Научная статья на тему 'Философское обогащение исламского вероучения как путь цивилизационного развития мусульманского мира'

Философское обогащение исламского вероучения как путь цивилизационного развития мусульманского мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ДОГМАТИКА / НЕВИДИМЫЙ КОЛЛЕДЖ / НЕЛЕГИТИМНОЕ ДУХОВЕНСТВО / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / PHILOSOPHY / DOGMA / THE INVISIBLE COLLEGE / ILLEGITIMATE CLERGY / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султанов-Барсов Магомед Омарович

Исламский мир современности по многим параметрам отстает от европейской цивилизации, вышедшей за последние столетия в авангард развития человечества. Объяс-нение этому автор в своей статье находит в продолжающихся процессах выхолащивания философского содержания исламского вероучения. В качестве стимула цивилизационного развития исламского мира автор предлагает полномасштабное обогащение мусульманского, особенно суннитского, вероучения философским содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Islamic world of today in many respects lags behind the European civilization that has advanced to the forefront of humankind development over the last centuries. According to the author, this is explained by the ongoing process of diluting the philosophical content of Islamic doctrine. As an incentive to the development of the Islamic civilization, the author proposes a full-scale philosophical enrichment of the Muslim, particularly Sunni, creed.

Текст научной работы на тему «Философское обогащение исламского вероучения как путь цивилизационного развития мусульманского мира»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ACADEMIC LIFE

Ответственный за рубрику: С.Ш. Муслимов © Исламоведение, 2017. Том 8, № 1 (31)

Онлайн-доступ к журналу: http://islam.dgu.ru

Person in charge of the section: S.Sh. Muslimov © Islamic Studies (Islamovedenie), 2017. Vol. 8, № 1 (31)

Online access to the journal: http://islam.dgu.ru_

УДК 297.1

Содержание статьи Информация о статье

DOI: 10.21779/2077-8155-20168-1-131-135

Введение

Содержание.

Заключение

Поступила в редакцию: 20.09.2016 Передана на рецензию: 22.09.2016 Получена рецензия: 26.10.2016 Принята в номер: 27.12.2016

М.О. Султанов-Барсов'

.89

От редакции. Представленное ниже научное сообщение не содержит обязательных структурных компонентов и признаков, какими должна обладать научная статья, публикуемая в журнале «Исламоведение». Однако поскольку представленный Вашему вниманию, уважаемый читатель, материал является, на наш взгляд, дискуссионным и может заинтересовать научное сообщество, редколлегией было принято решение его опубликовать.

Философское обогащение исламского вероучения как путь цивилизационного

развития мусульманского мира

Махачкала; независимый исследователь; pisatellbarsov@mail.ru

Исламский мир современности по многим параметрам отстает от европейской цивилизации, вышедшей за последние столетия в авангард развития человечества. Объяснение этому автор в своей статье находит в продолжающихся процессах выхолащивания философского содержания исламского вероучения. В качестве стимула цивилизационного развития исламского мира автор предлагает полномасштабное обогащение мусульманского, особенно суннитского, вероучения философским содержанием.

Ключевые слова: философия, догматика, невидимый колледж, нелегитимное духовенство, институализация.

UDC 297.1 Content of the article Information about the article

DOI: 10.21779/2077-8155- Introduction. Received: 20.09.2016

2017-8-1-131-135 Main. Submitted for review: 22.09.2016

Philosophical Enrichment of Islamic Faith as a Way of Civilizational Development

of the Muslim World

Independent researcher; pisatellbarsov@mail.ru

The Islamic world of today in many respects lags behind the European civilization that has advanced to the forefront of humankind development over the last centuries. According to the author, this is explained by the ongoing process of diluting the philosophical content of Islamic doctrine. As

89 Магомед Омарович Султанов-Барсов - писатель, корреспондент журнала «Народы Дагестана».

90Magomed Omarovich Sultanov-Barsov - writer, «Peoples of Dagestan» journal publicist.

Conclusion.

