Научная статья на тему 'Философия модерна - истоки и влияние'

Философия модерна - истоки и влияние Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10618
848
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия модерна - истоки и влияние»

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070______

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 101.1

У.В. Болотова

К.философ. н., доцент Юридический факультет Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске г. Пятигорск, Российская Федерация

ФИЛОСОФИЯ МОДЕРНА - ИСТОКИ И ВЛИЯНИЕ Аннотация

В статье, в рамках социально-философского анализа, рассматривается философия модерна, как новый тип философствования. Анализируются процессы, положившие начало модернистской философии, совпадающие с началом особого этапа в истории европейской философии - философии Нового времени, которая отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания.

Автор делает вывод, что философия не теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. В теории знания модернизм означает новую концепцию философии и науки, заключавшийся в ее ориентации на математику, практику, технику, опыт и эксперимент, следствием чего стала идея поступательного развития, т.е. прогресса. Это и прогресс в области знаний (научный прогресс), и прогресс в области умений (технический прогресс).

Ключевые слова

Модернизм, Реформация, Контрреформация, гносеология, идея эволюции, разум.

В Новое время цивилизационной особенностью Запада становится идея Прогресса, когда «современное» или «новое» заведомо лучше «прошедшего». В доисторическом обществе господствовала идея цикличности, в древних цивилизациях большую популярность приобрели идеи социального, политического и нравственного регресса. Их отстаивали Гераклит и Платон, Лао-цзы и Конфуций. Они считали падение нравов следствием отказа от традиций и разрушения патриархального уклада. Христиане первыми явили миру образец линейного представления об истории, когда движение идет по направлению к лучшему. Христиане считали Новый Завет шагом вперед по отношению к Ветхому Завету, называя новую эру эпохой обретения бессмертия и приближения к Богу.

Собственно говоря, начало модернистской философии совпадает с началом особого этапа в истории европейской философии - философии Нового времени. Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу XVI - XVII вв., эпохе Френсиса Бэкона и Рене Декарта.

Рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации. С движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, то есть становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки -экспериментально-математического естествознания.

Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV веке. А в XVI-XVII вв. углубляется и расширяется. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь - философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от Откровения знанием о Боге, мире и человеке. Происходит смена мировоззренческих ориентиров.

Становление новоевропейской культуры отмечено рождением того феномена, который впоследствии получит название «духа капитализма» и первые ростки которого, связанны, прежде всего, с увеличением денежного запаса, историки политэкономии обнаруживают уже в XIV-XV вв. В Италии, в частности в богатой

- 188 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Флоренции, где в XIV веке деньги стали играть большую роль в хозяйстве и натуральный обмен все больше вытеснялся денежным, постепенно входит в быт важнейший элемент капиталистического хозяйства - счет, отчетность, бухгалтерский учет - неотъемлемая часть европейской рациональной экономики. Благодаря этому человек, по словам В. Зомбарта, «приучается к чисто количественному воззрению на мир» [1].

Отмеченные процессы сопровождаются появлением нового типа человека - человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием. Сознание собственной силы и таланта, гордость, честолюбие, самоутверждение отличают человека на заре Нового времени.

В этот период, как никогда прежде, возрос интерес к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего гуманисты ценят уникальность и своеобразие человеческого индивидуума.

Исключительно важную роль в формировании философии и науки Нового времени сыграла реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу и хозяйственную жизнь Западной Европы, протестантизм выступил с критикой католической церкви с характерным для нее принципом иерархии. В кальвинизме, особенно у его английских последователей, борьба против иерархического принципа, господствовавшего в средневековом миросозерцании, велась наиболее ожесточенно. Не признавая необходимости в посредниках между человеком и Богом и тем самым отвергая иерархию церковной власти, протестанты подчеркивали, что Бог непосредственно обращается к каждому человеку и столь же непосредственно правит Вселенной, не нуждаясь в сонме небесных чинов - ангелов и архангелов, проводников божественной воли в мире.

Поскольку космическая иерархия в средние века осмыслялась с помощью философии и физики Аристотеля, то именно Аристотель стал предметом ожесточенной критики со стороны протестантских богословов. На него особенно обрушивались пиетисты, считавшие учение греческого философа источником католической неблагочестивости. И Лютер, и Кальвин, критикуя схоластику, видели в Аристотеле главного виновника того интеллектуализма, который, по их мнению, едва ли не вытеснил веру в католической церкви.

