АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
УДК 745:671.12
DOI: 10.24412/2070-075Х-2024-1-71-80
А.Дж. Магомедов
ФИЛИГРАНЬ В ТРАДИЦИОННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Филигрань относится к ярким явлениям ювелирного искусства и народных промыслов Кавказа. На сегодняшний день ее исторические традиции мало изучены. В настоящей статье, на основе полевых исследований автора, а также наблюдений других ученых, поставлена задача углубить представления об исторических традициях филиграни как декоративной техники, получившей широкое распространение в конце XIX - начале ХХ вв. в областях Северного Кавказа, где в это время работали многие отходники из Дагестана.
Ключевые слова: традиционные художественные промыслы Дагестана, ювелирное дело, техника филиграни, виды филиграни.
Народные художественные промыслы Северного Кавказа исторически богаты своими школами мастерства. Особое разнообразие было характерно для ювелирного дела. Ювелирные школы отличало многообразие используемых декоративных техник, ассортимент изделий, исторические влияния, использование традиций различных школ ювелирного дела. Одной из интересных и широко распространенных форм народной культуры Северного Кавказа было ювелирное дело с использованием техники филиграни.
Наши знания о филигранном искусстве народов Кавказа сформировались не только под влиянием научной практики, но и жизни в родном селе. Автор статьи является уроженцем с. Кубачи (Дагестан), выходцем из семьи потомственного мастера. В 1980-е годы он работал заведующим лабораторией художественного металла в Махачкалин-ском филиале НИИ художественной промышленности (Москва), который изучал ювелирное дело народов Северного Кавказа.
Несмотря на историческую и современную распространенность филиграни у народов Северного Кавказа, она еще слабо изучена. Не изучены особенности традиций филигранного искусства промыслов и ремесел Кавказа. Вместе с тем, в последние годы интерес к филигранному искусству вырос. Об этом свидетельствуют и научные статьи, размещенные в РИНЦ - национальной библиографической базе данных научного цитирования [1; 2; 3; 4]. Много материалов о ювелирном деле и его техниках сегодня размещено на сайтах Интернета [5]. Надо также отметить, что в популярных материалах нередки неточности и ошибки.
Анализ литературы показывает, что под собирательным термином «филигрань» авторы исследований понимают: а) вид ювелирного искусства, б) декоративную технику, в) орнаментальный декор, широко применяемый не только в искусстве филигранного дела, но ив искусстве эмали. Филигрань в виде народного украшения встречается во всех частях света, и в ней исследователи видят одну из первоначальных декоративных техник, присущих человеческой культуре. В этом убеждает и то, что изделия с декоративными элементами, выполненными из проволоки и зерни, встречаются с древнейших времен, что известно по археологическим материалам. Расцвет филигранной техники и искусства на Северном Кавказе приходится на вторую половину XIX - начало XX века.
Хорошо известно, что основные заготовки филиграни - это «зернь» (шарики различных диаметров) и скань - разнообразно отработанная проволочная нить. Таково понимание этого вида ремесла, искусства и у народов Северного Кавказа. Так, на дагестанских языках, как и в латинском, «филигрань» именуется выражением «резьбовая нить» и «горошина» (куб. яз.), или «ссученная и горошинная нить» (авар. яз.) [6].
Интерес к филиграни как к технике исторической культуры ювелирного дела всегда был устойчив. В недавнем прошлом (1960-1980-е годы) основной акцент в изучении филиграни делался на педагогическом значении этой техники. Это было связано с ростом на Северном Кавказе числа предприятий народных художественных промыслов, детских художественных школ, различных центров обучения ювелирному делу, открытием художественных вузов в республиках региона.
Научное исследование традиций филиграни дореволюционного времени связано с именем известного специалиста по кавказскому оружию и ювелирному делу Э.Г. Аст-вацатуряна [7]. Активно изучались традиции филиграни, развивающиеся до революции в разных регионах, на предприятиях народных промыслов Северного Кавказа [8; 9. С. 103-106; 10. С. 54-57]. Традиции филиграни изучали многие педагоги школ художественного образования, в учебных практиках которых активно использовалась эта ювелирная техника.
