Научная статья на тему 'Филолог-просветитель (к 80-летию доцента Татьяны Александровны геллер)'

Филолог-просветитель (к 80-летию доцента Татьяны Александровны геллер) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
505
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филолог-просветитель (к 80-летию доцента Татьяны Александровны геллер)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)

ФИЛОЛОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ (К 80-ЛЕТИЮ ДОЦЕНТА ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГЕЛЛЕР)

© Ф.Г.Галимуллин

Незаурядную и светлую личность Татьяны Александровны Геллер вспоминают многие выпускники и коллеги. Ее разносторонняя научная и педагогическая деятельность является прекрасным примером самоотверженного служения своей профессии.

Татьяна Александровна сначала училась на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета, затем на старших курсах перевелась в Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, который окончила в 1956 г. В 1972 г. в МГУ защитила кандидатскую диссертацию по эстетике, получив степень кандидата философских наук. Филологическое и философское образование давало ей возможность представлять в научных трудах и лекциях литературные явления в широком философско-историческом контексте. После защиты диссертации она вернулась на родину, в Казань, и почти сорок лет проработала на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания Казанского государственного педагогического университета. Татьяна Александровна была великолепным педагогом, талантливым ученым и представителем интеллигенции в классическом смысле этого слова.

Она преподавала курсы зарубежной литературы и мировой художественной культуры на филологическом факультете. Татьяна Александровна уделяла большое внимание рассмотрению связей между различными видами искусства, прослеживая, например, реминисценции, ассоциации, мотивы античной мифологии в драме, театре и живописи. На своих лекциях преподаватель умела вызвать живой интерес аудитории, ее актерские способности делали ее предметом восхищения многих поколений студентов. В то же время ее лекции всегда отличались научной глубиной, что вызывало у студентов желание подражать ей и в этом.

Научная деятельность Т. А.Геллер была связана прежде всего с изучением театра и драмы. Последним ее крупным исследованием стала монография «Мольер в России. Очерки по истории русского восприятия Мольера. XIX век», подводящая итог многолетней работы. Рассматривая многочисленные переводы произведений Мольера, Т. А.Геллер раскрыла механизм создания об-

раза французского драматурга в русской культуре, при этом большое внимание ею уделялось различию восприятия творчества Мольера на разных этапах развития русской литературы. Сейчас уже можно сказать, что исследование Т.А. Геллер определяет создание своего рода мифа о Мольере, одним из создателей которого стал выдающийся отечественный филолог А.Ве-селовский. Т. А.Геллер неоднократно выступала с докладами на секции русско-зарубежных связей в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге, на Пуришевских чтениях в Московском педагогическом государственном университете, принимала активное участие в Поволжских научных конференциях в Нижнем Новгороде, Саратове, Астрахани.

Татьяна Александровна была открыта к восприятию новых явлений в литературе и культуре. Показательно, что один из спецкурсов, разработанных ею в последние годы жизни, был посвящен специфике детектива как жанра массовой литературы. Она постоянно следила за литературным процессом: читала журнальные публикации, открывала для себя новые литературные имена и щедро делилась впечатлениями о прочитанном с коллегами и студентами. Так, в 197080-е гг. на ее лекциях студенты узнавали о литературных новинках, например, о романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова еще задолго до повторной его публикации, а в 1990-е гг. она одной из первых на факультете открыла произведения Л.Е. Улицкой и увлеченно рассказывала о них студентам. В те годы оживляющим потоком хлынула на читающую публику «возвращенная литература», литература русского зарубежья, и Татьяна Александровна не только сама активно читала, восполняя эстетический вакуум, но и побуждала студентов и коллег к знакомству с современной русской и зарубежной литературой.

Т.А.Геллер рассматривала специфику интерпретации античных мифологических образов в русской и мировой литературе, прежде всего в творчестве А.С.Пушкина, что отразилось в рукописи незаконченной монографии «Античные образы в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина», над которой она работала в последние годы. В ее рабочем столе осталась рукопись учебно-методического пособия для студентов и учителей

Ф.Г.ГАЛИМУЛЛИН

«Методика подготовки и проведения литературно-музыкальных композиций».

Татьяна Александровна воплощала в университетских аудиториях несбывшуюся мечту о театральной деятельности. Обладая великолепными актерскими способностями, режиссерским талантом, Татьяна Александровна щедро делилась ими со студентами во время репетиций и выступлений с литературно-музыкальными композициями, посвященных творчеству А.А.Ахма-товой, А.А.Блока и теме Великой Отечественной войны. Она заражала окружающих любовью к театру, помогала раскрыться актерским талантам студентов, многие, получив такой мощный творческий заряд, впоследствии сами организовывали театральные кружки в школах, готовили литературно-музыкальные композиции со школьниками.

Татьяна Александровна умела доверять студентам, учила систематически работать над собой и в учебной, и в научно-исследовательской деятельности. Она создавала вокруг себя атмосферу творческого соревнования, умела поддержать в трудную минуту творчески мыслящего студента, помочь ему раскрыться, поверить в свои силы. Т. А.Геллер была настоящим педагогом, мастером своего дела, просветителем в полном смысле этого слова. Помимо своей непосредственной работы в педагогическом университете, она постоянно выступала с лекциями перед студентами других вузов, на курсах повышения квалификации учителей, вела занятия в театральных студиях и училище, была лектором общества «Знание». В казанских газетах и журналах она выступала в качестве театрального критика, давая оценку постановкам в казанских театрах.

