УДК 008.001.14
ФИЛОСОФИИ ЭКРАНА КАК ПУТЬ К ОТКРЫТИЮ И РАЗВИТИЮ НОВОЙ ЭКРАННОЙ ФИЛОСОФИИ
© Алексей Анатольевич РЯЗАНЦЕВ
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, г. Москва, Российская Федерация, кандидат философских наук, преподаватель, e-mail: [email protected]
Актуальность статьи определяется тем, что в современной науке не существует как таковых исследований, которые бы раскрыли новое явление, не переведенное на язык философии и культуры -экранную философию. Необходимость такого исследования обостряется в связи с кризисом культуры, сложностью и противоречивостью ряда социальных и культурных вопросов.
Ключевые слова: экранная философия; культурные ценности; общество; философия культуры; личность.
Начиная нашу статью с определения терминологии, отметим, что под словом «экран» традиционно подразумевается принципиально новая парадигма коммуникации, которая начала свое развитие с конца XIX в. и получила свое определение как экранная культура. Один из современных ученых, доктор философских наук П.К. Огурчиков выделяет два основных периода, посвященных проблеме исследования экранной культуры:
1) гуманитарные проекции данной проблематики, относящиеся к периоду до 1980 г.;
2) рассмотрение экранной культуры в ракурсе развития электронно-вычислительных и коммуникативно-технических средств [1].
Согласно мнению указанного выше ученого, первый период дает возможность увидеть ряд проблем, связанных с современной экранной культурой в социокультурном контексте. Второй период целостно обобщен и подробно представлен в исследовании «Новые аудиовизуальные технологии» под редакцией К.Э. Разлогова. Безусловная целостность и всеохватность данной работы позволяет увидеть путь от письменной к современной экранной культуре, являющий своего
рода «компьютерную страницу экрана», которая по сути превращается в «трансформированную книжную культуру, современный итог эволюции книги» [2, с. 10].
К. Э. Разлогов подробно анализирует компьютерные технологии, которые превращаются в необходимое логическое звено в эволюции культуры. По мнению К.Э. Разлогова, компьютер же, в данном случае, становится феноменом культуры: «...Наряду с двумя традиционными типами культуры -личным контактом (культурой непосредственного общения - базовым слоем человеческой цивилизации) и книжной культурой - на наших глазах складывается третий тип культуры, а именно, экранная культура. Складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос» [2, с. 11].
Как справедливо отмечает П.К. Огурчиков, представителем первой приведенной выше точки зрения можно назвать авторский коллектив фундаментального труда под редакцией К.Э. Разлогова: О.В. Грановскую, ЕВ. Дукова, Я.Б. Искевича, Н.П. Петрову,
А.В. Прохорова, П.Г. Сибирякова, В.В. Тарасенко, Н.Ф. Хилько. Согласно их мнению, «экранная или аудиовизуальная («звукозрительная») культура - новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную)».
Доктор искусствоведения К. Э. Разлогов отмечает: «Родовым качеством аудиовизуальной культуры является ее зависимость от технических изобретений, их совершенствования и соответствующей индустрии» (см.: [2, с. 12]).
Трудно не согласиться с автором исследования в том, что информационный космос требует соответственных новых масштабов адаптации к себе человека, что определяет зависимость экранной культуры и от социума, и от технологий. Однако мы не склонны рассматривать все компьютерные технологии, которые имеют экран в качестве экранной культуры. На наш взгляд, интеллектуальная и духовная составляющая в понятии экранной культуры незаслуженно удалена на второй (а иногда и более дальний) план исследования, что, собственно, и породило к жизни наш термин - экранная философия.
Последнее слово этого понятия подчеркивает именно форму духовной деятельности, которая направлена на постановку, анализ и решение поставленных мировоззренческих вопросов. Последние, в свою очередь, связаны с определением человеком своего места в мире и места окружающего мира в своем внутреннем пространстве.
