Научная статья на тему 'Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше'

Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / воля / жизнь / ценности / сверхчеловек / религия / мораль / бытие / метафи-зика / онтология / Ницше / power / will / life / values / superman / religion / morality / being / metaphysics / ontology / Nietzsche

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Олег Юрьевич Кузнецов

Основная задача данной статьи заключается в рассмотрении концепции «воля к вла-сти» Ф. Ницше как неклассической онтологии постметафизического плана. Выявлен предмет философского осмысления онтологического характера феномена власти. Исследованы ключевые аспекты философии Ф. Ницше: воля к жизни как воля к власти, критика христианской религии и морали, поиск новых ценностей, идея сверхчеловека. Немецкий философ одним из первых говорит о слабости и никчемности человека, ко-торый воздвиг «мир идей» над миром действительности. Ницше настаивает на том, что у человечества в принципе нет конкретной цели, человеку необходимо научиться воспитывать себя самого, самовозвы-шаться, возвышая тем самым и общество. Сделан вывод о том, что власть представляет собой новое он-тологическое измерение, которое определяет человеческое существование. Это и будет являться, по мысли Ницше, ориентиром к решению проблемы целостности человека. Автор приходит к заключению, что олицетворением высшей метафизики у Ницше является сверхчеловек, он есть «смысл земли». Воля к вла-сти, таким образом, является новой онтологической реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Will to Power as a New Ontological Reality in the Philosophy of F. Nietzsche

The main objective of this article is to consider the concept of “will to power” by F. Nietzsche as a non-classical ontology of the post-metaphysical plan. The subject of philosophical understanding of the ontological nature of the phenomenon of power is revealed. The key aspects of F. Nietzsche’s philosophy are investigated: the will to life as the will to power, criticism of Christian religion and morality, the search for new values, the idea of superman. The German philosopher was one of the first to speak about the weakness and worthlessness of a man who raised the “world of ideas” above the world of reality. Nietzsche insists that humanity, in principle, has no specific goal, a person needs to learn to educate himself, to elevate himself, thereby elevating society. Conclusion dwells upon the fact that power represents a new ontological dimension that defines human existence. According to Nietzsche, this will be the guideline for solving the problem of human integrity. The author comes to the conclusion that the personification of the highest metaphysics in Nietzsche is the superman, he is the “meaning of the earth”. Therefore, the will to power appears as a new ontological reality.

Текст научной работы на тему «Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше»

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

Научная статья УДК 111:141

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.11.23

Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше Олег Юрьевич Кузнецов

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, hn750kuznetsov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-9468-734X

Аннотация. Основная задача данной статьи заключается в рассмотрении концепции «воля к власти» Ф. Ницше как неклассической онтологии постметафизического плана. Выявлен предмет философского осмысления онтологического характера феномена власти. Исследованы ключевые аспекты философии Ф. Ницше: воля к жизни как воля к власти, критика христианской религии и морали, поиск новых ценностей, идея сверхчеловека. Немецкий философ одним из первых говорит о слабости и никчемности человека, который воздвиг «мир идей» над миром действительности. Ницше настаивает на том, что у человечества в принципе нет конкретной цели, человеку необходимо научиться воспитывать себя самого, самовозвышаться, возвышая тем самым и общество. Сделан вывод о том, что власть представляет собой новое онтологическое измерение, которое определяет человеческое существование. Это и будет являться, по мысли Ницше, ориентиром к решению проблемы целостности человека. Автор приходит к заключению, что олицетворением высшей метафизики у Ницше является сверхчеловек, он есть «смысл земли». Воля к власти, таким образом, является новой онтологической реальностью.

Ключевые слова: власть, воля, жизнь, ценности, сверхчеловек, религия, мораль, бытие, метафизика, онтология, Ницше

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кузнецов О.Ю. Воля к власти как новая онтологическая реальность в философии Ф. Ницше // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 159-164. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.23.

