Научная статья на тему 'Философия культуры А. А. Богданова'

Философия культуры А. А. Богданова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОПЫТ / ТРУД / КОЛЛЕКТИВ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE / PHILOSOPHY / CULTURAL GENESIS / ORGANIZATION / EXPERIENCE / LABOR / COLLECTIVE IDEOLOGY / PROLETARIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилкина Татьяна Владимировна

Проанализированы методологические основания и важнейшие положения философии культуры А.А. Богданова, ее влияние на культурную динамику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF CULTURE OF A.A. BOGDANOV

The author analyzes the methodological bases and the key provisions of A.A. Bogdanov’s philosophy of culture and its influence on the cultural dynamics of Russia.

Текст научной работы на тему «Философия культуры А. А. Богданова»

M.L. Gelfond

The article reveals the place and the role of anthropological concepts in the system of the moral-and-religious philosophy of Leo Tolstoy. The basic ideas and the main characteristics of Leo Tolstoy’s doctrines concerning the human beings mental behavior and meaning of life are the subjects of the research. The author also analyzes the correlation of the key categories of Tolstoy’s anthropology.

Keywords: human being, community, God, philosophy, anthropology, ethics, moral, science, religion, culture, rationality.

Gelfond Maria Lvovna, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Department, mlgelfond@gmail.com, Russia, Tula, Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics.

УДК 130.2

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ А.А. БОГДАНОВА

Т.В. Данилкина

Проанализированы методологические основания и важнейшие положения философии культуры А.А. Богданова, ее влияние на культурную динамику России.

Ключевые слова: культура, философия, культурогенез, организация, опыт, труд, коллектив, идеология, пролетарская культура.

А.А. Богданов с золотой медалью окончил Тульскую классическую гимназию. По автобиографическим данным, именно казарменно-тюремная жизнь в ее пансионе научила его бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты. Будучи марксистом, писал об ограниченности диалектического материализма. Считая себя идеологом пролетариата, он не допускал мысль о диктатуре пролетариата. Один из создателей и лидеров большевистской партии, с самого начала проведения большевиками политики «военного коммунизма» отрекся от большевизма, усвоившего за годы реакции и войны логику казармы, все ее методы, всю ее специфическую культуру и ее идеал. Не без горечи Богданов в одном из частных писем определял свою философскую и политическую позицию следующим образом: одиночество зрячего среди слепых.

Большевизм Богданова ограничивался политической теорией и практикой. В восприятии социальной жизни он, как справедливо указывал

В.В. Зеньковский, до конца дней оставался свободным мыслителем.

Октябрьскую революцию Богданов считал скорее противоположной социалистической, чем приближающей ее. Демагогически - военная диктатура принципиально неустойчива. Новой рабочей партии потребуется своя идеология. Надо, чтобы пролетарская культура перестала быть вопросом, о котором рассуждают, словом, в котором нет ясного содержания. Надо выяснить ее принципы, установить ее критерии, оформить ее логику. В этом мыслитель видел свою задачу.

Исходные теоретико-методологические основания философии культуры А.А. Богданова - рационализм, диалектический и исторический материализм, махизм, прагматизм, системный подход, функционализм. Для Богданова марксизм в первую очередь марксистская философия, был не изолированной самодостаточной доктриной, а открытой научной системой, которая может взаимодействовать с немарксистскими теоретическими построениями. Богданов стремился превратить общефилософскую методологию в орудие прямого действия.

Общественный процесс, как утверждал Богданов, имеет три стороны: техническую, экономическую, идеологическую. В технической - общество борется с природой и подчиняет ее, т. е. организует внешний мир в интересах своей жизни и развития. В экономической - оно само организуется для борьбы с природой. В идеологической - социум организует свой опыт, свои переживания, создавая из этого организационные орудия для всей своей жизни и развития. Следовательно, всякая задача в технике, в экономике, в сфере духовной культуры есть задача организационная и притом социальная. Изложенная здесь Богдановым своеобразная «трехчленная формула» общественного процесса совпадает с подходом основоположника современной культурологии американского философа Лесли А. Уайта, выделявшего три подсистемы культуры: технологическую, социальную и идеологическую.

А.А. Богданов предлагает по существу классическое определение культуры: в своем точном и полном значении слово «культура» охватывает всю сумму приобретений, материальных и нематериальных, которые сделаны человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его жизнь, давая ему власть над стихийной природой и над самим собою.

