Научная статья на тему 'Философия гуманизма Пола Куртца'

Философия гуманизма Пола Куртца Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
531
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погодина О. А.

В статье рассматриваются взгляды нашего современника, американского мыслителя и общественного деятеля Пола Куртца о сущности планетарного мировоззрения, называемого светским (секулярным или гражданским) гуманизмом; а также представлены его последние работы, посвященные этому научному, методологическому, этическому, аксиологическому и демократическому феномену, возникшему во второй половине ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия гуманизма Пола Куртца»

в формировании экологического мышления, способного к адекватно-истинному отражению глубоких связей в системе человек-природа, к проникновению в закономерности развития этой системы, к выявлению условий и путей ее гармоничного развития и функционирования.

Экологическая проблема - это одна из глобальных проблем современности, по своему смыслу и содержанию многомерна, но важнейшим, если не главным, измерением в ней является экологическое обеспечение жизни человечества и сохранение биосферы.

Необходим диалог разума и природы, только разумное развитие общества, обеспечивающее не только сохранение, но и целенаправленное развитие биосферы, способно тем самым обеспечить и его собственное гармоничное развитие. Сегодня совершенно ясно, что будущее, как человечества, так и живой природы мыслимо лишь в форме ноосферы, и зависит оно от того, насколько успешно реализуется в обозримой перспективе переход биосферы в ноосферу.

Список литературы:

1. Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

2. Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. - М., 1984.

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА ПОЛА КУРТЦА

© Погодина О.А.*

Московский государственный областной социально--гуманитарный институт,

г. Коломна

В статье рассматриваются взгляды нашего современника, американского мыслителя и общественного деятеля Пола Куртца о сущности планетарного мировоззрения, называемого светским (секулярным или гражданским) гуманизмом; а также представлены его последние работы, посвященные этому научному, методологическому, этическому, аксиологическому и демократическому феномену, возникшему во второй половине ХХ столетия.

Говоря о гуманизме в России, необходимо отметить, что он связан широкой сетью научных и чисто человеческих связей с гуманистическими организациями многих стран, в том числе и с США, где имеется большое чис-

* Кафедра Философии, истории, политологии и права. Научный руководитель: Кувакин В.А., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ф.н.

ло гуманистических организаций. Как известно, особенно тесные связи у Российского гуманистического общества с Центром исследований, основанным всемирно признанным теоретиком и практиком гуманизма, профессором Полом Куртцем.

Пол Куртц - личность во многих отношениях удивительная.

Его перу принадлежат более 35 книг и сотни статей по проблемам гуманизма.

Он является главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах, президентом Международной академии гуманизма. В течение ряда лет он был президентом ведущей в мире организации светских гуманистов - Международного гуманистического и этического союза, а также президентом издательства гуманистической литературы «Прометеус Букс».

Пол Куртц - инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ: например, создание международной сети Центров исследований, фонда «Во имя будущего», Совета по секулярному гуманизму и многих других.

Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях.

В качестве президента Международной академии гуманизма он вручал дипломы А.Д. Сахарову(1988) и В.Л. Гинзбургу (2004).

Круг научных интересов Пола Куртца исключительно обширен: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, философия религии, паранормальные верования и парапрактика и т.д.

Куртц П. один их первых поднял проблему, которая обсуждается и в наши дни - вопрос о необходимости разработки общего определения гуманизма. Около 30 лет тому назад он предложил тридцати широко известным гуманистам дать свои определения гуманизма. В результате было получено большое количество различных определений. Оказалось, что дать более или менее четкое, пусть даже самое общее определение гуманизма, с которым согласились бы все называющие себя гуманистами, непросто. Собственный вариант определения светского гуманизма Куртц представляет как: 1) метод исследования; 2) мировоззрение и 3) систему ценностей.

Куртц П. сделал попытку разобраться в том, что же в действительности представляет собой гуманизм:

- определенную философскую школу (подобную эмпиризму, рационализму, прагматизму, логическому позитивизму или аналитической философии)?

- метафизическое учение (такое как платонизм, школа Аристотеля, идеализм, материализм)?

- либо он предлагает свою особую этику (вроде утилитаризма или неокантианства)?

В итоге он приходит к выводу:

Термин «гуманизм» имеет два аспекта - описательный (descriptive) и предписывающий (prescriptive). Он описателен в том смысле, что помогает отнести некоторых мыслителей и / или некоторые школы к разряду гуманистических, но также обладает и нормативным характером, поскольку способен предопределить некое новое применение принципа.

Куртц предлагает выделить пять следующих «стержневых» признаков гуманизма, которые связаны друг с другом.