В историческом прошлом сформировались и бытуют сегодня следующие разновидности филиграни: филигрань ажурная, просечная (выпильная), накладная (глухая) филигрань, многослойная (объемная) филигрань. Можно назвать еще не отмеченную исследователями и интернет-популяризаторами этой техники монтажную филигрань, когда вместо припайки филигранная композиция наклепывается на поверхность украшения. Ее активно применяли ювелиры начала ХХ века. Тогда же ювелиры стали подкладывать под такую филигрань «серебряную» или «золотую» (если скань золотилась) фольгу. Такие изделия получались нарядными и выполнялись в основном в качестве свадебных украшений.
В начале ХХ века отдельные мастера (Дагестан, с. Кубачи) в условиях роста спроса на украшения с филигранью в местах отходничества (города Северного Кавказа) в целях удешевления товара стали отливать филигранные детали украшений. Однако при уровне технологии литья того периода они получались грубыми. Литье филигранных деталей для украшений стало обычным явлением с появлением современных технологий «точного» литья. Литую филигрань можно называть псевдофилигранью. При этой технике украшение изготавливается методом литья, а затем дорабатывается путем чеканки, гравировки и других операций монтажа. При этой технике, если часть узора попорчена, его можно даже вырезать, набрать новый и впаять исправленную часть в место дефекта. При этом полностью исключались непропаянные места в изделии. Псевдофилигрань сегодня воспроизводится и методом штампования.
Особую популярность в начале ХХ века и позже, в советское время, получила ажурная филигрань. В начале ХХ века она стала настолько популярной, что кубачинские (Дагестан) ювелиры-отходники не теряли время даже в дороге. По воспоминаниям старых мастеров, отправляясь в дорогу при поездках в места отхода (обычно в города Северного Кавказа), они брали в дорогу серебряную скань и, сидя в купе поезда, заготавливали из нее филигранные детали («девятки» и др.), используемые при наборе ажурных поясов, других ювелирных изделий [6].
Филигрань, как технология и вид ювелирного искусства, получила развитие издавна. Узоры с зернью на ювелирных изделиях известны по археологическим памятникам. Так, на территории Северного Кавказа яркие традиции ювелирного искусства получают развитие еще во времена гунского, аланского и булгарско-хазарского периодов (У-УШ вв.). Особый интерес мастеров этого периода вызывало искусство металлического узора с зернью. Различные виды «глазкового узора» (проволочное колечко с шариком), декора,
составленного из зерни, уложенной в виде треугольников, строчных узоров зерни со ссученной проволочной основой, становятся характерными особенностями декора многих ювелирных изделий этого периода.
Распространена была филигрань и в более поздние периоды истории, в частности, в Средневековье. Так, по наблюдениям названного выше исследователя Э.Г. Астваца-туряна, женские туалетные приборы из белореченских курганов (Северный Кавказ, XV век) имели напайные филигранные розетки из крученой проволоки с крупной зернью. Края-контуры таких украшений из этих курганов также были «окаймлены филигранными плетенками». Но «на изделиях XIX века филигранные косички уже заменяются «прокатками ложной зерни, более легкими в изготовлении». По-видимому, - пишет исследователь, - «зерневые прокатки становятся одним из любимых приемов украшения». Наряду с прокатками ложной зерни очень широко применяются украшения в виде напайной зерни в розетках, выполненных из тонкой проволоки. Крупная напайная зернь стала очень модной в конце XIX - начале XX вв. Эту технику применяли как местные адыгские, так и приезжие дагестанские мастера [7. С. 42].
Филигрань была популярна на всем Кавказе. Например, бакинский пробирер В.К. Згленицкий в начале XX века отмечал, что на оружии филигрань как украшение встречается не часто и она связана главным образом с г. Ахалцихом, где в этой технике работают армянские мастера [11]. Мастера, о которых писал В.К. Згленицкий, работали в начале XX века во многих городах Северного Кавказа. В силу популярности такую технику стали осваивать и мастера-отходники из Дагестана (лакцы, кубачинцы), а также местные мастера северокавказских районов. К концу XIX века появились и более дешевые русские и заграничные изделия «того же рода» [7. С. 405].
В конце XIX - начале XX вв. традиции филигранного ремесла и искусства получили массовое развитие. С использованием его традиций выполнялись женские украшения (пояса, застежки и др.), кинжалы, наборные пояса. Часто филигранный декор сочетался с гравировкой, чернью, вставками самоцветов, паст. Многие работы выполнялись и в чисто филигранной технике с использованием многослойной скани из ссученной проволоки.
