Научная статья на тему 'ФИЛОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЬ 1: О ПРОФЕССИИ «ФИЛОЛОГ» И ВЫСШЕМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ'

ФИЛОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЬ 1: О ПРОФЕССИИ «ФИЛОЛОГ» И ВЫСШЕМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
Ключевые слова
филология / филолог / институализация / филология — деятельность / филолог — профессия / филология — учебная дисциплина / ментально-образовательная ситуация / социофилологический метод / philology / philologist / institutionalisation / philology-activity / philologist-profession / philology as an academic discipline / sociophilological method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Д. Голев, Н.Б. Лебедева

Статья посвящена рассмотрению феномена «филология» как гуманитарной науки, рода социальной деятельности и элемента обыденного сознания. Названные компоненты составляют единство, которое мы обозначаем термином «современная ментально-языковая ситуация», в центре которой — филология как социальная деятельность. Важнейшими институтами социализации и официализации филологической деятельности являются система школьного и вузовского образования и право (трудовое законодательство, регулирующее профессиональную деятельность). Между названными институтами в СССР и РФ сложились противоречивые отношения, которые анализируются в статье. В этом социально-ментальном пространстве школьное образование функционально едино с обыденным метаязыковым сознанием, вузовское образование тяготеет к единству с научным метаязыковым сознанием. Полагаем и доказываем далее, что образовательные структуры «в лице» высших и средних учебных заведений осуществляют несистемный отклик на социально-общественные запросы к филологии как науке и как практической деятельности. Основным предметом исследования выступают причины и следствия несистемной институализации филологической деятельности в вузовском и школьном филологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philology as a Social Activity: Sociophilological Analysis of Mental and Linguistic Situation in Modern Russia. Part 1: About the Profession of “Philologist” and Higher Philological Education in Russia

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of “philology” as a humanitarian science, a type of social activity and an element of everyday consciousness. The components named above constitute a unity, which we denote by the term “modern mentallinguistic situation”. In this study, philology as a social activity is placed at its center. The most important institutions of socialization and officialization of philological activity are the system of school and university education and law (labor legislation regulating professional activity). Complex and contradictory relations have developed between these institutions in the USSR and the Russian Federation, which are analyzed in the article. In this socio-mental space, school education forms a functional unity with ordinary metalinguistic consciousness, while university education tends to some unity with scientific metalinguistic consciousness. We believe and prove further that educational structures “represented by” higher and secondary educational institutions carry out a non-systematic response to socio-public requests for philology as a science and as a practical activity. The main subject of the study is the causes and consequences of the non-systemic institutionalization of philological activity in university and school philological education.

Текст научной работы на тему «ФИЛОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЬ 1: О ПРОФЕССИИ «ФИЛОЛОГ» И ВЫСШЕМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ»

статьи

филология как социальная деятельность

часть 1: о профессии «филолог» и высшем филологическом образовании в россии

Н.Д. Голев, Н.Б. Лебедева

Ключевые слова: филология, филолог, институализация, филология — деятельность, филолог — профессия, филология — учебная дисциплина, ментально-образовательная ситуация, социофилологический метод.

Keywords: philology, philologist, institutionalisation, philology-activity, philologist-profession, philology as an academic discipline, sociophilological method.

DOI 10.14258/filichel(2023)4-01

Введение

Объект настоящего исследования — феномен и понятие, составляющие содержание термина «филология». Филология трактуется в статье как разновидность социальной деятельности, востребованной в материальной и духовной жизни общества. Использование языка пронизывает социальную жизнь человека. Продуцирование качественной речевой продукции, эффективная реакция на нее, работа с текстами — все это связано со многими сферами жизнедеятельности человека. Это предполагает наличие в обществе эффективной системы филологического образования: школьного (направленного на социализацию — будущую социальную жизнь школьника) и высшего (направленного на приобретение профессии студентом — будущим специалистом).

Проблема, исследуемая в статье. Исходная посылка статьи — взаимодействие названных сфер в российской социальной действительности, которое оценивается нами как недостаточно эффективное. При этом мы квалифицируем сами эти запросы на филологическую деятельность в обществе и стране как достаточно сильные и социально значимые. Это противоречие реальных потребностей российского общества в различных видах филологической деятельности и их образовательная «неоформленность» в системе высшего и среднего образования состав-

ляет главную онтологическую проблему, исследуемую в статье. В частности, на данный момент отчетливо прослеживается проблема, возникшая вследствие несоответствия содержания профессии филолога и ее обыденного и официального наименований. Так, в дипломе о высшем образовании — официальном документе выпускников в области филологии для бакалавров классических университетов — записано: «Филолог. Преподаватель»1. Конкретизация этой записи в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР-2023)» показывает, что профессия «филолог» официально существует только в научном формате в двух вариантах:1) индекс 2405: научный сотрудник (в области филологии), 2) индекс 26641: стажер-исследователь (в области филологии).

Такова реальность трудоустройства выпускника-филолога классического университета. Официальное сужение филологических профессий не соответствует социальной роли филологии: объективно сферы филологической деятельности в обществе и государстве обширны [Аникина, 2021; Ким, 2010; 2020]. Филолог как специалист в области языка и литературы может на практике зарекомендовать себя с положительной стороны, работая в государственных учреждениях, частных офисах, на просторах Интернета или участвуя в общественной жизни. Но все это требует специализированной подготовки — общей в бакалавриате и узкоспециальной в магистратуре. Ничего этого не происходит в реальности. В частности, магистратура — углубленный бакалавриат, на выходе того и другого студенты защищают ВКР по темам, далеким от их будущей профессиональной деятельности. Их производственная практика также приравнивается к преддипломной практике, в ходе которой формируется исследовательская компетенция. Работа в СМИ и рекламе, экспертная и рекламная деятельность, профессии блогера и спичрайтера — все подобные виды практической деятельности являются для филолога одними из самых распространенных. А в ключе активно развивающихся технологий и общества совершенствуется и учение о тексте, языках. Модернизируются привычные социально значимые профессии, рождаются новые виды деятельности, связанные с филологией, и, с точки зрения общественных потребностей, занимают категорию востребованных, важных наук и профессий. В дипло-

1 Таким образом, наряду с оппозицией педагогического образования и образования в «классических» университетах, бакалавриата и магистратуры, появляется еще и оппозиция советского и российского филологического образования. Является ли различие формулировки социально значимым? Или мы имеем дело с еще одной не слишком вразумительной оппозицией в реальных результатах высшего филологического образования.

