Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА ФРИДРИХА НИЦШЕ'

ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА ФРИДРИХА НИЦШЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Философия / нигилизм / Ницше / принципы / критика.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Югай Борис Зелемханович, Какимжанова Маргарита Кабдулаевна

статья "Философия нигилизма Фридриха Ницше" исследует концепцию нигилизма в контексте мысли выдающегося немецкого философа Фридриха Ницше. Нигилизм, определенный как убеждение в бесценности всех ценностей и невозможности познания или передачи чего либо, часто связывается с Ницше. Статья анализирует его работы, особенно философский роман "Так говорил Заратустра", где Ницше выступает критиком религии и традиционных моральных установок, а также вводит понятие "воли к власти". В её рамках рассматриваются три ключевых аспекта: первый раздел посвящен обзору философии нигилизма и её основным принципам, второй раздел содержит критический анализ Ницше в контексте религии, а третий раздел разворачивает концепцию воли к власти в философии Ницше. Статья представляет интерес как для исследователей философии, так и для широкого круга читателей, интересующихся творчеством этого выдающегося мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА ФРИДРИХА НИЦШЕ»

УДК 140.8

ФИЛОСОФИЯ НИГИЛИЗМА ФРИДРИХА НИЦШЕ

ЮГАЙ БОРИС ЗЕЛЕМХАНОВИЧ

магистрант кафедры охотоведения и рыбного хозяйства КазАТИУ им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан

КАКИМЖАНОВА МАРГАРИТА КАБДУЛАЕВНА

Научный руководитель к.ф.н., заведующая кафедрой философия, и.о. ассоциированный профессор КазАТИУ им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан

Аннотация: статья "Философия нигилизма Фридриха Ницше" исследует концепцию нигилизма в контексте мысли выдающегося немецкого философа Фридриха Ницше. Нигилизм, определенный как убеждение в бесценности всех ценностей и невозможности познания или передачи чего-либо, часто связывается с Ницше. Статья анализирует его работы, особенно философский роман "Так говорил Заратустра", где Ницше выступает критиком религии и традиционных моральных установок, а также вводит понятие "воли к власти". В её рамках рассматриваются три ключевых аспекта: первый раздел посвящен обзору философии нигилизма и её основным принципам, второй раздел содержит критический анализ Ницше в контексте религии, а третий раздел разворачивает концепцию воли к власти в философии Ницше. Статья представляет интерес как для исследователей философии, так и для широкого круга читателей, интересующихся творчеством этого выдающегося мыслителя.

Ключевые слова: Философия, нигилизм, Ницше, принципы, критика.

1. ОБЗОР ФИЛОСОФИИ НИГИЛИЗМА НИЦШЕ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЕПЫ

"Нигилизм" извлекает свое происхождение из латинского слова nihil, что переводится как "ничто", обозначая отсутствие какого-либо существования. Это слово имеет свои корни в глаголе "аннигилировать", который означает аннулировать, полностью уничтожить [1]. В начале XIX века Фридрих Якоби использовал это понятие для отрицательной характеристики трансцендентального идеализма. Однако понятие нигилизма стало широко известным лишь после появления в романе "Отцы и дети" [2], где термин "нигилизм" был использован для описания жесткого научного подхода, пропагандировавшегося персонажем Базаровым, придерживающимся кредо радикального отрицания.

Нигилизм представляет собой убеждение в том, что все ценности не имеют основания, и что невозможно ни познать, ни передать что-либо [3]. Часто это связывается с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, который осуждает сам факт существования. Нигилист, по определению, не верит ни во что, не испытывает лояльности и не имеет ориентации, за исключением, быть может, стремления к разрушению. Хотя немногие философы могут признать себя нигилистами, нигилизм чаще всего ассоциируется с Фридрихом Ницше, который утверждал, что его разрушительное влияние в конечном итоге уничтожит все моральные, религиозные и метафизические убеждения, ускорив наступление грандиозного кризиса в истории человечества. В XX веке нигилистические темы, такие как эпистемологический крах, разрушение ценностей и космическая бесцельность, привлекали внимание художников, социальных критиков и философов. Например, экзистенциалисты в середине века пытались осмыслить нигилизм исходя из своих принципов, чтобы смягчить его разрушительную силу. К концу века экзистенциальное отчаяние, как реакция на нигилизм, уступило место безразличию, часто связанному с антифундационализмом [3].