Центральным смыслообразующим понятием философии культуры Богданова является «организация опыта». Развитие культуры в его понимании связано с развитием труда. Тип труда определяется его содержанием и формой организации. Богданов выделяет три типа в развитии труда и соответственно культуры: авторитарный, индивидуалистический и коллективистский.

Сущность культуры — ее организующая функция, оформление и закрепление определенной социальной организации. В культуру входит развитие орудий, применяемых людьми в их совместной борьбе за суще-

ствование, способы их сотрудничества, физическое совершенство тела, язык людей, объединяющий их деятельность путем взаимного понимания, процесс и результаты познания, искусство, связывающее многообразные переживания людей единством настроения, обычаи, нравственность, правовые, политические учреждения.

Но, когда Богданов говорит о культурных задачах, это понятие суживается. В нем подразумевают только одну сторону целого, одну часть его элементов, именно так называемую «духовную культуру»: мировоззрение, художественное творчество, этические, политические отношения, то, что всего точнее обозначается как «идеология», общественное сознание людей. Дело в том, что понятие культуры суживается здесь не случайно. Когда дело идет об ее задачах, идеология выступает на первый план, как бы заслоняя «материальную» сторону жизни. Социальность в понимании Богданова неразделима с сознательностью. Задачи материальной культуры сводятся всегда к одному - к развитию производительных сил общества, его власти над внешней природой; они и ставятся, и разрешаются практически, конкретно, на поле непосредственной трудовой деятельности людей, в сфере производства.

Идеологические проблемы всегда тяготеют к системе, к единству; их частные решения неизбежно подчиняются общим тенденциям или принципам. Принципы мировоззрения, мирочувствования, социального поведения концентрируют в себе сущность целых обширных формаций духовной культуры, выражают собою целые линии социальноидеологического развития. Если речь идет о смене таких принципов, о перестройке систем социальной идеологии, то перед нами выступают культурные задачи эпохи в самом широком их значении, в общечеловеческом их измерении.

Философ подчеркивает: нет двух отдельных культур, материальной и духовной. Как только мы захотим понять жизненный смысл и происхождение объединяющих идеологических принципов, исследование приведет нас к материальным условиям, техническим и экономическим. Технический уровень общества, его экономическое строение - вот чем определяются его культурные задачи, вот откуда они исходят.

Анализ элементов культуры Богданов начинает с выяснения сущности и происхождения речи, руководствуясь при этом марксистской трудовой концепцией культурогенеза. Слово как орудие общения людей в процессе целесообразных коллективно-трудовых действий выступает родоначальником познания, коллективного собирания и обработки человеческого опыта в понятиях. Происхождение понятия из слова, мышления из речи Богданов принимает как бесспорное научное воззрение. Понятие для Богданова есть слово, только в неполном виде, лишенное оболочки звука; мышление - внутренняя речь. Тождество речи и мышления обнаруживает всецело социальный характер духовной культуры, которая поэтому назы-

вается общественным сознанием людей. Речь выполняет важную культурную задачу организации социального бытия людей.

Возникает целый ряд вопросов в отношении культурогенеза, на которые с позиции богдановской концепции ответить трудно или же невозможно. Среди наиболее сложных - вопросы соотношения: человек - труд, культура - социальность, человек - сознание, мышление - речь. Все принципиальные слагаемые культурогенеза формируются одновременно, выступая одновременно и предпосылками, и последствиями.

Богданов предлагает собственную интерпретацию содержания и взаимосвязи основных слагаемых духовной культуры - познания, религии, права, морали, различных видов искусства. Как результат - выявление своего рода общего знаменателя, общей социальной роли: организация, сплочение коллективов различных ступеней и типов путем объединения человеческих переживаний, оформления опыта и чувств людей. Особой ясностью и несомненностью объективного социального значения обладает нормативная область культуры.

Богданов предвидит возможные возражения против такого понимания духовной культуры. Первое состоит в том, что нельзя культурные формы рассматривать всецело как организующие социальную жизнь, потому что на практике они обнаруживают нередко и прямо противоположную функцию — дезорганизующую. Второе возражение - духовная культура, во всяком случае, не только организует жизнь людей, что ее значение шире — она также украшает жизнь. Оба возражения имеют за собою известную сумму фактов, но основаны на недостаточном их анализе. Богда-новское понимание духовной культуры основано на концепции эмпириомонизма. Разработчик эмпириомонизма подчеркивал: сущность эмпириомонизма состоит в том, чтобы рассматривать все явления мира как процессы организации-дезорганизации.