Original article

The Will to Power as a New Ontological Reality in the Philosophy of F. Nietzsche

Oleg Yu. Kuznetsov

Surgut State University, Surgut, Russia,

hn750kuznetsov@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-9468-734X

Abstract. The main objective of this article is to consider the concept of "will to power" by F. Nietzsche as a non-classical ontology of the post-metaphysical plan. The subject of philosophical understanding of the ontological nature of the phenomenon of power is revealed. The key aspects of F. Nietzsche's philosophy are investigated: the will to life as the will to power, criticism of Christian religion and morality, the search for new values, the idea of superman. The German philosopher was one of the first to speak about the weakness and worthlessness of a man who raised the "world of ideas" above the world of reality. Nietzsche insists that humanity, in principle, has no specific goal, a person needs to learn to educate himself, to elevate himself, thereby elevating society. Conclusion dwells upon the fact that power represents a new ontological dimension that defines human existence. According to Nietzsche, this will be the guideline for solving the problem of human integrity. The author comes to the conclusion that the personification of the highest metaphysics in Nietzsche is the superman, he is the "meaning of the earth". Therefore, the will to power appears as a new ontological reality.

Keywords: power, will, life, values, superman, religion, morality, being, metaphysics, ontology, Nietzsche

Funding: Independent work.

For citation: Kuznetsov, O.Yu. (2023) The Will to Power as a New Ontological Reality in the Philosophy of F. Nietzsche. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 159-164. Available from: doi:10.24158/fik.2023.11.23 (In Russian).

Переход от XVIII к XIX столетию обозначил эволюцию онтологической парадигмы в самых разнообразных философских направлениях и учениях. Данный период стал временем разочарований и поиска новых идей, которые способны дать ответы на уже застоявшиеся кризисные явления эпохи. Мысли людей ушли от космического логоса к земным, чувственным основам. Человек стал изучать себя системно как субъект деятельности, как личность. Отсюда возник важнейший вопрос, заключающийся в необходимости создать новую культуру, которая позволила бы

© Кузнецов О.Ю., 2023

человеку воспитать себя самого и возвысить то общество, в котором он живет и творит. Таким образом, ключевым предметом мыслей философов стал интерес к самому человеку, его внутреннему миру, разуму, воле и чувствам.

Феномен власти на протяжении многих веков изучали многие мыслители, однако это понятие неизменно остается крайне сложным и противоречивым. Н.А. Бердяев отмечает: «Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана» (Бердяев, 2007). Философский взгляд на термин «власть» характеризуется попытками изучить природу и закономерности сущности власти вне зависимости от ее всевозможных проявлений - будь то онтологические, психологические или политические измерения.

Целью данной работы выступает рассмотрение представлений о воли к власти на основе историко-философского и герменевтического анализа в философии немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше, который предлагает новую онтологическую реальность - модель онтологии постметафизического плана. Как отмечают М.В. Думинская и С.Р. Аминов, «выход за рамки метафизического мышления оказывается достаточно сложным, поскольку властные отношения буквально пронизывают бытие, они вплетены в его структуру, отражая тотальный характер власти. В результате неклассические теории власти предлагают истолкование власти в качественно ином видении» (Думинская, Аминов, 2023).

Фридрих Ницше является одним из величайших философов XIX века. Его ключевые труды - «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Бог умер» и др. оказали большое влияние на всю последующую философскую мысль и явились переходной стадией от классической философии к ее неклассическому варианту. В свое время мыслитель предложил собственные трактования трансценденции, государственного строя, человеческих ценностей, пре-возможения самого человеческого существа. «Многовековой опыт прославления человека, перечисление присущих ему качеств, выявление свойственного ему потенциала, феноменология человеческой природы, выявление сущности человека и его целостности, - все ставится под сомнение» (Гуревич, 2013).

Ницше убежден в том, что первоначально человек был лишь очередным зверем в существующем мире мрака и хаоса, где он соперничал с другими живыми организмами за выживание и господство. В процессе своего развития человек сумел завоевать и подчинить своей воле животных, а в процессе борьбы смог обрести сознание, язык, логику, мораль, религию. Однако человек все еще оставался слабым, а природа оставалась жестокой по отношению к нему. Ницше заключает, что, продолжая борьбу с существующей реальностью, человек в какой-то момент воз-двигнул так называемый «мир идей» над хаотичным миром действительности. Существование «мира идей», следовательно, было необходимым условием для людей, их дальнейшего выживания, но Ницше полагает, что этот мир к настоящему времени отбросил длинную тень на реальный мир. По мысли философа, человек является слабым, можно сказать, ущербным существом. Человек боится чего-либо лишенного, по его мнению, смысла, он не осознает всю беспорядочность и хаотичность реального мира, поэтому и нуждается в религиозных наставлениях и метафизическом основании бытия. Важность религии и морали состоит в том, что на протяжении десятков веков они сохраняли огромное количество человеческих жизней. Например, согласно христианским заповедям, каждый человек ценен вне зависимости от чего-либо. И религия, и мораль строят «иллюзорный «перевес» уважения в пользу тех, кто плохо или посредственно преуспел в жизни - ради сохранения слабых» (Ницше, 2003).

