Научная статья на тему 'Философия качества: современные подходыs'

Философия качества: современные подходыs Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2154
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА / НАУКА О КАЧЕСТВЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КАЧЕСТВУ / QUALITY / QUALITY PHILOSOPHY / A SCIENCE ABOUT QUALITY / THE VALUABLE APPROACH TO QUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Матронина Лилия Федоровна

Выявляются эпистемологические предпосылки становления философии качества, рассматриваются основные концепции философии качества и обосновывается необходимость аксиологического подхода к анализу качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY PHILOSOPHY: MODERN APPROACHES

The article reveals scientifically-informative preconditions of formation of philosophy of quality, the basic concepts of philosophy of quality are considered and necessity of the valuable approach to the quality analysis is proved.

Текст научной работы на тему «Философия качества: современные подходыs»

УДК 1/14:316

ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Л.Ф. МАТРОНИНА

Выявляются эпистемологические предпосылки становления философии качества, рассматриваются основные концепции философии качества и обосновывается необходимость аксиологического подхода к анализу качества.

Ключевые слова: качество, философия качества, наука о качестве, аксиологический подход к качеству.

Осмысление немецкой философией конца XVIII - первой половины XIX вв. места и роли философии в истории человечества и развитии мировой культуры способствовало ее дисципли-нарности, выразившейся в формировании таких относительно самостоятельных областей научного знания как философия права и философия истории, философия религии и философия культуры, направленных на исследование различных сторон человеческой жизнедеятельности. В XX в. процесс дифференциации философского знания не просто сохраняется, он углубляется и проявляется в том, что складываются новые области философского дискурса: философия науки, философия техники, философия экономики, философия образования, философия управления, философия хозяйства, философия качества и др.

Сегодня ученые заявляют о становлении новой науки - науки о качестве. Так, приступая к исследованию истории современной теории качества, Н. Иняц, один из ведущих специалистов в области качества, пишет: «Качество как научная дисциплина представляет собой одну из отраслей научных знаний. Недостаток ее по сравнению с другими дисциплинами состоит в том, что она очень молода и поэтому часто совершенно неизвестна широкой общественности» [1, с. 17]. Развитие данной области знания западноевропейский ученый непосредственно связывает с достижениями в области теории и практики качества и управления качеством. Предпосылки формирования науки о качестве, по его мнению, были заложены уже в древности (Китай, Индия, Египет, Месопотамия, Греко-римская цивилизация, племена майя, инков, ацтеков и т.д.) [там же, с. 23]. На необходимость разработки науки о качестве заявляет российский философ и ученый-экономист А.И. Субетто, предлагая назвать данную область научного знания «квалито-логией» и выделяя в ней следующие основные структурные составляющие: теория качества, квалиметрия, теория управления качеством [2, с. 11]. Подобную позицию разделяет другой отечественный ученый В.К. Федюкин, который рассматривает квалитологию как фундаментальную науку об онтологии качества и считает, что наряду с квалиметрией и управлением качества она может составить комплексную науку о качестве - качествоведение [3, с. 4-8]. Сошлемся еще на одну точку зрения. Размышляя о будущем науки в XXI в., английский ученый Г. Брайан заявляет, что «на наших глазах начинает развиваться "наука о качестве"» и характеризует ее как перспективное направление научных исследований, которое «...откроет невиданные просторы перед наукой, техникой и бизнесом» [4, с. 54].

В настоящее время проблема качества, как следует из вышеприведенных позиций, попадает в сферу интересов не только физиков (что характерно для классической науки, начиная с XVII в.), но и экономистов, менеджеров, инженеров-менеджеров, социологов. Бурное развитие технических и социально-гуманитарных наук привело к тому, что наряду с анализом «качественных аспектов мира» (по выражению А.Н. Арлычева) все более актуализируется необходимость исследования качественных аспектов социального - в широким смысле слова - бытия. Этот новый эпистемологический поворот в осмыслении проблемы качества тесно связан с формированием перспективных социальных практик, с трансформацией хозяйственно-экономических процессов в условиях современного глобального научно-технического развития. Объект исследования усложняется: это не только материальные (физические) объекты, обладающие качественной определенностью, но и качество деятельности, качество услуг, качество благ, т.е. каче-

ство как социокультурный артефакт. В отличие от науки Нового времени, которая элиминировала субъективные качества из области науки и тем самым дала простор для философских размышлений (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), возникает необходимость исследования феномена качества в рамках субъектно-объектных, субъектно-субъектных отношений.

