Научная статья на тему 'Философия европейского консерватизма и пути русской мысли. Обзор первого номера журнала «Русско-Византийский вестник» за 2024 г.'

Философия европейского консерватизма и пути русской мысли. Обзор первого номера журнала «Русско-Византийский вестник» за 2024 г. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Русско-Византийский вестник» / Жозеф де Местр / О. Шпенглер / консерватизм / история философии / русская философия / европейская философия / историософия / «Византийский кабинет» / “Russian-Byzantine Herald” / Joseph de Maistre / Oswald Spengler / conservatism / history of philosophy / Russian philosophy / European philosophy / historiosophy / “Byzantine Cabinet”

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Борисович Гаврилов

Статья представляет собой обзор материалов первого номера научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник» за 2024 г., тематически оформленных в виде двух разделов. Первый раздел содержит публикацию тезисов и текстов докладов состоявшейся 7 ноября 2023 г. Международной научной конференции «Жозеф де Местр (1753–1821) и русская мысль: к 270‑летию савойского религиозного мыслителя». Второй раздел включает в себя статьи по теме «Освальд Шпенглер и русская философия», посвященные 100‑летию выхода в свет второго тома главного труда выдающегося немецкого философа и культуролога О. Шпенглера (1880–1936) «Закат Европы» (1922). Показано, что «Русско-Византийский вестник» продолжает уверенно развиваться и выходит на новый научно-теоретический уровень, обращаясь не только к отечественной религиозно-философской мысли, но и к выдающимся персоналиям зарубежной, в частности, западной консервативной философии. Подчеркивается, что в условиях «отмены» русской культуры на Западе и формирования мировоззренческих основ современного российского государства и общества рассматриваемые европейские мыслители выступают нашими важными свидетелями и идейным союзниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Игорь Борисович Гаврилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of European Conservatism and the Paths of Russian Thought. Review of the First Issue of the Magazine “Russian-Byzantine Herald” for 2024

The article is a review of the materials from the first issue of the scientific journal of the St. Petersburg Theological Academy “Russian-Byzantine Herald” for 2024, thematically arranged in two sections. The first section contains the publication of the theses and the texts of the reports of the International Scientific Conference “Joseph de Maistre (1753–1821) and Russian thought: on the 270th anniversary of the Savoyard religious thinker”, held on November 7, 2023. The second section includes the articles on the topic “Oswald Spengler and Russian philosophy”, dedicated to the 100th anniversary of the publication of the second volume of the main work of an outstanding German philosopher and culturologist O. Spengler (1880–1936) “The Decline of Europe” (1922). It is shown that the “Russian-Byzantine Herald” continues to develop confidently and reaches a new scientific and theoretical level, addressing not only national religious and philosophical thought, but also outstanding personalities of foreign, in particular, Western conservative philosophy. It is emphasized that in the conditions of the “cancellation” of Russian culture in the West and of the formation of ideological foundations of modern Russian state and society, the European thinkers in question act as our important witnesses and ideological allies.

Текст научной работы на тему «Философия европейского консерватизма и пути русской мысли. Обзор первого номера журнала «Русско-Византийский вестник» за 2024 г.»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (16) 2024

И. Б. Гаврилов

Философия европейского консерватизма и пути русской мысли. Обзор первого номера журнала «Русско-Византийский вестник» за 2024 г.

УДК [1(4-15+470)(091)](048) DOI 10.47132/2588-0276_2024_1_12 EDN VHFRXO

Аннотация: Статья представляет собой обзор материалов первого номера научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник» за 2024 г., тематически оформленных в виде двух разделов. Первый раздел содержит публикацию тезисов и текстов докладов состоявшейся 7 ноября 2023 г. Международной научной конференции «Жозеф де Местр (1753-1821) и русская мысль: к 270-летию савойского религиозного мыслителя». Второй раздел включает в себя статьи по теме «Освальд Шпенглер и русская философия», посвященные 100-летию выхода в свет второго тома главного труда выдающегося немецкого философа и культуролога О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» (1922). Показано, что «Русско-Византийский вестник» продолжает уверенно развиваться и выходит на новый научно-теоретический уровень, обращаясь не только к отечественной религиозно-философской мысли, но и к выдающимся персоналиям зарубежной, в частности, западной консервативной философии. Подчеркивается, что в условиях «отмены» русской культуры на Западе и формирования мировоззренческих основ современного российского государства и общества рассматриваемые европейские мыслители выступают нашими важными свидетелями и идейным союзниками.

Ключевые слова: «Русско-Византийский вестник», Жозеф де Местр, О. Шпенглер, консерватизм, история философии, русская философия, европейская философия, историософия, «Византийский кабинет».

Об авторе: Игорь Борисович Гаврилов

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774

Для цитирования: Гаврилов И. Б. Философия европейского консерватизма и пути русской мысли. Обзор первого номера журнала «Русско-Византийский вестник» за 2024 г. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 12-23.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (16) 2024

Igor B. Gavrilov

Philosophy of European Conservatism and the Paths of Russian Thought. Review of the First Issue of the Magazine "Russian-Byzantine Herald" for 2024

UDC [1(4-15+470)(091)](048)

DOI 10.47132/2588-0276_2024_1_12

EDN VHFRXO

Abstract: The article is a review of the materials from the first issue of the scientific journal of the St. Petersburg Theological Academy "Russian-Byzantine Herald" for 2024, thematically arranged in two sections. The first section contains the publication of the theses and the texts of the reports of the International Scientific Conference "Joseph de Maistre (1753-1821) and Russian thought: on the 270th anniversary of the Savoyard religious thinker", held on November 7, 2023. The second section includes the articles on the topic "Oswald Spengler and Russian philosophy", dedicated to the 100th anniversary of the publication of the second volume of the main work of an outstanding German philosopher and culturologist O. Spengler (1880-1936) "The Decline of Europe" (1922). It is shown that the "Russian-Byzantine Herald" continues to develop confidently and reaches a new scientific and theoretical level, addressing not only national religious and philosophical thought, but also outstanding personalities of foreign, in particular, Western conservative philosophy. It is emphasized that in the conditions of the "cancellation" of Russian culture in the West and of the formation of ideological foundations of modern Russian state and society, the European thinkers in question act as our important witnesses and ideological allies.

