Научная статья на тему 'Философия даосизма и китайская традиционная медицина'

Философия даосизма и китайская традиционная медицина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4518
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА / ДАОССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДАО / ЦЗИН / ЦИ / ШЕНЬ / ИНЬ / ЯН / CHINESE TRADITIONAL MEDICINE / MODERN MEDICINE / TAOIST PHILOSOPHY / DAO / ZONG / TSI / SHEN / YIN / JAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ван Хайянь

В статье обсуждаются и анализируются культурно-философские основы традиционной китайской медицины, обосновываются принципиальные различия современного и традиционного китайского подхода к человеческому организму, методам лечения и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses cultural philosophical basis of the Chinese traditional medicine. The author analyses the principal differences of modern and traditional Chinese approach to human body and methods of treatment and etc.

Текст научной работы на тему «Философия даосизма и китайская традиционная медицина»

УДК 14 ББК 86.34

Ван Хайянь

Северо-Западный педагогический университет, г. Ланьчжоу, КНР

ФИЛОСОФИЯ ДАОСИЗМА И КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

В статье обсуждаются и анализируются культурно-философские основы традиционной китайской медицины, обосновываются принципиальные различия современного и традиционного китайского подхода к человеческому организму, методам лечения и т.п.

Ключевые слова: китайская традиционная медицина, современная медицина, даосская философия, дао, цзин, ци, шень, инь, ян.

Wang Haiyan

Northwest Pedagogical University, Lanzhou, People's Republic of China

TAOIST PHILOSOPHY AND CHINESE TRADITIONAL MEDICINE

The article discusses cultural philosophical basis of the Chinese traditional medicine. The author analyses the principal differences of modern and traditional Chinese approach to human body and methods of treatment and etc.

Key words: Chinese traditional medicine, Modern medicine, Taoistphilosophy, dao, zong, tsi, shen, yin, jan.

Феномен китайской традиционной медицины (КТМ) в современном модернизированном обществе - не только китайском, но и других развитых стран - вызывает закономерный интерес у исследователей. Он свидетельствует об уникальной живучести традиции, развивающейся на протяжении более двух тысячелетий и остающейся востребованной в наши дни. На наш взгляд, важной составляющей данного феномена является то философское основание, на котором он зиждется, - даосизм. В настоящей статье предлагается рассмотреть связь этого учения, его ключевых понятий с теорией и практикой медицинской традиции в Китае.

В период Чуньцю, по-другому именуемый периодом Вёсен и Осеней (722 - 481 гг. до н.э.), переосмыслив идеи мудрецов древности, легендарный китайский философ Лао-цзы создал «Дао-Дэ цзин» («Канон Пути и Совершенства»). Этот труд признан классическим философским трактатом по даосизму и представляет собой теоретическую систему этого учения, в центре которой - дао (путь, движение), первоисточник мира, его истина и благо, основной закон жизни всего сущего.

В трактате обосновываются натурфилософские и метафизические по своей природе идеи «двойной культивации сердечной природы и жизненности», «гармонии Инь и Ян», «управления недеянием», «гармоничного сочетания твердости и податливости» и т.д., ориентированные на искусство управления государством, военные тактики и телесно-духовное совершенствование и оказавшие большое влияние на китайскую философию, литературу и искусство, науку и технику, медицину и религию. В связи с этим британский ученый Джозеф Нидэм отмечал, что «многие самые примечательные особенности национального характера китайцев происходят от даосского мировоззрения. Оно подобно корням, питающим дерево». Особо отмечено, что «даосская философия является основой китайской науки и техники» [15].