Rewiew received: 26.10.2016 Accepted for publication: 27.12.2016

M.O. Sultanov-Barsov

.90

an incentive to the development of the Islamic civilization, the author proposes a full-scale philosophical enrichment of the Muslim, particularly Sunni, creed.

Keywords: philosophy, dogma, the invisible College, illegitimate clergy, institutionalization.

Введение

Философия, рассматриваемая нами как методология, представляется единственным средством, способным разомкнуть порочный круг псевдодогматики, доминирующей над подлинно исламскими ценностями. До сих пор догматические центры исламского мира не выработали ни одной стратегии социально-экономического развития, и это вовсе не случайно. Ситуация, по нашему мнению, осложняется тем, что философия в современном исламе не находит достойного применения, а философы у мусульман ассоциируются преимущественно с атеистами и подвергаются остракизму везде, где доминирует мусульманская догматика. Во многом это объясняется своеобразной дефилосо-физацией исторического развития мусульманских народов. Другая сложность в том, что нет философской системы или методологии, способной развернуть мусульманские народы от иррационального к рациональному. Поэтому мы и ведем речь о необходимости создания такой философской системы, которая может быть востребована мусульманской догматикой. Тем более что для этого имеется богатая историко-философская база - наследие арабо-мусульманского перипатетизма.

На успех данного предприятия позволяет надеяться невидимый колледж, несомненно, функционирующий в странах исламского мира как неинституционализирован-ная группа исследователей, согласованно работающих над общей проблематикой [3]. Здесь нелишне привести в пример шиитских философов, чья научная кооперация частично институализирована в шиитской догматике. Это видно из того, как Иранский институт философии совместно с Институтом философии РАН издает «Ишрак: ежегодник исламской философии» [5]. И это далеко не единственный проект, реализуемый

шиитскими философами за пределами своей страны.

***

В суннитских странах при всей популярности слова наука нет институтов философии, как нет и совместных с институтами других развитых стран философских проектов, вне которых научно-техническое развитие очень затруднено, если вообще возможно.

Суннитами сегодня являются около 90 % мусульманского населения мира. Регионы и государства преимущественного проживания суннитов по показателям научно-технического и промышленного роста явно отстают от развития стран проживания шиитов. Нам это представляется удивительным в той связи, что шиизм со свойственными ему мистериями представляется едва ли не самой алогичной религиозной эклектикой в истории мировых религий. Суннизм, по мнению религиоведов, представляет собой самый последовательный монотеизм: «Еврейский монотеизм был в VI-VII вв. воспринят арабами из секты ханифитов, отсюда вырос ислам, в котором монотеизм проявился гораздо отчетливее, чем в христианстве» [10]. Ближе всех, по нашему мнению, к абсолютному монотеизму в VШ-IX вв. были мутазилиты, а в настоящее время - сунниты.

Шиитский Иран сегодня является «одним из самых сильных исламских государств. Его военный и политический потенциал заметно выше, чем у обладающего ядерным оружием Пакистана, который связан наличием могущественного и недружественного соседа - Индии - и союзом с США. Также Иран многократно превосходит потенциал

стран Персидского залива и Аравийского полуострова, ни одна из которых не может сравниться с ним по численности населения и развитию собственной промышленности» [6]. В отличие от нефтяных арабо-суннитских стран шиитский Иран находится в экономической блокаде Запада. Поэтому правомерен вопрос: а за счет чего Иран добился таких успехов? Наш ответ - за счет философии, благодаря тому, что шииты научились синхронизировать свои усилия в развитии общества и государства философскими методами.

В этом плане интересен взгляд одного из современных шиитских философов Сейида Хусейна Насра: «В действительности реакция суннитского и шиитского ислама на философию была разной. В суннитском мире, после того как перипатетики были разгромлены, философия как таковая практически исчезла и только логика продолжала существовать как одна из дисциплин, преподаваемых в исламских образовательных заведениях (медресе). Более того, мистические доктрины все еще существовали и даже вошли в курс обучения этих школ. В шиитском исламе ситуация носила несколько иной характер. Теософия школы ас-Сухраварди, с одной стороны, постепенно соединилась с философией Авиценны, а с другой - с гностическими учениями Ибн Араби, - и все это в рамках шиизма, но по факту она выступала посредником между философией и чистым гнозисом» [9, с. 69].

