Научная статья на тему 'Исследования по русской и зарубежной литературе'

Исследования по русской и зарубежной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1832
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования по русской и зарубежной литературе»

А.М.Саяпова

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Научно-методическая работа кафедры русской и зарубежной литературы уходит своими истоками к истории учительского института, где русский язык и литературу в разные годы преподавали Н.К.Невзоров, М.Д.Запольский, А.И.Анастасиев, В.П.Брюханов, А.С.Жеребцов, А.И.Павлов и А. И.Кузнецов.

Основателем и бессменным руководителем кафедры русской и всеобщей литературы педагогического института на протяжении более двух десятилетий (1923-1946 гг.) был Г.Ф.Линсцер. Работа Г.Ф.Линсцера в институте начиналась в период становления советской науки о литературе. Еще в дооктябрьский период Г.Ф.Линсцером был разработан курс истории зарубежной литературы средних веков. В 20-е годы он написал работу "Методологические искания в области литературоведения в Германии", которую представил в качестве диссертации. В 1930 году за активную научно-педагогическую деятельность Г.Ф.Линсцеру было присвоено звание профессора. Многие члены кафедры были учениками Г.Ф.Линсцера. Среди них можно назвать Е.М.Бикмухаметову, Н.И.Кубицкую, С.Н.Никольского, А.А.Михееву, Л.М.Котельникову, З.А.Старицыну, Е.Г.Бушканца, Т.Д.Фролову, Л.А.Беляеву. Научные традиции профессора Г.Ф.Линсцера, а также опыт руководства кафедрой продолжила З.А.Старицына, которая после его смерти восемь лет заведовала кафедрой зарубежной литературы.

В 40-50-е годы на кафедре складываются следующие научные направления: изучение наследия революционных демократов, русская литература и освободительное движение; изучение советской литературы; изучение зарубежных литератур, проблема взаимосвязей и взаимодействия литератур; литературное краеведение; методика преподавания литературы.

С приходом в 1963 году заведующего кафедрой профессора Е.Г.Буш-канца изменился характер научной работы: активизировалось издание кафедральных сборников, писались работы по проблемам русской литературы и освободительного движения XIX в. В этом направлении работал и сам Е.Г.Бушканец, защитивший в 1963 г. докторскую диссертацию "Русская нелегальная поэзия второй половины 1850-х и начала 1860-х годов". Он изучал литературно-критическую деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, им были выявлены и опубликованы памятники вольной русской поэзии из многих архивных изданий.

Изучением творчества М.Горького занимались И.А.Рахлин и Т.Д.Фролова, их интересовали вопросы литературно-критических взглядов писателя.

Л.М.Котельникова защитила кандидатскую диссертацию по проблемам художественных особенностей повести А.Н.Толстого "Иван Грозный" и опубликовала монографию на эту тему.

Н.К.Асеева занималась проблемой влияния М.Шолохова на развитие советской литературы.

Н.Д.Старицын защитил диссертацию по творчеству Гладкова, писал статьи о Серафимовиче.

Одним из важнейших направлений советской филологической науки является проблема взаимосвязей и взаимодействия литератур. Интерес к этой проблеме особенно усилился после общесоюзной дискуссии, проведенной в 1960 году Институтом мировой литературы. Проблемой русско-французских литературных связей на кафедре стали заниматься З.А.Старицына и Т.А.Геллер.

З.А.Старицына - выпускница Казанского пединститута. Ее кандидатская диссертация "Беранже в оценке революционно-демократической критики", защищенная в 1952 году в Московском государственном университете, привлекла внимание специалистов актуальностью научной проблемы, обилием нового материала.

В 1956 году в издательстве "Литература на иностранном языке" выходит книга "Избранные произведения Беранже", составителем и автором предисловия стала З.А.Старицына. Это было первое советское издание творческого наследия Беранже на французском языке, включающее поэзию и прозу.

Тема "Беранже в России" стала на долгие годы главной и определяющей в научной деятельности З.А.Старицыной. Ею обследовано и изучено множество материалов, документов, рукописей. Многолетнее изучение вопроса о литературной судьбе Беранже в России нашло отражение в серии статей З.А. Старицыной, опубликованных как в местной, так и во всесоюзной печати. Итогом изучения многообразных связей Беранже с русской культурой прошлого века являлась монография З.А.Старицыной "Беранже в России" (1969), которая получила признание научной и литературной общественности.

Т.А.Геллер работала над темой "Мольер в России", рассматривала ее в трех аспектах: русские переводы комедий Мольера; Мольер в русском литературоведении и критике; постановка пьес Мольера на русской сцене. Отдельно вышла в свет ее книга "Мольер в России".

Еще одним научным направлением кафедры является литературное краеведение. Темой "Горький в Казани" занималась Т.Д.Фролова, она опубликовала несколько статей о повести "Мои университеты".