Искусство филиграни с точки зрения технологического процесса у многих народов мира универсально. Но большое разнообразие встречается в стилистике филигранного декора. У народов северокавказского региона стилистика таких узоров в ювелирных украшениях его народов мало изучена. Декор черни и гравировки больше привлекал внимание исследователей. Изучение традиций филиграни, особенностей ее декора имеет не только научное, но и практическое значение. Возрождение народных традиций филигранного декора в республиках Северного Кавказа часто шло по тому пути, который предлагался в популярных изданиях, в частности, в известном учебном пособии А.В. Флерова [12], опирающегося в своих описаниях и примерах в основном на традиции филиграни, характерные для русского прикладного искусства.
Основываясь на анализе накопленного исследователями материала и собственного полевого материала, можем утверждать, что в искусстве изготовления филигранных украшений народов Северного Кавказа можно выделить несколько школ филигранного искусства. Остановимся на ряде школ филигранных традиций, представленных у народов Северного Кавказа.
Это «адыго-черкесская» традиция. Xарактерная ее особенность - узор, составленный из повторяющихся элементов в виде спирально свернутой проволоки - «глазков», смонтированных плотно друг к другу. Элемент «глазок» изготавливался из провальцо-ванной сканной проволоки. Сворачивалась плотная спираль, в центре которой часто напаивалась зернинка. Широко встречался декор, образованный эсобразными, волютооб-разными, соединенными парами «глазков» [7]. Нередко парами таких «глазков» заполнялась вся поверхность изделия.
Р
¡и
В начале ХХ века ювелиры нередко сочетали разные виды филиграни в декоре одного изделия (рис. 1). При этом в качестве зрительных акцентов композиции филиграни использовались касты с камнями, крупная зернь, шишки-полусферы, небольшие металлические накладки с чернью. Все композиции такого декора выполнялись в технике накладной филиграни.
Рис. 1. Женские филигранные пояса дагестанских ювелиров конца XIX в.
Истоки такого декора в изобилии вариантов можно встретить на изделиях художественной бронзы Северного Кавказа (11-1 тыс. до н. э.). Обратим внимание на то, что декор этих изделий выполнен с помощью сканных элементов. Особенно это за-
метно в бронзовой бляшке эпохи северокавказской культуры (II тыс. до н. э.). Еще более выразителен другой аналог - Ритон V в. до н. э. меото-скифского периода, украшенный проволочным декором со спирально свернутыми концами [13. С. 29].
Самобытностью отличается «кубачинская» (Дагестан) филигрань, распространенная в более поздний период, в XVII-XIX вв. Кубачинский материал дает возможность расширить и перечень известных науке филигранных техник. В литературе описаны разновидности напайной, ажурной, объемной филиграни, перегородчатой зерни. В кубачин-ском искусстве мы сталкиваемся и с такой разновидностью последней техники, как скульптурная зернь. В этом случае на каркас изделия напаиваются крупные детали (касты для камней и др. ), сканные обводки контура, а промежутки между ними многослойно заполняются разнокалиберной зернью. Сегодня утрачены многие секреты этой техники, позволяющей создать пластические эффекты с зернью. В этой технике выполнены многие женские украшения кубачинок, относящие к XVIII-XIX вв. Xарактерной особенностью филигранных традиций кубачинских ювелиров является интерес к драгоценным камням, которые дают выразительные сочетания с позолоченной многоярусной зернью. Мастера использовали в качестве вставок кабашоны со вставками благородной шпинели, альмандина, бирюзы.
Сканные элементы в кубачинских изделиях незначительны. Скань в виде ссученной проволоки, эсобразных фигур применяется в основном по контуру украшения и часто ее почти не видно на изделии. В работах конца XIX века уже встречается большое разнообразие деталей из скани, что свидетельствует об отходе мастеров от более древних традиций филигранного декора.
Своеобразен стиль филиграни аварских мастеров Дагестана. Одна из ее черт -широкое использование поясков из нитей «ложной зерни», которые часто сопровождаются сканью («веревочки», «косички»). Пояски из «ложной зерни» часто сочетаются с декором напайной зерни, образующей треугольники, круги, пирамидки на гладкой поверхности изделия.