Анализируя общественный порядок, Ницше приходит к выводу о том, что современные моральные, нравственные и этические нормы более не соответствуют сложившейся реальности. Старые идеалы более не служат возвышению человечества. «Поистине, друзья мои, я брожу среди людей, как среди обломков и кусков людей! Для меня ужасное зрелище - видеть человека раскромсанным и разбросанным, как будто на поле кровопролитного боя и бойни. И если переносится мой взор от настоящего к прошлому, всюду находит он то же самое: обломки, куски людей и ужасные случайности - и ни одного человека!» (Ницше, 1996).

Автор, таким образом, ищет нового человека, который соответствовал бы настоящему миру: «Наличный мир, который строился всем земным и живым, в итоге чего он сейчас так и выглядит (прочным и медленно движимым), мы хотим строить дальше - а не отметать критически прочь как мир ложный» (Ницше, 2003). Решение поставленного вопроса Ницше усматривает в создании уникального по своим качествам человека - сверхчеловека. Анализируя великие исторические личности, Ницше также не находит в них того самого сверхчеловека.

Ницше, являясь критиком современных ему религиозных установок, говорит о том, что люди более не имеют нужду в Боге, Бог умирает. Соответственно, любые морально-нравственные запреты более не действуют. «Итак, против морали обратился тогда, с этой сомнительной

ФИЛОСОФИЯ РН!ЬОЭОРНУ

книгой, мой инстинкт, как заступнический инстинкт жизни, и изобрел себе в корне противоположное учение и противоположную оценку жизни, чисто артистическую, антихристианскую» (Ницше, 1990а). Взамен Бога будет сверхчеловек, который более не терпит слабых, униженных и безвольных. В этих рассуждениях мы видим отход Ницше от сложившейся классической онтологии власти. Философ сопротивляется классической метафизике и эссенциализму, ведь его слоган «Бог умер» - своего рода суждение нигилизма метафизического плана. Метафизика исследует первичную природу бытия, Ницше же находится в поиске образцовых ценностей. Само слово «ценность» философ пытается преподнести с другой, новой стороны. Ведь Бог, старые идеалы, сосредоточенность умов на гносеологии - все это традиционные ценности, которые Ницше считал ненужными и, в принципе, не осуществляемыми для повседневного человеческого опыта.

По мнению мыслителя, христианские культурные традиции и традиционные ценности для человека более не служат ориентиром, они устарели. В этом смысле речь должна идти не просто о замене их новыми ценностями и традициями. Ницше настаивает на разрушении традиционных ценностей, всей структуры. Необходима новая оценка, новые ценности и принципы. Надлежащим принципом должна стать сама жизнь, а «мир идей» нужно забыть.

Разочаровавшись в сложившихся христианских традициях и ценностях, Ницше обесценивает их. Однако автор не столько желает заменить их новыми, сколько разрушить всю устоявшуюся систему традиционных ценностей. Второй мир - «мир идей» более нетерпим, а значит сама жизнь, ее улучшение должны стать в центре умов людей. «То, что называем «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение: остальное есть незначительный придаток. Прясть дальше всю нить жизни и притом так, чтобы нить делалась все прочнее, - вот истинная задача» (Ницше, 2003). Ницше отметает христианство в сторону за идею о равенстве людей перед Богом. «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек» (Ницше, 1996).

Фридрих Ницше создает принципиально новую онтологическую модель, онтологию постметафизического плана. «По крайней мере, тем немногим, чьи глаза и подозрение в глазах достаточно сильны и зорки для этого зрелища, кажется, будто закатилось какое-то солнце, будто обернулось сомнением какое-то старое глубокое доверие» (Ницше, 1998). Мыслитель говорит о закате солнца трансценденции, она теряет свою власть, становится удаленной от существования. Однако закат предвещает и новый рассвет. Противостоя классической метафизике, бытию, как основе всякого существующего, философ представляет иную теорию - концепцию жизни, сосредоточенную на власти. Ницше называет ее «воля к власти» и именно в ней он усматривает ключ к пониманию всего и всея. По мнению автора, существует некая жизненная сила, которая является основой устройства всего мира. Эта сила и есть власть, контролирующая состояние всего существующего. «Вся движущая сила есть воля к власти, что кроме нее нет никакой физической, динамической или психической силы» (Ницше, 2003).