Несколько работ Е.Бушканца посвящены жизни Л.Н.Толстого в Казани, а также связям Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова с Казанью, изучалось участие В.Короленко, М.Горького, Г.Успенского и других писателей в "Волжском вестнике".

Доцент Л.М.Котельникова уделяла большое внимание проблеме литературного краеведения в развитии познавательной активности школьников. В ряде статей она обобщила опыт казанских учителей по использованию краеведческого материала при изучении творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Джалиля. Специалистом по теме "Державин в Казани" была

Г.А.Альмухаметова, ею опубликовано несколько статей в газетах и научных сборниках.

Содержательную брошюру по литературным музеям Казани опубликовала Д.И.Шакирова в 2002 году (второе издание в 2003 г.).

По краеведческой проблематике было издано три кафедральных сборника "Казань в истории русской литературы" в 1965, 1968, 1973 годах под редакцией Е.Г.Бушканца. Необходимо подчеркнуть, что в 60-80-е гг. активно издавались сборники научных статей и докладов членов кафедры, что стимулировало их научно-профессиональный рост.

К проблеме литературного краеведения в плане русско-татарских связей проявляли глубокий интерес И.Г.Пехтелев, И.А.Рахлин. И.Г.Пехтелев многие годы изучал творческое наследие Г.Тукая и его связи с русской литературой. Результаты этой работы отразились в ряде его книг и статей. Пребыванием советских писателей в Татарии в годы Великой Отечественной войны занимался Р.Н.Порман. Историю татарского театра, а также вопросы постановки в нем произведений русской драматургии исследовала Р. Ф.Усманова.

Большой вклад в научное направление кафедры внесла доцент Т.Д.Фролова, которая успешно занималась изучением творческого наследия Н.Некрасова, а также историей восприятия его поэзии в русской литературе и критике конца XIX - начала XX вв. Наиболее крупные ее статьи вошли в Некрасовские сборники ИРЛИ АНСССР, а также в журнал "Русская литература". Доцент Л.А.Беляева изучала критическую деятельность поэта-ис-кровца Д.Минаева. Доцент К.С.Тунакова занималась творчеством Г.А.Мачтета и выявлением его связей с демократической литературой 70х гг. Задачей кандидатской диссертации и ряда работ Д.А.Сладковой является исследование формирования эстетического идеала у учащихся старших классов на уроках литературы средствами самой литературы. Проблемы источниковедения - многолетний объект научных интересов доцента Т.А.Карпеевой, которая защитила кандидатскую диссертацию по творчеству Боборыкина. Кандидатская диссертация о поэтах-лириках середины XIX века определила характер дальнейших творческих изысканий доцента Т.В.Воронцовой.

Молодых же членов кафедры привлекают поэты "серебряного века", Так, Т.Н.Бреева опубликовала монографию "Художественный мир Осипа Мандельштама". Ж. Ф.Хакимова и Р.Ф.Мухаметшина защитили кандидатские диссертации о поэтах начала ХХ века.

Русско-татарскими литературными связями занимается М.Г.Ахмет-зянов. Им написана монография "Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе", позже этими проблемами стали заниматься А.М.Саяпова, М.М. Хабутдинова.

Французско-татарским связям посвящена статья проф. З.А.Старицыной "Песни П.-Ж.Беранже в переводах татарских поэтов".

Вопросами методики преподавания литературы в школе в той или иной форме занимались и занимаются почти все члены кафедры. Проблема преподавания русской литературы в нерусской (татарской) школе была предметом многолетних исследований Н.И.Кубицкой, А.А.Михеевой, Л.М.Котельнико-вой и других.

Казанская методическая школа преподавания русской литературы сформировалась в 90-е годы (XX в.), в период гуманизации и гуманитариза-

ции образования, в ходе формирования методики обучения нерусских учащихся русской литературе.

В этих условиях перед кафедрой русской и зарубежной литературы Казанского государственного педагогического университета Министерством образования республики Татарстан была поставлена задача создать новые программы, учебники-хрестоматии и методические пособия для татарской школы, отвечающие современным требованиям.

Решающим шагом в выполнении этой задачи было открытие при кафедре аспирантуры по специальности "Теория и методика обучения и воспитания (литература)", руководство которой было поручено заведующему кафедрой доктору педагогических наук, профессору М.Г.Ахметзянову. В докторской диссертации М.Г.Ахметзянова "Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы (на материале национальных школ Республики Татарстан)" впервые основательно исследован аксеологический аспект обучения литературе.

За истекшее время на кафедре были защищены одна докторская и шесть кандидатских диссертаций по названной специальности (13.00.02). Следует отметить, что защита всех диссертаций состоялась в Москве в Ученом Совете Московского педагогического государственного университета.

