Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДИСКУРСА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДИСКУРСА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / PHILOSOPHY / PEDAGOGY / DISCOURSE / ANTHROPOLOGICAL SCIENCES / METHODOLOGY / TEACHING / PHILOSOPHY OF EDUCATION / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вешкин С.В., Черный Р.Р., Терехов В.В.

It is analyzed the relationship between philosophy and pedagogics, as two anthropological fields of knowledge, closely connected with each other in their historical development. If philosophy as a field of scientific knowledge was formed in the Ancient World, pedagogy is a field of knowledge that began to develop and has received the status of an independent humanitarian discipline relatively recently. The article evaluates both sciences interaction and identifies their points of contact. The study also examines the closest to philosophy discipline, such as the philosophy of education. The basic knowledge of the given fundamental field is, on the one hand, the application of philosophy and its methodology to the educational process in particular and to pedagogical reality in general, as well as the influence of philosophy on pedagogy, its principles, content, form and final result - the strategy of the education. The development of a strategy for the education is the result of the interaction of pedagogy and philosophy, their discourse, the formation of the principles of pedagogy and methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND PEDAGOGY AS COMPLEMENTARY FORMS OF DISCOURSE AND STRATEGIES OF EDUCATION DEVELOPMENT

It is analyzed the relationship between philosophy and pedagogics, as two anthropological fields of knowledge, closely connected with each other in their historical development. If philosophy as a field of scientific knowledge was formed in the Ancient World, pedagogy is a field of knowledge that began to develop and has received the status of an independent humanitarian discipline relatively recently. The article evaluates both sciences interaction and identifies their points of contact. The study also examines the closest to philosophy discipline, such as the philosophy of education. The basic knowledge of the given fundamental field is, on the one hand, the application of philosophy and its methodology to the educational process in particular and to pedagogical reality in general, as well as the influence of philosophy on pedagogy, its principles, content, form and final result - the strategy of the education. The development of a strategy for the education is the result of the interaction of pedagogy and philosophy, their discourse, the formation of the principles of pedagogy and methodology.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДИСКУРСА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-87-4-14-23

ФИЛОСОФИЯ

(специальность: 09.00.11)

УДК 101

С.В. Вешкин, Р.Р. Черный, В.В. Терехов

Краснодарское высшее военное авиационное

училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

г. Краснодар, Россия

rx6dx@mail.ru

ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДИСКУРСА И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

[Sergey V. Veshkin Roman R Cherny Vladimir V. Terekhov Philosophy and pedagogy as complementary forms of discourse and strategies of education development]

It is analyzed the relationship between philosophy and pedagogics, as two anthropological fields of knowledge, closely connected with each other in their historical development. If philosophy as a field of scientific knowledge was formed in the Ancient World, pedagogy is a field of knowledge that began to develop and has received the status of an independent humanitarian discipline relatively recently. The article evaluates both sciences interaction and identifies their points of contact. The study also examines the closest to philosophy discipline, such as the philosophy of education. The basic knowledge of the given fundamental field is, on the one hand, the application of philosophy and its methodology to the educational process in particular and to pedagogical reality in general, as well as the influence of philosophy on pedagogy, its principles, content, form and final result - the strategy of the education. The development of a strategy for the education is the result of the interaction of pedagogy and philosophy, their discourse, the formation of the principles of pedagogy and methodology.

Key words: education, philosophy, pedagogy, discourse, anthropological sciences, methodology, teaching, education, philosophy of education, knowledge.

В настоящее время образование является той сферой жизни нашего общества, вокруг которой разворачиваются острые споры и дискурсы как на государственном и общественном уровне, так и непосредственно в среде занятых в образовательном процессе педагогов всех уровней. Однако важно помнить, что философия выступала всегда источником новых идей в сфере образования. Взаимосвязь философии и образования, в том числе и педагогики, очевидна - как любая антропологическая наука, педагогика берет свое начало, как философская мысль, которая рассматривает частные случаи педагогической действительности.

Философия и педагогика - сферы антропологических наук, связанные между собой в тесном историческом развитии. Если философия как область научного познания была сформирована еще в Древнем мире, то педагогика -это область знания, которая начала развиваться и получила статус самостоятельной дисциплины сравнительно недавно.

Наиболее близка к философии такая дисциплина, как философия образования - база знаний данной фундаментальной области является с одной стороны - применением философии и ее методологии к образовательному процессу в частности и к педагогической действительности в общем, с другой стороны - философию образования можно назвать «буфером» трансформации и отправной точной для разработки методов педагогики в последующей полной трансформации стратегии следования образования.

