Научная статья на тему 'Философия хозяйства'

Философия хозяйства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
734
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / ХОЗЯЙСТВО / ТРУД / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ / СВОБОДА / PHILOSOPHY / HUMAN BEING / ECONOMY / LABOUR / CREATIVE WORK / INTELLECT / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафронов Игорь Александрович

В статье рассматриваются философско-методологические аспекты исследования взаимосвязи человека и хозяйства, что является необходимым для построения научной теории хозяйства. Анализируется противоречивость хозяйственной деятельности, целью которой становится развитие интеллекта человека, обладающего способностью к творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of Economy

The article deals with philosophical and methodological aspects of the study on the relationship of man and the economy, which is necessary for the construction of the scientific theory of economic. Analyzes the contradictions of economic activity whose purpose is the development of human intellect, having the ability to be creative.

Текст научной работы на тему «Философия хозяйства»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

И. А. САФРОНОВ

Игорь Александрович Сафронов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии СПбГУЭФ, действительный член Международной академии наук высшей школы.

В 1961 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В этом же году начал свою педагогическую деятельность в вузах города. С 1970 г. по настоящее время работает в СПбГУЭФ.

Сфера научных интересов — человек и вселенная, философия хозяйства. По данной проблеме опубликовано более 100 п. л.

^ ^ ^

ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

В развитии философской мысли постановка проблем, а также их осознание играют главную роль, поскольку этим дается импульс философскому творчеству, определяются его новые аспекты. Согласно С. Н. Булгакову, понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия — насущная задача философии, решение которой будет способствовать преодолению отчуждения между философией и наукой, особенно экономической.

Следует иметь в виду, что наука о хозяйстве без ее философского обоснования превращается в сумму эмпирических знаний, едва ли заслуживающую название науки. Поэтому проблема философии хозяйства приобретает не только общефилософский, но и социально-экономический интерес.

Теория хозяйства нуждается в философской разработке своих оснований, в философском исследовании общих предпосылок экономической деятельности и экономического мышления. В связи с этим философия хозяйства входит в общую философию, составляя ее существенный элемент [3, с. 11-12]. Более того, философия хозяйства может развернуться в философскую систему. Иначе говоря, правомерно построение философского учения, рассматривающего мир как хозяйство, — учения, в свете которого предстанут в новом аспекте основные проблемы философского и научного сознания.

Философия хозяйства синтезирует различные аспекты философско-научного знания. Однако в центре ее находится философская антропология — концепция человека как планетарно-космического феномена. Ведь человек есть «микрокосм», осуществляющий свою хозяйственную деятельность в макрокосме. Человек представляет собой «свернутую в себе вселенную», а «космос — потенциальное поле (тело) человека». На этом основана возможность превращения всех природных предпосылок бытия человека в его «неорганическое тело», в средство реализации способностей его интеллекта.

Хозяйство есть трудовое воспроизведение и расширение жизни, деятельность, связанная с «очеловечением природы», с превращением ее в человеческий организм. В общем цель хозяйственной деятельности можно «определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом», механической причинности целесообразностью.

«Мир как хозяйство — это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда». Конечно, не хозяйственной деятельностью человека совершаются процессы в природе, не хозяйством создана и наша вселенная. Хозяйство эволюционно лишь включено во вселенную, есть момент ее бытия и развития, причем момент необходимый, закономерно включенный в план мироздания [там же, с. 39, 43-44].

Природа без труда, без хозяйственной деятельности человека не способна выявить всех своих возможностей. Поэтому «хозяйственное отношение человека к миру, теоретически-практическое, проективно-деятельное, идеально-реальное, субъект-объектное», имеет первостепенное философское значение [там же, с. 80]. Исследуя

ГРНТИ 06.01.07 © И. А. Сафронов, 2010

хозяйство как производство, мы приходим к философской идее диалектического единства объекта и субъекта, природы и человека.

Именно в процессе труда осуществляется их актуальный синтез, объективирующий способности человеческого интеллекта и «субъективирующий» мир природы. Благодаря трудовой деятельности становится возможным выход субъекта в объект, их моделирование и проектирование, т. е. целостная система субъект-объектных действий.