Ницше полагал, что сама жизнь является главной целью любых человеческих желаний, ведь настоящий мир - это противостояние жизненных сил, борьба за существование, а, следовательно, борьба за власть. «Жизнь не есть приспособление внутренних условий к внешним, а воля к власти, которая, действуя изнутри, все больше подчиняет себя и усваивает себе все «внешнее»» (Ницше, 2005а).

Концепция воли к власти Ницше исходит из двух типов, находящихся в противоборстве друг с другом - воли сильных и воли слабых. Первая ведет к подъему человечества и является волей к жизни, вторая же - олицетворяет упадок и волю к смерти. Ницше отмечал, что сама воля метафизична, она не появляется из чувственного желания или влечения к чему-либо. Само бытие, по мнению автора, должно расцениваться как воля. Ведь именно воля заставляет человека первенствовать, главенствовать. Ф. Юнгер в этой связи отмечает, что «учение о воле нуждается еще в учении о полномочиях этой воли к власти» (Юнгер, 2001).

О постижении воли к власти как воли к жизни немецкий мыслитель сообщал в работе «Так говорил Заратустра»: «Но где бы ни находил я живое, везде слышал я и речь о послушании. Все живое есть нечто повинующееся». «Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но... воля к власти! Много ценится живущим выше, чем сама жизнь; но и в самой оценке говорит - воля к власти!» (Ницше, 1990б).

Ницше говорит о том, что воля пронизывает все аспекты человеческой жизни, она и есть жизнь. Человек всегда будет хотеть становиться властителем, чтобы подчинять, чтобы повелевать. Это придает ему исключительный смысл жизни - совершать подавление. Таково естество воли. При этом философ делает важное замечание, что сверхчеловек не только повелевает другими, но также критически и осознанно внимает самому себе, подчиняется самому себе ради поставленных целей.

В концепции воли к власти Ницше отмечает ее ключевые свойства: во-первых, воля к власти неизменно стремится к сохранению достигнутого; во-вторых - к преумножению достигнутого. Воля вездесуща, она первична по отношению к сознанию и мышлению. Как отмечает А.В. Егоров,

«принцип стремления к власти Ницше ставит очень широко. Весь процесс роста, всякую энергию к жизни он объявляет принципом власти» (Егоров, 2020).

В.Т. Фаритов пишет: «Задача взращивания человека нового типа означает для философа в первую очередь преодоление установленных и фиксированных интерпретаций и созидание новых горизонтов смыслов и ценностей» (Фаритов, Демин, 2022). При этом Ницше был уверен в том, что воля к власти среди людей является дорогой к упадку общественности. Философ считал эксплуатацию неотъемлемой частью жизни, функцией воли к жизни. Она является исключительно врожденным явлением. «Эксплуатация присуща не непременно испорченному или несовершенному и примитивному обществу как органическая основная функция - она является сущностью всего живого, следствием действительной жажды власти, которая и есть жажда жизни» (Ницше, 2006).

В своих работах Ницше, таким образом, говорит о власти как о желании силы, желании обладать. Волю к власти он ставит в один ряд с волей к жизни, отождествляя эти понятия, ведь сама жизнь без власти, по его мнению, непостижима.

Ницше удалось создать онтологическую модель, которая разграничивает две стороны мира. Анализируя великие исторические личности, культурное развитие человечества и его нынешнее состояние, философ не находит в нем подлинных ценностей и строит, таким образом, новую философскую картину, неограниченную моралью и религией, добром и злом. Хотя и здесь он оставляет простор для зла, ведь «самое злое нужно для блага сверхчеловека» (Ницше, 1996). Такое осмысление онтологического учения уникально для философской мысли. С.В. Гуленина и Ю.Ш. Стрелец считают, что в основе познания у Ницше находится не субъективизм, а «онтоло-гизация субъективного, когда она, не теряя, а наоборот, приобретая целостное человечески-личное содержание, становится объективным выразителем всей жизни, и в ней человека, решившего стать тем, кто он есть» (Гуленина, Стрелец, 2006).