Данная философская система заложила теоретический фундамент КТМ. Тесная связь даосизма и КТМ общепризнанна как исследователями системы научных знаний о дао, так и врачами традиционного направления медицины. Философское учение Лао-цзы и КТМ устремлены к наивысшей цели дао, или «небесного дао», - к достижению гармонии, утверждают первостепенность связи между цзин (всеми видами жидкости организма) и ци (жизненными силами), считают инь-сюнь (следование природе всего сущего во Вселенной, берущей свое начало из рассуждений Лао-цзы о «природе и недеянии» [14, с. 216]) нормой поведения, основываются на гармонической диалектике, превыше всего ценят состояние совершенного спокойствия и переключение мыслей с внешних объектов на внутренние органы при закалке и лечении организма [13, с. 45]. В целом влияние даосского учения отразилось на онтологической, гносеологической, методологической составляющих КТМ как целостной научно-практической системы. Рассмотрим эти аспекты влияния.

Известно, что онтология сосредоточена на принципах устройства бытия, его начале, сущностных формах и свойствах. По этому поводу в «Дао-Дэ цзинь» Лао-цы рассуждает таким образом: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная, лишенная формы! Однако стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преграды. Её можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю её имени. Обозначая иероглифом, назову её «дао» [6, с. 5]. Так, вероятно, впервые в истории Китая была сформулирована высшая онтологическая категория - объективно существующий первоисточник мира и общий закон изменения и развития всего сущего: ничто не противостоит дао - оно возвращается в превращениях и никогда не теряет своего постоянства, при этом исчерпывает беспредельное и проницает во все сущее, иными словами, для Лао-цзы дао имеет природу абсолютного бытия [5, с.182-189].

Последующие китайские мыслители унаследовали идеи Лао-цзы, используя категорию «дао» и связанную с ней систему понятий в других областях знания.

Так, известный мыслитель Чжуан-цзы (IV в. до н.э.) выделил особую функцию ци в жизнедеятельности организма. В книге «Чжуан-цзы» («Знание, путешествуя на север, поднялось вверх по Мрачным водам...») он утверждает: «Жизнью человека является скопление ци: скопление ци - жизнь, рассеивание ци - смерть» [12, с. 21]. Таким образом, согласно взглядам Чжуан-цзы, ци служит основой «дао», что вполне согласуется с трактовкой Лао-цзы: «Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены ци и образуют гармонию» [6, с. 9]. Эти положения - краеугольные камни теории КТМ.

В последующей монографии даосского направления под названием «Гуань-цзы» дао отождествляется с цзин-ци («телесной сущностью - жизненной силой»), где цзин -это порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность; учение о цзин-ци дается в духе монизма [3, с.7]. Таким образом, в даосской философии цзин, ци и шэнь (телесная сущность, жизненная сила и дух) и есть дао - субстанция и корень жизни.

Развивающаяся в это же время КТМ полностью приняла и продолжила на прикладном уровне даосское учение об этих «трех драгоценностях» - цзин, ци и шэнь [10, с.68-69]. Цзин-ци рассматривается как совершенная тонкая субстанция, образующая и обеспечивающая жизненную деятельность. Обратим внимание - в современной медицине понятию ци соответствуют мужское семя и женская яйцеклетка. В КТМ содержание ци гораздо шире: кроме названных, оно включает в себя разные, воспринимаемые визуально виды жидкости организма (кровь, выделения, различные гормоны, наблюдаемые с помощью приборов, др. текучие субстанции, измеряемые методами современной

медицины, соотношение массы и энергии которых - А<1 (цзин, образующийся после рождения), и вещества, которые современная медицина не имеет возможности обнаружить, так как соотношение их массы и энергии - А>1 (цзин, имеющий наследственную природу) [4].

Ци (букв.: газ, воздух, пар, дыхание, эфир), согласно канонам КТМ, образуется из ци, полученного от родителей при рождении, эссенции еды и воды, а также природного воздуха путем физиологического синтеза [4]. Такое ци отличается по химическому составу от типичного газа в современном медицинском понимании, например, кислорода, диоксида углерода. Под ци в КТМ можно понимать не наблюдаемую имеющимися научно-техническими средствами «жизненную силу». Подобно явлению цзин, ци тоже бывает врожденным и приобретенным. В таком разделении можно найти параллель с современным медицинским понятием генома.

