УДК 172
ФИЛОСОФИЯ-НАУКА-РЕЛИГИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ДИАЛОГА
Роман Владимирович Сорокин
Аспирант кафедры философии Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Елена Вадимовна Суханова Аспирантка кафедры философии Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Фундаментальной актуальной философской целью является раскрытие и нейтрализация опасных тенденций современного научно-технического развития. Системным центром достижения этой цели можно считать формирование новых ценностей, воодушевляющих и удерживающих человечество (совокупность свободных людей, которым нельзя приказывать, но которых нужно убеждать) от дальнейшего продвижения в зону риска уничтожения, завершения своей истории (в частности, в ходе интенсивного, демократически необдуманного развития постчеловеческих тенденций). Сомневаемся, что искомыми новыми ценностями человечества могут быть ценности луддизма или разрушения, запрета и отказа от множества наличных и дальнейших научно-технических достижений, изменяющих жизнь людей к лучшему. Речь должна идти о тонко выверенном, перманентном влиянии на происходящие количественные изменения в научно-техническом развитии, гарантированно избегающего непредсказуемых, опасных качественных скачков. Успешность этого проекта может быть отражена формой перехода от техногенной цивилизации к посттехногенной. Задача формирования новых посттехногенных ценностей должна активизировать на родственные аксиологические достижения. В этом плане религия выступает важнейшей составляющей намечающегося диалога внетехногенных форм жизни с наукой, современной техногенной цивилизацией. Это говорит о необходимости создания теоретико-методологических оснований построения проектной модели будущего развития «религиозного». Существующие мировоззренческие, этические, экологические, антропологические и методологические точки соприкосновения, изменения в сфере научной рациональности создают благоприятные основания и условия диалога науки и религии в рамках философского знания. Соответственно, обсуждается проблема специфики медиаторства философии как средства построения и развития диалога науки и религии.
Ключевые слова: техногенная цивилизация, посттехногенная цивилизация, научно-технический прогресс, постнеклассическая рациональность, междисциплинарная интеграция, «будущее религии», коммуникация, диалог, «зона обмена», медиация.
PHILOSOPHY-SCIENCE-RELIGION: PERSPECTIVES OF MODERN DIALOGUE
Roman Vladimirovich Sorokin
PhD student of the Department ofphilosophy Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Elena Vadimovna Sukhanova PhD student of the Department ofphilosophy Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The fundamental actual philosophical purpose is disclosure and neutralization of some modern scientific and technical development tendencies which seem dangerous. The system center for achieving this aim may be considered the shaping of new values, inspiring and restraining the humankind (like a complex of free people who are not obeying the orders but who must be convinced) from further advancement into the risk zone of elimination and human history ending (that's particularly can be possible while intense democratically rash development of some post-human tendencies). It seems very doubtful that new values which humanity is looking for can be the values of luddism or destruction, prohibition and refusal of many available and impending scientific and technological achievements changing people's lives for better. We should talk about a finely adjusted, permanent impact on the ongoing quantitative changes taking place in scientific and technological development that avoided unpredictable, dangerous qualitative jumps assuredly. The success of this project can be reflected by the form of transition from technogenic to post-technogenic civilization. The task of creating of new post-technogenic values should awaken us for related axiological achievements. In this sense, religion is the most important aspect of the emerging dialogue between non-technologenic forms of life and science, modern technogenic civilization. This suggests a need to create theoretical and methodological foundations for a project model construction of the future development of «religious». Existing ideological, ethical, ecological, anthropological and methodological correlations, some changes within
the field of scientific rationality create favorable bases and conditions for the science-religion dialogue within the framework of philosophical knowledge. So, there is a discussing problem of the philosophy mediation specifics as a tool of building and developing a dialogue between science and religion.
Keywords: technogenic civilization, post-technogenic civilization, scientific and technological progress, post-non-classical rationality, interdisciplinary intégration, «the future of religion», communication, dialogue, «exchange zone», mediation.