Критикуя христианскую религию, философ предлагает другой взгляд на мир. Как бы повторяя мысль Фрэнсиса Бэкона «все в мире повторяется», Ницше также считает, что если в беспорядочном мире действительности нет конечной идеи, цели, тогда все в нем будет совершаться снова бесчисленное количество раз. Следовательно, человечеству необходимо принять концепцию «вечного возвращения», кругооборота событий.

Ницше уверен в том, что в мире всегда будет оставаться соперничество за превосходство, за саму жизнь и за власть. К. Ясперс в этой связи отмечает: «человек - не просто принудительный синтез противоположностей ... уже в самых глубинных своих истоках человек - это не что иное, как борьба» (Jaspers, 1963). Ницше уверен, что любого рода старания исключить из жизни зло, проявление тененых сторон личности будут иметь результатом лишь обнищание и обезличивание людей. Зло есть неотъемлемая часть человеческого бытия.

Человек пребывает в ежедневной борьбе с самим собой, и Ницше в этом смысле как бы дает наставление, предписание каждой отдельной личности в своих философских трудах «формировать дальше себя самого: воля к власти как самовозвышение и усиление» (Ницше, 2005б). Необходимо созидать, самоопределяться и самовозвышаться, и тогда концепция сверхчеловека перестанет быть иллюзорным видением и прочно утвердится в настоящей жизни. Саму сущность жизни необходимо расценивать как постоянное и неизменное улучшение человеческих качеств, продолжающееся восхождение человека на высшие ступени бытия. Ницше пишет: «рассчитывают на борьбу за существование, на вымирание слабых существ и на переживание наиболее сильных и наиболее одаренных; следовательно, предполагают постоянный рост совершенства живых существ. Мы, наоборот, склоняемся к убеждению, что в борьбе за жизнь случай идет одинаково на пользу как слабым, так и сильным; что хитрость часто с выгодой дополняет силу, что плодовитость видов стоит в достопримечательном отношении к шансам вымирания» (Ницше, 2005б). Воля к власти предстает, по замыслу Ницше, новой онтологической реальностью.

Философ является сторонником аристократической формы правления и ратует за создание сверхчеловека как о главной миссии правильного государства. Ницше видит необходимым подчинение масс, расслаивание общества - это база для «вознесения» сверхчеловека. Государство - это концепт философов, созданный и управляемый ими же. «Государство - есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена, - то есть будет в корне разрушена первоначальная цель государства» (Ницше, 2000).

Ницше смотрел на политику с недоверчивостью: «Приход к власти обходится дорого: власть оглупляет ... политика поглощает всю серьёзность, нужную для действительно духовных вещей» (Ницше, 2009). Философ полагал, что люди, желающие все более и более политически властвовать, теряют всякие ценностные ориентиры и становятся заложниками одной цели, а она подчиняет человека и поглощает его волю, начиная диктовать свои императивы. «Кто обладает силой, тот отказывается от духа» (Ницше, 2009).

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

Таким образом, именно с фигуры Фридриха Вильгельма Ницше в философии была открыта дорога для онтологии нового типа - неклассической онтологии постметафизического плана. Сменив вектор онтологической парадигмы, Ницше встал по ту сторону морали, отказавшись отождествлять истинное и моральное, и начал борьбу с классической метафизикой и эссенциализ-мом. Ницшеанская критика метафизики явилась новым многоаспектным представлением ее проблем и целей. Концепция жизни философа сосредоточена на власти, она и есть воля к власти. Разграничив два мира - мир идей и мир действительности, Ницше строит модель онтологии, не имеющую примеров в философской мысли. В ней нет места морали, религии, таким ценностям, как добро и зло. Оригинальным же олицетворением метафизики у Ницше выступает сверхчеловек: «сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» (Ницше, 1990б). Именно власть, таким образом, являет собой качественно новое онтологическое измерение, которое и определяет человеческое существование.

Список источников:

Бердяев Н.А. Судьба России : книга статей. М., 2007. 640 с.

Гуленина С.В., Стрелец Ю.Ш. Фридрих Ницше о метафизическом и психологическом горизонтах воли к власти // Вестник ОГУ. 2006. № 7 (57). С. 40-48.

Гуревич П.С. Апофатический проект человека // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 42-54.

Думинская М.В., Аминов С.Р. Власть как онтологический феномен в контексте метафизического и постметафизического рассмотрения // Общество: философия, история, культура. 2023. № 2 (106). С. 21-26. https://doi.org/10.24158/fik.2023.2.2.