1. гуманизм предлагает набор ценностей и достоинств, вытекающих из признания человеческой свободы и самостоятельности. Этика гуманизма противостоит этике религиозно-авторитарной;

2. гуманизм отрицает идею сверхъестественного;

3. гуманизм привержен методу исследования, опирающемуся на разум и научную объективность;

4. гуманизм обладает своей нередуктивистской естественной онтологией, основанной на научном знании;

5. делом философов-гуманистов являются не только вопросы теории, но и воплощение идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религиям [1, с. 136].

Особое внимание П. Курц уделяет последнему пункту. В данном случае гуманизм представляется им как альтернатива теистическим религиям. Отбрасывая веру в Бога как чистое безумство, что мы можем предложить взамен? - спрашивает автор. В книге «Запретный плод» [2] он формулирует эту мысль несколько иначе: если мы изгнаны из рая, то нам нужно обустраиваться на земле наилучшим из доступных нам способом.

В этой связи он предлагает ввести новое понятие, находящееся между религией, с одной стороны, и философией и наукой - с другой. Это понятие -«евпраксофия» (eupraxsofia; от лат. eu - блаженство, praxis - практика и sofia - мудрость) [3]. Куртц полагает, что, «пока гуманизм не перерастет в евпрак-софию, ему не удастся покорить человеческих сердец, что он обязан совершить, если хочет завоевать признание». Пока гуманизм не станет реальной альтернативой религиозным культам, он, «похоже, рискует остаться одним из интересных интеллектуальных движений, занимающих ограниченное число ученых философов, но имеющих мало отношения к живой жизни».

Таким образом, современный светский гуманизм заявляет о себе как об идейном движении, в котором теория и практика должны быть неразрывно связаны и органически дополнять друг друга.

Гуманизм, считает Куртц, может быть широким или узким.

Узкий сводится к критике религии и паранормальных верований, к защите политического секуляризма.

Широкий гуманизм предлагает представления о том, как мы можем достойно жить, не будучи религиозными. Куртц подчеркивает важность

широкого понимания гуманизма. Гуманизм является положительной концепцией о том, как мы, люди, можем сделать лучше нашу жизнь, наше общество, наш мир, наше будущее. Гуманизм говорит об устремленность к достойной жизни индивида и общества.

Таким образом, гуманизм имеет два аспекта:

- критический, связанный с традициями свободомыслия, атеизма, критикой паранормальных верований, псевдонаучных и других ложных или бессмысленных с точки зрения разума явлений;

- философию жизни, включающую аксиологию; он очерчивает политические и социальные контуры лучшего и более справедливого мира, в котором жизнь людей расцветет как счастливая жизнь.

Куртц П. - убежденный атеист. Но он против использования этого термина в качестве определяющей характеристики его философии. Он пишет: «Пафос гуманизма не в том, чтобы что-то отрицать и говорить только о том, во что мы не верим. Он в том, что мы делаем. Нам не следует делать атеизм или антимистицизм основанием наших убеждений. Мы должны опираться на гуманизм. Я хочу черпать мое вдохновение не из религии или «духовности», но из науки, этики, философии и искусства. Я называю это евпраксо-фией. Это и есть практика, основанная на человеческой мудрости, в противоположность практике религиозного сознания. Убеждения гуманиста основаны на велениях ума и сердца, познаниях и эмоциях. Основы наших убеждений рационально-эмоциональные».

Т.о., мировоззренческая панорама Куртца включает в себя:

- светскую альтернативу религии;

- светскую философию;

- вдохновляющую философию жизни.

Общей методологической основой гуманизма является, прежде всего, метод критического исследования [1, с. 66]. С его помощью гуманизм критикует любого рода ошибки и заблуждения. Вместе с тем критическое исследование должно применяться и в целях обретения наиболее надежного знания, наилучших моральных ориентиров и убеждений.

Куртц П. устремлен к будущему и, считая, что гуманизм - это живое и динамичное учение, готовое, как и наука, к постоянной модернизации и модификации, часто ищет новые формы гуманизма в новых парадигмах культуры. Он говорит о Неогуманизме, Новом Просвещение, Новом скептицизме. В значительной степени это связано как с новыми явлениями в культуре, так и с новыми стилями жизни, новыми условиями человеческого существования. Одни из рецензентов его недавно вышедшей книги «Мультисекуляризм» Флорис ван ден Берг (ученый из Нидерландов) объясняет это упорным поиском Куртцем условий адаптации гуманизма к постоянно обновляющемуся миру [4].

Современный мир изменяется быстрыми темпами, а, следовательно, философия, как и наука должна быть динамичной и стремящейся к совершенствованию.