Уникален опыт создания научного студенческого кружка «Эстетика», организатором и бессменным руководителем которого была Татьяна Александровна. За 37 лет (с 1966 по 2003 г.) кружок стал школой педагогического мастерства для многих учителей республики.

Работа кружка велась по многим направлениям: просветительскому, научному, педагогическому (студенты разрабатывали темы по различным видам искусства и выступали с лекциями перед самой широкой аудиторией). В кружок принимались студенты, начиная с первого курса, за годы 4 - 5-летней учебы в вузе студенты получали довольно солидный научный и практический опыт по эстетике, литературоведению и методике преподавания литературы.

Кружок был организован на добровольной основе, по инициативе студентов и имел свои традиции: занятия проходили вне расписания

один раз в неделю - по средам, продолжительность одного занятия составляла 3 - 4 часа, в начале занятия слушали и обсуждали доклад на литературоведческую или искусствоведческую тему, который студенты-члены кружка готовили по очереди, затем - лекция Татьяны Александровны, обмен мнениями (рефлексия) завершал заседание, в котором должен был высказаться каждый кружковец. Как правило, начинали первокурсники и завершали более опытные студенты старших курсов. На заседаниях кружка живо и непринужденно делились впечатлениями о просмотренных спектаклях, о кинофильмах, выставках. На каждом заседании кружка проводился анализ репродукций картин. Запас картин в «галерее» Т. А.Геллер никогда не иссякал.

Бывшие кружковцы с особой теплотой вспоминают экскурсионные поездки, организованные Т.А. Геллер в дни студенческих каникул. Кружковцы побывали в Москве, в Петербурге, Нижнем Новгороде, Саранске, Киеве, Вологде, Пскове, Пушкинском заповеднике. Первые кружковцы побывали в гостях у К.И.Чуковского в Переделкино (за два месяца до его смерти). Писатель преподнес им свои книги. Несколько раз студентам удалось встретиться с директором Пушкинского заповедника, писателем С.С.Гейченко. Такие встречи, обрастая легендами, передавались от старших кружковцев к младшим, подогревая их интерес к таким литературным путешествиям.

Теоретические и практические знания и умения по эстетике и литературоведению студенты применяли в самостоятельной научно-исследовательской деятельности, одной из форм которой, начиная с 1970-х гг., были лекции-беседы на эстетические темы для школьников о различных видах искусства и их специфике. Члены кружка выступали в школах, техникумах, технических училищах, рабочих общежитиях Республики Татарстан. Подготовка и чтение популярных лекций-бесед стали еще одной традицией кружка «Эстетика». Так, в протоколах заседаний кружка «Эстетика» есть данные об обсуждении лекций для школьников по следующим темам: «Куклы для всех», «Художник Б.Неменский», «Кого можно назвать культурным человеком?», «О культуре подлинной и мнимой», «Древнегреческий театр», «Великие мастера итальянского Возрождения», «Как смотреть и понимать

скульптуру? Скульптор С.Эрзя», «Что такое хороший вкус?», «Искусство вокруг нас», «Как смотреть и понимать картину?», «Художник и книга» и др. Тематика подготовленных лекций в основе своей оставалась постоянной и составляла единый цикл «В мире прекрасного».

ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Дипломные работы Ж.Ф.Хакимовой «Проблема сценического воплощения драматургии

А. А.Блока», А.Ф.Галимуллиной «Античные мотивы в поэзии А.С.Пушкина», Г.Д.Файзиевой «Античные мотивы в современной драматургии» выросли из докладов, сделанных на младших курсах на заседаниях кружка. Т.А.Геллер руководила дипломной работой доцента Казанского федерального университета (КФУ), доктора филологических наук Татьяны Николаевны Брее-вой, положившей начало ее дальнейшей научноисследовательской деятельности: дипломный

проект стал основой ее кандидатской диссертации на тему «Литературно-критическая деятельность М.А.Волошина».

Выпускники кружка «Эстетика» успешно реализовались на профессиональном поприще: это Т.М.Гусева - до недавнего времени главный референт аппарата Госсовета РТ, Р.Ф.Муха-метшина - заведующий отделением русской филологии Института филологии и искусств КФУ, заведующий кафедрой русской литературы XX -XXI вв. и методики преподавания, профессор, доктор педагогических наук, доценты ИФИ КФУ Т.А.Карпеева и А.Ф.Галимуллина, В.А.Сонькин,

старший преподаватель Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (г.Н.Челны). В школах работают методист Л.В.Сомова, учителя А.Н.Егорова,

И.Г.Корнилова, Н.Б.Шульгина (г.Казань),

В.М.Варина (г.Лаишево), Ж.Ф.Хакимова (кандидат педагогических наук, г.Москва).

Любовь к литературе, к профессии ученого-филолога Т.А.Геллер сумела передать своей дочери - заведующей кафедрой зарубежной литературы КФУ, профессору, доктору филологических наук Ольге Олеговне Несмеловой.

Наследниками профессионального опыта научной деятельности Т.А.Геллер являются и участники научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке («Татьянин день»)», которая посвящена памяти любимого педагога. Это выразительный пример консолидации творческих сил исследователей разных поколений и уровней: от ученика до вузовского преподавателя-ученого. В конференции ежегодно принимают активное участие студенты, магистранты, аспиранты и молодые преподаватели вузов, а также учителя и учащиеся Татарстана, Чувашии, Удмуртии и города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.