В поисках методологической основы исследований в области качества, возможностей и перспектив управления им ученые обращаются не только к науке, но и к философии. Первыми словосочетание «философия качества» стали применять специалисты в области управления качеством (quality control), которые по преимуществу были учеными-практиками и инженерами. Одним из признанных авторитетов в области теории управления качеством и философии качества считается Уильям Эдвардс Деминг (1900-1993), американский ученый, специалист в области математической статистики, который способствовал развитию управления качеством во многих странах мира и которого по праву считают одним из авторов «японского экономического чуда». Концепция Э. Деминга в целом носит научно-прикладной характер и ориентирована на эффективную организацию управления качеством, которое сводилось им к управлению системами, процессами, людьми [5]. Рассматривая формы проявления качества в различных сферах деятельности, будь то качество медицинского обслуживания, качество обучения, качество услуг (банковский и ресторанный бизнес, почтовые и муниципальные услуги) и т. д., Деминг столкнулся с необходимостью определения качества. Как, например, определить качество учебника или любой другой книги, - задается вопросом ученый. «Для печатника качество определяется типом шрифта, его кеглем, качеством бумаги, четкостью оттиска, отсутствием типографских опечаток. Для издателя важно, раскупят книгу или нет, поскольку для него это единственная возможность остаться в бизнесе и продолжать издавать книги. Для автора и читателя качество заключается в ясности и важности изложения». Все эти примеры показывают, что «качество может оказаться высоким с точки зрения печатника и низким для читателя и издателя», то есть оно подлежит оценке со стороны субъекта и характеризуется как переменная величина. Следовательно, качество многомерно, более того - субъективно, в этом сложность его определения, резюмирует Э. Деминг [5, с. 160]. Но выход из сложившейся ситуации возможен, если мы будем опираться на операциональные определения: «Операциональное определение позволяет облечь понятие в определенную форму, ясную всем. Смысл таких прилагательных, как "хороший", "надежный", "однородный", "круглый", "безопасный", "небезопасный", "безработный" ... невозможно передать, пока они не выражены через операциональные термины выборок, испытаний и критериев. Концепция обычного определения невыразима: ее невозможно кому-либо передать. Операциональное определение - это то, с чем разумный человек может согласиться» [5, с. 249].

Обращение к операционализму как философско-методологическому принципу научного исследования, предпринятое Э. Демингом, не случайно. Прежде всего это связано с тем, что в первой половине ХХ в. наблюдается «возрождение» математического эмпиризма. Но в отличие от традиционного (аристотелевского) эмпиризма, который пытался вывести исходные представления математики из физического опыта, особенность нового математического эмпиризма заключается в том, что здесь исходные математические понятия выводятся не из в сферы физического, а из сферы логико-математического, иначе говоря операционального опыта. Принцип операционализма получил широкое распространение благодаря работам американского ученого, лауреата Нобелевской премии Перти Ульямса Бриджмена (1882-1961). Согласно операцио-нализму, содержание научных понятий определяется не свойствами вещей, а совокупностью экспериментальных измерительных операций, при помощи которых получают данные понятия. Об этом отчетливо заявляет П. Бриджмен, когда отмечает тот факт, что «понятия - это синонимы соответствующего набора операций» [6, р. 5]. Но если Бриджмена как физика и философа науки в большей степени интересуют проблемы методологии естественных наук, то Деминг рассматривает операциональные определения ключевых понятий как чрезвычайно эффективные для принятия организационно-технологических решений в области экономики и

управлении. Посредством операциональных определений покупатель и продавец (а по сути субъекты отношения) достигают согласия в применении инструментов, с помощью которых проводится измерение, ибо «нет истинных значений ни для чего на свете» [5, с. 250-251]. Таким образом, содержание понятия «качество» обусловлено способами взаимодействия субъек-та(ов) с объектом. Заметим, что такой подход соответствует особенностям неклассической науки. В целом же, взгляды Э. Деминга отличает конструктивизм, необходимый для конкретизации знания и использования его в практических целях, но он не направлен на раскрытие сущности происходящих процессов и явлений. Преобладающим становится функциональный подход к качеству, согласно которому качество есть производство такой продукции или оказание таких услуг, чьи измеряемые характеристики удовлетворяют конкретным техническим требованиям, имеющим численное значение [7, с. 97]. Как следствие, в науке широкое распространение получают методы статистического контроля качества продукции/услуги, математического моделирования, процедуры верификации, производственно-технологические стандарты, т.е. различные методы и способы измерения качества.

