Научная статья на тему 'Философия как методология легитимации мусульманских побед'

Философия как методология легитимации мусульманских побед Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПОРОЧНЫЙ КРУГ / ДОГМАТИКА / АПОДИКТИКА / ДИАЛЕКТИКА / НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ / РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / ПОБЕДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султанов-Барсов Магомед Омарович

Предметом исследования статьи являются механизмы генерации религиозного мракобесия и подпитываемая ими идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма. Впервые в отечественной и зарубежной науке представлена философия как путь, метод и средство успешной борьбы с явлениями мракобесии и терроризма. В статье постулируется идея легитимации мусульманских побед в рамках позитивного и международного права. Научной новизной работы являются краткая классификация суннитского духовенства, сравнительный анализ суннизма и шиизма, формулировка и постулирование Закона гендерной данности, обращение к невидимому колледжу в странах исламского мира и методологическое совершенствование путем доказательства необходимости согласованного сочетания аподиктики и диалектики. Последнее так же является методологией данного исследования. Цель статьи обогащение мусульманского догматического сознания основами философских знаний посредством активизации невидимого колледжа мусульманского сообщества, несомненно, имеющего имплицитное влияние на догматическое духовенство и экстремистско-террористическое подполье. Полученные выводы могут быть успешно использованы в органах государственной власти, в вузовских и аспирантских программах обучения по специальностям философия, религиоведение, политология и в той части электората общества, которая называется невидимым колледжем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия как методология легитимации мусульманских побед»

СТАТЬИ

УДК 1 (5) ББК 87 (5)

Магомед Султанов-Барсов

ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ПОБЕД

Аннотация: Предметом исследования статьи являются механизмы генерации религиозного мракобесия и подпитываемая ими идеология религиозно-политического экстремизма и терроризма. Впервые в отечественной и зарубежной науке представлена философия как путь, метод и средство успешной борьбы с явлениями мракобесии и терроризма. В статье постулируется идея легитимации мусульманских побед в рамках позитивного и международного права. Научной новизной работы являются краткая классификация суннитского духовенства, сравнительный анализ суннизма и шиизма, формулировка и постулирование Закона тендерной данности, обращение к невидимому колледжу в странах исламского мира и методологическое совершенствование путем доказательства необходимости согласованного сочетания аподиктики и диалектики. Последнее так же является методологией данного исследования. Цель статьи - обогащение мусульманского догматического сознания основами философских знаний посредством активизации невидимого колледжа мусульманского сообщества, несомненно, имеющего имплицитное влияние на догматическое духовенство и экстремистско-террористическое подполье. Полученные выводы могут быть успешно использованы в органах государственной власти, в вузовских и аспирантских программах обучения по специальностям философия, религиоведение, политология и в той части электората общества, которая называется невидимым колледжем.

Ключевые слова: философия, методология, порочный круг, догматика, аподиктика, диалектика, невидимый колледж, развитие, институализация, победы.

Тезис: Философия как методология легитимации мусульманских побед является единственным средством, способным снять и/или разомкнуть порочный логический круг псевдодогматики, доминирующей над подлинной исламской догматикой.

Введение

(государственной властью, правоохранительными органами, финансово-хозяйственными учреждениями, научно-творческими союзами) и их учениями (либерализмом, социализмом, либертарианством и их всевозможными разновидностями).

Пролегомены к тезису: Исламская догматика, волей и замыслом Всевышнего, ди-хотомирована на подлинную и ложную/искаженную. Это объективный, то есть независимый от воли и желания людей акт исторической жизни, в условия которой Аллах поставил мусульман наряду со всеми прочими религиями, а также общественно-политическими институтами

В мире нет ни одного религиозного, научного или политического учения, читай мировоззрения, которое избегло проблему демаркации по критериям истинности и ложности. Любые вопросы в повестках дня по актуально текущей и стратегически планируемой работе упираются в объективно функционирующие принципы истины и лжи. Поэтому и по целому ряду других причин/факторов, схваченная в тезисе ситуация исламского мира - дихотомизм

подлинной, читая священной исламской догматики и догматики ложной должно пониматься, как общечеловеческая проблематика, но с особой мусульманской спецификой. Она заключается, главным образом, в избыточной буквализации веры и особом отношении к жизни как потусторонней, так и посюсторонней. Отсюда и тоталитаризм мусульманского эсхатологического учения с загробными воздаяниями - раем и адом.

Как следствие в вероучениях ислама (суннизма, шиизма и их многочисленных ответвлений) буквализация догматики доминирует над её аллегоризацией тогда, когда между этими формами рецепций (восприятий) необходима диалектическая гармония, которую гениально постулировал самый яркий представитель арабо-мусульманской перипатетики Ибн Рушд (1126-1198). Но диалектика как метод выбора между двумя крайностями спасительного компромисса, предложенного Ибн Рушдом в Кордовском халифате, была жестоко отвергнута фанатичными догматиками, т.е. мусульманскими богословами. Сам мыслитель был обвинен в ереси с весьма печальными последствиями, и не только для него, но и для триумфально населявших Пиренейский полуостров мусульман. Уже тогда Ибн Рушд прогнозировал печальную перспективу мусульманскому владычеству в Испании (см. Реконкиста) и, соответственно, предлагал системные меры, для укрепления и развития халифата в Европе до скончания века. Но прогнозы, не подкрепленные далилами (аятами Корана и хадисами пророка), были восприняты богословами/догматиками в штыки и обращены в обвинения.

А сегодня, с высоты наших дней воочию видно, что Ибн Рушд был куда большим и чистым мусульманином, чем все те догматики/фанатики, которые вынудили халифа Кордовы снять философа со всех государственных постов с требованием казнить его. Но, слава Аллаху, халифу Кордовы хватило мудрости и властной силы ограничится ссылкой Рушда в еврейскую деревню... А почему в еврейскую? Да потому, что халиф знал: в мусульманской деревне найдутся фанатики для исполне-

ния фетвы мракобесов/догматиков. И до сих пор мусульманские фанатики убивают людей, веря, что Аллах их за это наградит раем.

Как бы то ни было, великому мусульманскому философу Ибн Рушду не удалось завершить свою концепцию «двойственной истины» и, хотя с тех пор прошло много веков, никто из мусульман не довел идею диалектики до логического удовлетворения. Следовательно, это предстоит сделать нам, представителям мусульманского невидимого колледжа1, как социокультурной силе общества. Он хорошо изучен в западном мире, а в исламской литературе нет даже такого термина. Значит, его следует экстраполировать (перенести) в качестве теоретической модули, разумеется, наряду с другими когнициями, остро недостающими мусульманскому сознанию. Но для завершения столь сложного теоретико-познавательного дела (см. эпистемология) требуется особая продуктивная методология, в качестве которой может состояться только такая философия, которая позволит мусульманам легитимировать свои победы2.

Согласно словарю-справочнику «Политическая наука», «легитимация (лат. legitimus) есть признание или подтверждение законности государственной власти какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит»3.

