УДК 001+53 ББК 87.3
А.И. Субетто
КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА*
Описывается концепция качества Н.К. Рериха, которая названа «рериховский квалита-тивизм». Дано описания этапов развития квалитативизма: синтетический квалита-тивизм как синтетическая философия качества (Аристотель), «теория спецификации» (Гегель), учение о качестве К. Маркса. Формулируются положения квалитативизма Н.К. Рериха, опирающиеся на понятия: культура; мастерство; качество человека как творца, исторического созидателя; креативность качества, квалитативность творчества; ответственность человека за все, что он творит, созидает; внешне-внутренняя обусловленность качества; единство труда, качества, творчества, радости, счастья и космоса.
Ключевые слова:
качество, квалитативизм, концепция качества Н.К. Рериха, космическое измерение бытия, Ноосферный Социализм, Н.К. Рерих, русский космизм, творческий труд.
Субетто А.И. Концепция качества Н.К. Рериха // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 1. - С. 43-48.
© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Николай Константинович Рерих - не только художник с мировым именем, но и не менее известный мыслитель, ученый, исследователь, которого мы смело причисляем к ряду Титанов Эпохи Русского Возрождения [21]. На основе обобщений в области истории русской культуры, философии Русского Космизма, генезиса зарождения учения В.И. Вернадского о ноосфере мы пришли к выводу, что наряду с существованием феномена Эпохи Западноевропейского Возрождения, включая Эпоху Просвещения (XIV-XVIII вв.), имеется еще и Эпоха Русского Возрождения (XVIII-XXI вв.), которая по своим основаниям, по «вектору» устремлений в каком-то смысле противостоит первой.
Если «стержнем» Западноевропейского Возрождения было устремление к индивидуалистической, буржуазной свободе, прославление «физической телесности» человека (которое от воспевания красоты и совершенства физического тела у Ми-келанджело незаметно переходит к воспеванию чревоугодия у Рабле), то Эпоха Русского Возрождения устремляется к раскрытию «космической телесности» человека, к утверждению его Космической Ответственности - за всё сущее на Земле, к всемирности и всечеловечности [21, с. 17, 18]. С.С. Аверинцев в своей рефлексии над особенностями русской культуры и духовности, обращал внимание на то, что понятие «Святая Русь» - «категория едва ли не космическая», в которой проявляются
космические масштабы, - например, в некотором смысле «быть... всем миром» [21, с. 19].
В Эпохе Русского Возрождения можно выделить три цикла (длиной в век и более):
(1) Петровско-Ломоносовский (романтический): ~1720-1820 гг.;
(2) Пушкинский (универсальный): ~1820-1920 гг.;
(3) Вернадскианский (ноосферно-кос-мический: 1920 - 2020^2050 гг.:
Николай Константинович Рерих - Титан Эпохи Русского Возрождения, начало творчества которого приходится на конец «пушкинского» цикла», но главная доминанта его исканий и деятельности, по нашему мнению, относится к «вернадскианс-кому», ноосферно-космическому циклу.
Н.К. Рерих - русский космист и русский патриот, который писал о России и русском народе в своем «Завете» [6, с. 23], написанном 24 октября 1939 года, так: «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!».
* Статья написана на основе пленарного доклада, сделанного автором на Международной научной конференции «Культура, наука, этика, идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни», состоявшейся 13-14 февраля 2015 года в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств.
единство -действие- культура - радость - красота
о
Творчество Н.К. Рериха многолико, универсально, сочетает в себе глубокие научные исследования с высоким уровнем философских обобщений, и в этой своей универсальности он близок универсальности научно-философского поиска В.И. Вернадского. Ранее я говорил: Творчество Н.К. Рериха «следует рассматривать как величайшую попытку перебросить «мост дружбы» между народами России, русским народом и народом Индии. В его творчестве во всю силу проявился евразийский синтез в самой плоти русской культуры, который оказался когерентен по своей духовности, системе ценностей и творческим устремлениям, духовной культуре Востока, представленной в первую очередь культурой народов Тибета и Гималаев, духовной системой Махатм Востока, в центре которой философия общины. Все творчество Н.К. Рериха несет на себе печать ценностного генома русской культуры, Русского Космизма. Оно не состоялось бы, если бы с ним рядом не была великая русская женщина, потомок по материнской линии героя Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузова, Елена Ивановна Рерих. Их союз был не только союзом любящих сердец, но и творческим союзом» [21, с. 340].
