Научная статья на тему 'ФИЛОЛОГИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ'

ФИЛОЛОГИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
филология / теоретическая и прикладная лингвистика / литературоведение / речевая коммуникация / лингвокультурология / лингвоэкология / лингвистика информационно-психологической войны / литературная регионалистика / буниноведение / русский язык как иностранный / philology / theoretical and applied linguistics / literary criticism / speech communication / linguoculturology / linguoecology / linguistics of information-psychological war / literary regionalism / Ivan Bunin studies / Russian as a foreign language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анисимова Евгения Евгеньевна, Веренич Татьяна Константиновна, Евсеева Ирина Владимировна

В статье анализируются ключевые направления развития филологической науки в Сибирском федеральном университете, который был создан в 2006 году. Филологические достижения ученых Института филологии и языковой коммуникации, безусловно, восходят к научным изысканиям и традициям, заложенным филологами Красноярского государственного университета, который выступил базой создания федерального вуза. В работе основной упор сделан на характеристику современного состояния филологической науки в СФУ, ориентированной на решение теоретических и прикладных проблем лингвистики и литературоведения. Лингвистика в СФУ направлена в большей степени на решение проблем междисциплинарных наук — когнитивной и социои психолингвистики, лингвокультурологии, дискурсологии. Особое внимание уделяется проблемам речеведения и экологии языка. Активно развивается новое научное направление — лингвистика информационно-психологической войны. Область научных интересов литературоведов СФУ связана с проблемами сюжетной типологии, литературного канона, жанрологии, социологии литературного развития, регионалистики, компаративистики русской и западных литератур. Одним из важнейших направлений красноярских филологов является ориентация на лингво-дидактическую деятельность — обучение русскому языку как иностранному. С целью продвижения и популяризации русского языка и культуры среди иностранных граждан в России и за рубежом в СФУ был создан Центр открытого образования на русском языке «Сибирь.ру».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анисимова Евгения Евгеньевна, Веренич Татьяна Константиновна, Евсеева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOLOGY AT THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY: THE PRESENT CREATES THE FUTURE

Th e article analyzes the key directions of the development in philology (i.e. language and literature studies) at the Siberian Federal University, which was established in 2006. Th e philological achievements of the School of Philology and Language Communication scholars undoubtedly go back to research and traditions laid down by the scholars of Krasnoyarsk State University, which served as the base for the foundation of a federal university. Th e main emphasis in the article is made on the characterization of the current state of philological scholarship at the university, focused on solving theoretical and applied problems of linguistics and literary criticism. Linguistics at SibFU is aimed mostly at solving interdisciplinary problems of cognitive linguistics, sociolinguistics, psycholinguistics, linguoculturology, and discourse studies. Particular attention is paid to the problems of speech and language ecology. Th e university actively develops a new area of studies, the linguistics of informational psychological war. Th e area of interests of SibFU literary scholars is related to the problems of plot typology, literary canon, genre studies, sociology of literary evolution, regional studies, comparative studies of Russian and foreign (Western) literature. One of the most important directions of Krasnoyarsk scholars is their orientation towards linguistic and didactic activities, teaching Russian as a foreign language. In order to promote and popularize the Russian language and culture among foreign citizens in Russia and abroad, Russian Open Education Centre “Sibir.ru” was established at SibFU.

Текст научной работы на тему «ФИЛОЛОГИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ»

^^^ [языки и культура]

Е. Е. Анисимова, doi: 10.24412/1811-1629-2021-4-108-120

Т. К. Веренич, И. В.Евсеева

ФИЛОЛОГИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ

EVGENIIA E. ANISIMOVA, TATIANA K. VERENICH, IRINA V. EVSEEVA PHILOLOGY AT THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY: THE PRESENT CREATES THE FUTURE

Евгения Евгеньевна Анисимова

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и литературоведения

► eva1393@mail.ru

Татьяна Константиновна Веренич

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка как иностранного

► tverenich@mail.ru

Ирина Владимировна Евсеева

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и речевой коммуникации ► ivevseeva@yandex.ru

Институт филологии и языковой коммуникации ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 82А

Evgeniya E. Anisimova, Tatiana K. Verenich, Irina V. Evseeva

School of Philology and Language Communication, Siberian Federal University 82A, Svobodny Pr., Krasnoyarsk, Russia, 660041

В статье анализируются ключевые направления развития филологической науки в Сибирском федеральном университете, который был создан в 2006 году. Филологические достижения ученых Института филологии и языковой коммуникации, безусловно, восходят к научным изысканиям и традициям, заложенным филологами Красноярского государственного университета, который выступил базой создания федерального вуза. В работе основной упор сделан на характеристику современного состояния филологической науки в СФУ ориентированной на решение теоретических и прикладных проблем лингвистики и литературоведения. Лингвистика в СФУ направлена в большей степени на решение проблем междисциплинарных наук — когнитивной и социо- и психолингвистики, лингвокультурологии, дискурсологии. Особое внимание уделяется проблемам речеведения и экологии языка. Активно развивается новое научное направление — лингвистика информационно-психологической войны. Область научных интересов литературоведов СФУ связана с проблемами сюжетной типологии, литературного канона, жанро-логии, социологии литературного развития, регионалистики, компаративистики русской и западных литератур. Одним из важнейших направлений красноярских филологов является ориентация на лингво-дидактическую деятельность — обучение русскому языку как иностранному. С целью продвижения и популяризации русского языка и культуры среди иностранных граждан в России и за рубежом в СФУ был создан Центр открытого образования на русском языке «Сибирь.ру».

Ключевые слова: филология; теоретическая и прикладная лингвистика; литературоведение; речевая коммуникация; лингвокультурология; лингвоэкология; лингвистика информационно-психологической войны; литературная регионалистика; буниноведение; русский язык как иностранный.

The article analyzes the key directions of the development in philology (i.e. language and literature studies) at the Siberian Federal University, which was established in 2006. The philological achievements of the School of Philology and Language Communication scholars undoubtedly go back to research and traditions laid down by the scholars of Krasnoyarsk State University, which served as the base for the foundation of a federal university. The main emphasis in the article is made on the characterization of the current state of philological scholarship at the university, focused on solving theoretical and applied problems of linguistics and literary criticism. Linguistics at SibFU is aimed mostly at solving interdisciplinary problems of cognitive linguistics, sociolinguistics, psycholinguistics, linguoculturology, and discourse studies. Particular attention is paid to the problems of speech and language ecology. The university actively develops a new area of studies, the linguistics of informational psychological war. The area of interests of SibFU literary scholars is related to the problems ofplot typology, literary canon, genre studies, sociology ofliterary evolution, regional studies, comparative studies of Russian and foreign (Western) literature. One of the most important directions of Krasnoyarsk scholars is their orientation towards linguistic and

didactic activities, teaching Russian as a foreign language. In order to promote and popularize the Russian language and culture among foreign citizens in Russia and abroad, Russian Open Education Centre "Sibir.ru" was established at SibFU.

