УДК 78.01:141.3 Лосев Путечева Ольга Анатольевна
кандидат искусствоведения, доцент Кубанского медицинского института
Выстороп Алексей Владимирович
студент Кубанского медицинского института
ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ХРОНОТОПА А.Ф. ЛОСЕВА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
https://doi.org/10.24158/fik.2018.7.4 Putecheva Olga Anatolyevna
PhD in Art History, Associate Professor, Kuban Medical Institute
Vystorop Aleksey Vladimirovich
Student, Kuban Medical Institute
PHILOSOPHY OF THE MUSIC CHRONOTOPE OF A.F. LOSEV IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF CONTEMPORARY CREATIVE WORKS
Аннотация:
Работа посвящена проблемам пространственно-временной организации произведений композиторского творчества и осознанию закономерностей становления звукового материала в концепции отечественного мыслителя А.Ф. Лосева, заложившего основы философии музыкального искусства. Его идеи не только созвучны самым глубоким разработкам современников, но становятся основой для плодотворных современных исследований, они имеют огромный духовный потенциал. Идеи А.Ф. Лосева представляют собой фундамент для анализа сложных пространственно-временных процессов в современном музыкальном искусстве начала XXI в. Современные ученые Б. Асафьев, К. Зенкин, М. Коган, Е. Назайкинский, Г. Панкевич, В. Холопова, Ю. Холопов выстраивают свои музыкально-теоретические концепции, основываясь на понимании музыкального числа как художественной закономерности, логически упорядочивающей все музыкальные параметры. Идеи А.Ф. Лосева стали катализатором развития отечественной культуры. Оригинальные идеи в области разработки философии имени, мифа, числа заложили основы диалектического подхода к проблемам пространства и времени в музыке, в эстетической и философской сферах.
Ключевые слова:
пространство, время, становление, процессуаль-ность, логика музыкальной формы, музыкальный смысл, движение, А.Ф. Лосев.
Summary:
The study discussed the problems of the spatial and temporal structure of the composer's works and understanding the laws of sound content in the concept of the domestic thinker A.F. Losev, who laid the foundations of the philosophy of musical art. His ideas are not only in tune with the most profound developments of his contemporaries but they become the basis for fruitful modern research and have a huge spiritual potential. The ideas of A.F. Losev are the essential element when analyzing the complex spatial and temporal processes in the contemporary musical art in the early 21st century. Such contemporary scientists as B. Asafiev, K. Zenkin, M. Kogan, E. Nazaykinsky, G. Pankevich, V. Kholopov, and Yu. Kholopov present their musical and theoretical concepts regarding the musical number as an artistic pattern that logically regulates all musical properties. Other ideas of A.F. Losev became the catalyst for the development of Russian culture. The original ideas in developing the philosophy of a name, a myth, a number provided the basis for a dialectical approach to the problems of space and time in music, esthetics, and philosophy.
Keywords:
space, time, development, processual nature, logic of musical form, musical sense, movement, A.F. Losev.
В свете открытия новых творческих возможностей музыки и расширения ее сферы действия значительно увеличивается актуальность пространственно-временных отношений в звуковой сфере. Наметилась тенденция рассматривать музыкальное искусство как временное по преимуществу, и даже пространственно-временное. Понимание этих процессов осознается уже не только метафорически, но и реально, так как музыка все более охватывает пространственные параметры и все активнее использует возможности спатиализации. Категория хронотопа занимает одно из центральных мест в современной науке. Несмотря на значительные и глубокие изыскания в данной области, исследования пространственно-временных отношений не утратили актуальности. Проблема музыкального хронотопа во многом зависит от решения этих фундаментальных вопросов наукой и философией. Идеи А.Ф. Лосева становятся фундаментом для анализа сложных пространственно-временных процессов в современном музыкальном искусстве начала XXI в.
Цель работы - представить диалектичность видения А.Ф. Лосевым музыкально-эстетических параметров во взаимодействии логически-абстрактного математического моделирования и собственно энергетической процессуальности музыки, показать перспективы возможности использования его идей для обоснования явлений современного музыкального творчества.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
а) выявить логику движения мысли А.Ф. Лосева в исследовании музыкального произведения;
б) представить основные идеи в качестве основополагающих для возможности рассмотрения современными исследователями пространственно-временных закономерностей в музыке;
в) отметить параллели и общие точки философии музыки А.Ф. Лосева и взглядов некоторых современных исследователей.