Диссертационные исследования были посвящены самым различным, но актуальным проблемам преподавания русской литературы в школах с нерусским языком обучения. Впервые аспирантами кафедры были осуществлены диссертационные исследования по творчеству писателей, вновь включенных в программу. Это - изучение лирики Бориса Пастернака (Хакимова Ж.Ф.), поэтов-символистов (Мухаметшина Р.Ф.), творчества А.И.Солженицына (Голикова Г.А.) в национальных школах Республики Татарстан; обучение студентов педагогических колледжей и вузов анализу поэтического текста (Моисеева Т.В.).

Темы диссертаций связаны с самой сложной проблемой в преподавании литературы: анализом лирического произведения.

Аспирантами были осуществлены исследования по проблемам развития устной речи учащихся и формирования теоретико-литературных знаний.

Формированием понятия классицизма у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики занимается А.Ф.Галимул-лина. Теорией и практикой обучения студентов педагогических колледжей методике развития устной речи в условиях билингвизма - С.В.Фаттахова.

Аспиранты кафедры продолжают работать над диссертациями по изучению в школе лирики Ф.И.Тютчева, А.А.Ахматовой, А.А.Блока. Подготовлена к защите диссертация на тему "Изучение русских народных сказок в татарской школе в контексте "диалога культур".

Таким образом, можно говорить об уже сложившейся казанской методической школе, созревшей, как отмечают ведущие методисты России, в "недрах московской методической школы".

Необходимо отметить, что у истоков казанской методической школы стояли ученые Казанского университета и педагогического института (20-40-

е годы XX века) В.П.Брюханов, Е.Ф.Будде, Г.Ф.Линсцер, В.А.Богородицкий, М.Х.Курбангалеев. В.А.Богородицкий преподавал в Татарской учительской школе и свои наблюдения обобщал в статьях. Им написана работа по методике чтения.

Но первые диссертации по методике преподавания русской литературы в татарской школе были защищены только в 1960-е годы А. А.Михеевой и М.М.Бакеевой: первая - об обучении творческим работам, вторая - о развитии познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы. Диссертационное исследование М.Г.Ахметзянова об изучении русской советской литературы во взаимосвязи с татарской, защищенное в 1970-е годы, было последним, после чего наступил перерыв длиной в двадцать с лишним лет. И только создание казанской методической школы позволило продолжить исследование проблем обучения русской литературе учащихся татарской школы уже в современных условиях.

1990-е годы были продуктивными в научно-исследовательской работе кафедры. Преподавателями кафедры были опубликованы семь учебных хрестоматий и пять методических руководств к учебникам. В авторском коллективе, возглавляемым М.Г.Ахметзяновым, работают доктор филологических наук профессор А.М.Саяпова (заведующая кафедрой), профессор О.О.Несмелова (заведующая кафедрой зарубежной литературы КГУ), доценты Т.В.Воронцова, М.В.Ведишенкова, Т.А.Карпеева, Ж.Ф.Хакимова, Р. Ф. Мухаметшина, старший преподаватель Д.И.Шакирова. Авторский коллектив продолжает успешно трудиться над созданием новой программы по русской литературе и учебников нового поколения.

Тема докторской диссертации Саяповой А.М. "Дардменд и проблема символизма в татарской литературе начала ХХ века" определила круг научных проблем в его литературно-философском, научно-теоретическом, а также в практическом выражениях.

Уже в процессе работы над докторским исследованием, посвященным в основном творчеству Дардменда, были взяты из истории татарской литературы начала ХХ века имена С.Рамиева, Х.Такташа, которые стали объектом отдельного изучения в рамках кандидатских диссертаций Ч.А.Зариповой "Проблема демонизма в творчестве С.Рамиева в западно-восточном контексте", М.М.Хабутдиновой "Проблема личности в творчестве Х.Такташа". Все три исследования велись в рамках русской и мировой философско-эстетической мысли конца XIX - начала ХХ века.

В дальнейшем в качестве предмета исследования для группы аспирантов профессора А.М.Саяповой стало творчество Вл.Соловьева, А.Блока, Вел.Хлебникова, А.Белого. Кандидатская диссертация О.Е.Бочковой "Вел.Хлебников в контексте западно-восточной философско-эстетической мысли" завершена, представлена на защиту в диссертационный совет при КГУ, диссертационные исследования Р.Ф.Бекметова, А.Р.Заболотской по творчеству А.Блока, Вл.Соловьева завершаются.

Монография А.М.Саяповой "Читая Чехова..." - итог многолетнего труда ученого. Книга представляет собой еще один взгляд на творчество писателя с

позиций философской эстетики. Философия и литература взаимосвязаны настолько, что истоки философских достижений многих мыслителей нередко восходят к философской значимости художественного опыта литературы. В своем исследовании автор опирается на герменевтику - искусство и теорию истолкования текстов. Герменевтический метод в подходе к тексту произведений А.П.Чехова позволил исследователю прийти к мысли, что идея произведения отнюдь не сводится к некоторому заранее известному содержанию.