Так, Лютер, требуя перестроить университетское образование, обличает язычество, насаждаемое в университетах с помощью, прежде всего аристотелевской философии. В университетах, пишет он, «царит распущенность, священному писанию и христианской вере уделяется мало внимания; в них единолично властвует - затмевая Христа - слепой языческий наставник Аристотель. И я советовал бы полностью изъять книги Аристотеля: Physicorum, Metaphysika, De Anima, Ethicorum, которые до сих пор считались лучшими, вместе со всеми другими, славословящими естественные вещи, хотя на основании их нельзя изучить ни естественные, ни духовные предметы... Я осмеливаюсь сказать, что (любой) гончар имеет более глубокие знания о естественных вещах, чем можно почерпнуть из книг Аристотеля. Мое сердце скорбит, что проклятый, высокомерный, лукавый язычник своими лживыми словами совратил и одурачил столь много истинных христиан» [2].

Противопоставление веры и знания, характерное для протестантизма, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром «земных вещей», поскольку трансцендентный Бог, по убеждению протестантских богословов, есть исключительно предмет веры, а не знания. Под «земными вещами» понималось, прежде всего, практически ориентированное познание природы. Разум стал ориентироваться на сферу практической деятельности: ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической деятельности тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд теперь выступает как своего рода мирская аскеза. Этим фактом обусловливается признание особой ценности технических и научных изобретений, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Именно в этих условиях возникает экспериментально-математическое естествознание, у истоков которого стояли Кеплер, Галилей, Кавальери и др. Новая наука оттеснила метафизику на задний план, создав особый - сциентистский - способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющий характер европейской культуры и индустриально-технической цивилизации, ставшей теперь всемирной. По словам немецкого философа Г. Ромбаха, «точная наука есть философия Нового времени» [3].

В период зарождения модерна именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации. Этот факт становится особенно очевидным в контексте еще одной особенности этой цивилизации, вызванной к жизни именно развитием науки. Речь идет о технике, по своему характеру отличающейся от той, которая была в восточных обществах, в античности и в средневековье.

- 189 -

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070_____________________________________________

Возникшая в союзе с экспериментально-математическим естествознанием, техника больше всего повлияла на особенности того типа цивилизации, которую принято называть индустриальной. «Современная техника, -пишет немецкий философ С. Мозер, - это автономное образование истории Нового времени, так же как наука и искусство. Она не есть просто сумма отдельных методов. Скорее, последние суть проявления этого автономного и универсального процесса» [4].

Связь между экспериментально-математическим естествознанием и техникой - глубинная, органическая: само рождение механики невозможно для преодоления непереходимого для античности и средних веков рубежа между естественным, с одной стороны, и техническим, искусственным - с другой. В виде эксперимента техника глубоко проникает в саму науку. В этой связи реальность, изучаемая новым естествознанием, - это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью технической аппаратуры. Как отмечает академик В.С. Степин, техническая аппаратура - приборные установки - входят в качестве конститутивного момента в ту систему объектов, которые изучаются наукой. «В разных формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно. К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование... Вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека. В эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем» [5]. В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают неограниченные возможности для развития техники.

Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII века она опирается, главным образом, на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью рассматриваемой эпохи, надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, особенности которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков. И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении новоевропейской эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии, хотя первоначально гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.

В теории знания модернизм означает новую концепцию философии и науки. Классическая философия стремилась стать теорией бытия. Модерн совпал с разочарованием в ее претензиях на умозрительное постижение принципов мироздания. Модернистская философия - это теория познания, а не бытия. Бэкон, Декарт, Кант и другие видные философы модерна утверждают новый объект исследования: принципы и методы достижения знания, оставляя познание мира и человека частным наукам (физике, медицине и т.п.)

Новая концепция науки заключалась в ее ориентации на математику, практику, технику, опыт и эксперимент. Отказ от умозрительного рационализма в пользу эмпиризма дополнился новой архитектоникой знания. Частные науки не выводятся из «первой философии», но развиваются сами благодаря опыту и эксперименту, гипотезам и обобщениям, проверке и практическому применению. Философия по-прежнему нужна, но уже как теория познания и учение о научном методе. Она полностью отказалась от исследования бытия, передав его для изучения частным наукам. Природа, общество и человек как главные объекты познания породили семейства естественных, социальных и гуманитарных наук. Бытие оказалось философской категорией, а не научным термином.