Итогом взаимодействия педагогики и философии, их дискурса является разработка стратегии следования образования, формирование принципов педагогики и методологии. Педагогика и философия, тесно переплетаясь, являют собой перекрестное пересечение взаимосвязанных областей познания и дискурса. Первые педагогические мысли, концепции, а также последующие дискурсы и разработка стратегий образования зародились именно в философском течении и со временем обособились, как полноценный сегмент антропологических наук.

Одной из самых близких областей пересечения педагогики и философии на данный момент является философия образования. Педагогика имеет определение как искусство и наука развития и совершенствования человека посредством воспитания, обучения и образования.

Интерпретация Б.М. Бим-Бад подразумевает под собой три основных сегмента педагогического знания, вытекающих один из другого по нисходящей иерархии:

• определение педагогики как науки и искусства - сфера знаний педагогики как практики и теории воспитания, обучения и образования включена в зону познания философии педагогики;

• теория воспитания, обучения и образования;

• педагогическая антропология как основа знания педагогики, занимающаяся ключевыми вопросами взаимоотношений при процессе воспитания и обучения ученика и учителя - сфера познания, это аспекты природы общества и человека, обучаемости групп людей или отдельного индивида [1].

Философия образования - это сегмент исследований общих теоретических проблем, ценностного фундамента и целей образования, а также принципов формирования содержания проблематики и её направления. Рассмотрение природы и сущности явлений в образовательном процессе в ключе философии образования подразумевает под собой поиск решений следующих вопросов:

• онтологии образования;

• логики образовательного процесса;

• аксиологии - определение природы и источников ценностного фундамента образования;

• этические сферы образования;

• методология образования;

• идеология образования как совокупность идей, которые составляют опору целевого подхода к образованию.

При рассмотрении ключевых аспектов возникает вопрос тесной взаимосвязи философии как обширной науки и философии образования как части сферы педагогики.

Четкое разграничение между сферами этих наук провести не представляется возможным, поскольку философия образования является неотъемлемым сегментом философии в целом, частным случаем ведения дискурса и применения теорий общей философии над определенными точками культурной жизни общества, напрямую касающихся процессов воспитания, обучения и образования.

Философия как общая наука определяется как особая форма знания, в рамках которой личность осуществляет над собой аксиологическую рефлексию, то есть задается вопросами определением природы и ценностных фундаментов того или иного явления жизни, а также задумывается над своим местом в ней.

Потенциал философии, особо ценный для образования - это вопрошающий характер взаимоотношений познания между обучаемым и преподавателем, возможность реализации многовариантных ответов и отношение к инструментам получения знаний, требований к последовательности и логичности. Также ценность философии определяется задействованным функционалом сознания: это работа этических, когнитивных и эстетических сфер индивида.

Инструменты философии незаменимы при выработке практических навыков и тренировки контекстуального, гибкого и не догматичного склада ума и в то же время последовательного логичного мышления и рассуждений. Практическое

применение знаний философских категорий дает индивиду возможность расширить границы фрагментарного первоначального знания и создать взаимосвязи между сферами наук, осмыслить области познания усваиваемого материала как единого целого, научиться создавать из частных положений общую взаимосвязь.

Феноменологическое понимание процессов обучения и образования предполагает диалог философии и педагогики, в процессе которого формируется знание, обозначаемое понятием «методология образования».

Данное понятие является основой критического взгляда на природу образования, исходя из накопленного философского и педагогического опыта, а также выступает совокупностью фундаментальных принципов практики обучения, формулируемых на основе феноменологической философии.

До середины прошлого века обучение, воспитание и образование были лишь сегментом приложения основных философских результатов. Философия без глубокого исследования и анализа образования, его природы указывала ценностные ориентиры постановки целей образования, определения его содержания, разработки методов, принципов и форм организации.

В отечественной традиции разработки фундаментальных основ достаточно редко происходит создание идей философии образования на основании феноменологической философии, так, как главным проблемным сектором этого сегмента философии является сознание человека. Поэтому применение данной сферы напрямую взаимосвязано с конституированием личностных значений и смыслов в процессе образовательной деятельности.

Методология образования традиционно исходит из позитивистской модели, принципы которой предполагают под собой аналогичность и равенство закономерностей естественнонаучного познания и дидактических принципов.

Это стало причиной в становлении педагогической науки ряда аксиом, понятий и принципов, которые ориентируются, прежде всего, на стандарты точного научного знания.

Исследованиями в данной сфере доказано, насколько неэффективны и некомпетентны системы образования и воспитания без учета феноменологических аспектов философии, то есть без позиционирования воспитательного и образовательного процессов как индивидуального смысла и потребности. Это требование гуманистической педагогики современности, которая напрямую обращается к личности ребенка, к сфере его желаний, чувств и интересов.

Поэтому многие исследователи в своих трудах доказывают, что феноменология, как философия сознания, в будущем имеет перспективы стать ключевым и эффективным методом исследования детского сознания. Феноменология может стать фундаментальной базой для разработки множества направлений методологических идей педагогики и разработки стратегии образования.

