Научная статья на тему 'Филологическое образование функционально-семантическая категория обусловленности в плане языковой синхронии и диахронии'

Филологическое образование функционально-семантическая категория обусловленности в плане языковой синхронии и диахронии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова Э. Н.

В статье дается определение функционально-семантической категории обусловленности, излагаются различные точки зрения как на соотношение в синхронии составляющих ее компонентов (цели, причины, следствия, условия, уступки), так и на первичность осмысления данных значений в истории языка. Делается вывод о доминирующем положении причинности в семантике обусловленности, связанном с ситуацией письменного общения и особенностями интеллектуального восприятия. Представленный материал может быть полезен студентам и аспирантам филологического факультета при изучении исторического синтаксиса русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Aspect of Causal Conditionality Expression Research (in Linguistic Diachrony)

The article gives the definition of function-semantic category of conditionality; presents various viewpoints on both the correlation of its components (purpose, causes, effects, conditions, concessions), and primarily comprehension of the given meanings in the history of language. The conclusion reflects on the dominant position of causality in semantics of conditionality, connected to the situation of written communication and peculiarities of intelligent perception. The presented case can be useful to students and post-graduate students of a Philological Department in the process of studying historic syntactic of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Филологическое образование функционально-семантическая категория обусловленности в плане языковой синхронии и диахронии»

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ В ПЛАНЕ ЯЗЫКОВОЙ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ

Э. Н, Акимова, доцент кафедры русского языка МГУ им. Н. 77. Огарева

В статье дается определение функционально-семантической категории обусловленности, излагаются различные точки зрения как на соотношение в синхронии составляющих ее компонентов (цели, причины, следствия, условия, уступки), так и на первичность осмысления данных значений в истории языка. Делается вывод о доминирующем положении причинности в семантике обусловленности, связанном с ситуацией письменного общения и особенностями интеллектуального восприятия. Представленный материал может быть полезен студентам и аспирантам филологического факультета при изучении исторического синтаксиса русского языка.

Функционально-семантическая категория обусловленности — это сложно структурированное образование, план содержания которого имеет общее инвариантное значение обусловленности, вариативно проявляющееся в частных семантических категориях причины, следствия, условия, уступки и цели, а план выражения представлен средствами, относящимися к различным языковым уровням (лексическому, фразеологическому, словообразовательному, синтаксическому, текстовому, мегатекстовому).

По поводу соотношения значений, составляющих категорию обусловленности, существуют различные точки зрения, причем если в синхроническом плане основной вопрос заключается в том, равноценны ли компоненты или какой-то из них является доминирующим, то в диахронии представляется важным выяснить, какой компонент древнее.

В современной лингвистической литературе находим три взгляда на систему отношений обусловленности. Наиболее распространен и отражен в трех академических грамматиках и вузовских учебниках тот, при котором ни одному из компонентов не приписывается статус содержательного инварианта (хотя имплицитно сам термин «обусловленность», а не «опричиненность», например, наводит на мысль о достаточно нерядовом значении условия).

В. В. Колесов утверждает, что обусловленность есть родовое понятие по отношению к видовым категориям при-

чины, следствия, цели, условия, уступи-тельности, мотивации. «В конкретном высказывании устраняется явное выражение причинно-следственных отношений реальности, поскольку в мысли они могут быть другими, а русская ментальность к причине относится иронично, как к задним умом установленной связи событий. События просто мотивированы другим событием и представлены как у-слов-ные отношения, данные в слове. Условное существует лишь в слове. В русском языке „центрированы11 (выступают в качестве инварианта) именно условные, они одинаково соотносятся со всеми прочими (следствия, причины, уступки и т. д.)»1.

Согласно третьей точке зрения центральное место в рассматриваемой системе отводится «каузальной реляции», или причинно-следственным отношениям, поскольку они представляют собой обусловленность в чистом виде, а остальные элементы могут считаться их модификациями: «Если существует шкала информационной ценности реляционных формул, то каузальная реляция должна занять на этой шкале вершинное положение, поскольку она оптимально удовлетворяет эвристическую потребность мыслящего индивидуума в процессе коммуникации. Каузальная схема не дает повода ни для недоумений (ср.: хотя.., но), ни для разночтений (ср.: если.., то), и в этом смысле она есть прагматически однозначное воплощение принципа достаточного основания, т. е. обусловлен-© Э. Н. Акимова, 2005

ности, „освобожденной11 от противитель-ности, альтернативы и гипотетичности»2.