ме выпускников советских университетов была другая запись: «Присвоена квалификация „Филолог. Преподаватель русского языка и литературы"». Остается открытым вопрос относительно записи специальности в дипломе: в чем принципиальное отличие между записями «Филолог. Преподаватель» и «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Подчеркнем в связи с этим важность включения в запись в дипломе узкой сферы (специалист в области русского языка и литературы, а не просто преподаватель любой дисциплины), что дает будущему специалисту большую возможность выбора будущего места работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательные структуры в лице высших и средних учебных заведений отражают социальный запрос общества нецеленаправленно и несистемно.

Актуальность исследования. Мы разделяем мнение И.Е. Кима: «Серьезной филологической подготовки требуют все профессии, которые предполагают интенсивное общение с людьми: социального работника, психолога, менеджера, рекламного агента, политического деятеля. В связи с этим возросла роль филологического образования» [Ким, 2010, с. 44], к этому важно добавить: не только возросла, но и возрастает далее, а также подчеркнуть в связи с этим, что филологическое образование, чтобы ответить на такой вызов, должно стать социально ориентированным, что равнозначно — коммуникативно ориентированным. Сходные мысли находим в статье [Попова, Бондаренко, 2017]. Варианты стратегий и тактик реализации этих тезисов даны в работах [Макарова, 2018; Маликова 2022; Волков, 2021].

В настоящей статье представлены результаты исследования проекции потребности общества в филологической деятельности, с одной стороны, в сферу высшего и среднего образования, с другой стороны — в сферу обыденного метаязыкового сознания. Нас интересует понятие «филология» в структуре ментально-образовательной ситуации, сформированной взаимодействием социальной и образовательной сфер в Российской Федерации, и ее отражение в обыденном сознании (см. об этом понятии: [Голев, 2003]). И.Е. Ким [2020] так полемически охарактеризовал ситуацию неопределенности понятия «филолог» в общественном сознании: «Мои знакомые физики утверждали, что филологи обществу не нужны и даже вредны, потому что они не создают ничего материального, в отличие, конечно, от физиков. Я же на это отвечал уклончиво и абстрактно, что мощное развитие гуманитарных наук свидетельствует о благополучии общества». (См. также о понятии филологии в общественном сознании россиян [Барашева, 2015; 2016].)

Материал исследования. Во-первых, официальные документы, раскрывающие правовую сторону филологической социальной деятель-

ности (федеральные и региональные документы, внутривузовские учебные планы и программы, а также учебники по курсам «Введение в специальность» и «Основы филологии»); во-вторых, опросы основных субъектов филологической деятельности в российском социуме (студентов, преподавателей вузов, учителей школ, библиотекарей, работодателей, родителей). В качестве источника материала для изучения общественного мнения в исследовании активно использовались данные Рунета.

Методы исследования. Исследовательский подход, применяемый в статье, — комплексный и междисциплинарный, он объединяет социо-филологический (по аналогии с социолингвистическим) и социопеда-гогический подходы2. Частные методы, применяемые в статье:

— статистический анализ документных источников в виде учебных планов, учебных программ и учебных пособий высших учебных заведений по направлению 45.03.01 Филология;

— метод социологического опроса — анкетирование участников дидактической коммуникации, связанной с филологическим образованием.

Логика сюжета и структура статьи. Логика построения статьи определяется ее основной целевой установкой — рассмотреть причинно-следственные отношения между филологией как социальной деятельностью и ее институционализацией в системе российского трудового законодательства и образования (вузовского и школьного). В первой части статьи представляется научная сторона понятия «филология», во второй филология рассматривается как компонент системы российского вузовского филологического образования в аспекте его направленности на профессионализацию студентов (на примере учебных пособий, программ и планов по филологии), в третьей анализируется система школьного образования в аспекте ее направленности на социализацию школьника и отражения в связи с этим школьного образа филологии в массовом сознании россиян.

Результаты исследования Филология как научная дисциплина

Понятие и термин «филология» имеют долгую историю. Основные линии их развития: от неопределенного ко все более определен-

Термин «социофилологический метод» использует ТИ. Фролова в другом смысле -применительно к исследованию медиакоммуникаций в филологическом аспекте [Фролова, 2013, с. 66]. Термин «социопедагогический метод» достаточно частотен, см., например: [Беловолов и др., 2019]; данный метод входит в более широкое методологическое понятие - «педагогическое моделирование» [Козырев, 2015].

ному: от представления к понятию3, от стихийного к рациональному. На античном, стихийном этапе «само слово „филология" имело разный смысл» [Степанов, 1997, с. 592], оно восходит к греческому глаголу "philologeo" (любить науки, стремиться к учению) и слову "logos" с широким и неоднозначным смыслом, одно из значений которого — «слово» («прилежный к словам, изучающий слова», в оппозиции философии — «любящий знание, мудрость — „софию"») — сформировалось позже [Степанов, 1997, с. 592].

Темы «Понятие и термин „филология"», «Филология как наука» уже многократно рассматривались в диахронической перспективе и современном состоянии. Ученые фиксировали изначальную многоликость и изменчивость филологии, выявляли закономерности ее развития, обусловленные спецификой эпохи и национальными особенностями науки и культуры [Степанов, 1997; Чувакин, 2012; Тимирханов, 2017], стремились придать термину конкретность и определенность смысла. Нет необходимости расширять и углублять эту сторону решаемой проблемы.

Мы акцентируем внимание в истории вопроса на линии развития понятия «филология», связанной с переходом от широкого представления о филологии, включающего в себя помимо научного компонента также практический компонент, связанный с работой над письменными текстами, их толкованием4, разбором поэтических текстов, созданием библиотек, обучением риторике (грамматическому искусству) [Чувакин, 2012, с. 7]. Такое широкое представление о филологии было в начальном этапе ее возникновения, в частности, в античном мире. Лишь в первой половине XIX в. складывается филология как наука [Чувакин, 2012, с. 8]. В многоликой эволюции понятия «филология» нас интересует момент деактуализации в нем практического компонента (семы) при доминировании смысла «наука, теория».

Наукоцентризм в понимании филологии в учебных пособиях — отражение научного представления о филологии, с одной стороны, — в самой науке (так, термин «филология» трактуется исключительно как научная дисциплины в «Словаре лингвистических терминов» (О.С. Ахманова), в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (ред. В.Н. Ярцева), в Энциклопедии «Русский язык»); с другой стороны, — в массовом созна-

«Если мы умеем указать раздельно, один за другим, признаки предмета, мы обладаем понятием, если же мы не в состоянии этого сделать, мы находимся на стадии представления» [Ветров, 1958, с. 43]. В цитате говорится прежде всего о родовых и видовых (дифференцирующих) признаках предмета.

Речь идет прежде всего о толковании религиозных и правовых текстов, которые в определенный момент времени устаревали и становились непонятными для многих людей.