Название настоящей статьи «Философия как методология легитимации мусульманских побед» следует понимать не иначе, как проблему выбора методов и

1 Невидимый колледж - это неинституционализи-рованная группа исследователей, согласованно работающих над общей проблематикой. См.: Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Т.3. - М.: Мысль, 2010. - С. 45

2 Победа - это достижение законной цели. Здесь и далее прим. автора, если не указано другое.

3 Политическая наука: Словарь-справочник / сост. проф. Санжаревский И.И. (Электронное учебное пособие). 2010

средств, для достижения объективно вытекающих из естественных прав мусульман побед. И непременно в конкурентной борьбе с представителями иных цивилизаций, как религиозных, так и светских. Естественное право как комплекс очевидных, невозбраняемых принципов на жизнь и благодеяния заключается в том, что все имеют право: учиться, познавать мир, работать лучше других, развивать науку, технику, экономику, культуру, словом всё то, что имеет законный характер. Исключением из данного правила может и должно быть, принятые на базе международного права принципы ограничения технократических тенденций: запрет на распространение и создание ядерного, химического, бактериологического и прочего оружия массового поражения, а также этические аспекты технократизма: клонирование людей, производство генномодифи-цированных продуктов и некоторые другие вещи.

Следовательно, глагол «легитимация» в контексте настоящего тезиса надо понимать, как направление духовных и физических сил мусульман на достижение побед законными методами.

Сложность демонстрации и аргументации настоящего тезиса в том, что философия в исламе злостно отвергается, а философы - автоматически ассоциируются с атеистами и, соответственно, подвергаются остракизму (гонениям) везде, где только доминируют мусульманские догматики. У правоверных мусульман исторически выработан мощный иммунитет, значительно превышающий аналогичные формы иммунитетов, имеющиеся в любой другой религии. Это объясняется дефилософизи-рованным путем исторического развития мусульманских народов, что отразилось в практической жизни дефицитом политико-правовой культуры, а это в свою очередь закономерно отражается на форме и сути отношения мусульман к позитивному и международному праву самым негативным образом. Проблема усугубляется еще и тем, что официальное российское духовенство (муфтияты) уклоняются от постулирования данной проблемы, видимо надеясь на то, что она исчезнет сама по себе.

А зря. Как физиологическая инфекция не излечивается сама по себе, так мракобе-совская зараза не погибает сама по себе.

Другая сложность в том, что фактор дефилософизированного пути развития мусульман остается незамеченным даже для большинства просвещенных мусульман. Наличие среди мусульман философов и мыслителей как в средние века, так и в наше время паралогично отождествляется наличию в исламе философии, хотя ортодоксальные (традиционалистские) али-мы/богословы ясно, громко и всегда говорят, что философия с исламом несовместима (примеры см. ниже).

Третья сложность возникает из-за того, что нет философии, функционирующей или даже заявленной кем-либо когда-либо в качестве методологии легитимации мусульманских побед. Значит, её предстоит создать, продуцировать из богатейшей духовно-нравственной и гносеологической базы, исторически накопленной в исламском мире; это наследия мутазилизма, ара-бо-мусульманской перипатетики и некоторых религиозных реформаторов (Аль-Афгани, Мухаммад Абдо и др.)

На успех данного предприятия позволяет надеяться невидимый колледж, несомненно, функционирующий в странах исламского мира.

Для справки: в шиизме философия частично институализирована. Иранский институт философии совместно с Институтом философии РАН издает в Москве ежегодник по мусульманской философии «Ишрак»4. И это далеко не единственный проект, реализуемый шиитскими философами за пределами своей страны. А в суннитских странах, при всей популярности слова «наука» нет институтов философии и, соответственно, нет совместных с развитыми странами философских проектов, вне которых научно-техническое развитие невозможно по определению.

Концептуальные функции философии на примерах исторических результатов

4 См., например: Ишрак: ежегодник исламской философии: 2015. -№ 6. - М.: «Наука» - «Восточная литература», 2015. - 383 с.

Сунниты, составляя около 90% населения от общей численности мусульман мира, явно отстают от шиитов, составляющих около 10% по показателям научно-технического и промышленного роста. Здесь возможна искажение в восприятии мысли. Сунниты отстают от шиитов не вообще, а именно в росте, по темпам развития. Другой вопрос: хватит ли шиитам 100 лет, чтобы догнать и перегнать суннитский мир? - вопрос дискуссионный...

Но сам факт отставания удивляет! Шиитская догматика со злобно-мстительными мистериями (шахсей-вахсей) представляет собой едва ли не самую алогичную эклектику во всей мировой религии. А суннитская догматика, по косвенным признаниям религиоведов, представляет собой самый последовательный монотеизм: «Еврейский Монотеизм был в 6-7 вв. воспринят арабами из секты ханифитов, отсюда вырос ислам, в котором Монетеизм проявился гораздо отчетливее, чем в христианстве»5. Но поскольку в науке нет фундаментального исследования вопросов последовательного монотеизма, а мы в настоящей статье не имеем возможности отвлекаться на эту предельно онтологическую проблему, удовлетворимся тем, что ближе всех к абсолютному монотеизму были мутазилиты в VШ-IX вв., а в настоящее время - сунниты.

Тем не менее: «Иран является также одним из самых сильных исламских государств. Его военный и политический потенциал заметно выше, чем у обладающего ядерным оружием Пакистана, который связан наличием могущественного и недружественного соседа - Индии, и союзом с США. Также Иран многократно превосходит потенциал стран Персидского залива и Аравийского полуострова, ни одна из которых не может сравниться с ним по численности населения и развитию собственной промышленности»6. Отсюда закон-

5 Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 3. - С.492

6 Крамник И. Завтра уже поздно. Вооруженные си-

лы Ирана: настоящее и будущее // «Lenta», 6 сентября 2006 года. URL:

ный вопрос: за счет чего Иран добился таких успехов? Ответ очевиден: за счет философии, пусть и ограниченной по многим академическим аспектам, но всё же шииты синхронизируют свои усилия в развитии исключительно философскими методами.

Весьма интересным, для осмысления исторической ретроспективы, является взгляд одного из самых крупных современных шиитских философов Сеййида Хусейна Насра: «В действительности реакция суннитского и шиитского ислама на философию была разной. В суннитском мире, после того, как перипатетики были разгромлены, философия как таковая практически исчезла и только логика продолжала существовать как одна из дисциплин, преподаваемых в исламских образовательных заведениях (медресе). Более того, мистические доктрины все еще существовали и даже вошли в курс обучения этих школ. В шиитском исламе ситуация носила несколько иной характер. Теософия школы ас-Сухраварди, с одной стороны, постепенно соединилась с философией Авиценны, а с другой - с гностическими учениями Ибн Араби, - и все это в рамках шиизма, но по факту она выступала посредником между философией и чистым гнозисом» .