Keywords: philology; theoretical and applied linguistics; literary criticism; speech communication; linguoculturology; linguoecology; linguistics of information-psychological war; literary regionalism; Ivan Bunin studies; Russian as a foreign language.

Из истории создания Сибирского федерального университета

Первый федеральный университет в России — «Сибирский федеральный университет» (далее — СФУ) был основан осенью 2006 года. Его создание тогда достаточно бурно обсуждали в средствах массовой информации. Затрагивалось буквально всё, от названия такого вуза до места его расположения: помимо Красноярского госуниверситета на статус федерального претендовали госуниверситеты других крупных сибирских городов — Новосибирска и Томска. Однако выбор пал на Красноярск и, наверное, не случайно.

Красноярск — это не только крупнейший деловой, промышленный и культурный центр Восточной Сибири, не только административный центр второго по площади субъекта РФ, где находится географический центр России (в окрестностях озера Виви в Эвенкии1), который простирается от севера до горных районов Южной Сибири поч-

ти на 3000 км. Красноярский край занимает одно из ведущих мест в России по обеспечению водными и биоресурсами, по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых. Кому как не людям, живущим на данной территории, изучать эти ресурсы.

Первый федеральный университет (см. фото 1) был создан в крае, который сложен для проживания в силу суровых климатических условий и где многое еще предстоит открыть, дать научное обоснование использованию природных ресурсов региона, создать новые технологические решения для строительства предприятий на территории севера. Помимо важных научно-прикладных задач, направленных на технологическое и экономическое развитие Красноярского края, ценность представляет изучение нематериального наследия — описание и объяснение этно- и лингвокультурных особенностей народов, населяющих край, для сохранения духовной культуры региона. Красноярский край — регион, объединяющий более 150 этносов. Наряду с русскими и украинцами, татарами и чувашами, немцами, поляками, белорусами, армянами, киргизами, азербайджанцами, узбеками, грузинами, молдаванами, эстонцами, латышами и др. в регионе живут и представители коренных малочисленных народов севера — долгане, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы2. Проживание и тесное взаимодействие на одной

Фото 1. Кампус Сибирского федерального университета

территории разных народов сформировало особую культуру и уважение к традициям, то, на чем основывается менталитет сибиряков. Это, среди прочего, служит исследовательским ориентиром гуманитарного направления в СФУ

Центральной площадкой вуза-гиганта, как его тогда называли, выступил Красноярский государственный университет, к которому по распоряжению председателя Правительства РФ М. Фрадкова от 4 ноября 2006 года присоединились следующие вузы города: Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, Красноярский государственный технический университет и Государственный университет цветных металлов и золота. Позже, 15 февраля 2012 года, в состав СФУ вошел Красноярский государственный торгово-экономический институт.

Сегодня СФУ насчитывает 22 института и 3 филиала, где обучается более 26 000 студентов, 665 аспирантов. Аккредитовано 248 программ бакалавриата и специалитета, 265 магистерских программ, 37 специальностей докторантуры и 104 программы по 28 направлениям аспирантуры. Из 2 000 преподавателей СФУ 1833 — доктора и кандидаты наук, 8 — с учёной степенью PhD зарубежных университетов. Ведущей миссией СФУ является продвижение новых знаний и технологий для решения задач социально-экономического развития Сибирского федерального округа, а также формирование кадрового потенциала — конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и РФ3. Миссия и приоритетные задачи СФУ заложены и в символике университета — официальном логотипе (см. рис. 1), в основе графики которого символ науки и современных технологий - ничем не ограниченная «кристаллическая решётка», что говорит об открытости университета миру. Яркий и энергичный оранжевый цвет призван вдохновлять на активность, мобильность, нацеленность на проектную деятельность4.

Ф СИБИРСКИЙ SIBERIAN ФЕДЕРАЛЬНЫЙ FEDERAL УНИВЕРСИТЕТ UNIVERSITY

Рис. 1. Логотип СФУ

Институт филологии и языковой коммуникации как центр лингво-филологических инициатив в Восточной Сибири

Институт филологии и языковой коммуникации СФУ, возглавляемый д. ф. н., профессором Л. В. Куликовой, — один из ведущих центров филологического (в широком смысле слова: лингвистика, переводоведение, литературоведение, ме-диажурналистика) образования в Восточной Сибири. Сегодня в его стенах обучается более 1000 человек — будущих переводчиков с европейских и восточных языков, журналистов и редакторов, специалистов по русской филологии и межкультурной коммуникации. В институте успешно работает магистратура (4 программы), ведётся подготовка научных кадров для высшей школы в рамках аспирантуры по теории языка, русскому языку и русской литературе, а также осуществляется большая работа по обучению студентов и стажёров из зарубежных стран, в том числе русскому языку как иностранному. Качество подготовки выпускников обеспечивается высококвалифицированным преподавательским составом. В настоящее время в ИФиЯК работают 14 докторов и 55 кандидатов наук. В структуру института входят 9 кафедр, которые выполняют задачи развития фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрения их результатов в учебный процесс5. Остановимся на ведущих филологических направлениях, развиваемых учеными СФУ.

Русистика

Первостепенное внимание филологи Красноярского госуниверситета, а позже и СФУ, всегда уделяли актуальным проблемам речевой коммуникации. Профессором А. П. Сковородниковым была создана научная школа (под руководством профессора защищено 12 кандидатских диссертаций и 2 докторских), ориентированная на решение теоретических и прикладных вопросов риторики, стилистики, эффективного речевого общения и др. По проблематике речевой коммуникации проводились научные семинары и конференции, опубликовано большое количество статей в общероссийских и региональных изданиях, написан ряд монографий, в том числе монография д. ф. н.Г. А.Копниной«Риторическиеприемысовре-

менного русского литературного языка: опыт системного описания» [Копнина 2009]; созданы фундаментальные словари: «Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник» [Культура русской речи 2003], «Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» [Сковородников 2005], «Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник» [Сковородников 2012], востребованные как в научной, так и преподавательской деятельности.

