Научная статья на тему 'Философия как порождение кризисного сознания в периоды социокультурных трансформаций'

Философия как порождение кризисного сознания в периоды социокультурных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
490
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Селезнёва Е. А.

В статье проводится анализ состояния общественного сознания в кризисные периоды развития общества. Показано, что именно на таких этапах философская мысль работает наиболее продуктивно, предлагая возможные варианты развития культуры и общества в целом, а также и выходы на пути гуманности антропогенной направленности, что ещё раз подтверждает практический характер философского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия как порождение кризисного сознания в периоды социокультурных трансформаций»

УДК 008.001 СЕЛЕЗНЁВА Е.А.

ФИЛОСОФИЯ КАК ПОРОЖДЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОЗНАНИЯ В ПЕРИОДЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Селезнёва Екатерина Александровна, студентка 4-го курса

Института культуры и искусства Липецкого государственного педагогического университета

В статье проводится анализ состояния общественного сознания в кризисные периоды развития общества. Показано, что именно на таких этапах философская мысль работает наиболее продуктивно, предлагая возможные варианты развития культуры и общества в целом, а также и выходы на пути гуманности антропогенной направленности, что ещё раз подтверждает практический характер философского знания.

Ключевые слова. социокультурная трансформация, кризис культуры, общественное сознание, функции философии.

Кризисное мироощущение сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко принимая апокалипсическую форму. Само по себе, кризис - это состояние перехода в развитии социальных систем, которое характеризуется неопределенностью и многообразием путей дальнейшего развития [2-4].

Кризис человечества ведет к негативным изменениям не только в политической, экономической, социальной и духовно-культурной сферах, но и к существенным переменам в сознании личностей. В периоды кризиса возникает такое явление как «кризисное сознание» - понятие, обладающее сложной структурой, представляющее конкретный, фактически наличный тип сознания, не претендующий на всеобщность, но обладающий реальностью. Данное понятие прочно вошло в обиход многих гуманитарных наук, в том числе расширило аппарат культурологии, развивая и усложняя само трактование термина культура [1].

Это сознание, складывается в непосредственном жизненном опыте и находит свое отражение в широкой совокупности наук. Философия изначально есть порождение кризисного сознания. удивляясь многообразию народов с их разнообразными культурными отличиями, выразившимися в своеобразии традиций, признании разных богов, человек стал стремиться к поиску истины, к теоретическому осмыслению культурной самобытности.

В ходе кризисного состояния людей захватывает страсть к наблюдению и познанию мира, страсть, которая заставляет их отказываться от всех практических интересов и в замкнутом круге познавательной деятельности в периоды, посвященные такому исследованию, стремиться заниматься чистой теорией. Иными словами, человек становится незаинтересованным зрителем, наблюдателем мира - он становится философом, или, вернее сказать, отныне жизнь его приобретает восприимчивость к мотивам, возможным лишь внутри этой установки, к новым целям и методам мышления, в рамках которых наконец возникает философия и сам он становится философом. По мнению Платона и Аристотеля, видных представителей древнегреческой философии периода ее первого расцвета, философия восходит к удивлению.

Естественно, теоретический интерес тоже возник из удивления и явно представляет собой разновидность любопытства, которое изначально присутствовало в естественной жизни как выпадение из «житейской серьёзности», как исчерпание уже осуществленных

жизненных интересов или как легкомысленное оглядывание вокруг, когда насущные нужды действительной жизни удовлетворены.

На протяжении всей мировой истории, особенно в периоды войн, социальных катастроф, эпидемий, представления о конце света, гибели цивилизации существовали в мифологических представлениях, пророчествах религиозных деятелей, учениях философов. В своей основе эти представления восходят к религиозным мифам, т.е. мифам о предстоящем конце света, которые были неотъемлемой частью многих культур. Меняется время, меняются и ценности. Мифы представляли собой своеобразную попытку осмыслить будущее мироздания, его развитие. Они влияли не только на религиозную, но и на философскую мысль на протяжении многих веков, вплоть до философских, социологических и культурологических концепций.

Современные исследователи пытаются провести параллели между нынешним кризисным мировосприятием и его истоками в древности. Историки и археологи обнаружили немало свидетельств тяжелых и длительных кризисов, через которые пришлось пройти многим древним обществам. Известно, например, что один из них, связанный с наступлением эпохи железа и вызванными им экологическими изменениями, пришелся на окончание третьего и начало второго тысячелетия до нашей эры и оставил свой след в истории многих народов Евразии. Правда, мы далеко не всегда можем достоверно судить ни о причинах кризисов, ни о том, как они протекали. Зато нам хорошо известно, по крайней мере, одно из их последствий: в ходе длительных и глубоких потрясений всякий раз менялась картина мира.

Разрушение одних обществ и становление других, переселения народов и разрыв старых, привычных связей между людьми - всё это приводило и к утрате веры в прежние мифы, в течение веков и тысячелетий определявших смысл жизни и помогавших переносить её тяготы. Человек оказывался лишён всякой духовной защиты перед лицом чуждого и нередко враждебного мироздания. Человек с кризисным сознанием наблюдает, прежде всего, многообразие народов, своих и чужих, каждый вместе с окружающим его миром, вместе с традициями, богами, демонами, с мифологическими силами, составляющими для каждого народа самоочевидный реальный мир. Сталкиваясь с разительными контрастами, он начинает отличать представления о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос - вопрос об истине, но не о житейской истине косно державшейся традиции, а об истине самой по себе, которая для всех, кто не ослеплен привязанностью к традиции, идентична и универсально значима. Как отмечают многие исследователи, распадается связь времен [8, 9]. Мысль о бессмысленности бытия, приходившая в результате утраты традиций, запечатлена и в египетской поэзии, и в древнейших памятниках вавилонской словесности.

Кризисы бывают частные и общие. Среди общих кризисов наиболее универсальный характер имеет социокультурный кризис, объемлющий как совокупность социальных отношений, так и культуру, равно как и их взаимодействие. Социокультурный кризис свидетельствует об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве [5, 7].

Общество, переживающее патологический социокультурный кризис может быть квалифицировано как кризисный социум [6]. Это состояние общества характеризуется уникальным сочетанием параметров социального и культурного развития, затрагивающим такие сферы социальной жизни, как политическую, экономическую, производственную, собственно социальную (дезинтеграция социальных групп, институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами), и культурной жизни - духовно-нравственную, трудовую, этническую.

Проходит время, и ценности меняются, люди начинают по-разному относиться к жизни: к её значимости, к преобразованию бытия, к труду и к нравственным нормам. Но, покинув одну эпоху, эти ценности могут отразиться в другой эпохе, это зависит от преобладающей тенденции в обществе.

Литература:

1. Ромах О.В. Множественность трактований понятия культура // Аналитика культурологии. 2013. № 26. С. 40-44.

2. Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ: дис.... канд. филос. наук. -Липецк, 2010. -160 с.

3. Тарасов А.Н. Манифесты футуристов как культурфилософская основа III социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 396.

4. Тарасов А.Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1. С. 174-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.