В последних трудах П. Куртца «К Новому Просвещению», в подготовленных им текстах Манифеста 2000.Призыв к новому планетарному гуманизму, Мультисекуляризм и др. он тяготеет ко все более широкому взгляду на гуманизм, подчеркивая его глубоко личный и вместе с тем планетарный характер. Можно сказать, что Пол Куртц - интегратор гуманистических идей современности.

Куртц собирает воедино и использует наилучшие достижения человечества - науку, прогресс демократии во второй половине ХХ в., расширение и укрепление прав человека, он сочетает смыслы новейших исторических реальностей с исследованиями в области аксиологии, критического мышления, антропологии и культурологи. Он, как говорит Флорис ван ден Берг, создает наилучшее из наилучшего.

За свою долгую карьеру П. Куртц предложил много новых терминов. Это, например:

- медиократия (mediocracy) - термин, введенный П. Куртцем для обозначения одной из ведущих тенденций современной цивилизации, имеет двойной смысл: медиократия в смысле власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа и медиократия в смысле власти усредненных стандартов культуры, власть пошлости, унифицированных вкусов, чувств и мыслей;

- евпраксофия (означает деятельное добро, совмещенное с мудростью);

- игтеизм (от слова ignorans - отсутствие знаний, неведение, и theism - учение о боге; термин используется для описания ситуации, когда богословский язык воспринимается как принципиально бессмысленный и непонятный в свете рационального мышления и науки) [4];

- новый скептицизм, как процесс, часть научного исследования. Этому посвящена его книга «Новый скептицизм: Исследование и надёжное знание»;

- кодукция (как противопоставление индукции и дедукции, когда совмещаются, суммируются, сводятся воедино идеи многих наук) [5].

Последними терминами являются - «неогуманизм» и «мультисекуляризм».

Куртц П. подготовил несколько гуманистических манифестов, и все они были одобрены многими выдающимися учеными, философами и писателями. В этих манифестах он объясняет, что такое гуманизм и как он связан с современными глобальными проблемами.

В 2010 г. П. Куртц предложил мировому гуманистическому движению новый документ «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных» [6].

В нем он пишет: «В быстро меняющемся мире необходимы новые идеи и подходы, чтобы обеспечить прогресс человечества. Мы ввели термин «неогуманизм», означающий новый смелый подход к решению общих проблем. В соответствии с этим подходом, утверждение светских принципов и ценностей неогуманизма предлагается нами как конструктивный вклад в планетарное сообщество».

В эссе «Неогуманизм» П. Куртц так характеризует эту новую концепцию: «Неогуманизм отвергает теизм и поддерживает светское мировоззрение. Оно включает в себя этические ценности атеизма, агностицизма и гуманизма. Это - достаточно большое пространство, которое охватывает как нерелигиозных гуманистов, так и религиозных людей, так как признает человеческие идеалы и ценности. Неогуманисты не верят в Бога, но они стремятся делать добро».

Куртц П. полагает, что секуляризм, гуманизм, натурализм, скептицизм, прагматизм, рационализм, атеизм могут образовать внутренне согласованный комплекс идей.

К сожалению, для многих людей гуманизм не очевиден: большинство во все времена отдается соблазну трансцендентного, верит в сверхъестественные силы, несмотря на отсутствие каких-либо свидетельств их реального существования. Склонностям человека верить, не опираясь на доказательства, посвящено исследование П. Куртца «Искушение потусторонним». На огромном историческом материале, широко привлекая результаты научных исследований, он показывает, что у нас определённо имеется врожденная склонность быть обманутыми. Ещё Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости» писал: «Ум человека сформирован так, что он гораздо более восприимчив ко лжи, чем к правде».

Но П. Куртц - не только всемирно известный критик невежества и па-раномальных и религиозно-мистических верований. Он делает гораздо более важную работу - он создает внутренне связанную, логически последовательную и целостную философию.

В прошлом году вышла книга П. Куртца «Мультисекуляризм» [7]. Эта книга - собрание эссе философа, книга о гуманизме.

Задача П. Куртца - донести гуманистические идеи до максимально широкой аудитории. Представляется, что выбор в пользу термина «мультисе-куляризм» вместо «гуманизм» является достаточно прагматичным. В мире, где происходят мощные столкновения мировоззрений и идеологий, трудно найти общую почву. Секуляризм, адаптированный к культурному многообразию, т.е. мультисекуляризм, может стать более жизнеспособной стратегией, чем просто атеистический гуманизм.