Главные характеристики устремленности Эпохи Русского Возрождения - это:
- ноосферно-космический вектор устремлений;
- ноосферно-космический универсализм;
- космопланетарная ответственность Разума Человека.
Концепция качества Н.К. Рериха, которую мы открываем в его творческом наследии, и которую можно назвать «рериховским квалитативизмом», опирается на основы его философской системы воззрений на мир и бытие человека, частью которой выступает
и своеобразная рериховская система взглядов на творчество, на его роль как механизм прогрессивной эволюции.
Эти основы Рериховской философской системы можно представить схемой (рис. 1).
Космос, по Рериху, пронизывает бытие человека, его творческое мышление, делая самого человека космическим творцом, наделяет его космическим качеством. Он указывает: «...мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем космосом» [5, с. 226].
Космическое измерение бытия становится базовым основанием всех форм проявления творческой активности человека как закона жизни, которые находят свое воплощение в таких категориях как «единство», «действие», «культура», «радость», «красота», «человек», «труд», «творчество», «будущее», «качество».
«Качество» - синтезатор всех этих форм воплощений творческого труда человека. И рериховский квалитативизм выстраивается именно из такого взгляда на качество.
Теоретическая система современного квалитативизма и на его базе теоретическая система современной квалиметрии разрабатывается давно, начиная с 1969 г. [9; 12; 15-18].
Впервые синтетический квалитати-визм как синтетическая философия качества создается Аристотелем [1]. Аристотель впервые в истории философской мысли формирует принцип целостности, раскрывающий феномен появления нового качества у целого объекта. Качество не сводимо к качествам частей, из которых слагается это новое целое. В квалитативизме Аристотеля качество одновременно предстает и как категория атрибутивности, и как категория сущности. В аристотелевском подходе уже
просматривается диалектика внешне-внутренней обусловленности качества, которая была раскрыта в теории качества [9; 12].
Возвращение на новой философской базе к синтетическому квалитативизму, по нашей оценке, совершили Кант и Гегель. Гегель дал более глубокое прочтение диалектики качества и количества [9, с. 6, 7], раскрыл диалектику категории меры. Им была создана своеобразная, «гегелевская теория спецификации», включающая в себя три формы спецификации качества: первая форма - «окачествование количества», вторая форма - выявление общности вещей, их общего качества, третья форма - раскрытие специфического закона системы явлений через понятие «коренного» качества. Сам процесс спецификации у Гегеля является процессом движения от внешнего качества (первая форма спецификации) к внутреннему качеству (третья форма спецификации), фактически представляющим собою на языке движения форм качества, уже по отношению к мышлению, процесс индукции [9, с. 6-8].
Третьим этапом развития квалитативиз-ма предстает учение о качестве К. Маркса или квалитативизм Маркса [9, с. 8]. Открытие квалитативизма Маркса принадлежит В.П. Кузьмину, хотя он этим понятием и не пользовался. Он аргументированно доказал, что заслугой Маркса является создание учения о 3-х родах качества: предметно-вещественном, функциональном и системном (системно-социальном) родах качества [2] (позднее мною было открыто присутствие этого учения в творческом наследии Н.Д. Кондратьева, который, судя по всему, пришел к его открытию самостоятельно). Особенность второго и третьего родов качества - функционального и системно-социального - состоит в том, что они отражают «невидимые качества» вещей, продуктов труда, обусловленные особенностями социального бытия человека, особенностями социальности как таковой. Диалектика конкретного и абстрактного видов труда и, соответственно, ее отражение в диалектике потребительной стоимости и стоимости приобретает у Маркса одновременно содержание диалектики родов предметно-вещественного, функционального и системно-социального качеств [9, с. 8].