нии, в том числе преподавателей и студентов, опросы последних показывают, что понимание филологии как «науки о русском языке и литературе» доминируют [Житнухина, 2011]. Подробный обзор и систематизация определений понятия «филология как наука» даны в работах [Махмурян, 2007; Степанов, 1997; Тимирханов, 2017; Чувакин, 2012, с. 35-67]. Из этих работ вытекает, что, как мы уже отметили ранее, развитие филологической науки шло и идет по линии все большей определенности и конкретизации. Тем не менее еще нельзя утверждать, что понятие «филология как наука» достигло уровня однозначного понимания в аспектах «объект», «предмет», «целевые установки и конкретные задачи», «структура». Анализ российских работ по данной тематике свидетельствует скорее о высокой степени плюрализма в понимании названных аспектов филологии. На наш взгляд, наиболее определенно и конкретно понимание объекта филологии представлено у Ю.С. Степанова, назвавшего в качестве такового «главное воплощение человеческого слова и духа — текст» [Степанов, 1997, с. 292]. Структуру филологии, по Ю.С. Степанову, определяет взаимодействие разных научных дисциплин — «как общих: языкознание (главным образом стилистика), литературоведение, история, семиотика, культурология, так и частных, вспомогательных: палеография, текстология, лингвистическая теория текста, теория дискурса, поэтика, риторика и др.» [Степанов, 1997, с. 292].

Нечеткость формулировок (дефиниций) понятия «филология как наука» несомненно сказывается и на понимании филологии как учебной дисциплины и социальной деятельности.

Филология как учебная дисциплина.

Филологическая профессионализация студентов в системе высшего образования классических университетов5

1.1. О понятии филологической профессионализации и ее статусе в классических университетах

Для высшего образования главной задачей является профессионализация учащейся молодежи. «Вся система подготовки специалистов

5 О термине «классический университет» скажем ниже. Темы «Филология в педагогических университетах» в настоящей статье мы не касаемся. Отсылаем к статье [Аха-това, 2007]. Единственное, что считаем возможным в этой связи отметить, - это социальную востребованность филологов - школьных учителей новой формации; см. об этом статью в журнале «Русский язык в школе» [Базылев, 2019; 2021]. Также не являются предметом нашего рассмотрения практика преподавания иностранных языков в вузе и школе, в том числе русского языка как иностранного, и переводческие аспекты вузовского образования.

в высшей школе, — пишет Н. В. Кузьмина, — в конечном итоге должна формировать у них не только специальные знания, умения и навыки, но и профессиональную направленность. Наличие или отсутствие ее у студентов является важным показателем деятельности вуза педагогической системы» [Кузьмина, 1970, с. 57]. На фоне такого целепо-лагания выявляется важная научная проблема, которая заключается в нечеткости самого понятия «филолог как профессия». Несмотря на то что в дипломе выпускников классических университетов записано «Филолог», в перечне профессий профессии филолог фактически нет. Гносеологический аспект очерченной проблемы мы находим в том обстоятельстве, что она фактически не изучается филологией как наукой. Запросы в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU на термины «филологическая деятельность», «социальная филология», «практическая филология», «профессия филолог» дают единичные отклики. Такая же картина наблюдается в учебной литературе. К тезису о неопределенном статусе понятия филологии в общественном сознании важно добавить еще факт различия понимания филологии в разных странах (см., например, об этом [Пузырева, 2015]).

Так, курс «Основы филологии» долгое время был обязательным для классических университетов, однако его содержание было и остается далеким от той социальной роли, в которой филология реально существует в нашем социуме. Например, в несомненно лучшем в РФ, централизованно утвержденном учебнике А.А. Чувакина «Основы филологии» в первом параграфе «Введения» зафиксировано, что филология — это «слово, практическая деятельность, знание и наука» [Чувакин, 2012, с. 5]. Однако дальнейшее изложение основ филологии сосредоточивается почти исключительно на научной стороне филологии. Основы филологии, согласно концепции А.А. Чувакина, — это история филологической науки от эпохи классической филологии (XIV-XV вв.) до современной антропоцентрической филологии. Практический компонент в пособии присутствует, но он направлен на формирование исследовательской компетенции студента. В частности, в главе 6 названного учебника основательно раскрываются методология и структура филологического исследования. Прочие филологические компетенции, имеющие ориентацию на социальную сферу, в том числе профессиональный выход, в пособии не упоминаются и не рассматриваются. Так, в учебной программе «Введение в общую филологию» С.И. Гиндин справедливо замечает, что «филология представляется не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук, но и одной из практических служб, без которых не может существовать современ-

ное развитое общество» [Гиндин, 1998, с. 83] (выделено нами. — Н.Г.). Однако важный теоретический посыл второй части тезиса не находит в учебной программе С.И. Гиндина достаточной для дидактического использования реализации. Этот момент характерен для большинства учебных программ российских университетов по дисциплинам «Основы филологии», «Введение в филологию».

То же самое наблюдаем не только в теоретических декларациях и официальной документации, но и — и это главное — в практике филологического образования в классических университетах. Если судить по практике, то вершиной являются дипломные сочинения, в своем большинстве имитирующие научные исследования6. Такая массовость подготовки филологов-исследователей представляется социально не обоснованной. Вряд ли общество нуждается в массовом производстве Белинских и Пешковских. Прочие специализации представлены в учебных планах и программах несистемно и нецеленаправленно. Студенты плохо представляют, какую профессию они получают, какова востребованность в специалистах-филологах в настоящее время в обществе [Аникина, 2021; Ким, 2010]7. Отсутствие социальной мотивации обучения — важная проблема филологического образования в стране. Получается, что оно (филологические образование в классических университетах) обслуживает личностные потребности гуманитарного самосовершенствования. Это, правда, несколько в иной модальности отмечают З.К. Тарланов и Е.З. Тарланов: «Филология, не поддерживаемая государством вопреки его коренным интересам, сверх того лишившаяся признаваемых научных и культурных авторитетов, превратилась в одну из разновидностей беспредметных массовых увлечений людей, далеких от филологических интересов» [Тарланов, Тарланов, 2020, с. 39]. Соглашаясь со второй частью процитированного тезиса, отметим, что филфаки классических университетов стали местом, куда устремлены романтические девушки, которые поступают на филфак, потому что «любят читать» и им интересно развиваться в этом направлении. Они, конечно, не «далеки от филологических интере-

Лишь некоторые из дипломных работ вносят реальный вклад в гуманитарную науку, тем более в ее естественно-научные стороны, с которыми филология в наше время реально и глубоко пересекается (цифровизация речевой деятельности, искусственный интеллект и др. важные направления науки, от которых напрямую зависит общественный прогресс).

