Научная статья на тему 'Хохлова Е. И. Религиозная философия С. Н. Булгакова'

Хохлова Е. И. Религиозная философия С. Н. Булгакова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Хохлова Е.И. Человек и культура в творчестве С.Н.Булгакова. Орел, 1999. 114 с. Автор реферата И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хохлова Е. И. Религиозная философия С. Н. Булгакова»

ХОХЛОВА Е.И.* РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ С.Н. БУЛГАКОВА

Реферируемая глава из книги Е.И. Хохловой "Человек и культура в творчестве С.Н. Булгакова". Главная тема философского творчества отца Сергия Булгакова - Бог и мир. В этом словосочетании, полагал философ, логическое ударение падает на союз "и", ибо он знаменует необходимую внутреннюю связь этих двух понятий, их единство и нераздельность. Увидеть связь, которая соединяет мир с Богом, говорил о. Сергий, значит понять Божие "царство и силу и славу", существующие "всегда, ныне и присно и во веки веков". "Этой задаче посвящено все творчество отца Сергия, которое может быть охарактеризовано как всестороннее и многообразное раскрытие идеи Софии" (с.69).

Будучи последователем метафизики всеединства Вл.С.Соловьева, о. Сергий своими философскими построениями стремится обосновать мысль о том, что мир и Бог не могут быть поняты вне соотнесенности их друг с другом. Философ выделяет три основных посылки при решении вопроса о соотношении Бога и мира. Во-первых, это идея, что бытие не является неотъемлемым свойством мира, оно дано ему Богом. Во-вторых, С.Н.Булгаков учит, что мир создан Богом из ничего: "Между Богом и тварью, между Абсолютным и относительным легло ничто" (цит. по: с.70). Третьей важной посылкой философско-религиозных построений С.Н.Булгакова является его учение о Софии.

Социально-философские воззрения занимали видное место в духовных исканиях С. Н. Булгакова, имея в качестве внутренней идейной основы христианское учение о человеке с его проповедью абсолютного

* Хохлова Е.И. Человек и культура в творчестве С.Н.Булгакова. - Орел, 1999. -

114 с.

достоинства и ценности человеческой личности. Е.И.Хохлова считает, что социальная философия С.Н.Булгакова недостаточно изучена в исследовательской литературе, и обращается к таким трудам мыслителя, как "Философия хозяйства" (1912) и "Свет Невечерний" (1917).

София (Natura Naturans, мир идей) содержит "метафизическое основание родового характера жизни вообще и человечества в частности", по мысли С.Н.Булгакова (цит. по: с.84). Отсюда проистекает идея о единстве человечества. Человечность как метафизическая сущность каждого индивида и всего человечества существует прежде индивидов и представляет собою общую основу бытия индивидов. Поэтому человечество едино, хоть и многолико. Единство человечества персонифицируется в образе Адама, "универсального человека". Однако единство человечества представляет собой и объединенную множественность индивидуальностей, согласованных между собой. Каждая индивидуальность одновременно является и "слиянием" Софии, и содержит нечто, выражающееся в других индивидуальностях и отражающее в себе другие индивидуальности. Единство человечества должно основываться на любви между людьми, на братстве людей, однако здесь между должным и сущим лежит пропасть.

Субъективным выражением единства человечества С.Н.Булгаков называет стремление людей к любви, солидарности, поиски социаль-ного идеала. Последний видится философу в поисках человечеством такой общественной организации, при которой "торжествовала бы солидарность и был бы нейтрализован эгоизм" (цит. по: с.86).

В основе философии истории С.Н.Булгакова лежит идея Софии, которая правит историей, выступая в роли Провидения. "София Небесная" своими "зиждительными силами", своим "водительством" организует человеческую историю и ведет ее к своей цели, которая является "сверхисторичной", "запредельной" (цит. по: с.87). Окончание истории заранее предопределено Богом, а София Божест-венная ведет человечество к этому предопределенному завершению.

С построениями философско-исторического плана С.Н.Булгаков тесно увязывает воззрения о человеческой свободе и необходимости. Человек есть носитель свободы, дарованной ему Богом, свобода делает человека личностью и выражается в его творчестве. Своим свободным творчеством личность участвует в миросозидании, миропре-образовании. Личность, человечество могут осуществлять свою свободу лишь в ходе исторического процесса, но на его исход эта свобода не распространяется (с.92).

В работе "История социальных учений в XIX веке" (1913) С.Н.Булгаков рассматривает проблему соотношения личности и общества. Это сопряженные между собой, но в то же время непримиримые и антиномичные сущности. Это "две силы -центробежная и центростремительная, постоянно направленные в разные стороны" (цит. по: с.93). Рассматривая отношения личности и общества в разные периоды человеческой истории, С.Н.Булгаков приходит к выводу, что в XIX в. вследствие чрезмерной социоло-гизации жизни и культуры личность начинает подчиняться социуму.

Основной принцип своей социальной философии С.Н. Булгаков излагает в предисловии к сборнику статей "Два Града" (1911). "Суть его состоит в том, что истинную основу общественности надо видеть в религии" (цит. по: с.96). Ведь религия, по мнению С.Н.Булгакова, есть основа социальной жизни, без религии нет социума, это фермент общественности, универсальное единящее начало. Человек - существо общественное, считал философ, лишь настолько, насколько он есть существо религиозное. К экономике и ее атрибутам С.Н. Булгаков относился как к неизбежному "не совсем-добру", легко превращающемуся и в откровенное зло (цит. по: с.97). Будучи феноменом культуры, хозяйственная жизнь, считал С.Н.Булгаков, должна нести в себе фундаментальный нравственный смысл, который выходит за рамки чистой эффективности и выгоды. "Обезкультуренная" экономическая теория не вызывает сочувствия у С.Н.Булгакова. С его точки зрения, экономическая жизнь определяется общим религиозно-философским отношением к миру, присущим членам данного общества в ту или иную историческую эпоху (с.98).

Говоря о религиозной природе русской интеллигенции в статье "Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции)" (1908), С.Н.Булгаков, как и Н.А.Бердяев, и С.Л.Франк, считал, что судьба России, ее будущее духовное здоровье общества находятся в руках интеллигенции, зависят от ее мировоззрения. Характер же русской интеллигенции прежде всего связан с ее отношением к религии, а будущее страны зависит от выбора, который сделает интеллигенция, приняв или отвергнув христианство (с .100). Только в возврате интеллигенции к религии, в ее воцерковлении видели русские философы основное условие выхода из духовного кризиса.

И. Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.