Научная статья на тему 'Философия нового гуманизма и интеграция образования'

Философия нового гуманизма и интеграция образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / НОВЫЙ ГУМАНИЗМ / NEW HUMANISM / ЧЕЛОВЕК / MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова С.Е.

В статье проанализированы взаимосвязанные социальные феномены интеграция и гуманизация образования. Теория гуманизации образования рассмотрена под углом зрения нового гуманизма мировоззрения новой исторической эпохи, обострившей проблему выживания и развития человека. Интегративный подход к человеку как предмету изучения в старшей школе представлен как фактор гуманизации общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the interrelated social phenomena the integration and humanization of education. The theory of humanization of education is considered from the perspective of a new humanism philosophy of a new historical era, having sharpened the problem of survival and unceasing development of a man. Integrative approach to the person as a subject of study in high school is represented as a factor in the humanization of general education.

Текст научной работы на тему «Философия нового гуманизма и интеграция образования»

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ГУМАНИЗМА И ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Е. Мансурова

Аннотация. В статье проанализированы взаимосвязанные социальные феномены - интеграция и гуманизация образования. Теория гуманизации образования рассмотрена под углом зрения нового гуманизма - мировоззрения новой исторической эпохи, обострившей проблему выживания и развития человека. Интегратив-ный подход к человеку как предмету изучения в старшей школе представлен как фактор гуманизации общего образования.

Ключевые слова: интеграция, гуманизация, новый гуманизм, человек.

Summary. The article shows the interrelated social phenomena - the integration and hu-manization of education. The theory of humanization of education is considered from the perspective of a new humanism - philosophy of a new historical era, having sharpened the problem of survival and unceasing development of a man. Integrative approach to the person as a subject of study in high school is represented as a factor in the humanization of general education.

Keywords: integration, humanization, a new humanism, man.

Масштабность современных ци-вилизационных проблем, требующих своего адекватного разрешения, нацеливает на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальных структур, включая материальную и духовную культуру, умственный и физический труд, идеологию и науку, искусство и науку, человечество по всем возможным основаниям. Всеобщая связь явлений и материальное единство мира, судьбы которого зависят от ценностно-мировоззренческих взглядов человека, ориентирует постне-классическую науку на интеграцию, делая возможным познание единого мира, который не распадается на различные реальности.

Интегратизм в познании и социальной практике все сильнее влияет на общее образование, инициируя процессы превращения интеграции в одну из его ведущих закономерностей. Интеграция широко исследуется на методологическом, теоретическом, практическом уровнях и признается одним из самых значительных инновационных явлений в образовании. Интегративные процессы в образовании активно влияют на образовательную политику государства. В 2008 г. в Стандартах образования второго поколения была зафиксирована тенденция «универсализации и интеграции знаний, приоритетных в формирующемся информационном обществе». В 2011 г. Проект Федерального государственного образовательного

171

3 / 2012

Преподаватель XXI

ВЕК

172

стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) установил интегрированный уровень изучения предметов для всех образовательных областей, как один из альтернативных уровней для старшей школы [1].

Понятие интеграции образования мы рассматриваем в единстве его целевой, содержательно-процессуальной сторон и с позиций культурологического подхода как системно-целостный процесс получения школьниками социального опыта, опосредованного синтезом языков естественнонаучной и гуманитарной культур, и направленного на познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие как гуманистическую цель образования.

Принцип интеграции проявляется во всех педагогических концепциях через следующие аспекты: мировоззренческий аспект - формирование у учащихся целостного образа мира с его рациональными и иррациональными компонентами, которые составляют сущностную основу естественнонаучной и гуманитарной культуры; культурологический аспект - вхождение школьника в целостное культурное пространство, образование в человеке целостного мира культуры; мыследеятельностный аспект - продуцирование в сознании учащихся приемов интегрального мышления (теоретического и проблемного) в ходе активной учебной деятельности; личностный аспект - становление интегральной индивидуальности школьников, превращение их в субъектов целостного духовно-нравственного развития.

Интеграция образования в рамках его общекультурного содержания смыкается с методологическим принципом гуманизации. С точки зрения понимания гуманизма (от лат. Ьитапйаз - человечность) как мировоззрения, в центре которого находится идея человека как

высшей ценности, гуманизация образования может быть определена как процесс создания условий для социального (общекультурного), личностного и познавательного развития учащихся. Сегодня приходится признавать, что в цивилизации постмодерна, где границы между добром и злом размыты, а сознанием человека легко манипулировать, гуманизация образования выступает сложнейшей философско-методологи-ческой и педагогической проблемой. Она обусловлена такими негативными тенденциями, как ориентация образования на личностно-нейтральную узкопрактическую полезность знаний при вытеснении их ценностно-мировоззренческих аспектов, нивелирование роли учителя как носителя духовности, превращение ученика в программируемый объект, а не в субъект саморазвития.

Переломная эпоха, в которую вступило человечество, вносит свои коррективы в классическое представление гуманизации образования. Беспрецедентные темпы развития науки, техники, экономики по существу определяют новый образ социальной действительности, осложняют положение человека в искусственно изменяющемся мире. На фоне роста материального благополучия ухудшается здоровье населения, отягощается генофонд, проявляется антропологический кризис -кризис личности, утрата смысложиз-ненных целей и ценностей. На первый план выдвигается проблема адаптации человека к новым условиям существования, а фактически - проблема выживания человека как вида, его непрекращающегося развития.