Согласно эмпириомонизму весь мир есть цепь комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов, природа без человека. Далее - психическое, ассоциативная связь явлений и, наконец, физическое. При этом психическое представляет собой индивидуально-организованный опыт каждого отдельного человека, а физическое - социально-организованный, коллективный опыт. В процессе труда психическое становится частью физического и теряет для познания самостоятельное значение.

Рационалистическая психология марксизма, утверждал Н.А. Бердяев, есть наиболее слабая сторона марксизма. Марксизм не непосредственно выводит идеологию и всякую духовную культуру из экономики, а через посредство классовой психологии.

Вульгарно-классовый подход к пониманию культуры Богданов демонстрирует также в размышлениях об исторической динамике культуры.

Так, в классовом обществе вопросы культурного прогресса не могут ставиться с точки зрения социальной системы в целом, потому что у нее нет культурного единства, потому что тенденции культурного развития для различных ее классов несходны и противоречивы. Следовательно, вопросы эти должны решаться именно по отношению к социальным классам как отдельным жизненным единствам. Классы, различные по совокупности условий своего существования, равно как и по своим интересам и целям, нуждаются для своей организации в несходных формах культуры, играют либо позитивную (в современном обществе - пролетариат), либо реакционную роль в развитии культуры на определенных этапах развития общества.

Богданов формулирует также классическое для марксистской философии видение роли интеллигенции в творчестве культуры. Различные промежуточные слои интеллигенции идеологически работают не на себя, а на другие крупные социальные группы, не могут явиться определяющей силой для культурных задач эпохи.

Путем исключения Богданов приходит к выводу, что решение культурных задач настоящего надо искать в жизненных потребностях того класса, победа которого предстоит в будущем, класса, который в современном обществе играет прогрессивную роль - пролетариата.

Богданов выясняет, насколько творчество культурных форм является делом индивидуальным или коллективным. Мыслитель настаивает: не из произвола личностей, а из трудового бытия коллективов вырастает духовная культура. В общих переживаниях социальной группы или класса для автора дано уже содержание, которое он должен организовать, и дана сама потребность в его организации. Что же касается ее приемов и способов отражения, то они также должны соответствовать исторически сложившемуся типу явления и мышления той же коллективности.

Богданов идеализирует рабочий класс, приписывает ему исключительно положительные качества и задачи. Рабочий класс преодолевает в себе индивидуалистические и авторитарные отношения, свойственные реакционным классам. Культурные задачи определяет и обеспечивает их достижение товарищеская, коллективистическая связь, господствующая в рабочей среде. Рабочий класс имеет достаточный для творчества культуры интеллектуальный уровень, который повышается с техническим прогрессом, усложнением научных методов и форм организации производства. Напротив, старая культура, ее организационные формы и методы, выражаемые буржуазной наукой, искусством, нормами морали и права, оказывает разъедающее и подтачивающее действие.

Озабоченный необходимостью повышения культурного уровня пролетариата, Богданов предлагает подготовить Новую Энциклопедию, призванную устранить абстрактность старого познания и его оторванность от практики человеческого коллектива. В ней наука и философия должны

быть представлены в том виде, в каком они станут действительно понятны трудящемуся человечеству как орудия организации коллективной деятельности людей. Нельзя вполне овладеть идеей, научной или философской, вне ее происхождения из социального опыта и вне ее практически-организующей функции. В социалистическом мышлении предусматриваются не только сходные, но, по существу, те же черты, что и в социалистическом производстве. Идеал труда и познания один и тот же - в этом высшая целостность новой культуры.

Для формирования новой, пролетарской культуры Богданов считает необходимым связать итоги и методы современного познания с коллективно-трудовым опытом рабочего класса. Решающая, руководящая и направляющая роль в этой работе должна принадлежать не выходцам из других классов, а новой интеллигенции, выходящей из среды самого пролетариата.

Одна из центральных проблем философии культуры А.А. Богданова - создание пролетарского искусства. Искусство как воспитательное средство есть также орудие организации коллектива. Культурное, то есть организующее, влияние искусства почти всегда шире, а порою и глубже, чем влияние абстрактного научного познания. Искусство, со своим конкретнообразным характером, ближе и понятнее массам, демократичнее, чем наука. Новое искусство, гармонизирующее чувства и стремления масс, будет могучим двигателем, ускоряющим рост и победу коллектива. Новое искусство делает своим героем не индивидуума, а коллектив или человека в коллективе. Субъектом познания, носителем истины здесь является не личность, а коллектив, и критерием истины — его практика.