А теперь посмотрим на философию глазами типичного апологета суннизма, имеющего некоторую де-факто квалификацию в вопросах академической философии (цитируем дословно):

«В произведениях аятоллы Табата-баи же встречаются симпатии в адрес таких философов, как Фараби, Ибн Сина (Авиценна) или Ибн Рошд (Аверроэс). "Философия была возрождена Фараби и вначале V в. хиджры благодаря поддержке, оказанной ей трудами известного философа Ибн Сины, она получила широкое распространение. Подобно тому, как шиизм был эффективным фактором в появлении

https://lenta.ru/articles/2006/09/06/iran/ (Режим доступа свободный)

7 Сеййид Хусейн Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / Перевод с англ., предисловие и комментарии Р. Псху. -М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. - С 69

философского мышления, он оказался важной основой в распространении такого образа мышление. Поэтому, хотя с кончиной Ибн Рошда философия навсегда покинула суннитское большинство, тем не менее, она никогда не уходила от шиитов" [Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран) стр. 119-120]» [7].

Воистину шииты держались за философию как за рациональное оружие и много раз побеждали в кровопролитных войнах суннитское большинство (см. Се-февиды), которое по иррациональному недоразумению выбросило философию на свалку истории; христиане её подобрали, внедрили в свою цивилизацию и затем закономерно покорили и суннитов, и шиитов. Вот вам и реалистическое чудо!

Сегодня в мире нет ни одного мусульманского государства с полноценным суверенитетом. Однако, суннитские догматики, для которых характерно отсутствие чувства/ощущения темпорализма (реальности, связанной с течением времени), историческими результатами не впечатляются. Они всё списывают на волю Аллаха и тем оправдывают своё, мягко говоря, историческое фиаско. Если же говорить прямо: историческое вредительство...

Приведем еще одну цитату, в которой выражена доминантная позиция суннитов: «При этом, этот аятолла признает, что Пророк и его сподвижники никогда не строили свои суждения на философии, а опирались только и только Божественное откровение: "Да, арабы были далеки от философского образа мышления, пока вначале II века хиджры не получили их образцы из переводов греческих книг". (Там же, с. 118). Таким образом аятолла косвенно подтверждает ошибочность своего же "философского" метода, с точки зрения раннего, классического Ислама»8.

Ничего подобного! Процитированный автор пытается выдать порочный круг за логически безупречный силлогизм. Пророк и его сподвижники не пользова-

8 Абдулла Али. Мусульманские секты. Шиизм // Сайт «Сумеречная зона». URL:

http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/shiizm.html (Режим доступа свободный)

лись очень многими продуктами материальной, социальной и идеальной природы по той ясной причине, что их не было в эпоху Пророка и его сподвижников. Однако, сами суннитские догматики/фанатики весьма охотно пользуются почти всеми плодами современной цивилизации, а вот академическая философия вызывает у них отвращение. Почему? Уводит верующих мусульман от веры в Аллаха? Так боритесь с материалистическими и прочими неисламскими течениями в философии, и боритесь непременно законными методами, иначе себе дороже. Однако, не хотят они бороться с враждебными исламу учениями, куда проще голословно объявлять их всех заблудшими, а себя - обладателями истины. Снова возникает вопрос: почему? Они не понимают, что, отвергая основной детерминант научно-технического развития - философию - ставят исламский мир в политико-военную зависимость от неисламских стран?

Оставим пока вопросы без ответов и вернемся к шиитам.

Конечно, культивируемую в шиизме философию нельзя назвать «чистой» в академическом смысле этого слова. Она большей частью «играет роль служанки» шиитской теологии, как много веков назад в Европе схоластическая философия прислуживала католической теологии. И в этом нет ничего странного. В случае ин-ституализации философии в суннизме, она так же будет служить суннитской теологии. Это естественный закон во всякой религии, политике и даже культуре. Философия не цель, а средство, метод и путь достижения истины как непреложного условия для установления основной нормы социальной справедливости, на базе которой только и возможно прогрессивное развитие. Ни одна нация, в политическом смысле этого слова, не достигла успехов в историческом развитии в обход философии. Нефилософские нации мира были полностью или частично колонизированы, многократно завоеваны, территориально перекроены и сегодня пребывают в условиях усеченных суверенитетов. И хотя богослов ханафитского мазхаба, муфтий Равиль Гайнутдин совместно с командой едино-

мышленников из числа богословов и [академических] ученых реализовал крупный просветительский проект «Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник»9, удельный вес философии в системе суннитского вероучения остается ничтожно малым. И не мудрено.

Во-первых, это первый академический опыт в истории российского ислама и, мы рискнем предположить, вообще, суннитского мира.

Во-вторых, даже крупнейший исламский университет Аль-Азхар не осмеливается апеллировать к философии в виду того, что она подвергнута остракизму со времени формирования 4-го суннитского мазхаба - ханбализма. И до сих пор никто из мусульманских имамов, муфтиев, алимов не выступил с принципиальным заявлением о необходимости институализиро-вать философию в системе исламского вероучения. И Равиль Гайнутдин, к сожалению, пока еще не составляет исключение, то есть прямого заявления в защиту философии он не сделал и ни в одной своей проповеди не постулировал фундаментальную проблему мусульман методом философии. В вышеназванном ежегоднике философия фигурирует большей частью номинально, хотя это уже прогресс.

В-третьих, исламские вузы на территории Российской Федерации де-юре включают в программу обучения преподавание философии, но делают это отнюдь не для повышения уровня сознания мусульман, а сугубо для государственной аккредитации исламского вуза. Но и здесь они умудряются замещать философию апологетикой и креационизмом. То есть фактического преподавания философии в исламских вузах российских суннитов, как не было, так нет и сегодня.

Весьма интересную информацию о мусульманском невидимом колледже и полемиках на тему отставании исламского мира от Запада и Востока можно получит

9 Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1 // Ред-кол.: Д.В. Мухетдинов (пред.), Д. З. Хайретдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др. - М., 2016. - 760 с.

из работ замечательного советско-российского востоковеда и историка философии профессора Евгении Антоновны Фроловой10. И хотя она нигде не говорит о наличии в странах исламского мира невидимого колледжа, и вообще, о таковом явлении ничего не пишет, все же в её работах мы находим удивительную хронику рассуждений арабских и арабоязычных философов, публицистов и писателей, не-институционализированно работающих над общей для мусульман проблемой. В частности, над причинами отставания и методами преодоления отставания. А это как раз является функцией невидимого колледжа.

Перспективность реализации результатов настоящих исследований прямо и косвенно упираются в то, что в постмодернизме называется «трансгрессией» (Морис Бланшо, Батай и др.) - преодолением непреодолимых пределов. Но так как философия постмодернизма, несмотря на весьма впечатляющие достижения в эпистемологии и лингвистике, была и остается деструктивным явлением западноевропейской и отчасти американской культуры, грубо нарушающим Закон гендерной дан-ности11 человека, мы не кальку снимаем с их трансгрессии, но сами экстраполируем этот мощный географический термин и продуцируем его денотативные функции на умы и сердца мусульман.

Проблемы предикатирования экстремизма и терроризма с исламом

Весьма существенная проблема возникает в предикациях (речемыслитель-

10 Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М., 2006. - 196 с.