Особое значение в модернистской мысли приобретает идея поступательного развития, т.е. прогресса. Это и прогресс в области знаний (научный прогресс), и прогресс в области умений (технический прогресс).

Идея эволюции оказала колоссальное влияние на мировоззрение модерна. Декарт и Лейбниц, Кант и Лаплас стремятся показать, как образуется и эволюционирует Вселенная. Ламарк и Дарвин развивают идеи эволюции в области биологии. Природа определяется как эволюционирующий феномен, развивающийся от хаоса к порядку через последовательность незначительных изменений, происходящих естественным путем. Такая модель позволяет обойтись без допущения грандиозного и сверхъестественного вмешательства, что делает эволюционизм предпочтительнее креационизма. Идея эволюции предполагает: 1) движение от простого к сложному в природе (в физике, химии, биологии и космологии); 2) движение человека и общества от природы к свободе (от мира необходимости к царству свободы или от материального к духовному).

- 190 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Принятие данной идеи радикально изменило антропологическую доктрину. Оба прежних подхода -теологический (человек есть творение) и метафизический (человек есть разумное существо) - подвергаются существенному переосмыслению.

Человек остается творением, но не личного Бога христианской религии, а безличной природы и, в известном смысле, творцом самого себя. Ведь эволюция человека - плод коллективных усилий рода homo sapiens. Креационизм подменяется естественнонаучным пантеизмом. Природа с ее разумностью, наделяется творческой энергией лишь метафорически. Да и сам человек допускается в соавторы самого себя, наряду с естественным отбором и закономерностями развития общества.

Человек по-прежнему понимается как разумное существо, но его разум представляется развитием таких естественных органов, как мозг и нервная система. Этими органами наделены и «неразумные» животные. Биологи создают объяснения того, как из физиологических рефлексов возникает простейшая психическая активность, которая затем усложняется, создавая мысль. Разум и его законы ориентируют человека в мире, позволяют ему адаптироваться и эффективно действовать.

Однако сегодня философы, продолжая традицию Франкфуртской школы, главными представителями которой являются М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, все чаще приравнивают проект модерна к идеалу воплощения в действительность достижений научного знания о природе, истории, человеке - к идеалу ratio эпохи Просвещения. Начиная с XVIII века, в европейской интеллектуальной культуре господствует логоцентристское убеждение, что значимость предмета определяется не его самобытностью, а лишь отношением к разуму, с точки зрения «разумности» его существования.

Таким образом, можно говорить о том, что эпоху модерна породил не один, а множество проектов будущего - это Реформация, Контрреформация, барокко, Просвещение, идея эмансипации в немецкой классической философии и марксизме.

Список используемой литературы:

1. Зомбарт В. Этюды по истории развития современного экономического человека. - М., 1004. - С. 238.

2. Лютер М. Время молчания прошло // Лютер М. Избранные произведения 1520-1526. - Харьков, 1984. -

С. 68.

3. Rombach H. Substanz, System, Struktur; Freiburg; Munchen, 1965. - 1: Die Ontologie des Funktionalismus und der philosophische Hintergrund der modemen Wissenschaft. S. 149.

4. Moser S. Kritik der traditionellen Technikphilosophie // Techne, Technik, Technologie. Pulloch die Munchen, 1973.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. - С. 151-152.

© У.В. Болотова, 2015

УДК 13:37:172-053.81

О.А.Г рива

док.филос.наук, профессор КФУ им. В.И.Вернадского, г. Симферополь, РФ E-mail ogriva@yandex.ru

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Аннотация

В современном научном сообществе и российском гражданском обществе часто звучит тезис о неукорененности в российском сознании заимствованного у Запада термина «толерантность» и о ее возможном отрицательном влиянии на умы молодежи. В статье показаны основные подходы к пониманию толерантности, историко-философский путь развития понятия толерантности и проанализирована ее сущность с точки зрения философии образования. Автор видит в воспитании толерантности у подрастающих поколений залог благополучного сосуществования разных субъектов в поликультурной среде.

- 191 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.