Научная статья на тему 'Филиал университета. Есть ли будущее?'

Филиал университета. Есть ли будущее? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филиал университета. Есть ли будущее?»

ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Л.В. Коптяева, А.М. Коптяев ФИЛИАЛ УНИВЕРСИТЕТА. ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ?

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что филиалы вузов на первом этапе становления России постсоветского периода внесли большой вклад в снятие социальной напряженности, сдерживании молодежи в ее асоциальном развитии. Даже сейчас трудно представить, что бы могло быть в 1993-1997 гг. (это пиковые годы открытия филиалов), если бы потенциал молодежи не был направлен в русло высшего профессионального образования. Молодежная преступность, пивной алкоголизм, наркомания, половая распущенность и так захлестнули Россию, и если даже удастся справиться с этими проблемами, то их отголоски еще скажутся нам на двух-трех будущих поколениях. Но филиалы «вытянули» из этой среды миллионы молодых людей, не дав им встать на путь самоуничтожения.

И вот наступило время, когда социальная напряженность спала, экономика России на подъеме. У молодежи, благодаря стабильно повышающейся заработной платы родителей, появилась возможность, как и в советские времена, уехать в престижный вуз, в столичные города. Национальный проект «Образование» недвусмысленно и даже несколько нарочито «высветил» первые вузы страны. И, как всегда в России, вместо того, чтобы накормить «лошадку» (эти самые филиалы), вывезшую не хвороста, а социальный воз, стали ругать последними словами, что и образование дает не то, и качество низкое, и специальности не востребованны и т.п. И что характерно, некоторые региональные власти, отвечающие за образование, хотят «удушить» филиалы даже рьянее, чем федеральные. Находятся даже умники, утверждающие, что если бы не филиалы, то молодежь как раз и пошла бы на предприятия, забывая, что предприятия то в те времена сами «лежали на боку», а значит увеличилась бы армия «братков» и их сторонников. Обвинения в адрес филиалов о том, что благодаря им в стране образовался перекос в сторону высшего образования так же беспочвенны. Это подтверждается данными мониторинга экономики образования (МЭО), проводимых Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ ВШЭ)

совместно с Росстатом, Фондом общественного мнения (ФОМ) и Левада-центром, в частности:

- 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование;

- после 9-го класса продолжить обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся (в Москве - 70%) [1].

Причины такого положения не в филиалах, а в менталитете россиянина. Почти 100 лет была негласная градация: закончил 7-8-9 классов - дорога в техникум (колледж); не смог в колледж - иди в ПТУ, так как в школу назад дороги нет; закончил 10-11 классов - это только в вуз. Да и государство эту ситуацию пропагандирует и даже из уст Президента прозвучало, что надо объявить законодательно обязательным среднее (полное) общее образование. А школы? Да у них главный показатель качества подготовки - количество выпускников, поступивших в вуз. Да и предприятия, по данным того же МЭО, гораздо активнее вкладывают средства в подготовку работников с высшим образованием. Согласно МЭО в 2005 г. из 100 предприятий, перечислявших средства в учреждения профобразования, 82 перечисляли вузам, 48 ССУЗам, 43 ПТУ «Чем успешнее предприятие, тем сильнее смещение к вузам» [1].

Но все же «перекос» этот существует, и эксперты МЭО утверждают, что «перепроизводство» высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики. Оно пользуется спросом и среди семей, и среди предприятий. Тот же МЭО в 2006 г. выявил ряд новых и очень сильных тенденций, развитие которых способно за несколько лет радикально изменить не только образование и рынок труда, но и в целом систему формирования человеческого капитала России [1].

Вот так совсем скоро может наступить время, когда у каждого первого российского работника в возрасте до 25-30 лет будет диплом об окончании вуза, то есть каждый (!) будет иметь высшее образование. Но какое? Будет ли оно давать возможность его владельцу соответствовать требованиям (новым требованиям) рынка труда, общества, государства. Думается, что нет. И здесь нельзя не согласиться с Г.И. Лазаревым, ректором Владиво-

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

© Л.В. Коптяева, А.М. Коптяев, 2006

Филиал университета. Есть ли будущее?

