Научная статья на тему 'Философия истории: некоторые исторические понятия и законы'

Философия истории: некоторые исторические понятия и законы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. А. СУЕТОВ / ЗАКОНЫ ИСТОРИИ / ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИОСОФИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКА ИСТОРИИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ / L. A. SUETOV / LAWS OF HISTORY / PHILOSOPHY OF HISTORY / HISTORIOSOPHY / HISTORY OF CULTURE / METHODOLOGY AND METHODOLOGY OF HISTORY / CONCEPT OF HISTORY / CULTURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суетов Леонид Александрович

В статье известного петербургского историка, доцента Санкт-Петербургского государственного института культуры Л. А. Суетова исследуется философия истории. С оригинальных позиций предпринята попытка доказать и выявить законы истории. Он выявляет семь основных положений, которые анализирует с научно объективных критериев. Взгляды Л. А. Суетова на философию истории абсолютно оригинальные и творческие. Рассматривается понятийный аппарат исторической науки и основные положения предшественников известных философов и историков. Автор показывает различие между философией истории и методикой истории. Показаны, выведены и проанализированы такие категории и устойчивые научные словосочетания, как «ирония истории», «история ничему не учит», «роль отдельной личности в истории», «закон усталости от власти», «причинно-следственные связи», «историческое время» и другие. Предпринята попытка показать влияние личности человека на исторический процесс и закономерности исторического развития. Убедительно доказана связь философии истории с теорией истории культуры. В тексте отмечаются многие положения историософии, историологии и истории культуры. Публикация и послесловие П. Н. Базанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of history: some historical concepts and laws

In an article by the well-known historian, an associate professor of the Saint Petersburg State Institute of Culture L. A. Suetov explores the philosophy of history. From the original position an attempt was made to prove and reveal the laws of history. He identifies seven key points that are analyzed with scientifically objective criteria. L. A. Suetov’s views on the bustle of the philosophy of history is absolutely original and creative. The conceptual apparatus of historical science and the main provisions of predecessors famous philosophers and historians are considered. The author shows the difference between the philosophy of history and the methodology of history. Such categories and stable scientific phrases as «the irony of history», «history does not teach anything», «the role of an individual in history», «the law of power fatigue», «cause-and-effect relationships», «historical time» are shown, derived and analyzed. An attempt was made to show the influence of a person’s personality on the historical process and patterns of historical development. The connection between the philosophy of history and the theory of the history of culture has been convincingly proved. The text marks many of the concepts of historiosophy, historiology and cultural history. Scientific publication and afterword by Petr N. Bazanov.

Текст научной работы на тему «Философия истории: некоторые исторические понятия и законы»

УДК 930.1

Л. А. Суетов

Философия истории: некоторые исторические понятия и законы

В статье известного петербургского историка, доцента Санкт-Петербургского государственного института культуры Л. А. Суетова исследуется философия истории. С оригинальных позиций предпринята попытка доказать и выявить законы истории. Он выявляет семь основных положений, которые анализирует с научно объективных критериев. Взгляды Л. А. Суетова на философию истории абсолютно оригинальные и творческие. Рассматривается понятийный аппарат исторической науки и основные положения предшественников -известных философов и историков. Автор показывает различие между философией истории и методикой истории. Показаны, выведены и проанализированы такие категории и устойчивые научные словосочетания, как «ирония истории», «история ничему не учит», «роль отдельной личности в истории», «закон усталости от власти», «причинно-следственные связи», «историческое время» и другие. Предпринята попытка показать влияние личности человека на исторический процесс и закономерности исторического развития. Убедительно доказана связь философии истории с теорией истории культуры. В тексте отмечаются многие положения историософии, историологии и истории культуры. Публикация и послесловие П. Н. Базанова.

Ключевые слова: Л. А. Суетов, законы истории, философия истории, историософия, история культуры, методика истории, методология истории, понятийный аппарат исторической науки, история культуры

L. A. Suetov

Philosophy of history: some historical concepts and laws

In an article by the well-known historian, an associate professor of the Saint Petersburg State Institute of Culture L. A. Suetov explores the philosophy of history. From the original position an attempt was made to prove and reveal the laws of history. He identifies seven key points that are analyzed with scientifically objective criteria. L. A. Suetov's views on the bustle of the philosophy of history is absolutely original and creative. The conceptual apparatus of historical science and the main provisions of predecessors - famous philosophers and historians are considered. The author shows the difference between the philosophy of history and the methodology of history. Such categories and stable scientific phrases as «the irony of history», «history does not teach anything», «the role of an individual in history», «the law of power fatigue», «cause-and-effect relationships», «historical time» are shown, derived and analyzed. An attempt was made to show the influence of a person's personality on the historical process and patterns of historical development. The connection between the philosophy of history and the theory of the history of culture has been convincingly proved. The text marks many of the concepts of historiosophy, historiology and cultural history. Scientific publication and afterword by Petr N. Bazanov.

