Научная статья на тему 'Философия мифологичной культуры: история и современность'

Философия мифологичной культуры: история и современность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
812
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / СКАНДИНАВСКАЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ANCIENT AND MODERN MYTHOLOGICAL CULTURE / PHILOSOPHY OF CULTURE / SCANDINAVIAN AND RUSSIAN CULTURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киншт Софья, Мельник Анна, Киба Оксана Викторовна

Основная цель исследовательского проекта изучение причин внимания современных исследователей к древней мифологии и культуре. В ходе исследования решались задачи сравнения основных мифологических представлений о скандинавской и русской культурах в прошлом и в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF MYTHOLOGY CULTURE: HISTORY AND THE PRESENT

The basic purpose of the research project − studying of the reasons of attention of modern researchers to ancient mythology and culture. During research the authors solved problems of comparison of the basic mythological representations about the Scandinavian and Russian cultures culture in the past and in the present.

Текст научной работы на тему «Философия мифологичной культуры: история и современность»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© С.Д. Киншт, А.Д. Мельник, О.В. Киба

УДК 1 + 21

ФИЛОСОФИЯ МИФОЛОГИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ*

С.Д. Киншт, А.Д. Мельник, О.В. Киба (Новосибирск, Россия)

Основная цель исследовательского проекта - изучение причин внимания современных исследователей к древней мифологии и культуре. В ходе исследования решались задачи сравнения основных мифологических представлений о скандинавской и русской культурах в прошлом и в современности.

Ключевые слова: древняя и современная мифологическая культура, философия культуры,

скандинавская и русская культура.

В современной культуре в связи с интенсивными социальными и

этнополитическими процессами в мире или отдельно взятом государстве, возрастанием нестабильности, происходит поиск новых оснований культурного развития обществ и, соответственно, активное обращение исследователей к истокам развития различных народностей и их древнейших культур. Именно изучение причин внимания современного общества к древней мифологии и культуре стало основной целью исследовательского проекта учениц 11 класса МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» Мельник Анны и Киншт Софии.

В ходе исследования решались задачи сравнения основных мифологических представлений о скандинавской и русской культурах в прошлом и в современности.

Материалы исследования основаны на трудах Асвинна Ф. [1-2], Асеева О.В. [3], Гуревича А. Я. [4-5; 8], Кан А. С. [7], Петрухина В. Я. [9], Платова А. П. [10]

использовались материалы КультурноИсторического Центра Ragnar (г. Санкт-Петербург, http://www.ragnar.ru),

Скандинавского информационного центра (Ы*р://погее. и^ег. сот).

Племена, населявшие территории, принадлежащие ныне России, имели свои мифологические истоки - различные культы, верования и обряды. Тогда вполне логичным выглядит вопрос, почему для исследования была выбрана именно германо-скандинавская мифология и какое отношение она имеет к нашей стране. Известно, что княжеская власть на Руси пошла от легендарного варяжского князя Рюрика, но это далеко не единственный фактор, связывающий нас со скандинавами. Последователи норманнской теории образования Древнерусского государства, ссылаясь на «Повесть временных лет» Нестора, утверждают, что сами «варяги назывались Русью» [11], а также обращают внимание на то, что первые русские князья носили имена скандинавского происхождения

* Работа является лауреатом XXXI Открытой городской научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» в секции «Философия» (2012 г., г. Новосибирск).

Киншт Софья, Мельник Анна - учащиеся 11 класса МБОУ гимназия № 14 «Университетская».

Киба Оксана Викторовна - учитель обществознания МБОУ гимназия № 14 «Университетская».

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

(Олег - Хельгий, Игорь - Ингвард, Ольга -Хельга). Будучи соседствующими народами, славяне и германцы имели схожие

мировоззрения, поверья, ритуалы [17-18].