Отметим также, что слово «философия» в предлагаемом нами понятии «экранной философии» подчеркивает необходимый для экрана аспект мудрости, издревле присущий именно философии и не всегда характерный для современной экранной продукции. Отметим также, что для определения соотношения экранной философии с другими понятиями нужно определить, что же собой представляет предмет ее исследования. Как известно, природу сделали предметом изучения непосредственно философии древнегреческие натурфилософы. Позднее предметом философских исследований стали природа, общество, социум и человек в сложных переплетенных между всеми этими нередко трудно сочетаемыми категориями и явлениями соотношениях. Добавим к этому лишь то, что
предметом исследования экранной философии, на наш взгляд, должны стать «запечатленные на экране» взаимоотношения человека с природой, обществом и культурой, которые пропущены сквозь призму собственного мировосприятия и духовно обогащены.
Отметим также, что наше понятие новое, ранее никем не рассмотренное, несмотря на то, что философия закрепила в духовной культуре человека рефлективное начало, переплетенное с духовным. Таким образом, в отличие от непосредственно «технологического» понятия экранной культуры, которая подчеркивает его эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, экранная философия призвана интеллектуально обогатить современное общество и культуру.
На наш взгляд, философия экрана, еще не закрепившись в предлагаемом нами понятии, давно уже формировала и продолжает формировать некий новый стиль мышления и восприятия экрана, который определяет положение человека в мире, его ответственность перед собой и перед миром, а также необходимость постоянного самосовершенствования.
Как известно, в современных культурах непосредственно философия является одной из форм общественного сознания, которая выполняет синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре и оказывает влияние на психологию современного человека. Экранная философия, на наш взгляд, является одной из форм современной культуры и направлена на то, чтобы освободить человеческое мышление от стереотипов, ложных схем восприятия, а также многообразных манипулятивных ловушек, которыми наполнена современная экранная культура.
Современная экранная философия, таким образом, преследует следующие задачи:
- освободить внутренний мир человека от экранной фальши и банальности;
- воспитать сознание, предполагающее ответственность перед лицом глобальных социальных и культурных проблем, от которых зависит выживание человечества;
- помочь формировать гуманную психологию человеческих взаимоотношений;
- помочь экранной культуре подняться на новую более высокую планку своего существования;
- определить приоритеты, цели и направления в решении социально-значимых и духовно-насущных проблем современной культуры, искусства и философии.
Как известно, традиционные разделы философии исследуют бытие (онтология, от греч. ontos - сущее, logos - учение); познание (эпистемология, от episteme - размышляю), формы мышления (логика) и гармоничное строение мира (эстетика). На наш взгляд, экранная философия включает в себя указанные выше разделы, добавляя к ним психологию (поскольку на экране неизбежно отражаются все нюансы человеческих взаимоотношений), культурологию, непосредственно информационные технологии.
Таким образом, глобальное информационное пространство, несмотря на свои все расширяющиеся технологические возможности, должно оказаться бессильным перед лицом новой, противостоящей ему по степени позитивности, духовности и высокой культуры реализации - экранной философией. Последняя не противопоставляет себя непосредственно экрану как технологической глобальной перспективе, но гармонизирует, контролирует и одухотворяет его.
Размышляя о том, каковы могут быть основные направления в экранной философии, вкратце охарактеризуем историческую традицию и наметим перспективы. Как известно, на протяжении веков темы философских рассуждений менялись в ходе развития человеческого общества, причем были они следующими:
- природа;
- космогонические и космологические вопросы, в т. ч. строение мира, Земли, Солнца, звезд;
- первые попытки сведения всех знаний воедино;
- включение в вопросы философских исследований вопросов общественной жизни людей;
- пересечение философии с политической проблематикой и правовым устройством;
- социальная философия.
Отметим также, что конкретизация специфической проблематики философской науки привела в ходе ее развития к разделению в философии различных сторон в качестве самостоятельных наук, которые впоследствии отдалились от философии вслед-
ствие неточно сформулированных понятий и предмета исследований, а также недостатка конкретных знаний.
Свойственны были истории философской науки и попытки превратить философию в особую, стоящую над всеми другими науками, иными словами, «науку наук», которая претендовала бы на исключительное место среди разных областей научного знания. Одним словом, за многие периоды своего существования философия исследовала все основные вопросы бытия, природы, смысла истории со всеми ее закономерностями, а также проблему отношения мышления к бытию, сознания к материи. Известно, что с последним вопросом было связано разделение философии на два противоположных направления - на материализм и идеализм, а промежуточное положение между ними предстояло заполнить дуализму.