Ницше определял нигилизм как лишение мира, а особенно человеческого существования, смысла, цели, понимаемой истины или существенной ценности. Это

наблюдение частично объясняется перспективизмом Ницше или его идеей о том, что знание всегда зависит от субъективной точки зрения: оно всегда субъективно и никогда не является простым фактом [4]. Скорее, существуют интерпретации, через которые мы воспринимаем мир и придаем ему смысл. Устный перевод — это нечто, без чего мы не можем обойтись; по сути, это выражение субъективности.

В своих записных книжках Ницше подробно анализирует христианство в контексте нигилизма, который является одной из ключевых тем его творчества. Он считает, что христианская моральная доктрина придает людям внутреннюю ценность, веру в Бога (которая оправдывает присутствие зла в мире) и обеспечивает основу для объективного знания. Хотя христианство дает возможность создания мира, где существует объективное познание и противодействует первоначальной форме нигилизма, Ницше считает, что важный элемент правдивости в христианской доктрине в конечном итоге приводит к ее гибели -стремление к истине приводит к образованию конструкта, который в итоге разрушает само себя. Поэтому Ницше приводит аргумент о том, что мы переросли христианство «не потому, что жили слишком далеко от него, а потому, что жили слишком близко». Таким образом, процесс разложения христианства является еще одной формой нигилизма. Поскольку христианство было интерпретацией, считающей себя единственно верной, Ницше утверждает, что его дальнейшее размывание приводит к скептицизму и отрицанию всего смысла [5]

Согласно Стэнли Розену [6], концепция нигилизма Ницше ассоциируется с общей атмосферой безысходности, когда "все позволено". Он утверждает, что утрата высших метафизических ценностей, отличающихся от основной реальности мира или простых человеческих идей, порождает представление о том, что все человеческие идеи лишены ценности. Таким образом, отказ от идеализма приводит к нигилизму, поскольку только идеалы более трансцендентного характера соответствуют предыдущим стандартам, которым нигилист все еще неявно придерживается. Смерть Бога, в частности, и заявление о том, что "мы убили его", подобны самораспаду христианской веры: научные достижения Ницше дают основания для убеждения, что человек является продуктом эволюции, что Земля не занимает специальной позиции среди звезд, и что история не обязательно прогрессирует. Эти факты делают христианскую концепцию Бога все менее способной служить основой для моральных установок [6].

Одним из способов реакции на утрату смысла является то, что Ницше определяет как пассивный нигилизм, который он узнает в пессимистической философии Шопенгауэра. Доктрина Шопенгауэра [7], также именуемая Ницше западным буддизмом, призывает отказаться от воли и желаний для уменьшения страданий. Ницше определяет это отношение как "волю к небытию", при которой жизнь отрывается от самой себя из-за отсутствия ценности в мире. Это вырывание всех ценностей из мира характерно для нигилиста, хотя сам нигилист проявляет в этом отношении неконсистентность: такая "воля к небытию" все же представляет собой форму оценки или проявление воли [8]. Ницше называет это "непоследовательностью со стороны нигилистов":

"Нигилист — это индивид, отрицающий смысл и ценность существования в мире, и отказывающийся признавать какой-либо объективный порядок или идеал. Взгляды нигилиста основаны на представлении о бессмысленности и бесцельности жизни, что подразумевает отрицание целей, ценностей и эмоций. Основная характеристика нигилизма — это отрицание всякой логики, порядка и цели в человеческом существовании, что проявляется через выражение пафоса "напрасно" и приводит к противоречивому и непоследовательному поведению нигилистов [9]."

Подход Фридриха Ницше к проблеме нигилизма представляет собой сложный парадокс. Он рассматривает нигилизм как вопрос, проникающий в самое глубокое личное измерение,

утверждая, что эта трудность современного мира стала ясной именно для него. По мнению Ницше, только путем преодоления нигилизма культура сможет обрести подлинные основы для своего процветания. Он выражал желание ускорить приход нигилизма лишь для того, чтобы ускорить и его окончательное устранение.