Егоров А.В. Фридрих Ницше о воле к жизни как воле к власти // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 2. С. 190-200.

Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники / сост., ред. изд., вступит. ст. и прим. К.А. Свасьяна; пер.с.нем. М., 1990а. 830 с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1990б. 829 с.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 1996. 334 с.

Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. М., 1998. Т. 1. 830 с.

Ницше Ф. Греческое государство. М., 2000. 15 с.

Ницше Ф. Воля к власти. М., 2003. 864 с.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. Е. Герцык [и др]. М., 2005а. 880 с.

Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. М., 2005б. Т. 12. 560 с.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. СПб., 2006. 240 с.

Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. М., 2009. Т. 6. 408 с.

Фаритов В.Т., Демин И.В. Философия Ницше как проект семиотической онтологии Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 60-65. https://doi.org/10.17223/15617793/481/7.

Юнгер Г.Ф. Ницше / пер. с нем. А.В. Михайловского. М., 2001. 256 с.

Jaspers K. General Psychopathology. Manchester. 1963. 922 р.

References:

Berdyaev, N.A. (2007) Sud'ba Rossii [The fate of Russia]. Moscow. 640 p. (In Russian).

Duminskaya, M.V. & Aminov, S.R. (2023) Power as an ontological phenomenon in the context of metaphysical and post-metaphysical consideration. Society: Philosophy, History, Culture. (2 (106)), 21-26. Available from: doi:10.24158/fik.2023.2.2. (In Russian).

Egorov, A.V. (2020) Friedrich Nietzsche on the will to life as the will to power. Crede Experto: transport, society, education, language. (2), 190-200. (In Russian).

Faritov, V.T. & Demin, I.V. (2022) Nietzsche's philosophy as a project of semiotic ontology. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. (481), 60-65. Available from: doi:10.17223/15617793/481/7. (In Russian).

Gulenina, S.V. & Strelets Yu.Sh. (2006) Friedrich Nitzsche about metaphysical and psychological levels of volition to the power. Vestnik OGU. (7 (57)), 40-48. (In Russian).

Gurevich, P.S. (2013) Apophatic man project. Voprosy filosofii. (8), 42-54. (In Russian).

Jaspers, K. (1963) General Psychopathology. Manchester. 922 p.

Nicshe, F. (1990) Sochineniya v 2 t. T. 1. Literaturnye pamyatniki [Essays in 2 vols. Vol. 1. Literary monuments]. Moscow. 830 p. (In Russian).

Nicshe, F. (1990) Tak govoril Zaratustra. Kniga dlya vsekh i ni dlya kogo [Thus spoke Zarathustra. A book for everyone and for no one]. In: Sochineniya [Essays]. In 2 Vols. Vol. 2. Moscow. 829 p. (In Russian).

Nicshe, F. (1996) Tak govoril Zaratustra [Thus spoke Zarathustra]. St. Petersburg. 334 p. (In Russian).

Nicshe, F. (1998) Sochineniya [Essays]. In 2 Vols. Vol. 1. Moscow. 830 p. (In Russian).

Nicshe, F. (2000) Grecheskoe gosudarstvo [The Greek State]. Moscow. 15 p. (In Russian).

Nicshe, F. (2003) Volya k vlasti [The will to power]. Moscow. 864 p. (In Russian).

Nicshe, F. (2005) Polnoe sobranie sochinenij [The complete works]. In 13 Vols. Vol. 12. Moscow. 560 p. (In Russian).

Nicshe, F. (2005) Volya k vlasti. Opytpereocenki vsekh cennostej [The will to power. Experience of revaluation of all values]. Moscow. 880 p. (In Russian).

Nicshe, F. (2006) Po tu storonu dobra i zla [Beyond good and Evil]. St. Petersburg. 240 p.

Nicshe, F. (2009) Polnoe sobranie sochinenij [The complete works]. In 13 Vols. Vol. 6. Moscow. 408 p. (In Russian).

Yunger, G.F. (2001) Nicshe [Nietzsche]. Moscow. 256 p. (In Russian).

Информация об авторе

О.Ю. Кузнецов - аспирант кафедры философии и права Сургутского государственного университета, Сургут, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about author O.Yu. Kuznetsov - PhD student, Department of Philosophy and Law, Surgut State University, Surgut, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.