Keywords: "Russian-Byzantine Herald", Joseph de Maistre, Oswald Spengler, conservatism, history of philosophy, Russian philosophy, European philosophy, historiosophy, "Byzantine Cabinet".

About the author: Igor Borisovich Gavrilov

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology

at the St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774

For citation: Gavrilov. I. B. Philosophy of European Conservatism and the Paths of Russian Thought.

Review of the First Issue of the Magazine "Russian-Byzantine Herald" for 2024. Russian-Byzantine

Herald, 2024, no. 1 (16), pp. 12-23.

Как неоднократно отмечалось в наших предисловиях к уже вышедшим номерам, научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник» уделяет особое внимание памятным вехам в истории христианской философии. Многие его выпуски были посвящены юбилеям выдающихся русских религиозных мыслителей — М. Н. Каткова, Ю. Ф. Самарина, А. С. Хомякова, М. П. Погодина, Е. Н. Трубецкого, Ф. М. Достоевского, К. Н. Леонтьева, свящ. П. Флоренского, А. А. Григорьева, архим. Феодора (Бухарева) и др. Настоящий номер также не стал исключением и объединил публикации, приуроченные сразу к двум важным датам.

Первая из них — 270-летие со дня рождения крупнейшего франкоязычного католического консервативного философа, литератора, дипломата Жозефа де Местра, оказавшего значительное влияние на западноевропейскую и русскую философскую мысль. Этому юбилею посвящена публикация «Жозеф де Местр (1753-1821) и русская мысль: к 270-летию савойского религиозного мыслителя. Материалы Международной конференции научного проекта СПбДА „Византийский кабинет" от 7 ноября 2023 г.»1.

Международная конференция была организована и проведена научным проектом СПбДА «Византийский кабинет» совместно с Факультетом французского языка

1 Даренский В. Ю., Котельников В. А., Медоваров М. В., Минаков А. Ю., Самуйлов Г. Н, Лебрён Р., Суарес Х.М. Н, Гаврилов И. Б. Жозеф де Местр (1753-1821) и русская мысль: к 270-летию савойского религиозного мыслителя. Материалы Международной конференции научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» от 7 ноября 2023 г. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 24-64. Подробнее о научных мероприятиях «Византийского кабинета» см.: Иванов И., свящ., Гаврилов И. Б., Титаренко С. Д., Титаренко Е.М., Сокурова О. Б., Маркидонов А. В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-355; Хондзинский П., прот., Костромин К., прот., Легеев М., свящ., Иванов И., свящ., Оболевич Т. С., Маркидонов А. В., Фатеев В. А., Гаврилов И. Б., Медоваров М. В., Тесля А. А. Наследие прот. Георгия Флоровского (1893-1979): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 40-летию кончины выдающегося православного мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 156175; Белукова В. Б., Гаврилов И.Б., Захарова В. Т., Иванов И., свящ., Любомудров А.М., Пак Н.И. «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 50-летию кончины классика литературы Русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) // Русско-Византийский вестник. 2021. № 4 (7). С. 154-166; Хондзинский П., прот., Павлюченков Н.Н., Медоваров М.В., Гаврилов И. Б. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского (1882-1937): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет». К 140-летию со дня рождения и 85-летию со дня трагической кончины выдающегося русского мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 24-50; Базанов П.Н., Вахитов Р. Р., Гаврилов И. Б., Ермишина К. Б., Корольков А. А., Малинов А. В., Медоваров М. В., Тесля А. А., Фатеев В.А. Евразийство: pro et contra. К 100-летию выхода сборника «Исход к Востоку». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2023. № 2 (13). С. 12-52; Даренский В.Ю., Дронов И.Е., Ильин Н. П., Котельников В. А., Медоваров М. В., Фатеев В. А., Гаврилов И. Б. Философия Аполлона Григорьева (1822-1864) в контексте русской и европейской мысли и культуры. К 200-летию со дня рождения. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» // Русско-Византийский вестник. 2023. № 3 (14). С. 12-48; Хондзинский П., прот., Гаврилов И. Б., Даренский В. Ю., Павлюченков Н. Н., Фатеев В. А. Александр Матвеевич Бухарев (архимандрит Феодор): pro et contra. К 200-летию со дня рождения. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С.10-35; Сизоненко Д., прот., Кибальниченко С. А., Маркидонов А. В., Титаренко С. Д., Гаврилов И. Б. «Достоевский: Трагедия — Миф — Мистика» Вячеслава Иванова. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник». К выходу нового научного издания монографии В. И. Иванова о Ф. М. Достоевском // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С. 144-175; Иванов И., свящ., Гаврилов И.Б. О IV научно-богословской конференции «Русско-Византийский Логос» 13 сентября 2022 г. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С. 230-240.