Кроме функции размножения, связанной с ци, основное различие между цзин и ци заключается в генерации последнего из первого и его подвижности, поэтому его труднее исследовать. Взаимосвязь между цзин и ци Лао-цзы объясняет соотношением бытия и небытия: «Полезность (чего-либо) имеющегося (бытия) зависит от пустоты (небытия)» [6, с. 3]. Цзин является бытием, выступает субстанциальной опорой для производства ци. Фактически же функционирует «небытие» - ци (жизненная сила). Только после превращения цзин в ци все его виды станут составной частью жизни. В китайской медицине очень ценно функционирование ци, с чем связано много теорий: так, меридианы и коллатерали в рефлексотерапии представлены совокупностью сосудов, нервов и являются каналами движения жизненных сил - ци. Ци в человеческом организме, даже в виде газообразной субстанции, почти не рассматривается в современной медицине: признается, что в нескольких органах человека существует некий газ; кроме того, во время чревосечения воздух, попадающий внутрь человека, не вредит здоровью. Это служит доказательством того, что внутреннее пространство организма не является запретной зоной для воздуха, и это очевидный факт. Немецкий мыслитель Гегель утверждал: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» [1, с.140]. С поправкой на его идеализм, заметим: вполне «рационально» утверждать, что газ (воздух) внутри человека присутствует не просто так - он определенно функционален. Поэтому даже с точки зрения современной медицины имеет смысл изучать это объективно существующее явление. Результаты такого исследования, возможно, прольют свет на реальное присутствие и природу ци в организме человека с позиций современной науки.

В КТМ есть еще одно важное понятие - шэнь, имеющее как узкое, так и широкое значение. В узком смысле под ним подразумевается человеческая воля, мысль. В широком же смысле шэнь - главная духовная сила человека, управляющая его жизненной деятельностью и внешним отражением последнего, то есть сознание, причем сюда также включают взгляд, мимику, темперамент и т. д. Цзин и ци являются материальной основой образования шэнь. Все они подразделяются на врожденные и апостериорные. Их взаимодействие можно представить следующим образом:

Шэнь

Еда. зсда

воздух прличнтдт^ Цзк

Ци

превращает

Учение о цин, ци и шэнь составляет теорию о жизненном материале и функциональной деятельности человеческого тела, также является основой гносеологии и методологии КТМ.

Прежде всего, согласно метафизическим философским взглядам Лао-цзы, мир познаваем, путь познания - дао. В «Дао-Дэ цзин» присутствует следующее важное положение: «Дао может быть выражено словами, но оно не есть постоянное дао. Имя может быть названо, но оно не есть постоянное имя» [8]. Отметим, что последнее толкование этой сентенции китайскими учеными отличается от предыдущих: «Дао, которое может быть названо, не есть постоянное дао; имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя» [5, с. 1]. То есть дао существует в определенных образах, изменчивых и индивидуальных для каждого человека. Законы бытия можно познать и постичь в живой непосредственности опыта. Суждение об «имени», на наш взгляд, сводится к тому, что каждый может иметь свое восприятие происходящего и соответственно по-разному его оценивать. При этом когнитивные методы, используемые людьми, могут быть у каждого свои. КТМ считает обязательным индивидуальный подход к человеческому организму: живой непосредственный опыт врача традиционного направления позволяет объективно оценивать состояние пациента на каждом этапе течения болезни и проводить необходимое лечение.

Изучающая возможности познания мира даосская гносеология нашла отражение в китайской традиционной диагностике. Безусловно, в КТМ и современной медицине есть общие подходы и понятия, используемые при диагностике: симптом, под которым подразумевается внешний признак проявления болезни, влекущий (иногда искаженное) представление о заболевании; болезнь, то есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма, влияющая на продолжительность жизни; гомеостаз, или саморегуляция организма, по-другому способность координировать физиологические процессы, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма [2, с. 584].