Феноменологический подход должен учитывать связи личности и окружения - феноменологическая философия жизни является вычленением и осознанием механизмов эволюции природы и общества, а также конструктивного расширения пространства в витальной, культурной и неорганической сферах.

Стремление индивида к самоопределению посредством эстетического, рационального и нравственного подхода своим смыслом уходит к ключевым аспектам сознания. В данном сегменте вопроса сущность современных реалий, с которыми пересекается образование, предстает в новом свете - традиционная педагогика, которая базируется на идее противостояния культуры и природы становится бессмысленной, так как является витально-беспред-посылочной в своих принципах и основаниях.

Но в ключе феноменологической педагогики, которая проводит изыскания доминанты в функционировании жизни, ставка и идеологическая основа педагогики базируется на поддержание баланса между пониманием смысла современной повседневной жизни и рефлексией. Феноменологическая точка зрения философии в педагогике играет роль фундамента, в частности, ставит на первое место феномен как событие, а не теорию и идеологию. Поэтому осмысление целей и задач образования, а также выработка его стратегии может осуществляться только в целостном контексте жизни.

Для педагогики как науки, занимающейся вопросами обучения и образования, важен индивидуальный генезис человека в процессе жизни, во время которого происходит развитие его личностных качеств. Принципы современных моделей образования базируются на фундаментальных философских концепциях, среди которых:

• самоиндивидуализирующий характер жизни, реализующийся посредством памяти, мышления, нравственности и др.;

• преподаватель как наставник в развитии творческих способностей и раскрытия духовного потенциала;

• идея диалога между преподавателем и обучающимся как двух индивидуальностей выступает инструментом определения состояния самореализации и индивидуализации обучаемого, также несет в себе воздействие на формирование воли, этических, эстетических и других понятий, позволяющих адаптироваться к обществу и объективно оценивать собственную жизнь.

Задачи образования - помощь обучаемому в выработке собственной жизненной позиции, быть субъектом взаимодействия и осуществления индивидуального Логоса жизни.

Язык и мышление педагога не когнитивны, а рефлексивны. Основные усилия учитель направляет на интерпретацию и понимание образа и личности обучаемого. В педагогическом диалоге, построенном на философском подходе, общение является личностным, открытым и деликатным. Таким образом, педагогическая культура в пространстве философии - это не только культура отношения к самой жизни, но и культура выявления и развития самоиндивидуализирующего характера человека.

Взаимодействие философии образования как части педагогических наук и общей философии - это сфера влияния и взаимодействия общих жизненных принципов применительно к современным реалиям педагогической действительности. Фундаментальным аспектом взаимодействия философии и педагогики является не только разработка принципов, моделей, формулировок, методологии и стратегии следования образования - осознание философского аспекта современных реалий позволяет педагогике применять и разрабатывать приемы, ориентированные на перспективу развития общества.

Частным случаем такого подхода является, например, выявление, создание методов и моделей воспитания и образования, направленных на формирование именно тех качеств личности, которые необходимы индивиду для гармоничного роста личности уже за пределами образовательных учреждений. То есть решение одной из задач педагогики - воспитание и образование человека, не только самостоятельного, но и полностью адаптированного к современному обществу, способного недогматично, критически мыслить и самостоятельно принимать решения, касающиеся всех сфер его действительности.

Философия образования как область знания выделяет, структурирует и конкретизирует образовательный аспект и методологические приемы общей философии. Используя фундамент накопленных другими дисциплинами зна-

ний, философия образования применяет основу для создания отношения к педагогической действительности, ее противоречиям, проблемам и путям решения. В процессе исследования педагогического аспекта, философия образования наделяет действительность смыслами, отличными от целей образования, проникая в суть учебного процесса с точки зрения философского аспекта и вырабатывает теории и принципы, концептуально отличные от старых схем.

Философия образования - это инструмент, влияющий на комплекс принципов и методик других смежных сфер, позволяющий им развиваться и искать более эффективные подходы узкоспециализированных проблем.

Данная сфера знаний, точно так же, как и общая философия, выдвигает проекты образования и обучения в будущем, а также его реорганизации или эволюции. Это Школы будущего, новые педагогические программы, основанные на иных концептуальных решениях. Далеко не всегда векторы направления созвучны с социальными и культурными особенностями, векторами предпосылки и актуальными реалиями. Но интересен тот факт, что методология и приемы систем, основанные на том или ином направлении философии образования, всегда опережали свое время и определяли перспективу развития педагогической и образовательной мысли.

Взаимодействие философии и педагогики идет на фундаментальном уровне - принципы, прививаемые индивиду в ключе образовательного процесса, являются прямым результатом работы философской мысли. К примеру, триумвират ценностей философии - красота, истина и доброта, является основой аксиологического метода педагогики.