Подборка роликов в Интернете на тему «Мама, я филолог» говорит о наивности первокурсников в отношении профессии, ради которой они пришли в вуз, что, в свою очередь, отражает не только факт слабой социальной ориентированности школьников и абитуриентов, но и факт аморфного статуса филологии в общественном сознании, в том числе - в сознании учителей школ.

сов», но далеки от личных и общественных профессиональных интересов. Ср. с типовым мнением студента-филолога: «На филфак я пошел из-за литературы. Я хотел научиться трем вещам: правильно читать, писать и говорить. С первым пунктом все было прекрасно: мы много читали, возможно, даже слишком много. Научиться писать, как я хотел, вышло скорее наполовину — мы много писали научные работы и рефераты, а „для жизни" — практически нет»8. На наш взгляд, реалистичное суждение. Общеразвивающий культурологический характер филологии подчеркивают и поддерживают многие известные деятели науки, культуры и образования. В своей работе «О филологии» Д.С. Лихачев включал филологию в широкий общекультурный контекст: «Лишите человека памяти, избавьте его от всех знаний, которыми он обладает, но если он при этом сохранит умение понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг произведений искусства, идей своих коллег и оппонентов, если он сохранит навыки „умственной социальности", сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни — это и будет интеллигентность. На литературоведах, например, лежит большая ответственная задача — воспитать „умственную восприимчивость"... Литературоведение воспитывает „человеческую социальность"» [Лихачев, 1989, с. 24]. Ему вторит В.И. Аннушкин: «Филология обращена к несущим проблемам современной общественно-речевой практики. Цель филологии — описание всех видов современной словесности с выявлением целей, задач, содержания, форм общения, выражения этих форм, и различных жанров речи, стилистического образования текстов» [Аннушкин, 2007, с. 6]. Ср. также: «Роль предметов филологического профиля <.. .> трудно переоценить, так как именно они способствуют формированию нравственных идеалов и, таким образом, направляют развитие личности в нужное русло» [Пореченкова, 2008]. В таком же ключе создана книга тюменских филологов «Больше, чем наука» [2008]. Особенно широкий и глубокий образ филологии как фундаментальной категории менталь-ности представлен в эссе В. Хрулева [2018]. Это не единичный пример. Проекцию философских знаний в сферу профессиональных компетенций студента-филолога в связи с преподаванием литературы предлагает И.В. Шевченко [2007]. Подобные общегуманитарные и философские представления о филологии охотно поддерживаются общественным сознанием россиян и формируют у них соответствующие концепты «филология» и «филолог». Такие концепты с трудом трансформиру-

8—Журфак против филфака, или Что выбрать гуманитарию: интервью с Димой. URL: https://bez-smenki.ru/zhurfak-protiv-filfaka-ili-chto-vybrat-gumanitariju-intervju-s-dimoj

ются в понятия, не только обыденные, но и научные. Согласимся с И.Е. Кимом, который, отвечая на вопрос интервьюера: «Какие шаги необходимо предпринять государству, профильным вузам для повышения престижа, конкурентоспособности молодых специалистов-филологов на рынке труда?», отметил: «На самом деле, никто не понимает, что такое филологи. Другое дело, что те филологи, которые нужны, которых ждут, не воспринимаются как филологи» [Ким, 2010].

1.2. О профессии «филолог» и профессиональной подготовке

в классических университетах

Доминирование общегуманитарных представлений о социальной роли филолога весьма характерно для российского общества во многих его стратах. Так или иначе такие представления воздействуют на сознание школьников, абитуриентов и далее студентов, определяют профессиональную ориентацию последних, подменяя конкретные представления о той реальной профессии, которую студенты намерены приобрести. Об этом, в частности, свидетельствуют данные единственного известного нам исследования о профессиональной ориентации студента-филолога, выполненного А.В. Барашевой. Ср.: «В изображенном „портрете" филолог внимателен и толерантен к личности другого, а также к другой культуре, обладает развитыми коммуникативными способностями — умеет наладить контакт и понять другого, обладает сформированными навыками самоконтроля, хорошей памятью, постоянно развивает свою эрудицию. Внимание респондентов сосредоточено, в первую очередь, на том, как осуществлять профессиональную деятельность, чтобы быть успешным в ней, — это представляет наибольшую ценность» [Барашева, 2015, с. 144]. К сожалению, последний тезис о профессиональной деятельности в приведенной цитате не получил в цитируемой статье конкретного методического наполнения.

Отсутствие четких официальных требований к выпускнику филологических факультетов особенно заметно на фоне наличия таких требований в неофициальной сфере. Их немало в Интернете, который взял на себя функции бюро по трудоустройству населения. Так, на сайте «Про-фориентатор» находим ответ на вопрос о том, какими качествами должен обладать филолог:

Человек, получающий профильное филологическое образование, должен иметь следующие личные качества:

1) умение грамотно говорить и писать;

2) внимательность, усидчивость, терпение;

3) хорошую память;

4) начитанность;

5) богатое воображение и широкий кругозор;

6) аналитическое мышление.

Несмотря на абстрактность и прекраснодушие данных пожеланий, в них интуитивно отражено понимание социального посыла к филологическому образованию.

Завершим раздел о профессиональной подготовке студента-филолога в классических университетах иллюстрацией из социальной жизни Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета (ИФИЯМ КемГУ). На заседании ученого совета стоял вопрос о распределении выпускников. Выяснилось, что подавляющее число четверокурсников «самораспределяются», т.е. ищут себе работу самостоятельно — где как придется. Системный запрос со стороны работодателей отсутствует, системный механизм взаимодействия работодателей с классическими университетами не работает. В КемГУ он ограничивается спорадическими «ярмарками выпускников», направленными на стихийное регулирование спроса и предложения.

Сказанное в особой мере касается выпускников магистратуры. Общество (в лице работодателей) до сих пор плохо представляет предназначение этой образовательной ступени. 20-летний эксперимент с внедрением двухступенчатой системы высшего образования нуждается в подведении его результатов9. Наш вывод, вытекающий из анализа особенностей филологического образования: данная система нуждается в глубоком реформировании, направленном на достижение реальной профессионализации выпускника магистратуры, соответственно — на ориентацию магистратуры на профессиональную деятельность (ср. [Ковтун 2013]). В этом нуждается организация учебных программ и планов, производственных практик (особенно!), выпускных работ (пока они по-прежнему в основном «теоретико-ориентированны», а в практическом плане направлены на формирование сугубо исследовательской компетенции).

Реальная профессионализация означает приведение в соответствие спроса на профессию и предложение обществу готовых специалистов. Пока мы наблюдаем в этой сфере противоречивую картину. Ее составляет ко всему прочему неопределенность в целевых установках педагогических университетов. Неопределенность в целевых педагогических

9 Тема «филологическая магистратура» заслуживает отдельного обсуждения в аспекте ее социальной предназначенности. В настоящей статье ее обсуждение не предполагается.