Само познание как объект-субъектная деятельность человека есть труд, требующий затрат энергии и преодолевающий раздвоение субъекта и объекта, что приводит к их взаимопревращению (взаимоотражению). И так же как хозяйственная деятельность содержит в себе цель, модель будущего продукта, в познании имеется проект возможного нового знания. В обоих видах трудовой деятельности разрешается противоречие объекта и субъекта, «в обоих процессах обнаруживается одна и та же метафизическая основа». Другими словами, хозяйство, или производство материальных, чувственно воспринимаемых продуктов, и познание, или производство идеальных, символических продуктов, имеют общую структуру.

В процессе труда «природа очеловечивается, она способна стать периферическим телом человека, подчиняясь его сознанию и в нем познавая себя. В этом смысле человек есть центр мироздания». Природа, развившись до человека в «способности труда над собой, вступает в новую эпоху своего существования», при которой хозяйственный труд становится новым мирообразующим, космогоническим фактором, принципиально отличным от сил природы [там же, с. 88].

Хозяйство есть закономерная эпоха в истории нашей планеты, а следовательно, и в истории космоса. В связи с этим можно выделить два периода в эволюции планеты: до возникновения человека, т. е. дохозяйственный, и сознательный (хозяйственный). Логично предположить, что в человеке осознает себя natura naturans (природа творящая), являющаяся основанием natura naturata (природы сотворенной). Человек в результате своей трудовой деятельности освобождается постепенно от рабства вещей, продуктов природы сотворенной, все более осознавая «творящие ее силы». Он понимает, что «природа как продукт есть лишь порождение natura naturans». В хозяйстве, в сознательном воспроизводстве природных свойств и закономерностей можно обнаружить прообраз освобождения natura naturans от оков существующей natura naturata, от плена вещности [там же, с. 89].

Человек есть синтез противоположных миров. Поэтому в своей эмпирической форме он представляет лишь аспект самого себя, не вполне адекватно отражающий «его высшую природу, хотя через него же она и открывается». Иначе говоря, то, что проявляется во времени как длительности, составляя содержание истории, воспроизводит внутренние соотношения элементов его универсальной (метафизической) сущности. Соответственно «то, что выступает в сознании как постулат долженствования, заложено в метафизической области как бытие... Социальные идеалы и формулируют для исторической действительности то, что есть в метафизической» [там же, с. 109]. Человечество стремится реализовать возможности метафизической основы собственного существования в процессе разрешения фундаментальной противоречивости своей сущности и эмпирического бытия.

Хозяйство обобществлено уже самой его сущностью. В этом смысле хозяйствует не индивид, но все историческое человечество, причем отдельные хозяйственные акты интегрируются в общий результат преобразования природы человеком. Он реализует свое предназначение быть субъектом хозяйства не столько как индивидуальное существо, сколько в качестве родового. Поэтому «человек должен отречься от себя как частности и понять себя родом. Ему надобно. обобщить себя» [4, с. 130]. Ведь в хозяйстве творится общее дело всего человечества, «раскрывается космизм человека, его призвание и мощь в качестве космического агента» [2, с. 319]. В хозяйственной сфере человек находится в единстве с миром, причем не только в процессе потребления, но и в производстве.

Обращая природные свойства и законы в средство собственного развития, человек тем самым создает новую систему органов, расширяющих возможности его организма, а именно средств (орудий) труда, что свидетельствует о космическом характере общечеловеческого тела. Будущее человека, вырастая из прошлого и настоящего, становится результатом его естественноисторического развития, подобно тому как в онтогенезе в «снятой форме» воспроизводится филогенез.

Вместе с тем развитие человека и хозяйства основано на возможности выхода за пределы простого воспроизводства, т. е. способности к творчеству. «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой». Овладевая силами природы, он создает свой собственный мир, творит культуру или символический мир с новыми ценностями, свойствами и закономерностями.