Вторая половина ХХ века и начало XXI века в моей системе взглядов на переживаемую Эпоху Великого Эволюционного Перелома определяет становление новой парадигмы синтетического квалитативизма, которую можно определить как ноосферную парадигму, и которая входит важной базовой
частью в научно-мировоззренческую и философскую систему Ноосферизма [15; 16; 17; 18].
Именно в данном контексте автор пришел к открытию в творческом наследии Николая Константиновича Рериха существования рериховского квалитативизма, который можно рассматривать как важный этап в становлении ноосферного квалитативизма.
Рериховский квалитативизм - это синтетический квалитативизм, который опирается на особый, именно характерный для мировоззрения Н.К. Рериха, синтез онтологии, гносеологии, этики, эстетики и рериховской системы воззрений на творчество и мастерство, логику восхождения человека по ступеням совершенства.
Творчество - энергия созидания нового мира. В его основе - гармония и красота, которые отражаются в качестве мысли, в качестве труда, в мастерстве. И все это объединяется в родовой функции человека - быть учителем. Высшее назначение человека - это предназначения Учителя. Такова в моей интерпретации логика развертывания мировоззренческой системы Н.К. Рериха. Возвышение человека - это одновременно и раскрытие, и возвышение в нем «Учителя». «Учитель Тот, Кто открывает, умудряет и ободряет. Тот, кто скажет: "Благословенны препятствия -ими мы растем". Тот, кто вспомнит прекрасные Голгофы знания и искусства, -отмечает он в работе "Корни культуры" (1931), - ибо в них творящий, созидающий подвиг» [4, с. 44]. И эти действительно совпадает с логикой возвышения качества человека: чем более высокие барьеры преодолевает в своей деятельности человек, тем выше его потенциал, его потенциальное качество, тем шире область его творческих возможностей.
В текст Николая Константиновича Рериха мы обнаружим систему положений, образующих теоретическую, концептуальную систему его концепции качества.
Положение 1. Качество - это фокус культуры. Культура - тогда культура, когда она возвышает качество человека, и возвышая качество человека, поскольку человек - творец культуры, она возвышает и свое качество, т.е. обеспечивается прогрессивная, восходящая по ступеням качества, социокультурная эволюция человека и общества.
В работе «Качество» Н.К. Рерих, обращаясь к мыслящей части человечества, пишет: «Сейчас нужно твердить именно о вполне сказуемом понятии качества во всех действиях, во всей производительности. Неустремленные к качеству пусть лучше и не говорят о культуре» [5, с. 253].
Положение 2. Одновременно, качество -это и фокус мастерства, печать мастера. Мастер - тот, кто делает свою работу с высшим качеством и этому учит своих учеников.
Для Н.К. Рериха категория «мастер» означает качественность труда, ступень и одновременно вершину совершенства, проявленность в труде культуры. «Мастер», по Рериху, - это его «печать» в труде. Он пишет: «Средневековому мастеру часто даже не нужно было подписывать имя свое, ибо само качество и характерность вещи, созданной им, являлось его лучшей печатью. А что, если печать века, этот почетный вековой герб, для нашего времени обратится в клеймо века?...» [5, с. 276]. И далее он поднимает представление о качестве до понятия «качество века»: «Умышленно устанавливать печать века не есть дело современников, но думать о лучшем качестве всех производств есть несомненная обязанность каждого мыслящего существа» [5, с. 278]. В другом месте Рерих категорию мастерства связывает с «вершиной качества» и с «продуктивностью» [5, с. 315].
Таким образом, как развитие второго положения, появляется третье положение.
Положение 3. Качество человека как творца, исторического созидателя определяет качество века, и, следовательно, качество самой человеческой истории. Можно ставить вопрос о принципе тождества возвышения культуры и возвышения качества бытия человека: нет культуры вне качества, и нет качества вне культуры.