А теперь посмотрим на философию глазами типичного представителя суннизма: «В произведениях аятоллы Табатабаи же встречаются симпатии в адрес таких философов, как Фараби, Ибн Сина (Авиценна) или Ибн Рушд (Аверроэс). "Философия была возрождена Фараби и в начале V в. х. благодаря поддержке, оказанной ей трудами известного философа Ибн Сины, она получила широкое распространение. Подобно тому, как шиизм был эффективным фактором в появлении философского мышления, он оказался важной основой в распространении такого образа мышления. Поэтому, хотя с кончиной ибн Рушда философия навсегда покинула суннитское большинство, тем не менее, она никогда не уходила от шиитов" (Аятолла Табатабаи. "Шиизм в Исламе". Всемирная ассамблея "Ахль-аль-Бейт" Кум (Иран). - С. 119-120)» [2]. Иными словами, отсутствие философии характеризует суннизм как истинную веру, а шиизм из-за наличия в ней философии - как заблудшую. «При этом этот аятолла признает, что Пророк и его сподвижники никогда не строили свои суждения на философии, а опирались только на Божественное откровение» [2].

Сунниты по своему недомыслию выбросили философию на свалку истории, а западноевропейская схоластика её подобрала, адаптировала под христианскую догматику и развила дальше. Благодаря этому уже к началу XVIII в. Европа получила абсолютное научное и техническое превосходство над Востоком. Это стало очевидно, когда в 1798 г. в ходе Египетской экспедиции Наполеона армии Османской империи, Египта и Сирии не смогли оказать достойного сопротивления небольшому военному флоту и нескольким полкам французской армии. С тех пор страны исламского мира, живущие по указке догматизированных религиозных центров, не добились ни одной сколько-нибудь значимой победы ни в военных баталиях, ни в социально-экономических преобразованиях, ни в научных изысканиях. Но мы не можем назвать и культивируемую в шиизме философию «чистой» в академическом смысле этого слова. Философия и здесь в большей мере «играет роль служанки» шиитской теологии, как и много веков назад в Европе схоластика была прислужницей теологии.

Ни одна нация в политическом смысле этого слова не достигла успехов в историческом развитии в обход философии. Нефилософские нации мира были полностью или частично колонизированы, многократно завоеваны, территориально перекроены и сегодня пребывают в условиях усеченных суверенитетов. Не стали философскими нациями и этнические образования мусульманских стран.

Философская составляющая исламского вероучения суннитского толка сегодня остается ничтожно малой. Даже крупнейший исламский университет Аль-Азхар не осмеливается апеллировать к философии ввиду того, что она подвергнута остракизму еще со времен формирования четырёх мазхабов. Исламские вузы на территории Российской Федерации де-юре включают в программу обучения преподавание философии, а де-факто она преподается очень поверхностно и исключительно в апологетическом ключе.

Заключение

Выводом из всего сказанного является то, что истинный путь к цивилизационным достижениям мусульман может указать только научно-академическая философия, предварительно адаптированная к ценностям ислама.

Литература

1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - Ансар, 2007. - 400 с.

2. Абдулла Али. Мусульманские секты. Шиизм. [Электронный ресурс]: http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/shiizm.html.

3. Институт философии Российской академии наук. Новая философская энциклопедия / Э.М. Мирский Невидимый колледж. [Электронный ресурс]: http://iphras.ru/elib/2027.html.

4. Исламская мысль: традиция и современность // Религиозно-философский ежегодник. - Вып. 1. редкол.: Д.В. Мухетдинов (пред.), Д.З. Хайретдинов (гл. ред.), С.Ю. Бородай (отв. ред.) и др.] - М., 2016. - 760 с.