Московского государственного лингвистического университета. Она объединила ведущих российских и зарубежных исследователи жизни и творчества Ж. де Местра, рассмотревших отдельные аспекты его интеллектуальной биографии, философского наследия, влияния на русскую мысль, а также проблемы развития и современного состояния посвященных ему исследований во всем мире.

В частности, помимо вступительных слов организаторов — руководителя научного проекта «Византийский кабинет», кандидата философских наук, доцента кафедры богословия, заведующего кафедрой иностранных языков СПбДА, главного редактора научного журнала СПбДА «Труды и переводы» свящ. Игоря Иванова и заместителя руководителя «Византийского кабинета», кандидата философских наук, доцента кафедры богословия СПбДА, главного редактора научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» Игоря Борисовича Гаврилова, прозвучали многочисленные доклады. Из зарубежных ученых выступили: старейший и авторитетнейший канадский исследователь, автор многочисленных книг о Ж. де Местре и переводов его сочинений, почетный профессор Университета Манитобы Ричард Лебрён («Размышления о моей первой книге „Трон и алтарь: Политическая и религиозная мысль Жозефа де Местра"»); его коллега и соработница над многими посвященными де Местру изданиями, профессор Папского католического университета Мадре и Маэстра в Доминиканской Республике Каролина Арментерос («О значении XVIII в. в провиденциалистской истории Жозефа де Местра»); их бразильский коллега, автор готовящегося выйти в свет исследования о консервативных воззрениях де Местре, доктор философских наук из Университета Сан-Паулу Хосе Мигель Нанни Суарес («Размышления о книге „Жозеф де Местр: Великая французская революция и Новое время глазами католика-гуманиста"»); доктор философских наук из Университета Париж III Новая Сорбонна (Франция) и Фрибурского университета (Швейцария) Яннис Константинидес («Жозеф де Местр в России. „Жизнь вдали от родины" как условие для открытия самого себя (самопознания)»); доктор филологических наук, профессор Марк Фруадефон (Франция) («Теология Жозефа де Местра»). От российской стороны представили доклады: отечественный исследователь де Местра, кандидат философских наук, доцент кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета и доцент Сретенской духовной академии Геннадий Николаевич Самуйлов («Античная философия и Жозеф де Местр»); ведущие исследователи истории русской мысли и русского консерватизма: доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета Аркадий Юрьевич Минаков («Русские сюжеты в биографии Жозефа де Местра»); доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Виталий Юрьевич Даренский («„Философическая история" человечества: от Фабра д'Оливе к Ж. де Местру»); доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук Владимир Алексеевич Котельников («Жозеф де Местр — „пламенный реакционер"», заочно); кандидат исторических наук, доцент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Максим Викторович Медоваров («Жозеф де Местр в судьбах русской мысли», заочно).

Публикуемый в номере материал объединил некоторую часть прочитанных докладов. Те же доклады, которые не нашли в нем отражение, «Русско-Византийский вестник» планирует опубликовать в следующих номерах.

Как отметил один из организаторов конференции И. Б. Гаврилов, наряду с Э. Берком и Р. Шатобрианом, Ж. де Местр выступил основоположником философии европейского консерватизма, крупнейшим консерватором в истории западной мысли. Де Местр противопоставил рационалистической «вере в прогресс» и в «идеальные политические проекты» традиционные ценности: веру в Божественное Провидение, опирающийся на исторический опыт здравый смысл, принцип органического развития, учитывающий самобытные культурные традиции каждого общества. В рамках

публикации материалов конференции мыслитель рассматривается в формате pro et contra, что позволяет составить разностороннее представление о его идейном наследии и показывает большую актуальность многих его воззрений и необходимость продолжать их исследование.

В. Ю. Даренский в своем докладе подчеркнул принципиальную ценность трудов Ж. де Местра, являющихся, по его мнению, вершиной французской метафизической историософии. Автор отметил, что де Местр «вернулся к средневековому пониманию Истории как результата действия Божиего Промысла и благодати в делах людей, а события Нового времени трактовал как бунт человека против Бога, за которой он несет неизбежное наказание в виде войн и революций»2.

В. А. Котельников представил подробную интеллектуальную биографию савой-ского мыслителя, особо акцентировав его заслугу как одного из родоначальников и идейных вдохновителей того направления социально-политической мысли, «которое уже в XIX в. противостояло воцарению постхристианской цивилизации, разрушению государственных, общественных и культурных иерархий»3. По мнению автора, важнейшая роль де Местра состоит «в строительстве им той идейной цитадели, которая стала оплотом европейской (в том числе и русской) реакции — не только в специально политическом смысле понятия, но в широком смысле необходимого духовного противодействия новоевропейским цивилизационным процессам»4.

М. В. Медоваров в своем докладе попытался ответить на следующие вопросы: «В чем заключается своеобразие традиционализма Жозефа де Местра, его место в истории европейской и русской философии, его актуальность для России и русской мысли?»5 Автор акцентировал уникальную роль мыслителя в истории России и «потрясающе плодотворный результат влияния савойского графа на начинавшийся тогда бурный рост русской общественной мысли и делающей первые шаги русской философии»6. Также был назван ряд тем в творчестве де Местра, которые, по мнению М. В. Медоварова, представляют особый интерес в настоящее время и нуждаются в исследованиях. Это темы: метафизика наказания и жертвоприношения, мартинизм, политическая теология и проблема сакрального насилия.