установках и установках педагогических университетов сказывается на статистике: нехватка кадров в сфере образования, а именно преподавателей русского языка и литературы, повсеместно становится актуальной. В сервисах по поиску работы количество вакансий варьируется от 1071 до 2354. На портале «Работа в России» вакансия «учитель русского языка и литературы» насчитывает 2671 предложение. По данным движения Общероссийского народного фронта, дефицит преподавательского состава, а именно педагогов русского языка и литературы, составляет 30 %. Это позволяет понять, что спрос на выпускников высших учебных заведений, конкретно — на преподавателей русского языка и литературы — высок и что данный вид деятельности все так же опережает другие.

Филологическая и педагогическая наука редко представляет актуальные профессии, в качестве примера назовем [Данюшина, 2010; Миронова, 2021; Подгорная, 2014; Чернышова, 2012].

1.3. О понятии «классический университет»

Говоря о филологической профессионализации высшей школы, добавим, что классические университеты, конечно, так же, как и педагогические вузы, имеют в виду подготовку учителей для средней школы. Однако они делают это не системно, а, скорее, по остаточному принципу. Школьная (шире — методическая) составляющая в университетских программах, учебных планах и учебниках представлена в основном «по умолчанию».

Проблемы, связанные с разделением российского филологического образования на две ветви — классические университеты и педагогические университеты, принципиально важны, но, на наш взгляд, недостаточно отрефлексированы в российской науке как педагогической, так и филологической. Чаще всего их различают по научной и методической ориентации обучения. Такая постановка проблемы оставляет многие вопросы спорными и нерешенными. Один из них — противоречия школьной и научной грамматики — еще в 1918 г. поставлен А.М. Пешковским. Говоря о школьниках, поступивших в вуз филологического профиля (в отличие от вузов других профилей), он замечает: «Здесь научное знакомство с предметом потрясает основы школьного обучения, здесь изучающему приходится не продолжать и углублять изучение, а переучиваться. И это потому, что школьная грамматика не только упрощает факты, как всякая школьная переделка науки, но и искажает их, не только умалчивает о том, что недоступно школьному возрасту, но и дает ложные сведения о том, что могло бы быть

доступно ему. Коротко говоря, школьная разновидность грамматики не только школьна, но и ненаучна» [Пешковский, 1918, с. 169]. Думается, что подспудно этот тезис лежит в основании «классической» вузовской филологии. Вряд ли с ним согласятся — без основательных оговорок — преподаватели сегодняшних педагогических вузов. На этом фоне обостряется наивный вопрос: зачем российскому филологическому высшему образованию две очерченные ветви: одна — сугубо практико-ориентированная, другая — крайне теоретизированная?

Негативные тенденции в филологическом образовании, связанные с неопределенностью понятий «филология» и «филолог как профессия», усиливаются смысловой нечеткостью словосочетания «классический университет», которое не является термином. Полагаем, что данное словосочетание является неофициальным самоназванием мелиоративного типа, имеющем тенденцию к терминологизации и офи-циализации: «классические университеты с учетом своих институциональных признаков должны быть центрами фундаментального образования... Именно эти университеты несут основное бремя ответственности за воспроизводство фундаментального интеллектуального потенциала страны» [Шаповалов, 2004, с. 9]. На фоне таких дефиниций педагогическим вузам остается только «стоять в сторонке и нервно курить». Впрочем, они активно продолжают «борьбу» за термин, см., например, сайт «Классический университет» с определенно педагогическим содержанием10.

Другая стратегия рефлексий и действий в контексте смысловой неопределенности термина «классический университет» — придание этому термину большей определенности. Так, исследователи подчеркивают «необходимость сохранения классического университета, как единственно способного осуществлять культурообразующую миссию в современном социальном институте образования. При этом название „университет" следует сохранить только за университетом классическим. Все остальные вузы должны получить иной вид наименования: академия, институт, высшая школа и т.п.» [Касьянов, 2017, с. 17].

1.4. Общий вывод по теме «Высшее филологическое

образование в РФ»

Реальная профессионализация филологической деятельности должна начинаться с изучения социального запроса, с выявления реальных каналов спроса на такую деятельность и на их основе — с формирова-

10 11К1_: ИМрз://классический университет.рф/lenta/priority/news/category=15

ния предложения со стороны вузов, в том числе со стороны классических университетов.

Заключение

Главный результат исследования заключается в постановке проблемы социальной значимости филологических профессий и несоответствия ей системы российского филологического образования в вузе и школе. Проблема состоит в быстрорастущем социальном потенциале филологии и отсутствии при этом системного практического ориентира на подготовку студентов филологических факультетов классических университетов. Таким образом, данная система обучения студентов-филологов некорректно отображается в социально-общественной, практической деятельности будущего специалиста. И подход к обучению студентов филологических институтов консервативен. Мы, например, затрудняемся ответить на вопрос, чем подготовка специалиста-филолога в РФ принципиально отличается от подготовки в СССР.

Филология и как наука о языке, и как практико-ориентированное научное знание должна развиваться в единстве данных аспектов. Традиционные филологические подходы должны и могут быть реализованы вкупе с современными технологиями и областями знания, такими как, например, интернет-лингвистика, паблик рилэйшнс, юридическая лингвистика, лингвомаркетология, бизнес-коммуникация [Базы-лев, 2019; 2021; Федоров 2012; Мельничук 2013]. В наше время эти области знаний становятся все более значимыми и широко применяются в различных сферах жизни, поэтому более глубокое изучение языка и его взаимодействия с технологиями и правом будет иметь большое значение для будущего науки и общества в целом.

Проблема социальной роли филологии во многом обусловлена потерей интереса к ней Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Этот факт привел к тому, что филолог обществом воспринимается прежде всего как преподаватель родного языка и литературы или научный деятель. Хотя за современными видами деятельности, такими как копирайтинг, 8ММ, бизнес-лингвистика (например, открытие языковых школ), реклама, сфера пресс-службы и т.д., также стоят прежде всего филология и филолог как специалист. В свою очередь, это явилось причиной того, что по направлению 45.03.01 Филология начали обучаться студенты, которые мало интересуются данной наукой. Филология и как наука о языке, и как практико-ориентиро-ванное научное знание должна развиваться в единстве данных аспектов — главный вопрос статьи. Как достичь в процессе подготовки сту-

дентов-филологов (в т.ч. в педагогических вузах) этого единства — самостоятельная проблема, требующая комплексного решения: научного, административного, методического, практического.