Когда и как появилось мифологическое мировоззрение скандинавов? Ответить на этот вопрос сложно, поскольку зачатки представлений, позднее сложившихся в

современную систему с таким названием,

появились ещё на ранних этапах развития человечества. Тысячелетиями они развивались органично и естественно вместе с развитием самих народов, изменяясь в зависимости от множества обстоятельств, в которых оказывались предки современных

индоевропейцев. Во время христианизации стран Скандинавии, проходившей в ХТ-ХТТв. все, что относилось к языческим учениям, уничтожалось, поэтому до наших дней дошло мало текстовых источников, позволяющих судить о структуре и развитии германоскандинавской мифологии.

Древнейшим дошедшим до нас письменным источником мифологии и эпоса Скандинавии является «Старшая Эдда». Доподлинно неизвестно, кем и когда был составлен этот сборник стихотворных произведений 1 . Песни Эдды датируются различными периодами, но в совокупности они рисуют выразительные картины мифологии, героических событий и “мудрости житейской” германского севера. Несомненно, до нас дошли не все песни, те же, которые сохранились, испытали на себе воздействие христианизации Скандинавии.

1 В 1643 году исландский епископ Брюньольв Свейнссон нашел пергаментный свиток с рукописью «Старшей Эдды». Автором этой рукописи был назван Сэмунд Мудрый (1056-1133гг. н.э.) - известный в Исландии священник и историк, личность которого после его смерти обросла множеством разнообразных легенд, однако подлинных доказательств, подтверждающих его авторство, не существует.

Второй по значимости письменный

источник - «Младшая Эдда», также называемая «Эдда Снорри», [6; 12-15] по имени ее составителя, исландского поэта, прозаика, историка и политика, Снорри Стурлусона (1178-1241). Составить представление о божественной семье различных тевтонских групп - задача гораздо более сложная, чем может показаться на первый взгляд. Сложность состоит в том, что не существует единой, стандартизированной общегерманской мифологии. Есть, по крайней мере, четыре великие ветви этой традиции: Северная (скандинавская), Западная

(англосаксонская), Южная (немецкая) и Восточная (готская). Во всех этих ветвях есть много общего, но существуют и явные различия. Проблема заключается в том, что только северная ветвь обладает целостным мифологическим материалом - Эддами.

Мифология остальных ветвей фрагментарна. Но с практической точки зрения эта ситуация не является такой уж плохой. Дело в том, что только небольшая группа северных богов и богинь служила объектом всеобщего поклонения и официальных культов. Этот факт, как и имена богов, можно легко установить, изучив карту северной Европы. Древние места культов и поклонения величайшим божествам обычно носят их имена. Будь это Ванбороу в Англии и Годесберг в Германии (оба названия означают "холм богов") или Торслев ("поле Тора") в Дании и Торсо ("остров Тора") в Швеции, или Фройхов ("храм Фрейи") в Норвегии и Фротуна ("обитель Фрейи") в Швеции. Можно заметить, что, отголоски древней мифологии до сих пор сохранились в культуре народов.

Суеверность людей позволила языческим обрядам войти в христианство. Попытки возродить Северную Традицию

предпринимались неоднократно. Началом

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

возрождения традиционного мировоззрения можно считать факт нахождения рукописи «Старшей Эдды». Примерно в эту же эпоху начинается период повышенного интереса к древнегерманской мифологии. Позже, в 1697 году, впервые был опубликован литературный и исторический памятник Севера - собрание саг о норвежских конунгах («Круг Земной»)2. В 1787 году начинается подготовка к первому книжному изданию «Старшей Эдды». Эта работа велась до 1828 года при

непосредственном участии Якоба Гримма, старшего из братьев, знаменитых своим сборником древних сказок, являющих собой ни что иное, как сохраненные в фольклоре древние представления. Дальнейшее

возвращение «духа древней веры» происходит уже не только в литературе, но и в других видах искусства. Немецкий композитор Рихард Вагнер с 1854 по 1874 гг. создает «Кольцо Нибелунгов» - оперную тетралогию по мотивам одной из величественнейших германских легенд, перенося знание прошлого в сердца людей.

