Научная статья на тему 'Интегративный подход к человеку как предмету изучения: отбор понятийного содержания'

Интегративный подход к человеку как предмету изучения: отбор понятийного содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ / INTERDISCIPLINARY CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мансурова Светлана Ефимовна

В статье рассматривается проблема актуальности познания человека. Показано, что предметный подход к человеку в содержании общего образования не приводит к системно-целостному результату. Человек как предмет изучения требует интегративного подхода. Принцип интеграции реализован средством междисциплинарных понятий, представляющих человека в ракурсах мировоззрения современной исторической эпохи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO THE MAN AS THE SUBJECT OF STUDY: SELECTION OF THE CONCEPTUAL CONTENT

The article deals with the problem of the topicality of human cognition. It is shown that a substantive approach to the man within the framework of the content of general education does not lead to a systemic and holistic result. The man as the subject of study requires an integrative approach. The principle of integration through interdisciplinary concepts implemented by means of representing a person in the world of contemporary perspectives of the present historical era

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к человеку как предмету изучения: отбор понятийного содержания»

интегративный подход к человеку как предмету

изучения: отбор понятийного содержания

INTEGRATIVE APPROACH TO THE MAN AS THE SUBJECT OF STUDY: SELECTION OF THE CONCEPTUAL CONTENT

С. Е. Мансурова

В статье рассматривается проблема актуальности познания человека. Показано, что предметный подход к человеку в содержании общего образования не приводит к системно-целостному результату. Человек как предмет изучения требует интегра-тивного подхода. Принцип интеграции реализован средством междисциплинарных понятий, представляющих человека в ракурсах мировоззрения современной исторической эпохи.

Ключевые слова: человек, дифференциация, интеграция, междисциплинарные понятия.

Человечество вступило в переломную эпоху своей истории. Беспрецедентные темпы социального развития определяют новый образ действительности, осложняют положение человека в искусственно изменяющемся мире. На фоне роста материального благополучия ухудшается здоровье населения, отягощается генофонд, проявляется антропологический кризис -кризис личности, утрата смысложизненных целей и ценностей. На первый план выдвигается проблема человека, его адаптации к новым условиям существования, а фактически - проблема выживания и непрекращающегося развития. Целостные знания о человеке, основанные на интеграции философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний, научное сообщество расценивает как важнейший ресурс решения проблемы жизнеспособности человека. Этическим стержнем интеграции при изучении человека выступает гуманизм (от лат. humanitas-человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Гуманистическая функция образования привносит в него идею о том, что содержание общего образования на сломе эпох требует расстановки новых акцентов, которые должны быть созвучны приоритетной в современном познании антропологической проблематике. Направленность содержания образования на осмысление человека, его проблем, места и роли призвано придать результатам образования социальный и личностно значимый характер, создать условия для общекультурного и личностного развития выпускников школ. Представим подходы к разработке понятийного содержания в рамках интегратив-ного подхода к человеку как предмету изучения.

В общенаучном плане человек трактуется с позиций его телесно-духовно-душевной целостности, в которой физическое и психическое, природное и социальное, наследствен-

S. E. Mansourova

The article deals with the problem of the topicality of human cognition. It is shown that a substantive approach to the man within the framework of the content of general education does not lead to a systemic and holistic result. The man as the subject of study requires an integrative approach. The principle of integration through interdisciplinary concepts implemented by means of representing a person in the world of contemporary perspectives of the present historical era.

Keywords: human being, differentiation, integration, interdisciplinary concepts.

ное и прижизненно приобретенное образует противоречивое единство. Интегративному подходу к человеку как предмету изучения отвечает междисциплинарное содержание, которое обусловлено принципом дополнительности философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний о человеке. Методологическим средством интеграции знаний о человеке выступает системный подход. Пост-неклассическая методология обогащает системную трактовку человека представлениями синергетики (Г. Хакен, И. При-гожин, П. Бак, С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева). Системно-синергетический подход (А. Д. Урсул, А. Л. Романович, В. П. Шалаев, М. С. Каган) объясняет человека как саморазвивающуюся биосоциальную систему, ведущие факторы саморазвития которой - сознание, цели и ценности, свобода и ответственность. В рамках постнеклассической науки возникает интеграция знаний о человеке и ценностей, которая востребована гуманистической педагогикой.