Актуальный регионально ориентированный проект «Лингвокультура Нижнего Приан-гарья: лексикографический и коммуникативный аспекты», реализуемый на кафедре русского языка и речевой коммуникации под руководством профессора О. В. Фельде, направлен на решение научной проблемы сохранения и многоаспектного исследования устных ангарских текстов, отражающих материальную и духовную культуру региона — Северного Приангарья. Решение этой проблемы предполагает фиксацию на цифровые носители, систематизацию и анализ бытования ангарского текста в его живой — речевой, ритуальной, игровой, повседневно-бытовой — форме. Результатом данного исследования стало создание в 2017 году Электронного корпуса лингвокульту-ры Северного Приангарья (Ы1р://а^ага.81и-кга8. ги/?). Эта открытая информационно-справочная система основана на собрании уникальных аудио- и видеоматериалов, печатных текстов и графических изображений, отражающих духовную и материальную культуру жителей Северного Приангарья. Подготовленный красноярскими филологами и студентами информационный ресурс отличается от других корпусов тем, что в нём отражён современный фольклорный репертуар и ценностная картина мира представителей разных поколений, социальных групп, носителей различных типов региональной речевой культуры. В корпусе зафиксированы не только русские ангарские говоры в их современном состоянии, но и малоизученный сибирский региолект. В основу диалектного, фольклорного и мультимедийного подкорпусов положены аннотированные материалы летних учебных практик — диалектологиче-

ской и фольклорной, осуществляемых под руководством проф. О. В. Фельде и доц. В. К. Васильева в районы Северного Приангарья. Впервые в отечественной филологической науке устные тексты подвергаются ареальной, хронологической, жанровой, тематической, сюжетно-мотивной, лексической и лингвокультурной разметке. Проект был реализован при содействии Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности (проект №17-14-24008). Результаты проекта отображены в ряде научных публикаций [Фельде 2019а; Фельде 2019б и др.], в том числе в защищенной в 2020 г. кандидатской диссертации [Смирнов 2020].

Социально и научно значимым является реализуемый кафедрой русского языка и речевой коммуникации проект «Экология русского языка и лингвистика информационно-психологической войны», научным руководителем и идейным вдохновителем которого является профессор А. П. Сковородников (профессор Г. А. Копнина — соруководитель проекта). Проект сложился на основе двух взаимосвязанных научных проблем, заложенных в его названии.

Предметом экологии русского языка (линг-воэкологии), междисциплинарной области знания, являются «состояние языка и среды его обитания; факторы, влияющие негативно или позитивно на состояние и развитие языка, языковое сознание социума и его речевую культуру; средства защиты языка от негативных влияний, а также нахождение путей и способов обогащения языка и улучшение условий его оптимального развития. Особенностью подхода к фактам языка и речи с позиции лингвоэкологии «является их социальная оценка с учетом исторических условий и тенденций развития данного языка, факторов системы и нормы, критериев социокультурного, политико-экономического, идеологического, этического и эстетического порядка» [Сковородников 2017а: 5]. Основополагающие работы данного направления, помимо ряда научных статей, — монография «Экология русского языка» [Сковородников 2016] и словарь лингвоэкологических терминов [Сковородников 2017]. С 2013 г. до 2020 г. в СФУ выходил сетевой научный журнал «Экология языка

и коммуникативная практика» [Экология языка], на страницах которого обсуждались насущные проблемы экологии языка в широком культурном контексте учеными-филологами не только разных вузов России, но и иностранными коллегами. Итогом работы этого журнала выступит готовящаяся коллективная монография «Лингвоэкология: проблемы и пути их решения».

Сущность исследования лингвистики информационно-психологической войны состоит в изучении состояния и особенностей развития русского языка в условиях современной России, включенной в информационно-психологическое противоборство. В рамках данного направления обоснована легитимность лингвоэкологии и лингвистики информационно-психологической войны как новых научных направлений в отечественном языкознании, определены и квалифицированы процессы и изменения, протекающие в русском языке в современных условиях, диктующих необходимость экологического отношения к языку и создания языковых технологий информационно-психологической защиты российского социума и государства. Результатом этого проекта является комплекс научных статей и монографических изданий [Сковородников 2017б; 2019; 2020], в которых представлены теоретико-методологические основания, проблематика и терминологический аппарат лингвистики информационно-психологической войны. Изданные книги нацелены на нейтрализацию негативного информационно-психологического воздействия, связанного с разрушением патриотического сознания и национальных традиций народа России.

Помимо выше обозначенных русисты СФУ развивают и другие актуальные научные направления. Так, в русле когнитивной дериватологии выполняются исследования под руководством д. ф. н. И. В. Евсеевой [Евсеева, Пономарева 2018]. На реализацию одного из таких проектов «Русская соматическая лексика: когнитивный и семиотический аспекты» в 2016-2018 гг. Российский фонд фундаментальных исследований выделил финансирование (проект № 16-04-00051). Д. ф. н. И. В. Башкова теоретически разработала концепцию

русской семантической персонологии, объектом которой является вербально-семантический уровень языковой личности. Исследователь предложила оригинальные методы анализа — условно-эталонного квантитативного и квантитативно-сопоставительного семантического анализа иди-олексикона [Башкова 2019]. Профессиональные подъязыки, в частности язык гидроэнергетиков, изучаются д. ф. н. О. В. Фельде и к. ф. н. А. Э. Мезит [Мезит, Фельде 2021]. В 2021 г. под руководством к. ф. н. А. Н. Смолиной, которая готовится к защите докторской диссертации «Духовный эпи-столярий русского православного монашества ХХ — начала XXI века: типология жанровых форм, их риторико-стилистическая организация, речевой этикет», стартовал проект «Разработка способов и моделей анализа религиозных текстов как один из путей развития теолингвистики», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 21-011-44099\21).

Ряд учебных пособий [Евсеева 2014; Русский язык и культура речи 2015], подготовленных преподавателями кафедры русского языка и речевой коммуникации, получили всероссийское признание — рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в практике вузовского преподавания.

Литературоведение

В поле исследований коллектива кафедры журналистики и литературоведения входит ряд принципиальных для современной науки направлений и тем — в диапазоне от традиционного для любой литературоведческой кафедры изучения русской классической литературы на ее самом продуктивном хронологическом отрезке XIX — начала XX вв. до новейших актуальных штудий в областях сюжетной типологии, литературного канона, жанрологии, социологии литературного развития, регионалистики, компаративистики русской и западных литератур. Разнообразным аспектам внутри этого обширного проблемного поля посвящены работы д. ф. н. К. В. Анисимова, д. ф. н. Е. Е. Анисимовой, к. ф. н. В. К. Васильева, к. ф. н. О. Е. Гевель [Гевель 2017], к. ф. н. Я. В. Баженовой, аспирантов кафедры Ю. В. Каминской, Р. А. Григоренко и др.