Качество века - это возвышение качества человека. Поэтому, по Н.К. Рериху, «.. .будет строгий контроль над ростом сознания и заботы о том, чтобы лучше ступени продолжили лестницу восхождения человечества» [5, с. 279]. Но чтобы это происходило, «наряду с установлением дня Культуры должен быть установлен и «час качества». И как значителен будет этот час, - замечает русский мыслитель Н.К. Рерих в работе «Печать века», - для выработки истинной печати века, когда молодые умы. устремляются к достойной печати, к благородному знаку, который сопроводит все творческие устремления» [5, с. 279].
Но чтобы культура обеспечивала возвышение качества человека, она не должна знать «разрушения», т.е. должна быть созидательной, возвышать человека через ступени совершенствования творчества и его продуктов. Он подчеркивает: «.Культура, по сущности своей, не знает разрушения такового. Она безудержно, беспристрастно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенства вчерашнего дня» [5, с. 222].
Положение 4. Качество креативно, творчество квалитативно. Истинное творчество возвышает качество бытия человека, и, следовательно - качество самого человека. Иными словами, творчество, созидание - вот критерии истинности действительного человека [20; 13].
В «Сердце Азии» Н.К. Рерих пытается передать человечеству «последний зов эволюции», который, по его оценке, «есть повелительный зов к творчеству, действию, к сознательному труду.» [5, с. 192], потому что только через «сознательный труд» реализуется процесс возвышения его качества. «Сознательный труд» - это соединение творческого труда и высокого качества мыследеятельнос-ти человека, ибо «.воплощение мыслей творит сущности и цементирует пространство грядущими сознаниями» [5, с. 222].
Положение 5. Качество человека проверяется Ответственностью за все, что он творит, созидает, материализует в пространстве жизни на Земле.
Категория Ответственности в концепции качества Н.К. Рериха стоит выше категории свободы, потому что качество свободы снова проверяется качеством самой Ответственности за все, что творит человек на Земле [14].
Он пишет:
- «.исследуя все наши возможности, прежде всего, поймем радость труда, мужества и ответственности» [5, с. 192];
- «.прежде всего, нужно помыслить о будущем, об ответственности современников за всё качество века» [5, с. 279];
- «Все проблемы, требующие спешного разрешения, нуждаются в высоком качестве выражения. Знаменитое «кое-как» более чем неуместно. Каждый должен понимать всю ответственность за способ своего мышления и действия. Не будем думать, что способ мышления не важен: как во всем творчестве, способ, техника имеют огромное значение» [5, с. 295].
Положение 6. Это положение в системе квалитативизма Рериха отражает выше сформулированный принцип двойственной, внешне-внутренней обусловленности качества [9; 12].
Рерих выражает это положение: «Во всех учебных заведениях и просветительских обществах должен быть всесторонне освещаем вопрос о качестве производства, конечно, как внешнем, так и внутреннем» [5, с. 279].
Положение 7. Единство труда, качества, творчества, радости, счастья и космоса тестируется культурой и ответственностью человека. Культура и есть воплощение этого единства.
В креатологии, как науке о законах и механизмах творчества человека, в версии автора [8; 13; 14], «культура радости и счастья» и «культура красоты и гармонии» являются важными аспектами культуры творчества и качества.
В системе рериховского квалитативиз-ма эти типы культур присутствуют. Приведу ряд высказываний, подкрепляющих формулировку седьмого положения:
- «Жизнь счастья найди в творчестве.»
[3, с. 10];
- «Устремите ум на радость творчества»
[3, с. 16];
- «Любите явления гармонии» [3, с. 16];
- «Только творящий труд ведет к победе» [3, с. 114];
- «.познание есть радость» [7, с. 143];
- «В момент высшего открытия исследователь испытывал высший экстаз: он поистине у порога вечности» [5, с. 229];
- «Наша каждодневная жизнь есть Пра-наяма совершенствования» [5, с. 229];
- «Как же будет расти достоинство человечества? Откуда же снизойдет сознание широкого сотрудничества и взаимное доверие? Все из того же неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества» [5, с. 236].