Мир становится пластичным, «он может быть пересоздан». Продукты natura naturata тают, превращаясь в силы, в natura naturans, из которых можно создавать различные natura naturata. Из чего следует, что мы живем в эпоху нарастающей мощи хозяйства, открывающей безграничные перспективы для творчества культуры [3, с. 110]. В связи с этим необходимо понять, каков источник человеческого творчества вообще и хозяйственного творчества в частности, какой силой творит человек, поскольку все это имеет космическое значение, фиксируя начало новой эры в эволюции мироздания.

По мнению С. Н. Булгакова, для того чтобы творить, надо не только хотеть, но и мочь. Человек же не обладает всемогуществом, способностью творить из ничего все, что захочет. Он может творить, но не из ничего, а из уже созданного, в котором он воплощает свои образы и идеи. Из совокупности всего этого и формируется новый мир культуры, создаваемый в хозяйстве. Человек способен познавать природу и воздействовать на нее «только потому, что он носит в себе, хотя и не в развернутом еще виде, потенциально, компендиум всей природы, весь ее метафизический инвентарь, и в меру его актуализирования он и овладевает природой» [там же, с. 112-113].

Познание тоже не есть творчество из ничего, а лишь выявление того, что метафизически дано, или воспроизведение сущего. «Человеческое творчество не содержит поэтому в себе ничего метафизически нового». Познание становится творчеством только в силу того, что оно есть свободное и трудовое воспроизведение. Причем человек свободен лишь в направлении своей деятельности, в способе проявления собственной сущности, но саму сущность как основу своего бытия он не создает. Исходя из этого, «творчество в собственном смысле, создание метафизически нового человеку, как тварному существу, не дано» [там же, с. 114].

С таким пониманием сущности творчества не вполне согласен Н. А. Бердяев, который полагает, что творчество рождается из свободы. И когда мы говорим о творчестве из ничего (на нашем несовершенном человеческом языке), то мы говорим о творчестве из свободы. Именно «в творческой свободе есть мощь создавать из ничего, прибавляя энергию к ее мировому круговороту». Свобода как мощь творить из ничего означает возможность созидать не из природного мира, а из себя. Синтез свободы и творчества свидетельствует о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное, которое обладает способностью творить не из природного мира, но посредством него.

«Человеку субстанциально присуща свободная энергия, т. е. творческая энергия», а творческий акт присущ личности как свободной и самодеятельной, обладающей способностью к творческому приросту бытия в мире. Более того, в творческом акте человек выходит за пределы «мира сего» и переходит в мир иной, созидаемый самим человеком. Творчество не есть приспособление к необходимости природного мира, но ее преодоление. Поэтому творческий акт имеет универсальное, космическое значение [см.: 1].

Хозяйство возможно благодаря причастности человека к обоим мирам. «Человек есть, с одной стороны, потенциальное все, потенциальный центр антропокосмоса, хотя и не реализованного еще, но реализуемого, а с другой, он - продукт эмпирического мира», в котором «вместо единства выступает множественность, вместо внутренней связанности — внеположность с внешней связью в пространстве и последовательностью во времени» [3, с. 115, 123]. В силу этого хозяйство космично в своем метафизическом основании, но не в эмпирической форме хозяйственной деятельности, не в ее конкретно-телесных продуктах.

Хозяйство осуществляется историческим человечеством в его эмпирической ограниченности. Однако в хозяйственной деятельности человечество стремится объективировать возможности своей родовой, метафизической сущности, превратить ее в форму собственного бытия. В хозяйстве человек пытается преодолеть раздвоение своей сущности и существования, внутреннего и внешнего, природного и сверхприродного. В труде как синтезирующей деятельности человек, развивая свои метафизические способности, решает задачу «очеловечения природы».

Хозяйство есть единый процесс разрешения данной творческой задачи, процесс перехода к трудовому воспроизводству и производству мира, в котором живет человек. Результатом этого станет иное хозяйство и свободный труд, преодолевший ограниченности человеческого организма, превратившийся из хозяйственной деятельности по воспроизводству биофизического бытия человека в творческую деятельность, связанную с производством его метафизических (сверхорганических, духовных) потребностей.