Автор следующего доклада А. Ю. Минаков представил альтернативную точку зрения на «русский» период жизни и творчества савойского религиозного мыслителя и, в частности, выдвинул тезис, что, хотя его идеи во многом перекликались с проблемами, волновавшими русскую религиозно-политическую и философскую мысль, однако «Жозеф де Местр не мог сильно повлиять на складывающийся русский консерватизм. Он развивался параллельно с западноевропейским, под влиянием сходных, но все же внутренних факторов»7. А. Ю. Минаков привел ряд крайне актуальных, достойных внимания в наше время высказываний де Местра по темам борьбы с иностранным подражательством в России (в тот период — т. н. галломанией), проблемам образования и воспитания и др., но в то же время историк подчеркнул, что нельзя забывать о негативном отношении католического философа к Православию, русскому самодержавию, а также свойственной ему русофобии.

Г. Н. Самуйлов в своем выступлении дал интересный обзор античных влияний в творчестве Ж. де Местра. Автор рассказал о восприятии мыслителем античного наследия, подчеркнув, что, несмотря на некоторую критичность, «книги Местра полны

2 Даренский В. Ю., Котельников В. А., Медоваров М. В., Минаков А. Ю., Самуйлов Г. Н, Лебрён Р., Суарес Х.М. Н, Гаврилов И.Б. Жозеф де Местр (1753-1821) и русская мысль: к 270-летию савойского религиозного мыслителя. Материалы Международной конференции научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» от 7 ноября 2023 г. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 24-64.

3 Там же. С. 32.

4 Там же. С. 36.

5 Там же. С. 37.

6 Там же. С. 38.

7 Там же. С. 45.

ссылками на греческих авторов». Так, он часто цитирует и комментирует Гомера, «полагая, что Гомер сохранил память о божественном языке, на котором говорило в начале своей истории человечество»8. Но особое внимание в докладе сосредоточено на рецепции наследия Платона — Г. Н. Самуйлов приводит свидетельство самого савойского графа, признавшегося, что «не существует ни одного великого вопроса, который он не сверял бы с тем, что думает по этому поводу Платон»9.

Особый интерес и ценность для российского научного сообщества представляют выступления двух зарубежный исследователей — Ричарда Лебрёна (Канада) и Хосе Мигеля Нанни Суареса (Бразилия), поведавших о своем пути в изучении Жозефа де Местра и своих книгах, посвященных выдающемуся консервативному мыслителю. Представленные доклады содержат очень значимую информацию об «открытии» творческого наследия Ж. де Местра во всем мире и развитии исследований его интеллектуальной биографии и философских идей. Оба исследователя подчеркивают, что принципиальной «разделительной линией» в «местроведении» является отношение ученых, пишущих о де Местре, к Французской революции. Так, Р. Лебрён отмечает, что для многих исследователей эмоциональной мотивацией их научных изысканий выступает личная неприязнь к фигуре философа-реакционера, тогда как другие (к числу которых относятся участники конференции), напротив, изначально исходят из стремления как можно глубже понять и осмыслить подлинный облик выдающегося консерватора и его философии.

Х. М. Н. Суарес, автор готовящейся выйти в свет книги «Жозеф де Местр: Великая французская революция и Новое время глазами католика-гуманиста», отмечает: «Французская революция была для де Местра лишь одним из проявлений огромной гидры, поскольку современная эпистемология Просвещения выступала объектом, на который направлялось его перо в той же или даже большей степени, чем на само революционное явление, при всех его последствиях, понимаемое им как необходимое логическое воплощение культурных основ этой философии»10.

«Русско-Византийский вестник» планирует продолжать на своих страницах исследование идейного наследия Жозефа де Местра и надеется, что настоящая и будущие посвященные ему публикации привлекут широкий круг отечественных ученых и читателей, интересующихся историей философии и идеями консерватизма.

Следующие семь статей номера, размещенные в рубрике «История философии», касаются выдающегося немецкого мыслителя Освальда Шпенглера.

15 декабря 2022 г. «Византийский кабинет» провел онлайн круглый стол «Освальд Шпенглер и русская мысль. К 100-летию выхода в свет второго тома труда „Закат Европы" (1922-2022)», в ходе которого обсуждались следующие вопросы: О. Шпенглер и русская философия XIX в., О. Шпенглер и русская философия Серебряного века, О. Шпенглер и философская мысль русской эмиграции, О. Шпенглер как консервативный мыслитель, О. Шпенглер и европейская философия XX в., О. Шпенглер и перспективы культурологического знания11. Прозвучавшие на круглом столе доклады и легли в основу представленных в номере публикаций.

Освальд Шпенглер (1880-1936) — выдающийся немецкий философ и историк культуры, консервативный социальный мыслитель и публицист. Основополагающий труд Шпенглера «Закат Европы» (1918-1922; в рус. пер. т. 1-1923, т. 2-1998) стал своеобразным философским бестселлером в Веймарской Германии и далеко за ее пределами. Название книги построено на игре слов: нем. Untergang (закат, гибель, крушение, падение, упадок); Abendland (Запад, Западная Европа), то же, что Okzident, от лат. оccidens, букв. «вечерняя страна», «страна, где заходит солнце», т.е. «Der Untergang des Abendlandes» — «Закат Вечерней страны».

8 Там же. С. 46.

9 Там же. С. 47.

10 Там же.

11 Иванов И., свящ., Гаврилов И. Б. О деятельности «Византийского кабинета» в 2022 г. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С. 241-259.