Keywords: L. A. Suetov, laws of history, philosophy of history, historiosophy, history of culture, methodology and methodology of history, concept of history, cultural history DOI 10.30725/2619-0303-2018-4-35-37

История - наука о прошлом. Она не терпит сослагательного наклонения. Любая наука имеет свои понятия и законы. Иначе -это не наука, а в лучшем случае - нечто наукообразное, не более. Законы представляет собой константу, которая не меняется. История не сводится к перечислению каких-то фактов прошлого, попыткой объяснить их какими-то абстрактными причинами и понятиями. В центре исторического процесса всегда находятся конкретные люди, политические деятели. Народные массы идут либо за ними, либо действуют под влиянием их, либо выступают против них. История, как и другие науки, содержит конкретные понятия и законы. Вот некоторые из них.

1) Маркс и Энгельс, вслед за Гегелем, любили повторять «История - не что иное, как деятельность преследующего цели человека». И это так. Ведь в центре истории - люди. Психологию личности, духовную сущность человека определяют мотивы его поведения, с помощью которых он добивается осуществления своих целей. К числу важнейших мотивов поведения человека относится врожденный инстинкт самосохранения. Но он присущ как людям, так и животным. Поэтому остановимся лишь на тех мотивах, которые определяют только поведение людей. Оказывается, что их не так уж и много. Они постоянны во времени, представляют собой константу, из которой выводятся законы истории.

Л. А.Суетов

Чтобы понять формирующие поведение людей мотивы, следует обратиться к учению Святых Отцов о семи грехах смертных (гордыня, сребролюбие, гнев, зависть, блуд, чревоугодие, уныние) и семи честных добродетелей (смирение, нелюбостяжание, кротость, доброжелательство, целомудрие, воздержание, упование). Разумеется, степень греховности и степень добродетельности у каждого человека различны. Вот почему не может быть абсолютно идентичных друг другу людей. Каждый человек неповторим. Единомыслие не свойственно природе человека. У каждого существуют свои интересы, симпатии, антипатии, доброжелатели и недоброжелатели. Но все мотивы поведения людей укладываются в рамки учения Святых Отцов. Анализ этого учения показывает, что поведение подавляющего большинства политических деятелей прошлого и нынешнего времени определяют в той или иной степени гордость, зависть, сребролюбие, гнев.

2) Один из важнейших исторических законов - открытый Гегелем закон иронии истории. Он звучит так: любые благие намерения людей при их реализации превращаются в свою противоположность. Причем чем благостнее намерение, конечный результат получится еще более противоположным. Почему так происходит? Дело в том, что всегда находящиеся на политическом Олимпе или рвущиеся к власти политики стараются никогда не выставлять на показ свои истинные пороки, маскируя их несуществующими у них добродетелями. У власти, как правило, находятся люди честолюбивые, беспринципные, лживые, которые обещают народу все что угодно, лишь бы удовлетворить свое тщеславие, запустить руку в государственную казну, получить доступ к природным ресурсам. Один из самых беспринципных в мире политиков Ш. М. Талейран цинично сказал: «Если бы народ узнал, какие ничтожества ими управляют, он пришел бы в ужас». И это так.

Часто политические деятели любят копировать своих великих предшественников. Для них это действо нередко превращается в фарс, напоминает комедию, может закончиться весьма трагично. В российской истории - это Петр III, подражавший во всем Фридриху Великому, во Франции - Наполеон III, пытавшийся подражать Наполеону I.

Иронию истории наглядно демонстрируют и революции. Революционеры полагают, что они, придя к власти, осчастливят народ. Однако, осуществив революцию, сталкиваются с прямо противоположными результатами.

Наглядный пример тому - 1917 г. в России, строительство коммунистического общества в стране и мире, революционные реформы М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. То же мы видим и на Западе. Развитие западных демократий сегодня, особенно в США, все больше напоминает комедию, эстрадное шоу, но, возможно, с трагическим финалом в будущем.