Поставленные в статье вопросы, в частности вопрос о необходимости четкой ориентации учебных понятий и терминов в социальной сфере, касаются не только филологии. На наш взгляд, понятия «история» и «историк как профессия» также нуждаются в аналогичном социопедагогическом анализе и корректировке. Вокруг темы социализации школьного курса литературы, по сути, создается похожая ситуация: целевые установки преподавателей и мотивация учащихся носят декларативный характер и далеки от формирования эстетической личности, имеющей потребность в чтении и художественный вкус [Голев, 2011].

Библиографический список

Аникина А.В. Кем можно работать с дипломом филолога? URL: https://dzen.ru/a/YMDLs4ym00-NfSU5

Аннушкин В.И. Основы русской филологии : курс лекций. М., 2014.

Ахатова З.К. Профессионально важные личностные качества учителя филолога // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4.

Базылев В.Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика) // Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 3.

Базылев В.Н. Новое в российской лингвистике (неопсихолингвистика, миграционная лингвистика, контактная лингвистика, ком-путационная лингвистика, коннективистика) // Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 6.

Барашева А.В. Семантика ценностей профессиональной деятельности филолога в представлениях студентов-филологов // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 20.

Барашева Д.Е. Идентификация профессии филолога как модератора дискурсивных практик // Традиции и инновации в изучении и преподавании филологических дисциплин в вузе и школе : коллективная монография. М., 2016.

Беловолов В.А., Матвеев Д.Е., Султанбеков Т.И., Ильенко Е.В. Образовательная среда вуза как социопедагогический, социокультурный феномен // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2019.

Больше, чем наука: книга о филологии и филологах Тюменского государственного университета. Тюмень, 2008.

Ветров А.А. Расчлененность формы как основное свойство понятия // Вопросы философии. 1958. № 1.

Волков В.В. Профессиографическая фасета языковой картины мира в контексте задач профессиональной диверсификации студентов-филологов // Вопросы современной филологии в контексте взаимодействия языков и культур : материалы IV Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Е.А. Стуколова. Оренбург, 2021.

Гиндин С.И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998.

Голев Н.Д. Современная ментально-языковая ситуация в аспекте взаимоотношений ее лингвистического и лингводидактического аспектов // Естественная письменная русская речь. Ч. 2. 2003.

Голев Н.Д. К проблеме качества чтения как дидактической задачи // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. IV. Дискурсы и жанры письменной речи : сборник научных статей / под ред. Н.Б. Лебедевой. Кемерово, 2011.

Данюшина Ю.В. Бизнес-лингвистика — новое синергетическое направление прикладной лингвистики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2010. № 2. Т. 1.

Житнухина М.А. Филологическая терминология в метаязыковом сознании рядовых носителей языка разного возраста // Естественная письменная речь: аспекты. Часть IV: Дискурсы и жанры письменной речи : сборник научных статей / под. ред. Н.Б. Лебедевой.

Касьянов В.В., Ковалев В.В., Самыгин С.И. Университетов не должно быть много: классический университет в структуре реформируемой системы высшего образования России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ким И.Е. Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ // Аккредитация в образовании. 2010. № 7 (42). URL: https://akvobr. ru/igor_kim_o_filologicheskom_obrazovanii_v_uslovijah_reform.html

Ким И.Е. Филологическое образование: перспективы // Аккредитация в образовании. 2020. № 7 (123). URL: https://akvobr.ru/filologicheskoe_ obrazovanie_perspektivy.html

Ковтун Е.Н. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра. URL: http://slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_magistratura.pdf

Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970.

Лихачев Д.С. О филологии / Предисл. Л.А. Дмитриева. М., 1989.

Макарова В.Ю. Развитие профессиональных компетенций студентов-филологов и повышение их мотивации к овладению профессией в ходе составления методического комментария к художественному тексту на практических занятиях по методике обучения русскому языку // Учитель для будущего: язык, культура, личность : к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева / отв. ред. В.Д. Янченко. М., 2018.

Маликова А.Б. Профессия филолога в сфере государственного и муниципального управления // Молодежь — Барнаулу : материалы XXIII городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 1-30 ноября 2021 г. Барнаул, 2022.

Махмурян К.С. Содержание понятий «филология» и «филологическая компетенция» на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.

Мельничук О.А. Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2.

Миронова О.А. «Технологии и эффективные инструменты smm-про-движения (на примере Instagram11) // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021.

Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика: опыт применения науч.-граммат. принципов к шк. практике. 2-е изд. М., 1918.

Подгорная Е.А., Демиденко К.А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014.

Попова Е.П., Бондаренко О.В. Значение филологических дисциплин в процессе подготовки специалистов лингвоинтенсивных профессий в вузе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2017. № 1 (11).

Пореченкова Е.А. Задачи развития филологического образования на современном этапе // Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1.

11 Instagram - проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.

Пузырева О.И. Содержание лингвистического образования в гуманитарных вузах России и США // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.

Степанов Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Тарланов З.К., Тарланов Е.З. Русская филология и российское общество // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 1 (26).

Тимирханов В.Р. Сопоставительная характеристика отечественных концепций филологии как познавательной сферы // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 3.

Федоров А. Несколько мыслей о филологическом университетском образовании и о культуре в новых условиях. URL: http://belsk.ruspole. info/node/2181

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка СМИ и стратегии ее реализации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6.

Хрулев В. Филология как сфера миротворчества // Бельские просторы. 2018. № 2.

Чернышова Т.В. Аналитико-экспертная деятельность: аспекты подготовки филолога-практика // Коммуникативистика в современном мире: эффективность и оптимизация речевого взаимодействия в социуме : материалы Третьей международной научной конференции (Барнаул, 24-29 апреля 2012 г.). Барнаул, 2012.

Чувакин А.А. Основы филологии : учебное пособие / под ред. А.И. Ку-ляпина, М., 2012.

Шаповалов В.А. Роль классических университетов в развитии образования и науки // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. Вып. 39.

Шевченко И.В. Философские понятия на уроках литературы (к проблеме формирования профессиональной компетенции студентов-филологов) // Преподаватель XXI век. 2007. № 3.

Список источников

Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Очерки. М.,1971.

Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Рассказы, 1903-1915; Публицистика. Л., 1990.

Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Повести и рассказы, 1879-1888. Л., 1989.

Короленко В.Г. (1853-1921). Записные книжки. URL: http: //bibra.ru/ composition/zapisnye-knizhki/.

Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1889.

References

Anikina A.V. Kem mozhno rabotat's diplomom filologa? [Where can you work with a philologist diploma?] URL: https://dzen.ru/a/ YMDLs4ymO0-NfSU5

Annushkin V.I. Osnovy russkoy filologii: kurs lektsiy. [Fundamentals of Russian philology: a course of lectures]. Moscow, 2014.