Последний подход, на наш взгляд, может быть признан наиболее адекватным. Во-первых, на синтаксическом уровне репертуар способов выражения причинных отношений по сравнению с другими отношениями гораздо обширнее. Во-вторых, именно причинным отношениям свойствен ярко выраженный синкретизм как с другими значениями обусловленности, так и с семантикой необусловливающей природы. В-третьих, на текстовом уровне явно наблюдается насыщенность текстов указаниями прежде всего на причинную обусловленность, причем способность к дистантной реализации у этого типа указаний значительно больше, чем у других типов.

По вопросу о первичности осмысления какого-либо из компонентов категории обусловленности у ученых также не сложилось единого мнения. В. В. Колесов считает, что условные отношения были осмыслены раньше всех других отношений в этой системе, так как «условные сложные предложения были самыми древними по сложению»3.

По мнению историков языка, условные сложноподчиненные предложения действительно сформировались еще в дописьменный период и были тесно связаны с выражением вопроса и временных отношений4. Устная культура вообще «ориентирована на будущее. Поэтому огромную роль в ней играют предсказания, гадания»5. Исследуя условно-временные отношения в синтаксисе народных примет, Н. Н. Фаттахова констатирует: «Народная примета — это наблю-дение-прогноз, наблюдение-предсказание, направленное на угадывание будущего, поэтому наиболее приспособленными для выражения семантического значения приметы являются условно-вре-менные отношения...»6

На будущее, вернее, «на тот случай, если...» ориентированы и древнейшие тексты законов и договоров, бытовавшие первоначально в устной форме и лишь впоследствии записанные. Формула по-

тенциально-условного предложения типична для древнерусских юридических актов, судебников, уставов. «Постепенно в условной конструкции происходило ослабление моментов временных и усиление характера предположительности, условности. Всякое условное включено в понятие будущего»7. Добавим, что в силу логической закономерности в него включена и цель, которая, будучи достигнута, становится причиной или мотивировкой того или иного действия, события, процесса. «Цель всегда обретается в сферах модальности, тогда как причина — в той мере, как она постигается, — предикативна»8. Возможно, поэтому и существует мнение, что для древнерусской ментальности в последовательности изменений важны были условия цели, а не характер причины: моральный императив важнее прошлых событий.

«В мире доказательных суждений возможности устной речи не столь велики», — пишет А. А. Брудный. Ученый выдвигает интересную гипотезу: «Вполне возможно, что письменность была порождена самой спецификой интеллектуальной деятельности, а не только необходимостью соединить участников общения, пространственно удаленных друг от друга»9.

Как известно, с введением официального христианства текстовая культура на Руси расширяется, обогащается письменным вариантом литературного текста. В противоположность ее дохристианскому, посвященному «делам житейским» содержанию христианство как высшая область духа и «наука логики, т. е. система соотношения человека, общества и мира» (А. А. Припадчев), создает принципиально новые варианты текста, трансформировавшиеся позднее в жанры, — слово, проповедь, поучение, послание... Так появляется обширный класс текстов-рассуждений, блестящими мастерами которых были митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Климент Смолятич и др. Для развития подобных убеждающих текстов, обильно насыщенных синтакси-

ческими конструкциями со значением обусловленности, прежде всего каузальными, в Древней Руси, только что обращенной в христианство и одновременно борющейся за государственную независимость, существовала весьма благоприятная почва.

По нашим наблюдениям, ситуация письменного общения, особенности интеллектуального восприятия и коммуникативные интенции эксплицировали в первую очередь причинно-следственный (включающий отношения основания-вы-вода) и целевой типы обусловливающей семантики, хотя значения условно-уступительные представлены достаточно полно. Грамматических доказательств первичности причинных и целевых отношений по меньшей мере два. Во-первых, только эти типы значений могли быть выражены беспредложными и предложнопадежными сочетаниями, глагольными формами — т. е. средствами простого предложения, возникшего, конечно, гораздо раньше сложного. Во-вторых, все причинные и целевые предлоги по своему происхождению являются пространственными, а условные и уступительные связаны с временными. Как известно, «первобытное сознание было способно вначале воспринимать лишь то, что „находится на поверхности", не вникая глубоко в сущность вещей, в существенные и необходимые связи, лежащие в основе тех или иных процессов и явлений»10, поэтому «прежде всего осознаются связи сосуществования в пространстве, затем, в соотнесенности с ними, связи временные; в русском языке нет ни одного временного предлога, который по своему происхождению не был бы пространственным»11.

По нашему мнению, именно причинность является доминантой семантики обусловленности как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.