11 Термин «Закон гендерной данности» вводится впервые для обозначения инвариантных принципов человеческой природы, состоящей из мужского и женского начала. Любые формы и виды физиологического смещения гендерных функций является нарушением Закона гендерной данности и влечет за собой не только аморальные последствия, но еще и социально-структурные разрушения политико-правовой системы общества, что видно на примерах ювенальной юстиции и ряда других институтов.

ных соединениях) экстремизма и терроризма с исламом. Этот проблемный момент интерпретации наиболее детально раскрыт профессором Магомедом Яхьяе-вым в статье «К вопросу об экстремизме в исламе». В качестве рабочей позиции он выбрал официальный посыл: «Во время встречи с представителями духовных управлений мусульман Северного Кавказа, других религиозных организаций, состоявшейся в августе 2009 года в г. Сочи, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Я поддерживаю то, что сказал Президент Чечни Рамзан Кадыров. Мы не должны называть экстремистов «исламскими экс-тремистами»12.

И хотя в нашей стране данную рекомендацию старательно стали соблюдать многие ученые-эксперты, журналисты, госчиновники и депутаты, обойти объективно существующую связь этого зла с религией ислама полностью не удается. «Религиозный экстремизм - это абстракт, который существует не отдельно от конкретной религии, а только в неразрывной связи с ней. Формы проявления религиозного экстремизма детерминированы преимущественно содержанием религиозной идеологии, лежащей в его основе. Иначе говоря, без религиозной идеологии нет и религиозного экстремизма»13.

Поэтому и ряду других причин проблему объективной (не зависимой от нас) предикации экстремистско-

террористического явления с исламом мы предлагаем решать посредством классификации мусульманского религиозного духовенства на легитимное и нелегитимное, что автоматически дифференцирует (различает/разделяет) и догматику - на юридически правомочную и неправомочную. Например, правомочны догматы (священные законы, принимаемые некритически и неподлежащие изменению) веры в Аллаха, ангелов, книги, пророков, Судный день и предопределение, в совокупности которых конституируется символ исламской веры (Иман). А догматы, позволяющие владеть

12 Яхъяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе // «Исламоведение». - 2015. - № 2. - С. 65

13 Яхъяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе //

«Исламоведение». - 2015. - № 2. - С. 69

рабами - покупать, продавать, дарить рабов, истязать и убивать их - неправомочны. В них нет дефиниции святости и элементарной морали.

Правомочны и очень продуктивны гуманистические догматы, исходящие из Сунны пророка Мухаммеда; неправомочны и, соответственно, контрпродуктивны догматы, дискриминирующие немусульманское население мусульманских стран по образцам средневековья. Такими неправомочными догматами являются джизья (подушный налог, облагаемый на немусульманское население), зимми (общее политико-правовое положение немусульман в мусульманских странах). И для данного суждения имеются основания не только в существе юридической логики, но и в самом шариате, что видно из хадиса пророка Мухаммеда: «Бог не создал более драгоценного для Него творения, чем разум»14. Следовательно, шариат подлежит регуляции посредством разума в самом концептуальном значении этого слова. Например, при концептуальном взгляде на догмы джизья и зимми становиться ясно, что использование их в современных условиях даст повод западным и восточным державам бомбить мусульманские страны и, вообще, колониализировать их, кроить границы и контролировать природные ресурсы, что собственно и делается пока только Западом уже на протяжении более 200 лет. Точкой отсчета пораженческого поворота мусульманского мира, мы берем Египетский поход Наполеона Бонапарта в 1798 году. Следовательно, мусульманские али-мы/богословы, настаивающие на правомочности культивирования выше названных в качестве неправомочных догм совместно с их исполнителями, являются источниками мусульманских бедствий со всеми вытекающими...

Однако, суннитские догматики дают разуму самое примитивное толкование, буквально заключают его в порочный круг, словно преступника в тюрьму. Точно так же обстоят дела и с понятиями «исти-

14 Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук: в 10-ти томах. Том 1 / Пер. с араб. - Махачкала, 2011. - С. 269

на», «наука», «развитие» и многими другими фундаментальными когнициями (знаниями и предметами, отражающихся в знаниях; см. коннотация и денотат).

С другой стороны, вызывает некоторое удивление ученое сообщество нашей страны, до сих пор непредложившей внести комплекс мер, методов и средств борьбы с догматическим мракобесием и экс-тремистско-террористическим безумием философский инструментализм (см. философия науки). Отсюда у чиновников, депутатов и сенаторов нередко звучат малопродуктивные реляции. Так 10 октября 2016 года вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов заявил: «Мы продвинулись в том, чтобы террористы не могли использовать религиозные аргументы. Терроризм не имеет ни религии, ни национальностей, ни границ - как географических, так и морально-нравственных»15. Конечно, в плане идейного ориентирования общества это заявление сенатора заслуживает поощрения. Но вместе с тем надо понимать и симулякрость такого заявления. Запретить террористам использовать «религиозные аргументы» невозможно по определению и принципу. Скорее террористы запрещают умеренным мусульманским богословам, ученым-религиоведам и журналистам использовать «религиозные аргументы» против них под страхом смерти, в чем не раз признавались главные редактора и министры северокавказских республик. Тревогу об этом положении дел бил в свою бытность директором телерадиовещательной компании РГВК «Дагестан», а затем и министром печати и информации Азнаур Аджиев. Однако, вышестоящие чиновники не сделали соответствующие выводы и резонный сигнал А. Аджиева остался в номинальной хронике официальных выступлений.

15 Вятчанин Н. В Совете Федерации предлагают разработать Антитеррористическую хартию всех религий мира // «Парламентская газета», 6 октября 2016 года. URL: https://www.pnp.ru/news/2016/10/06/v-sovete-federatii-predlagayut-razrabotat-antiterroristicheskuyu-khartiyu-vsekh-religiy-mira.html (Режим доступа свободный)

Если к состоянию 1991 года, ознаменованного концом советской эпохи, ваххабиты/салафиты жили только в странах Аравийского полуострова, а в таких странах, как Египет, Турция, Пакистан, Афганистан и др. имелись ничтожно малые группы их адептов, то уже к 2000 году численность приверженцев этого течения увеличилась в разы и распространилась практически по всему миру. По состоянию 2017 года, несмотря на практические успехи силовых ведомств в борьбе с экстремизмом и терроризмом, их идеология еще больше укрепилась, а ячейки - еще глубже законспирировались.

Все эти 25 лет представители легитимного мусульманского духовенства твердили, что экстремисты и террористы «заблудшие», «сектанты», а то и вовсе утверждали, что они «немусульмане». Однако, как показывает практика постсоветской истории, эти заявления не только бесполезны, но еще и контрпродуктивны, то есть определенным образом работают против умеренных мусульман. Это важно учесть еще и потому, что суннизм представлен не только суфиями, но еще ваххабитами, отсечение которых сильно оголит суннитский мир. Так же надо понимать, что основные догматы ислама - Фард Аллаха и Сунна пророка Мухаммеда являются общими для суфиев и ваххабитов. Но никакая общая догматика не гарантирует единомыслие вне фрейма научно-академической философии. И тут самое время вспомнить об одной из фундаментальных функций философии: обучение, научение и, если хотите, опосредовано, через политико-правовые механизмы -принуждение вести законопослушный образ жизни и профессиональной деятельности.

