ХОХЛОВА Е.И.* РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ С.Н. БУЛГАКОВА
Реферируемая глава из книги Е.И. Хохловой "Человек и культура в творчестве С.Н. Булгакова". Главная тема философского творчества отца Сергия Булгакова - Бог и мир. В этом словосочетании, полагал философ, логическое ударение падает на союз "и", ибо он знаменует необходимую внутреннюю связь этих двух понятий, их единство и нераздельность. Увидеть связь, которая соединяет мир с Богом, говорил о. Сергий, значит понять Божие "царство и силу и славу", существующие "всегда, ныне и присно и во веки веков". "Этой задаче посвящено все творчество отца Сергия, которое может быть охарактеризовано как всестороннее и многообразное раскрытие идеи Софии" (с.69).
Будучи последователем метафизики всеединства Вл.С.Соловьева, о. Сергий своими философскими построениями стремится обосновать мысль о том, что мир и Бог не могут быть поняты вне соотнесенности их друг с другом. Философ выделяет три основных посылки при решении вопроса о соотношении Бога и мира. Во-первых, это идея, что бытие не является неотъемлемым свойством мира, оно дано ему Богом. Во-вторых, С.Н.Булгаков учит, что мир создан Богом из ничего: "Между Богом и тварью, между Абсолютным и относительным легло ничто" (цит. по: с.70). Третьей важной посылкой философско-религиозных построений С.Н.Булгакова является его учение о Софии.
Социально-философские воззрения занимали видное место в духовных исканиях С. Н. Булгакова, имея в качестве внутренней идейной основы христианское учение о человеке с его проповедью абсолютного
* Хохлова Е.И. Человек и культура в творчестве С.Н.Булгакова. - Орел, 1999. -
114 с.
достоинства и ценности человеческой личности. Е.И.Хохлова считает, что социальная философия С.Н.Булгакова недостаточно изучена в исследовательской литературе, и обращается к таким трудам мыслителя, как "Философия хозяйства" (1912) и "Свет Невечерний" (1917).
София (Natura Naturans, мир идей) содержит "метафизическое основание родового характера жизни вообще и человечества в частности", по мысли С.Н.Булгакова (цит. по: с.84). Отсюда проистекает идея о единстве человечества. Человечность как метафизическая сущность каждого индивида и всего человечества существует прежде индивидов и представляет собою общую основу бытия индивидов. Поэтому человечество едино, хоть и многолико. Единство человечества персонифицируется в образе Адама, "универсального человека". Однако единство человечества представляет собой и объединенную множественность индивидуальностей, согласованных между собой. Каждая индивидуальность одновременно является и "слиянием" Софии, и содержит нечто, выражающееся в других индивидуальностях и отражающее в себе другие индивидуальности. Единство человечества должно основываться на любви между людьми, на братстве людей, однако здесь между должным и сущим лежит пропасть.
Субъективным выражением единства человечества С.Н.Булгаков называет стремление людей к любви, солидарности, поиски социаль-ного идеала. Последний видится философу в поисках человечеством такой общественной организации, при которой "торжествовала бы солидарность и был бы нейтрализован эгоизм" (цит. по: с.86).
В основе философии истории С.Н.Булгакова лежит идея Софии, которая правит историей, выступая в роли Провидения. "София Небесная" своими "зиждительными силами", своим "водительством" организует человеческую историю и ведет ее к своей цели, которая является "сверхисторичной", "запредельной" (цит. по: с.87). Окончание истории заранее предопределено Богом, а София Божест-венная ведет человечество к этому предопределенному завершению.
С построениями философско-исторического плана С.Н.Булгаков тесно увязывает воззрения о человеческой свободе и необходимости. Человек есть носитель свободы, дарованной ему Богом, свобода делает человека личностью и выражается в его творчестве. Своим свободным творчеством личность участвует в миросозидании, миропре-образовании. Личность, человечество могут осуществлять свою свободу лишь в ходе исторического процесса, но на его исход эта свобода не распространяется (с.92).
В работе "История социальных учений в XIX веке" (1913) С.Н.Булгаков рассматривает проблему соотношения личности и общества. Это сопряженные между собой, но в то же время непримиримые и антиномичные сущности. Это "две силы -центробежная и центростремительная, постоянно направленные в разные стороны" (цит. по: с.93). Рассматривая отношения личности и общества в разные периоды человеческой истории, С.Н.Булгаков приходит к выводу, что в XIX в. вследствие чрезмерной социоло-гизации жизни и культуры личность начинает подчиняться социуму.
Основной принцип своей социальной философии С.Н. Булгаков излагает в предисловии к сборнику статей "Два Града" (1911). "Суть его состоит в том, что истинную основу общественности надо видеть в религии" (цит. по: с.96). Ведь религия, по мнению С.Н.Булгакова, есть основа социальной жизни, без религии нет социума, это фермент общественности, универсальное единящее начало. Человек - существо общественное, считал философ, лишь настолько, насколько он есть существо религиозное. К экономике и ее атрибутам С.Н. Булгаков относился как к неизбежному "не совсем-добру", легко превращающемуся и в откровенное зло (цит. по: с.97). Будучи феноменом культуры, хозяйственная жизнь, считал С.Н.Булгаков, должна нести в себе фундаментальный нравственный смысл, который выходит за рамки чистой эффективности и выгоды. "Обезкультуренная" экономическая теория не вызывает сочувствия у С.Н.Булгакова. С его точки зрения, экономическая жизнь определяется общим религиозно-философским отношением к миру, присущим членам данного общества в ту или иную историческую эпоху (с.98).
Говоря о религиозной природе русской интеллигенции в статье "Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции)" (1908), С.Н.Булгаков, как и Н.А.Бердяев, и С.Л.Франк, считал, что судьба России, ее будущее духовное здоровье общества находятся в руках интеллигенции, зависят от ее мировоззрения. Характер же русской интеллигенции прежде всего связан с ее отношением к религии, а будущее страны зависит от выбора, который сделает интеллигенция, приняв или отвергнув христианство (с .100). Только в возврате интеллигенции к религии, в ее воцерковлении видели русские философы основное условие выхода из духовного кризиса.
И. Л.Галинская