2. КРИТИКА ФРИДРИХА НИЦШЕ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ

В философском романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"[10] главный герой, вероятно, больше времени тратит на предостережения перед своими слушателями о том, что нужно избегать, чем на то, как нужно поступать, при этом основное внимание уделяется критике христианства и всех "хороших людей" из христианской церкви, которые поддерживают и укрепляют социальные ценности, проповедуемые христианством. Христианство утверждает разделение тела и души: ваше тело представляет собой вашу физическую часть, а душа существует в духовной сфере, где она может продолжить свое существование после смерти тела. В своей критике христианства Ницше через персонажа Заратустры указывает на то, что попытки отделить физическое от духовного вредят здоровью, так как это приводит к переоценке духовного благополучия и принижению физического благополучия. По мнению Ницше, нельзя иметь здоровую душу без здорового тела, поскольку он видит дух как неразрывную часть тела [10].

В своей критике христианства Ницше заявляет, что Бог и духовная реальность, в которую верят христиане, являются вымыслом, и в своем произведении "Так говорил Заратустра" он представляет как эмоциональные, так и рациональные аргументы в пользу этой позиции. На эмоциональном уровне Ницше говорит, что не может верить в существование сверхчеловеческих богов, так как это мешало бы ему жить как обычному человеку. Рациональное обоснование, представленное Заратустрой, основано на представлении о Боге как творце мира. Он утверждает, что Бог не мог создать мир, поскольку, по его мнению, если Бог совершенен, а мир полон несовершенства и случайностей, то это не может быть произведением совершенного Бога. Следовательно, мир должен быть результатом случайных процессов, и Бог не должен существовать [11].

Ницше критикует идею о совершенном, вечном мире, созданном Богом, утверждая, что случайность, изменчивость и несовершенство привносят больше ценности в жизнь. Он отмечает, что именно в мире, подверженном творчеству и прогрессу, жизнь становится более значимой. В противоположность этому, в идеальном и неизменном мире не было бы никакой необходимости или смысла для творчества, делая жизнь бессмысленной [11]

В своих размышлениях о принципах жизни, Заратустра часто контрастирует свою философию с точкой зрения христианской церкви. Он подчеркивает, что добро и зло отличаются для каждого индивида, выделяя ключевые различия между своими ценностями и учениями христианства. Заратустра пропагандирует уникальность личности и призывает к осознанной любви к себе, в то время как христианство вдохновляет к следованию объективным стандартам нравственности. Он призывает к радости и страсти, в то время как христианское учение ставит на первое место скромность и смирение. Заратустра отвергает концепцию справедливости, считая ее бессмысленной, в то время как христианство утверждает необходимость моральной и гражданской справедливости. Он призывает к стремлению к власти, видя в этом важный стимул для человеческого развития, в то время как христиане предостерегают от опасности этого стремления [11].

3. КОНЦЕПЦИЯ ВОЛИ К ВЛАСТИ ФРИДРИХА НИЦШЕ.

В своих ранних трудах, таких как «Человек, слишком человечен» и «Утренняя заря», Ницше акцентирует внимание на психологии, не называя прямо концепцию «Воли к власти». Он рассматривает различные аспекты человеческого поведения с точки зрения стремления к доминированию над другими, самим собой или окружающей средой. Постепенно в «Веселой науке» он становится более откровенным, а в «Так говорил Заратустра» вводит понятие

«воли к власти». Воля к власти, как ее видит Ницше, не подразумевает ни положительной, ни отрицательной оценки. Это просто базовое стремление, присущее каждому человеку, но проявляющееся по-разному. Философы и ученые направляют свою волю к власти в стремление к поиску истины. Художники используют ее для вдохновения творчеством. Бизнесмены реализуют это стремление, добиваясь материального богатства [12].

В своем труде «К генеалогии морали» Ницше выделяет два типа морали - «мораль господина» и «мораль раба», объединяя их обе в концепцию воли к власти. Он подчеркивает, что формирование систем ценностей, их насаждение и интерпретациями мира через призму этих ценностей является проявлением прагматической жажды власти. Эта идея лежит в основе попытки Ницше проникнуть в суть и оценить моральные установки общества. Люди сильные, здоровые и талантливые бесстрашно навязывают окружающему миру свои ценности. В то время как слабые индивидуумы предпочитают использовать косвенные и хитрые методы, чтобы внедрить свои ценности, заставляя более сильных чувствовать себя виноватыми за свою силу, здоровье, эгоизм и гордость. Следовательно, хотя сама по себе воля к власти не имеет моральной окраски, Ницше явно предпочитает определенные способы ее реализации перед другими. Он не апеллирует к безусловному стремлению к власти. Скорее, он прославляет преображение воли к власти в творческие формы выражения. Грубо говоря, он восхваляет те ее проявления, которые считает творческими, прекрасными и жизнерадостными, и критикует моменты воздействия воли к власти, которые смешными или проистекают из слабости [12].