- «Культура, как тесно связанная с духовностью, прежде всего, выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творчество же, в существе своем, при единстве мировых законов., всегда свободно, покоясь лишь на сознательной дисциплине духа» [5, с. 267];
- «Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец, прежде всего, не доходит до отрицания в своем светлом, поступательном движении .Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии» [5, с. 285].
Положение 8. Творчество Человека -творит его Будущее, но это происходит тогда, когда оно находится в гармонии с Природой как Целым, т.е. обладает необходимым качество гармонии, красотой.
Поэтому через качество творения Человека-Творца постоянно испытывается качество его духа. Качество духа Человека-Творца переходит в Качество наступающего Будущего.
У Рериха это сформулированное автором положение подкрепляется такими его суждениями:
- «.новый подход создается расширением сознания» [5, с. 194];
- «Мы забыли, что не рука, но мысль творит, и убивает» [5, с. 222];
- «.истинные творцы и ученые обладают воспоминанием и терпимостью. Они знают, что существуют безграничные возможности.» [5, с. 228];
- «.Марафон качества, марафон устремленности, спешности, производительности - все это прекрасный марафон. В них-то испытывается качество духа» [5, с. 327];
- «Труд, постоянное делание, творение, есть лучшее тоническое лекарство. В этой панацее не будет включено никаких наркотиков, не потребуется никакого опьянения, но здравая, ясная радость будет источником долгой, плодотворной жизни» [5, с. 333];
- «Создание есть молитва сердца. Посев есть потребность духа» [5, с. 335];
- «.творчество является выражением смысла жизни» [5, с. 339];
- «.каждое будущее в своей беспредельности окрыляет и вдохновляет» [5, с. 341];
- «.ценность труда духовно-творческого во всей истории человечества оставалась сокровищем незыблемым и всемирным» [5, с. 350].
Положение 9. Единство творчества, созидания, обновления и знания, просвещения находится в основе качества жизни человека, и восхождение такого единства есть «ключ» от «Врат в будущее».
Н.К. Рерих постоянно акцентирует внимание на том, что действительный человек - это творец, это строитель социальной жизни, созидатель прекрасного и гармонии. Поэтому он не участвует в разрушении и отрицании, он отвергает эту сторону в прошлой истории человечества. Он призывает: «Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли» [5, с. 233].
Рерих ставит проблему качества ученых и качества научного познания, которая в первую очередь связана с качеством мышления. «Ограниченное отрицание не должно иметь места в кругозоре молодых ученых. Лишь убогое мышление могло бы отрезать и загромождать поступательные пути. Решительно всё, что может облегчить эволюцию, должно быть приветствовано и сердечно осознано. Всё, что может служить на пользу развития человеческого мышления, - все должно быть выслушано, и принято» [5, с. 286].
Но чтобы это происходило, сама наука, как отрасль человеческой деятельности, направленной на познание истины и правды, должна стать мужественной и бесстрашной. «Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве всё зло, рожденное человечеством
о
и грабежом. Неосознанная великая свобода ким государством, первым в мире в лице
сочетается с мудрым знанием» [7, с. 68]. Юрия Алексеевича Гагарина послал чело-
Рериховский квалитативизм, по нашей века в Космос. Космический Прорыв про-
оценке, в начале XXI века достойно входит изошел. Но одновременно в конце ХХ ве-
в ноосферный квалитативизм, обретая на ка состоялась и первая фаза Глобальной
этом пути новое свое качество - ноосферное. Экологической Катастрофы. Возник им-
В июне 1926 года Н.К. Рерих передал ператив выживаемости человечества как
Послание духовных учителей Востока - Ма- императив перехода к Ноосферному Соци-
хатм - советскому правительству. Это Пос- ализму, к Эпохе Ноосферно-Космической
лание впервые было опубликовано в жур- Гармонии. Речь идет о социализме нового
нале «Международная жизнь» в 1965 году. В качества, социализме XXI века, который
этом Послании были такие слова: «Вы унич- призван обеспечить управляемую социо-
тожили семью лицемерия. Вы сожгли войс- природную эволюцию на базе обществен-
ко рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы ного интеллекта и научно-образователь-
закрыли ворота ночных притонов. Вы изба- ного общества [21, 11, 19]. И на этом пути
вили землю от предателей денежных. Вы рериховские квалитативизм и его система
признали ничтожность личной собствен- воззрения на творчество и созидание име-
ности. Вы угадали эволюцию общины. Вы ют непреходящее значение. указали на значение познания. Вы прекло- Титан Эпохи Русского Возрождения
нились перед красотою. Вы принесли детям Николай Константинович Рерих своим
всю мощь космоса» [6, с. 78]. творчеством продолжает служить прекрас-
Махатмы Востока оказались правы. ному Будущему человечества, отвечая на
СССР, став первым в мире социалистичес- Зов Будущего уже начавшегося XXI века!