Как антропологические науки, они тесно взаимосвязаны между собой -но если философия - это дисциплина, охватывающая жизнь человека и общества в целом, то педагогика - это дисциплина, занимающаяся решением задач в узкой сфере общества и касающаяся образовательного процесса. Наиболее активное взаимодействие педагогики и философии происходит в ключе философии образования. Дискурс двух сфер - это развитие и перспектива дальнейшего роста дискутирующих дисциплин.

В дискурсе рождаются теории, принципы, на основе которых впоследствии разрабатывается методология и стратегия. Применение стратегии следования образования дает результат, который впоследствии анализируется и критически оценивается, после чего происходит разбор принципов и методов и поиск ошибок.

Обратная связь является важным аспектом функционирования и роста любой науки, в инженерных науках - анализируют испытания опытных образцов, где правка является более простой манипуляцией, нежели анализ и пересмотр принципов педагогики.

Это явление обусловлено личностным фактором - оценка общего вектора развития и оценка отдельного индивида могут существенно различаться по причине индивидуальных особенностей отдельно взятой личности.

По мнению многих исследователей, педагогика всегда тесно взаимодействовала с философией, и лишь сравнительно недавно была обособлена важная и эффективная во всех смыслах дисциплина, как философия образования [2, 3, 7].

Педагогика и философия - тесно взаимосвязанные между собой области научного познания. Таким образом, взаимодополняемость педагогики и философии, их дискурс - это залог роста и развития каждой из дисциплин. Подтверждением является многообразие моделей и образовательных программ, стратегий и форм общения. Далеко не всегда векторы направления созвучны с социальными и культурными особенностями, векторами предпосылки и актуальными реалиями. Но актуален тот факт, что методология и приемы систем, фундамент, основанные на том или ином направлении философии всегда опережают время и определяют перспективу развития педагогической и образовательной мысли.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М., 1994.

2. Варфоломеева С.В., Терехов В.В. Применение образовательных метаданных для овладения сравнительным методом и компаративным анализом в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 1. С. 178-186.

3. Колесников В.П., Энсис Е.И., Терехов В.В. Исследование инновационных образовательных технологий подготовки военных специалистов, основанных на методах получения информационных, механических и синтетических знаний. Краснодар, 2019. С. 195.

4. Нефедовский В.А., Савицкий Ю.А., Терехов В.В. Исследования в области развития пространственного мышления будущего военного летчика // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 226-237.

5. Савицкий Ю.А., Нефедовский В.А., Степанова М.В., Терехов В.В. Системный подход к самостоятельной работе обучающихся // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2019. № 1. С. 445-448.

6. Савицкий Ю.А., Нефедовский В.А., Терехов В.В. Современный взгляд на естественно-научную грамотность обучаемых // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2020. № 3. С. 405-408.

7. Терехов В.В., Савицкий Ю.А., Степанова М.В. Исторические предпосылки и необходимость понимания предмета и задач педагогической этики // Х Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 59-ой годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос. Сборник научных статей. Краснодар, 2020. С. 101-108.

R E F E R E N C E S

1. Bim-Bad B.M. The anthropological basis of the theory and practice of modern education: review of problems and methods of their solution. M., 1994.

2. Varfolomeeva S.V., Terekhov V.V. Application of educational metadata for mastering the comparative method and comparative analysis in the process of studying social and humanitarian disciplines // Humanities and social sciences. 2020. No. 1. P. 178-186.

3. Kolesnikov V.P., Ensis E.I., Terekhov V.V. Research of innovative educational technologies for training military specialists based on methods of obtaining information, mechanical and synthetic knowledge. Krasnodar, 2019. P. 195.

4. Nefedovsky V.A., Savitsky Yu.A., Terekhov V.V. Research in the field of development of spatial thinking of the future military pilot // Humanities and social sciences. 2021. No. 2. P. 226-237.

5. Savitsky Yu.A., Nefedovsky V.A., StepanovaM.V., Terekhov V.V. System approach to independent work of students // Science. Technic. Technologies (Polytechnic Bulletin). 2019. No. 1. P. 445-448.

6. Savitsky Yu.A., Nefedovsky V.A., Terekhov V.V. Modern view on natural-scientific literacy of trainees // Science. Technic. Technologies (Polytechnic Bulletin). 2020. No. 3. P. 405-408.

7. Terekhov V.V., Savitsky Yu.A., Stepanova M.V. Historical prerequisites and the need to understand the subject and tasks of pedagogical ethics // X International Scientific and Practical Conference of Young Scientists dedicated to the 59th anniversary of Yuri Gagarin's flight into space. Collection of scientific articles. Krasnodar, 2020. P. 101-108.

24 июня 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.