Так, обретшая свой законченный монографический облик серия работ В. К. Васильева представляет собой синтез теоретического и практического подходов к произведениям русской литературы в рамках структурной типологии. Ученым были рассмотрены жанры «преподобнического» и «мученического» житий, «воинской повести», сочинения А. Курбского, протопопа Аввакума, тексты о «злых» и «добрых женах», произведения И. С. Тургенева, В. М. Шукшина, которые образуют смежные ряды в границах общего типологического направления. Выстроенная типология позволяет обнаружить «повторяемость в больших масштабах» (В. Я. Пропп) в более чем тысячелетнем национальном историко-литературном процессе, выявить глубинную преемственность между средневековой и новой русской литературой. Итогом многолетней работы исследователя стала монография «Сюжетная типология русской литературы Х1-ХХ веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени» [Васильев 2009].

В течение многих лет исследовательский интерес К. В. Анисимова был сосредоточен на вопросах развития, поэтики и самосознания русской литературы Сибири: от первых опытов описания региона в летописях XVII в., посвященных походу Ермака, до оформления местного интеллигентского сообщества, сформулировавшего во второй половине XIX в. свои «областные вопросы», частично оппозиционные имперской повестке, но частично и совпадавшие с нею. Итогом этой работы стала одна авторская и одна коллективная монография [Анисимов 2005, Анисимов 2010], а также написанные им разделы для трехтомного академического издания «История литературы Урала», подготовленного Уральским отделением РАН [Блажес, Созина 2012; Созина 2021]. Исследования сотрудников кафедры в рамках данного направления были также поддержаны в 2018-2020 гг. Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ № 14-14-24003 «Сибирская идентичность в зеркале литературного текста: тропы, топосы, жанровые формы: Х1Х-ХХ вв.») и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ №18-312-00115 «Конструирование профессиональной репутации в литературном процессе пер-

вой половины XX века: опыт писателей-самоучек и русских эмигрантов»).

Прослеживающееся в современной гуманитарной мысли интенсивное развитие имперской истории, постколониальных исследований в литературоведении, научных штудий в области национализма и связанных с ним литературных пантеонов и классических канонов позволило распространить наработанные подходы на вершинные тексты русской словесности, сформировав алгоритм взаимодействия между изучением регионалистских тенденций в русской литературе и присущей ей в не меньшей рефлексии о «национальном поэте», писателе-пророке, опосредованно наследующем создателю современной русской литературы Пушкину, а непосредственно — общепризнанному «заместителю» Пушкина на том или ином современном отрезке литературного процесса. В данной перспективе исключительно интересным видится творчество И. А. Бунина, которому посвящена монография К. В. Анисимова «"Грамматика любви" И. А. Бунина: текст, контекст, смысл» [Анисимов 2015]. В ней использован продуктивный подход к изучению бунинских рассказов, подразумевающий всестороннее привлечение полного массива сохранившихся рукописей, корректур и редакций текста, что позволяет максимально полно воссоздать историю замысла и смысл художественного произведения. В настоящее время симбиоз исследований, с одной стороны, бунинской поэтики, а с другой — самосознания всей отечественной словесности, открывающей для себя иные этнокультурные миры, реализуется К. В. Анисимовым в ходе его совместных с коллективом буниноведов ИМЛИ РАН работ над финансируемым РФФИ проектом «Бунин и Палестина» (руководитель — ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, д.ф.н., проф. Е. Р. Пономарев, грант РФФИ № 20-012-41004). Исследования К.В. Ани-симова поддерживались рядом иных отечественных и зарубежных научных фондов: Erasmus Mundus (программа Triple I, стажировка 2011 г. в Гумбольдт-университете, Берлин, Германия), Благотворительным фондом Михаила Прохорова (стажировка 2019 г. в Шеффилдском университете, Великобритания).

В связанной с буниноведческим направлением исследований кафедры кандидатской диссертации Я. В. Баженовой «Поэтика имени в творчестве И. А. Бунина» [Баженова 2021] были продолжены текстологические изыскания в области бунинове-дения и изучены принципы эстетического осмысления и алгоритмы поэтического применения писателем категории имени собственного. В ее источниковедческой части работа была поддержана грантом «Академическая мобильность» от Фонда Михаила Прохорова: исследование архивных документов, хранящихся в бунинских фондах РГА-ЛИ и ОР РГБ (Москва, 2019 г.).

Другим важным аспектом исследований на кафедре журналистики и литературоведения стали работы Е. Е. Анисимовой и Ю. В. Каминской по социологии и эстетике классического канона. В них были изучены алгоритмы исторического становления классики в русской литературе, ее социального и эстетического осмысления. Национальный классический канон понимается исследователями как пространство динамического взаимодействия институтов литературы, власти и формирующихся в течение XIX в. изначально вневластных общественных сил, обретающих в ходе работы на ниве словесности свой политический и эстетический голос. В течение предыдущего десятилетия внимание Е. Е. Анисимовой было сосредоточено на истории рецептивного усвоения русскими писателями XIX-XX вв. художественного опыта одного из создателей современной отечественной словесности В. А. Жуковского, поэта-новатора, переводчика, учителя и воспитателя особ правящего царского дома — художника, в деятельности которого органично соединились вовлеченность во властные институции, обоснованная претензия на статус национального поэта и смелые разработки новых приемов литературного письма. Результаты этого исследования представлены в монографии «Творчество В. А. Жуковского в рецептивном сознании русской литературы первой половины XX века» [Анисимова 2016].

Одна из составляющих темы — жанрологи-ческая — была в данной работе лишь обозначена, но в последнее время в связи с активизацией жан-

рологических исследований в современном литературоведении она выдвинулась на передний план. Речь идет о традиции Жуковского-балладника, той линии исторической преемственности, о которой, казалось бы, в нашей науке сказано немало. Однако, как часто бывает, многие смыслы корпуса балладных текстов поэта, следы их влияния в литературных системах XIX и XX вв. оказались с годами (прежде всего в читательском восприятии) ретушированы слоями «хрестоматийного глянца». Задача реализуемого коллективом кафедры проекта, поддержанного в 2018-2020 гг. Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ № 18-012-00046 «Русская баллада XIX-XX веков: жанровый первообраз, эволюция, исторические контексты»), заключалась в выявлении причин исторических актуализаций балладных сюжетов Жуковского, объяснении логики постоянных повторов мотивов и образных рядов главных баллад поэта едва ли не всеми ключевыми представителями отечественной классики (от Пушкина до Блока и далее), рано или поздно переживавшими опыт «встречи» с наследием первого русского романтика.