Akhatova Z.K. Professional'no vazhnyye lichnostnyye kachestva uchitelya filologa. [Professionally important personal qualities of a philologist teacher]. In: Vestnik Bashkirskogo universiteta. [Bulletin of the Bashkir University]. 2007. T. 12. No. 4.

Bazylev V.N. Novoye v rossiyskoy lingvistike (pedagogicheskaya lingvistika, antropooriyentirovannaya lingvistika, politicheskaya kommunikativistika, teologicheskaya lingvistika). [New in Russian linguistics (pedagogical linguistics, anthropo-oriented linguistics, political communication studies, theological linguistics)]. In: Russkiy yazyk v shkole. [Russian language at school]. 2019. T. 80. No. 3.

Bazylev V.N. Novoye v rossiyskoy lingvistike (neopsikholingvistika, migratsionnaya lingvistika, kontaktnaya lingvistika, komputatsionnaya lingvistika, konnektivistika). [New in Russian linguistics (neopsycholinguistics, migration linguistics, contact linguistics, computational linguistics, connectivistics)]. In: Russkiy yazyk v shkole. [Russian language at school]. 2021. T. 82. No. 6.

Barasheva A.V. Semantika tsennosteyprofessional'noy deyatel'nostifilologa vpredstavleniyakh studentov-filologov. [Semantics of values of the professional activity of a philologist in the views of philological students]. In: Kul'tura. Dukhovnost'. Obshchestvo. [Culture. Spirituality. Society]. 2015. No. 20.

Barasheva D.E. Identifikatsiya professii filologa kak moderatora diskursivnykh praktik/ [Identification of the philologist's profession as a moderator of discursive practices]. In: Traditsii i innovatsii v izuchenii i prepodavanii filologicheskikh distsiplin v vuze i shkole. [Traditions and innovations in the study and teaching of philological disciplines at universities and schools: collective monograph]. Moscow, 2016.

Belovolov V.A., Matveev D.E., Sultanbekov T.I., Ilyenko E.V. Obrazovatel'naya sreda vuza kak sotsiopedagogicheskiy, sotsiokul'turnyy fenomen. [The educational environment of the university as a socio-pedagogical, socio-cultural phenomenon]. In: Sever i molodezh': zdorov'ye, obrazovaniye, kar'yera: sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [North and youth: health, education, career. collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference]. Khanty-Mansiysk, 2019.

Bol'she, chem nauka: kniga o filologii i filologakh Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. [More than science: a book about philology and philologists of Tyumen State University]. Tyumen, 2008.

Vetrov A.A. Raschlenennost' formy kak osnovnoye svoystvo ponyatiya. [Dismemberment of form as the main property of a concept]. In: Voprosy filosofii. [Questions of Philosophy]. 1958. No. 1.

Volkov V.V. Professiograficheskaya faseta yazykovoy kartiny mira v kontekste zadachprofessional'noy diversifikatsii studentov-filologov. [Professional facet of the linguistic picture of the world in the context of the tasks of professional diversification of philology students]. In: Voprosy sovremennoy filologii v kontekste vzaimodeystviya yazykov i kul'tur. [Issues of modern philology in the context of interaction of languages and cultures]. Orenburg, 2021.

Gindin S.I. Vvedeniye v obshchuyu filologiyu. [Introduction to general philology]. In: Avtorskiye uchebnyye programmy po gumanitarnym i sotsi-al'no-ekonomicheskim distsiplinam: psikhologiya, pedagogika, lingvistika, literaturovedeniye. [Author's educational programs in the humanities and socio-economic disciplines: psychology, pedagogy, linguistics, literary criticism]. Moscow, 1998.

Golev N.D. Sovremennaya mental'no-yazykovaya situatsiya v aspekte vzaimootnosheniy yeye lingvisticheskogo i lingvodidakticheskogo aspektov. [Modern mental-linguistic situation in terms of the relationship between its linguistic and linguodidactic aspects]. In: Yestestvennaya pis'mennaya russkaya rech'. [Natural written Russian speech]. P. 2. Barnaul, 2003.

Golev N.D. Kprobleme kachestva chteniya kak didakticheskoy zadachi. [On the problem of reading quality as a didactic task]. In: Yestestvennaya pis'mennaya russkaya rech': issledovatel'skiy i obrazovatel'nyy aspekty. [Natural written Russian speech: research and educational aspects]. P. IV. Kemerovo, 2011.

Danyushina Yu.V. Biznes-lingvistika — novoye sinergeticheskoye napravleniye prikladnoy lingvistiki. [Business linguistics — a new synergetic direction of applied linguistics]. In: Vestnik LGUim. A.S. Pushkina. [Bulletin of Leningrad State University named after. A.S. Pushkin]. St. Petersburg, 2010. No. 2. Vol. 1.

Zhitnukhina M.A. Filologicheskaya terminologiya v metayazykovom soznanii ryadovykh nositeley yazyka raznogo vozrasta. [Philological terminology in the metalinguistic consciousness of ordinary native speakers of different ages]. In: Yestestvennaya pis'mennaya rech': issledovatel'skiy i obrazovatel'nyy aspekty. [Natural written speech: research and educational]. P. IV. Part IV: Discourses and genres of written speech : Kemerovo, 2011. Kemerovo, 2011.

Kasyanov V.V., Kovalev V.V., Samygin S.I. Universitetov ne dolzhno byt' mnogo: klassicheskiy universitet v strukture reformiruyemoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii. [There should not be many universities: a classical university in the structure of the reformed system of higher education in Russia]. In: Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. [Humanitarian, socio-economic and social sciences]. 2017. No. 2.

Kim I.E. Igor' Kim o filologicheskom obrazovanii v usloviyakh reform. [Igor Kim about philological education in the conditions of reforms]. In: Akkreditatsiya v obrazovanii. [Accreditation in education]. 2010. No. 7 (42). URL: https://akvobr.ru/igor_kim_o_filologicheskom_obrazovanii_v_ uslovijah_reform.html

Kim I.E. Filologicheskoye obrazovaniye: perspektivy. [Philological education: prospects]. In: Akkreditatsiya v obrazovanii. [Accreditation in education]. 2020. No. 7 (123). URL: https://akvobr.ru/filologicheskoe_ obrazovanie_perspektivy.html

Kovtun E.N. Filologicheskaya magistratura v Rossii: vchera i zavtra. [Philological master's programs in Russia: yesterday and tomorrow]. URL: http://slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_magistratura.pdf

Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Pedagogicheskoye modelirovaniye kak produkt i metod nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. [Pedagogical modeling as a product and method of scientific and pedagogical research]. In: Sovremennayapedagogika. [Modern pedagogy]. 2015. No. 8. URL: https:// pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

Kuzmina N.V. Problemy professional'noy podgotovki spetsialistov v vuzakh. [Problems of professional training of specialists in universities]. In: Problemy otbora i professional'noy podgotovki spetsialistov v vuzakh. [Problems of selection and professional training of specialists in universities]. Leningrad, 1970.