Хозяйство как синтез необходимости и свободы становится творчеством, т. е. свободной деятельностью, преодолевающей их раздвоение и противоречивость. Но что такое свобода? Отрицательное понимание свободы как беспричинности «ставит ее вне мира, во всемирной пустоте небытия». Свобода есть не беспричинность, а самопричинность, способность действовать из себя, изнутри начинать причинность [там же, с. 168].

Свобода, или способность к самопричинности, представляет собой необходимое свойство, атрибут мыслящих субъектов. Однако субстанция в качестве первоначала всего сущего также обладает самопричинностью, является causa sui (причиной самой себя). Поэтому надо «развести» понятия свободы и самопричинности. Свобода — не самопричинность вообще, но лишь вид самопричинности. Свобода есть самопричинность, ставшая формой своего собственного существования.

Что значит для человека быть свободным? Это значит стать причиной самого себя, превратив возможности собственной сущности в действительность, и тем самым стать основанием своего бытия. В процессе трудовой, творческой деятельности мы созидаем самих себя, поскольку содержим внутри себя основание собственного существования. Творческий труд поэтому с необходимостью включает свободу в качестве процесса самопорождения человека.

Развитие человека является также процессом его саморазвития. Вместе с тем человек вообще есть эквивалентная форма бытия субстанции как самопорождающей сущности. Субстанция целостно воспроизводит себя в

человеке, в связи с чем основанием индивидуальной, развивающейся во времени сущности становится сама субстанция. И как это ни парадоксально, человек вообще есть субстанция, ставшая формой своего собственного существования, или производная субстанция. Единая субстанция воспроизводит себя во множестве бесконечно взаимодействующих мыслящих субъектов, сущность которых в результате их эволюции становится соразмерной сущности целого.

Таким образом, родовая сущность человека есть «подобие», эквивалент того самопорождающегося, универсального основания, из которого возникает все. Человек как производная субстанция существует во множестве качественно разнообразных форм. Поэтому эмпирическое бытие человека не вполне соответствует его родовой, самопорождающей сущности.

Хозяйство и является процессом разрешения противоречивости сущности и существования человека, его свободы и необходимости. В труде человек создает собственное бытие, эквивалентное своей сущности. Именно в результате трудовой деятельности человек становится причиной самого себя (causa sui), т. е. самодействующим субъектом.

В этом состоит свобода человека. Однако человек не всемогущ: границей его свободы является необходимость. Благодаря существованию данной границы, свобода осознается человеком лишь в своей противоположности необходимости. Иначе говоря, чтобы стать «всемогущим», человек должен преодолеть их раздвоение и противоречивость.

Свобода проявляется в творчестве. История творится так же, как и любая индивидуальная «судьба» человека. Каждый человек — субъект своей жизни, или сущность, себя порождающая. Поэтому и хозяйство тоже есть творчество, синтез свободы и необходимости. «Человек стремится к достижению хозяйственной свободы, к власти над отчужденной от него природой, к экономической мощи» [там же, с. 186, 189]. В пределе человек может хотеть всего, но стать всем он, вероятно, способен, только превратив возможности, свойства и закономерности универсального (метафизического) основания сущего в средство своего собственного бытия и развития.

Хозяйство есть закономерный процесс, в структуре которого содержится свобода в качестве его необходимого элемента. Хозяйство вообще — это взаимодействие, взаимопревращение свободной деятельности человечества и творческого начала всего сущего. Хозяйство вообще, т. е. безотносительно к конкретно-телесной форме его реализации, есть результат, продукт трудовой деятельности человека, причем продукт всеобщий.

Здесь надо отметить, что наиболее общие (всеобщие) абстракции, отражающие предельную сущность объекта исследования, часто анализируются позднее тех, которые отражают особенные проявления данной сущности. Так, чтобы понять, что такое хозяйство вообще, необходимо абстрагироваться от конкретных видов труда, созидающих определенные типы хозяйства, т. е. перестать мыслить и труд, и хозяйство в их особенной форме.

Хозяйство как всеобщий продукт взаимодействия людей непрестанно воспроизводит себя. Оно создается собственными элементами — мыслящими субъектами — и в то же время производит их. То, что хозяйство в начале своей эволюции есть в возможности, превращается в действительность в результате трудовой деятельности его элементов, ведущей к его целостности. Хозяйство должно постоянно генерировать себя, формируя новые структуры и развивая собственные элементы.

