лемой частью наших традиций. Наша самобытная культура представлена и созерцательной мудростью Востока, и активным познанием и преобразованием Запада. Современной молодежи необходимо усвоить эту парадигму и продолжить ее, сохраняя выбранное нашими предками направление.
Таким образом, в условиях современных рыночных отношений обращение к традиционным духовным ценностям рос-
сийской культуры становится неотъемлемым элементом в сохранении целостности и неповторимости российского народа, а разработка основополагающих подходов, условий и направлений реализации ценностей духовного потенциала общества в деле формирования и развития духовности молодежи становится основой качественно новых отношений на всех уровнях социального развития.
Библиографический список
1. Миронова, Е.Н. Теория ценностей, ее значение и место в современной науке // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития. - Шахты, 2011.
2. Миронова, Е.Н. Духовность и нравственность в условиях социального кризиса // Проблемы современного общества глазами молодежи.
- Ставрополь, 2008.
3. Воронина, Т.Н. Анализ текстов СМИ (практика лингвистических экспертиз) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. -2014. - № 1(9).
4. Воронина, Т.Н. Постмодернизм и его отражение в языке // Гуманизация культуры как проблема современного общества. - Ставрополь, 2014.
5. Воронина, Т.Н. Проблема формирования языкового вкуса в современном обществе // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2014. - № 1(9).
6. Миронова, Е.Н. К вопросу о профессиональной культуре // Культура и общество: история и перспективы. - Ставрополь, 2012.
7. Иноземцев, В. За пределами экономического общества. - М., 1998.
8. Миронова, Е.Н. Восток или Запад. Российская культура сегодня // Культура и общество: история и перспективы. - Ставрополь, 2014. Bibliography
1. Mironova, E.N. Teoriya cennosteyj, ee znachenie i mesto v sovremennoyj nauke // Nauka v sovremennom obthestve: sostoyanie i tendencii razvitiya. - Shakhtih, 2011.
2. Mironova, E.N. Dukhovnostj i nravstvennostj v usloviyakh socialjnogo krizisa // Problemih sovremennogo obthestva glazami molodezhi. -Stavropolj, 2008.
3. Voronina, T.N. Analiz tekstov SMI (praktika lingvisticheskikh ehkspertiz) // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. - 2014. -№ 1(9).
4. Voronina, T.N. Postmodernizm i ego otrazhenie v yazihke // Gumanizaciya kuljturih kak problema sovremennogo obthestva. - Stavropolj, 2014.
5. Voronina, T.N. Problema formirovaniya yazihkovogo vkusa v sovremennom obthestve // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta.
- 2014. - № 1(9).
6. Mironova, E.N. K voprosu o professionaljnoyj kuljture // Kuljtura i obthestvo: istoriya i perspektivih. - Stavropolj, 2012.
7. Inozemcev, V. Za predelami ehkonomicheskogo obthestva. - M., 1998.
8. Mironova, E.N. Vostok ili Zapad. Rossiyjskaya kuljtura segodnya // Kuljtura i obthestvo: istoriya i perspektivih. - Stavropolj, 2014.
Статья поступила в редакцию 07.06.14
УДК 37.013.83
Greshilova I.A., Cherepanova Ye.P. PHILOSOPHY OF IDENTITY FROM THE PERSPECTIVE OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY. The article considers the concept of "identity" from the perspective of philosophy and psychology in the context of the program "Safe childhood is space of psychological comfort". The relevance of the article indicated the current misunderstanding, and, often, and psychological violence in the family and educational institutions for children, which requires special knowledge on the part of the pedagogical community, parents and the broader community. Presents reflexive analysis of scientific-methodical support program, of its theoretical and practical grounds.
Key words: personality, pedagogical anthropology, education, emotional well being, philosophical understanding.
И.А. Грешилова, канд. филос. наук, доц., проректор по научно-методической работе ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Чита, E-mail: [email protected]; Е.П. Черепанова, ст. методист каф. теоретической и прикладной психологии ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Чита, E-mail: [email protected]
ФИЛОСОФИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
В статье рассматривается понятие «индивидуальность» с позиции философии и психологии в контексте реализации программы «Безопасное детство - пространство психологического комфорта». Актуальность статьи обозначена существующей в настоящее время проблемой непонимания, а, зачастую, и психологического насилия в семье и образовательных учреждениях в отношении детей, что требует особого знания со стороны педагогического сообщества, родителей, широкого круга общественности. Представлен рефлексивный анализ научно-методического сопровождения реализуемой программы, её теоретических и практических оснований.
