Научная статья на тему 'Филологическая культура медицинского персонала, как фактор обеспечения качества медицинских услуг'

Филологическая культура медицинского персонала, как фактор обеспечения качества медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / PHILOLOGICAL CULTURE / QUALITY OF HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мушников Д. Л., Орлова Е. В., Гареева О. Д.

По данным исследования получены данные о состоянии филологической культуры медицинского персонала с позиции ее влияния на качество медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOLOGICAL CULTURE OF MEDICAL STAFF AS A FACTOR SECURING QUALITY OF MEDICAL SERVICES

As a result of this investigation authors present the facts about the level of philological culture of medical staff from a position of its impact on the quality of medical services.

Текст научной работы на тему «Филологическая культура медицинского персонала, как фактор обеспечения качества медицинских услуг»

ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Мушников Д.Л., Орлова Е.В., Гареева О.Д.

ГОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Росздрава, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Иваново

Аннотация: По данным исследования получены данные о состоянии филологической культуры медицинского персонала с позиции ее влияния на качество медицинских услуг.

Ключевые слова: филологическая культура, качество медицинской помощи.

В условиях повышенного внимания к проблеме качества медицинской помощи, значительную актуальность приобретает вопрос улучшения культуры медицинского персонала. Как показывает анализ литературы, в современных условиях возрастает роль филологической (языковой) культуры медицинских работников. Профессия врача - это лингвоактивная профессия. На необходимость совершенствования языка, речи посредством целенаправленного обучения писали еще великие мудрецы Древней Греции и Рима. Таланту целебного слова врача придавали большое значение с глубокой древности. Академик Билибин А.Ф. писал, что решающим и определяющим качеством клинической работы является не методика исследования, а культура собственной личности врача. Медицинский работник в современных условиях должен владеть системой норм русского литературного языка, включающей в себя орфоэпическую, лексическую, грамматическую (морфологическую и синтаксическую), орфографическую и пунктуационную нормы, а также владеть нормами речевого этикета, основу которого составляет категория вежливости, нормами делового этикета, чтобы корректно составить любой необходимый официальный документ. Современный врач должен уметь построить любое монологическое высказывание в устной и письменной форме в зависимости от адресата, цели, темы и ситуации общения. Это информативные высказывания (в письменной форме - это оформление истории болезни, в устной форме - это информирование пациента о методах обследования, лечения, советы по профилактике заболеваний, информирование родственников о состоянии больного, выступление на ежедневной конференции перед коллегами и т.д.) Это убеждающие высказывания по поводу корректности использования той или иной методики лечения, того или иного лекарственного препарата, переубеждение пациента относительного его состояния и т.д.).

Выше сказанное послужило основой для проведения исследования, целью которого являлось: изучить состояние филологической культуры медицинских работников, как части их профессионально-личностного потенциала, и разработать предложения по ее коррекции.

Материалы и методы. База исследования: Ивановская областная клиническая больница, ивановский областной противотуберкулезный диспансер, ивановский областной онкологический диспансер, многопрофильная клиническая больница №4 и больница восстановительного лечения №5 г. Иваново. Программа исследования предусматривала использование методов анкетирования и экспертной оценки. Дана характеристика культуры медицинского персонала, как части личностно -профессионального потенциала по методике Д.Л. Мушникова. Количественная оценка филологического потенциала давалась в баллах по трём градациям: низкий уровень, средний уровень, высокий. Программа сбора материала предусматривала также тестирование медицинских работников по русскому языку и культуре речи, по методике, разработанной заведующей кафедрой русского языка ИвГМА, к.п.н. доцентом Е.В.Орловой. Тесты включали в себя 14 заданий по орфоэпии, лексике, грамматике, невербальным средствам воздействия, речевому и деловому этикету. 12 заданий предполагали выбор правильного ответа из 3-х предложенных, 2 задания на проверку уровня сформированности деловой компетенции - написать заявление и служебную записку. Объем

выборочной совокупности составил 123 медицинских работника (том числе 56 врачей и 67 медсестёр).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показал, что у большинства медицинских работников (67,5%) сложились положительные языковые традиции. Однако у части врачей (32,5%) и медсестер (42,3%), отмечены процессы размывания и искажения языкового поля, ухудшения качества устной и письменной речи. Так, отмечено, что письменная речь значительной части работников (10% врачей и 30% медсестер) не грамотная, отражает ограниченный словарный запас пользователей и не знание ими современных требований литературного и профессионального языка.