В предельной, конкретно-всеобщей форме своего существования хозяйство становится целостностью, которая саморазвивается в процессе универсального взаимодействия собственных элементов, сущность которых соразмерна с сущностью этой целостности. В связи с этим хозяйство предстает самоорганизующейся системой.

Следовательно, хозяйство как целостность есть то, что само себя производит. Саморазвитие хозяйства состоит в том, что элементы, порожденные в результате его эволюции, становятся собственным основанием его воспроизводства. И тогда сущность самоорганизации хозяйства заключается в развитии на основе созданных им самим элементов. Порождая элементы, сущность которых соразмерна сущности целостности, хозяйство становится причиной самого себя, самодетерминирующейся системой, т. е. воспроизводящей себя реальностью.

Данная закономерность имеет эвристическое значение для понимания генетической связи высшей формы организации хозяйства и элементарной (простейшей), так как фиксирует то необходимое отношение, в котором находятся результат развития хозяйства и его предпосылки. Причем высшая форма есть такой уровень самоорганизации хозяйства, на котором наиболее целостно реализуются возможности родовой (универсальной) сущности человека. Поэтому высшая форма эволюции хозяйства занимает особое место среди качественно многообразных его форм.

Таким образом, чтобы перейти от «низших» форм организации хозяйства к высшей, хозяйство необходимо понять в качестве саморазвивающейся системы, порождающей временную последовательность его конкретных форм. Это позволяет расположить формы хозяйства в виде генетического ряда, связанного с повышением их уровня организации, с возникновением новых свойств и закономерностей, благодаря чему в результате теоретического исследования хозяйство предстает как нечто конкретно-всеобщее, которое включает в себя «богатство» особенного и единичного. Однако следует иметь в виду, что для построения научной теории хозяйства важен определенный уровень развития самой трудовой деятельности человека, поскольку ограниченная практика способна обусловливать односторонность и теоретического воспроизведения объекта исследования.

Хозяйство есть процесс обращения планетарно-космических предпосылок бытия человека в средство объективирования возможностей его родовой сущности и конструирования типа реальности, отличного от природного, а именно символической реальности. И тогда хозяйство есть целостность, развитие которой осуществляется ею же самой порожденными средствами. Более того, чтобы стать целостной системой, хозяйство должно воспроизвести эти предпосылки в качестве своего собственного результата. Иными словами, природные предпосылки, которые не были результатом труда человека, производятся им самим в процессе хозяйственной деятельности.

Данная инверсия является атрибутом хозяйства как саморазвивающейся системы. И только метод восхождения от абстрактного к конкретному способен целостно воспроизвести в теоретически последовательной форме общую структуру самоорганизующихся систем вообще и хозяйства в частности. Но его применение становится возможным лишь в науках, достигших определенной теоретической зрелости.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является фундаментальным средством теоретического исследования хозяйства потому, что он представляет собой развитую логическую структуру, синтезирующую в себе различные принципы познания человека и мира.

Действительно, этот метод позволяет исследовать хозяйство, во-первых, во всех основных его связях и отношениях (принцип всеобщей связи); во-вторых, в процессе развития от простейшей формы организации хозяйства к сложным и высшей формам (принцип развития); в-третьих, исходя из внутренней противоречивости этих форм (принцип противоречивости); в-четвертых, в виде исходного противоречия берется то, которое выделено в результате теоретической и практической деятельности человека (принцип единства теории и практики); в силу чего, в-пятых, хозяйство предстает в мышлении как единство в многообразии (принцип целостности). Следовательно, диалектические принципы, находящие свое отражение в методе восхождения от абстрактного к конкретному, являются философско-методологическим основанием исследования хозяйства, а в конечном счете, и средством построения его научной теории.

Хозяйство есть пространственно-временная совокупность основных форм проявления универсальной (родовой) сущности человека. Поэтому теоретическое изучение развития хозяйства и человека как субъекта хозяйства надо начинать с простейшей (элементарной) формы, в пределах которой человеческое существование неразрывно связано с природной телесностью. В силу чего исходным пунктом хозяйственной деятельности человека является производство средств с целью удовлетворения природных (органических) потребностей.