На русский язык название книги Шпенглера изначально было неточно переведено как «Закат Европы». Более глубокий смысл открывается в выражении «Закат Западного мира», и это чутко уловили русские философы, которые откликнулись на ее выход блестящим сборником «Освальд Шпенглер и закат Европы» (1921). Один из его участников, Ф. А. Степун, назвал Шпенглера «мужественным пророком». Степун писал: «Содержание его пророчества — смерть европейской культуры. Пройдет немного столетий и на земном шаре не останется ни одного немца, англичанина и француза, как во времена Юстиниана не было больше ни одного римлянина»12.

В числе первых познакомившийся с трудом Шпенглера в страшные годы революционной разрухи и военного коммунизма в Советской России, Ф. А. Степун так описывал свои впечатления: «Волнение, с которым я работал над Шпенглером в своем деревенском кабинете, и поныне каждый раз оживает во мне, как только я открываю „Закат Европы" <...> Неужели, — спрашивал я себя, — Шпенглер действительно прав, неужели к Европе и впрямь приближается смертный час? Но если так, то кто спасет Россию? Вместе с болью о России (повсюду горели имения, со злобой изничтожался сельскохозяйственный инвентарь, бессмысленно вырезывался племенной скот и растаскивались на топливо и цыгарки бесценные библиотеки) — росла в душе и тоска по Европе. Самый вид, самый запах полученной из вражеской Германии книги волновал каким-то почти поэтическим волнением»13.

В своей книге О. Шпенглер систематически использует понятия «культура» — «цивилизация», подразумевая под последней завершающий этап развития культуры, связанный с ее разложением, вырождением и деградацией. Как отмечает по этому поводу Н. А. Бердяев, «всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры. Это — центральная мысль книги Шпенглера. „Мы цивилизованные люди, а не люди готики или рококо". Чем отличается цивилизация от культуры? Культура — религиозна по своей основе, цивилизация — безрелигиозна. Это для Шпенглера — основное различие. Он считает себя человеком цивилизации, потому что он безрелигиозен. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура — национальна. Цивилизация — интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм одинаково — цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны»14.

Тонкий истолкователь европейской философии С. С. Аверинцев писал: «современная историософия порождена импульсом, исходившим из интеллектуальной инициативы Шпенглера; конечно, ее подлинные истоки лежат гораздо дальше, но именно через „Закат Европы" линии Гердера и Гёте, немецкой романтики и т.п. перешли в актуальное философствование о культуре»15.

Историософия Шпенглера представляет собой концепцию «локальных цивилизаций». В России во второй половине XIX в. подобные теории развивали выдающиеся русские национальные мыслители Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев.

Интересное сопоставление концепций О. Шпенглера и К. Н. Леонтьева в статье «Предсмертные мысли Фауста» проводит Н. А. Бердяев: «Проблема Шпенглера совершенно ясно была поставлена К. Леонтьевым. Он также отрицал прогресс, исповедывал

12 Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и закат Европы. URL: https://predame.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy/ (дата обращения: 08.02.2024).

13 Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. URL: https://litmir.club/br/?b=240012&p=134 (дата обращения: 08.02.2024).

14 Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста. URL: https://predanie.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy/ (дата обращения: 08.02.2024).

15 Аверинцев С. С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. URL: https://litlife.club/ books/249772/read?ysclid=lsc2imkz8169157742 (дата обращения: 08.02.2024).

теорию круговорота, утверждал, что после сложного цветения культуры наступает закат, упадок, смерть. Процесс „либерально-эгалитарной" цивилизации есть начало смерти, разложения. Для западно-европейской культуры он считал эту смерть неотвратимой. Он видел гибель цветущей культуры на Западе. Но он хотел верить, что цветущая культура возможна еще на Востоке, в России. Под конец жизни он потерял и эту веру, он увидел, что и в России торжествует цивилизация, что и Россия идет к „упростительному смешению"»16.

Критик европоцентризма, урбанизма и техницизма, О. Шпенглер в течение своей жизни все более склонялся к пессимизму в оценке европейского будущего. Так, в позднем труде «Человек и техника» (1931 г.), развивая идеи «Заката Европы», он писал: «Творение поднимается на творца. Как некогда микрокосм-человек поднялся на природу, так восстает теперь микрокосм-машина против нордического человека. Властелин мира сделался рабом машины. Она принуждает его, нас, причем всех без исключения, ведаем мы об этом или нет, хотим или нет, — идти по проложенному пути. Взбесившаяся упряжь влечет низвергнутого победителя к смерти... Трагизм нашего времени заключается в том, что лишенное уз человеческое мышление уже не в силах улавливать собственные последствия»17.

Поставленный Шпенглером западноевропейской культуре диагноз стал важной темой социальной философии ХХ в., найдя отражение в трудах как западных (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, С. Хантингтон), так и отечественных мыслителей (Н. Бердяев С. Франк, Ф. Степун, П. Сорокин).

Среди важнейших вопросов, поставленных в книге Шпенглера, важно назвать его теорию псевдоморфоза, оригинальный взгляд на Петра I и допетровскую Русь, оценку революции 1917 г. в России и др. Безусловно, фундаментальный труд немецкого философа продолжает волновать сознание современной России — обращение к нему русской мысли XXI в. вполне закономерно и необходимо. Затронутые Шпенглером фундаментальные мировоззренческие вопросы о взаимоотношениях человека и культуры, человека и природы в культурно-цивилизационном пространстве вызывают острые философские дискуссии в современном гуманитарном, богословском и этическом дискурсе18.