Одним из видов выражения воли к власти, на который Ницше обращает внимание, является понятие «самоустремления». Здесь стремление к власти подавляется и направляется к самоконтролю и самоизменению, исходя из убеждения, что «истинное Я находится не глубоко внутри вас, а высоко над вами». В 1880-х годах Ницше внимательно изучал и, возможно, подвергался влиянию некоторых немецких мыслителей, которые критиковали теорию Дарвина об эволюции. В своих работах он иногда противопоставлял волю к власти «воле к выживанию», которая, по его мнению, лежит в основе дарвинизма. В действительности же Дарвин не говорил о «воле к выживанию». Скорее, он объяснял, как виды эволюционируют через естественный отбор в процессе борьбы за выживание [12].

Иногда Ницше подчеркивает, что воля к власти — это не только принцип, помогающий понять глубокие психологические мотивы людей. Например, в «Так говорил Заратустра» Заратустра заявляет: «Где бы я ни нашел живое существо, я нашел там волю к власти». Здесь воля к власти применяется к биологическому контексту. Можно было бы понимать даже такое простое явление, как крупная рыба, поедающая мелкую рыбку, как проявление воли к власти; крупная рыба демонстрирует свою господствующую позицию в окружающей среде, поглощая часть окружающей среды в себя. Ницше задумывался над написанием книги под названием «Воля к власти», однако так и не опубликовал работу с этим заглавием. После его смерти его сестра Элизабет издала сборник его неопубликованных записей, составленных и отредактированных ею, с тем же названием - «Воля к власти». В этом произведении Ницше повторно обращается к своей концепции вечного возвращения из «Заратустры», идеи, впервые представленной в «Веселой науке» [12].

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении следует подчеркнуть, что философия нигилизма Фридриха Ницше оставила значительный отпечаток на развитие мысли и культуры XX века. Ницше выступил как критик традиционных ценностей и моральных установок, предлагая альтернативные взгляды на природу человека и его стремления. Его концепция нигилизма вызвала оживленные дебаты среди философов, художников и общественных деятелей, и до сих пор остается объектом изучения и интерпретации. Сам Ницше был фигурой противоречивой и уникальной. Его жизнь и работа отражают сложные напряженности между его стремлением к интеллектуальной свободе и неоднозначными отношениями с современными ему

общественными и культурными нормами. Его философия нигилизма, хотя и часто недооценивается как пропагандирующая отрицание, фактически представляет собой вызов критическому мышлению и переосмыслению устоявшихся убеждений.

В конечном счете, философия Ницше и его нигилизм продолжают вдохновлять и провоцировать дискуссии в области философии, искусства и культуры, поощряя интеллектуальное разнообразие и поиск собственной истины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Rudolf Eisler: Nihilismus. In: Wörterbuch der philosophischen Begriffe. 1904.

2. Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети (Глава V, с. 5) 1862.

3. J. Ligon Duncan. RTS-edu. God is Dead - Nihilism, p.1, 2003.

4. F. Nietzsche, Kritische Studienausgabe. 13:14 [22].

5. F. Nietzsche, Kritische Studienausgabe, 12:5 [71].

6. Rosen, Stanley. 1969. Nihilism: A Philosophical Essay. New Haven: Yale University Press. p. xiii.

7. Schopenhauer, A. (1819). "Die Welt als Wille und Vorstellung" ("The World as Will and Representation"). Kapitel "Dritter Buch. Die Welt als Wille", S. 243.

8. F. Nietzsche, On the Genealogy of Morals, III:7.

9. F. Nietzsche, (1901) The Will to Power Kritische Studienausgabe 12:9 [60], Section 585, translated by Walter Kaufmann (1968).

10. F. Nietzsche, Also sprach Zarathustra, S.120-130, (1883).

11. Emily Kitazawa, Nietzsche's Critique of Christianity: His 3 Main Points, SHORTFORM, Feb.15, 2023, https://www.shortform.com/blog/nietzsche-critique-of-christianity/

12. Westacott, Emrys. "Nietzsche's Concept of the Will to Power." ThoughtCo, Sep. 24, 2020, thoughtco.com/nietzsches-concept-of-the-will-to-power-2670658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.