Человек должен жить, осуществляя биологический обмен веществ, энергии и информации между собой и природой, чтобы иметь возможность творить самого себя в качестве мыслящего субъекта. Соответственно, первоначально производство человека ограничивается в основном воспроизводством его органического тела. Однако факт существования биофизических потребностей у человека и необходимость их удовлетворения еще не характеризуют его как мыслящего субъекта.

Человек в результате развития своей хозяйственной деятельности выходит за пределы воспроизводства собственного организма, порождая сверхорганические, т. е. символические, и сверхчувственные (духовные) потребности. И тогда хозяйство есть не только процесс воспроизводства потребностей человека, связанных с функционированием его организма, но и определенный способ деятельности человека, детерминирующий выход его за границы природных потребностей.

Организм — это средство взаимодействия человека с миром, «первое орудие» его хозяйственной деятельности. Однако человек, следуя закономерностям своего организма, не должен возводить его потребности в самоцель. Более того, организм человека должен стать результатом его трудовой деятельности. Именно труд как новый, универсальный тип взаимодействия систем создает собственно человеческое тело, которое включает в себя также создание «искусственных» органов человека, т. е. орудий труда.

Развитие телесной организации человека представляет собой не только трансформацию его органического тела, но и производство системы неорганических органов человека, т. е. средств его трудовой, хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого фактора. Причем в такой мере, что уровень развития орудий труда, или неорганического тела человека, свидетельствует о развитии самого человека, о мере превращения возможностей его родовой сущности в действительность.

Свойства и законы функционирования телесной организации человека опосредуют его отношение к природе, детерминируя и способ проявления сущности человека. Поскольку же материальное производство на определенных этапах своего развития — это производство орудий (средств) труда, использующих, прежде всего, макроскопические свойства и закономерности, постольку проявление сущностных сил человека принимает макроскопическую форму. Иначе говоря, пространственно-временная определенность макроскопического тела человека детерминирует пространственно-временную ограниченность и системы средств реализации возможностей человека.

Вещь и есть качественно определенный, т. е. макроскопически ограниченный, способ проявления универсальной сущности человека. Вещная, или социально организованная, макроскопическая форма объективирова-

ния сущностных сил человека, его родовых свойств и способностей на определенном этапе развития хозяйства становится господствующей формой.

Закономерность проявления сущности человека в форме вещей, т. е. тел, локализованных в макрофизиче-ском пространстве-времени, может привести к отождествлению границ деятельности мыслящего субъекта с макроскопическими условиями существования его организма, что неправомерно. Такое понимание отождествляет человека с вещью, с макроскопическим способом его бытия, а смысл развития человека сводится к преобразованию природы с целью создания вещного богатства.

Опосредованность проявления универсальной сущности человека взаимодействием вещей (товаров) формирует индивидов, каждый из которых предстает в какой-либо определенности, обусловленной его местом в системе товарного производства. Кроме того, вещная форма реализации сущностных сил человека детерминирует не только ограниченное отношение индивидов друг к другу, но также их ограниченное отношение к природе, что приводит к важным экологическим следствиям, связанным с особенностями взаимодействия человека с природой в современную технологическую эпоху.

Ограниченность вещи (вещной формы) как средства реализации возможностей интеллекта человека ведет к осознанию им относительности и случайности своего бытия. Ведь если человек — только макросубъект, то не имеет смысла выяснять его космическую функцию. Человек, конечно, способен производить планетарные изменения и даже выйти в ближний космос, а вообще он — лишь «песчинка» в нашей Вселенной, причем не только в пространственном, но и во всех других отношениях. Соответственно философское воззрение на мир не имеет права на существование: оно — абстракция, выходящая за пределы любого эмпирического опыта.

В связи с этим необходимо преодолеть абсолютизацию макроскопических факторов в становлении и развитии человека. Вопрос заключается в том, что эволюция человека и его труда находится в причинной зависимости от свойств и закономерностей всех форм взаимодействия систем, которые обусловили сам факт возникновения его органического тела и мозга. Человек относится к ним как к своим предпосылкам, его «неорганическое тело» также зависит от них. Более того, человек содержит в себе «в снятом виде» законы и основания качественно различных форм взаимодействия: воспроизведенные в его телесной организации, они становятся средством развития самого человека, элементами его хозяйственной деятельности.