Как уже сказано выше, в философской рубрике настоящего номера «Русско-Византийского вестника» представлены семь статей, раскрывающих различные аспекты религиозно-философского мировоззрения О. Шпенглера, а также его влияния на русскую философскую мысль.

В статье К.Б. Ермишиной «„Закат Европы" Шпенглера и евразийский „поворот к Востоку": диалог, заимствование, спор или конфликт мировоззрений?»19 доказывается, что не существовало заимствования идей О. Шпенглера евразийцами, несмотря на то, что их концепции имеют много общего. Рабочими терминами историософской концепции евразийцев являются «личность» и «месторазвитие», а у Шпенглера — «душа» и «ландшафт». По мысли автора, философской основой концепции автора «Заката Европы» выступает немецкий романтизм и интуитивизм, а также арелигиозный пантеизм, в то время как евразийцы во главу угла поставили христианский персонализм.

16 БердяевН.А. Предсмертные мысли Фауста. URL: https://predanie.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy/ (дата обращения: 08.02.2024).

17 Шпенглер О. Человек и техника. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3131?ysclid=lsd85q7n 6v613814597 (дата обращения: 08.02.2024).

18 См., напр.: Экология культуры: природа и человек в культурно-цивилизационном пространстве: сб. научных трудов / Под ред. О.Б. Сокуровой, М.Н. Цветаевой. СПб.: СПбГУ, 2022. 278 с.; Маркидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 504 с.; Ранне А., прот. Нравственное богословие: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 168 с.

19 Ермишина К.Б. «Закат Европы» Шпенглера и евразийский «поворот к Востоку»: диалог, заимствование, спор или конфликт мировоззрений? // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 65-88.

М. В. Медоваров в статье «Религия и типы мировоззрения в трудах Освальда Шпенглера по истории древнего мира»20 подчеркивает значимость работ Шпенглера как профессионального историка.

A. Б. Панченко в статье «Теория нации Освальда Шпенглера в контексте дискуссий рубежа XIX-XX вв.»21 анализирует сформулированное Шпенглером понимание нации как порождения культуры, отражения расы и языка.

B. Ю. Даренский в статье «О. Шпенглер как продолжатель идей русской философии»22 рассматривает наследие немецкого мыслителя как спонтанное продолжение ряда идей славянофилов.

Статья Н.Н. Павлюченкова «„Закат Европы" и „Новое Средневековье": по следам осмысления истории О. Шпенглером и П. А. Флоренским»23 рассматривает два различных взгляда на причину и характер кризиса современной цивилизации. По мысли автора, концепция наступления «Нового Средневековья» свящ. Павла Флоренского выступает альтернативой теории смены культурно-исторических типов О. Шпенглера.

В статьях С. М. Титаренко24 и Е. М. Титаренко25 проводится сравнительный анализ идей немецкого философа и теорий русских мыслителей ХХ столетия.

Первые две публикации рубрики «Отечественная история» продолжают тему «Заката Европы». П. Н. Базанов в статье «Сменовеховцы об Освальде Шпенглере» рассматривает отклик на книгу немецкого мыслителя со стороны Н. Устрялова, идейного лидера сменовеховства — одного из самых экзотических идеологических течений русской эмиграции26.

Д. И. Стогов в статье «Русские консерваторы (предтечи О. Шпенглера) конца XIX — начала XX в. о „закате Европы"»27 отмечает, что вслед за выдающимися русскими

20 Медоваров М. В. Религия и типы мировоззрения в трудах Освальда Шпенглера по истории древнего мира // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 89-108.

21 Панченко А.Б. Теория нации Освальда Шпенглера в контексте дискуссий рубежа XIX-XX вв. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 109-118.

22 Даренский В.Ю. О. Шпенглер как продолжатель идей русской философии // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 119-130.

23 ПавлюченковН.Н. «Закат Европы» и «Новое Средневековье»: по следам осмысления истории О. Шпенглером и П.А. Флоренским // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С.131-145. См. также предыдущие статьи автора по данной теме, опубликованные на страницах «Русско-Византийского вестника»: Его же. О важных направлениях в сравнительном анализе философско-богословских концепций князя Е. Н. Трубецкого и священника П. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 33-57; Его же. Философско-богословское обоснование творчества в работах П.А. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 63-74.

24 Титаренко С.Д. Вячеслав Иванов и Освальд Шпенглер: две модели культуры («Родное и вселенское» и «Закат Европы») // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 146-161.

25 Титаренко Е.М. Образ будущего и кризис культуры: Освальд Шпенглер в свете идей русского космизма (Валериан Муравьев) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 162-174.

26 Базанов П.Н. Сменовеховцы об Освальде Шпенглере // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 175-183. Статья органично продолжает тему русской эмиграции, развиваемую автором на страницах «Русско-Византийского вестника». См., напр.: Его же. Культура русской эмиграции — гордость отечественной истории // Русско-Византийский вестник. 2021. № 4 (7). С. 11-24; Его же. Журнал «Двуглавый Орел» — орган монархической мысли Русского Зарубежья // Русско-Византийский вестник. 2023. № 2 (13). С. 116-126.