В языке категория обусловленности реализуется на следующих уровнях:

1) лексическом (сами понятия «обусловленность», «причина»(в истории языка — «вина»), «цель», «повод», «основа-

ние», «условие» и все сопряженные с ними);

2) фразеологическом (идиомы ни за что ни про что, за прекрасные глаза, ни с того ни с сего, от нечего делать, на радостях и под.);

3) словообразовательном (имеется в виду роль приставок с- и по- в образовании причинных наречий, приставки на- в образовании наречий цели: почему, поневоле, спьяну, сдуру, сгоряча, сослепу, назло и др.);

4) синтаксическом дотекстовом, предложенческом (управляемые предложно-падежные и беспредложные формы со значением обусловленности, примыкающий инфинитив цели, все виды сложных предложений с соответствующей семантикой между частями, причастные и деепричастные обороты с аналогичным значением, в плане языковой диахронии — супин, оборот дательный самостоятельный);

5) синтаксическом текстовом (обусловливающая связь между предложениями в структурно-семантическом блоке и между блоками в тексте, а также определенные закономерности употребления тех или иных способов выражения обусловленности в зависимости от функционально-смысловых типов речи и авторских интенций);

6) мегатекстовом, вводящем отдельно взятый текст с точки зрения всех описываемых в нем событий в общее ментальное пространство эпохи.

Синтаксический дотекстовой и синтаксический текстовой уровни в русском языке являются основными для реализации категории обусловленности в отношении как количества моделей используемых конструкций, так и разнообразия выражаемых оттенков соответствующих значений.

Мегатекстовой уровень реализации категории обусловленности в плане языковой диахронии эксплицируется нами впервые. Он связан с понятием мегатекста, о котором Д. С. Лихачев писал: «По существу все произведения древней русской литературы благодаря единству сво-

ей направленности и приверженности к исторической основе („историзму") представляли собой в совокупности единое огромное произведение — о человечестве и о смысле его существования»12.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Колесов В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. С,Пб„ 2004. С. 227.

2 Ляпон М. В,: Прагматика каузальности / М. В. Ляпон// Русистика сегодня. М., 1988. С. 13.

3 Калесав В. В. Язык и ментальность. С. 30.

4 Си.'. Лавров Б. В. Условные и уступительные предложения в древнерусском языке / Б. В. Лавров. М. ; Л., 1941. С. 128.

5 Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю. М. Лотман // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 5.

6 Фаттахова Н. Н. Условно-временные отношения в синтаксисе народных примет (на материале сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа» / Н. Н. Фаттахова // Предложение и слово. Саратов, 1999. С. 91.

I Лавров Б. В. Указ. соч. С. 45.

8 Колесов В. В. Философия русского слова / В. В. Колесов. СПб., 2002. С, 189.

9 Брудный А. А. О сознании и тексте f А. А. Брудный // Мысль и текст. Фрунзе, 1988, С. 5.

й Маслиева О. В. Становление категории причинности /О. В. Маслиева. Л., 1980. С, 75.

II Якубипский Л. П. История древнерусского языка / Л. П. Якубинский. М., 1953. С. 255.

12 Лихачев Д. С. Послесловие / Д. С, Лихачев // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. М., 1994. Кн. 3. С, 620—630.

Поступила 11.07.05.

КАТЕГОРИЯ АСИЕКТУАЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Т. В. Белошапкоеа, доцент кафедры русского языка Московского государственного педагогического университета им. М. А. Шолохова

Статья выполнена в рамках когнитивной лингвистики и представляет собой первый опыт описания концептуальной структуры категории аспектуальности, В работе делается попытка описания смыслов, которые в нашем сознании обобщаются в категорию аспектуальности: степень проявления, начало, продолжение, конец, единичность, длительность, результативность, повторяемость, соотношение с нормой.

Понятие аспектуальности появилось в лингвистике в начале XX в., а до того времени активное внимание ученых привлекала категория вида глагола. Вся почти двухсотлетняя история изучения категории — это изучение аспектуальных характеристик глагола, а затем и предиката. В первой половине XX в. исследователи заинтересовались тем, как с помощью словообразовательных средств создаются глагольные модификации по различным аспектуальным параметрам. Развитие этого направления привело к созданию учения о способах глагольного действия, которое наиболее полно представлено в «Русской грамматике — 1980». Можно сказать, что весь XIX в. — это путь от «наивного» когнитивного представления категории аспектуальности к грамматическому, основанному на

понятии дифференциального признака, да и XX в. — век поиска инварианта в значениях видов (если точнее, то в значениях совершенного вида) — представляет собой не что иное, как поиск «универсального» концепта.

Начиная с 50-х гг. XX в. формируется несколько иной подход к вопросу о том, что такое категория аспектуальности и какие уровни языка участвуют в ее формировании. Внимание ученых привлекли такие причастные к функционированию категории аспектуальности уровни, как лексический и синтаксический. Этот подход был сформулирован в докторской диссертации Ю. С. Маслова, который считал, что «под способом действия следует понимать некоторые общие (часто, но не обязательно выраженные словообразовательными средства-

Й Т. В. Белошапкова, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.