Конечно, суфии и ваххабиты парадоксально дифференцированы на множество автономных ответвлений - тарикаты и джамааты, внутри которых тоже имеются сильные расхождения и противостояние. Но вот что характерно, они все одинаково не приемлют философию. Разница лишь в том, что суфии более терпимы к инакомыслящим, вообще, и к философам, в частности, а ваххабиты - крайне враж-

дебны (см. мизософия). И именно из числа враждующих с философией ваххабитов появляются экстремисты и террористы. Но поскольку не всегда можно поставить знак равенства между ваххабитом и экстремистом/террористом, шансы на успех реализации исламского философского проекта очень высоки. Нужен лишь прецедент, мощное возрожденческое движение.

Вот, что пишут о сущности этого зла в отечественных диссертациях: «Террористические акты способны провоцировать крупномасштабные военные конфликты и служить катализатором глобальных катастроф. Деструктивный потенциал современного терроризма настолько велик, что дает основания рассматривать это явление как угрозу всему человечеству в XXI веке. Соответственно актуализируется потребность в теоретическом исследовании феномена современного терроризма»16. «Религиозный исламский терроризм на современном этапе развития мирового сообщества начал играть все более заметную роль, заявив о себе как о враге и важней-

17

шей проблеме человечества» .

Психологизмы террористов и разоблачение их аргументации

У террористов нет централизованного руководства. Террористические организации, действующие, как правило, из глубокого подполья, состоят из автономно формирующихся фанатиками организаций, куда охотно вступают наряду с наивно и вместе с тем фанатично верующими еще и самые отъявленные уголовники. В экстре-мистско-террористическом бандподполье уголовники получают доступ к транснациональной преступности: контрабанде, наркоторговле, работорговле, рэкету и прочим видам преступлений. Вместе с тем,

16 Пашкевич И.Л. Современный терроризм как объект социально-философского анализа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Волгоград, 2009. - 145 с.

17 Дашаев Р.Х. Религиозные аспекты современного

исламского терроризма: криминологическое исследование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2007. - 27 с.

они ожесточенно конкурируют между собой за зоны влияния, нередко воюя друг с другом, как это было в Сирии и Ираке между Аль-Кайдой и ИГИЛ (запрещенными в РФ террористическими организациями), что говорит о корыстной природе мотиваций главарей и подконтрольных им полевых командиров. Однако, в борьбе за лояльность широких слоев мусульман они выдвигают следующие аргументы: «Подумайте, если не ради довольства Аллаха, то ради чего «муджахиды» идут на явную смерть? Зачем муджахиды становятся ша-хидами?». Это ни что иное, как софистика казуистики (методы обмана).

А между тем истина по данному вопросу обнаруживается в психологизмах, которыми пронизано сознание любого дееспособного человека, и мусульмане здесь не составляют исключение. В определенных жизненных условиях «победа» как понятие и психосоциальный феномен может мобилизовать в индивидуальном и коллективном сознании безрассудные поступки, исполненные элементами храбрости, мужества, безбашенности, иррационального отчаяния и немилосердного зверства, заставляющие идти на явную смерть кого угодно. Иными словами, всяким людям, независимо от веры и прочих идеологий, свойственно убивать и быть убитым за медный грош, за матерное слово или даже ни за что. Так же людям свойственно независимо от религиозной веры бросаться в атаку под пули и снаряды, например, защищая Родину или родных и близких от негодяев.

Нередко люди погибают на бандитские разборках, в ходе налетов на частные дома, магазины, инкассаторов, банки и т. д. Так что экстремистско-террористические аргументы: «Ради чего "муджахиды" идут на смерть?» - имеют под собой обыкновенный и во многом преступный психологизм. Еще Наполеон Бонапарт, прошедший с несколькими полками нравственно разнузданных (аморальных) солдат по арабским странам, как нож по маслу, цинично наставлял своих генералов: «Солдата можно заставить умирать и за медную пуговицу — была бы идея». А идея у французов была столь же старая,

как проституция и преступность, это шовинизм и национализм, позволяющие обогащаться за счет завоеваний; а мечта о мировом господстве и вовсе опьяняет толпу, как малую корпоративную (футбольных фанатов), так и большую этносоциальную (скинхедов, националистов, религиозных фанатиков и проч.).

Так и современные спонсоры экстремизма и терроризма, включительно су-первайзеров18 (надсмотрщик, инструктор, тренер), готовящих к теракту смертников, цинично внушают рекрутам терроризма, что «смерть - пустяк, а путь Аллаха - стопроцентный рай». Но на вопрос «Являются ли экстремизм и терроризм путём Аллаха?» они не дают прямого ответа, лишь плодят методом софистики и казуистики всё новые и новые порочные круги.

Классификация мусульманского духовенства

Легитимное мусульманское духовенство состоит из совокупности алимов/богословов, имамов мечетей, муфтиев, хафизов, мухаддисов, муджтахидов, преподавателей медресе и исламских вузов. Они не враждуют с официальными властями своих и чужих стран. Субъекты легитимного мусульманского духовенства ведут открытый образ жизни, исповедуют веру и оправляют ритуалы в полной мере, а также согласно законодательству демократических стран, пропагандируют свои убеждения (см. дагват) в рамках закона, не помышляя о вооруженном захвате власти. Аяты Корана и хадисы Пророка толкуют более или менее адаптировано к текущим реалиям.

Нелегитимное мусульманское духовенство точно так же состоит из всей выше перечисленной градации богословов,

18 Супервайзер (англ. supervise - наблюдать, руководить) - организатор работ, которые требуют действий по определенной единой программе, наблюдающий за правильностью исполнения такой программы. Во многих американских тоталитарных сектах практикуется форма наставничества и контроля супервайзеров, машинально исполняющих любые, даже преступные приказы вышестоящих в секте иерархов.

но таких, которые тайно или явно враждуют с официальными властями своих и чужих стран. Они ведут преимущественно конспиративный образ жизни в силу понимания противозаконности своих проповедей, призывов, фетв, деяний и т. д. Эта типология мусульманских богословов одержима идеей «военного джихада». Где бы они ни были, они открыто и/или скрытно призывают к вооруженному захвату власти в любых странах, как мусульманских, так и немусульманских, аргументируя это необходимостью распространить Слово Аллаха на весь мир. При этом они нагло умалчивают вопиющий утопизм своих проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, первые и вторые оспаривают правоту убеждений и практических позиций друг у друга, аргументируя ими же - убеждениями и практическими позициями («я прав потому, что я прав, а ты заблуждаешься потому, что заблуждаешься»). Это и есть настоящий порочный логический круг, выйти из которого можно только с помощью высшей аподиктики (положительных оснований науки), возможной в качестве таковой только на базе строгой академической философии, а еще точнее, при условии согласованного сочетания с классической диалектикой19.