27 Стогов Д. И. Русские консерваторы (предтечи О. Шпенглера) конца XIX — начала XX в. о «закате Европы» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 184-196. См. также ранее опубликованные статьи автора: Его же. Славянофильство как идеологическая основа монархического движения начала ХХ в. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С. 192-201; Его же. Отношение к Петру Великому русских монархистов начала ХХ века // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 158-173; Его же. Русские монархисты начала ХХ в. о К.Н. Леонтьеве // Русско-Византийский вестник. 2022. № 4 (11). С. 168-178; Его же. Ф. М. Достоевский и русские монархисты начала ХХ в. // Русско-Византийский вестник. 2022. № 3 (10). С. 107-118; Его же. Русские консерваторы конца XIX — начала ХХ в. об эпохе императора Александра III // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 125-141.

мыслителями XIX в. Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым отечественные консерваторы конца XIX — начала XX в. противопоставляли Россию и Европу. Именно русские правые (А. А. Киреев, Л. А. Тихомиров, В. А. Грингмут, К. Н. Пасхалов и др.) еще задолго до немецкого философа с его книгой «Закат Европы» обращали внимание на грядущее падение Европы и писали об опасности бездумного подражания Западу со стороны России.

М. Г. Талалай и О. Л. Фетисенко в статье «К. Н. Леонтьев в эпистолярной хронике Андреевского скита на Афоне (1871-1874)»28 рассматривают малоизвестную страницу биографии выдающегося русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), «одного из самых самобытных представителей русской мысли»29, философские идеи которого во многом перекликаются с воззрениями О. Шпенглера. Как известно, именно жизнь на Афоне вдохновила Леонтьева на создание его главного теоретического труда «Византизм и Славянство», содержащего схожую со шпен-глеровской культурологическую концепцию30.

Таким образом, как показывает настоящий обзор, «Русско-Византийский вестник» продолжает уверенно развиваться и выходит на новый научно-теоретический уровень, обращаясь не только к отечественной религиозно-философской мысли, но и к выдающимся персоналиям и значимым актуальным идеям зарубежной, в частности, западной консервативной философии. Надеемся, что представленные нашими авторами и подготовленные редакцией к публикации материалы вызовут интерес и будут способствовать дальнейшему изучению затронутых проблем, а также откроют новые перспективы для обогащения русской мысли через осмысление наследия лучших представителей европейского консерватизма — наших идейных союзников и свидетелей в условиях «отмены» России на Западе и формирования мировоззренческих основ дальнейшего развития нашего государства и общества.

Источники и литература

1. Аверинцев С. С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. URL: https://litlife.club/ books/249772/read?ysclid=lsc2irnkz8169157742 (дата обращения: 08.02.2024).

2. Базанов П.Н. Журнал «Двуглавый Орел» — орган монархической мысли Русского Зарубежья // Русско-Византийский вестник. 2023. № 2 (13). С. 116-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Базанов П. Н. Сменовеховцы об Освальде Шпенглере // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 175-183.

4. Базанов П.Н. Культура русской эмиграции — гордость отечественной истории // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 11-24.

5. Базанов П.Н., Вахитов Р. Р., Гаврилов И. Б., Ермишина К. Б., Корольков A.A., Малинов A.B., Медоваров М.В., Тесля A.A., Фатеев В.А. Евразийство: pro et contra. К 100-летию выхода сборника «Исход к Востоку». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2023. № 2 (13). С. 12-52.

28 Талалай М. Г., Фетисенко О. Л. К. Н. Леонтьев в эпистолярной хронике Андреевского скита на Афоне (1871-1874) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 197-217. Наш журнал неоднократно обращался к наследию этого выдающегося философа. См., напр.: Фетисенко О. Л. Афон и его «единство в разнообразии» в социокультурной концепции Константина Леонтьева // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 141-145; Ее же. Петр I и его реформы в восприятии «славянофила на свой салтык» // Русско-Византийский вестник. 2022. № 4 (11). С. 123-128.

29 Шевченко М.М. Возвращение Константина Леонтьева. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник». 2022. № 4 (11). 180 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С. 311-322.

30 См.: Гаврилов И.Б. «Память об Афоне живет в моем сердце». К 185-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева // Научные труды кафедры богословия. Вып. 1. СПб., 2016. С. 126-134.

6. Белукова В. Б., Гаврилов И. Б., Захарова В. Т., Иванов И., свящ, Любомудров А.М., Пак Н.И. «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 50-летию кончины классика литературы Русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 154-166.

7. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста. URL: https://predanie.ru/book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy/ (дата обращения: 08.02.2024).

8. Гаврилов И.Б. «Память об Афоне живет в моем сердце». К 185-летию со дня рождения К. Н. Леонтьева // Научные труды кафедры богословия. Вып. 1. СПб., 2016. С. 126-134.

9. Даренский В. Ю, Дронов И. Е, Ильин Н. П., Котельников В. А., Медоваров М. В., Фатеев В.А., Гаврилов И.Б. Философия Аполлона Григорьева (1822-1864) в контексте русской и европейской мысли и культуры. К 200-летию со дня рождения. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» // Русско-Византийский вестник. 2023. № 3 (14). С. 12-48.

10. Даренский В.Ю., Котельников В.А., Медоваров М.В., Минаков А.Ю., Самуйлов Г.Н., Лебрён Р., Суарес Х.М. Н, Гаврилов И.Б. Жозеф де Местр (1753-1821) и русская мысль: к 270-летию савойского религиозного мыслителя. Материалы Международной конференции научного проекта СПбДА «Византийский кабинет» от 7 ноября 2023 г. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 24-64.

11. Даренский В.Ю. О. Шпенглер как продолжатель идей русской философии // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 119-130.