Рассуждая об иронии истории, Гегель говорил и так: «История повторяется дважды: сначала как трагедия, затем как фарс, комедия». Но это скорее относится к всемирно-историческим процессам, расцвету и упадку цивилизаций, империй.

3) История ничему не учит - таков другой непреложный закон истории. Она не может ничему научить, поскольку у власти находятся политические деятели, поведение которых определяется теми же мотивами, что и их предшественников. Поэтому они повторяют те же их ошибки. В человеческой психологии и отношениях власти и общества со временем практически не изменилось ничего.

4) Роль отдельной личности в истории огромна. Именно отдельные личности могут замедлить или ускорить исторический процесс, повернут его в другую сторону (Наполеон, Ленин, Гитлер и другие). Со стороны действия этих политиков порой выглядят как случайность, нарушившая закономерный ход исторического процесса. Но это не так. Для этой «случайности» должна быть создана соответствующая почва, сформированная определенными причинами.А эти причины создают народные массы и иные отдельные личности, не только живущие ныне, но и жившие в прошлом.

5) Еще один закон истории - закон усталости от власти. Он относится прежде всего к тем политикам, которые занимают вершину политической власти длительное время, а также касается и народных масс, которыми управляют подобные правители. Этот закон не ограничен временем. Он может постепенно нарастать на протяжении десятилетий. Вместе с тем его проявление не носит абсолютный характер. Иногда бывает все наоборот. Заметим также, что закон усталости может нарастать не только в период пребывания во власти конкретного правителя, но и в годы правления его преемников, близких соратников или родственников, которые слепо проводят ту же политику, которую проводил и их предшественник.

Рассматриваемый нами закон истории свидетельствует о том, что, чем дольше у власти находится правитель, тем больше он де-

36 Вестник СПбГИК№ 4 (37) декабрь • 2018

Философия истории: некоторые исторические понятия и законы

лает ошибок. Это проявляется, в частности, в подборе кадров, выдвижении на государственные посты прежде всего преданных правителю лиц и соратников. Те, в свою очередь, назначают по той же схеме своих соратников и знакомых им лиц и т. д. Таким образом, выстраиваете некая ступенчатая иерархия государственной власти сверху донизу, причем подавляющее большинство выдвиженцев одержимо сребролюбием. И чем ниже находятся чиновники в ступенчатой иерархии, тем больше вероятности того, что главное для них - погоня за золотым тельцом. Такие люди охотно поддерживают связи с криминальными структурам, сращиваются с ними.

А между тем убежденный в своей непогрешимости правитель с упоением слушает похвалы в свой адрес от поставленных им же самим льстецов и все больше утверждается в своей исключительности. Поэтому он совершает все новые и новые ошибки. Обещания, которые он когда-то давал публично народу, им не выполняются. Его реальные действия становятся прямо противоположными его благим намерениям. Надо помнить также, что у каждого политического деятеля есть противники. И чем выше он поднимается по служебной лестнице, тем их становится все больше и больше. Они усердно разоблачают неосуществленные замыслы своего противника, но, придя тем или иным путем к власти, действуют точно так же, как он.

Однако и народным массам присуща усталость от несменяемого лидера или лидеров страны, их ошибок и нерешенных дел. Доверие к власти со временем резко падает,

хотя внешне все может выглядеть наоборот. Народ охватывает апатия. Подстрекаемые противниками режима внутри страны и извне, люди могут пойти и на силовые действия, чтобы сместить правителя.

6) Чтобы понять исторический процесс, нужно разобраться в причинно-следственных связях. Любое событие истории является следствием не одной, а целого комплекса причин. В свою очередь, случившееся порождает новые причины, которые со временем реализуются в новом историческом событии. В историческом процессе, таким образом, четко прослеживаются причинно-следственные связи. Причем эти связи целиком и полностью зависят от конкретных людей, которые распространяют свои взгляды в массах. Мотивы их поведения, как отмечалось, не меняются, но маскируются благими намерениями.

7) Одно из важнейших понятий философии истории - историческое время. Оно не совпадает с физическим, у него своя шкала отсчет. Единицей измерения исторического времени служит частота, интенсивность событий в той или иной стране, в мире. Историческое время может протекать медленно (годы «застоя» в СССР), а может и интенсивно (1917 г. в России, Гражданская война 19171922 гг.). Разумеется, тому периоду, в котором оно протекает интенсивно, историки посвящают значительно больше исследований, чем тому, где оно течет медленно.

Таковы некоторые понятия истории, исторические законы и логика исторического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.