Likhachev D.S. Ofilologii. [About philology]. Moscow, 1989. Makarova V.Yu. Razvitiye professional'nykh kompetentsiy studentov-filologov i povysheniye ikh motivatsii k ovladeniyu professiyey v khode sostavleniya metodicheskogo kommentariya k khudozhestvennomu tekstu na prakticheskikh zanyatiyakh po metodike obucheniya russkomu yazyku. [Development of professional competencies of philology students and increasing their motivation to master the profession in the process of compiling a methodological commentary on a literary text during practical classes on methods of teaching the Russian language]. In: Uchitel' dlya budushchego: yazyk, kul'tura, lichnost': k 200-letiyu so dnya rozhdeniya F.I. Buslayeva. [Teacher for the future: language, culture, personality: to the 200th anniversary of the birth of F.I. Buslaeva]. Moscow, 2018.

Malikova A.B. Professiya filologa vsferegosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. [Profession of a philologist in the field of state and municipal management]. In: Molodezh' — Barnaulu: materialy XXIII gorodskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, Barnaul, 01-30 no-yabrya 2021 goda. [Youth — Barnaul: materials of the XXIII city scientific and practical conference of young scientists, Barnaul, November 1-30, 2021]. Barnaul, 2022.

Makhmuryan K.S. Soderzhaniye ponyatiy «filologiya» i «filologicheskaya kompetentsiya» na sovremennom etape. [The content of the concepts of "philology" and "philological competence" at the present stage]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. [Bulletin of Moscow University]. Ep. 19: Linguistics and intercultural communication. 2008. No. 3.

Melnichuk O.A. Professional'noye gumanitarno-filologicheskoye obrazovaniye v sovremennykh usloviyakh. [Professional humanitarian and philological education in modern conditions]. In: Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. [Bulletin of the North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova]. 2013. T. 10. No. 2.

Mironova O.A. Tekhnologii i effektivnyye instrumenty smm-prodvizheniya. [Technologies and effective tools for SMM promotion]. In: Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Rostov State Economic University]. 2021.

Peshkovsky A.M. Shkol'naya i nauchnaya grammatika: opyt primeneniya nauch.-grammat. printsipov k shk. praktike. [School and scientific grammar: experience in using scientific grammar. principles for school practice]. Moscow, 1918.

Podgornaya E.A., Demidenko K.A. Lingvisticheskiye kharakteristiki internet-chatov kak vida kommunikatsii. [Linguistic characteristics of Internet chats as a type of communication]. In: Kontsept. [Concept. 2014].

Popova E.P., Bondarenko O.V. Znacheniye filologicheskikh distsiplin v protsesse podgotovki spetsialistov lingvointensivnykh professiy v vuze. [The importance of philological disciplines in the process of training specialists in linguistically intensive professions at universities]. In: Pedagogicheskoye masterstvo ipedagogicheskiye tekhnologii. [Pedagogical skills and pedagogical technologies]. 2017. No. 1 (11).

Porechenkova E.A. Zadachi razvitiya filologicheskogo obrazovaniya na sovremennom etape. [Problems of development of philological education at the present stage]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Moscow State University]. Ser. 19. Linguistics and intercultural communication. 2008. No. 1.

Puzyreva O.I. Soderzhaniye lingvisticheskogo obrazovaniya v guma-nitarnykh vuzakh Rossii i SSHA. [Contents of linguistic education in humanitarian universities in Russia and the USA]. In: Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2015. No. 6.

Stepanov Yu.S. Filologiya. [Philology]. In: Russkiyyazyk. Entsiklopediya. [Russian language. Encyclopedia]. Moscow, 1997.

Tarlanov Z.K., Tarlanov E.Z. Russkaya filologiya i rossiyskoye obshchestvo. [Russian philology and Russian society]. In: Uchenyye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scientific notes of the Novgorod State University]. 2020. No. 1 (26).

Timirkhanov V.R. Sopostavitel'naya kharakteristika otechestvennykh kontseptsiy filologii kak poznavatel'noy sfery. [Comparative characteristics of domestic concepts of philology as a cognitive sphere]. In: Vestnik Bashkir-skogo universiteta. [Bulletin of the Bashkir University]. 2017. T. 22. No. 3.

Fedorov A. Neskol'ko mysley o filologicheskom universitetskom obrazovanii i o kul'ture v novykh usloviyakh. [Several thoughts on philological university education and culture in new conditions]. URL: http://belsk.ruspole.info/ node/2181

Frolova T.I. Gumanitarnaya povestka SMI i strategii yeye realizatsii. [Humanitarian agenda of the media and strategies for its implementation]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Moscow State University. Ser. 10. Journalism. 2013. No. 6.

Khrulev V. Filologiya kak sfera mirotvorchestva. [Philology as a sphere of peacemaking]. In: Belskiyeprostory. [Belskie prosty]. 2018. No. 2.

Chernyshova T.V. Analitiko-ekspertnaya deyatel'nost': aspekty podgotovki filologa-praktika. [Analytical and expert activity: aspects of training a practicing philologist]. In: Kommunikativistika v sovremennom mire: effektivnost' i optimizatsiya rechevogo vzaimodeystviya v sotsiume: materi-aly Tret'yey mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Barnaul, 24-29 aprelya 2012 g.). [Communication in the modern world: effectiveness and optimization of speech interaction in society: materials of the Third International Scientific Conference (Barnaul, April 24-29, 2012)]. Barnaul, 2012.

Chuvakin A.A. Osnovy filologii: uchebnoye posobiye. [Fundamentals of Philology: textbook]. Ed. A.I. Kulyapina, Moscow, 2012.

Shapovalov V.A. Rol' klassicheskikh universitetov v razvitii obrazovaniya i nauki. [The role of classical universities in the development of education and science]. In: Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of the Stavropol State University]. 2004. Vol. 39.

Shevchenko I.V. Filosofskiye ponyatiya na urokakh literatury (kprobleme formirovaniya professional'noy kompetentsii studentov-filologov). [Philosop-

hical concepts in literature lessons (to the problem of developing the professional competence of philology students)]. In: Prepodavatel'XXIvek. [Teacher of the XXI century]. 2007. No. 3.

Благодарности

Авторы выражают благодарность студенту 4 курса ИФИЯМ М.О. Сам-кову, написавшему под научным руководством Н.Д. Голева выпускную квалификационную работу «Филология как социальная деятельность (социопедагогический и социофилологический анализ образовательной ситуации в классических университетах России)». Материалы данной работы с согласия М.О. Самкова были использованы при написании настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.