Методология решения проблемы существования человека связана не с изменением природы человека (она консервативна по своей сути), а с изме-

нением ценностных предпочтений. Отказ от ценностей обладания, потребления, в пользу ценностей духовного развития становится жизненной необходимостью. Специфичность современного этапа развития требует рассмотреть теорию гуманизации образования под углом зрения нового гуманизма (ЮНЕСКО, Римский клуб). Это мировоззрение, отражающее самосознание эпохи в рамках альтернативы «измениться или исчезнуть», ориентирует человека на культурную эволюцию - эволюцию его сознания и качеств (А. Печчеи), на принятие им новой, высшей этики, направленной на собственное выживание и непрекращающееся развитие [2, с. 14]. Философия нового гуманизма задает образованию функцию ведущего гаранта сохранения и дальнейшего развития цивилизации (Стратегия образования в интересах устойчивого развития, 2005 г.) [3]. Этот глобальный уровень гуманизации образования смыкается с ориентацией на сохранение нации, ее генофонда (региональный уровень). Оба эти уровня, в конечном счете, опосредованы уровнем развития личности. Ориентация образования на развитие личности отвечает гуманистическому критерию общественного прогресса - развитию человека по пути культурной эволюции. Мировоззрение нового гуманизма влечет переосмысление философских установок образования: возникает постнеклассическое -коэволюционное понимание его роли как фактора культурогенеза. Высшей целью и ценностью для гуманистической педагогики выступает создание условий для саморазвития нового типа личности Идеальный тип личности современной эпохи - это социально активная, свободная в своей самореализации личность гражданского общества с

ценностно-мировоззренческими, смыс-ложизненными установками, которые проявляются в способности принимать и реализовывать решения, отвечающие императивным смыслам эпохи

Цель на гуманизацию образования, первичного по отношению ко многим процессам, в настоящее время можно считать созвучной гарантии сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Мы разделяем убеждение, что пути гуманизации образования, когда «проблемы жгучи, а ставки огромны», совпадают с путями выполнения образованием своей глобальной миссии - выработкой мировоззрения, гуманистического по своему содержанию. Мировоззрение - это феномен сознания, ведущий фактор личностного развития, скрепляющий в единое целое духовный мир человека. Мировоззрение интегрально по своей сути, формирование его компонентов - миропонимания (интеллектуальный компонент), мировосприятия (эмоционально-образный компонент), мироотношения (ценностный компонент) придает образованию фундаментальный, систематический и ценностный характер.

На сломе эпох общекультурное содержание общего образования требует расстановки новых акцентов, которые в значительной степени связаны с осмыслением человека, его проблем, места и роли. Знания о человеке общезначимы, они - фокус, притягивающий к себе все нити бытия и познания, «это большая тема мировоззренческого плана, ...этического порядка» (С.Л. Рубинштейн) [4, с. 34]. В рамках философии нового гуманизма знания о человеке как открытой саморазвивающейся биосоциальной целостности в единстве его природного и социального бытия, универсальной системе эколо-

173

3 / 2012

Преподаватель |_

174

гических отношений признаются важнейшим ресурсом изменений в социуме и окружающей среде, ресурсом решения проблемы жизнеспособности человека. Новый гуманизм мы рассматриваем как теоретическую предпосылку интегративного подхода к изучению человека и как ее этический стрежень, который позволит соединить онтологические представления о человеке с категориями ответственности и свободы, осмыслить культурную эволюцию человека как единственно доступный способ выживания и непрекращающегося развития.

Объективность интегративного подхода к человеку как предмету изучения обусловлена принципом дополнительности философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний о человеке. Философские знания определяют место человека в мире, ставят вопросы о смысле жизни, отношениях, ценностях, то есть представляет школьнику достойные цели в обобщенном виде. Естественнонаучные знания обращены к природе человека, они способствуют рационально-логическому осмыслению человека, становлению когнитивного опыта личности. На основе гуманитарных и вненаучных знаний (обыденных, художественных, религиозных), которые обращены к сущностным особенностям человека в духовной, социальной сфере, формируется опыт эмоционально-ценностного отношения школьника к человеку, миру в целом. Самопознание в единстве физических и личностных характеристик обуславливает опыт практической деятельности. Изучение человека на основе интегра-тивного подхода мы адресуем старшим школьникам, интеллектуальная и доминантная - ценностно-ориентационная деятельность которых обуславливают

готовность осмыслить теоретические знания о человеке, интериоризировать их ценностно-смысловых аспекты, осуществить самопознание, саморазвитие, поиск идентичности в ракурсах а) что есть человек / что есть я, б) каким ему должно стать / каким мне должно стать/.

Таким образом, знания о человеке сочетают свойства науки и мировоззрения и ориентируют школьников на теоретическое мышление (развивающее обучение) и поиски личностных смыслов (личностноориентиро-ванное обучение), что согласуется с принципом соответствия содержания образования базовой культуре личности, отвечает требованиями гуманистической педагогики. В целом, человек как общекультурный компонент образования может быть причислен к « фундаментальным образовательным объектам» [5], а гуманистически ориентированные знания о человеке как знания «системообразующего и мировоззренческого характера» (ФГОС), стать одним из содержательных фокусов модернизации общего образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. - URL: http://www. standart.edu.ru/

2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. - 312 с.

3. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. - Вильнюс, 2005. - 22 с.

4. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. - 1957. - № 3. -С. 17-167.

5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. - URL: http://www.kraev skyvv.narod.ru/papers/pred_standart.htm ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.