Список литературы:
[1] Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. - М.: Наука, 1982. - 492 с.
[2] Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. - М.: Политиздат, 1976. -247 с.
[3] Листы сада Мории. 1 часть Агни-йоги. - Лондон-Нью-Йорк, 1924. - 163 с.
[4] Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. - Рига: ВИЕДА, 1992. - 285 с.
[5] Рерих Н.К. Избранное. - М.: Советская Россия, 1979. - 348 с.
[6] Рерих Н.К. Избранное / Сост. и вступ. ст. В.М. Сидорова.; прим. Д.Н. Попова. - М.: Правда, 1990. -528 с.
[7] Сойни Е.Г. Николай Рерих и Север. - Петрозаводск: Карелия, 1987. - 166 с.
[8] Субетто А.И. Акмеология и креатология в системе педагогической антропологии // «Педагогика и акмеология безопасности жизнедеятельности» / Под науч. ред. Б.Ф. Кваши. - СПб.: МАНЭБ, 2000. -с. 46-77.
[9] Субетто А.И. Введение в философию качества: синтетический квалитативизм и Неклассичность. -СПб.-Кострома: Астерион; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 60 с.
[10] Субетто А.И. Зов Будущего: мир, человечество и Россия на пути к ноосферной гармонии / Под науч. ред. В.Т. Пуляева. - СПб.: Астерион, 2014. - 634 с.
[11] Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке / Под науч. ред. В.В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 190 с.
[12] Субетто А.И. Очерки теории качества (авторская ретроспекция). - М.-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2002. - 108 с.
[13] Субетто А.И. Победа в Великой Отечественной войне - Гимн Советскому Человеку / Под науч. ред. А.В. Воронцова. - СПб.: Астерион, 2015. - 60 с.
[14] Субетто А.И. Свобода. Книга первая. Критика «либерального разума». - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 238 с.
[15] Субетто А.И. Сочинения. В 13-томах. Ноосферизм. Том восьмой. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. В 2-х книгах / Под ред. Л.А.Зеленова. Кн. 1 - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 392 с.
[16] Субетто А.И. Сочинения. В 13-томах. Ноосферизм. Том восьмой. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. В 2-х книгах/ Под ред. Л.А.Зеленова. Кн. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 334 с.
[17] Субетто А.И. Сочинения. В 13 -томах. Ноосферизм. Том девятый: Синтетическая квалиметрия. В 2-х книгах/ Под ред. Л.А. Зеленова. Кн. 1. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 620с.
[18] Субетто А.И. Сочинения. В 13 -томах. Ноосферизм. Том девятый: Синтетическая квалиметрия. В 2-х книгах/ Под ред. Л.А. Зеленова. Кню. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 522с.
[19] Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. - М.: Логос, 1992. - 204 с.
[20] Субетто А.И. Человек XXI века // Социальные силы славянского мира XXI века: международный научно-практический журнал. - 2012, № 3-4. - С. 23-31.
[21] Субетто А.И. Эпоха Русского Возрождения в персоналиях (Титаны Русского Возрождения) - I. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 500 с.