Ещё один проект в рамках данного направления посвящён изучению стратегий «систематизирующего» литературного метаписьма как феномена культурной памяти (РФФИ № 20-312-90027 «Коллекции, таксономии, картотеки. Поэтика «систематизирующего» метаписьма в русской литературе 1920 — 1970-х гг.»). Он реализуется Е. Е. Анисимовой совместными усилиями с аспирантом Ю. В. Каминской. Начиная с 1920-х годов, в годы пресечения старой литературной традиции, в русской словесной культуре возникает новый тип письма, связанный, с одной стороны, с потребностью системно осмыслить и описать отечественную классику как завершенный этап, с другой — с острой необходимостью психологически точного самоописания в контексте большой культуры тех художников, кто оказался вне географических границ России, а также за пределами советского культурного проекта, т. е. в той или иной степени маргинализированных представителей «внутренней» и фактической эмиграции. Как показало исследование, к ключевой стратегии системати-

зирующего метаписьма можно отнести создание художественных текстов и жизнетворческих проектов, построенных по принципу коллекций, так-сономий и/или картотек (В. Набоков, Ф. Сологуб, К. Вагинов, Л. Рубинштейн и др.).

Обучение русскому языку как иностранному

Активно развиваемым направлением филологической деятельности в СФУ является обучение иностранных граждан русскому языку, что успешно реализуется кафедрой русского языка как иностранного, деятельность которой направлена на решение важнейшей задачей современного российского образования — повышение его престижа на международной арене и увеличение числа иностранных студентов в российских вузах. Это особенно важно для удаленных от европейской части страны регионов России: неосведомленность о возможностях получения качественного образования, неверные представления об особенностях стиля жизни, а также высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты являются большим препятствием для того, чтобы с этой территорией познакомились потенциальные иностранные студенты. Цифровые технологии, активно развиваемые в СФУ, позволяют преодолевать и эти преграды.

На базе Института филологии и языковой коммуникации СФУ работает подготовительное отделение для иностранных обучающихся, которое предлагает комплексную программу обучения русскому языку от уровня А1 до В1: подготовка к сертификационному экзамену ТРКИ-1, подготовка к поступлению на различные программы бакалавриата, знакомство с образовательной системой России, погружение в русскую культуру и традиции.

Осенью 2020 г. в Институте филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета началась реализация инновационного проекта при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации — создание Центра открытого образования на русском языке «Сибирь.ру». Основная цель работы Центра — это продвижение и популяризация русского языка и культуры среди иностран-

ных граждан в России и за рубежом, повышение интереса к обучению в вузах России.

Преподавателями Центра было разработано четыре общеобразовательных курса по русскому языку, литературе и культуре для иноязычной аудитории: «Твои сибирские каникулы» (уровень А1), «Страноведение России» (уровень В1+), «О русском по-русски» (уровень В2+), «Рго-чтение» (уровень В2+). Кроме того, иностранным слушателям были предложены цикл информационно-просветительских мероприятий (музыкальный урок «С песней по жизни», кулинарный мастер-класс «Сибирские пельмени», ряд мастер-классов по декоративно-прикладному искусству — «Русская народная тряпичная кукла», «Русская народная игрушка из глины», «Мезенская роспись»), командная игра «Я шагаю по России», где проверялись лингвострановедческие знания о России, а также викторина по русскому языку и литературе «Филологический футбол». Более подробно с результатами проекта можно познакомиться в работе [Коршпа е! а1. 2020].

Уже первые месяцы работы Центра открытого образования на русском языке показали, что такая деятельность необходима для формирования положительного имиджа России и русского языка за рубежом. По окончании курсов многие иностранные слушатели на сайте Центра (режим доступа на сайт: https://sibedu.ru/) поделились своими положительными впечатлениями о работе преподавателей; большинство выразили желание поучаствовать в дальнейших курсах, организованных Центром, некоторые впоследствии выразили желание пройти обучение по программам Сибирского федерального университета и приехать в Красноярск на очное обучение после открытия границ.

Междисциплинарные проекты теоретической лингвистики

Наряду с исследованиями в области русистики в Институте филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета достойно представлены научные школы по теории языка. В их числе, прежде всего, следует назвать проект, посвященный изучению жестовых языков Восточной Сибири. В центре внимания ученых

находится вопрос выявления различий в вариантах русского жестового языка, контактирующих в пределах крупного региона (грант РФФИ № 20012-00321 «Региональные жестовые языки: муль-тимодальный электронный корпус (на материале коммуникативного пространства Восточной Сибири)», 2020-2021 гг., руководитель д. ф. н. Л. В. Куликова). Еще одним проектом в сфере теоретической лингвистики стала разработка компьютерного классификатора онлайн-эмоций, который распределяет тексты по категориям в зависимости от чувства, вызванного автором сообщения (грант РФФИ № 19-012-00205 «Разработка классификатора русскоязычных интернет-текстов по критерию их тональности на основе модели эмоций "Куб Левхейма"», 2019-2021 гг., руководитель д. ф. н. А. В. Колмогорова).

Кроме того, особое внимание лингвисты института фокусируют на изучении разных типов дискурса. Диссертационными и монографическими работами представлены исследования академического, политического, межкультурного дискурсов, патерналистской коммуникации и институциональных дискурсивных практик, литературно-нарративной коммуникации [Белецкий и др. 2015; Белецкий, Куликова 2017; Бур-макина, Куликова 2019; Детинко, Куликова 2017; Куликова, Попова 2018; Куликова, Микалаускайте 2020; Вигшакта, Detinko, КиНкоуа, Ророуа 2020], роли женщины в семейной коммуникации [Варламова, Колмогорова 2019]. Комплексное исследование исторических и современных подходов к формированию лингвистики китайского языка в части её дискурсивной парадигмы проведено Л. В. Куликовой и И. Г. Нагибиной [Нагибина, Куликова 2021]. Активно развивается в настоящее время достаточно новое направление по клинической лингвистике, сравнительные штудии результатов этой научно-прикладной области в отечественной и западно-европейской традициях представлены в работе [Бурмакина, Куликова, Попова 2020].