Классическая диалектика как метод элиминации порочных кругов

Философ А.Н. Фатенков пишет: «...В классической диалектике единое бы-тийно больше многообразного или равно ему; тождество реальнее и ценнее различия; в положительной неклассической диалектике единое онтологически и больше, и меньше многообразного; иерархия

19 Классической диалектикой мы называем всю совокупность философских методов и приёмов, позволяющих выбирать из двух зол наименьшее с минимализацией потерь и издержек (см. элиминация; синтез; конкордизм; конвенционализм; консенсус). Актуализм данного подхода к понятию «классическая диалектика» продиктован тем, что далеко не из всех антагонизмов удается выводить синтез. Например, кантовские антиномии до сих пор не синтезированы, как и парадигма Энгельса: «Основной вопрос философии до сих пор сохраняет свою острую историческую актуальность».

реальнее и ценнее тождества; в негативной диалектике множественное бытийно больше единого; различие реальнее и ценнее как тождества, так и иерархии»20. Нисколько не умоляя достоинство такой глубокой дистинкции, мы все же не находим в ней достаточного основания для руководства в наших исследованиях. В «близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительно-

21

сти» . К этому следует добавить уточняющий штрих: диалектика есть метод отыскивания противоположностей во всех трех этажах природы - материальном, социальном и идеальном; понятие «противоположность» включает в себя всю градацию сложностей в научно-теоретическом

познании: порочный круг, замкнутый

22

круг , парадокс, антиномия, апория, а также всевозможные объективные, субъективные и умышленные паралогизмы.

Умение ориентироваться в градациях противоречий - самая большая проблема мусульманского сознания. Поэтому мы постулируем классическую диалектику как совокупность образцовых методов гегельянства и марксизма, уходящих своими корнями, через философию Канта, Нового времени и схоластику к арабо-мусульманскому перипатетизму и далее, через неоплатонизм, аристотелизм, платонизм - к диадным изречениям Гераклита («Всё течет всё меняется»; «Дважды в одну реку не войти» и др.). В качестве максимальной редукции мы сводим диалектику к выбору из двух зол наименьшего.

20 Фатенков А. Н. Невозвращенец: фигура субъекта в негативной диалектике // «Вопросы философии». -2013. - №7

21 Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С155

22 Замкнутый круг, хотя и синонимично понятию

«порочный круг», между ними имеется существен-

ное различие: первым обозначается объективная ситуация (в догматике: провозглашение примата истины при строжайшем запрете давать определение истине), вторым - суждения, решения, догматические и законодательные толкования, продуцируемые в качестве неверного доказательства.

Главным образом классическая диалектика нас интересует для производства операций по элиминации (исключению/удалению) паралогизмов и синтезированию продуктивных идей. В качестве ключевого момента в классической диалектике мы выделяем идею Ибн Рушда о двойственной истине, которую Бертран Рассел несправедливо назвал «уловкой»: «Когда аверроистов привлекли к ответственности, указав, что подобная доктрина противоречит католическому вероучению, они прибегли к уловке в виде «двойственной истины»: в философии, дескать, существует одна истина, основанная на разуме, а в теологии - другая, основанная на от-

23

кровении» . Рассел попросту не увидел здесь дилемму: диалектику как выбор между двумя крайностями, отвертеться от которого не мог ни Ибн Рушд, ни его европейские последователи.

Это ярчайше свидетельствует о том, что никакая аподиктика, даже столь атомарная, как у великого логика, каковым, несомненно, является Рассел, не может быть логически удовлетворительной, если не сочетается согласовано с диалектикой. И, соответственно, никакая диалектика, даже марксистско-ленинско-сталинская, изменившая мир до неузнаваемости (см. 11-й тезис о Фейрбахе), не может быть логически удовлетворительной без согласованного сочетания с аподиктикой.

В самом деле, не могли же европейские последователи мусульманского гения выступить с вольтеровских позиций: «Раздавите гадину - католическую церковь». Ведь и сам Рассел бывало шел на компромисс и с истиной и совестью. А когда он отказался это сделать - попал в тюрьму...

И потом, истина может выступать в единственном числе только в рамках идеальной парадигмы, а во всем прикладном, включительно религиозной практики, истина всегда функционирует градировано, нередко образуя собой подтипы истин или иначе: малые истины (см. Родина; малая родина). Ведь не случайно замечено наи-

23 Рассел Б. История западной философии: в 3-х кн. / Пер. с англ.; Подготовка текста В. В. Целищева. -СПб.: Азбука, 2001. - С. 539

более рассудительными учеными, что «говорить истину, одну только истину и ничего, кроме истины не есть признак здравого ума». Даже сегодня в любой демократической стране лобовое постулирование истины чревато обратными и весьма плачевными результатами.

Профицит мировой эпистемологии не справляется даже с защитой Закона гендерной данности, что же говорить об истине как предельном основании правды о мире, обществе и мышлении! Ведь истина в своей прогрессии затрагивает не только [абстрактные] чувства верующих и неверующих, но еще и несметные материальные богатства религиозных и общественно-политических институтов, нередко открыто паразитирующих на теле общества. Здесь самое время перифразировать Архимеда: «Помогите мне доказать, что только я на истине и я стану Президентом страны». То есть истина имеет агрегацию, продвигающих людей к власти потому и оспаривается истина всеми правдами и не правдами, порой жестоко и кроваво попирая саму истину.

Таким образом, существенным дополнением автора к понятию «классическая диалектика» является обозначение объективно имплицирующей между диалектикой и аподиктикой функции, а именно их взаимодополняемость24. Как во всякой дедукции необходимо наличествует индукция, так обстоит дело и с диалектикой, которая принципиально не возможна без аподиктики, хотя и не очевидно это с первого взгляда. Но поскольку любой осмысленный текст, как научный, так и не научный, религиозный и проч. начинается и заканчивается в форме аподиктики, должно быть ясно, что наше дополнение имеет под собой твердое основание. Надо лишь различать качественные уровни методов познания, градированные от обыденного сознания до самых высоких парадигм науки.

Как бы то ни было, основными тупиками на пути методологического мышления оказываются порочные круги.

Согласно Словарю по логике, «Порочный Круг - это логическая ошибка в определении понятий и в доказательстве, суть которой заключается в том, что некоторое понятие определяется с помощью другого понятия, которое в свою очередь определяется через первое, или некоторый тезис доказывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с помощью доказываемого тезиса...»25. Частными примерами простейших порочных кругов являются утверждения: «человек -это человек», «религия - это религия», «демократ - человек демократических убеждений» и т. д. и т. п. Однако, это не касается тех случаев, когда высказывания производятся без претензий на исчерпанность, энтимемно, в условиях удовлетворительного интерсубъективизма, т.е. взаимопонимания, когда люди понимают друг друга с полуслова.