Одной из самой очевидной проблемной ситуацией современной социальной жизни является скорость и масштабность научно-технических изменений, особенно в плане влияния на природу, общество, человека, внесения общей неопределенности, повышения рисков экологической и техногенной катастрофы, возможного возникновения постчеловеческой жизни [Кутырёв, 2011; Маслов, 2013 и др.]. Сохранение и дальнейшее развитие человечества обеспечивается либо отказом, либо контролем за научно-техническим прогрессом. Наиболее перспективным представляется второй путь, который может быть реализован в рамках идей формирования посттехногенной цивилизации и коэволюционного развития человека и природы. Речь должна идти о теории и практике положительных изменений в области научно-технического развития и связанных с ним современных ценностях (например, ценностей потребительского общества). Нужна переориентация культуры на новые ценности и формы жизни. Однако, следует не только найти новые, но и актуализировать известные исторические ценности и формы жизни, способные заменить собой проблемные. Последнее может быть обеспечено соответствующим исследованием феномена «религии».
Очевиден рост исследовательского интереса к вопросам связанным с ролью религии в современности и перспектив ее дальнейшего существования (М. Элиаде, Д. Деннет, Ю. Хабермас, П. Солтердайк, Р. Рорти и др.). В литературе особо отмечается, что такой известный философ, как Юрген Хабермас не только признал потребности секуляризма в опыте сакральных традиций для прояснения собственных оснований, но и необходимость гарантирования многообразия, наряду с многообразием биологических видов, религиозного опыта [Хабермас et al, 2006].
Существует немало мыслителей, считающих религиозную веру разновидность сложно устроенных, но примитивных заблуждений, а ее значение для будущего минимальным, ввиду иррациональности. Однако, следует помнить тот факт, что моральные принципы секулярного общества недостаточны для того, чтобы удержать ученых и тех, кто связан с внедрением научных открытий от опасных для существования человечества действий. Таким образом необходимость создания теоретико-методологических оснований и определения проблемного поля для построения гипотетической модели развития «религиозного» в современном глобальном мире не теряет актуальности. И средствами здесь могут быть философия, феноменология религии, религиоведение, когнитивистика, психология.
Следует иметь ввиду, что различия науки и религии не делает их радикально гетерогенными: их объединяет стремление к постановке и освящению наиболее основополагающих вопросов, связанных с мирозданием, с человеком и смыслом его существования и т.д. Экзистенциальное вопросы (совесть, вина, свобода и т.д.) не могут получить однозначно научного решения без обращения к религии. Наука принимает на веру многие из своих основополагающих принципов. Имея границы познания, переступая которые она уже не может пользоваться научным методом и применять для анализа свой понятийный аппарат. Путь к знанию, который проходит человек в науке и религии, структурно один и тот же. Наличие мировоззренческих, этических, экологических, антропологических и методологических оснований позволяет говорить о возможности сближения или диалога науки и религии.
Необходимость актуализация проблем формирование новой постнеклассической рациональности [Бранденбург, 2016] показывает, что целевая причинность является элементом, как религиозного, так и научного мировоззрения. Аналогичная ситуация складывается с гуманистическими ценностями. Будучи изначально олицетворяемы религией и светской этикой, они реализуются как часть научного дискурса. Следствием уравнивания эпистемических дискурсов и ориентации на плюрализм оказывается вариативность способов взаимодействия науки и религии. Наиболее перспективным здесь представляется диалог, как менее жесткое взаимодействие, чем интеграция. Здесь фиксируется возможность и необходимость согласования познавательных результатов науки и религии, как в основных положениях, так и в поднимаемых наукой пограничных вопросах, на которые она не в состоянии ответить (в том числе онтологических). Конечно, нельзя сбрасывать со счетов сложности в построении подобного диалога, как со стороны религиозных фундаменталистов, не воспринимающих положительно противоречащей аргументации, так и консерваторов от науки, носителей идеологии «сциентизма». И тут мы выходим на проблему коммуникации.