Ключевые слова: индивидуальность, педагогическая антропология, воспитание, эмоциональное благополучие, философское осмысление.
Человек - предмет изучения различных наук на протяжении столетий, его место в мире, роль в противоречивых процессах современности - причина и следствие философских размышлений. Проблема человека как целостного существа является фундаментальным вопросом философии. Повышенный ин-
терес к философским проблемам, касающимся становления человека в процессе обучения и воспитания, его индивидуальности во многом объясняется тем, что социальные и культурные изменения, которым человек подвержен в раннем детском возрасте, оказывают существенное влияние на становление его
в будущем, на его успешную социализацию в обществе. «Проблема человека, человека и мира, будучи важнейшей философской проблемой, оказывается тем самым центральной проблемой науки об образовании, т.е. педагогико-антропологичес-кой проблемой. Именно в этом пункте сконцентрировано пересечение силовых линий философского и педагогического поля» [1, с. 500].
Цель данной статьи заключается в анализе основополагающих вопросов, определяющих становление человека в процессе социализации как субъекта деятельности, что предполагает учёт его индивидуальных особенностей, а для этого необходимо создание психологически-эмоциональной среды. Авторами реализуется социальная программа «Безопасное детство - пространство психологического комфорта», научно-методическое сопровождение которой предполагает философскую рефлексию происходящих изменений, и данная статья представляет собой анализ теоретических и практических оснований успешной реализации основной задачи программы - обеспечения для детей благоприятных условий жизни, развития и воспитания, создания психологически комфортного пространства взросления и социализации детей в процесс обучения и воспитания.
Проблемы воспитания с неизбежностью замыкаются на фундаментальные вопросы о природе человека, его сущности, смысле жизни, перспективах исторического существования. В то же время осмысление воспитания открывает новые грани в конкретно-историческом взгляде на человека [2, с. 3].
Философско - педагогическая мысль современности включает обсуждение таких актуальных вопросов, которые касаются культурно - исторической модели образования и воспитания. Чтобы соответствовать времени, эта модель должна учитывать главное - в процессе перехода от одного возрастного периода к другому человек успешно осваивает социальную практику только при условии эмоционального комфорта. Представляется, что создание эмоционального, психологического комфорта зависит от ряда факторов, а именно: взаимоотношений между детьми и родителями, профессиональной компетентности педагогов, отношения общественности к актуальным проблемам детства. Вызовы современности предполагают обращение к непреложным идеалам и ценностям.
Подрастающее поколение заново открывает для себя традиционное, соответствующее новым социальным условиям, и именно от этого зависит формирование собственного взгляда на мир, неповторимой индивидуальности.
Жизнь детей как социальной группы подвержена влиянию социальных и культурных изменений, которые происходят по воле взрослых людей, поэтому философско - психологическое обоснование проблем становления человека в пространстве культуры в процессе обучения и воспитания диалектически взаимообусловлено и давно находится в поле внимания исследователей.
Во втором десятилетии нового века происходят существенные изменения в мыслях и действиях людей. Апофеоз идеи человека в XXI веке вновь предопределил обращение к педагогической антропологии, которая в российской науке зародилась еще в XIX веке. Антропологизация гуманитарного знания, процесс, который стал современным направлением в развитии науки, вызвала необходимость нового видения важнейших компонентов образования человека (воспитания и обучения) как культурной подсистемы общества. Педагогическую антропологию определяют как средоточие высокой культуры, золотого фонда знания человека о самом себе, которое выверялось и накапливалось тысячелетиями. Присвоить себе хотя бы начала этих знаний - значит приобщиться к культурным ценностям, вносящим высший смысл в жизнь человека. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого воспитателя и преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.
Условия формирования личности предполагают различные воздействия на человека, в процессе которых осуществляется социализация, и важнейшими из них представляются воздействия педагогические, так как проблемы обучения и воспитания человека органически связаны с определением смысла жизни и перспективами развития. Поиск философско - антропологических оснований педагогической антропологии в пространственно - временном отношении синхронно совпадает с ситуацией, когда мировое сообщество переживает своеобразный подъём
интереса к антропологическим проблемам. Среди философов и педагогов не утрачивают актуальности дискуссии по проблемам преодоления разрыва между философией и педагогикой, потому как философское осмысление происходящих изменений в системе образования предполагает совместный поиск ответов на проблемные вопросы современности. Общепризнано, что ни одна область знания не претендует на монополию в разработке проблем, связанных с человеком, многие науки комплексно и синтетично исследуют сферы различных сторон жизни человека. Педагогическая антропология, рассматривая вопрос о сущности человека в качестве основного, определяет пути и средства формирования индивидуальности. В перечне основополагающих принципов педагогической антропологии принцип диалогизма занимает особое место. Этот принцип предусматривает использование таких методов, форм и средств воспитания и обучения, которые предоставляют человеку возможность свободной диалогической самореализации в общении с тем, кто передаёт знания, и, соответственно, с миром культуры, с самим собой. Диалог, а особенно учебный диалог, характеризуется рядом особенностей, важнейшей из которых является особенность, заключённая в умении участников диалога обнаруживать внутренний смысл, личностное значение восприятия окружающего мира. Ещё одна особенность диалога проявляется в личностном взаимодействии участников в контексте культурной среды, включающей определённую систему этических и нравственных ценностей.