Контроль уровня сформированности навыков и умений в области русского языка и культуры речи показал следующее: орфоэпические ошибки (произношение слов, ударение) делают 33,5% респондентов; грамматические ошибки - 73,7%, из них - на согласование подлежащего и сказуемого -13,4%; на согласование определений - 6,7%; на деепричастный оборот - 46,9%; на склонение собственных имён - 66,7%. Каждый пятый медицинский работник (20,1%) некорректно трактовал предложенный жест для проверки компетенции по невербальным средствам воздействия. Каждый четвертый медицинский работник (26,8%) не справился с заданием, определяющим компетенции в области речевого этикета. Особые трудности вызвали задания на знание делового этикета - написать заявление о приёме на работу и служебную записку о необходимости приобретения компьютера для отделения больницы. По результатам опроса установлено, что не владеют данным навыком большинство медицинских работников (60,3%). Так, не написали служебную записку 6,7% реципиентов, сделали грубые ошибки, не указав всех реквизитов в заявлении - 60,3%, в служебной записке - 57,4%. В служебной записке не написали наименование документа или написали в качестве наименования «ходатайство», «заявка», «заявление» - 42,8%; обращение к руководителю - 7,2%; отсутствовал сам факт просьбы у 21,4%; отсутствовало обоснование причин приобретения компьютера у 21,4% реципиентов. На вопрос: «Умеете ли Вы общаться?» 86,6% опрошенных ответили, что умеют, 13,4% дали отрицательный ответ. При этом все опрошенные (100%) отметили желание научиться более эффективному общению. На вопрос: «Нужно ли учить общению, русскому языку и культуре речи в медицинском вузе?» все опрошенные (100%) ответили положительно. По мнению большинства респондентов (73,3%) учить общению, русскому языку и культуре речи необходимо на всех этапах профессионального обучения - додипломном и последипломном. Индекс языковой культуры у врачей составил 0,8, а у медсестер 0,6.

Полученные результаты позволяют констатировать недостаточный уровень сформированности навыков и умений у медицинских работников в области орфоэпии, грамматики и особенно в области речевого и делового этикета. В тоже время установлена высокая потребность врачей и медицинских сестер заниматься русским языком, культурой речи, формированием речевой компетенции. Полученные данные явились основой для разработки предложений по повышению филологической культуры медицинских работников, а именно:

1. Диагностика уровня культурного компонента кадрового потенциала по специально разработанной анкете на индивидуальном уровне. Расчет индекса совпадения уровня культурного компонента кадрового потенциала персонала с нормативными значениями. Выделение медицинских работников с высоким уровнем отклонений показателей культурного компонента потенциала от нормативных значений как группы риска на снижение успешной деятельности. Выделение подразделений ЛПУ с низким и высоким уровнем индекса отклонений показателей культурного компонента потенциала персонала. 2. В связи с недостаточным уровнем сформированности навыков и умений у медицинских работников в области орфоэпии, грамматики и особенно в области речевого и делового этикета, а также их желанием заниматься русским языком, культурой речи, формированием речевой компетенции самостоятельно необходимо читать курс русского языка и культуры речи в процессе повышения квалификации медицинских работников на факультете дополнительного последипломного образования. 3. Сделать обязательным тестирование медицинских работников по русскому языку и культуре речи при присуждении и подтверждении медицинскими работниками

квалификационных категорий. 4. Формирование и пропаганда среди студентов медицинских ВУЗов и молодых работников медицинских учреждений положительных референтных образцов;

Таким образом, предложенная методика оценки филологической культуры медицинских работников, как части их личностно-профессионального потенциала, данные полученные в ходе настоящего исследования о фактическом ее состоянии, а также предложения по совершенствованию, могут быть использованы руководством медицинских ВУЗов и учреждений здравоохранения при принятии управленческих решений по управлению процессом формирования высокой культуры медицинского персонала.

PHILOLOGICAL CULTURE OF MEDICAL STAFF AS A FACTOR SECURING QUALITY OF MEDICAL SERVICES

D.L.Mushnikov, E.V.Orlova, O.D.Gareeva

State Medical Academy, Ivanovo, Department of social health and health protection

Annotation: as a result of this investigation authors present the facts about the level of philological culture of medical staff from a position of its impact on the quality of medical services.

Key words: philological culture, quality of health protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.