Xарактерными особенностями филигранных изделий аварцев являются выразительные по мягкости цвето-теневых переходов сочетания филиграни с узором гравировки и черни, обилие цепочек, подвесок, крупная зернь. Многие украшения с зернью отличаются монументальным решением, они свидетельствуют о древних истоках и связях с мифологическими представлениями населения. Часто невозможно угадать, какое
изделие (преимущественно филигранное или изделие с гравировкой и чернью) явилось прототипом рассматриваемого образца ювелирного искусства конца XIX - начала XX вв.
Кроме указанных видов, в ювелирном искусстве народов Северного Кавказа широкое развитие получила «ажурная филигрань» армянского типа с мелким набором скани в каркасные конструкции из провальцованной проволоки. Тонкая скань для заполнения фигур изготавливалась из провальцованной ссученной проволоки и состояла из лепестков - так называемых в просторечии современных мастеров филиграни «девяток» или «вовте» (от названия арабской буквы «В» на куб.). После изготовления паутинки на них напаивались мелкие шарики. Кроме указанного варианта, встречается и другое заполнение такой филиграни: из провальцованной «веревочки» или сканной «косички» изготавливается спираль, которая сплющивается по форме элементов каркасного узора, составленного из более толстой, но также провальцованной проволоки. В этой технике создаются разнообразные ажурные изделия, нередко ажурная конструкция филиграни закреплена на пластинчатой основе, выгнутой по форме детали. Эта техника широко применялась при изготовлении большинства шарообразных элипсоидных филигранных бусин, пуговиц, полусферических накладок на женских украшениях, напоминающих каст с камнем.
В указанной технике работали многие мастера, представлявшие ювелирное искусство почти всех народов Северного Кавказа. В конце XIX века многие дагестанские ювелиры выезжали на заработки и на новом месте изготавливали украшения с учетом местных форм и художественных вкусов. Например, кубачинские мастера-филигранщики Шахаевы, Куртаевы работали в начале века в с. Костек (ныне Xасавюртовский район), мастера А.М. Абдурахманов, В.М. Гусейнов в 20-е годы XX века работали в селах Южного Дагестана [6]. В начале XX века в самом Кубачи отдельными предприимчивыми мастерами организуются небольшие мастерские по производству филигранных изделий для продажи в горных районах Дагестана, где издавна бытовали народные украшения с филигранью. По свидетельству мастера А. Абдурахманова, ювелиры-отходники Дагестана старались не «терять» время в дороге и заготавливали сидя в купе поездов филигранные детали, о чем мы писали выше. Тогда же мастерами было разработано немало ноу-хау в филигранном деле. Так, мастер Имима Абдуллаев открыл свой секрет пайки филиграни. Он заметил, что, если смочить основу скани пчелиным воском, то пайка шла значительно легче [6].
Ажурная скань описанного выше вида встречается широко. Ее можно встретить на изделиях русских мастеров московской школы. Ювелиры выкладывают основной рисунок толстой, гладкой, но плющеной проволокой, а детали делают из тонкой крученой «веревочки». Основной мотив скани - это непрерывный вьющийся стебель со спирально с загнутыми мелкими отростками [14. С. 70]. Особенностью таких изделий начала XIX века является то, что сканщики украшали закругленные концы отростков ажура скани («девятки») зернышками зерни. Нередко и весь стебель сплошь покрывался полосой блестящих шариков. Часто основной рисунок сканного орнамента выделялся толстой плющеной проволокой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканных завитков [14. С. 83].
Армянское филигранное искусство с паутинкой скани в начале XX века широко распространилось благодаря мастерам известного промысла Ахалцих. Из такой филигранной паутинки, получившей название «итальянский ажур» [15], создавались разнообразные женские украшения. А в конце XIX века так украшали даже подстаканники, различные письменные принадлежности, наперстки и др. изделия.
Сравнительное изучение традиций филигранщиков московской школы, армянских ювелиров и ряда изделий, выполненных мастерами Северного Кавказа в указанной технике, показывает, что между ними очень много общего: это прерывистый вьющийся
стебель из гладкой провальцованной проволоки, паутинное заполнение фона декора тонкими «девятками» или сплющенными спиралями. Это становится понятным, если учесть, что на Северном Кавказе в XIX - начале XX вв. работало немало армянских ювелиров. Нельзя исключать и наличие влияния традиций русских ювелиров, так как с окончательным присоединением Северного Кавказа к России резко усиливаются культурные контакты Северного Кавказа с городами Центральной России. В этой связи можно отметить и то, что в конце XIX - начале XX вв. повсеместно в России входят в обиход изделия столового набора, письменные принадлежности, выполненные с ажурной филигранью. Новые веяния сказались и на творчестве мастеров-ювелиров Северного Кавказа.
