковой части империи получение Америкой независимости от основной монополии — это крушение просветительских идеалов, нарушение целостности государства, зарождение недоверия к правительству и королевской власти. Патриотизм может иметь два лица.

Британский патриотизм, традиции которого были заложены в XVIII в., — явление многогранное и неоднозначное. Одной из его отличительных особенностей является противопоставление "громкого" официального патриотизма, ложного в сознании британцев, патриотизму подлинному, проявляющемуся не в лозунгах и декларациях, а в служении Отечеству, гордости за него, соблюдении традиции как гаранта процветания и свободы. Британцы горды, что живут в лучшем и справедливейшем обществе, когда-либо созданном Богом, своего рода патриархальной семье, где единение сограждан объясняется естественным стремлением наилучшим образом наладить свою жизнь.

На современном историческом этапе именно сдержанная гордость за свою страну, существующую в рамках закона, противопоставление себя окружающему миру и в то же время возможность открыто дискутировать на животрепещущие темы, иронизировать, но не насмехаться над самими собой и нацией в целом, осознавая значимость каждого отдельного индивида, его мнения для общего блага, являются отличительными чертами британского национального характера и особенностью существования уникального демократического государства.

На современном постсоветском пространстве идет процесс формирования новых национальных идентичностей. Опыт Британии, страны с богатыми демократическими традициями, может быть полезен и интересен для цивилизованного нациестроитель-ства, одной из основных составляющих которого является патриотизм. "Рассуждения о патриотизме" в Британии второй половины XVIII в. заложили основу национальной патриотической традиции и послужили началом практики оппозиции официальной власти, что делает его крайне полезным для изучения и осмысления во многих странах мира.

Список литературы

Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века.

М., 1987.

Доктор Джонсон. Принц Абиссинский: Восточная повесть. М., 1795.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие: Воспоминания, письма, дневник. М., 1940.

Томсон Э. Плебейская культура и моральная экономия: Статьи из английской социальной истории XVIII и XIX веков // История мен-тальностей. Историческая антропология. М., 1996.

Fielding H. The True Patriot. The True Patriot Related Writings. Middletown, 1987.

Griffin D. Patriotism and Poetry in Eighteenth-century Britain. Cambridge University Press, 2002.

Johnson's Dictionary of the English Language. Vol. 2. L., 1755.

McDowall D. An Illustrated History of Britain. Longman, 1989.

Modern History Sourcebook. Henry St. Viscount Bolingbroke: On Patriotism. (The text has been modernized by Prof. Arkenberg). URL: http:// www.fordham.edu/halsall/mod/bolingbroke-patriotism.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.