Однако в КТМ существует уникальное понятие - чжэн. Болезнь и чжэн являются способами познания сущности заболевания. Разница между ними состоит в том, что чжэн есть обобщение показателей определенного периода развития заболевания -причин, локализации и особенностей заболевания - в какой-то период его развития. Болезнь же отражает основное противоречие всего процесса заболевания, а чжэн -главное противоречие данного момента. Чжэн характеризуется индивидуальной разнотипностью, обладает протяженностью во времени, пространстве, динамичностью и выявляет органы, функции которых были нарушены в большей степени, потому в КТМ очень серьезно относятся к индивидуальному подходу при диагностике. Диагноз ставится путем разграничения болезни и чжэн. Отсюда на разных этапах лечения, с учетом чжэн, процентное соотношение и виды назначенных лекарственных трав в рецептуре постоянно изменяются в соответствии с состоянием больного, ходом развития болезни, возрастом и полом.

Даосская гноселогия постигает человеческий организм как единое целое (чжен-ди) и применяет диалектическую диагностику и лечение в зависимости от синдромов (бинь-чжэн). Поэтому вполне можно утверждать, что КТМ лечит пациентов системно - через частности (чжэн), организующие гармонию целого, что есть наивысшая цель дао.

Главная же задача современной медицины, на наш взгляд, заключается в поиске причины заболевания - к примеру (при наличии инфекционного заболевания), конкретных бактерий и вирусов, выявляемых посредством анализов. При этом людей,

заболевших одной болезнью, лечат преимущественно одинаково, по одной схеме, ориентируясь на ее причину: объектом лечения в современной медицине является часть организма, пораженная болезнью, а не весь организм в целом.

Два положения даосской философии, оказавшие большое влияние на методологию КТМ, сформулированы Лао-цзы в «Дао-Дэ цзин»: 1) «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа» [6, с. 9]; 2) «Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе» [6, с. 2]. Первое положение всегда считали ключевой формулой космогонического учения, изложенного в трактате «Дао-Дэ цзин» [7, с. 229]. Оно не только объяснило первоисточник Вселенной, но и сформулировало закон всеобщей взаимосвязи сущего и её неоднородность. Дао в соответствии со своими законами преобразовывалось в состояние хаоса, в котором «родились» ци Инь и ци Ян. После соединения и взаимодействия они «родили» ци гармонии. Ци Инь, Ян и гармонии в совокупности «родили» все сущее.

Согласно второму положению, внутренние составляющие части и элементы явлений и вещей взаимосвязаны, все явления и предметы также связаны друг с другом. Весь мир является органическим единством, находящимся во всеобщей взаимосвязи, потому все должно рассматриваться, анализироваться сквозь призму взаимообусловленности. Ввиду многообразия сущего в мире связи между его проявлениями тоже самые разнообразные. Опираясь на обстоятельственную связь существования и развития, все вокруг меняется во времени, пространстве и условиях. Так размышления Лао-цы о законах образования и развития всего сущего тонко обобщили закономерность жизни, и «учение о природе дао» раскрыло свойства всего сущего во Вселенной с позиции пантеистического мировоззрения древности.

Относительно китайской медицины значение этих двух положений заключается в следующем: во-первых, КТМ приняла даосскую онтологию и монистический взгляд на дао - была создана целая теоретическая система о жизни человека: космос является целостным единством, из которого и появилось человечество. Как бы ни был сложен человеческий организм, он построен так же, как и Вселенная, по одним законам. В древних обществах по понятным причинам научное исследование человеческого организма было невозможным, но даосская философия на основе наблюдения и анализа окружающего мира сделала возможным дедуцировать структуру и механизм функционирования человеческого тела, и не только это.

В сфере методологии КТМ обращает большое внимание не только на внутреннее единство человеческого организма, (например, в процессе лечения растяжения шейных жил иглоукалыванием врач воздействует на жэньчжун -точку на вертикальной борозде верхней губы; при лечении бессонницы - на ноги [9, с.8]), но и на связь человеческого тела с окружающей средой (например, во время принятия китайских лекарств необходимо соблюдать ограничения в еде; занятия цигун (особая гимнастика, искусство применения энергии ци для оздоровления организма), требуют сообщения ци с внешним миром) [11, с.8].