Педагогическая антропология интегрирует разнообразные знания, имеющие отношение к обучению и воспитанию человека, основываясь ещё и на таком ведущем принципе: подходить к человеку как целостному, уникальному явлению, с учётом его индивидуальных особенностей.
Субъекты образовательного процесса в повседневной жизни должны руководствоваться способом понимающего бытия. В основе педагогической антропологии учение о том, что смысл жизни ребёнка становится доступным только в результате диалогического взаимодействия. Диалогическое понимание непосредственно связано с самопознанием, самопреобразованием и самовоспитанием. Понимание и диалог не мыслятся в отрыве друг от друга.
Человек получает общественный статус личности только в процессе освоения группового опыта, опыта социума, к которому он принадлежит, и формы освоения этого опыта самые разнообразные. Каждая из форм закрепляет и выражает разные стороны отношений «человек-общество». Разнообразные аспекты их взаимодействия позволяют проследить, как происходит становление сущности личности человека и приобщение конкретного индивида к этой сущности посредством образования и воспитания, поэтому диалог, составляющий основу традиций, обычаев - это своеобразная ступень на пути становления человека как социального и культурного объекта, на пути его развития как личности.
Суммируя основные трактовки человека, В.М. Розин выстраивает их следующим образом, давая определение человеку: как существо деятельное, креативное, создающее орудия, творящее мир; как личность, экзистенция, духовное существо;
как существо, обусловленное историей, культурой, коммуникацией;
как существо творящее, делающее себя, «проект» себя; как самоистолковывающее, самопонимающее, рефлексирующее. самопрезентующее существо;
как существо открытое, становящееся, не совпадающее с самим собой;
как существо образовывающееся, воспитывающееся [3, с. 108].
Проектирование самого себя - процесс, продолжающийся в течение всей жизни, его завершение не может произойти, потому что человек обучаем и воспитуем в разном возрасте. Усваивая нормы культуры и способы деятельности, человек совершенствует их на протяжении жизни, всегда учится, постигая то, о чём не имел представления. Происходит акт открытия себя, только у каждого свой путь и время, и очень важно, когда на пути человека могут произойти встречи, определяющие его дальнейшее развитие, когда вступление в диалог может стать точкой отсчёта совершенствования имеющихся качеств. Способность постижения мира другого человека, желание понять и принять участие в решении проблем возможно только тогда, когда участники диалога направлены друг к другу.
Проблемы диалога и диалогического мышления в настоящее время занимают по праву ключевое место как в теории, так и на практике. Во-первых, это обусловлено особенностями развития современного мира, потому как диалог лежит в основе взаимоотношений не только отдельных людей, но целых народов и даже цивилизаций. Во-вторых, философия имеет значительный опыт концептуальных решений проблем диалога, которые настоятельно требуют самого разностороннего применения.
Для каждого возраста, а для детского в особенности, существуют свои специфические характерные задачи, и изменения в характере человека напрямую зависят от условий, в которых живёт человек, и от того как выстраивают своё отношение к нему взрослые люди. С позиции педагогической антропологии очень важно прийти к пониманию того, «как происходит осознание ценности человека как такового, того, что самоопределение и развитие человека - главная цель общества, основное оправдание его существования» [4, с. 106]. В этой связи представляется значимым реализация научно - практических проектов, программ, цель которых заключалась бы в содействии ребёнку в его самостоятельном развитии, через защиту его индивидуальности, формирования у него ненасильственных способов разрешения разного рода конфликтов.
В качестве примера можно представить программу, реализующуюся в Забайкальском крае «Безопасное детство - пространство психологического комфорта», ключевая идея которой заключается в решении проблем, связанных с деформацией и искажением представлений ребёнка о взрослом мире, изменении нравственных и ценностных установок по причине подавления в ребёнке индивидуальности.