Рост культурного обмена между народами России и Северного Кавказа приводит в начале XX века к появлению новых видов филиграни, более или менее удачно синтезирующих традиции различных народных школ. Этому способствует то, что филигранные декоративные элементы в виде поясков «ложной» зерни», ссученной проволоки, «девяток», «глазков», «ромашек», «полусфер-шишек», «пирамидок» и «треугольников» из зерни, характерные для многих школ ювелирного дела и обусловленные спецификой этой техники ремесла, позволяют комбинировать из них большое разнообразие композиций декора изделий. Этим можно объяснить и то, что во многих женских украшениях народов Северного Кавказа, изготовленных в конце XIX - начале XX вв. встречаются накладки в виде шишек-полусфер, выполненных, как правило, в указанной выше традиции ажурной филиграни. Они играют роль основных зрительных акцентов изделий, заменяют отсутствующие касты с камнями или «сопровождают» их, придавая изделию пластическую выразительность. Вершинки шишек-полусфер часто украшаются крупной зернинкой либо вставкой небольшого цветного камня или пасты.
Филигранное искусство Северного Кавказа, особенно Дагестана, тесно переплетается с искусством плетения ювелирных цепочек. Нам удалось насчитать до 10 видов цепочек якорного, кольчужного, столбчатого и смешанного плетения. В изделиях начала XX века встречаются и цепочки, плетенные по образцам русских ювелиров, фабричного производства столичных городов России. Ювелиры, работающие на Северном Кавказе, продолжали до 1940-х годов изготавливать и «столбчатые» цепи. Широко известны толстые столбчатые и кольчужные цепи, украшавшие головной убор аварок и даргинок во многих селах Дагестана.
Использование филиграни в сочетании с вставками камней и паст - древнейшая традиция ювелирного дела. Особое развитие и популярность она получила в XIX - начале XX вв. и у народов Северного Кавказа. Филигранный узор в сочетании с красноватыми оттенками коралла, сердолика, прозрачной глубиной разноцветных стекол, насыщенно черным цветом гагата, с многоцветием различных паст создает выразительные декоративные аффекты. Полихромность - одна из общих черт ювелирного искусства народов Северного Кавказа. Кроме драгоценных и полудрагоценных камней (бирюза, альмандин, благородная шпинель, сердолик, коралл, гагат, янтарь), ювелиры активно использовали разноцветные пасты, стекла. Так, в женских украшениях населения Дагестана, живущих в приграничных с Грузией и Азербайджаном районах (Тлярата, 3ака-талы, Южный Дагестан) широкое применение получили и вставки разноцветного стекла, в изобилии выпускавшиеся ювелирными мастерскими России в конце XIX века. В Аварском ювелирном искусстве, как можно судить по многочисленным изделиям, был популярен сердолик, почитавшийся на Востоке как «камень счастья». Кубачинцы же ценили цвета только темно-вишневых альмандинов, шпинелей, бирюзы. Если не было под рукой нужного камня, ювелиры смело использовали разноцветные пасты, самодельно отливаемые бесцветные стеклянные кабашоны (для эффекта под них подкладывали цветную фольгу). Традиция пластических решений с помощью кастов с камнями была настолько устойчивой, что, при отсутствии паст и камней, вместо последних мастера напаивали на рант каста пластинку, отделанную чернью и гравировкой, как это наблюдалось в аварском ювелирном искусстве.
Интерес представляет филигрань и как декоративная техника с присущими ей инструментом и приспособлениями. В связи с этим отметим, что волочильная доска -изобретение древних мастеров, а волочильный станок был изобретен в XVI веке. Его возникновение ознаменовало своеобразную революцию в искусстве филиграни и насечки. Благодаря волочильному станку проволока легко выгибается, сплющивается, скручивается в спирали, и это позволяет механизировать процесс изготовления филиграни. Много технологических новинок в филигранное дело пришло в XIX веке - таких как механизация приемов обработки драгоценных металлов, вальцевание серебряных пластин. Изготовление полос мелкого рельефного орнамента с повторяющимся раппортом с помощью узорного валка приходит на смену трудоемкой чеканке, кованному от руки листу серебра.