Методология Деминга привлекла многих исследователей, а слова: «Примите новую философию...» [5, с. 46] были восприняты ими буквально. Но что следует понимать под «философией Деминга»? Отвечая на этот вопрос, Г.Р. Нив обращает внимание на следующие аспекты «новой философии»: «Что подразумевается под этой новой философией? Некоторые из наиболее важных вопросов, обсуждаемых в этой книге (речь идет о работе Э. Деминга «Выход из кризиса». - Л.М.), связаны с беспокойством о новом типе экономики, новой системе вознаграждений, основанной на кооперации как на системе (а не на случае или отдельных изолированных усилиях) вместо конкуренции, которая может стать разрушительной; нас беспокоит новое мышление о лидерстве; и мы озабочены тем, чтобы работа приносила радость, ибо радость в кооперации с другими людьми, получающими радость от своей работы, - это предпосылка к достижению того, что надо достигнуть. Для выживания, не говоря уже об успехе, нужны перемены, и эти перемены состоят в принятии новой философии. Что такое новая философия? Это философия постоянного улучшения качества и производительности, философия долговременная. Суть этой философии - это переход к культуре кооперации (сотрудничества): победим вместе. Что означает принятие новой философии на практике? Оно означает уничтожение многочисленных барьеров на пути к улучшениям. Уничтожение этих барьеров подразумевает преобразование культуры.» [8, с. 29-30].

В последующем в научной литературе все чаще стали появляться словосочетания: «философия качества Э. Деминга», «философия качества Дж. Джурана», «философия качества Ф. Кросби», «философия качества К. Исикавы» и т.п., хотя заметим, что в работах этих (и других) авторов, как правило, речь идет о научно-технологических аспектах управления качеством, разработке новых эффективных моделей управления качеством, нежели о методологии исследования качества, выявлении его природы, сущности. Не преуменьшая значимости и ценности научных исследований в области качества, следует признать, что ведущие ученые акцентировали основное внимание на разработку и использование частнонаучных методов и принципов познания, количественных методов оценивания качества. Ориентируясь на прагматические (прикладные) цели и результаты инженерно-технической деятельности, они способствовали развитию инженерии управления. Что же касается сущности, системного анализа содержания категории «качества», его структуры и динамических характеристик, то он практически отсутствует. Поэтому следует согласиться с Н. Иняцем: «Будучи великолепными инженерами, классики качества все же плохо разбираются в философии» [1, с. 38]. Более того, по его мнению, «. и Деминг, и все другие великие исследователи качества, жившие в его время, не имели намерения вырабатывать систему и предлагать окончательные безапелляционные результаты. Цель их была гораздо прозаичнее - находить закономерности, когда речь идет о качестве, и сразу же применять их на практике.» [1, с. 57]. Соответственно, философия качества сводится к совокупности принципов, составляющих основу управления качеством и понимается в прикладном

смысле как «новое направление в теории организационного управления, основанное на закономерностях изменения условий предпринимательской деятельности, выдвигающее на передний план проблему качества продукции и услуг и устанавливающее основные принципы менеджмента качества» [9].

Здесь вспоминается С.Н. Булгаков, который в своем фундаментальном труде «Философия хозяйства» (1912 г.) писал: «...современное ухо стало уже привыкать к таким словосочетаниям, как, напр., философия культуры, искусства, права (даже «философия денег», пущенная в ход скептическим импрессионистом Зиммелем), но далеко не всегда они употребляются с надлежащей философской сознательностью и «критической самоотчетностью» и, во всяком случае, ждут еще философского истолкования» [10, с. 59].