Вопросы феноменологического существования музыки лежат на пересечении философской онтологии и музыковедения. А.Ф. Лосев - один из отечественных мыслителей, равно глубоко исследовавший как философско-исторические, так и музыкально-эстетические проблемы, пути решения которых он представлял в своих работах. Рассмотреть труды А.Ф. Лосева в свете современных теоретических разработок позволяет метод сравнительного анализа, показывающий различие использования понятия хронотопа в трудах отечественных мыслителей.
С точки зрения философии область существования музыкального искусства малоизученна. Она привлекала А.Ф. Лосева спецификой исследования, параллелями и возможностями открытия не только тайн искусства, но и мироздания в целом. Музыкальное искусство было приоритетной областью исследования мыслителя, начиная с его ранних работ, таких как «Два мироощущения (из впечатлений после "Травиаты")», «О музыкальном ощущении любви и природы (к тридцатипятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова)», философский очерк «Мировоззрение Скрябина», статьи о Р. Вагнере, «Очерк о музыке».
А.Ф. Лосев - великий последователь и продолжатель традиций русских религиозных философов рубежа XIX и ХХ вв., вдохновляемый идеями В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова. Многие их мысли претворены в творчестве А.Ф. Лосева и его последователей.
Говоря о ранних опусах философа, надо иметь в виду, что создавались они в совершенно специфичной духовной атмосфере предвоенной и предреволюционной России, которую в большей мере определял символизм. Связь с идеями символизма присутствует в духовных поисках мыслителя, что отразилось в более поздних концепциях, в частности в теории символа.
Ранние работы А.Ф. Лосева закладывают основы цельного и гармоничного видения мыслителя. В них кристаллизуются многие аспекты, связи не только художественно-музыкального мира, но и философской сферы. Ученый исходит из музыкально-слухового опыта, обнаруживающего глубину постановки проблем, получивших развитие в дальнейших исследованиях. В его концепциях вырабатывается присущий А.Ф. Лосеву синтез музыкально-эстетических и философских положений, сформулированных в работах «О музыкальном ощущении любви и природы», «Очерк о музыке», «Музыка как предмет логики».
Новизна его исследований состоит в особом ракурсе рассмотрения, а также в синтезе философии, эстетики и музыки, который позволяет сделать философское видение более объемным, а музыкальные представления более глубокими. Наиболее важной заслугой мыслителя в данной области можно считать обоснование объективности параметров музыкального хронотопа.
Наиболее весомой и зрелой работой в области музыкальной эстетики, - а именно с этого аспекта, считал А.Ф. Лосев, необходимо изучать данную область искусства, - является «Музыка как предмет логики», изданная в 1927 г. Содержание работы раскрывается последовательно в четырех главах, где в полной мере обнаруживаются как широта музыкальных впечатлений автора, так и глубина осознания сущности предмета исследования с точки зрения его диалектико-феноменологического метода.
А.Ф. Лосевым неоднократно подчеркивались параллели музыки и предельно абстрактной математической логики. В развитии своей мысли он движется от возможности осознания феномена чистой музыки, выявления ее основания (кода) через сравнение музыки с математикой к обоснованию «логики музыкальной формы» - именно так называется третья глава - и далее к формулировке основных принципов музыкальной формы через рассмотрение двух логических определяющих законов в музыке - правило «золотого деления» и метротектонизм.
Центральный вопрос его концепции - что же такое музыка как отдельный феномен? Он проводит философский анализ того явления, которое предстает как звуковая материя, саморазвивающийся поток; определяет, в чем его суть и чем оно не является (это не колебание столба воздуха, не психический процесс); в философском размышлении дает несколько дефиниций.
М.М. Гамаюнов в своем анализе философско-музыкальных позиций А.Ф. Лосева выделяет важные, на его взгляд, грани определения самой сути музыкального искусства. «Главная диалектическая формула музыки у А.Ф. Лосева гласит: музыка есть "искусство времени, в глубине которого (времени) таится идеально-неподвижная фигурность числа и которое снаружи зацветает качествами овеществленного движения"» [1, с. 103]. И в этом резюмировании наиболее существенным будет акцентирование диалектичности, что лежит в самом зарождении, зерне произведения, его начальной идее.