На Северном Кавказе подобные новшества также появились в начале XX века. Еще накануне первой мировой войны в Кубачах продолжала сохраняться специальность кузнеца по ковке серебряных листов из литой болванки. Но в эти годы здесь появляются и первые вальцовочные станки. С вальцовочной техникой появились разнообразные узорные штампы (валики с «ложной зернью» и др.). Еще раньше начинают применяться плоские стальные штампы под гравировку, используемые для наложения эмали, черни. Новая техника приводит к развитию гравировочных работ по стали.
С началом XX века в декоре филигранных изделий начинают широко использоваться разнообразные штампованные детали; в отдельных случаях они имитируют пирамидки из зерни, другие элементы филигранного декора. В связи с ростом спроса на женские украшения в начале XX века появляются и подражания под филигрань, выполненные техникой литья, о чем мы писали выше.
Возрождение народных традиций ювелиров-филигранщиков Северного Кавказа на советских предприятиях народных художественных промыслов шло слабо. Практически были забыты и не осваивались традиции адыго-черкесской, дагестанских школ народного филигранного искусства. Развиваемые на предприятиях, в индивидуальных промыслах, традиции ажурной филиграни были часто безлики и не определяли особенностей народных традиций прошлого. Вместе с тем, современная техника «точного литья» как бы «убивает» многие традиции рукодельного мастерства прошлого. Исторически рукотворная филигрань в современных реалиях все больше превращается в промышленную технологию. В итоге филигрань на сегодняшний момент становится во многом безликой. Во многом ее обезличение происходит и под влиянием современной моды и дизайна. На безликость формирующихся традиций указывали еще в советское время отдельные исследователи [8. С. 13].
Таким образом, возрождение забытых традиций филиграни предполагает решение ряда задач. Так, целесообразно подготовить и издать специальные методические пособия, альбомы, где должны быть представлены лучшие образцы филигранного искусства различных исторических школ филиграни народностей Северного Кавказа. Часто филигранная техника является основой ювелирного дела. Она позволяет развивать навыки рукоделия, технологий работы с металлами, многие монтажные операции (пайка и др.) ювелирного дела.
Важной задачей современного времени является подготовка мастеров филигранного дела, внедрение таких практик в учебные процессы. Мастеров-филигранщиков сегодня готовят многие художественные вузы Северного Кавказа. Особенно их активно используют в вузах Дагестана (Дагестанское художественное училище им. М. Джема-ла, художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета и др. ). Филигранщиков готовят и на участках различных предприятий художественных промыслов, в системе индивидуальных производителей. В методическом плане филигрань считается одной из удобных техник для обучения. Отрадно, что в последние десятилетия интерес к искусству и технике филиграни стали прояв-
лять отдельные детские художественные школы. Также необходимо продолжить и изучение народных традиций, собирать и записывать имена виртуозов филигранного дела, известных народных мастеров, работавших в городах и селах Северного Кавказа, на предприятиях народных художественных промыслов. Более целенаправленно должна вестись музейно-поисковая работа. Все это будет способствовать воспитанию новой смены, пробудит интерес у молодых людей к истории одного из популярнейших видов ювелирного дела.
Литература
1. Хоменко Л.П., Кодзаева М.Б., Маркарян В.О. Литье по выплавляемым моделям как способ создания филигранных изделий в современном декоративно-прикладном искусстве осетин // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сборник материалов VI международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.М. Мосолова. Липецк, 2014. С. 73-76.
2. Камыгина Г.А. Филигранные изделия красносельских мастеров как пример синтеза русского традиционного ювелирного искусства и советской архитектуры второй половины ХХ века // Костромский гуманитарный вестник. 2013. № 1(5). С. 50-51.
3. Галанин С.И., Камыгина Г.А. Скань и филигрань: история, дизайн, технология. Кострома, 2011. 123 с.
4. Жилина Н.В. Русская зернь и филигрань XI-XV вв.: дисс. ... д-ра ист. наук. М., 2003. 498 с.
5. Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение. URL: https:// jewellerymag.ru/p/jewellery-techniques/ (дата обращения 30.01.2024).