Рассматривая особенности методологии научного познания, Э.Г. Юдин, отечественный философ, методолог науки, подчеркивал: «"Видение" объекта в каждом конкретном научном исследовании так или иначе подчинено этой картине (картине мира - Л.М.), особенно ее наиболее общим и глубоким понятиям - философским категориям. Та или иная система категорий и определяет тот или иной тип, уровень видения мира, а следовательно, и данной конкретной области исследования. Система философских категорий в глазах ученого дополняется системой фундаментальных понятий соответствующей научной дисциплины» [11, с. 88]. Для философского метадискурса характерно структурирование понятий, то есть определение места каждого из них в системе категорий, и критическая рефлексия по их поводу. При этом, в отличие от науки, которая на основании своих исследований формулирует программы конкретных действий, философия не претендует на окончательное решение проблем. Не подменяя научных исследований, философская интерпретация стимулирует внутринаучную рефлексию и способствует тем самым постановке новых проблем, новых подходов к объектам науки.

В 90-е гг. ХХ в. становилось все более очевидно: необходим системный философско-методологический анализ проблемы качества. Уже нельзя было не замечать того факта, что понятие качество наполняется новым содержанием, новыми смыслами1. Философия качества превращается в один из концептов не только научного, но и философского дискурса. Опираясь на историко-философскую традицию, в рамках которой сложились основные концептуальные подходы к понятию качества, философы активно начинают разработку проблемы качества, применительно к современности2.

Особый интерес с связи с этим представляют работы Ю.В. Крянева и М.А. Кузнецова, в ко-

1 Немало этому способствовал тот факт, что в российских вузах вводилась новая специальность - управление качеством. В направлении подготовки дипломированного специалиста по специальности 340100 «Управление качеством» (Приказ Министерства образования РФ № 686 от 92.03.2000) указано: «Среди дисциплин, изучаемых по данной специальности, наиболее важными для работы в современных условиях экономики и управления являются: Философия качества, Экономика и основы предпринимательства, Налоговая система, Контроллинг, Метрология, Стандартизация, Сертификация. и другие». Обратим внимание: философия качества - первая среди перечисленных дисциплин.

2 Так, в журнале «Стандарты и качество» появляется рубрика «Философия качества» (1997-2000 гг.). В цикле статей Бойцова Б.В., Крянева Ю.В., Кузнецова М.А. ставятся проблемы методологии качества, динамики качества, места и роли норм в управлении качеством, качества жизни и другие. Этими авторами был подготовлен ряд других работ, среди которых «Качество: принципы, структура, управление» (М.: АПК, 1999), «Антология русского качества» (под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева, М.: РИА «Стандарты и качество», 2000). В последующем целостная концепция философии качества представлена в книге Ю.В. Крянева и М.А. Кузнецова «Философия качества» (М.: Вузовская книга, 2004). В 2003 году опубликовано учебно-методическое пособие Войцеховского С.Н. «Философия качества» (СПб.: СПбГИЭУ, 2003). В следующем году вышла из печати небольшая монография А.И. Субетто «Введение в философию качества: синтетический квалитативизм и неклассичность» (СПб. -Кострома: Изд-во «Астерион», КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004), в которой автор раскрывает основы философии качества и парадигму нового квалитативизма. По мнению автора, «философия качества может рассматриваться как философская рефлексия на проблемы мира и человека через призму категории качества. » [2, с. 22]. В том же году автором данной статьи было подготовлено учебное пособие «Введение в философию качества» (М.: МИРЭА, 2004; 2 изд., испр. и перераб. опубликовано в 2007 г.).

торых разработана целостная концепция философии качества. Исходя из понимания качества как внешней и внутренней определённости предмета (явления, процесса), фундаментальной характеристики его целостности, авторы предлагают рассматривать понятие «качество» в виде интегральной модели, «показывающей в единстве его категориальные характеристики и роль в духовном, социальном и деятельностном пространстве жизни человека и общества.» [12, с. 8]. Предпринятый ими анализ генезиса понятия «качества», выявил следующую его динамику: субстратное, предметное, системное, функциональное и интегральное понимание качества. При этом подчеркивается, что именно интегральная модель, ориентирующаяся на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов, может быть противопоставлена функциональному подходу, преобладающему в современной науке [12, с. 10]. Предлагаемый подход позволил Ю.В. Кряневу и М.А. Кузнецову очертить сферы применения интегральной модели качества и выявить общие условия управления качеством.