Итак, в КТМ человек рассматривается как органическое целое. На ходе заболевания сказываются как внутренние, так и внешние факторы (психологическое, физиологическое состояние, окружающая среда и др.), то есть болезнь связана с целостным человеческим телом в полном контексте его жизнедеятельности.

Комплексный анализ пациента предполагает внешний осмотр, прослушивание (аускультацию), опрос (анамнез) и исследование пульса, для того чтобы определить характер заболевания и стадии его развития. Большинство рецептур лекарств, используемых в КТМ, являются сложными. Рецепт изготовления одного лекарства

может включать несколько ингредиентов, содержащих, в свою очередь, множество составляющих: фармакология и механизм создания лекарств очень сложны и учитывают весь ход болезни и состояние организма на каждом ее этапе. Главными ограничениями эффективности лечения являются квалификация врачей и сложность рецептуры лекарственных средств. Надо сказать, имели место и заблуждения по поводу медленного, исключительно пролонгированного, действия китайских лекарственных средств, что на самом деле не соответствует действительности.

С позиций КТМ, современная медицина характеризуется однотипностью схем лечения, но при этом быстрой эффективностью в отношении купирования симптомов. Она в основном ориентирована на облегчение физического состояния пациента, а не на «радикальные» приемы лечения: то есть либо купирование патологических изменений отдельных пораженных болезнью органов, вызванных определенными вирусами, бактериями (причем сохраняется возможность повторного заражении), либо исцеление ценой нанесения вреда другим органам. Современная медицина основывается на атомизме, начиная лечение с уничтожения и подавления болезнетворных микроорганизмов, пораженных клеток и т. п. Такой подход оптимален в экстренных случаях. КТМ же проводит системный анализ всего организма, цель которого - восстановление равновесия жизненных сил и энергий. Как видно, современная медицина и КТМ принципиально отличаются методами исследования и подходами к лечению.

Диалектический подход в КТМ берет начало в учении Лао-цзы: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает зло» [6, с.1]. Великий мудрец указал на дуальность сущего, именно в процессе взаимодействия противоположностей определяется характеристика явления или вещи. Нужно отметить, что диалектика Лао-цы отличается от «диалектики противоречий», согласно которой они в отношениях и противостояния, и единства. Сосуществуя, противоположности достигают единства во время «борьбы», а диалектика Лао-цзы ценит именно гармонию двух сторон сущего: одна сторона служит предпосылкой существования другой, и они могут трансформироваться друг в друга - сущее и несущее не противостоят друг другу, что создает равновесие. С точки зрения КТМ, заболевание является нарушением гармонии человеческого организма. Цель лечения - восстановление равновесия Инь и Ян.

При сравнении методов лечения КТМ и современной медицины глубже понимается суть диалектики Лао-цы. Так, самым популярным методом лечения рака в современной медицине является химическая терапия, то есть процесс уничтожения раковых клеток, сопровождающийся гибелью части здоровых, что предполагает последующее их восстановление. В этом процессе не учитываются собственные ресурсы организма, хотя экспериментально было доказано, что в клетках человеческого тела присутствует cAMP (циклический аденозинмонофосфат), имеющий очень интересную и важную способность превращать раковые клетки в здоровые [16].

В КТМ первой задачей лечения является определение дисбаланса между ци Инь и ци Ян, так как дефицит одного из них приводит к раку. Согласно принципу распознавания болезни и чжэн, требуется или пополнить недостающую часть жизненной силы, или уменьшить её. Если нет возможности этого сделать, надо стремиться к долговременному сосуществованию ци Инь, ци Ян и болезни. Таким образом, еще одна дифференциальная характеристика КТМ и современной медицины заключается в стремлении к гармонии энергий первой и к прямому уничтожению возбудителей болезни второй.