Следовательно, саморазвитие человека в направлении целостности состоит в том, чтобы «подчинить» себе законы и основания предшествующих ему форм взаимодействия систем. И тогда объективирование сущностных сил человека станет целью социального развития, а воспроизводство природных предпосылок превратится в средство решения данной проблемы.

В результате хозяйственной деятельности человек порождает условия для диалектического отрицания той односторонности своего развития, при которой его существование подчинено созидаемому им миру вещей. Собственными же условиями бытия человека являются такие, которые созданы им самим и соответствуют его универсальной сущности.

Закономерность коэволюции человека и природы предполагает реализацию универсальных возможностей человека целостным образом на таком уровне социальной организации, целью которой станет саморазвитие его сущностных сил безотносительно к какой-либо определенности, конечной мере. Поэтому смена конечных форм существования человека и средств объективирования его сущности на бесконечную есть закон развития рода мыслящих индивидов, связанный с качественно иным циклом, а именно с их осознанной эволюцией в соответствии со всеобщими свойствами и закономерностями субстанции.

То, что род есть в возможности, превращается в действительность в процессе деятельности его элементов — мыслящих субъектов. Причем человек как причина самого себя представляет собой результат, а не исходный пункт социального развития. Целостный человек возникает на основе труда в его конкретно-всеобщей форме, в пределах которой развитие способностей рода «человек» совпадает с развитием каждого мыслящего индивида, а его сущность становится соразмерной сущности человека вообще. Иначе говоря, саморазвитие рода, «хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и целых классов, в конце концов, разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида» [5, с. 123].

Возникает форма труда, при которой целостное, т. е. свободное, развитие сущностных сил человека составляет основание его собственного развития. Свободный труд связан с изменением самой цели хозяйственной деятельности. Если в своей «предыстории» ее целью было производство вещей, вещного бытия, для достижения которой сам человек и его интеллект выступали в качестве средства, то целью саморазвития «целостного человека» становится производство и воспроизводство человеческого интеллекта, а вещное бытие превращается в средство реализации этой цели.

Тем самым труд человека превращается из деятельности по воспроизводству его организма и природных предпосылок существования в деятельность, связанную с присвоением его собственной, всеобщей производительной силы, с развитием самого интеллекта, с процессом его самовоспроизводства. Исходя из этого, целью социального развития станет «производство человека как возможно более целостного и универсального продук-

та общества» [6, с. 386], культивирование всех свойств человека и производство его с максимально возможными отношениями и потребностями, выходящими за пределы природных закономерностей.

Следовательно, человек как результат планетарно-космической эволюции — лишь переходное состояние к своей «действительной истории», совершающейся уже на основе созданных им самим предпосылок. Мы находимся на пути осознания того фундаментального факта, что родовая (универсальная) самопорождающая сущность человека связана с развитием его интеллекта, с процессом его собственного производства. Более того, сам интеллект и есть эта самопорождающая сущность, объективирование возможностей которой становится целью хозяйственной деятельности человека. И тогда сущностные силы мыслящих индивидов — это производительные силы их интеллектов, реализация которых в действительности и является мерой развития самих индивидов.

Соразмерность развития человека с процессом воспроизводства (производства) его планетарного интеллекта приводит к тому, что основанием «богатства» социума все более становится развитие интеллектуальных способностей мыслящих индивидов. Возникает тип социума, универсальным продуктом которого является развитие самого Интеллекта, процесс его собственного производства.

Поэтому к интеллекту необходимо относиться как к стратегическому ресурсу функционирования социума. Ведь производительная сила планетарного интеллекта выражается не только в форме знания (сознания), но и в создании средств его самовоспроизводства, в конструировании информационной техники, моделирующей функции, свойства и закономерности интеллекта в квантово-символических системах.