В принципиальных же дискурсах верными определениями являются: «человек — это биосоциальное существо из класса млекопитающих, наделенный второй сигнальной системой и имеющий в качестве святости определенное мировоззрение, в т. ч. религиозное»; «религия — это мистическая форма общественного сознания, исполненная определенным комплексом догм и ритуалов»; «демократ - человек, ратующий за власть народа, социальную справедливость, дружбу между народами и выборную форму власти».

Сложные порочные круги в вероучениях ислама (суннизме, шиизме и их ответвлениях) - это такие положения, читай лжедогматы, в которых говорится об истине, а верность сказанного доказывается уже сказанным, не приводя ни определения истины, ни аргументацию, удостоверяющую в истине. Догматической литературе, вообще, не характерны концептуальные определения вещей и явлений, а в мусульманской догматической литературе и

24 Рассел Б. История западной философии: в 3-х кн. / Пер. с англ.; Подготовка текста В. В. Целищева. -СПб.: Азбука, 2001. - С. 539

25 Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров.

- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.272

на пятничных проповедях мы и вовсе не встречаем определения истины, хотя в Коране слово «истина» в различных формах звучит более, чем 1000 раз.

Догматика — самый болезненный нерв цивилизации

Реалистический «пустяк», читай элементарная аксиома, например: «эволюция» (постепенность) представляется субъектам догматики - смертным грехом, а вопиющая глупость: «отказ от законов, придуманных людьми», читай от позитивного и международного права, - великой мудростью.

Эта тенденция сформировалась со времен образования 4-х мазхабов (хана-физм, маликизм, шафиизм, ханбализм) и развивается, усугубляя и без того сложную историю развития мусульманских народов. Сложность порочных кругов в исламской догматике усугубляется и тем, что мистическое толкуется реалистически, а реалистическое - мистически, принципиально не желая и даже запрещая их демаркировать (различать и обозначать).

Например, хадис пророка Мухаммеда «В Судный день больше всех подвергнется наказанию ученый, знание которого Аллах сделал для него бесполез-ным»26 имеет сугубо мистическое значение и только в этом качестве может иметь продуктивную ценность. Однако догматики используют этот хадис для остракизма философов, огульно объявляя философию «бесполезным знанием». Этим они создают еще один, уже который по счету, порочный круг, ибо никакими референциями они не объясняют понятие «бесполезные знания».

Аль-Газали цитирует слова Али ибн Абу Талиба:

«Я нахожу в разуме две разновидности разума

Врожденный разум и приобретенный разум.

Разум приобретенный бесполезен, Если отсутствует врожденный разум,

26 Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук: в 10-ти томах. Том 1 / Пер. с араб. - Махачкала, 2011. - С. 33

«Мусульманский мир», №1, 2017 Как нет пользы от солнца, когда очи слепы»27.

Любая попытка буквализировать значение этой очень аллегорической мысли праведного халифа автоматически образует сложный порочный круг, ибо если солнце угаснет, то наша планета за считанные часы покроется толстым слоем льда и все живое погибнет. Следовательно, от солнца есть польза не только для зрячих, но и для слепых, и тех, кто живет в земле, и на дне океана. Возникают и некоторые сомнения в корректности перевода слов халифа Али в книге Аль-Газали. Термины «врожденный разум» и «приобретенный разум» более позднего происхождения; первый встречается у Декарта (см. врожденные идеи), второй и вовсе представляется калькой современной научной парадигмы «условные рефлексы». Поэтому такие аллегории в священной догматике следует оставлять в статусе аллегорий («Аллах лучше знает»). Однако, догматикам/фанатикам свойственно принимать на веру и утверждать в качестве истинного всё, что восхваляет Аллаха, пророков, сподвижников и алимов, то есть выглядит апологетически к исламу.

Особую проблематику создают прикладные аспекты сложно образованных в догматике порочных кругов: так, один из дагестанских проповедников Абдурхим Мухаммад Умар Ад-Дагестани в своей книге «Настольная книга мусульман», изданной в 2012 году, утверждает, с одной стороны, что участвовать в законодательных выборах для мусульманина нельзя, потому что это выводит из ислама, а с другой стороны, подчеркивает, что всех, кто участвует в выборах, кафирами (неверными) не считает. Вот такой популизм чистой

28

воды у этого дагестанского догматика. Автор цитируемой книги создал порочный

27 Яхъяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе // «Исламоведение». - 2015. - № 2. - С. 69

28 Цитировать эту книгу (Абдуррахим Мухаммад Умар Ад-Дагестани. Настольная книга мусульманина. Аль-ашбал, 1431/2012) мы не можем, поскольку решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 29.09.2015 она признана экстремистской и в дальнейшем Министерством юстиции РФ внесена в федеральный список экстремистских материалов.

круг и затем пытается выйти из него, а это невозможно без элиминации порочного круга.

Следовательно, философские проекции должны быть диверсифицированы, адресно направляться на различные части общества: 1) на сознание мусульманских догматиков как из числа легитимного, так и нелегитимного духовенства; 2) религиозно активный электорат правоверных мусульман; 3) светскую часть общества; 4) чиновников и депутатов всех уровней; 5) научно-творческую интеллигенцию и деятелей искусства; 6) невидимый колледж мусульман.

Иными словами, для того, чтобы избавить цивилизацию от самого масштабного в истории политики терроризма, генерирующего в недрах ваххабиз-ма/салафизма, и наметить пути и методы конкурентоспособного развития исламского мира, необходимо институализировать философию в номенклатуре вероучении суннизма. Иного пути мы попросту не видим.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного следует:

1. Истинный путь к законным победам может указать мусульманам только научно-академическая философия, предварительно адаптированная к ценностям ислама.

Источники

2. Победы мусульман в рамках позитивного и международного права возможны тогда и только тогда, когда будут де-факто разоблачены субъекты нелегитимного мусульманского духовенства и ликвидирована их идеологическая связь с экстремистско-террористическими группировками, действующими сетевым методом практически во всех странах мира.

3. Надеяться на успех данного предприятия позволяет институализация философии, при которой философия приобретает статус Третейского суда по принципиальным спорам, продолжающимся на протяжение многих веков и не находящих в рамках мусульманской догматики никакого разрешения.

4. Механизмом принуждения догматиков к логически удовлетворительным решениям в условиях институализирован-ной философии станет невидимый колледж, кумулятивная (целенаправленная) сила которого непременно включит в историческую повестку мусульманских народов и стран диалектику развития.

5. Основным результатом использования философии в комплексе мер, средств и методов борьбы с терроризмом, с одной стороны, и институализации философии в суннизме, с другой стороны, явится сведение зловредных догматов - к ничтожному, а подлинно священных - победоносному, что обогатить общечеловеческую цивилизацию в значительной степени.

и литература:

1. Абдулла Али. Мусульманские секты. Шиизм // Сайт «Сумеречная зона»». URL: http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/shiiz m.html (Режим доступа свободный)

2. Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук: в 10-ти томах. Том 1 / Пер. с араб.. - Махачкала, 2011.