А.Ф. Лосев понимает музыку как процессуальное искусство, следовательно, чтобы вскрыть ее суть, основы, необходимо глубоко осмыслить категорию времени, вопрос о котором наиболее сложен не только в эстетике, искусствознании, но и в науке. Время не может быть представлено только как движение или как мера движения, это беспрерывное становление, трансформация.
Тем самым проводится аналогия между жизнью музыки и движением бесконечного универсума. Он всегда «понимал музыку как философское откровение, а философию - как музыкальный энтузиазм» [2, с. 12].
С обыденной точки зрения музыка - это жизнь временной субстанции по преимуществу. А.Ф. Лосев подводит к пониманию глубинной сущности музыки и ее основы, того, что ускользает от поверхностного взгляда.
«Время есть некоторое дление, - отмечает Ю.Н. Холопов в исследовании философии музыки А.Ф. Лосева. - Поэтому для своего определения и отличения от своего иного оно предполагает нечто вневременное, недлящееся... Таковым оказывается число. Число несет в себе идею структурности, порядка, гармонии, оформленности, эстетической размеренности. Категории времени и числа взаимнообусловлены. Тогда сущность времени - оно есть становление числа, следовательно, сам процесс жизни. Этим определяется и место музыки в системе разума» [3, с. 97].
А.Ф. Лосев видит суть музыки в числе как логически и пропорционально растущей субстанции. Посредством парных противоположных категорий он утверждает, что «чистое музыкальное бытие (есть) всеобще-нераздельное и слитно-взаимопроникновенное самопротивоборство субъект-объектного единства» [4, с. 243].
Поэтому можно сказать, что «сущность музыкального времени состоит в том, что оно есть становление музыкального числа, т. е. такой смысловой фигурности числа, которая эстетически размеряет звукоотношения... В результате музыкальное время оказывается логическим становлением числа, преодолевающего своей структурностью сплошность становления времени как жизненного потока» [5, с. 97]. Таким образом, музыкальное число понимается как художественная закономерность, логически упорядочивающая все музыкальные параметры.
Если в философии время понимается как взаимопереход «бытия» в «ничто», то в музыке -это взаимоперетекание одних числовых пропорций, выраженных в звуке, в диспропорции на основе законов логики и математики. Так выкристаллизовывается представление о музыке, сутью которой становится моделирование процессов и звуковых комбинаций на основе динамической обусловленности диалектики движения и временных изменений. Музыка - звучащее бытие, которое в гармоничной форме выражает законы мироздания.
Одним из важнейших разделов аналитического труда А.Ф. Лосева является третья глава «Логика музыкальной формы», где автор сразу же отмечает, что «музыкальная форма есть временная форма» и форма длящаяся, поскольку время можно понимать как длительность [6]. Показательно, что размышления о музыке позволяют сформулировать философский взгляд на пространство и время, уточнить и углубить философское представление об основах мироздания.
«Подобно тому, как число диалектически переходит во время, время - в движение, музыка является искусством и числа, и времени, и движения. Она дает не только реальное число, но реальное воплощение числа во времени и качественную материализацию этого воплощенного во времени числа, т. е. движения. В основе музыки как искусства времени лежит становление -постоянное возникновение и исчезновение одновременно, поэтому музыка является сплошной текучестью, с одной стороны, и напряжением и взрывчатостью, с другой» [7].
Но подлинный реальный музыкальный феномен, по мнению А.Ф. Лосева, «это феномен вне-пространственный», «эйдетический». Из этого положения ученый делает несколько важнейших, определяющих выводов.