Память о прошлом и интерес к нему возвращается вновь и вновь. В 1954-1955 годах впервые была опубликована трилогия «Властелин Колец» - роман английского филолога Джона Р Р. Толкина [16]. Написанное в стиле фэнтези, это произведение отчасти основывается на древнегеманской мифологии. Произведение Толкина, хоть и не связанное напрямую с древним мировоззрением, способствовало новому росту интереса общественности к бессмертному духу древних мифов, песен и саг.

Среди причин особого внимания к древней мифологии следует назвать:

1. Укорененность языческих

представлений в менталитете и сознании как у народов Северной Европы, так и у славян.

2. Актуализация задачи сохранения того или иного этноса, специфики его культуры и менталитета, отстаивание идеи «особого пути» нации, обращение в связи с этим к древним корням.

3. Стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни, отчуждение от природы, ослабление роли морали и нравственности в духовной жизни людей; негативное культурное и идеологическое влияние США и Западной Европы.

4. Утверждение культа чувств и естественного в человеке, стремление его единения с природой.

Другими словами для многих людей изучение и возрождение культуры и традиций своих предков становится смыслом жизни, а вера в силы природы и единение с ними помогает обрести гармонию и душевное равновесие.

2 «Круг земной» (Нет8кй^1а) был написан Снорри Стурлусоном в 1240 году. Представляет собой сборник скандинавских саг, содержащих подробное жизнеописание сотен людей древней Скандинавии.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асвинн Ф. Магия Сейда // Мифы и магия индоевропейцев. - 2000. - № 9

2. Асвинн Ф. Руны и мистерии северных народов. - М.: Фаир-Пресс, 2003.

3. Асеев О. В. Язычество в современной России: дис. канд. филос. наук. - М., 1999.

4. Гуревич А. Я. Древние Германцы. Викинги - СПб., 2007.

5. Гуревич А. Я. Эдда и сага - Л.: Наука, 1979.

6. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. - М.: Наука, 1983.

7. Кан А. С. История Скандинавских стран. - М.: Высшая школа, 1980.

8. Мелетинский E. М., Гуревич А. Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Сов. Энцикл, 1980.

9. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии - М.: Астрель, 2010.

10.Платов А. П. Руны: Два тысячелетия магической традиции. - М: Вече, 2010.

11.Повесть временных лет. Подгот. текста Д. С. Лихачева. Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова, ч. 1-2,

М. - Л., 1950

12.Санги В.М. Легенды и мифы Севера. — М.: Современник, 1985.

13.Старшая Эдда - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.

14.Стеблин-Каменский М. И. Снорри Стурлусон и его «Эдда» - Л.: Наука, 1970.

15.Стурлусон С. Круг Земной - перевод: Гуревич А. Я., Смирницкая О. А., Стеблин-Каменский М. И. -Л.: Наука, 1980.

16.Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и Обратно / перевод: Рахманова Н. -СПб.: Азбука; М.: Оникс 21 век, 2001.

17.Толстой Н.И. Избранные труды. Том 2. Славянская литературно-языковая ситуация. - М.: Языки русской культуры, 1988.

18. Топорова Т. В. Культура в зеркале языка: древнегерманские имена собственные. — М.: Языки русской культуры, 1996.

PHILOSOPHY OF MYTHOLOGY CULTURE: HISTORY AND THE PRESENT

S.D. Kinsht, A.D. Melnik, O. V. Kiba (Novosibirsk, Russia)

The basic purpose of the research project - studying of the reasons of attention of modern researchers to ancient mythology and culture. During research the authors solved problems of comparison of the basic mythological representations about the Scandinavian and Russian cultures culture in the past and in the present.

Key words: ancient and modern mythological culture, philosophy of culture, Scandinavian and Russian cultures.

Kinsht Sofia, Melnik Anna - pupils 11 classes, grammar school 14 «University».

Kiba Oksana Viktorovna - the teacher of social science grammar school 14 «University».

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.