В размышлениях Богданова о пролетарской культуре значительное место занимают различные аспекты морали и права. Источник норм морали и права - общественная связь, интересы коллектива, группового, классового или общесоциального; их сущность лежит в их организующей функции, их основа — объективное сотрудничество людей. Но в обществе, построенном на рынке и классовой борьбе, норма является внешней, самостоятельной силой, ограничивающей личность. Пролетарская культура, основанная на объединении людей в коллектив, не нуждается в фетишизме норм, должна с ним покончить. Пролетариат вырабатывает то, что обыкновенно называют его «нравственным» и его «правовым» сознанием; у него складываются даже особые внешние формы общения, подобные «правилам приличия».

В рецептах разрешения проблемы социальных норм проявляется правовой и нравственный релятивизм А.А. Богданова, который неизбежно приводит к попранию прав и свобод личности. В пролетарском обществе должны функционировать только те нормы, которые способствуют развитию сплоченности, а значит, и силы организации. В таком обществе нет иной мотивировки и санкции, кроме потребностей коллектива. Устранение

общечеловеческих норм, сведение всей этой области духовной культуры к организационным принципам, провозглашение необходимости и неизбежности перехода в новом обществе к нормам целесообразности равнозначно легализации принципа «цель оправдывает средства».

По сути дела, стирается грань между общественными отношениями и технологией производства, между человеком и машиной. Своей явной мотивированностью потребностями коллектива, провозглашает Богданов, новые социальные нормы вполне соответствуют обычным техническим нормам. Очевидно, перед нами тут просто технические нормы поведения людей в их взаимных отношениях. Каждая из них соответствует определенной потребности и определенным условиям; если изменяются эти последние, изменяется в такой же мере применение нормы; нет необходимости в создании новой на ее месте, но также нет и «преступления».

Сталинская концепция «винтика», террор 30-40 годов в Советском Союзе - прямое следствие реализации правовых и нравственных постулатов А.А. Богданова в политической практике режима. Богданов сознавал и четко формулировал антитезы «мы, коллектив - я, самодовлеющая личность», «развитие коллективной силы - чистый моральный идеал»,

«пульс жизни рабочего класса - простые законы права и справедливости».

Н.А. Бердяев обратил внимание на фундаментальный антигуманизм социальной философии Богданова в целом. Детерминированное марксизмом мировоззрение Богданова видит в мире лишь труд и понимает мир и социальную жизнь по аналогии с мастерской, с фабрикой. Однако в действительности философия труда может быть лишь антиматериалистической, труд имеет духовно-психическую, а не материальную природу, как думал Маркс. Труд может образовывать не только общество, но и общение. Если труд может быть общением, то он связан с качествами личности. В коммунистической модели общества нет общения, а есть лишь сообщение, которому принудительно хотят придать характер общения. Эксплуатация человека коллективом, государством, как и эксплуатация человека человеком, есть превращение человека в объект. Данная характеристика в полной мере относится и к философии культуры А.А. Богданова.

В критической литературе Богданова именовали «красный Гамлет». Личная порядочность, стремление сделать общество более человечным, творческая гениальность А.А. Богданова не вызывают сомнений. Тем не менее анализ философии культуры мыслителя приводит также к другой, не менее драматичной ассоциации - красный Дон Кихот. Социальная гиперактивность, постоянная готовность Дон Кихота к благородному действию, противоречие между мечтой и реальностью, разрыв между благородными намерениями и неуместностью их реализации делают этот образ противоположностью Гамлета. Именно таким был А.А.Богданов, таковы были характерные черты разработанной им философии культуры.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: проблематика и апология христианства // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 14-229.

3. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Из глубины: сб. статей / сост. А.А. Яковлев. М.: Правда, 1991. С. 11-30.

4. Богданов А.А. Вопросы социализма // Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. С. 295-351.

5. Богданов А.А. Искусство и рабочий класс // Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. С. 411-460.

6. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. М.: Изд. До-роватского, Чарушникова, 1911. 321 с.

7. Богданов А.А. Письмо Луначарскому 19 ноября (2 декабря) 1917 г. // Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990.

С. 352-355.

8. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991. Т.2. Ч.2. 232 с.

Данилкина Татьяна Владимировна, канд. филос. наук, доц., tulgu_filisofia@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PHILOSOPHY OF CULTURE OF A.A. BOGDANOV T.V. Danilkina

The author analyzes the methodological bases and the key provisions of A.A. Bogdanov’s philosophy of culture and its influence on the cultural dynamics of Russia.

Keywords: culture, philosophy, cultural genesis, organization, experience, labor, collective ideology, proletarian culture.

Danilkina Tatiana Vladimirovna, PhD (Philosophy), Associate Professor, tulgu_filisofia@mail.ru,, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.