Соглашаясь с данной точкой зрения в том, что многомерность понятия качества требует интегрального подхода к его анализу, тем не менее следует предположить, что подобного рода интеграция возможна лишь путём снятия упрощенной редукции к взаимоисключающим позициям, путем разработки целостного (холистического) концепта качества на основе междисциплинарного синтеза, интеграции научного и философского подходов. На наш взгляд, философию качества следует рассматривать как комплексную, междисциплинарную область исследований, направленную на анализ природы и сущности качества, особенностей управления им в социокультурной реальности, роли человеческого фактора в этом процессе. Более того, вызывает сомнение предлагаемая Ю.В. Кряневым и М.А. Кузнецовым установка на «целевое назначение качества», их утверждение: «Стремление к качеству вносит осмысленность в жизнь человека, делает ее более творческой и радостной.» [12, с. 14-15]. Рассматривая качество как социокультурный феномен, который фиксирует не только существенную определенность объекта, но и его функционально-смысловую значимость для человеческой жизнедеятельности, следует принимать во внимание, что не качество, а ценности придают смысл жизни человеку. Качество может быть целью для инженера, менеджера, ученого, деятельность которых сводится к исследованию проблемы качества, разработке технологических аспектов управления качеством и т.д. Что же касается жизнедеятельности человека, то оно выступает, скорее, средством решения экзистенциальных проблем человеческого бытия, причем лишь в том случае, если качество как культурно адаптированное свойство объективирует и социализирует нематериальные значения, ценности и нормы. В связи с этим актуализируется задача разработки аксиологического подхода к качеству, принимая во внимание бытийные взаимосвязи, в которых находится человек как преобразующее и познавательное существо. Такой подход соответствует особенностям научных исследований последней трети XX - начала XXI вв., а именно переходу к постнеклассиче-ской науке, которая при объяснении и обосновании принимает во внимание соотнесенность знаний об объекте не только со средствами и операциями деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иняц Н. Малая энциклопедия качества // Современная история качества: в 3 ч. / под общ. ред. Ю.В. Ва-силькова и Н.Н. Анискиной / пер. с хорв. Л.Н. Белинькой. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - Ч. III.

2. Субетто А.И. Введение в философию качества: синтетический квалитативизм и неклассичность. - СПб.: Астерион; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.

3. Федюкин В.К. Квалитология - новая фундаментальная наука об онтологии качества // Управление качеством: проблемы, исследования, опыт: сб. науч. тр. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001. - Вып. 1.

4. Брайан Г. В тени культуры // Будущее науки в XXI веке. Следующие пятьдесят лет / под ред. Дж. Брокмана / пер. с англ. Ю.В. Букановой. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

5. Деминг Э. Выход из кризиса // Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

6. Bridgman P.W. The Logic of Modern Physics. - New York: Macmillan, 1928.

7. Хойер Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество. - 2002. - № 3.

8. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: в 2 кн. / пер. с анг. Ю.П. Адлера, В.Л. Шпера. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - Кн. 2.

9. Краснова В.М. Философия качества по Демингу и требования ИСО 9001:2000 к менеджменту качества [Электронный ресурс]. URL: http://www.corpus-q.ru/Statya3.htm.

10. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н.: сочинения в 2 т. - М.: Наука, 1993. - Т. 1.

11. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: УРСС, 1997.

12. Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Философия качества. - М.: Вузовская книга, 2004.

QUALITY PHILOSOPHY: MODERN APPROACHES

Matronina L.F.

The article reveals scientifically-informative preconditions of formation of philosophy of quality, the basic concepts of philosophy of quality are considered and necessity of the valuable approach to the quality analysis is proved.

Key words: quality, quality, quality philosophy, a science about quality, the valuable approach to quality.

Сведения об авторе

Матронина Лилия Федоровна, окончила Уральский государственный университет им. А.М. Горького (1979), кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии МГТУ МИРЭА, член редколлегии журнала «Вестник РФО», автор более 60 научных работ, область научных интересов - философия науки и техники, социальная философия, философско-методологические проблемы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.