Наиболее актуальными в современном литературоведении являются направления, связанные с семантической поэтикой. Структурализм становится одним из самых адекватных методов описания литературы "серебряного века". Именно этим вызвано исследование структурно-семантических принципов в работе Т.Н.Бреевой "Художественный мир Осипа Мандельштама". Ставя своей задачей дать целостное представление о поэтическом мире художника, проследить динамику его мировосприятия и специфику функционирования в его лирике основных мотивов и лейтмотивных образов, автор одновременно соотносит творчество Мандельштама с общими тенденциями, характерными для литературы рубежа веков.

О результатах научной работы кафедры позволяет судить ее издательская деятельность. С 1958 по 1962 год было издано три тома "Ученых записок", составивших более 42 печатных листов. Профессор И.Г.Пехтелев возглавил созданное по его инициативе Казанское зональное объединение кафедр литературы группы педагогических институтов. Это объединение провело три научных конференции: в Казани (1960), Чебоксарах (1961) и Ижевске (1962). Результатом работы, проделанной Казанским зональным объединением, явились два сборника "Доклады и сообщения (по материалам I и II научных конференций)". Выпуск 1. Казань - Чебоксары (1963) и "Доклады и сообщения" (выпуск 2. Ижевск. 1964). Редактором первого сборника был И.Г.Пехтелев, второго - И.А.Рахлин.

В 1966 году под редакцией профессора Е.Г.Бушканца (все последующие сборники выходили под его редакцией) был издан сборник "Народ - герой русской литературы", материалы которого раскрывают различные аспекты этой проблемы. В отдельный раздел выделены статьи по истории русской критики.

С 1965 года стали выходить сборники "Казань в истории русской литературы" (1965, 1968, 1973). Издано пять сборников "Русская литература и освободительное движение" (1968, 1970, 1972, 1974), отражающих основные направления научно-исследовательской работы кафедры.

В 1973 году вышел из печати кафедральный сборник "Вопросы источниковедения русской литературы".

В последние десять лет под руководством профессора М.Г.Ахметзя-нова кафедра плодотворно работает над написанием учебников, хрестоматий и учебных пособий по русской литературе для национальных школ.

Так, только за последние пять лет коллективом кафедры (доценты Р.Ф.Мухаметшина, Т.В.Воронцова, Т.А.Карпеева, Т.Н.Бреева, Г.А.Голикова, старший преподаватель А.Ф.Галимуллина) были изданы следующие учеб-

ники и учебные пособия: Русская литература: Учебная хрестоматия для 5 кл. татарской школы (Казань, 2000); Русская литературы: Учебная хрестоматия для 6 кл. татарской школы (Казань, 2000); Русская литература: Учебная хрестоматия для 7 кл. татарской школы (Казань, 2001); Русская литература: Учебная хрестоматия для 8 кл. татарской школы (Казань, 2002).

Продолжается работа по НИР в рамках программы "Художественный текст и произведение". Здесь можно отметить исследовательские программы доцентов Л.Ф.Хабибуллиной, Т.Н.Бреевой, Т.А.Карпеевой. Профессор А.М.Саяпова возглавляет работу проблемной группы "Русская поэзия 19-20 веков в контексте восточной философско-эстетической мысли".

5-7 мая 2003 года в стенах Казанского государственного педагогического университета проходила межвузовская научная конференция "Литература: миф и реальность", организованная по инициативе кафедры. Конференция рассматривала различные аспекты мифологии в рамках литературного текста. Работали 14 секций по различным проблемам мифологии: фольклор как источник литературного мифотворчества, библейские реминисценции в мировой культуре, античный миф и его интерпретации в мировой литературе, мифопоэтическая картина мира в русской литературе XIX века, мифопоэтическая картина мира в литературе конца XIX - начала XX века, мифопоэтическая картина мира в литературе XX века, способы художественного воплощения национального мифа, значение регионального мифа для мировой культуры, формирование и функционирование социального мифа в литературном произведении, принципы конструирования культурного мифа, мифотворчество как объект школьного и вузовского изучения, специфика национальных идиостилей, языковая картина мира, литературоведческие мифы и общественная реальность.

Задача конференции самыми устроителями ее виделась, в первую очередь, в привлечении внимания ученого мира к научному потенциалу кафедры. В перспективе перед нами большая работа по выстраиванию общей концепции исследования, которая дала бы возможность публиковать проблемно-тематические сборники. Проведение конференций по научным проблемам кафедры должно стать системным. Это стимулирует более активный рост кафедрального научного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.