Приведенный выше анализ показывает, что даосизм стал философской базой КТМ, руководством в практике, оказав большое влияние на ее методологию и теорию. Преимущество философии даосизма для КТМ относительно других древних китайских философских учений заключается в его соответствии законам развития природы (как их понимала древняя натурфилософия). В древнем Китае, когда массовые эмпирические опыты стали нуждаться в теоретических обобщениях, именно даосская философия взяла на себя эту функцию. Так, с учетом прогрессивных изысканий других философских школ был заложен теоретический фундамент КТМ, давший толчок ее развитию. В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что адекватное понимание принципов КТМ без глубокого понимания основ даосской философии затруднительно.

Список литературы

1. Ван Вэйдун, Ли Ху. Анализ «Что действительно, то разумно» //Вестник Нинсяского педагогического университета (Общественные науки) - 2013. - Т. 34. - № 1. - C.140-141.

2. Веселкин П.Н. Болезнь // Большая медицинская энциклопедия в 30-ти т./ Гл. ред. Б.В. Петровский. 3 изд. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 3. - 636 с.

3. Гуань-чжун: «Гуань-цзы»/ пер. Лю Луаньцзяо - Пекин: Чжунхуа, 2016. - 368 с.

4. Да Цзян: Китайская традиционная медицина, европейская медицина и цзин, ци, шэнь в даосской философии - специальный раздел Блог-Китай. - 2016. URL: http://djdqdjdq.blogchina.com/3031876.html (Дата обращения 08.12.2018)

5. Кузьменко Г.Н. Философия здоровья: влияние традиции на современную государственную политику КНР в области здравоохранения //Социальная политика и социология - 2015. - Т. 14. - № 6(113) - С.183-189.

6. Лао-цзы: Дао-Дэ цзин / пер. Ян Хин-шуна - М: Мысль,1972. - 16 с.

7. Лао-цзы: Дао-Дэ цзин / пер. В.В. Малявина - М.: Астрель, 2002. - 541 с.

8. Лю Юнминь. Китайская традиционная медицина и даосизм/ Видеозанятия on-line, Ланьчжоуский университет. - 2016. URL:https://www.baidu.com/link?url=2GpByUYJ tItKukx3vRGsUTKgOoSlcpJvVlQ9sgdYf7oOQnOifSFseiSUrm9Io1Br2s0PFE2q9ITgg NvqvnscfiEe9oopbV0RwzsPzW-3fK&wd=&eqid=a687fd240004e903000000065bf8ff4f (Дата обращения 08.12.2018)

9. Моучан Ю. Европейская и китайская медицины: две философии и две культуры// Вестник Чжэнчжоуского института легкой промышленности (Общественные науки). -2012. - Т.13. - №3. - C. 7-12.

10. Цзю У Культурные корни даосской философии и китайской традиционной медицины // Религия Китая. - 2015. - №7. - С. 68-69.

11. Чжан Цзиньсинь, Хоу Сяньпин, Чжао Хуэй, Хоу Инжун, Ю Фанфан. Первоначальное исследование теорий о сезонном питании жизни/ Клиническое исследование китайской медицины. CJCM. - Т.10. - №29. - С. 7-9.

12. Чжуан Чжоу: Чжуан-цзы /Пер. Фан Юн. - Пекин: Изд-во: Чжунхуа, 2015. - 591 с.

13. Чэн Хунсинь. Основные теории китайской медицины. - Шаньдун: Изд-во: Китайская медицина и травление - 2016. - 216 c.

14. Чжан Юцай Мысли "Природа" и "Инь-сюнь" и их экологико-этническое содержание / Чжиши провинции Хэйлунцзяна. 2015. - №7. - C. 216-219.

15. Энциклопедия Байду / Даосская философия URL: http://www.baidu.com/link? url=AJ4qmRdyDlvu3vKLhXXmdPMdig2kNK9zDSYDhQfftKkPNf_u_IlWo6vy_ Tjq8JwBnW20w0RMnQNYxEts7_ucA6T5GPNmH9XNWRz47QNxni&wd=&eqid=d74 6fe520001a48f000000065bb48b7e (Дата обращения 08.12.2018.)

16. Энциклопедия Байду / CAMP (Cyclic Adenosine monophosphate) URL: https://baike.baidu.com/item/cAMP/13840883?fr=aladdin (Дата обращения 08.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.