5. Ишрак // ежегодник исламской философии. - 2015. - № 6. - М.: Наука - Вост. лит., 2015. - 383 с. [Эл. Ресурс]: http://iphras.ru/page51317057.htm.

6. Крамник И. Завтра уже поздно. Вооруженные силы Ирана: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/articles/2006/09/06/iran.

7. Математическая энциклопедия / И.М. Виноградов (гл. ред.) - М.: Советская энциклопедия, 1977-1985.

8. Русский национальный ресурс // Иерархия Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. - URL: http://supercook.ru/church-protocol/church-protocol-03.html.

9. Сеййид Хусейн Наср. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / пер. с анг., предисловие и коммент. Р. Псху. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - С. 152 (Философская мысль исламского мира: переводы. Т. 3).

10. Философская энциклопедия: в 5 т. - М.: Советская энциклопедия, Ф.В. Константинова. 1960-1970. [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/756.

11. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. - М., 2006. - 196 с.

References

1. Ali-zade A. Islamskii entsiklopedicheskii slovar'. [Islamic Encyclopedia] Ansar, 2007. 400 s.

2. Abdulla Ali. Musul'manskie sekty. Shiizm. [Muslim Sects. Shiism] URL: http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/shiizm.html.

3. Institut Filosofii Rossiiskoi Akademii Nauk. Novaya filosofskaya entsiklopediya. [The Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. New Encyclopedia of Philosophy] / Mirskii E. M. Nevidimyi kolledzh. El. resurs: http://iphras.ru/elib/2027.html.

4. Islamskaya mysl': traditsiya i sovremennost'. Religiozno-filosofskii ezhegodnik. [Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religious and Philosophical Yearbook.] Vyp. 1. = Isls-mic thought: Tradicion and modernitu. Religio-philosophical yearbook, № 1. // [redkol.: D.V. Mu-khetdinov (pred.), D. Z. Khairetdinov (gl. red.), S. Yu. Borodai (otv. red.) i dr.] - Moscow. 2016. - 760 s.

5. Ishrak: ezhegodnik islamskoi filosofii [Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook] 2015. № 6 = ishraq: ilsmic Philjsophy Yearbook: 2015, № 6. Moscow. Nauka - Vost. lit., 2015. -383 s. URL: http://iphras.ru/page51317057.htm.

6. Kramnik I. Zavtra uzhe pozdno Vooruzhennye sily Irana: nastoyashchee i budushchee. [Tomorrow is Too Late. The Armed Forces of Iran: the Present and the Future] URL: https://lenta.ru/articles/2006/09/06/iran.

7. Matematicheskaya entsiklopediya. [Encyclopedia of Mathematics] Moscow. So-vetskaya entsiklopediya. I. M. Vinogradov. 1977-1985.

8. Russkii Natsional'nyi Resurs. [Russian National Resources] Ierarkhiya Russkoi Pravo-slavnoi Tserkvi. [The Hierarchy of the Russian Orthodox Church] URL: http://supercook.ru/church-protocol/church-protocol-03.html.

9. Seiiid Khusein Nasr. Filosofy islama: Avitsenna (Ibn Si-na), as-Sukhravardi, Ibn Arabi [The Philosophers of Islam: Avicenna (Ibn Sina), Al-Suhrawardi, Ibn Arabi] / Perevod s angliiskogo, predislo-vie i kommentarii R. Pskhu. 2014, str. 69. Yazyki slavyanskoi kul'tury: OOO «Sadra», 2014. S. 152 (Filosofskaya mysl' is-lamskogo mira: Perevody. T. 3).

10. Filosofskaya Entsiklopediya. [Philosophical Encyclopedia] V 5-kh t. / S. Tokarev. Moscow. Sovetskaya entsiklopediya. Pod redaktsiei F.V. Konstantinova. 1960-1970. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/756.

11. Frolova E.A. Istoriya arabo-musul'manskoi filosofii. Srednie veka i sovremennost'. [The History of the Arab-Muslim Philosophy. Middle Ages and Modernity.] Moscow, 2006. -196s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.