Во-первых, речь идет об особой «слитности звуков», переходящих один в другой и наслаивающихся в их взаимосвязи. Время звучания одного звука наслаивается на другой звук, они проникаются друг другом. Во-вторых, сочетание звуков, их совместное звучание дает нечто новое, более сложное и весомое, чем простая сумма звуков. И в-третьих, характерная черта музыки - движение, динамизм, изменчивость. Исходя из этого, А.Ф. Лосев открывает важнейшую музыкальную закономерность, состоящую в том, что в ней выражена существенная диалектическая составная, двойственный механизм сопряжения в самой ткани наличного бытия и небытия, постоянный переход одного в другое. Каждая деталь, каждая интонация, отзвучав реально, звучит в нашем сознании и воссоздает, выстраивает структуру целого, т. е. в нашем восприятии звуки не исчезают, они существуют как бы одновременно. А.Ф. Лосев говорит об эйдетической природе музыкального произведения, имея в виду двойственность, когда налицо, с одной стороны, ее вневременной характер, видение произведения в целостности и единстве, а с другой -процессуальность разворота во времени, звуковой поток.
Эту идею подхватывает и развивает современный теоретик искусства И.В. Малышев, который, основываясь на положениях, выдвигаемых А.Ф. Лосевым, делает вывод о многоуровневой структуре музыки. Он представляет музыкальный хронотоп как сочетание нескольких структурных уровней, концентрирующихся в виде замысла, звуковой ткани, а затем в восприятии слушателя. Основной тезис, доказательству которого посвящена его работа, - это представление о полифоничности пространственно-временных свойств музыки.
Кроме того, существенны мысли А.Ф. Лосева о неоднородности течения времени (времени произведения), о замедлениях и ускорениях, сгущениях и уплотнениях. «Это время - совершенно неоднородно... Оно не форма, но само Бытие, его вечная Изменчивость и Текучесть. Оно - вечное Стремление. Не только движение, но именно Стремление» [8, с. 265].
Представление о темпоральности, неоднородности течения времени близко теоретикам музыкального искусства начала XXI в. Так, Г.М. Панкевич рассматривает физическую основу звука, перцептивное и «концептуальное» пространство. Современные музыкальные и сценические работы основывают свою драматургию на изменении темпоральности - это ускорения и замедления темпа, остановки, наплывы и столкновения разного рода процессуальности. «Музыкальное время, таким образом, есть некое воссоединение последовательных частей. Неоднородность, характерная для него, таит в себе бесчисленные синтезы и пространственно-временные объединения» [9, с. 679].
А.Ф. Лосевым наиболее значительно разработан вопрос об основоположениях чистого музыкального бытия. К ним исследователь относит музыкальное пространство, музыкальное время, музыкальное действование, волю (субъекта), объективное начало, единство бытия и небытия в музыке, а также представление о соотношении порядка и хаоса в музыке.
Солидаризируясь с мыслью исследователя, что всякое музыкальное произведение как произведение искусства имеет свою художественную форму и в этом смысле музыкальное бытие не может не быть оформленным бытием, мы, исходя из диалектических принципов бытия музыкального произведения, ставим вопрос о роли хаотического начала. Даже при кажущейся хаотичности у творца есть свой «внутренний порядок». Можно считать идеи А.Ф. Лосева гениальным предвидением того нового порядка, который присущ современной музыке, ведь хаос и импровизация завоевывают все большее место во многих современных композициях и организуют порядок более высокого уровня. А.Ф. Лосев уточняет значение пространственных координат в музыкальном движении, так как само уже разделение (это контаминация музыкальных характеристик на временные явления) и счет музыкальных единиц ведутся пространственными категориями.
Далее мысль следует к изучению содержательных аспектов в музыке, которые рассмотрены в разделе «Музыкальный миф». Эйдос, по мнению ученого, дает три смысловые категории, такие как собственно смысл, фигура и число, на диалектическом взаимодействии которых возможно движение единой целостной ткани музыки [10]. А.Ф. Лосев приходит к логической формуле-выводу о сущности музыки: «В музыке, сбросившей пространство, вечная слитность отъединенностей, вечная coincidentia oppositorum» [11, с. 260].
Это положение А.Ф. Лосева можно взять за основу философского осмысления современного искусства. Музыка XXI в. - широкое понятие, но каковы бы ни были ее крайние оппозиции, в них всегда мы обнаружим смысл, фигуру и число.