Проведенный анализ знаний о человеке в содержании стандартов образования, учебников ведущих линий показал, что они представлены значительным числом философских, естественнонаучных, гуманитарных понятий преимущественно в курсе «Обществознание», в разделе «Человек и общество», и курсе «Биология», в разделе «Человек и его здоровье». Одновременно определено, что внутрипред-метная и межпредметная интеграция содержания знаний о человеке не достигается по причинам практически полного отсутствия: 1) взаимосвязи между естественнонаучными понятиями, описывающими природное измерение человека («организм человека», «происхождение человека», «биологические потребности, адаптации») в курсе «Биология», и гуманитарными понятиями, описывающими его социокультурное измерение («личность», «социальное, историческое развитие», «социокультурные потребности, адаптации») в курсе «Обществознание»; 2) дополнения теоретиче-

ского изучения человека (рационального познания) эмпирическим (чувственно-образным); 3) междисциплинарных понятий, за исключением понятия «биосоциальность»; 4) опыта практической деятельности, направленного на самопознание физических и личностных особенностей.

Выявлено, что предметный, дифференцированный подход к человеку, чьи субъектно-объектные характеристики концентрируют единство законов природы, общества и выходят за границы содержания отдельных учебных предметов, не приводит к достижению системно-целостного результата обучения даже при реализации межпредметных связей. В условиях усиления общекультурной направленности образования исключительно предметный подход к изучению человека может быть расценен как редуцирующий. Общекультурная направленность образования опосредует необходимость поднять содержание образования при изучении человека на более высокий уровень. Новое качество этого уровня достигается за счет универсализации и интеграции знаний о человеке на основании содержательной целостности, функциональной полноты языков естественнонаучной и гуманитарной культур, философских, общенаучных - метапредметных контекстов, взаимосвязи содержания обучения, воспитания и развития школьников. Новый уровень - уровень содержательного обобщения - мы обращаем к старшим школьникам, чья интеллектуальная и доминантная ценностно-ориентационная деятельность обусловливает их готовность осмыслить теоретические знания о человеке, интериоризировать их ценностно-смысловые аспекты, осуществить самопознание, поиск идентичности, саморазвитие, что согласуется с требованиями гуманистической педагогики.

Выстраивание интегративно целостного, ценностно-ориентированного содержания при изучении человека мы направляем на формирование мировоззрения старших школьников, ведущего фактора их личностного развития. Мировоззрение выступает интегрирующим основанием формирования системы знаний и ценностей, особенно значимым в условиях преимущественно предметного обучения. Мировоззрение имеет интегратив-ный характер и включает компоненты: миропонимание (интеллектуальный компонент), мировосприятие (эмоционально-образный компонент), мироотношение (ценностный компонент).

Обоснуем формирование миропонимания, которое мы основываем на теоретических понятиях, определяющих познавательную деятельность (развивающее обучение). Найдено, что интегративный характер знаний о человеке проявляется в междисциплинарных понятиях - содержательных обобщениях (В. В. Давыдов), образование которых обусловлено взаимодействием естественнонаучного и гуманитарного знания о человеке (см. рисунок). Междисциплинарные понятия выступают средством познания человека, позволяют решать учебные задачи по выявлению структур системно-целостного человека, их связей и отношений. Существо системно-целостного человека выражается понятием биосоциальность, содержание которого раскрывается через взаимосвязанные понятия природы

человека и сущности человека. К понятию природы человека относятся устойчиво наследуемые материальные признаки (биологическое наследование), которые не подвержены коренным изменениям под влиянием социальной среды. Родовая природа человека (предмет естественнонаучного познания) проявляется в виде устоявшихся видовых, расовых признаков. Биосоциальная целостность человека раскрывается через внутренние диалектически противоречивые связи между его природой и социальной сущностью - рефлексивным сознанием, предметно-практической деятельностью, социальным партнерством, абстрактным мышлением, речью. Смысл надприродного бытия человека, связанного с культурным наследованием, культурно-историческим развитием (предмет гуманитарного познания), имеет принципиальное значение для гуманизации образования: природа человека консервативна и в сравнении с развитием сущностных признаков человека в рамках культурной эволюции ее дальнейшая естественная трансформация невозможна.

Природа и сущность родового человека проявляется у отдельного человека (проявление всеобщего в единичном), который описывается взаимосвязанными понятиями «индивид» (совокупность природных особенностей), «личность» (совокупность социальных черт), «индивидуальность» (интегральное проявление). Содержание этих теоретических понятий мы связываем с учебными задачами по самопознанию, самоидентификации, саморазвитию, ориентированными на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) старших школьников. Данные учебные задачи гуманизируют образование: самопознание выступает фактором самоидентификации школьников - целостного и прежде всего этического самоопределения, фактором саморазвития личности школьников на основании выстроенной системы смысложизненных целей и ценностей.