Формирование постнеклассической рациональности имеет следствием междисциплинарную интеграцию наук, и актуализацию необходимости методологической коммуникации между ними. В фокусе социально-философских исследований науки сегодня оказывается тема «зон обмена», используемое для концептуализации коммуникативного содержания науки [Столярова, 2015]. Данное понятие введено П. Галисоном для метафорического описания того, как различные научные практики используют для взаимной пользы достижения друг друга [Галисон, 2004]. Идея, получила дальнейшее развитие в направление философии науки, анализирующем особенности функционирования взаимодействующих научных практик на базе нового общего языка, возникающего при таких взаимодействиях [Касавин,1999; Касавин, 2015; Касавин, 2017; Столярова, 2013 и др.]. На кафедре философии ННГУ им. Н.И. Лобачевского ставится и разрабатывается
концепция негумбольдтовских «зон обмена», формирующих среду общения между научным сообществом и «обществом в целом» [Дорожкин, 2018 а]. Именно здесь, по нашему мнению, может находится инструмент решения проблемы построения конструктивного диалога религии и науки. Негумбольдтовские «зоны обмена» в большинстве случаев рассматриваются, как попытка членов научного сообщества передать основные положения своего мировоззрения представителям иных, неродственных научному, мировоззрений. Обозначается сложность и возможное противодействие построению таких зон [Дорожкин, 2017; Воронина et al, 2018]. Но все это не отменяет перспективность работ в этом направлении, в частности, в плане развития процедуры медиации, со стороны философии. Выступающие в качестве экспертов-медиаторов философы, обеспечивают коммуникацию, как между представителями разных дисциплинарных сообществ, так и между учеными и потребителями их продукта [Касавин, 2017, с. 8-17; Дорожкин, 2018 б, с. 6-23]. Почему бы не попытаться сделать аналогичную попытку в отношении религии?
В качестве одного из возможных направлений подобного решения можно рассмотреть разделение медиации на согласование, и консультацию для согласования [Воронина et al, 2018]. В первом случае медиация осуществляется философом, во втором случае коммуникация осуществляется с помощью консультации философа, который не навязывает свою позицию. Здесь медиация является выявлением мировоззренческих составляющих и мировоззренческих следствий. Итогом выстраиваемого философией диалога может являться отказ от домината науки над религией, или корректная позиция в отношении друг друга и конструктивное взаимодействие.
Литература
1. Бранденбург, 2016 - Бранденбург В.Я. К проблеме становления научного познания: от классической науки к современному этапу // Философская мысль 2016. № 9. С. 66-73. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.9.20281. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20281.html- (дата обращения: 21.08.2019).
2. Воронина et al, 2018 - Воронина Н.Н., Ткачев А.Н. Мировоззренческие предпосылки успешного функционирования галисоновских «зон обмена» // Философская мысль. 2018. № 12. С. 10-17. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.12.27896 .
3. Галисон, 2004 - Галисон П. Зона обмена: координация убеждений и действий // Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. с. 64-91.
4. Дорожкин, 2017, с. 24-25 - Дорожкин А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. С. 20-29.
5. Дорожкин, 2018 а - Дорожкин А.М. Особенности построения негумбольдтовских зон обмена // Вестник Вятского государственного университета. № 4. 2018. С. 7-13.
6. Дорожкин , 2018 б - Дорожкин А.М. Философ как медиатор // The Digital scholar: лаборатория философа. 2018. Т. 1. №2. С. 6-23. DOI: 10/5840/dspl20181213
7. Касавин, 1999 - Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. М.: РХГИ, 1999. 407 с.
8. Касавин, 2015 - Касавин И.Т. Мегапроекты и глобальные проекты. Наука между утопией и технократией // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 40-56
9. Касавин, 2017 - Касавин И.Т. Зоны обмена как предмет социальной философии науки // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 8-17.
10. Кутырёв, 2011 - Кутырёв В.А. Философия трансгуманизма. Против постчеловеческой технологизации мира. Саарбрюкен: Изд-во Ламберт. 2011. 84 с.
11. Маслов, 2014 - Маслов В.М. Постчеловеческие тренды техногенной цивилизации. // Философия и культура. 2014. № 6. - C. 804-813.
12. Столярова, 2015 - Столярова О.Е. Исследования науки и технологии в перспективе онтологического поворота. М.: Русайенс, 2015. 189 с.
13. Хабермас et al, 2006 - Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.
ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ ВИДИМОЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ28
Александра Александровна Аргамакова
кандидат философских наук, научный сотрудник Институт философии Российской Академии Наук
Распределение или исчезновение субъекта действия представляет особое свойство цифрового пространства. Благодаря чему появилось множество конспирологических теорий управ-
28 Подготовлено при поддержке Гранта Президента РФ для молодых ученых, проект №МК-615.2019.6, «Исторические трансформации концепций социальной инженерии и проектирования».