Наиболее глубокое проникновение в суть размышлений А.Ф. Лосева дает К.В. Зенкин, который уточняет определение музыки исходя из постановки вопроса у самого философа. «Музыка есть до-эйтическое становление эйдоса». Ответ А.Ф. Лосева, что такое музыка, - это «материя числа (равно как и эйдоса). принцип его становления, инаковость числа как определенность, это непрерывность перехода от одной части числа к другой. Музыка есть выражение в звуках этой числовой материи, этой алогической стихии становления» [12, с. 73].
Поскольку музыка диалектически связана с числом и со временем как алогическая модификация числа, она выражает чистое качество становления. Так выявляется характер музыкального искусства как откровения. Музыка погружает человека в чистую бытийственность, «.музыкальное переживание становится как бы становящейся предметностью, самим бытием во всей жизненности его проявлений» [13, с. 456].
Плодотворна мысль А.Ф. Лосева о роли символа в музыкальном искусстве. Он отмечает, что возникающие образы символичны и являются внешним выражением музыки, сущность которой невыразима, а потому требует символизации. Музыка и есть высший символ, диалектически сопрягающий многогранные смыслы в единый кристалл. В этом обнаруживается параллель с концепцией Э. Кассирера, создателя философии символических форм. «У нас общее с Кассире-ром учение о символической природе мифа и об его интеллектуальной стихии. именно все это есть тождество логического и алогического, лежащее в основе символа» [14, с. 184-185].
В предисловии к современному переизданию «Диалектики художественной формы» немецкий ученый А. Xаард пишет: «Общая эстетика Лосева, как теория художественного выражения, основывается на его философии имени, в которой слово, или имя, играет роль парадигмы для всех других способов выражения» [15, S. XIX].
Анализ музыки с философской точки зрения, т. е. в ее категориальной структуре, - главное, что отличает размышления великого ученого от традиционного музыковедения. Опираясь на феноменологию и диалектику, он стремился выявить идеальное бытие музыки, ее сущность. Числовые аспекты музыки представлены метроритмическими структурами.
Связывая воедино музыку и философское познание, философ говорит о единстве форм проявления мироощущения как универсального видения и слышания пространственно-звуковых аспектов мира. Через музыку он выстраивает программу развития и совершенствования личности, указывая на жизненные духовные ценности, связанные с центром роста личности, его ядром, исходящим от потенциала его имени.
В разработках А.Ф. Лосева обнаруживается еще одно важное предвидение, касающееся тенденций развития современной музыки. Это мысль о том, что сверхскоростные темпы жизни оставляют отпечаток на характере музыки, ее хронотоп теряет цельность, прерывается и его фрагменты становятся разнонаправленными. С одной стороны, пространственно-временные параметры сверхсодержательны, с другой - в некоторых образцах сжимаются до точки и минима-лизируются. Кроме того, обнаруживается противоречие все более удаляющихся планов построения произведений - или четкие структурированные конструкции, или импровизационность, граничащая с бесформенностью и аморфностью. Произведение более не может быть тем единством и цельностью, которые были характерны для предшествующих этапов развития, и для его существования нужны более сильные связующие основы.
Действительность воспринималась философом как звучащее бытие, за внешней, фоновой средой необходимо расслышать подлинную оформленность бытия, данную только в звуковой форме. Музыка - это динамический кристалл, магия которого состоит в звуковой сборке жизни и мира, таким образом, музыкальная форма переживалась им в ее живом становлении. В результате исследования обнаруживаются определенные уровни осознания порядков организации временной структуры музыкального произведения. Их несколько - это звуковой материал, его движение во времени, это закон организации музыкальной формы, музыка как мера, число и пропорция, тождество бытия и небытия в музыке.
Подводя итог сказанному, можно резюмировать, что музыкально-философские труды А.Ф. Лосева стали вершиной его творчества. Наиболее существенный аспект его исследований -постановка проблемы хронотопа и ее экстраполяция на музыкальную область. Исходная позиция в решении вопроса о природе музыкальной ткани представляет ее феномен как эйдетическую субстанцию. Им глубоко исследована временная природа музыки, ее метротектонизм. Важнейшим положением является понимание музыки как явления диалектического, в котором взаимообусловлены изменчивая, постоянно текучая энергийная природа и стабильная, устойчивая структура, основывающаяся на числе и пропорции. Также А.Ф. Лосев внес значительный вклад в разработку теории символизма и понимания музыки как высшего синтетического кристалла, грани которого символически продуцируют смысл не только звуковой материи, но и бытия. Значение идей А.Ф. Лосева может как трактоваться в философском аспекте, так и быть основой для решения современных актуальных музыкально-исторических и музыкально-теоретических задач. Его труды относятся к высшим интеллектуальным достижениям философии.