6. Магомедов А.Дж. Полевой материал. С. Кубачи, Махачкала. Информатор Ша-хаев Омар и др. 1950 г.р.
7. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПб.: Атлант, 2004. 432 с.
8. Мальбахов Б.К. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, 1984. 108 с.
9. Шилинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М., Л.: Изд. АН СССР, 1949. 223 с.
10. Магомедов А.Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999. 204 с.
11. Згленицкий В.К. Кустарное производство золотых и серебряных изделий в Бакинском районе и Дагестане и предлагаемые меры для упорядочения и развития оного // Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. Тифлис, 1902. С. 190-195.
12. Флеров А.В. Материаловедение и художественная обработка металла. М: Высшая школа, 1981. 158 с.
13. Сокровища курганов Адыгеи. М.: Советский художник, 1985. 152 с.
14. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-ХХ вв. М.: Наука,1983. 374 с.
15. Дзуцова И. Ахалцихская филигрань // Декоративное искусство СССР. 1979. № 1. C. 46-47.
Filigree in Traditional Jewelry Art of the North Caucasus
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2024, 1 (92), 71-80. DOI: 10.24412/2070-075X-2024-1-71-80
Amirbek Dzh. Magomedov, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russian Federation). E-mail: amirbek.49@mail.ru
Keywords: traditional arts and crafts of Dagestan, jewelry, filigree technique, types of filigree.
Filigree refers to the phenomena of jewelry and folk crafts of the North Caucasus. Today, its historical traditions have been little studied. In this article, based on field research, observations, and other researchers, the task is to deepen the understanding of the historical and new traditions of this decorative technique. At the end of the 19th - 20th centuries. It became widespread in the regions of the North Caucasus, where at that time many workers from Dagestan worked. An analysis of the literature and sources shows that by the collective term "filigree" the authors of the research understand: a) a type of jewelry, b) decorative technique, c) ornamental decor, widely used not only in the art of filigree work, but also in the art of enamel, jewelry using inserts of ornamental and precious stones. Filigree in the form of folk jewelry is found in all parts of the world, and researchers see it as one of the original decorative techniques inherent in human culture. This is also confirmed by the fact that products with decorative elements made of wire and grain have been found since ancient times. They are well known from archaeological materials. The art of filigree began to develop actively in the Middle Ages. The heyday of filigree technique and art stands out in the second half of the nineteenth and early twentieth centuries. Filigree was also used in the practice of enterprises of folk art crafts of the Soviet era. Due to the prospects of its use as a methodological technique since the end of the twentieth century. It has become widely used in the educational practices of art schools and universities. The definition of filigree as a decorative technology using scans and grains is widely known. It is also called translated in the languages of Dagestan. This technology was widely used not only as an independent jewelry technique, but also in work with enamel, in the manufacture of jewelry with inserts of gems. In the era of globalization and the spread of new techniques and materials, individual techniques for making filigree began to change. Today, it is increasingly possible to find products with cast filigree, which is difficult to distinguish from handmade (made by hand). Today, the task is to study all varieties of filigree jewelry schools of the peoples of the North Caucasus, which existed from the second half of the nineteenth and twentieth centuries. Despite a certain fading of interest in this historical jewelry technology of the peoples of the North Caucasus, prospects for its revival remain in our time. It has acquired particular importance in recent decades as a method of educational practices for teaching younger generations jewelry making.
References
1. Homenko, L.P. & Kodzaeva, M.B. & Markarjan, V.O. (2014) Lit'e po vyplavljaemym modeljam kak sposob sozdanija filigrannyh izdelij v sovremennom dekorativno-prikladnom iskusstve osetin [Casting according to smelted models as a way to create filigree products in the modern decorative and applied art of Ossetians]. In: Mosolova, E.M. (ed.) Nauchnye diskussii o cennostjah sovremennogo obshhestva [Scientific discussions on the values of modern society]. Proc. of the fourth International Conference. Proc. of the sixth International Conference. Lipeck. pp. 73-76.
2. Kamygina, G.A. (2013) Filigrannye izdelija krasnosel'skih masterov kak primer sinteza russkogo tradicionnogo juvelirnogo iskusstva i sovetskoj arhitektury vtoroj poloviny XX v. [Filigree products of Krasnoselsky masters as an example of the synthesis of Russian traditional jewelry art and Soviet architecture of the second half of the XXth century]. Kostromskij gumanitarnyj vestnik - Kostroma Humanitarian Bulletin. 1(5). pp. 50-51.