На базе СФУ с сентября 2015 г. работает объединенный совет по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук (СФУ, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,

Институт филологии СО РАН и Иркутский государственный университет) под председательством профессора Л. В. Куликовой. В диссертационном совете защищена 31 диссертация, из них четыре докторские.

Научные мероприятия в Институте филологии и языковой коммуникации

Руководство института активно реализует один из главных концептов программы развития СФУ: университет — открытая площадка.

Институт филологии и языковой коммуникации выступает организатором международных и всероссийских конференций (международная научная конференция «Испанский язык в образовании, науке и бизнесе в современном глобальном мире», 2009; международная научно-практическая конференция «Английский язык для человека XXI в.», 2010 г.; VI международная конференция Российской коммуникативной ассоциации «Коммуникация в изменяющемся мире», 2012 г.; международная научная конференция «Экология языка и коммуникативная практика», 2014 г.; междисциплинарная научно-практическая конференция «Сибирское медиапространство — 2020», 2015 г.; международная научно-практическая конференция «Русский язык и русская литература как фактор культурной интеграции Русского мира», 2016 г.; международная научно-практическая конференция «Россия и Испания: актуальные гуманитарные исследования», 2016 г.; II международная научно-практическая конференция «Сибирское медиапространство — 2020», 2017 г. и др.), научных семинаров («Категория комического в контексте теории и практики речевого воздействия», 2009 г.; «Кризис литературоцентризма», 2013 г.; «Современные жестовые языки: теоретические и прикладные аспекты», 2020 г. и др.).

Институтом филологии и языковой коммуникации ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», в которой участвуют студенты и аспиранты российских и зарубежных вузов.

Каждый год филологи СФУ проводят «Славянские чтения», приуроченные ко дню славян-

Фото 2. Пленарное заседание первого Форума в 2016 г. (выступает В. Г. Костомаров). Открытие второго Форума (выступает Л. В. Куликова)

ской письменности и культуры. В ходе научных встреч рассматриваются разные филологические проблемы: отображение слова в тексте и словаре, традиции и перспективы Славянского мира, просветительство в культуре славян, от рукописи к печатной книге и др.

Уже становится традицией проведение Международного форума языков и культур (см. фото 2). Первый Форум состоялся в сентябре 2016 г., второй прошел в мае 2021 года. II Международный форум языков и культур объединил три научно-практические конференции: «Русский язык и литература: ментальный мост между Европой и Азией»; «Европейские языки и культуры как пространство научно-прикладных исследований в современном мультидисциплинарном контексте»; «Россия и Восток: языковой и культурный диалог». В Форуме приняло участие более 300 ученых — специалистов в области русского и иностранных языков, литературоведения, журналистики и других гуманитарных наук. Были представлены 18 стран мира, 45 городов-университетов России. Доклады прозвучали на русском, английском, китайском, немецком, французском, испанском языках. Программа Форума включала пленарные и секционные заседания, постерную сессию, серию круглых столов, панельную дискуссию, питчинг научных и прикладных проектов, выставку-презентацию научных и учебных изданий участников Форума.

Привлечение к научным мероприятиям, проводимым в СФУ, большого количества рос-

сийских и зарубежных специалистов-филологов объясняется, среди прочего, активным сотрудничеством Института филологии и языковой коммуникации с рядом ведущих российских, зарубежных вузов и академических институтов (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Институт лингвистических исследований РАН, Институт филологии СО РАН, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, университеты городов Алкала, Кадис, Аликанте, Гранада, Университет Кантабрии, Университет Ба-леарских островов, Университет Альфонса X Эль Сабио (Испания), Университет им. Л. Максимилиана г. Мюнхена (Германия), Университет Моде-ны и Реджио-Эмилии (Италия), Хэйлунцзянский университет, Харбинский политехнический университет, Шаньдунский университет, Столичный педагогический университет, Северо-восточный педагогический университет, Хулуньбуирский институт, Институт «Восток», Университет имени Сунь Ятсена, Пекинский университет языков и культуры (Китай), Университет префектуры Айти (Япония) и нек. др.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что научные исследования, реализуемые в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ, находятся в русле самых разных актуальных направлений филологической науки. А ориентация Сибирского федерального университета на создание передовой

образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, соответствующей современным интеллектуальным требованиям и отвечающей мировым стандартам, способствует сохранению и продуктивному развитию научной, методической и популяризаторской составляющих филологической деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

Современный Красноярский край // Красноярский край: официальный портал. URL: http://www.krskstate.ru/about/kray (дата обращения: 29.07.2021)

2 Народы Красноярского края // Красноярский край: официальный портал. URL: http://www.krskstate.ru/about/narod (дата обращения: 29.07.2021)

3 Общая информация // Сибирский федеральный университет: официальный сайт. URL: http://about.sfu-kras.ru (дата обращения: 29.07.2021).

4 Символика СФУ: фирменный стиль // Сибирский федеральный университет: официальный сайт. URL: https:// about.sfu-kras.ru/style (дата обращения: 29.07.2021)

5 Институт филологии и языковой коммуникации СФУ: официальный сайт. URL: https://ifiyak.sfu-kras.ru (дата обращения: 29.07.2021).

ИСТОЧНИКИ

Культура русской речи 2003 — Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. Л. Ю. Иванов, А.П. Сковородников, Е.Н. Ширяев (ред.). М.: Флинта: Наука, 2003. 840 с. (2007 — 2-е изд.; 2011 — 3-е изд.)

Русский язык и культура речи 2015 — Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учебное пособие для вузов по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика», профиль 035700.62.03 «Теория и практика межкультурной коммуникации»; [науч. ред. А. П. Сковородников]. Красноярск: СФУ, 2015. 513 с.

Экология языка — Экология языка и коммуникативная практика: сетевой научный журнал Сибирского федерального университета. Сайт журнала: http://ecoling.sfu-kras.ru/?page_ id=6&lang=ru.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов 2005 — Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX — начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 304 с.

Анисимов 2010 — Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве. Анисимов К. В.(отв. ред.). Красноярск: Изд-во СФУ, 2010. 236 с.

Анисимов 2015 — Анисимов К. В. «Грамматика любви» И.А. Бунина: текст, контекст, смысл. Красноярск: Изд-во СФУ, 2015. 147 с.

Анисимова 2016 — Анисимова Е. Е. Творчество В. А. Жуковского в рецептивном сознании русской литературы первой

половины XX века. Красноярск: Изд-во СФУ, 2016. 468 с.