12. Ермишина К.Б. «Закат Европы» Шпенглера и евразийский «поворот к Востоку»: диалог, заимствование, спор или конфликт мировоззрений? // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 65-88.

13. Иванов И., свящ., Гаврилов И.Б. О IV научно-богословской конференции «Русско-Византийский Логос» 13 сентября 2022 г. // Русско-Византийский вестник. 2023. №4 (15). С. 230-240.

14. Иванов И., свящ., Гаврилов И.Б. О деятельности «Византийского кабинета» в 2022 г. // Русско-Византийский вестник. 2023. № 4 (15). С. 241-259.

15. Иванов И., свящ., Гаврилов И.Б., Титаренко С.Д., Титаренко Е.М., Сокурова О.Б., Маркидонов А.В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-355.

16. Маркидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 504 с.

17. Медоваров М.В. Религия и типы мировоззрения в трудах Освальда Шпенглера по истории древнего мира // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 89-108.

18. Павлюченков Н.Н. «Закат Европы» и «Новое Средневековье»: по следам осмысления истории О. Шпенглером и П. А. Флоренским // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 131-145.

19. Павлюченков Н.Н. О важных направлениях в сравнительном анализе философско-богословских концепций князя Е. Н. Трубецкого и священника П. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 33-57.

20. Павлюченков Н.Н. Философско-богословское обоснование творчества в работах П. А. Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 63-74.

21. Панченко А.Б. Теория нации Освальда Шпенглера в контексте дискуссий рубежа XIX-XX вв. // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 109-118.

22. Ранне А., прот. Нравственное богословие: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 168 с.

23. Сизоненко Д., прот., Кибальниченко С. А., Маркидонов А. В., Титаренко С. Д., Гаврилов И.Б. «Достоевский: Трагедия — Миф — Мистика» Вячеслава Иванова. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник». К выходу нового научного издания монографии В. И. Иванова о Ф. М. Достоевском // Русско-Византийский вестник. 2023. №4 (15). С. 144-175.

24. Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. URL: https://litmir.club/br/?b=240012&p=134 (дата обращения: 08.02.2024).

25. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и закат Европы. URL: https://predanie.ru/ book/183143-osvald-shpengler-i-zakat-evropy/ (дата обращения: 08.02.2024).

26. Стогов Д.И. Отношение к Петру Великому русских монархистов начала ХХ века // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 158-173.

27. Стогов Д. И. Русские консерваторы (предтечи О. Шпенглера) конца XIX — начала XX в. о «закате Европы» // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 184-196.

28. Стогов Д. И. Русские консерваторы конца XIX — начала ХХ в. об эпохе императора Александра III // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 125-141.

29. Стогов Д.И. Русские монархисты начала ХХ в. о К.Н. Леонтьеве // Русско-Византийский вестник. 2022. №4 (11). С. 168-178.

30. Стогов Д.И. Славянофильство как идеологическая основа монархического движения начала ХХ в. // Русско-Византийский вестник. 2023. №4 (15). С. 192-201.

31. Стогов Д.И. Ф.М. Достоевский и русские монархисты начала ХХ в. // Русско-Византийский вестник. 2022. № 3 (10). С. 107-118.

32. Талалай М..Г, Фетисенко О.Л. К.Н. Леонтьев в эпистолярной хронике Андреевского скита на Афоне (1871-1874) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 197-217.

33. Титаренко Е. М. Образ будущего и кризис культуры: Освальд Шпенглер в свете идей русского космизма (Валериан Муравьев) // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 162-174.

34. Титаренко С. Д. Вячеслав Иванов и Освальд Шпенглер: две модели культуры («Родное и вселенское» и «Закат Европы») // Русско-Византийский вестник. 2024. № 1 (16). С. 146-161.

35. Фетисенко О. Л. Афон и его «единство в разнообразии» в социокультурной концепции Константина Леонтьева // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 141-145.

36. Фетисенко О. Л Петр I и его реформы в восприятии «славянофила на свой салтык» // Русско-Византийский вестник. 2022. №4 (11). С. 123-128.

37. Хондзинский П., прот, Гаврилов И.Б., Даренский В. Ю, Павлюченков Н. Н., Фатеев В. А. Александр Матвеевич Бухарев (архимандрит Феодор): pro et contra. К 200-летию со дня рождения. Материалы круглого стола научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» // Русско-Византийский вестник. 2023. №4 (15). С. 10-35.

38. Хондзинский П., прот., Костромин К., прот., Легеев М, свящ, Иванов И., свящ, Оболе-вич Т.С., Маркидонов А.В., Фатеев В.А., Гаврилов И.Б., Медоваров М.В., Тесля А.А. Наследие прот. Георгия Флоровского (1893-1979): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 40-летию кончины выдающегося православного мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 156-175.

39. Хондзинский П., прот., Павлюченков Н. Н., Медоваров М В., Гаврилов И. Б. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского (1882-1937): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет». К 140-летию со дня рождения и 85-летию со дня трагической кончины выдающегося русского мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 24-50.

40. Шевченко М.М. Возвращение Константина Леонтьева. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник». 2022. №4 (11). 180 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 2 (18). С. 311-322.

41. Шпенглер О. Человек и техника. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3131?ysclid=lsd 85q7n6v613814597 (дата обращения: 08.02.2024).

42. Экология культуры: природа и человек в культурно-цивилизационном пространстве: сб. научных трудов / Под ред. О. Б. Сокуровой, М. Н. Цветаевой. СПб.: СПбГУ, 2022. 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.