В результате создания универсальных средств взаимодействия и общения мыслящих индивидов социум (хозяйство) становится самодетерминирующейся системой, в пределах которой индивиды психофизически и духовно творят друг друга. Поэтому более развитая система социальных отношений порождает и более развитых мыслящих индивидов, универсальная связь которых способна разрешить противоречие между их родовой (всеобщей) сущностью и конкретно-телесным способом их существования.

В связи с этим эволюция хозяйственной деятельности человека есть противоречивый процесс, выходящий за границы любой определенной (конечной) меры объективирования его сущностных сил. «Замыкаясь» на развитии способностей и потребностей своих собственных элементов — мыслящих индивидов, хозяйство «стремится» стать целостной, самовоспроизводящейся реальностью.

Таким образом, понимание сущности человека, смысла его бытия и перспективы развития взаимосвязаны. Поэтому важно знать, что представляет собой человек по своей универсальной сущности и что он в соответствии с собственной сущностью исторически вынужден будет делать.

Фундаментальной проблемой философского знания является понимание первоначала (основания) всего сущего и смысла человеческого бытия, с ним соотносящегося. Перспективы развития планетарного человечества осознаются им в зависимости от решения данной проблемы, которую нельзя выяснить, оставаясь в пределах любых конкретно-научных теорий, как бы они ни были важны для практической деятельности человека. По словам С. Н. Булгакова, «позитивная наука не в силах раскрыть будущих судеб человечества, она оставляет нас относительно их в абсолютной неизвестности», видеть же высшую цель бытия и развития человека в преходящем и конечном существовании невыносимо для него [3, с. 276, 280].

То, что конкретные социальные науки, как правило, называют человечеством, есть, по сути, воспроизведение в неопределенном пространстве, времени и количестве лишь нас самих, существующих в ограниченной, конкретно-телесной форме. Данную логическую абстракцию неправомерно отождествлять с человеком вообще, приняв свое относительное бытие за его универсальную (родовую) сущность и впадая тем самым в «логический фетишизм». Нельзя экстраполировать качественно определенную форму существования человека на бесконечность, которую к тому же Гегель в свое время назвал «дурной бесконечностью».

Онтологическая противоречивость бытия и развития человека не позволяет отождествлять и сущность хозяйства с ростом материальных (экономических) потребностей и средств их удовлетворения. Материально-технический прогресс имеет смысл «лишь постольку, поскольку он одухотворяет человека, а не поскольку он, усиливая область чувственности, содействует понижению духовной жизни», что является нравственной болезнью, проистекающей уже от богатства, а не от бедности [там же, с. 284].

Трудовая деятельность человечества состоит из процесса постоянного синтеза материального (телесного) и сверхчувственного (метафизического), «опытного и сверхопытного» начала. Поэтому невозможно разрешение фундаментальных вопросов человеческого существования в пределах только опытного знания.

Философия (метафизика) хозяйства представляет собой познание проявления абсолютного в относительном, свойств и законов первоначала сущего в хозяйственной сфере бытия и развития человека. В связи с этим метафизика хозяйства в качестве раздела философской системы включает в себя также проблему перспективы развития человечества и средств, необходимых для ее реализации.

Человечество в процессе собственной деятельности должно разрешить историческую задачу — воспроизвести свою родовую (универсальную) сущность в качестве своего результата развития, т. е. обратить ее в форму собственного существования. Именно таким способом человечество становится воспроизводящей себя реально-

стью. Эта инверсия является атрибутом человечества как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы, благодаря чему его эволюция принимает спиралевидную форму.

Человек должен не только верить в универсальные возможности своей хозяйственной деятельности, но и познавать их, создавая средства их реализации. Предельной целью познания человеком мира является отражение в его сознании свойств и закономерностей субстанции в качестве первоначала всего сущего. Более того, они должны стать свойствами и законами жизнедеятельности самого человека. И тогда он будет не только актером, но и автором всемирно-исторической драмы, ибо «ничто великое не совершается без страстной веры в себя» [там же, с. 300], в свое космическое предназначение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Булгаков С. Н. Православие. М.: АСТ, 2003.

3. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

4. Герцен А. И. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. I. М.: ОГИЗ, 1946.

5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. II.

6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.