Баженова 2021 — Баженова Я. В. Поэтика имени в творчестве И.А. Бунина: дисс. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2021. 289 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Башкова 2019 — Башкова И.В. Русская семантическая персонология: теоретико-методологические основания. Красноярск: СФУ 2019. 374 с.

Белецкий и др. 2015 — Куликова Л. В., Белецкий С. Б., Бурмакина Н. Г. и др. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации. Красноярск: СФУ, 2015. 182 с.

Белецкий, Куликова 2017 — Белецкий С. Б., Куликова Л. В. Патернализм в институциональной коммуникации. М.: Флинта: Наука, 2017. 96 с.

Блажес, Созина 2012 — История литературы Урала. Конец XIV — XVIII в. Блажес В. В., Созина Е. К. (гл. ред.). М.: Языки славянской культуры, 2012. 608 с.

Бурмакина, Куликова 2019 — Бурмакина Н. Г., Куликова Л. В. Академический дискурс: Институциональность, стиль, жанры. М.: ЛЕНАНД, 2019. 200 с.

Бурмакина, Куликова, Попова 2020 — Бурмакина Н. Г., Куликова Л. В., Попова Я. В. Интернационализация опыта клинической лингвистики: анализ европейских подходов к тестированию речевых нарушений афазического типа. Политическая лингвистика. 2020, (4 (82)): 81-88.

Варламова, Колмогорова 2019 — Варламова О. Н., Колмогорова А. В., Женщина в семейной коммуникации:речевой портрет матери (на материале русского и французского языков). Красноярск: СФУ, 2019. 205 с.

Васильев 2009 — Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры). От Средневековья к Новому времени. Красноярск: Изд-во СФУ, 2009. 258 с.

Гевель 2017 — Гевель О.Е. «Долоховский текст» творчества Л. Н. Толстого: истоки, семантика, функции, контекст. Красноярск: Изд-во СФУ, 2017. 144 с.

Детинко, Куликова 2017 — Детинко Ю. И., Куликова Л. В. Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа. Красноярск: СФУ, 2017. 168 с.

Евсеева 2014 — Евсеева И. В. Современный русский язык. Актуальные вопросы морфемики, морфонологии и словообразования. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 204 с.

Евсеева, Пономарева 2018 — Евсеева И. В., Пономарева Е. А. Лексико-словообразовательное гнездо: когнитивное моделирование. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. 199 с.

Копнина 2009 — Копнина Г.А. Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания. М.: Флинта: Наука, 2009. 576 с.

Куликова, Микалаускайте 2020 — Куликова Л.В., Мика-лаускайте Е.Ю. Функционально-прагматический подход к исследованию ксенонарративных текстов в пространстве литературно-нарративной коммуникации. Коммуникативные исследования. 2020, 7 (2): 403-418.

Куликова, Попова 2018 — Куликова Л.В., Попова Я.В. Та-буированные речесмыслы в дискурсивных практиках институционального общения. Москва: Гнозис, Красноярск: СФУ, 2018. 198 с.

Мезит, Фельде 2021 — Мезит А. Э., Фельде О. В. Подъязык и картина мира российских гидроэнергетиков. Красноярск: СФУ 2021. 196 с.

Нагибина, Куликова 2021 — Нагибина И. Г., Куликова Л. В. Китайский дискурс: концепция культурологического анализа. Красноярск: СФУ, 2021. 180 с.

Сковородников 2005 — Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты. Сковородников А. П. (ред.). М.: Флинта: Наука, 2005. 480 с.

Сковородников 2012 — Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Сковородников А. П. (ред.). Красноярск: СФУ, 2012. 882 с.

Сковородников 2016 — Сковородников А.П. Экология русского языка. Красноярск: СФУ, 2016. 388 с.

Сковородников 2017а — Сковородников А.П. Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 384 с.

Сковородников 2017б — Лингвистика информационно-психологической войны: монография. Книга I. Сковородников А. П. (ред.). Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. 340 с.

Сковородников 2019 — Лингвистика информационно-психологической войны: монография. Кн. II. Сковородников А. П. (ред.). Красноярск: СФУ, 2019. 488 с.

Сковородников 2020 — Лингвистика информационно-психологической войны: монография. Кн. III. Сковородников А. П. (ред.). Красноярск: СФУ, 2020. 344 с.

Смирнов 2020 — Смирнов Е. С. «Свои» и «чужие» в традиционной лингвокультуре Северного Приангарья (на материале устных текстов конца XX - начала XXI вв.): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Красноярск, 2020. 192 с.

Созина 2021 — История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. Созина Е. К. (ред.). М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. Кн. 1. 663 с. Кн. 2. 1439 с.

Фельде 2019а — Фельде О.В. Лингвокультурологическая информативность устного ангарского текста: код малой родины. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019 (4 (50)): 188-201.

Фельде 2019б — Фельде О. В. Устный текст как транслятор старожильческой лингвокультуры Северного Приангарья. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019, 12 (1): 55-76.

Burmakina, Detinko, Kulikova, Popova 2020 — Burmakina N.G., Detinko 1.1., Kulikova L.V., Popova I.V. Speech disorders testing: practices of European and Russian clinical linguistics. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020, 13 (12): 1973-1984.

Kopnina et al. 2020 — Kopnina G. A., Evseeva I. V., Eremina E. V. [et al.]. Russian Open Education Centre "Siberia.ru": the Conceptual Bases and Prospects for Development. Journal of

Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020, 13 (12): 1952-1961.

SOURCES

Культура русской речи 2003 — Russian linguistic standards: encyclopedic dictionary-reference book. Ivanov L. Iu., Skovorodnikov A. P., Shiryaev E. N. (ed.) Moscow: Flinta: Nauka, 2003. 840 p. (2007 — 2nd ed .; 2011 — 3rd ed.) (In Russian)

Русский язык и культура речи 2015 — Russian language and Russian linguistic standards (basic competences): study guide for Bachelor's degree program students 035700.62 "Linguistics", 035700.62.03 "Theory and practice of intercultural communication"; [scientific. ed. A P. Skovorodnikov]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2015. 513 p. (In Russian)

Экология языка — The Language Ecology and Communicative Practice: a network journal of the Siberian Federal University. The website of the journal: http://ecoling.sfu-kras.ru/?page_ id=6&lang=ru. (In Russian)

REFERENCES

Анисимов 2005 — Anisimov K. V. Problems of Poetics of 19th — Early 20th Century Siberian Literature: Features of the Formation and Development of the Regional Literary Tradition. Tomsk: Tomsk State University, 2005. 304 p. (In Russian)