стокского государственного университета экономики и сервиса: «Конечно, можно вновь и вновь заявлять, что наше образование было и остается лучшим в мире, поэтому его нечего реформировать. С моей точки зрения, пора признать, что Россия утратила роль одного из лидеров в мировой системе образования. Но трагедии из этого делать не надо. Нести на себе бремя «лидера» нелегко и накладно, сейчас мы себе не можем этого позволить» [2]. Мы полностью с этим согласны.

Дополним лишь коротко, что признать «слабым звеном» надо в первую очередь подготовку школьников. В школе надо уйти от «подготовки к поступлению в вуз», так же надо уйти от фактической обязательности среднего (полного) общего образования (и это, на наш взгляд, один из главных «камней преткновения»). Должен быть почти «естественный» отбор. Ну почему человеку, не могущему и не желающему учиться, надо обязательно любым путем выдать аттестат? Именно выдать, так как самостоятельно он «дальше седьмого класса не пошел».

Причин такой ситуации в школах, на наш взгляд, несколько, но главнейших две:

- обеспечение педагогической нагрузкой, а значит заработком педагогов;

- престиж школы (по принципу «чем я хуже»).

Наши ежегодные наблюдения за абитуриентами показывают, что даже очень лояльный прием вступительных экзаменов дает разницу минус 1,5 балла по русскому языку и -0,8-1,2 балла по математике от балла, имеющегося в аттестате (усредненно).

Но, вернемся к филиалам. С приходом в нашу страну рыночной экономики образовательная система почти сразу была «захвачена» мировой глобализацией и связанными с ней процессами свободного движения интеллектуальных ресурсов.

Информатизация общества стала формировать новые правила поведения, выбор профессии и вообще формировать новую среду обитания. Россия так же стала интегрироваться в единое образовательное пространство и участие в Болонском процессе наилучшее тому подтверждение. Но, сказав «А», мы испугались (а может это что-то другое?) сказать «Б». До сих пор не можем перейти на двухступенчатую модель образования. Отговорка одна - у бакалавров знаний для работы в наших экономических условиях недостаточно! «Демографическая яма», в которую уже попала Россия, заставит вузы искать тех, кого они будут учить. Кого? Это взрослое население. Как? С помощью дистанционного обучения,

которое благодаря «паутине» легко реализуемо.

Итак. Что делать с филиалами? Развивать. При чем развивать силами головных вузов. И развивать по направлению дистантного обучения.

В работе филиала, в его образовательном процессе, благодаря новым информационным технологиям (НИТ) должен быть задействован весь штат ППС головного вуза.

Тем более, что в настоящее время непрерывно развивающиеся технологии заставят вузы перейти на принцип «обучение в течение всей жизни», а также учитывая демографию «идти к студенту». Кроме этого важным для вуза должно стать стратегическое планирование своей деятельности, в котором, в частности, должны быть спрогнозированы все будущие специальности подготовки с учетом развития экономики регионов.

Поскольку Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, филиал которого есть в Мурманской области, является университетом федеральным, не грех ему в своих стратегических планах учитывать бы развитие этого региона. Согласно «Оценке промышленного, социального, логистического развития Мурманской обл. с помощью Дельфи-метода», проведенной университетом Йоенсуу, кафедра географии, Финляндия; Балтийским институтом экологии, политики и права; Баренц-центром социальных исследований г. Мурманск [3] основными перспективными направлениями развития этого региона будут (до 2025 г.):

- транспортно-логистический комплекс;

- горно-металлургическая отрасль;

- энергетика;

- информационно-коммуникационный комплекс.

Исходя из перспектив развития головному

вузу необходимо уже сейчас лицензировать 2-3 перспективных специальности, подготовить необходимое оборудование и через филиал через 2-3 года начинать подготовку специалистов по указанным направлениям с помощью НИТ. Такие действия, безусловно, принесут огромные дивиденды как экономические, так и политические и головному вузу, так и его филиалу.

Библиографический список

1. Официальные документы в образовании (ОДвО). - 2006. - №№23(235).

2. Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №№2(35).

3. Оценка промышленного, социального и логистического развития Мурманской области с помощью Дельфи-метода. - Финляндия: университет Йоенсуу, кафедра географии, 2006.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 11, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.