Отметим также, что невозможно исследовать специфику философии без обращения к истокам философского мышления, к мифологии, которая являлась формой общественного сознания, характерной для ранних стадий общественного сознания, своего рода способом познавания мира. Стоит подчеркнуть, что этот способ познания был типичен для ранних стадий общественного развития, однако, на наш взгляд, не вполне точно рассматривать миф только как раннюю форму духовной культуры человека.
По нашему мнению, мифология компилирует и заключает в свои традиции культуру, основы различных верований, политических взглядов, искусства, философии, а также экранные традиции. Поэтому при рассмотрении экранной философии как таковой мы планируем уделить существенное внимание экранной мифологии как одной из граней этого всеобъемлющего понятия.
Мы считаем, что именно мифология, запечатленная на экране, раскрытая им и создающая таким образом новую философию, являет собой некое новое целостное миропонимание, в котором различные представления подобно калейдоскопу открывают нам новые грани современной образной картины мира. Последняя сочетает в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции, компьютерные технологии и высоко художественное экранное творчество.
Отметим также, что в процессе исследования путей ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные философией экрана, нами были выявлены следующие:
- создание новой экранной мифологии;
- активное навязывание зрителям экраном образов социальной значимости и престижности и закрепление их разными способами;
- предложение зрителю различных форм мировоззрения, где освоение мира осуществляется через познание некоего потустороннего или сверхчувственного мировоззрения;
- активное насаждение в культуру и сознание зрителей тех или иных социально и культурно значимых ритуалов и др.
Нам бы хотелось, чтобы исследуемая нами экранная философия объединяла людей, по словам Пифагора, стремящихся к высшей мудрости и правильному образу жизни, у которых реальное познание окружающего мира и открытость по отношению к нему не вытеснено мертвыми компьютерными технологиями, а фантастический вымысел не превращен в некоторые модные сегодня постмодернистские «энергетические» концепции.
Согласно нашей концепции, экранная философия стремится компилировать жизненно важные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы с образными освоением действительности и созданием творческой, открытой к движению и развитию картины мира. Подобное экранное философское
мышление призвано воплотить в себе стремление к интеллектуальному освоению мира не как массу сведений, а желание понять мир как целостный, образный и гармонично развивающийся. Одним словом, экранной философии предстоит стать истинно мудрой не как однозначно сложившейся и запечатленной одним или несколькими исследованиями, а как стремящейся к поиску и приобщению к мировому культурному творчеству, впитавшей в себя мудрость и величие мировой философии.
Надеемся, что наше исследование внесет свой скромный вклад в последний обозначенный нами пункт умозаключений, поможет формированию критериев истинности, форм деятельности, ведущих к преобразованию мира, а также поможет в интеграции всех форм человеческого опыта, как практического, познавательного, так и творческого, эмоционального, личностного. Все это, на наш взгляд, поможет становлению и развитию гармоничной и сбалансированной общественной жизни, скорректирует существующий на сегодняшний день поход к философским исследованиям.
1. Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология. М., 2007.
2. Новые аудиовизуальные технологии. М., 2005.
Поступила в редакцию 5.06.2012 г.
UDC 008.001.14
PHILOSOPHY OF SCREEN AS A WAY TO DISCOVERY AND DEVELOPMENT OF NEW VISUAL PHILOSOPHY
Aleksey Anatolyevich RYAZANTSEV, All-Russian State University of Cinema named after S.A. Gerasimov, Moscow, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Lecturer, e-mail: [email protected]
The relevance of the article is determined by the fact that screen philosophy, a new phenomenon not yet translated into the language of philosophy and culture, has not been seriously investigated so far. Nevertheless, the necessity of such investigation has been getting more and more acute due to the crisis of the culture, the complexity and ambiguity of some social and cultural issues.
Key words: screen philosophy; cultural values; society; philosophy of culture; personality.