Анализ статистических данных о состоянии качества жизни детей, как в Забайкальском крае, так и в России в целом, позволяет констатировать, что на протяжении последних лет наблюдается тревожная тенденция, свидетельствующая об усугублении проблем, связанных с увеличением фактов жестокого обращения с детьми, деструктивного поведения детей и подростков как следствие психологического насилия и неудовлетворенности законных прав и интересов детей на заботу, защиту, любовь и внимание со стороны взрослых. Это противоесстестенно, но тем не менее констатируется как факт.
Психологическое насилие разрушает индивидуальность, которая понимается как своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли и способностей. Индивидуальность рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Доказано, что даже младенцы так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.
Взрослые люди как носители культурных норм задают определённый вектор развития индивидуальных особенностей подрастающего человека, поэтому именно в этот период необходимо учитывать неповторимость психики человека, его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с окружающим миром.
Проблемы непонимания, а, зачастую и психологического насилия в семье и образовательных учреждениях в отношении детей требуют особого знания со стороны педагогического сообщества, родителей, широкого круга общественности. Перед семьей, образовательными учреждениями, обществом стоит задача обеспечения для всех детей благоприятных условий жиз-
ни, развития и воспитания, создания психологически комфортного пространства взросления и социализации детей, развития индивидуальности. Несомненно, что именно от этого зависит нравственное здоровье как отдельного человека, так и общества в целом. Заметим, что в контексте наших исследований необходимо учитывать, что по отношению к такому понятию как «здоровье» существуют следующие определения:
- физическое здоровье, под которым понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;
- психическое здоровье как состояние психической сферы человека, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера;
- социальное здоровье как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Для того, чтобы социальное здоровье соответствовало должному уровню необходима разработка и практическое обеспечение организационно-управленческих, программно-методических, психолого-педагогических механизмов реализации комплекса мер по созданию мобильной системы оказания эффективной помощи детям в выходе из различных жизненных ситуаций, создания для них эмоционально благополучной среды.
Представляется, что «восхождение к индивидуальности» должно быть комплексным, поэтому необходимо определить уровни решаемых задач, которые видятся следующим образом:
Программно-методический:
1. Разработать и масштабировать комплекты диагностических, программно-методических, информационно-просветительских материалов для целевых групп по вопросам создания для ребенка в семье и образовательном учреждении пространства психологического комфорта.
2. Разработать и распространить инструктивно-методические материалы для служб психолого-педагогического сопровождения по оказанию мобильной помощи детям в выходе из кризисных психологических состояний.
3. Обеспечить диверсификацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счёт расширения спектра программ, направленных на совершенствование кадрового потенциала, повышение профессиональной компетентности педагогических работников
Психолого-педагогический:
1. Организовать информационно-просветительскую кампанию среди широкого круга общественности о последствиях психологического насилия над детьми.
2. Обеспечить повышение информированности родительской общественности о последствиях психологического насилия и жестокого обращения с детьми, формах и методах их предотвращения усилиями родителей.
Программно-методический:
1. Закрепление единого понятийно-категориального аппарата.
2. Повышение профессиональной компетентности специалистов Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования и других ведомств, педагогических работников посредством прохождения курсов повышения квалификации по программам профилактики психологического насилия.
3. Наличие и использование разработанных инструктивно-методических материалов, программно-методических материалов специалистами Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования и других ведомств, педагогическими работниками в рамках различных уровней профилактики.
Психолого-педагогический уровень:
1. Наличие сформированного нетерпимого отношения широкого круга общественности к проявлениям психологического насилия по отношению к детям.
2. Повышение информированности детей, семей, работников образовательных учреждений, широкой общественности о недопустимости насилия в отношении детей, об ответственности за действия, совершенные против детей, о возможности получения психологических услуг и иных видов помощи.
Резюмируя, отметим, что главная задача педагогической антропологии заключается в том, чтобы понять, как социализируется человек, и как люди разного возраста влияют друг на
друга, и в основе решения этой задачи должно быть понимание главного - индивидуальность прирастает и развивается только в определённых условиях эмоционального комфорта и психологического благополучия.
Актуальность проблемы индивидуальности особенно остра в настоящее время, когда размываются грани между должным и сущим, и обращения к наследию прошлого, к тому, что накоплено русской культурой, русской философией и психологией позволят по - новому увидеть субъективный мир переживаний подрастающего человека, способствовать раскрытию его
Библиографический список
индивидуальных возможностей в соответствии с социальными вызовами времени.