Анисимов 2010 — Siberian Text in the National Plot Space Anisimov K.V. (ed.). Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2010. 236 p. (In Russian)

Анисимов 2015 — Anisimov K. V. "The Grammar of Love" by I.A. Bunin: Text, Context, Sense. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2015. 147 p. (In Russian)

Анисимова 2016 — Anisimova E. E. Vasiliy Zhukovskys Oeuvre in the Receptive Consciousness of the First Half of the 20th Century Russian Literature. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2016. 468 p. (In Russian)

Баженова 2021 — Bazhenova Ia. V. Poetics of the Name in the Works by I.A. Bunin: Dissertation ... Candidate of Philological Sciences. Krasnoyarsk, 2021. 289 p. (In Russian)

Башкова 2019 — Bashkova I. V. Russian semanticpersonology: theoretical and methodological foundations: monograph. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. 374 p. (In Russian)

Белецкий и др. 2015 — Beletsky S. B., Burmakina N. G., Kulikova L. V. [and others]. Discursive practices of modern institutional communication. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2015. 182 p. (In Russian)

Белецкий, Куликова 2017 — Beletsky S. B., Kulikova L. V Paternalism in Institutional Communication. Moscow: Flinta: Nauka, 2017. 96 p. (In Russian)

Блажес, Созина 2012 — The History of Ural Literature. The End of the 14th — 18th Centuries. Blazhes V. V., Sozina E. K. (ed.). Moscow: Iazyki slavianskoi kultury, 2012. 608 p. (In Russian)

Бурмакина, Куликова 2019 — Burmakina N. G., Kulikova L. V. Academic Discourse: Institutionality, Style, Genres. Moscow: LENAND, 2019. 200 p. (In Russian)

Бурмакина, Куликова, Попова 2020 — Burmakina N. G.,

Kulikova L. V., Popova Ia. V. Internationalization of the clinical linguistics experience: the analysis of European approaches to testing aphasic speech disorders. Politicheskaia ligvistika. 2020 (4 (82)): 81-88. (In Russian)

Варламова, Колмогорова 2019 — Kolmogorova A. V., Varlamova O. N. Woman in family communication: mother's speech portrait (based on the Russian and French languages). Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. 205 p. (In Russian)

Васильев 2009 — Vasilyev V. K. Russian Literature Plot Typology of the 11-20 Centuries (Archetypes of the Russian Culture). From the Middle Ages to Modernity. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2009. 258 p. (In Russian)

Гевель 2017 — Gevel O. E. "Dolokhov text" in Leo Tolstoy's Works: Origins, Semantics, Functions, Context. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. 144 p. (In Russian)

Детинко, Куликова 2017 — Detinko Iu. I., Kulikova L. V Political communication: experience of multimodal and critical discourse analysis. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. 168 p. (In Russian)

Евсеева 2014 — Evseeva I. V. Modern Russian language. Topical issues of morphemics, morphonology and word formation. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2014. 204 p. (In Russian) Евсеева, Пономарева 2018 — Evseeva I. V., Ponomareva E. A. Lexico-derivationalfamily of words: cognitive modeling. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2018. 199 p. (In Russian)

Копнина 2009 — Kopnina G. A. Rhetorical methods of the modern Russian language: the systemic description experience. Moscow: Flinta: Nauka, 2009. 576 p. (In Russian)

Куликова, Микалаускайте 2020 — Kulikova L. V., Mikalauskaite E. Iu. Functional-pragmatic approach to the study of xenonarrative texts in literary-narrative communication. Kommunikativnyie issledovaniia. 2020, 7 (2): 403-418. (In Russian)

Куликова, Попова 2018 — Popova Ia. V., Kulikova L. V Taboo speech meanings in discursive practices of institutional communication. Moscow: Gnosis, Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2018. 198 p. (In Russian)

Мезит, Фельде 2021 — Mezit A. E., Felde O. V. Russian Hydropower Engineers' Sublanguage and their Picture of the World. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2021. 196 p. (In Russian)

Нагибина, Куликова 2021 — Nagibina I. G., Kulikova L. V Chinese Discourse: the Concept of Culturological Analysis. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2021. 180 p. (In Russian)

Сковородников 2012 — Effective speech communication (basic competences): dictionary-reference book. A. P. Skovorodnikov (ed.). Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2012. 882 p. (In Russian)

Сковородников 2016 — Skovorodnikov A.P. The Russian Language Ecology. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2016. 388 p. (In Russian)

Сковородников 2017a — Skovorodnikov A. P. The Russian Language Ecology. Dictionary of linguo-ecological terms. Moscow: FLINT: Nauka, 2017. 384 p. (In Russian)

Сковородников 20176 — Linguistics of information-psychological war: monograph. Book I. Skovorodnikov A. P. (ed.). Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. 340 p. (In Russian)

Сковородников 2019 — Linguistics of information-psychological war: monograph. Book. II. Skovorodnikov A. P. (ed.) Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2019. 488 p. (In Russian)

Сковородников 2020 — Linguistics of information-psychological war: monograph. Book. III. Skovorodnikov A. P. (ed.) Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2020. 344 p. (In Russian)

Смирнов 2020 — Smirnov E. S. "Ours" and "Aliens" in the traditional linguoculture of the Northern Angara region (based on oral texts of the late XX — early XXI centuries): dissertation for defending the degree of candidate of philological sciences. Krasnoyarsk, 2020. 192 p. (In Russian)

Созина 2021 — The History of Ural Literature. 19th Century: in 2 Volumes. Sozina E. K. (ed.). Moscow: Izdatelskii Dom IaSK, 2021. Book 1. 663 p. Book 2. 1439 p. (In Russian)

Фельде 2019а — Felde O. V. Linguoculturological informativeness of the Angara oral text: the code of a small homeland. Bulleten Krasnoiarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019 (4 (50)): 188-201. (In Russian)

Фельде 20196 — Felde O. V. The Oral text as a translator of Ancient Linguoculture of the Northern Angara region. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriia: Gumanitarnyie nauki.

2019, 12 (1): 55-76. (In Russian)

Burmakina, Detinko, Kulikova, Popova — 2020. Speech disorders testing: practices of European and Russian clinical linguistics. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriia: Gumanitarnyie nauki. 2020, 13 (12): 1973-1984.

Kopnina et al. 2020 — Kopnina G. A., Evseeva I. V., Eremina E. V. [et al.]Russian Open Education Centre "Siberia. ru": the Conceptual Bases and Prospects for Development. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriia: Gumanitarnyie nauki.

2020, 13 (12): 1952-1961. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.