В последних своих трудах, П. Куртц обращает внимание на исключительную важность личной нравственности для человека светского, нерелигиозного мировоззрения. Принцип лично нравственности предостерегает от перекосов в стиле жизни неверующих, когда они могут яростно бороться за свободу, права человека, против клерикализма или лженауки, но в личном плане проявлять черствость и невнимательность к людям. Понятие заботы, широко употребляемое Куртцем как одна из важнейших гуманистических добродетелей, должно постоянно быть в центре внимания личной жизненной позиции в вместе с тем расширяться в своем объеме. То есть люди должны быть внимательны и заботливы не только к себе подобным, но и к другим живым существам земной биосферы. Здесь Куртц, как представляется, отходит от антропоцентризма гуманизма в сторону сентиентиз-ма (БепйепЙБт - неологизм, приблизительно означающий сострадательность и заботу по отношению ко всему живому).

Таким образом, П. Куртц включает в гуманизм мировоззрение и этику ценности, выходящие за рамки непосредственно человеческого существования. Представляется, что Пол Куртц постоянно стремится расширить моральное пространство гуманизма и указывает на новое направление этого расширения.

Еще одной модификацией гуманистического учения, считает П. Куртц, является его адаптация к экологическим проблемам. Гуманизм может трансформировать себя в экогуманизм, и это следует сделать, чтобы лучше понимать, насколько уязвимыми мы становимся, когда наше давление на планетарную среду обитания превышает ее биофизические возможности.

Введенный П. Куртцем термин «мультисекуляризм» имеет два аспекта:

- политический аспект (принцип отделения церкви от государства);

- моральный аспект (освобождение этики от религии).

Рассматривая оба аспекта, П.Куртц подчеркивает, что нет единообразного воплощения в жизнь принципа секуляризма. Чтобы он получал все большее распространение в культуре, его необходимо соотносить с конкретно-историческими и культурными особенностями конкретного общества.

«Секуляризм, - подчеркивает П. Куртц, - необходимо адаптировать к разнообразным культурным условиям, если вы хотите превратить его в реальный фактор общественной жизни». Мультисекуляризм, убежден Пол Куртц, является наилучшим способом достижения этой цели.

Таковы, вкратце, общие черты философии гуманизма Пола Куртца, почетного члена Российского гуманистического общества.

Список литературы:

1. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма: пер.с англ. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. Выпуск. -М., 2000. - 160 с.

2. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма / Пер. с англ. И.В. Кува-кина, ред. В.А. Кувакин. // Библиотека журнала «Здравый смысл». - изд. 2-е, исправленное. - М.: Рос. Гуманист. об-во, 2002. - 222 с.

3. Куртц П. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. - С. 39.

4. Ван ден Берг Ф. Философия гуманизма Пола Куртца (рецензия на книгу Пола Куртца «Мультисекуляризм: Новая программа действий») [Электронный ресурс] // Здравый смысл. - 2011. - № 2 (59). - Режим доступа: www. atheismru. narod. ru/humanism/j ournal/5 9/van_den_berg.htm.

4. Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. -М.: Рос. гуманист. о -во, 2007. - С. 192.

5. Paul Kurtz. Decision and the Condition of Man. - Seattle, Wash.: University of Washington Press, 1968; New York: Dell Paperbacks, 1969.

6. Куртц П. Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных [Электронный ресурс] // Здравый смысл. Осень. - 2010. - № 4 (57). - Режим доступа: www.paulkurtz.net; www. humanism. ru/neohumanism. htm.

7. Paul Kurtz. Multisecularism. A New Agenda [Электронный ресурс]. -Transaction Publishers, New Brunswick, USA, 2010. - 263 p. - Режим доступа: www.paulkurtz.net/writings.htm.

АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ К. КАСТАНЕДЫ

© Русаков Ю.А.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Карлос Кастанеда - весьма неоднозначная фигура XX столетия. По образованию, казалось бы, антрополог, он стал известным на весь мир благодаря своей хронике ученичества у мага-шамана племени Яки дона Хуана Матуса. Данная хроника, насчитывающая в общем счете одиннадцать книг, представляет собой, вроде бы, эзотерическое учение, и полагаясь на мнение многих исследователей, мы причисляем автора к эзотерикам, а по мнению В.М. Розина даже к метаэзотерикам. Осмелимся, однако, усомниться в эзотерическом характере излагаемого Кастанедой. Если это и эзотерика, то эзотерика очень необычная, близкая по своей специфике философии сознания. Идеи К. Кастанеды, изложенные в его книгах, мало того что имеют вид цельной концепции знания рационально обоснованного, они представляют собой именно философскую концепцию. Предупреждая вопрос об адекватности книг и знания К.Кастанеды, скажем: доподлинно извест-

* Аспирант кафедры Истории зарубежной философии. Научный руководитель: Стрельцова Г.Я., кафедра Истории зарубежной философии, д.ф.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.