3. Вятчанин Н. В Совете Федерации предлагают разработать Антитеррористическую хартию всех религий мира // «Парламентская газета», 6 октября 2016 года. URL: https://www.pnp.ru/news/2016/10/06/v-

sovete-federacii-predlagayut-razrabotat-antiterroristicheskuyu-khartiyu-vsekh-religiy-mira.html (Режим доступа свободный)

4. Дашаев Р.Х. Религиозные аспекты современного исламского терроризма: криминологическое исследование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2007. - 27 с.

5. Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1 // Редкол.: Д.В. Мухетдинов (пред.), Д. З. Хайретдинов (гл. ред.), С. Ю.

Бородай (отв. ред.) и др. - М., 2016. - 760 с.

6. Ишрак: ежегодник исламской философии: 2015. - № 6. - М.: «Наука» - «Восточная литература», 2015. - 383 с.

7. Крамник И. Завтра уже поздно. Вооруженные силы Ирана: настоящее и будущее // «Lenta», 6 сентября 2006 года. URL: https://lenta.ru/articles/2006/09/06/iran/ (Режим доступа свободный)

8. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Т.3. - М.: Мысль, 2010. - 692 с.

9. Пашкевич И.Л. Современный терроризм как объект социально-философского анализа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Волгоград, 2009. - 145 c.

10. Политическая наука: Словарь-справочник / сост. проф. Санжаревский И.И. (Электронное учебное пособие). 2010

11. Рассел Б. История западной философии: в 3-х кн. / Пер. с англ.; Подготовка текста В. В. Целищева. - СПб.: Азбука, 2001 - 960 с.

12. Сеййид Хусейн Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / Перевод с английского, предисловие и комментарии Р. Псху. - М.: Языки славянской культуры: ООО «Сад-ра», 2014. - 149 с.

13. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 383 с.

14. Фатенков А. Н. Невозвращенец: фигура субъекта в негативной диалектике // «Вопросы философии». - 2013. - №7.

14. Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 3. - 584 с..

16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

17. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. М., 2006. - 196 с.

18. Яхьяев М.Я. К вопросу об экстремизме в исламе // «Исламоведение». - 2015. - № 2. - С.64-76.

Magomed Sultanov-Barsov

THE PHILOSOPHY AS A METHODOLOGY FOR LEGITIMATION OF MUSLIM VICTORIES

Summary: The subject of research articles are mechanisms for the generation of religious obscurantism and fueled by their ideology of religious and political extremism and terrorism. For the first time in the domestic and foreign science is presented as a way of philosophy, method and means of a successful fight against the phenomena of obscurantism and terrorism. The article postulates the idea of legitimizing the Muslim victories in the framework of international law and positive. Scientific novelty of the work is a brief classification of the Sunni clergy, a comparative analysis of Sunnism and Shiism, the wording of the Act and the postulation of gender given, appeal to the invisible college in the Islamic world, and methodological development through a combination of evidence of the need for concerted apodiktics and dialectics. The latter is also the methodology of this study. The purpose of the article - the enrichment of the Muslim dogmatic mind the basics of philosophical knowledge by activating an invisible college of the Muslim community, of course, has an implicit impact on dogmatic clergy and extremist terrorist underground. The findings can be successfully used in government agencies, in university and post-graduate training programs in the field philosophy, religious studies, political science, and in that part of the electorate of society, which is called invisible college.

Keywords: philosophy, methodology, a vicious circle, dogmatism, apodiktics, dialectics, an invisible college, development, institutionalization, victory.

Sources and Literature:

1. Abdullah Ali. Muslim sects. Shiism // Site "Sumerechnaya Zona". URL: http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/shiiz m.html (Free Access) (in Russian)

2. Abu HamidMuhammadAl-Ghazali al-Tusi. Revival of religious sciences: in 10 volumes. Volume 1 / Translated from Arabic. -Makhachkala, 2011 (in Russian)

3. Vyatchanin N. The Council of Federation proposes to develop an antiterrorist charter of all religions of the world. // " Parlamentskaya Gazeta", October 6, 2016. URL: https://www.pnp.ru/news/2016/10/06/v-sovete-federacii-predlagayut-razrabotat-antiterroristicheskuyu-khartiyu-vsekh-religiy-mira.html (Free Access) (in Russian)

4. Dashaev R.Kh. Religious aspects of modern Islamic terrorism: criminological research. The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of legal sciences. - Moscow, 2007. -27 p. (in Russian)

5. Islamic thought: tradition and modernity. Religious and philosophical yearbook. Issue. 1 // Edited by D.V. Mukhetdinov (previous), D.Z. Khayretdinov (editor), S. Yu. Borodai (editorial editors), etc. - Moscow, 2016. - 760 p. (in Russian)

6. Ishraq: Yearbook of Islamic Philosophy: 2015. - No. 6. - Moscow: "Science" - "Eastern Literature", 2015. - 383 p. (in Russian)

7. Kramnik I. Tomorrow is already late. The Armed Forces of Iran: Present and Future // «Lenta», September 6, 2006. URL: https://lenta.ru/articles/2006/09/06/iran/ (Free Access) (in Russian)

8. New philosophical encyclopedia: in 4 volumes. T.3. - Moscow, 2010. - 692 p. (in Russian)

9. Pashkevich I.L. Modern terrorism as an object of social and philosophical analysis. Thesis for the degree of Candidate of Philosophy. - Volgograd, 2009. - 145 p. (in Russian)

10. Political science: Dictionary-reference book / comp. Prof. Sanzharevsky I.I. (Electronic textbook). 2010 (in Russian)

11. Russell B. History of Western philosophy: in 3 books. / Translated from English; Preparation of the text of V. V. Tselishchev. -Saint Petersburg: ABC, 2001. - 960 p. (in Russian)

12. Seyyid Hussein Nasr. Philosophers of Islam: Avicenna (Ibn Sina), al-Suhrawardi, Ibn Arabi / Translated from English, foreword and commentary by R. Pskhu. - Moscow: Languages of Slavic culture: "Sadra", 2014. -149 p. (in Russian)

13. Dictionary of logic / AA. Ivin, A.L. Nikiforov. - Moscow: Humanitarian publishing center VLADOS, 1998. - 383 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Fatenkov A. Nepozvraschenets: the figure of the subject in a negative dialectic // "Voprosi philosophy." - 2013. - № 7 (in Russian)

14. Philosophical Encyclopedia: in 5 volumes / Edited by F.V. Konstantinov. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1964. - Volume 3. - 584 p. (in Russian)

16. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Edited by L.F. Il'ichev. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1983. - 839 p. (in Russian)

17. Frolova E.A. The history of the Arab-Muslim philosophy. Middle Ages and

«Мусульманский мир», №1, 2017

Modernity. - Moscow, 2006. - 196 p. (in extremism in Islam // "Islamolovedenie". -Russian) 2015. - № 2. - P.64-76 (in Russian)

18. Yakhyaev M.Ya. On the issue of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.