Мы рассматриваем человека не просто как системную целостность, но как динамичную систему, для характеристики которой важнейшей выступает понятие саморазвития. Это понятие конкретизируется в междисциплинарных понятиях эволюционно-исторического (ан-тропосоциогенез) и индивидуального развития (онтогенез), содержание которых раскрывает формирование биосоциальной целостности родового и единичного человека и организует учебную деятельность, направленную на выявление «взаимопроникновения биологического и исторического» (Л. С. Выготский). Гуманизирующим для содержания образования выступает идея трансформации принципа отбора - ведущего в биологической эволюции, в принцип сознательного выбора человеком стратегии жизнедеятельности и выживания или принцип саморазвития человека, ведущего в культурной эволюции.

Педагогический эффект изучения междисциплинарных понятий, относящихся к категории развития, заключается в том, что они задают вектор на поиск школьниками целей и ценностей собственной жизни, позволяют осмыслить уникальность человека, признать развитие субъектности целью жизни. В целом названные междисциплинарные понятия позволяют рассмотреть человека с

Филогенез _i_

Биологический вид Homo sapiens

Междисциплинарные понятия

Устойчивое развитие

I

Человечество, история общества

Естественнонаучные понятия: природа человека, эмбриогенез,

биологические адаптации, потребност и, физическое здоровье факторы природной среды

Человек как индивид

\/

Биосоциальность,

саморазвитие, антропосоциогенез, онтогенез, здоровье, антропоэкосистема

Междисциплинарные понятия

Гуманитарные понятия: сущность человека, жизненный путь, социокультурные адаптации, потребност и, психосоциальное здоровье факторы социокультурной среды

Человек как личность, индивидуальность

Рис. Описание человека через взаимосвязанные естественнонаучные, гуманитарные и междисциплинарные понятия

точки зрения его происхождения, становления и развития, что согласуется с культурологическим и системно-деятельностным подходами.

Объективный характер экологических связей человека как открытой системы требует включения в содержание междисциплинарного понятия антропоэкоси-стемы. Его структурные составляющие характеризуют взаимоотношения человека как биологического вида, индивида с факторами природной среды (предмет естественнонаучного знания), и как социального вида, личности с факторами социокультурной среды (предмет гуманитарного знания). Раскрытие междисциплинарного понятия антропоэкосистемы через понятия потребностей, адаптации, качества жизни, здоровья позволяет выйти на перспективное направление обновления содержания образования. Оно связано с решением учебных задач по выявлению и осмыслению системного характера взаимоотношений человека, потребностей в биологической, социальной и идеальной сферах, культурной адаптации и культурной эволюции как единственного доступного способа выживания и как фактора саморазвития человека. С гуманистической задачей повышения качества жизни, укрепления здоровья, которая вменяется образованию, мы связываем изучение соответствующих теоретических понятий, атрибутивных характеристик человека (социума), индикаторов и интегральных показателей психофизического и социального развития. Изучение понятия антропоэкосистемы способствует интеграции содержания образования как непосредственно, так и опосредованно: оно позволяет выйти на учебные задачи по выявлению междисциплинарных проблем человека. Их решение направлено на

поиск и осознание противоречий между природой человека и его социальной сущностью, между адаптивными возможностями человека как природного вида и скоростью изменения среды, между возрастающими потребностями человека как социального вида на фоне утраты смысложизненных целей и ценностей и ограниченными ресурсами среды. Поиск путей решения ведущей проблемы человека - глобальной проблемы выживания и непрекращающегося развития - нацеливает на формирование планетарного сознания, глобального мышления. Стратегические модели «ноосфера» (В. И. Вернадский, нач. XX в.), «коэволюция человека и природы» (Н. Н. Моисеев, 1970-е гг.), «устойчивое развитие» (Конференция ООН, 1992 г.) связывают решение проблемы жизнеспособности человека с экологическим и нравственным императивами. Они действуют против устоявшихся стереотипов сознания и поведения и способствуют формированию прогностического мышления школьников по отношению к своему будущему, будущему человечества.

В целом выделенные нами междисциплинарные понятия значимы для гуманизации образования, поскольку анализируются как теоретические предпосылки гармонизации бытия человека. Их изучение позволяет осмыслить культурную эволюцию как уникальный механизм устойчивого развития, саморазвития человека в условиях динамично изменяющейся реальности.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мансурова С. Е. Преодоление дифференцированного подхода к изучению человека в школе // Наука и школа. 2010. № 4. С. 112-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.