3. Galanin, S.I. & Kamygina, G.A. (2011) Skan'i filigran': istorija, dizajn, tehnologija [Scan and filigree: history, design, technology]. Kostroma.
4. Zhilina, N.V. (2003) Russkaja zern' i filigran' XI-XV vekov [Russian grain and filigree of the 11th-15th centuries]. History Dr. Diss. Moscow.
5. Jewellerymag.ru (2015) Juvelirnye tehniki: filigran', skan', zern' i chernenie [Jewelry: filigree, scan, grain and blackening] URL:https://jewellerymag.ru/p/jewellery-techniques/ [Online] Available from: (Accessed: 30.01.2024).
6. Magomedov, A.Dzh. (2020) Field materials. Kubachi village, Mahachkala. Informator Shahaev Omar YB 1950 and others.
7. Astvacaturjan, Je.G. (2004) Oruzhie narodov Kavkaza [Weapons of the peoples of the Caucasus]. St. Petersburg: Atlant.
8. Mal'bahov, B.K. (1984) Kabardinskoe narodnoe dekorativnoe iskusstvo [Kabardian folk decorative art]. Nalchik.
9. Shiling, E.M. (1949) Kubachincy i ih kul'tura. Istoriko-jetnograficheskie Jetjudy [Kubachins and their culture. Historical and ethnographic studies]. Moscow; Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences.
10. Magomedov, A.Dzh. (1999) Tradicionnoe hudozhestvennoe remeslo Dagestana [Traditional art craft of Dagestan]. Makhachkala: Publishing House of the National Research Center of the Russian Academy of Sciences.
11. Zglenickij, V.K. (1902) Kustarnoe proizvodstvo zolotyh i serebrjanyh izdelij v Bakinskom rajone i Dagestane i predlagaemye mery dlja uporjadochenija i razvitija onogo [Artisanal production of gold and silver products in the Baku region and Dagestan and the proposed measures for the streamlining and development of this]. In: Trudy pervogo sezda deyateley po kustarnoy promyshlennosti Kavkaza - Proceedings of the first congress of figures on the handicraft industry of the Caucasus. Tiflis. pp. 190-195.
12. Flerov, A.V. (1981) Materialovedenie i hudozhestvennaja obrabotka Metalla [Materials Science and Art Processing metal]. Moscow: Vysshaya shkola.
13. Leskov, A.M. (ed.) (1985) Sokrovishha kurganov Adygei [Treasures of the mounds of Adygea]. Moscow: Sovetskiy khudozhnik.
14. Postnikova-Loseva, M.M. & Platonova, N.G. & Ul'janova, B.L. (1983) Zolotoe i serebrjanoe delo XV-XX vv. [Gold and silver business 15th-20th centuries]. Moscow: Nauka.
15. Dzucova, I. (1979) Ahalcihskaja filigran' [Akhaltsikh filigree]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR - Decorative arts of the USSR. 1. pp. 46-47.
УДК 791.43.45
DOI: 10.24412/2070-075Х-2024-1-80-87
Е.С. Трусевич
РЕЖИССЕРСКИЕ И ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСТОРИКО-АРХИВНОГО (МОНТАЖНОГО) ФИЛЬМА
В статье анализируются драматургические и режиссерские приемы историко-архивного (монтажного) фильма. Уточняется понятие хроники, выявляются способы соединения и сопоставления фрагментов хроники для создания цельного звукозрительного образа. Исследуются практические способы преодоления проблемы работы с неактуальным для современного монитора форматом хроники. Автор приходит к выводу, что эстетика историко-архивного (монтажного) фильма дает возможность не только формирования исторически достоверного хронотопа, но и использования хроники в качестве выразительного образа.
Ключевые слова: хроника, хронотоп, историко-архивный фильм, монтажное кино, формат кадра, звукозрительный образ.
Несмотря на то, что историко-архивный (монтажный) фильм имеет почти вековую историю, практические возможности этой режиссерско-драматургической модели почти не изучены. Так, Ю.Ю. Юмашева, фундаментально и последовательно исследующая проблемы сохранения аудиовизуального наследия, отмечает: «Кинодокументы в насто-