Каждому человеку присуща уникальность и самостоятельность как индивидуальности и субъекту собственной деятельности, поэтому сложный мир особенного подрастающего человека - это хрупкая субстанция, и воздействие на неё взрослых людей должно основываться на фундаменте сотворчества и взаимопонимания, только тогда детско-взрослые отношения будут способствовать полноценному развитию природных свойств.
1. Кобылянский, В.А. Философия экологии. - М., 2010.
2. Куликов, В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск, 1988.
3. Розин, В.М. Философия образования: Этюды исследования. - М., 2007.
4. Кождаспирова, Г.И. Педагогическая антропология. - М., 2005.
Bibliography
1. Kobihlyanskiyj, V.A. Filosofiya ehkologii. - M., 2010.
2. Kulikov, V.B. Pedagogicheskaya antropologiya: istoki, napravleniya, problemih. - Sverdlovsk, 1988.
3. Rozin, V.M. Filosofiya obrazovaniya: Ehtyudih issledovaniya. - M., 2007.
4. Kozhdaspirova, G.I. Pedagogicheskaya antropologiya. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 19.07.14
УДК 130.2
Ivanov A.V., Fotieva I.V. SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF MODERN YOUTH: EVALUATION OF THE SYSTEM OF VALUES. The article analyzes the interdisciplinary works aimed at identifying traits, motives for action, values of today's youth. The authors noted a number of unresolved theoretical problems, primarily relating to the criteria for evaluating value orientations; justify the relevance and need for further development of ideas of leading psychologists of the XX century about the objective hierarchy of basic values. Key words: social and psychological portrait, youth, values.
А.В. Иванов, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии Алтайского гос. аграрного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; И.В. Фотиева, д-р филос. наук, доц., проф. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ*
Статья посвящена анализу междисциплинарных исследований, направленных на выявление черт характера, мотивов деятельности, ценностных ориентаций современной молодежи. Авторы отмечают нерешенность ряда теоретических проблем, в первую очередь касающихся критериев оценки выявленных ценностных ориентаций; обосновывают актуальность и необходимость дальнейшей разработки идей ведущих психологов XX века об объективной иерархии базовых ценностей.
Ключевые слова: социально-психологический портрет, молодежь, система ценностей.
Исследования, направленные на выявление доминирующих черт характера, мотивов деятельности, ценностных ориентаций современной молодежи, а также факторов их формирования, относятся к неизменно актуальным и ведутся в широком междисциплинарном поле, с использованием социологических, психологических, лингвистических методов. Соответственно, сегодня нет недостатка в фактических данных и в первичных обобщениях, касающихся молодежи, не только России, но и других стран. В особенности популярны исследования, в том числе компаративистские, проводимые в субъектах РФ и в близлежащих странах юго-восточной Азии - в Бурятии, Калмыкии, Республике Алтай, Тыве, Монголии, Казахстане; по-видимому, здесь сказывается растущий интерес к азиатскому вектору международного сотрудничества России, а также к идеям евразийства.
В то же время следует отметить, что обилие эмпирических данных и прогнозов контрастирует с недостатком углубленных теоретических обобщений и выводов. И прежде всего не решенной и даже мало обсуждаемой остается следующая фундаментальная проблема: как и по каким критериям оценивать те или иные полученные результаты и выявленные тенденции, в первую очередь, формирующиеся у молодежи системы ценностей. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с определенным «страхом оценок», который вызван доминированием в гуманитарной мысли релятивистских подходов, прежде всего, постмодернист-
ской философии, с ее отрицанием базовых оппозиций (добро -зло, истина - ложь и др.).
Там же, где «оценка ценностей» так или иначе производится, можно наблюдать два традиционно противоположных подхода. С одной стороны, это социоцентричный подход, где различные системы ценностей оцениваются с позиций оптимального функционирования общества, а по отношению к личности
— с позиций ее успешной адаптации к социуму. При этом часто апеллируют к Л.С. Выготскому, согласно которому и сами ценности «проникают» в человека из сферы социального и закрепляются в нем в виде определенного уровня его организации: «Все высшие функции сложились в филогенезе не биологически, а социально... Они — перенесенные в личность, интериоризо-ванные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генез, функция (способ действия)
— одним словом их природа — социальны. Даже будучи в личности превращенными в психологические процессы, — они остаются quasi-социальными» [1, с. 54].
При противоположном, индивидоцентричным подходе, подчеркивается первоочередность личностной самореализации: «Процесс онтогенетического развития понимается здесь как постепенное усложнение системной организации, проявляющееся в возникновении и становлении многомерного мира человека. С появлением определенных мерностей в усложняющейся