Ссылки и примечания:
1. Гамаюнов М.М. К учению А.Ф. Лосева о музыке как «жизни чисел» // А.Ф. Лосев и культура ХХ века: Лосевские чтения : сб. АН СССР. М., 1991. 221 с.
2. Джохадзе Д.В. Алексей Федорович Лосев: краткий очерк жизни и деятельности // А.Ф. Лосеву: к 90-летию со дня рождения. Тбилиси, 1983. 170 с.
3. Холопов Ю.Н. Лосев и советская музыкальная наука // А.Ф. Лосев и культура ХХ века: Лосевские чтения.
4. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики [Электронный ресурс] // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 195392. URL: http://glierinstitute.0rg/ukr/study-materials/4/l0sev.pdf (дата обращения: 04.06.2018).
5. Холопов Ю.Н. Указ. соч. С. 97.
6. В вопросах разработки понятия длительности А.Ф. Лосев проводит идеи, аналогичные взглядам французского философа А. Бергсона, представившего глубокую разработку концепции времени.
7. Карпенко Е.А. Идея абсолютной музыки в философии А. Лосева [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 1258-1262. URL: https://moluch.ru/archive/112/28340/ (дата обращения: 27.01.2018).
8. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. С. 265.
9. Лосев А.Ф. Самое само. М., 1999. 1024 с. (Антология мысли).
10. Вопросы диалектики музыкальной формы получили глубокое развитие в трудах Б.В. Асафьева, который резюмировал свое учение в знаменитой формуле i-m-t (импульс, развитие и завершение), которую можно считать плодотворным выводом из идей А.Ф. Лосева.
11. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. С. 260.
12. Зенкин К.В. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф. Лосева // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 66-75.
13. Лосев А.Ф. Самое само. С. 456.
14. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 940 с.
15. Haard A. Die Kunstteorie Aleksey Losevs, Grundzüge und Voraussetzungen // Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927. Nachdr. A. Haard. München, 1983. S. ХШ-XXVIII.
References:
Gamayunov, MM 1991, 'Concerning the teachings of A.F. Losev on music as "the life of numbers", A.F. Losev i kul'tura XX veka: Losevskiye chteniya: sb. AN SSSR, Moscow, 221 p., (in Russian).
Haard, A (Nachdr.) 1983, 'Die Kunstteorie Aleksey Losevs, Grundzüge und Voraussetzungen', Losev A.F. Dialectics of artistic form, München, S. XIII—XXVIII.
Jokhadze, DV 1983, 'Alexei Fyodorovich Losev: a short essay on life and activity', A.F. Losevu: k 90-letiyu so dnya rozh-deniya, Tbilisi, 170 p., (in Russian).
Karpenko, EA 2016, 'The idea of absolute music in the philosophy of A. Losev', Molodoy uchenyy, no. 8 (112), pp. 12581262, viewed 27 January 2018, <https://moluch.ru/archive/112/28340/>, (in Russian).
Kholopov, YuN 1991, 'Losev and the Soviet musical science', A.F. Losev i kul'tura XX veka: Losevskiye chteniya: sb. AN SSSR, Moscow, p. 97, (in Russian).
Losev, AF 1990, 'Music as an object of logic', Losev A.F. Iz rannikh proizvedeniy, Moscow, pp. 195-392, viewed 04 June 2018, <http://glierinstitute.org/ukr/study-materials/4/losev.pdf>, (in Russian).
Losev, AF 1995, Form. Style. Expression, Moscow, 940 p., (in Russian).
Losev, AF 1999, Thing and name, Moscow, 1024 p., (in Russian).
Zenkin, KV 1999, 'Music in the context of "higher synthesis" by A.F. Losev', Voprosy filosofii, no. 9, pp. 66-75, (in Russian).